Реберный свод
или Ребристый свод ребристый свод — это архитектурная особенность, позволяющая перекрыть широкое пространство, например, церковный неф , состоящий из каркаса из скрещенных или диагональных арочных ребер. Вариации использовались в римской архитектуре , византийской архитектуре , исламской архитектуре , романской архитектуре и особенно готической архитектуре . Тонкие каменные панели заполняют пространство между ребрами. Это значительно уменьшило вес и, следовательно, тягу свода наружу. Ребра передают нагрузку вниз и наружу в определенные точки, обычно ряды колонн или опор. Эта особенность позволяла архитекторам готических соборов делать более высокие и тонкие стены и гораздо большие окна. [1] [2]
Это тип дугообразного или арочного свода , в котором группы или панели в нишах нижней части свода отделены друг от друга ребрами, которые скрывают пахи или места пересечения панелей. [3] [4] [5] Реберные своды, как и паховые своды, образованы двумя или тремя пересекающимися бочкообразными сводами ; ребра скрывают стык сводов. [3] [4] [5]
Самый ранний сохранившийся пример исламской архитектуры находится в мечети-соборе Кордовы в Аль-Андалусе предшествует самым ранним романским образцам. , который на столетие [6] [7] [8] Альтернативой цилиндрическим сводам в нефах церквей XII века стали , ребристые своды в архитектуре ранней готики использоваться в сводах, выполненных с остроконечными арками , уже известными в романском стиле. В этих сводах, как и в паховых сводах, вес был направлен на углы, где его могли поддержать опоры , колонны или стены. Стены в готических зданиях часто примыкали к аркбутанам . Эти элементы позволили построить здания с гораздо более высокими и тонкими стенами, чем раньше, с огромными пролетами и большими витражами , наполняющими здание светом. [9] [10] [11]
Крестовые своды состоят из узких арочных ребер, которые по диагонали пересекают площадь, подлежащую покрытию. Серии можно заполнить небольшими кусками каменной кладки, что устраняет большую часть огромного веса цилиндрических сводов. Эти ребристые своды также могли более эффективно покрывать большие прямоугольные площади. Благодаря заостренной арке, используемой в готической архитектуре, строители могли поднимать или опускать арки так, чтобы они имели одинаковую высоту как для короткого, так и для длинного пролета, что невозможно с круглыми арками. Заостренные арки также облегчили строительство двух пересекающихся сводов одинаковой высоты, но разной ширины. [12]
Ранняя история
[ редактировать ]Римляне использовали раннюю версию реберного свода для укрепления паховых сводов . В этих римских сводах кирпичные ребра были вделаны в бетон свода. Это отличалось от более поздних готических сводов, где ребра были отделены от заполнения панелей, что придавало готическим сводам гибкость и, следовательно, большую прочность. [13] Римляне также использовали эти встроенные ребра, скрытые внутри конструкции, для укрепления бетонной поверхности куполов, таких как Пантеон . [14]
Ребристые своды не были распространены в каменных зданиях византийской архитектуры , но четыре ребристых свода были построены монастырем Осиос Лукас в Византийской Греции после 1000 года нашей эры, а в ныне разрушенном городе Чанлы-Килисе в Византийской Каппадокии несколько паховых сводов в средневековых церквях оборудованы ребра. [15] Ряд других ребристых сводов был построен в Греции при Франкократии после Четвертого крестового похода . [15] Ребристые своды были известны также в ломбардской , армянской , персидской и исламской архитектуре . [15]
Крестовые своды
[ редактировать ]Римская архитектура
[ редактировать ]Первый известный пример лестничных ребер, использованных на крестовых сводах, - это тот, который задокументирован на вилле Сетте Басси в Риме и датируется серединой второго века нашей эры. [16]
Исламская архитектура
[ редактировать ]В мавританской архитектуре Испании исламские архитекторы более заметно использовали эти ребристые своды. Одним из ярких примеров является Великая мечеть Кордовы , строительство которой было начато в 9 веке и расширено между 922 и 965 годами Аль-Хакамом II . [17] Часовня Вильявисьоса, как стала называться эта часть мечети, когда она была преобразована в римско-католическую церковь в 13 веке, имеет купол, опирающийся на ребра и подвески . [17] В каждой вершине квадрата есть пересечение с другой аркой, так что каждое пересечение является стыком трёх арок. [17] В каждом углу находится еще один миниатюрный крестовый свод. [17] В других куполах реконструкции Великой мечети X века ребра пересекаются друг с другом не от центра, образуя восьмиконечную звезду в центре, увенчанную подвесным куполом. [7]
Скрещенные арочные своды мечети-собора Кордовы послужили моделями для более поздних зданий мечетей на исламском Западе, включая Аль-Андалус и Магриб . Примерно в 1000 году нашей эры была построена Мескита де Баб аль Мардум ( мечеть Кристо де ла Лус ) в Толедо с аналогичным восьмиреберным сводом. [17] Купол поддерживается как ребрами, так и подвесками, которые передают его вес на стены внизу. [17] можно увидеть в здании мечети Альхаферия Сарагосы Подобные своды также . [ нужна ссылка ] Архитектурная форма ребристого свода получила дальнейшее развитие в Магрибе: центральный купол Великой мечети Тлемсена , работы Альморавидов , построенной в 1082 году, имеет двенадцать тонких ребер, оболочка между ребрами заполнена филигранной лепниной. [7] Альмохады в использование на военные структуры, примером чего является замок Аталая также расширили его Вильене . [18]
- Часовня Вильявисиоза, Великая мечеть Кордовы (962–965 гг.)
- Мечеть Кристо де ла Лус , Толедо, Испания (ок. 1000 г.)
- Альхаферия Сарагоса ( 11 век)
Романская архитектура
[ редактировать ]Ребристый свод получил дальнейшее развитие в Северной Европе в 11 веке, когда строители искали способ строить все большие и большие каменные своды, чтобы заменить деревянные крыши романских церквей, которые часто разрушались пожаром. В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод с закругленными арками и паховый свод , который использовался, когда два свода встречались под прямым углом и закрывали неф. Вес сводов давил прямо на стены внизу, что потребовало более толстых стен и меньших окон. [19]
Сен-Филибер де Турню имеет исключительные романские своды, построенные между 1008 и 1050 годами. Неф и часовня имеют параллельные поперечные туннельные своды, а нефы обоих интерьеров имеют паховые своды. [19]
Шпейерский собор в Германии является крупнейшей из всех существующих романских церквей в Европе и имеет хорошие примеры романских цилиндрических и паховых сводов в нефе. Крестовые своды были построены в 1060 году, но в 1090–1103 годах их пришлось укрепить поперечной аркой между каждой аркой. [20]
Королевство Англия и герцогство Нормандия стали центрами архитектурных инноваций в конце 11 века. Еще до норманнского завоевания в 1066 году король Англии Эдуард Исповедник привнес романские черты в Вестминстерское аббатство (1055–1065). [21] Вильгельм Завоеватель построил купола аббатства Сент-Этьен в Кане со своеобразным скрещенным ребристым сводом, звездным сводом, в его центральном фонаре. [21] Аббатство -о-Дам также в Кане было покрыто двумя большими пролетами каменных крестовых сводов в 1080-х годах, что было одним из первых в Европе случаев использования пахового свода для покрытия такого широкого пролета. [21]
- Романские своды Сен-Филибера де Турню (1008–1050 гг.)
- Романский неф и своды Шпейерского собора (1082–1103 гг.)
- Паховый свод с ребрами в церкви аббатства Сент-Круа в Кемперле , Бретань (1083 г.)
- Звездный свод, аббатство Сент-Этьен, Кан (1065–1166).
- Паховые своды хора Аббатства Дам (1080-е гг.)
Переход к готической архитектуре
[ редактировать ]Строительство новой церкви в Даремском соборе началось в 1093 году под руководством нормандского епископа Уильяма де Сен-Кале . [22] Первоначально планировалось построить собор полностью с крестовыми сводами с закругленными арками, но по мере продолжения работ над нефом норманнские строители экспериментировали с заостренными арками, которые направляли вес наружу и вниз. [22] Пространство между ребрами было заполнено серьгами из мелких кусков камня. [22] По углам вес поддерживался колоннетами , которые переносили его вниз на чередующиеся колонны и опоры внизу, а не на стены. Поскольку панели относительно тонкие, эти ребристые своды легче, чем более ранние бочкообразные и паховые своды, поэтому стены могли быть выше и иметь большие окна. [22]
Работа началась в восточной части Даремского собора; своды над нефами были завершены в 1096 году, а над хором — в 1107 году. [22] Своды нефа со стрельчатыми арками были начаты примерно в 1130 году. Благодаря остроконечным аркам верхний уровень фонаря как будто сливался с крышей в единое целое. [22] Однако эксперимент в Дареме быстро столкнулся с проблемами. Панели свода алтаря были сделаны из оштукатуренного щебня, оказались тяжелее, чем ожидалось, начали трескаться, и в 1235 году их пришлось заменить. [22] Тем временем эксперименты с остроконечными ребристыми сводами переместились во Францию, где более тонкие и легкие панели делались из небольших ограненных кусков камня, а не из щебня. [23]
Примерно в 1098 году романское аббатство Лессе в Нормандии добавило к хору раннеготические ребристые своды, которые покрывали части хора и нефа. [24] Он был разрушен во время Второй мировой войны, но восстановлен. [25] Купол романской церкви Гроба Господня в Кембридже в Англии, строительство которого началось в 1130 году, имеет ребра в куполе, хотя купол опирается на подвески , а ребра были в основном декоративными. [24] Романский собор Чефалу в нормандском королевстве Сицилия , строительство которого началось в 1131 году, имеет готический ребристый свод. [2] [26]
Переход от романского стиля к готике можно увидеть и в нефе церкви аббатства Фонтене (1147 г.), где круглые арки цилиндрических сводов заменены сводами со слегка заостренными арками. [27]
- Неф Даремского собора (1093–1135 гг.)
- Ранний ребристый свод в восточной части аббатства Лессей , Нормандия (около 1098 г.) (фото перед Второй мировой войной)
- Неф аббатства Везле (1104–1132) с романскими паховыми сводами в нефе (на переднем плане) и готическими ребристыми сводами в хоре (на заднем плане)
- Сводчатая церковь аббатства Фонтене (1130–1147 гг.)
- Норманно-готические своды хора собора Чефалу (1131–1240 гг.)
Другие варианты ребристых сводов, обычно с закругленными арками, появились в Ломбардии в базилике Сант-Амброджо в Милане в конце 11 века и на юго-западе Франции в аббатстве Муассак (11-12 века). [28] Обычно это были паховые своды, состоящие из соединения двух цилиндрических сводов под прямым углом. [13] Другие типы сводов были декоративными, например, звездные своды, использовавшиеся для украшения фонарной башни на крыше Канского собора и Лаонского собора , или ребра на внутренней части купола Круглой церкви в Кембридже (1130 г.). [13]
- Церковь аббатства Сент-Круа в Кемперле (1083 г.)
- Церковь Гроба Господня, Кембридж (ок. 1130 г.)
- Звездный свод Канского собора (1065–1166 гг.)
- Фонарный свод, Лаонский собор (1150–1230 гг.)
- Базилика Сант-Амброджо (12 век)
Шестираздельные своды
[ редактировать ]В шестираздельных сводах каждый отсек был разделен тонкими каменными ребрами на шесть отсеков. Промежуточные ребра, пересекавшие свод по диагонали, образовывали заостренную арку, имелась дополнительная промежуточная заостренная арка, пересекавшая из стороны в сторону. Поскольку ребра выдерживали вес, панели сводов были сделаны из небольших кусков камня и были намного легче, чем традиционные цилиндрические своды. [29] Ребра передавали вес наружу и вниз через тонкие колонны на опоры на нижнем уровне. Вес распределялся неравномерно; Дополнительный вес диагональных траверсных арок поддерживался массивными опорами, а промежуточная пересекающаяся арка поддерживалась простыми колоннами. [2] Поскольку вес сводов несли колонны и опоры, а не стены, стены могли быть тоньше и выше и заполняться витражами большего размера. [2] [26] [29]
Полураздельный свод появился почти одновременно в Англии и Франции. Первым собором, в котором использовались шестираздельные своды, был Даремский собор , строительство которого началось в 1093 году. Изначально предполагалось, что Дарем будет построен с более традиционными крестовыми сводами. Своды над нефами были завершены в 1096 году, над хором - в 1107 году, над северным трансептом и в 1110 году. Поперечные своды нефа, однако, арки над южным трансептом и нефом, начатые в 1130 году, имели заостренные арки. . [22] [30] Ранние примеры шестираздельных реберных сводов можно найти в Аббатстве-о-Ом (начато в 1066 году) и Аббатстве-о-Дам в Кане . Затем он появился в Нуайонском соборе (начало 1131 г.); квадратное готическое крыльцо романской церкви аббатства Везле во Франции (1132 г.); Сансский собор (начало 1135 г.); хор аббатства Сен-Дени (начался в 1140 г.); Нотр-Дам де Пари (начало 1163 г.); Буржский собор ; и Лаонский собор . Ребристые своды были построены англичанином Вильгельмом в Кентерберийском соборе и в часовне Святой Веры в Вестминстерском аббатстве (1180 г.). [31] [ не удалось пройти проверку ] [32] [33] [29]
- Шестичастные ребристые своды в притворе аббатства Везле (1132 г.)
- Амбулатория базилики Сен-Дени (завершено в 1144 г.)
- Шестичастные ребристые своды потолка нефа собора Парижской Богоматери (1163–1345 гг.)
- Шестидольные ребристые своды собора Сан (1135–1164 гг.)
- Собор Чефалу (1131–1240 гг.) с ребристым сводом в алтаре в восточной части.
- Шестичастные ребристые своды потолка собора Санто-Доминго (1504–1550 гг.), Доминиканская Республика.
Четырехсторонний свод
[ редактировать ]Во времена высокой готики появился новый вариант ребристого свода: четырехчастный ребристый свод, который использовался в Шартрском соборе , Амьенском соборе и Реймском соборе . [29] Ребра этого свода более равномерно распределили вес на четыре опорные опоры внизу и установили более тесную связь между нефом и нижними частями церковных стен, а также между аркадами внизу и окнами вверху. [29] Это позволило увеличить высоту и сделать стены тоньше, а также способствовало созданию сильного впечатления вертикальности, создаваемого новыми соборами. [29] XI века Даремский собор (1093–1135 гг.) с более ранними шестичастными ребристыми сводами имеет высоту 73 фута (22 метра). XII века Неф собора Парижской Богоматери , также с шестичастными ребристыми сводами, имеет высоту 115 футов или 35 метров. [34] Более поздний Амьенский собор (построенный в 1220–1266 гг.) с новыми четырехчастными ребристыми сводами имеет неф высотой 138,8 футов (42,3 метра). [34] Самый высокий неф из всех готических соборов — собор Бове , хотя был завершен только один пролет. Его высота 47,5 м (156 футов), что немного выше нефа базилики Святого Петра в Риме. [34]
- Четырехчастные ребристые своды Амьенского собора (1220–1270 гг.) позволили увеличить высоту и увеличить окна.
- Более прочные четырехчастные ребристые своды Руанского собора (13 в.)
- Хор собора Бове (1225–1272 гг.), самого высокого из интерьеров готической церкви.
- Неф Кельнского собора (1248–1322 гг.)
- Зал стражи Консьержери , часть более раннего королевского дворца, в Париже (13 век)
Сложные реберные своды
[ редактировать ]Начиная с Англии, с украшенного готического стиля конца 13 века, появилось множество сложных сводов, в которых помимо структурных ребер были чисто декоративные ребра. В период перпендикулярности своды продолжали усложняться, и столь же экстравагантные ребристые своды появились в других стилях поздней готики, таких как Яркий во Франции и Сондерготик в Центральной Европе.
В сводах Тирцерона в дополнение к основным структурным ребрам обычного четырехстороннего свода используются третичные ребра (тирцероны). Это можно увидеть в Украшенном готическом нефе Эксетерского собора , строительство которого началось в 1310 году; массивный свод имеет множество ребер тьерцеронов, похожих на пальмовые листья, причем целых одиннадцать тьерцеронов изгибаются вверх от одного пружинца . [35] Восьмиугольный тирсеронный свод, завершенный в 1306 году, покрывает здание капитула Уэллсского собора , где 32 ребра исходят из единственной центральной колонны. В соборе Эли (1322–1342 гг.) тирцероны украшают (деревянный) свод восьмиугольного фонаря над переходом. [36] [29]
Своды Льерна также занимают видное место в украшенной и перпендикулярной готической архитектуре Англии. Лиерны – это очень короткие декоративные ребра, соединяющие одно ребро с другим. Большинство хранилищ лиернов включают в себя как лиерны, так и тирцероны, в результате чего образуются замысловатые конструкции, напоминающие звезды, паутину, сети или другие узоры. Перпендикулярный готический хор Глостерского собора представляет собой чрезвычайно сложный сетчатый свод, полностью покрытый лиернами, в то время как часовня Леди собора Эли имеет свод лирнов, сконцентрированных в основном вокруг центральной линии потолка.
Перпендикулярный готический веерный свод — это уникальный тип реберного свода, характерный для Англии. [ нужна ссылка ] Все ребра имеют одинаковую кривую и расположены на равном расстоянии друг от друга, напоминая веер. Таким образом, в отличие от готических сводов, образованных заостренными арками, веерный свод состоит из полукруглых коноидов. Самый ранний пример веерных прыжков находится в монастырях Глостерского собора. Часовня Королевского колледжа в Кембридже имеет самый большой в мире веерный сводчатый потолок. [ нужна ссылка ]
- Тирсеронский свод в нефе Эксетерского собора.
- Льернский свод в часовне Леди собора Эли (начат в 1321 г.)
- Льернский свод хора Глостерского собора (1331 г.)
- Льернский свод в нефе Кентерберийского собора (конец 14 века)
- Позднеготический звездный свод монастыря Баталья , Португалия (1386 г.)
- Веерный свод в часовне Королевского колледжа в Кембридже (1446–1554 гг.)
- Свод Тьерсерона в церкви Сен-Пьер в Кане (15 век)
- Веерное хранилище в Батском аббатстве (в основном 19 век)
- Тирсеронский свод капитула Уэллсского собора.
- Декоративный ребристый свод в зале Пражского Града
Функция
[ редактировать ]- Структура готического ребристого свода из шести частей (рисунки Эжена Виолле-ле-Дюка ) Свод из шести частей мог охватывать два пролета нефа, но требовал чередования колонн и колонн, чтобы выдерживать разницу веса, распределяемого по траверсу и диагонали. ребра.
- Динамика реберного свода с давлением ребер наружу и вниз, уравновешенным колоннами и контрфорсами. Детали модели могут стоять сами по себе, без цемента. (Национальный музей французских памятников, Париж)
- Ребристые своды поддерживают крышу; они передают силу веса наружу и вниз через сеть тонких каменных ребер, соединенных тонкими колоннами с опорами и колоннами внизу и с контрфорсами снаружи.
Развитие ребристого свода стало результатом поиска большей высоты и света в нефах соборов. В романских соборах неф обычно был покрыт серией паховых сводов , которые образовывались в результате пересечения двух цилиндрических сводов . Своды давили прямо на стены. Паховые своды имели форму бомбы или примерно куполообразной формы. Чтобы выдержать вес сводов, стены должны были быть особенно толстыми, а окна отсутствовали или были очень маленькими. Эта проблема была решена в начале 11 века введением готического ребристого свода. [12] [33]
Ребристые своды укреплены сетью тонких каменных ребер (франц.: ogives ). В первых шестичастных сводах свод поддерживался двумя диагональными пересекающимися ребрами плюс промежуточным ребром, которые вместе делили свод на шесть секций. Диагональные ребра имели форму полукруглых арок, которые поднимали центр свода над уровнем поперечных арок и ребер стены и придавали ему вид небольшого купола. (Такой свод можно увидеть в нефе Сант-Амброджо в Милане). В некоторых новых церквях архитекторы решили проблему, подняв верхнюю часть арок. Это было опробовано в некоторых из самых ранних готических церквей, особенно в Abbaye-aux-Hommes и аббатстве Лессе в Нормандии. [12]
В конечном итоге проблема была решена введением стрельчатой арки для поперечных и разделительных ребер свода. Остроконечная арка была известна и использовалась издавна из-за ее гораздо большей прочности и меньшего давления, которое она оказывала на стены. При использовании для ребер свода, каким бы узким или широким ни был пролет, приняв заостренную арку, его вершину можно было сделать такой, чтобы она соответствовала высоте диагональных ребер. [12] Ребра несли вес свода наружу и вниз. Ребра были объединены в колонны, каждая из которых объединяла по четыре ребра, которые спускались по стенам к аркадам на опорах первого этажа. Снаружи стенам придали большую прочность за счет добавления тяжелых каменных контрфорсов. Прочность ребристых сводов позволила сделать стены более тонкими, что, в свою очередь, позволило иметь на верхних уровнях окна большего размера, наполняющие неф светом. В конечном итоге они сделали возможным создание огромных окон-розеток готических соборов. [33]
Этот свод из шести частей был успешно представлен в соборе Нуайон , соборе Лаон и соборе Парижской Богоматери. Один свод из шести частей мог покрыть две поперечные секции нефа Нотр-Дама. Однако у шестиреберного свода были свои проблемы. Вес не был распределен равномерно по колоннам первого этажа. Когда свод покрывал два траверса, требовались более массивные опоры, чтобы выдержать вес двойных , диагональных ребер, чем промежуточных ребер. Эту проблему решили за счет упрощения свода и исключения промежуточного ребра, сделав реберный свод четырехчастным или четырехчастным. Согласно этой системе, которая была немедленно использована в Амьенском соборе, Реймском соборе и многих других, каждая секция траверса имела только один четырехчастный свод. Это нововведение, наряду с использованием контрфорса , привело к тому, что стены готического собора становились все выше и выше, а окна все больше и больше. [33]
За упрощением реберного свода вскоре последовала, особенно в Англии, другая тенденция – усложнить его. Один из самых ранних примеров введения промежуточного ребра гребня находится в нефе собора Линкольна ; Этот элемент, называемый коньковым ребром, не был связан со стенами. Архитекторы в Англии начали добавлять новые ребра, в основном для украшения. В нефе Эксетерского собора между ребром стены и диагональным ребром было предусмотрено три промежуточных ребра. Чтобы замаскировать соединение различных ребер, их пересечения были украшены богато резными выступами, и эта практика усилилась с появлением еще одного короткого ребра, известного как сводчатый свод. Лиерн, термин во Франции, обозначающий ребро гребня, на английском языке относится к коротким ребрам, которые пересекаются между основными; они использовались в основном в качестве декоративных элементов, например, в звездных сводах, один из лучших примеров которых находится в своде эркерного окна Кросби-холла в Лондоне. . Ребра становились все более многочисленными и более декоративными, что привело к чрезвычайно сложному и декоративному веерному своду, впервые использованному в хоре Глостерского собора . [12]
Строительство
[ редактировать ]Первым шагом в строительстве свода было возведение деревянных лесов до уровня верха несущих колонн. Затем поверх лесов была построена точная деревянная рама, повторяющая форму ребер (по-французски: нервы ). Затем каменные сегменты ребер аккуратно укладывались в раму и соединялись раствором. Когда все ребра были на месте, краеугольный камень был помещен в вершину, где они сходились. Как только краеугольный камень оказался на месте, ребра могли стоять отдельно, опираясь на свой вес, давящий вниз и наружу. Затем рабочие заполнили отсеки между ребрами небольшими кусочками кирпича или камня. Рамка была удалена. Толщина кладки отсеков составляла около 15 см. После завершения отделки отсеков их внутреннюю поверхность оштукатурили, а затем покрасили. [37]
Строительство средневекового ребристого свода было сложной операцией, в которой участвовала команда специализированных рабочих. В состав каменщиков входили каменщики (франц. Taileurs ), обрезавшие камень; позеры , устанавливающие камни на место; и слои ( morteliers ), которые соединяли детали раствором. Эти мастера работали вместе с плотниками, которые строили сложные леса и модели. [37]
См. также
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ↑ Онлайн-энциклопедия Британской энциклопедии «Готическая архитектура - Ребристый свод» (получено 4 июня 2020 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Renault & Lazé 2006 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «реберный свод» . Глоссарий сэра Банистера Флетчера (21-е изд.). Лондон: Издательство Блумсбери. 2018. дои : 10.5040/9781350122741.1002114 . ISBN 978-1-350-12274-1 . Проверено 26 мая 2020 г.
Форма конструкции крыш в романской и готической архитектуре, при которой два или три цилиндрических свода пересекаются, а по краям образуется ряд тонких заостренных ребер, обычно из камня и богато украшенных.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015). "сейф" . Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 . ISBN 978-0-19-967498-5 . Проверено 26 мая 2020 г.
с ребрами, обрамляющими перепонки и скрывающими пах
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Керл, Джеймс Стивенс, изд. (2006). «ребристый свод» . Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198606789.001.0001 . ISBN 978-0-19-860678-9 . Проверено 26 мая 2020 г.
Любой свод с нижней поверхностью, разделенной ребрами, обрамляющими перемычки или перемычки.
- ^ Гизе, Павляк и Том 2018 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гизе-Фёгель 2007 .
- ^ Харбисон 2009 , с. 103.
- ^ Renault & Lazé 2006 , стр. 33–38.
- ^ Дючер 2014 , стр. 40–42.
- ^ Миньон, Оливье, Архитектура готических соборов (2015), с. 10
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Реберный свод». Британская энциклопедия. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с О'Рейли 1921 , примечание 11.
- ^ Уоткин 1986 , с. 94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Оустерхаут, Роберт Г. (2005). Византийское поселение в Каппадокии . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. п. 167. ИСБН 978-0-88402-310-4 .
- ^ Амичи, Карла Мария (01 января 2019 г.). «Сводчатые ребра в римской архитектуре: изобретение, использование и эволюция» . Материалы 6-й конференции CHS .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Фуэнтес, Паула; Уэрта, Сантьяго (3 июля 2016 г.). «Геометрия, конструкция и структурный анализ свода со скрещенными арками часовни Вильявисьоса в мечети Кордовы». Международный журнал архитектурного наследия . 10 (5): 589–603. дои : 10.1080/15583058.2015.1025456 . ISSN 1558-3058 . S2CID 107069160 .
- ^ ФЕРРЕ ДЕ МЕРЛО, Луис (2000). «Ребристые своды в замке Вильена (Аликанте)» (PDF) . Материалы Третьего национального конгресса по истории строительства (на испанском языке). Мадрид, Севилья, Гранада. Архивировано из оригинала (pdf) 11 декабря 2009 года . Проверено 14 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоткин 1986 , с. 99.
- ^ Уоткин 1986 , с. 96.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уоткин 1986 , с. 105.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Уоткин 1986 , с. 108.
- ^ Уоткин 1986 , стр. 108–109.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «готика» . Онлайн-энциклопедия Ларусса (на французском языке) . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ Бехманн 2017 , стр. 188–190.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бехманн, 2017 , стр. 163–71.
- ^ «ребристый свод» . Онлайн-энциклопедия Ларусса (на французском языке) . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ «Путеводитель по французскому наследию», Editions du Patrimoine, Центр исторических памятников, стр. 472 (2009)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Рено и Лазе 2006 , с. 34.
- ^ Чинг, Фрэнсис Д.К. (1995). Визуальный словарь архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 263. ИСБН 0-471-28451-3 .
- ^ PixelTocode.uk, PixelToCode. «Что посмотреть и чем заняться» . Вестминстерское аббатство . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Искусство Гарднера сквозь века , (2006), гл. 13. Готическое искусство: «Основы архитектуры» с. 352.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дюшер 2014 , с. 40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уоткин 1986 , с. 134.
- ^ Уоткин 1986 , с. 149.
- ^ Уоткин 1986 , с. 150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бехманн 2017 , стр. 206.
Библиография
[ редактировать ]- Бехманн, Роланд (2017). Корни соборов (на французском языке). Пайот. ISBN 978-2-228-90651-7 .
- Дюшер, Роберт (2014). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN 978-2-0813-4383-2 .
- Гизе, Франсин; Павляк, Анна; Том, Маркус (2018). Могила – Память – Пространство: концепции репрезентации в домодернистском христианском и исламском искусстве (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 9783110517347 .
- Гизе-Фогели, Франсин (2007). Исламский ребристый свод: Происхождение, форма, распространение [ Исламские ребристые своды: Происхождение, форма, распространение ] (на немецком языке). Берлин: Гебр. ISBN 978-3-7861-2550-1 .
- Харбисон, Роберт (2009). Путешествия по истории архитектуры . Книги реакции. ISBN 9781861896902 .
- Миньон, Оливье (2017). Французская архитектурная культура – аббатства, церкви, соборы и замки (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-27373-7611-5 .
- О'Рейли, Элизабет Бойл (1921). Как Франция строила свои соборы – исследование двенадцатого и тринадцатого веков . Харпер и братья.
- Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Гиссеро. ISBN 9-782877-474658 .
- Тексье, Симон (2012), Парижская панорама архитектуры от античности до наших дней , Париграмма, Париж (на французском языке), ISBN 978-2-84096-667-8
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .
- Венцлер, Клод (2018), Готические соборы – средневековый вызов , Éditions Ouest-France, Ренн (на французском языке) ISBN 978-2-7373-7712-9