Jump to content

Кельнский собор

Координаты : 50 ° 56'29 "N 06 ° 57'30" E  /  50,94139 ° N 6,95833 ° E  / 50,94139; 6,95833

Кельнский собор
Собор Святого Петра
  • Высокий собор Святого Петра
  • Кельнский собор
Фасад собора
Карта
50 ° 56'29 "N 06 ° 57'30" E  /  50,94139 ° N 6,95833 ° E  / 50,94139; 6,95833
Расположение Кёльн
Страна Германия
Номинал Римско-католический
Веб-сайт koelner-dom.de
История
Статус Кафедральный собор
Преданность Святой Петр
Архитектура
Функциональное состояние Активный
Стиль Готика
Годы постройки
  • 1248–1560
  • 1842–1880
  • 1950-е – настоящее время (реставрация)
Технические характеристики
Длина 144,5 м (474 ​​фута) [1]
Ширина 86,25 м (283,0 фута) [1]
Количество шпилей 2
Высота шпиля 157 м (515 футов) [1]
Колокола 11
Администрация
Провинция Кёльн
Архиепископия Кёльн
Духовенство
Провост Гвидо Ассманн [2]
Вице-проректор Роберт Кляйн
Викарий (и) Йорг Сток
Миряне
Музыкальный директор Эберхард Меттерних
Органист(ы) Винфрид Бениг [3]
Ученый-органист Ульрих Брюггеманн
Детали здания
Рекордная высота
Самый высокий в мире с 1880 по 1890 год. [Я]
Предшественник Руанский собор
Превзойден Ульмский собор
Высота
Антенный шпиль 157,4 м (516 футов)
Критерии Культурный: i, ii, iv
Ссылка 292
Надпись 1996 г. (20-я сессия )
Находящийся под угрозой исчезновения 2004–06

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom , произносится [ˌkœlnɐ ˈdoːm] официально Hohe Domkirche Sankt Petrus , англ. Cathedral Church of Saint Peter ) — кафедральный собор в Кёльне , Северный Рейн-Вестфалия, принадлежащий католической церкви . Это резиденция архиепископа Кельна и администрации Кельнской архиепархии . Это известный памятник немецкого католицизма и готической архитектуры , объявленный объектом Всемирного наследия в 1996 году. [4] [5] Это самая посещаемая достопримечательность Германии , привлекающая в среднем 6 миллионов человек в год. [6] Собор высотой 157 м (515 футов) является самой высокой церковью с двумя шпилями в мире, второй по высоте церковью в Европе после Ульмского собора и третьей по высоте церковью любого типа в мире. [7]

Строительство Кёльнского собора началось в 1248 году, но было остановлено около 1560 года. [8] незавершенный. Попытки завершить строительство начались примерно в 1814 году, но проект не получил должного финансирования до 1840-х годов. Здание было завершено в соответствии с первоначальным средневековым планом в 1880 году. [9] Башни двух огромных шпилей придают собору самый большой фасад среди всех церквей в мире.

Средневековые строители Кельна планировали грандиозное сооружение для размещения реликвария Трех королей , подходящее для роли места поклонения императору Священной Римской империи . Несмотря на то, что в средневековый период Кельнский собор оставался незавершенным, в конечном итоге он стал «шедевром исключительной внутренней ценности» и «мощным свидетельством силы и стойкости христианской веры в средневековой и современной Европе». [5] В Кёльне выше собора только телекоммуникационная башня. [4]

Древнее место

[ редактировать ]

Когда в 1248 году началось строительство нынешнего Кёльнского собора с закладки первого камня , на этом месте уже стояло несколько предыдущих построек. Самый ранний, возможно, предназначался для хранения зерна, и, возможно, ему на смену пришел римский храм Меркурия Августа . [10] Однако с IV века это место было занято христианскими постройками, в том числе квадратным зданием, известным как «старейший собор», построенным по заказу Матернуса , первого епископа Кельна. Отдельно стоящий баптистерий, построенный в 7 веке, располагался в восточной части нынешнего собора, но был снесен в 9 веке для строительства второго собора. При раскопках нынешнего собора на месте древнейшей части здания были обнаружены могилы; в том числе изображение мальчика, богато украшенного погребальным инвентарем , и изображение женщины, которую обычно называют Визигардом . Предполагается, что обе могилы датируются VI веком. Сегодня остались только руины баптистерия и восьмиугольной купели . [ нужна ссылка ]

Вторая церковь, получившая название «Старый собор», была построена в 818 году. Она была уничтожена пожаром 30 апреля 1248 года во время работ по сносу при подготовке к строительству нового собора. [11]

Средневековое начало

[ редактировать ]

В 1164 году архиепископ Кельна Райнальд Дассельский приобрел мощи Трех королей , которые император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса забрал из базилики Сант-Эусторджио в Милане, Италия. [примечание 1] Реликвии имеют большое религиозное значение и привлекают паломников со всего христианского мира . Для церковных чиновников было важно, чтобы они были правильно размещены, и поэтому началась программа строительства в новом стиле готической архитектуры , основанная, в частности, на французском соборе Амьена . [ нужна ссылка ]

Первый камень в фундамент был заложен в субботу, 15 августа 1248 года, архиепископом Конрадом фон Хохштаденом . [12] Восточный рукав был завершен под руководством магистра Герхарда , освящен в 1322 году и закрыт временной стеной, чтобы его можно было использовать по мере продолжения работ. Восемьдесят четыре мизерикорда в хоре относятся к этому этапу строительства. [ нужна ссылка ] . Эти работы прекратились в 1473 году, в результате чего южная башня осталась завершенной до уровня колокольни и увенчанной огромным краном, который оставался на месте в качестве ориентира горизонта Кельна в течение 400 лет. [13] [ нужна страница ] С перерывами велись некоторые работы над структурой нефа между западным фасадом и восточным рукавом, но в 16 веке они также прекратились. [14] [ нужна страница ]

Завершение 19 века

[ редактировать ]
Собор в 1880 году, близится к завершению строительства.

19-го века С романтическим энтузиазмом по отношению к Средневековью и вдохновленным открытием первоначального плана фасада, протестантский прусский двор, сотрудничающий с церковью, взял на себя обязательство завершить строительство собора. Это было достигнуто гражданскими усилиями; Компания Central-Dombauverein , основанная в 1842 году, взяла на себя две трети огромных затрат, в то время как прусское государство оплатило оставшуюся треть. [ нужна ссылка ] Государство рассматривало это как способ улучшить свои отношения с большим количеством католических подданных, которых оно приобрело в 1815 году, но особенно после 1871 года это рассматривалось как проект, символизирующий немецкую государственность. [15]

Работа возобновилась в 1842 году по первоначальному проекту сохранившихся средневековых планов и чертежей, но с использованием более современных строительных технологий, включая железные балки крыши . Неф был завершен и добавлены башни. Колокола были установлены в 1870-х годах. Самый большой колокол — Санкт-Петерсглок . [ нужна ссылка ]

Завершение строительства крупнейшего собора Германии было отмечено как национальное событие 15 октября 1880 года, через 632 года после начала строительства. [16] На торжестве присутствовал император Вильгельм I. Имея высоту 157,38 м (516,3 фута), это было самое высокое здание в мире в течение четырех лет, пока не было завершено строительство Монумента Вашингтона . [17]

Вторая мировая война и послевоенная история

[ редактировать ]

собор пострадал от четырнадцати попаданий авиабомб Во время Второй мировой войны . Сильно поврежденный, он, тем не менее, остался стоять в полностью разрушенном городе. Двойные шпили были легко узнаваемым навигационным ориентиром для бомбардировок самолетов союзников. [18]

6 марта 1945 года район к западу от собора (Марцелленштрассе/Транкгассе) стал местом ожесточенных боев между американскими танками 3-й бронетанковой дивизии и Panther Ausf. А из 106-й танковой бригады Фельдхернхалле. Ближайший немецкий средний танк «Пантера» стоял у груды обломков возле вокзала, прямо у двух шпилей Кельнского собора. «Пантера» успешно подбила два танка «Шерман» , убив троих человек, прежде чем через несколько минут была уничтожена T26E3 «Першинг» по прозвищу «Орел-7». Сохранилась кинопленка того боя. Разрушенная «Пантера» позже была выставлена ​​​​у подножия собора до конца войны в Европе. [ нужна ссылка ]

Ремонт повреждений, нанесенных войной, был завершен в 1956 году. Ремонт части северо-западной башни , выполненный в 1944 году с использованием некачественного кирпича, взятого из близлежащего разрушенного здания, оставался видимым напоминанием о войне до 2005 года, когда он был восстановлен. к своему первоначальному виду.

Чтобы выяснить, повредили ли взрывы фундамент Дома, археологические раскопки начались в 1946 году под руководством Отто Доппельфельда и завершились в 1997 году. Это были одни из наиболее значимых раскопок церквей, они выявили ранее неизвестные детали более ранних построек на этом месте. . [19]

В здании, которое редко бывает свободным от строительных лесов, постоянно проводятся ремонтные и эксплуатационные работы, поскольку ветер, дождь и загрязнения медленно разъедают камни. Компания Dombauhütte , созданная для строительства собора и его ремонта, нанимает для этой цели опытных каменщиков. Половину расходов на ремонт и техническое обслуживание по-прежнему несет Dombauverein . [ нужна ссылка ]

18 августа 2005 года Папа Бенедикт XVI посетил собор во время своего апостольского визита в Германию в рамках празднования Всемирного дня молодежи 2005 года . За это время собор посетило около миллиона паломников. Также в рамках мероприятий Всемирного дня молодежи в Кельнском соборе состоялось транслируемое по телевидению гала-концерт Бетховена « Торжественной мессы» в исполнении Королевского филармонического оркестра и Лондонского филармонического хора под управлением сэра Гилберта Левина . [20]

25 августа 2007 года собор получил новый витраж в южном трансепте . 113 м 2 Стеклянное произведение площадью 1220 кв. футов было создано немецким художником Герхардом Рихтером на сумму 400 000 евро, оплаченную за счет пожертвований. Он состоит из 11 500 кусочков цветного стекла одинакового размера, напоминающих пиксели , расположенных случайным образом с помощью компьютера и образующих красочный «ковер». После потери оригинального окна во время Второй мировой войны пространство было временно заполнено простым стеклом. [21] Тогдашний архиепископ собора кардинал Иоахим Мейснер , предпочитавший витрине фигуративное изображение католических мучеников XX века, на открытии не присутствовал. [22] Должность с 2014 года занимает кардинал Райнер Мария Вельки .5 января 2015 года в соборе оставалось темно, поскольку прожекторы были выключены в знак протеста против демонстрации PEGIDA . [23]

Объект всемирного наследия

[ редактировать ]
Кельнский собор на берегу Рейна

В 1996 году собор был внесен в ЮНЕСКО . Всемирного наследия список культурно значимых объектов [9] В 2004 году он был внесен в список «Всемирное наследие, находящееся под угрозой», как единственный западный объект, находящийся под угрозой, из-за планов построить поблизости несколько высотных зданий, которые визуально повлияли бы на это место. [24] [25] Собор был исключен из списка «находящихся под угрозой» в 2006 году после решения властей ограничить высоту зданий, построенных рядом и вокруг собора. [26]

Кельнский собор , внесенный в список Всемирного наследия и являющийся местом расположения Храма Трех королей , является главной достопримечательностью для туристов и паломников и одним из старейших и важнейших мест паломничества в Северной Европе. [27] Посетители могут подняться по 533 каменным ступеням винтовой лестницы на смотровую площадку на высоте около 100 м (330 футов) над землей. [28] С платформы открывается живописный вид на Рейн .

Продолжающаяся реставрация собора направлена ​​на устранение почернения цвета, вызванного реакцией песчаника с серной кислотой во время дождя. Кислотные дожди являются следствием загрязнения воздуха. [29]

Архитектура

[ редактировать ]

План первого этажа Кельнского собора был во многом основан на дизайне Амьенского собора , как и стиль и соотношение ширины и высоты центрального нефа. План имеет форму латинского креста , как это обычно бывает в готических соборах. Он имеет два нефа с каждой стороны, которые поддерживают один из самых высоких готических сводов в мире, почти такой же высоты, как собор Бове , большая часть которого рухнула. Внешне свод свода направлен наружу с помощью аркбутанов во французском стиле. В восточном конце есть единственная амбулатория , второй неф переходит в шевет из семи расходящихся часовен. [ нужна ссылка ]

Внутри средневековый хор более разнообразен и менее механичен в деталях, чем здание XIX века. Он представляет собой композицию очень высокой аркады во французском стиле , изящную узкую галерею- трифорий, освещенную окнами и с детальным узором, сливающимся с узором окон наверху. Окна фонаря высокие, в нижних частях сохранились старые фигурные стекла. Все это объединено высокими шахтами, которые непрерывно тянутся от пола к капителям у источника свода. Свод имеет простое четырехстороннее расположение.

Хор сохранил большую часть своего первоначального оборудования, в том числе резные партеры, несмотря на то, что войска Французской революции осквернили здание. Большая каменная статуя святого Христофора смотрит вниз на то место, где раньше находился вход в собор до его завершения в конце 19 века.

В нефе много витражей XIX века. Набор из пяти на южной стороне, названный Bayernfenster , был подарком Людвига I Баварского и ярко олицетворял живописный немецкий стиль того времени.

Внешне, особенно издалека, в здании доминируют огромные шпили, которые имеют полностью германский характер и являются ажурными, как шпили Ульмского , Венского , Страсбургского и Регенсбургского соборов . [30]

Разрез XIX века, южный фасад хора.
План этажа
Внешняя длина 144,58 м (474,3 фута)
Внешняя ширина 86,25 м (283,0 фута)
Ширина западного фасада 61,54 м (201,9 футов)
Ширина трансепта фасада 39,95 м (131,1 фута)
Ширина нефа (с проходами, внутри) 45,19 м (148,3 фута)
Высота южной башни 157,31 м (516,1 футов)
Высота северной башни 157,38 м (516,3 фута)
Высота коньковой башни 109,00 м (357,61 футов)
Высота фасадов трансепта 69,95 м (229,5 футов)
Высота конька крыши 61,10 м (200,5 футов)
Внутренняя высота нефа 43,35 м (142,2 фута)
Высота боковых проходов 18 м (59 футов)
Площадь застройки 7914 м 2 (85 185,59 кв. футов)
Площадь поверхности окна 10 000 м 2 (107 639,10 кв. футов)
Площадь поверхности крыши 12 000 м 2 (129 166,93 кв. футов)
Общий объем без контрфорсов 407 000 м 3 (14 400 000 куб. футов)

Сокровища

[ редактировать ]

Одним из сокровищ собора является главный алтарь, установленный в 1322 году. Он построен из черного мрамора, а вершину образует массивная плита длиной 15 футов (4,6 м). Фасад и боковые стороны облицованы нишами из белого мрамора, в которых установлены фигуры с изображением Коронации Богородицы в центре. [31]

Самым знаменитым произведением искусства в соборе является Храм Трех королей , построенный по заказу Филиппа фон Хайнсберга, архиепископа Кельна с 1167 по 1191 год, и созданный Николаем Верденским, строительство которого началось в 1190 году. Традиционно считается, что здесь хранятся останки Три волхва , мощи которых были приобретены Фридрихом Барбароссой при завоевании Милана в 1164 году. Святыня имеет форму большого реликвария в форме базиликанского храма, выполненного из бронзы и серебра, позолоченного и украшенного архитектурными деталями, фигуративная скульптура, эмали и драгоценные камни. Святыня была открыта в 1864 году, и в ней были обнаружены кости и одежда.

Рядом с ризницей стоит Распятие Геро , [32] большое распятие, вырезанное из дуба, со следами краски и позолоты. Считается, что оно было заказано около 960 года для архиепископа Геро. Это старейшее большое распятие к северу от Альп и самая ранняя из известных крупных отдельно стоящих северных скульптур средневекового периода. [33] [ нужна страница ]

В часовне Таинства находится Майлендерская Мадонна («Миланская Мадонна»), высокая готическая резьба, изображающая Пресвятую Деву и младенца Иисуса. Она была изготовлена ​​в мастерской Кёльнского собора где-то около 1290 года в качестве замены оригинала, погибшего во время пожара. Алтарь святых покровителей Кельна с алтарем работы международного готического художника Стефана Лохнера находится в Мариенкапелле («Часовня Святой Марии»).

После завершения строительства в 1265 году лучистые часовни были немедленно использованы в качестве места захоронения. Мощи святой Ирмгарди нашли последнее пристанище в часовне Святой Агнессы. Считается, что ее трахитовый саркофаг был создан гильдией каменщиков собора около 1280 года. [34] Другие произведения искусства находятся в Сокровищнице собора.

Во внутреннюю стену встроена пара каменных табличек , на которых высечены положения, сформулированные архиепископом Энглебертом II (1262–1267 гг.), согласно которым евреям было разрешено проживать в Кельне. [35]

Церковная музыка

[ редактировать ]

В Кельнском соборе есть два органа Клайса Оргельбау : орган-трансепт, построенный в 1948 году, и орган-неф, построенный в 1998 году. [36] Среди органистов собора были Йозеф Циммерманн , Клеменс Ганц (1985–2001) и Винфрид Бениг (2001).

Колокола

[ редактировать ]

В соборе одиннадцать церковных колоколов, четыре из которых средневековые. Первым был 3,8-тонный Dreikönigsglocke («Колокол Трех королей»), отлитый в 1418 году, установленный в 1437 году и перелитый в 1880 году. Два других колокола, Претиоза (10,5 тонны; на тот момент это был самый большой колокол в Западный мир) и Speciosa (5,6 тонны) были установлены в 1448 году и остаются на месте по сей день.

Петерсглокке ; человек стоит справа от колокольчика.

В 19 веке, когда строительство приближалось к завершению, появилось желание увеличить количество колоколов. Этому способствовал кайзер Вильгельм I, подаривший для этой цели французские бронзовые пушки, захваченные в 1870–71 гг. [37] 22 артиллерийских орудия были выставлены перед собором 11 мая 1872 года. Андреас Хамм во Франкентале использовал их, чтобы отлить колокол весом более 27 000 килограммов 19 августа 1873 года. Тон не был гармоничным, и 13 ноября 1873 года была предпринята еще одна попытка. Ассоциация Центрального собора, согласившаяся взять на себя расходы, тоже не хотела этот колокол. Еще одна попытка произошла 3 октября 1874 года. Колоссальный колокол был отправлен в Кельн и 13 мая 1875 года установлен в соборе. Этот Кайзерглок в конечном итоге был переплавлен в 1918 году для поддержки военных действий Германии. Кайзерглок был самым большим свободно качающимся колоколом в истории.

Продолжительность: 1 минута и 1 секунда.
Звук Санкт-Петерсглокке

24-тонный колокол Святого Петерсглокка («Колокол Святого Петра», « Декке Питтер » на языке Кёльш или в просторечии, известный как « Дикер Питтер »), был отлит в 1922 году и был самым большим свободно качающимся колоколом в мире. мире, пока в Инсбруке не был отлит новый колокол для Собора Народного Спасения в Бухаресте, Румыния. [38] В этот колокол звонят только в восемь крупных праздников, таких как Пасха и Рождество.

В четверг, 3 марта 2022 года, знаковые соборы по всей Европе зазвенели в унисон «[…] в жесте солидарности с Украиной, когда прохожие собрались, чтобы оплакать погибших во время российского вторжения и помолиться за мир». Кёльнерский Дом был среди них. [39]

Колокола Южной башни
Имя Нет Масса Примечание Основатель Год
Колокол Святого Петра (Дикер Питтер) 1 24 000 кг С0 Генрих Ульрих, Апольда 1923
Драгоценный 2 10 500 кг Г1 Генрих Бродерманн и Кристиан Клуа, Кёльн 1448
Красивый 3 5600 кг А1 Йоханнес Херкен де Вешель, Кёльн 1449
Крещенский колокол (Колокол Трех королей) 4 3800 кг Н0 Герман Гроссе, Дрезден 1880
Колокол Святой Урсулы (Ursulaglocke) 5 2500 кг С1 Йозеф Бедуве, Аахен 1862
Колокол Святого Иосифа (Йозефглок) 6 2200 кг Д2 Ганс Август Марк, Литейный завод Эйфеля, Брокшайд 1998
Глава Белл 7 1400 кг Е2 Карл I Отто, Бремен 1911
Приветствую Белл (Авеглок) 8 830 кг G2 Карл I Отто, Бремен 1911
Колокола центральной башни
Имя Нет Масса Примечание Основатель Год
Ангелус колокол 9 762 G♯2 Неизвестный 14 век
Меттглок 10 280 Б2 Антониус Кобеленц, Кёльн 1719
Конверсионный колокол 11 428 Е3 Неизвестный 14 век

См. также

[ редактировать ]
Кельнский собор в 2014 году (видео)

Примечания

[ редактировать ]
  1. Части реликвий с тех пор были возвращены в Милан.
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Официальный сайт Кёльнского собора» . Проверено 2 февраля 2024 г.
  2. ^ «Монсеньор Гвидо Ассманн становится новым ректором собора» (на немецком языке). Кёльнская архиепископия. 29 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2022 года . Проверено 31 января 2023 г.
  3. ^ «Профессор доктор Винфрид Бёниг» (на немецком языке). Кельнер Доммузик. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 28 января 2023 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кельнский собор | Совет по туризму Кельна» . www.cologne-tourism.com . Проверено 2 февраля 2024 г.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кёльнский собор – Всемирное наследие ЮНЕСКО» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 2 февраля 2024 г.
  6. ^ «Собор в цифрах» . www.koelner-dom.de . Проверено 2 февраля 2024 г.
  7. ^ «8 самых высоких соборов мира» . ИССТРУКТУРНЫЙ – SAHC . 8 ноября 2018 года . Проверено 3 февраля 2024 г.
  8. ^ Леонард Эннен, Собор в Кельне от начала до завершения: Festschrift, посвященный друзьям и покровителям по случаю завершения взаимопонимания с Ассоциацией строительства Центрального собора [ Собор в Кельне от начала до завершения: Festschrift посвящается друзьям и покровителям по случаю завершения соглашения о Центральном соборностроительном товариществе ], 1880, с. 79
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кёльнский собор» . Всемирное наследие ЮНЕСКО . Проверено 2 февраля 2024 г.
  10. ^ Молитесь Бобер, Филлис (1948). «Меркурий Арвернус» . Марсий – Исследования по истории искусства . IV . Нью-Йорк: 29–32.
  11. ^ yitsadmin (19 июня 2023 г.). «Кёльнский собор, Кёльн, Северный Рейн-Вестфалия, Германия» . Католическая святыня-базилика . Проверено 25 сентября 2023 г.
  12. ^ «Кёльнский собор» . Кёльн.де. Архивировано из оригинала 1 мая 2018 года . Проверено 1 мая 2018 г.
  13. ^ Вим Сваан
  14. ^ Вим Сваан называет последнюю дату 1560 годом, но другие ученые считают более вероятной дату 1520 года.
  15. ^ Гилли, Шеридан; Стэнли, Брайан (2006). Кембриджская история христианства . Том. 8, Мировое христианство ок. 1815–ок. 1914 год . Издательство Кембриджского университета. п. 114. ИСБН  978-0-521-81456-0 .
  16. ^ Годвин, Джордж , изд. (1881). Строитель . [сн] с. 419 . Проверено 18 января 2024 г.
  17. ^ Льюис, Роберт (13 сентября 2017 г.). «Кёльнский собор» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 16 августа 2019 года . Проверено 20 сентября 2021 г.
  18. ^ «В руинах Кёльна» . Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан . 5 марта 2020 г. Проверено 28 декабря 2023 г.
  19. ^ Клаус Гереон Бьюкерс: Кельнский собор, Дармштадт, 2004, стр. 113.
  20. ^ «Апостольское путешествие в Кёльн: посещение Кёльнского собора» . 18 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 15 января 2021 г.
  21. ^ «Герхард Рихтер оцифровывает Кёльнский собор» [Герхард Рихтер оцифровывает Кёльнский собор]. Зеркало (на немецком языке). Немецкое агентство печати . 25 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 г. Проверено 17 февраля 2019 г.
  22. ^ Фортини, Аманда (9 декабря 2007 г.). «Пиксельный витраж» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 13 июня 2016 года . Проверено 12 января 2008 г.
  23. ^ «Протесты Pegida в Германии: митинги по поводу «исламизации» » . Новости Би-би-си . 6 января 2015 года. Архивировано из оригинала 6 января 2015 года . Проверено 7 января 2015 г. В Кельне власти выключили освещение городского собора, чтобы предупредить сторонников «Пегиды» о том, что они поддерживают «экстремистов». «Мы не думаем об этом как о протесте, но мы хотели бы заставить многих консервативных христиан [которые поддерживают Пегиду] задуматься о том, что они делают», — сказал Би-би-си настоятель собора Норберт Фельдхофф.
  24. ^ «Комитет всемирного наследия бьет тревогу по поводу Кельнского собора» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 22 июня 2020 года . Проверено 7 апреля 2020 г.
  25. ^ «Кёльнский собор в Списке опасности ЮНЕСКО» . Немецкая волна . 6 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 г. Проверено 7 апреля 2020 г.
  26. ^ «ЮНЕСКО исключила Кёльнский собор из списка находящихся под угрозой исчезновения» . Немецкая волна . 11 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 г. . Проверено 7 апреля 2020 г.
  27. ^ «Кёльнский собор» . Полный паломник - религиозные туристические объекты . 1 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 г. . Проверено 7 апреля 2020 г.
  28. ^ «Южная башня собора» . www.cologne-tourism.com . Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 7 марта 2017 г.
  29. ^ Шведт, Георг (2001) [1996]. Основное руководство по химии окружающей среды . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons. п. 158. ИСБН  978-0-471-89954-9 .
  30. ^ Вим Сваан, [ нужна страница ] Банистер Флетчер [ нужна страница ]
  31. ^ Холладей, Джоан. Иконография главного алтаря Кельнского собора (1989 г.) [ нужна полная цитата ]
  32. ^ «История искусств» . Пенсильванский университет . Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года . Проверено 15 января 2005 г.
  33. ^ Говард Хаббард
  34. ^ Райнер Дикхофф: Средневековая обстановка Кельнского собора, в книге Арнольда Вольфа (ред.): Готический собор в Кельне; Vista Point Verlag, Кельн, 2008 г., с. 47.
  35. ^ Барон, Сало Виттмайер . Социальная и религиозная история евреев, 2-е издание, издательство Колумбийского университета , 1965, стр. 174.
  36. ^ «Кёльнер Дом, Кёльн, Германия» . tititudorancea.com . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 17 августа 2021 г.
  37. ^ «Кайзер-Глок в Кёльне» . Аргус . Мельбурн, Вик. 12 июня 1875 г. с. 10. Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 11 января 2023 г.
  38. Колокол мира во всем мире в Ньюпорте, штат Кентукки, больше, но вращается вокруг центра масс, а не вокруг вершины.
  39. ^ «Колокола соборов Европы звонят за мир в Украине» . Рейтер. 3 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 11 января 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Сваан, Вим и Кристофер Брук, Готический собор , Omega Books (1969), ISBN   0-907853-48-X
  • Флетчер, Банистер, История архитектуры на основе сравнительного метода .
  • Хаббард, Говард, Шедевры западной скульптуры , Темза и Гудзон, ISBN   0-500-23278-4
  • Вольф, Арнольд, Кельнский собор. Его история – его произведения искусства , Verlag (редактор) Kölner Dom, Кёльн: 2-е издание, 2003 г., ISBN   978-3-7743-0342-3
[ редактировать ]
Рекорды
Предшественник Самое высокое сооружение в мире
1880–1884
157,38 м
Преемник
Самое высокое здание в мире
1880–1890
157,38 м
Преемник
Самое высокое здание в Европе
1880–1890
157,38 м
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dbf2ed40c8be945fd64c46ab5ad33c6c__1721003040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/6c/dbf2ed40c8be945fd64c46ab5ad33c6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cologne Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)