Международная готика
Международная готика — это период готического искусства , который начался в Бургундии , Франции и северной Италии в конце 14 — начале 15 века. [1] Затем он очень широко распространился по Западной Европе, отсюда и название периода, которое было введено французским историком искусства Луи Куражо в конце XIX века. [2]
Художники и портативные произведения, такие как иллюминированные рукописи , широко путешествовали по континенту, что привело к единой эстетике среди членов королевской семьи и высшей знати и значительно уменьшило различия в национальных стилях среди произведений, созданных для придворной элиты. Основное влияние оказали северная Франция , Нидерланды , герцогство Бургундское , императорский двор в Праге и Италия. Королевские браки, такие как брак между Ричардом II Английским и Анной Богемской, способствовали распространению этого стиля.
Первоначально это был стиль изысканной изысканности, но несколько более устойчивые версии распространились на искусство, созданное по заказу развивающихся торговых классов и мелкой знати. В Северной Европе продолжение стиля «Поздняя готика», особенно в его декоративных элементах, все еще можно было найти до начала 16 века, поскольку на местном уровне не возникло альтернативного декоративного словаря, который мог бы заменить его до в эпоху Возрождения возрождения классицизма .
Использование этих терминов историками искусства несколько различается: некоторые используют этот термин более ограничительно, чем другие. [3] Некоторые историки искусства считают, что этот термин «во многих отношениях… не очень полезен… поскольку он имеет тенденцию ускользать как от различий, так и от деталей передачи». [4]
Разработка
[ редактировать ]Важная богемная версия стиля возникла при дворе Карла IV, императора Священной Римской империи в Праге, который в течение короткого периода времени [5] стал ведущей силой в развитии европейского искусства. Карл происходил из династии Люксембургов , обучался у будущего Папы Климента VI , в юности провел семь лет при французском дворе, а также дважды посетил Италию. Это, а также семейные отношения дали ему тесные связи с различными дворами Франции, в том числе с судом Авиньонского папства , а с 1363 года — с отдельным Бургундским герцогством Валуа под властью Филиппа Смелого . Богемному стилю изначально не хватало удлиненных фигур других центров, но он имел богатство и сладость женских фигур, которые имели большое влияние. У Карла был по крайней мере один итальянский алтарь, очевидно, сделанный в Италии и отправленный в Прагу, недалеко от того места, где он и находится сегодня в его экспонате, замке Карлштейн . Для собора Святого Вита в Праге он привлек сначала французского архитектора, а затем немца Питера Парлера . [6]
Большая часть развития стиля произошла в Италии, и он, вероятно, распространился к северу от Альп, оказывая влияние на Францию, частично через колонию итальянских художников, прикрепленных к папскому двору в Авиньоне, и работы, выставленные там в резиденции в 1330-х и 1340-х годах. Симоне Мартини , сиенской предшественницы этого стиля. Республиканская Сиена оказала большое влияние на развитие этого стиля, но сохраняла свой собственный достойный готический стиль на протяжении всего периода, и впоследствии, в то время как яркий двор Висконти в Милане, также тесно связанный с французской королевской семьей, был самым важным итальянским двором. центр куртуазного стиля. [7] По мере развития этого стиля в Северной Европе он, в свою очередь, находился под его влиянием итальянские художники.
Брак в 1384 году между молодым королем Англии Ричардом II и дочерью Карла IV Анной Богемской помог соединить Прагу и Лондон и принести этот стиль в Англию, хотя Анна умерла в 1394 году.
Королевские портреты
[ редактировать ]Ряд центральных произведений интернациональной готики представляют собой вотивные портреты монархов со священной фигурой, в некоторых случаях они были приняты на Небеса , как, например, миниатюра Жана, герцога Беррийского и некоторых его родственников, приветствуемых святым. Петр в « Très Riches Heures du Duc de Berry» . [8] К этому периоду относятся самые ранние сохранившиеся панельные портреты монархов, а в королевских рукописях значительно увеличилось количество реалистичных портретов монарха, заказавшего их.
- Вотивная панель Яна Очко из Влашима . Коленопреклонение императора Карла IV и его сына Вацлава перед Богородицей, Чехия, 1371 год. (фрагмент)
- Жан де Водетар, камергер короля Франции Карла V , преподносит королю в дар рукопись, 1372 год.
- Диптих Уилтона 1395–99. Король Англии Ричард II преклоняет колени. (левая часть диптиха)
- , Диптих Уилтона написанный в Англии французским или английским художником. (правая сторона)
Опрос
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]В архитектуре , где этот стиль был долговечным, местные его разновидности часто известны как Перпендикулярная архитектура в Англии, Зондерготик в Германии и Центральной Европе, Яркая готика во Франции , а затем Мануэлино в Португалии и Изабеллин в Испании. .
Живопись и скульптура
[ редактировать ]В живописи и скульптуре этот стиль иногда называют на немецком языке «Schöne Stil» или «Weicher Stil» («Красивый стиль» или «Мягкий стиль»). [10] Стилистическими особенностями являются достойная элегантность, пришедшая на смену монументальности, богатый декоративный колорит, вытянутые фигуры и плавные линии. Это также позволяет более практично использовать перспективу, моделирование и настройку. Фигурам начинают уделять больше места в их обстановке, интерес вызывают реалистично изображенные растения и животные. В некоторых работах, прежде всего в знаменитых календарных сценах « Три богатых часа герцога Беррийского» , видны зачатки настоящей пейзажной живописи. Украшение становилось все более богато украшенным по мере развития этого стиля в Северной Европе, тогда как в Италии возросшая изощренность фигурной живописи была поглощена живописью раннего Возрождения .
В скульптуре ведущие итальянские художники оставались ближе к классицизму и меньше подвергались влиянию этого движения; Лоренцо Гиберти во многом близок к стилю, но уже кажется пропитанным классицизмом раннего Возрождения. Клаус Слютер был ведущим скульптором Бургундии и одним из художников, способных использовать этот стиль с очень монументальным эффектом. Большинство скульпторов неизвестны, и этот стиль, как правило, сохранялся дольше в северной скульптуре, чем в живописи, поскольку детальный реализм ранней нидерландской живописи было труднее воплотить в скульптуре. Меньшие раскрашенные деревянные фигурки, чаще всего Мадонны, были значительными и, будучи относительно портативными, вероятно, способствовали распространению этого стиля по Европе.
Среди известных художников были Мастер Теодорих и Мастер Тршебонского алтаря в Богемии, Мастер Паремента , Жакмар де Эсден и нидерландские братья Лимбург во Франции, а также Джентиле да Фабриано , Лоренцо Монако и Пизанелло в Италии, последний применивший этот стиль в Возрождение Раннее . В Бургундии Жана Малуэля , Мельхиора Бродерлама и Анри Беллешоза сменили Роберт Кампен и Ян ван Эйк , которые направили раннюю нидерландскую живопись в сторону большего иллюзионизма. Мастера Бертрам и Конрад фон Зост были ведущими региональными мастерами Германии, работавшими в основном для городских бюргеров. Сохранившиеся панно высшего качества, датированные до 1390 года, очень редки, за исключением Италии и пражского двора. Многие из этих художников в течение своей карьеры перемещались между странами или регионами, знакомя их со стилями других центров. В частности, Брёдерлам провел несколько лет в Италии, и предполагалось, что Мастер Пармента сам был богемцем, поскольку его известных французских работ очень мало, и они чрезвычайно близки к богемному искусству. [11]
Иллюминированные рукописи оставались важными носителями этого стиля, и в таких работах, как Шерборнский Миссал, [12] были основным вкладом Англии, не считая витражей Джона Торнтона в Йоркском соборе и Томаса Глейзера в Оксфорде и других местах. [13] Ноттингемские резные изделия из алебастра, производимые в больших количествах мастерскими по стандартным образцам, экспортировались по всей Западной Европе в приходские церкви, заботящиеся о ценности. Вацлавская Библия ( с Ключевым произведением были «Часы Джана Галеаццо Висконти» из Милана, как и текстом на немецком языке) сына Карла IV. Оба, как и Шерборнский Миссал, отмечены экстравагантно украшенными рамками. Джон, герцог Беррийский , сын и брат французских королей, был самым экстравагантным комиссаром по рукописям и главным работодателем братьев Лимбург, мастера брюссельских инициалов и Жакмара де Эздена, а также использовал многих других художников. Среди других крупных коллекционеров были Вацлав , сын Карла IV, Джон Ланкастер, 1-й герцог Бедфорд , сын Генриха IV Англии и «регент» оккупированной англичанами Франции, а также герцоги Бургундские. В пятнадцатом веке города Фландрии , особенно Брюгге , опередили Париж как центр как рукописного освещения, так и панно.
Гобелен
[ редактировать ]Еще одним носителем международного готического стиля стали центры ткачества гобеленов в Аррасе , Турне и Париже. [14] где производство гобеленов было навсегда нарушено английской оккупацией 1418–1436 годов. Под постоянным покровительством герцогов Бургундских . [15] их изысканный международный готический стиль, вытянутые фигуры, богатые детали одежды, многолюдная композиция с ярусно расположенными фигурами обязаны своим вдохновением иллюстраторам рукописей и непосредственно художникам: Бодуэн де Байёль, художник, обосновавшийся в Аррасе, поставлял карикатуры для тамошних гобеленовых мастерских. и в Турне, где трудно различить элементы местного стиля (Weigert, стр. 44). в Чатсуорте» « Охота ( Музей Виктории и Альберта ) вдохновлена книгой Гастона де Фуа об охоте и многочисленными переплетениями циклов Троянской войны с современными романами.
Гобелены тоже были портативным искусством. Сюиты сопровождали своих господских владельцев из одного неотапливаемого и пустого замка в другой. Сами ткачи гобеленов могли быть вынуждены переместить мастерские, хотя они оставались привязанными к доступности английской шерсти. В этом по сути светском искусстве соперничали религиозные и светские сюжеты. [16]
Средством стиля поздней готики, которое легко упустить из виду, поскольку оно практически полностью исчезло, является расписная драпировка, которая служила менее дорогой заменой тканой драпировки, но могла быть изготовлена с соответствующей тематикой в короткие сроки.
Пик движения
[ редактировать ]В период, продолжавшийся примерно между 1390 и 1420 годами, существовало особенно тесное соответствие между произведениями, созданными далеко друг от друга в Европе. На севере миниатюры братьев «Très Riches Heures Limbourg», в Италии « Поклонение волхвов Лоренцо Монако», а скульптуры и миниатюры во многих странах изображают очень стилизованные высокие фигуры, пожилые мужчины с внушительно длинными бородами и покачивающимися фигурами. Экзотическую одежду, во многом напоминающую одежду современного Ближнего Востока или Византийской империи , носят персонажи библейских сцен; многие фигурки, кажется, включены только для того, чтобы продемонстрировать эти костюмы. Количество фигур во многих стандартных религиозных сценах значительно увеличено; у волхвов большие свиты, и Распятие часто становится многолюдным мероприятием. Это нововведение должно было пережить сам стиль.
- Конрад фон Зост , живущий в Дортмунде, Германия, Распятие , 1403 г.
- «Встреча волхвов из Très Riches Heures» братьев Лимбург из Северных Нидерландов, но работающих во Франции.
- Лоренцо Монако , Поклонение волхвов , 1420–1422 гг.
Конец Международного момента
[ редактировать ]За открытием «Поклонения волхвов» Джентиле да Фабриано и Мазаччо ( 1424–1426 (внизу) во Флоренции в 1423 году, «кульминационного произведения международной готической живописи», почти сразу же последовала роспись капеллы Бранкаччи Мазолино гг . ), которая был признан прорывом к новому стилю. [17] Подобным же образом за шедевром братьев Лимбург « Très Riches Heures du Duc de Berry» в течение нескольких лет последовали «Туринско -Миланские часы» , продолжение рукописи, начатой несколько десятилетий назад мастером Паремента для герцога Беррийского, который, несмотря на Готическая основа положила начало совершенно другому стилю живописи.
Но за пределами Флоренции и ведущих дворов интернациональная готика все еще господствовала, постепенно развиваясь в направлениях, которые снова значительно расходились между Италией и Европой к северу от Альп. Искусство и архитектура перешли в эпоху Раннего Возрождения .
Галерея
[ редактировать ]- Мадонна Руднице , ок. 1385–90 , мастер Тршебонского алтаря , Богемия.
- «Мадонна с младенцем Полиньи» , голландский скульптор Клаус де Верве , 1396– ок. 1439
- Мадонна работы Андре Боневе из одной из рукописей герцога Беррийского с богато украшенным гризайлем фоном, около 1402 г.
- Мария Гельдерская (жена Рейну IV ), изображенная в образе Девы Марии, Голландия, 1415 г.
- «Поклонение волхвов» , Конрад фон Зост , немецкий, ок. 1420
- Мадонна Сассетты , позднего представителя самобытного сиенского стиля. 1432–36
- Страница из « Часослова Джана Галеаццо Висконти» , Милан
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Инго Ф. Вальтер, Роберт Шиа Лебуф Вундрам, Шедевры западного искусства: история искусства в 900 индивидуальных исследованиях от готики до наших дней , Ташен, 2002, ISBN 3-8228-1825-9
- ^ Томас, 8
- ^ WGA: Определение международного готического стиля.
- ↑ Сайсон и Гордон, 58 лет.
- ^ Известность Праги как центра, определяющего стиль, была повторена с маньеризмом двора императора Рудольфа II в конце 16 века.
- ^ Леви, 24–7, 37 и пассим
- ^ Сайсон и Гордон, 59–60.
- ^ Леви, 12–38 лет, обсуждает некоторые из них. Миниатюра Берри — BnF MS. лат. 919, ф.96Р. У них также есть Джан Галеаццо Висконти, которого принимают на небеса на MSfonds. лат. 5888
- ^ Вальтер и Вольф, стр. 242–47.
- ^ Немецкий эквивалент «Weicher Stil» был представлен Х. Бёргером и нашел широкий прием благодаря работам Вильгельма Пиндера. Чешские историки искусства ввели термин «Красивый стиль» (Schöner Stil), особенно из-за ряда «Schöne Madonnen» или «Прекрасных мадонн».
- ^ Томас, 12 лет
- ^ «Переверните на экране страницы восьми священных текстов» . Британская библиотека .
- ↑ Маркс и Морган, 29 лет.
- ^ Этот абзац следует за Роджером-Арманом Вейгертом, Французский гобелен (1956, перевод Дональда и Моник Кинг, 1962). Второстепенные центры, упомянутые Вейгертом, - это Лилль , Валансьен , Камбре , Ангиен , Ауденарде и Брюссель.
- ↑ Аррас был присоединен к бургундскому наследству в 1384 году и захвачен Людовиком XI в 1470 году, после чего Аррас быстро пришел в упадок как центр ткачества гобеленов.
- ^ Гобелены, сохранившиеся в сокровищницах соборов, изначально были подарком их владельцев, как и те, что находятся в современных музеях.
- ^ Хайман, стр. 139–140. Цитата стр. 140
Ссылки
[ редактировать ]- Майкл Леви , Картина в суде , Weidenfeld & Nicolson, Лондон, 1971 г.
- Тимоти Хайман ; Сиенская живопись , Темза и Гудзон, 2003 г. ISBN 0-500-20372-5
- Маркс, Ричард и Морган, Найджел; Золотой век английской рукописной живописи, 1200–1400 , 1981, Chatto & Windus, ISBN 0-7011-2540-3
- Люк Сайсон и Диллиан Гордон , «Пизанелло, художник эпохи Возрождения», 2001, Компания Национальной галереи, Лондон, ISBN 1-85709-946-X
- Томас, Марсель; Золотой век: рукописная живопись времен Жана, герцога Беррийского , 1979, Chatto & Windus, ISBN 0-7011-2472-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бём, Барбара Дрейк; и др. (2005). Прага: Корона Богемии, 1347–1437 гг . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 1588391612 .