Оптимизация современного
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( апрель 2022 г. ) |
Годы активности | 1930–1940-е годы |
---|---|
Расположение | Международный |
Streamline Moderne — это международный стиль архитектуры и дизайна в стиле ар-деко , возникший в 1930-х годах. Вдохновленный аэродинамическим дизайном, он подчеркивал изогнутые формы, длинные горизонтальные линии и иногда морские элементы. В промышленном дизайне его использовали в железнодорожных локомотивах, телефонах, тостерах, автобусах, бытовой технике и других устройствах, чтобы создать впечатление гладкости и современности. [1]
Во Франции его называли стилем paquebot , или «стилем океанского лайнера», и он возник под влиянием дизайна роскошного океанского лайнера SS Normandie , спущенного на воду в 1932 году.
Влияния и происхождение
[ редактировать ]По мере развития Великой депрессии 1930-х годов американцы увидели новый аспект ар-деко , то есть рационализацию, концепцию, впервые придуманную промышленными дизайнерами, которые лишили дизайн ар-деко его орнамента в пользу аэродинамической концепции чистых линий движения и скорости. развилось из научного мышления. Цилиндрические формы и длинные горизонтальные окна в архитектуре, возможно, также находились под влиянием конструктивизма и художников Новой Объективности , движения, связанного с немецким Веркбундом . Примеры этого стиля включают Mossehaus 1923 года , реконструкцию угла берлинского офисного здания в 1923 году Эрихом Мендельсоном и Рихардом Нойтрой . Streamline Moderne иногда был отражением суровых экономических времен; острые углы были заменены простыми аэродинамическими изгибами, а орнамент — гладким бетоном и стеклом .
Этот стиль был первым, в котором электрическое освещение было включено в архитектурную структуру. В первоклассной столовой парохода » « Нормандия , оборудованной в 1933–35 годах, помещение освещали двенадцать высоких колонн из стекла Лалика и 38 колонн, освещенных изнутри. Фойе отеля Strand Palace (1930 г.), сохраненное от сноса Музеем Виктории и Альберта в 1969 году, было одним из первых случаев использования архитектурного стекла с внутренней подсветкой и, по совпадению, было первым интерьером в стиле модерн, сохранившимся в музее .
Архитектура
[ редактировать ]Streamline Moderne чаще всего появлялся в зданиях, связанных с транспортом и движением, таких как автобусные и железнодорожные вокзалы, терминалы аэропортов, придорожные кафе и портовые здания. [2] Он имел характеристики, общие с современной архитектурой , включая горизонтальную ориентацию, закругленные углы, использование стеклянных кирпичных стен или окон-иллюминаторов, плоские крыши, хромированную фурнитуру и горизонтальные канавки или линии на стенах. Часто они были белого цвета или приглушенных пастельных тонов.
Примером этого стиля является баня Аквапарка в историческом районе Аквапарка в Сан-Франциско. Построенный в 1936 году Управлением прогресса работ , он отличается характерными горизонтальными линиями, классическими перилами с закругленными углами и окнами в стиле, напоминающем элементы корабля. В интерьере сохранилась большая часть оригинального декора и деталей, в том числе фрески художницы и теоретика цвета Хилэр Хилер . Архитекторами были Уильям Мусер-младший и Уильям Мусер III. Сейчас это административный центр исторического района Аквапарка.
Отель Normandie в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико , открывшийся в 1942 году, построен в стилизованной форме океанского лайнера SS Normandie и украшен оригинальной вывеской корабля. Рестораны Sterling Streamliner Diners в Новой Англии были спроектированы как обтекаемые поезда.
Хотя дома Streamline Moderne встречаются реже, чем модернизированные коммерческие здания, жилые дома все же существуют. Дом Лайдекера в Лос-Анджелесе , построенный Говардом Лайдекером , является примером современного дизайна в жилой архитектуре. При застройке района элементы этого стиля иногда использовались как вариация послевоенного рядового жилья в Сан-Франциско в районе Сансет .
- Баня в аквапарке, ныне часть исторического района аквапарка Сан-Франциско (1936 г.)
- Завод Coca-Cola, Лос-Анджелес, автор Роберт В. Дерра (1936).
- Станция метро East Finchley, Лондон (1937 г.)
- Склад компании Hecht на северо-востоке Вашингтона, округ Колумбия (1937 г.)
- Pan-Pacific Auditorium в Лос-Анджелесе, Калифорния (1935–1989)
- Морской аэровокзал аэропорта Ла-Гуардия , Нью-Йорк (1939 г.)
- Отель Шангри-Ла (1939), Санта-Моника, Калифорния
- Автобусная станция Грейхаунд, Колумбия, Южная Каролина (1936–1939)
- Станция Лас-Вегас Юнион Пасифик железной дороги (середина 1930-х годов, снесена в 1971 году)
- Упрощенная современная церковь, Первая церковь Освобождения , Чикаго, Иллинойс (1939), автор Уолтер Т. Бейли . Тауэрс добавлен в 1948 году.
- Лонг-Бич, Калифорния
Стиль лайнера
[ редактировать ]Во Франции стиль назывался Paquebot , что означает океанский лайнер . Французская версия была вдохновлена спуском на воду океанского лайнера «Нормандия» в 1935 году, на котором была столовая в стиле ар-деко с колоннами из хрусталя Лалик . Здания, использующие варианты этого стиля, появились в Бельгии и Париже, в частности, в здании на бульваре Виктор, 3 в 15-м округе , построенном архитектором Пьером Пату . Он был одним из основоположников стиля ар-деко. Он спроектировал вход в Павильон коллекционера на Выставке декоративного искусства 1925 года, родине этого стиля. Он также был дизайнером интерьеров трех океанских лайнеров: « Иль-де-Франс» (1926 г.), « Л'Атлантик» (1930 г.) и « Нормандия» (1935 г.). [3] Зданию Пату на авеню Виктор не хватало изогнутых линий американской версии стиля, но оно имело узкую «луковую дугу» на одном конце, где участок был узким, длинные балконы, похожие на палубы корабля, и ряд выступов, похожих на дымовые трубы на крыше. Еще один парижский жилой дом 1935 года на авеню Поль Думер, 1 в 16-м округе имел ряд террас, смоделированных по образцу палуб океанского лайнера. [4]
было Здание Флаги построено на площади Флаги в Икселе (Брюссель), Бельгия, в 1938 году в стиле пакбо . [5] и получил прозвище «Пакетбот». [6] или «пакебот». [7] Он был спроектирован Жозефом Дионгре и выбран победителем архитектурного конкурса. [8] построить здание для размещения бывшей штаб-квартиры Бельгийского национального института радиовещания (INR/NIR). [9] Здание было капитально отремонтировано и в 2002 году вновь открылось как культурный центр, известный как Le Flagey. [8] [10]
- Главная столовая океанского лайнера SS Normandie работы Пьера Пату (1935 г.)
- Здание лайнера на бульваре Виктор, 3, 15 округ Парижа, автор Пату (1935 г.)
- Здание Флаги (или Дом радио ), Иксель (Брюссель), Бельгия (1938 г.)
Автомобили
[ редактировать ]Определяющим событием для оптимизации современного дизайна в Соединенных Штатах стала Всемирная выставка в Чикаго 1933–34 годов , которая представила этот стиль широкой публике. Новые автомобили адаптировали плавные линии океанских лайнеров и дирижаблей, создавая впечатление эффективности, динамичности и скорости. Решетки и лобовые стекла были наклонены назад, автомобили сидели ниже и шире, имели плавные повороты и горизонтальные линии скорости. Примеры включают Chrysler Airflow 1934 года и Studebaker Land Cruiser 1934 года . В автомобилях также использовались новые материалы, в том числе бакелитовый пластик, формик , непрозрачное стекло Vitrolight, нержавеющая сталь и эмаль , что придавало внешний вид новизны и гладкости. [11]
Другие более поздние примеры включают седан Nash Ambassador «Airflyte» 1950 года с его характерными низкими линиями крыльев, а также послевоенные автомобили Hudson , такие как Commodore . [12] это «были характерные обтекаемые модели — тяжелые, массивные автомобили со своим собственным стилем». [13]
- Rumpler Tropfenwagen (1921) был разработан Эдмундом Румплером , который первоначально был авиаконструктором.
- WIKOV Supersport 1931 года, Простеёв Моравия, был одним из первых автомобилей с действительно аэродинамическим дизайном.
- 1933 года. Серебряная стрела Пирса
- 1934 года Tatra 77 была одним из первых серийных автомобилей с действительно аэродинамическим дизайном.
- 1934 года Крайслер Эйрфлоу
- Студебекер Ленд Крузер (1934 г.)
- Крепкий скарабей (1935) на выставке в Хьюстонском музее изящных искусств
- Бугатти Аэролит (1936)
- 1937 года Автомобиль Корд
- Талбот Teardrop SS 150 (1938)
- 1939 г. Шлёрваген . Последующие испытания в аэродинамической трубе показали коэффициент лобового сопротивления 0,113.
- 1939 года «Job Rated» Dodge Оптимизированная модель грузовика
- Chevrolet DP 1946 года в стиле ар-деко Полутонный пикап
Самолеты, лодки и поезда
[ редактировать ]Оптимизация стала широко распространенной практикой проектирования самолетов, железнодорожных локомотивов и кораблей.
- MV Kalakala , первый паром обтекаемой формы (1935 г.)
- Гамбургский флаер (1932)
- Дизель III , Нидерланды (1934)
- DRG Class 05 (1935 г.), мировой рекорд скорости паровозов 1936 г.
- Локомотив Mercury конструкции Генри Дрейфуса (1936 г.)
- Чикаго Автомобиль PCC
- 1936 г. Скоростной поезд М 290.0 «Словенская Стрела» , Чехословакия. Словенская стрела была произведена компанией Tatra Kopřivnice в Моравии в 1936 году для Чехословацких государственных железных дорог.
Промышленный дизайн
[ редактировать ]Стиль обтекаемости можно противопоставить функционализму , который в то же время был ведущим стилем дизайна в Европе. Одной из причин простоты дизайна в функционализме было снижение затрат на производство предметов, что сделало их доступными для большого европейского рабочего класса. [14] Оптимизация и функционализм представляют две разные школы модернистского промышленного дизайна .
- Первый бакелитовый телефон (1931 г.)
- Радиоприемник Philips Art Deco (1931 г.)
- Электролюкс Пылесос (1937 г.)
- Обтекаемый тостер
- Обтекаемое бакелитовое радио (1952 г.)
Другие известные примеры
[ редактировать ]- 1923 Моссехаус, Берлин . Реконструкция Эриха Мендельсона и Ричарда Нейтры.
- 1926: аэропорта Лонг-Бич Главный терминал , Лонг-Бич, Калифорния.
- 1928: Lockheed Vega , спроектированный Джоном Кнудсеном Нортропом , шестиместный одномоторный самолет, использовавшийся Амелией Эрхарт.
- 1928: Дом врача в Киеве , Украина.
- 1928–1930: Постоянное здание трастового фонда Канады в Торонто.
- 1930: Отель Strand Palace , Лондон; фойе по проекту Оливера Перси Бернарда
- 1930–1934: Бродвейские особняки, Шанхай , спроектированные Б. Флейзером из Палмера и Тернера.
- 1931: Седьмой этаж Eaton в Торонто, Онтарио , Канада, спроектированный Жаком Карлу , в бывшем Eaton. универмаге
- 1931: Нейпир, Новая Зеландия , перестроен в стилях ар-деко и модерн после сильного землетрясения.
- 1931–1932: Plärrer Automat , Нюрнберг, Бавария, Германия, архитектор, позже сотрудничавший с нацистами, Вальтер Бругманн.
- 1931–1933: Центр Гамильтона ГО , Гамильтон, Онтарио, Канада, автор Альфред Т. Феллхаймер.
- 1931–1944: Дом Серральвес, Порту , Португалия, спроектированный Хосе Маркишем да Силва.
- 1932: Здание Колумба , Сан-Паулу, Бразилия (снесено в 1971 году).
- 1932: Станция метро Arnos Grove , Лондон, Англия, спроектированная Чарльзом Холденом .
- 1933: Casa della Gioventù del Littorio, Рим , проект Луиджи Моретти.
- 1933: Здание Ty Kodak в Кемпере , Франция, спроектированное Олиером Мордрелем.
- 1933: Станция метро Southgate , Лондон.
- 1933: Бернэм Бичес в Шербруке, Виктория , Австралия. Гарри Норрис архитектор
- 1933: Здание Мерла Нормана, Санта-Моника, Калифорния. См. Также Историю Санта-Моники, Калифорния.
- 1933: Отель Midland, Моркам , Англия
- 1933: Эдифисио Лапидо , Монтевидео, Уругвай
- 1933–1940: Интерьер Чикагского . музея науки и промышленности , спроектированный Альфредом Шоу
- 1934: Pioneer Zephyr , первый из обтекаемых локомотивов Эдварда Дж. Бадда из нержавеющей стали.
- 1934: Tatra 77 , первый с модернизированной конструкцией для массового рынка. автомобиль
- 1934: Chrysler Airflow , второй с модернизированной конструкцией для массового рынка. автомобиль
- 1934: Отель Шангри-Ла в Санта-Монике, Калифорния.
- 1934: Здание Николау Шиссера, Сан-Паулу, Бразилия (снесено в 2014 году)
- 1935: Здание Форда в парке Бальбоа, Сан-Диего, Калифорния.
- 1935: Павильон Де Ла Варра, Бексхилл-он-Си , Англия.
- 1935: Pan-Pacific Auditorium, Лос-Анджелес.
- 1935: Здание международной капитализации, Мехико , Мексика.
- 1935: Гинденбург , Цеппелина . помещения для пассажиров
- 1935: Интерьер Лэнсдаун-хауса на Беркли-сквер в Мейфэр, Лондон.
- 1935: Здание гидроэлектрической системы Гамильтона, Гамильтон, Онтарио , Канада.
- 1935: MV Kalakala , первый в мире обтекаемый паром.
- 1935: Дом технолога в Киеве , Украина.
- 1935–1938: Бывший Бельгийский национальный институт радиовещания (известный как Maison de la Radio ) на площади Эжена Флажи в Икселе (Брюссель), автор Жозеф Дионгр.
- 1935–1956: Суд Хай-Тауэр, Голливуд-Хайтс, Лос-Анджелес. [15]
- 1936: Ласипалаци , в Хельсинки , Финляндия, офисное здание в стиле функционализма , а теперь культурный и медиа-центр.
- 1936: Флорин Корт на Чартерхаус-сквер в Лондоне, построенный компанией Guy Morgan and Partners.
- 1936: Фабрика Кампана , историческая фабрика в Батавии, Иллинойс.
- 1936: Здание Гуарани, Сан-Паулу, Бразилия.
- 1936: Северный театр, Маркетт, Мичиган
- 1936: Дом Алкира , Мельбурн
- 1936: Кинотеатр Лонгфорд , Манчестер, Англия (закрыт с 1995 года)
- 1937: Выставочный центр Earls Court , Лондон.
- 1937: Станция метро Earls Court , Лондон, напротив фасада выставки Earls Court.
- 1937: Автобусная станция Blytheville Greyhound в Блайтвилле, Арканзас.
- 1937: Риджент-Корт , жилые апартаменты на Брэдфилд-роуд, Хиллсборо, Шеффилд.
- 1937: Здание Маллок , жилые апартаменты на Монтгомери-стрит, 1360 в Сан-Франциско.
- 1937: BB Chemical Company в Кембридже, штат Массачусетс , построенная Кулиджем, Шепли, Булфинчем и Эбботтом.
- 1937: Павильон Бельгии на Международной выставке в Париже.
- 1937: TAV Studios ( Бренемена ресторан ), Голливуд
- 1937: Зоопарк Дадли, Дадли , Великобритания.
- 1937: Склад компании Hecht в Вашингтоне, округ Колумбия.
- 1937: Театр Минервы (или Метро) и здание Минервы, Поттс-Пойнт, Новый Южный Уэльс , Австралия.
- 1937: Здание Купальщицы в историческом районе Аквапарка , ныне Морского национального исторического парка Сан-Франциско. Морской музей
- 1937: Барнум-холл (аудитория средней школы), Санта-Моника, Калифорния.
- 1937: Здание компании JW Knapp (универмаг), Лансинг, Мичиган
- 1937: Рынок Ванчай, Ванчай , Гонконг.
- 1937: Торговый центр River Oaks, Хьюстон
- 1937: Здание фондовой биржи Торонто , смесь ар-деко и модерна.
- 1937: Питтсбургский завод по производству стеклянной эмали в Милуоки, штат Висконсин, Александр К. Эшвайлер.
- 1937: Автобусная станция Old Greyhound (Джексон, Миссисипи)
- 1937: Театр Грамерси , Нью-Йорк
- 1937: Гдыньский морской университет в Польше, автор Богдан Даменцкий.
- 1938: Здание Эсслингера в Сан-Хуане Капистрано, Калифорния.
- 1938: Ледовая арена Файф в Киркалди , Великобритания.
- 1938: Средняя школа Марка Кеппела , Альгамбра, Калифорния.
- 1938: Автобусный вокзал Грейхаунд (Эвансвилл, Индиана)
- 1938: 20th Century Limited , Нью-Йорк
- 1938: Больница для собак и кошек Джонс, Западный Голливуд, Калифорния , компания Wurdeman & Beckett (реконструкция оригинальной постройки 1928 года). [16]
- 1938: Автобусное депо Greyhound (Колумбия, Южная Каролина)
- 1938: Морской суд , Сент-Леонардс, Восточный Суссекс, Англия
- 1939: Средняя школа Бартлсвилля , Бартлсвилл, Оклахома.
- 1939: Первая церковь Освобождения в Чикаго, Иллинойс.
- 1939: Морской аэровокзал, аэропорт Ла-Гуардия , Нью-Йорк.
- 1939: Закусочная Road Island, Окли, Юта
- 1939: Отель Альбион, Саут-Бич, Майами-Бич, Флорида.
- 1939: Всемирная выставка в Нью-Йорке.
- 1939: Мотель Boots Court в Карфагене, штат Миссури.
- 1939: Отель Cardozo, Оушен Драйв, Саут-Бич, Майами-Бич, Флорида.
- 1939: Здание Daily Express, Манчестер , Англия.
- 1939: Станция метро East Finchley , Лондон, Англия.
- 1939: Эпплби Лодж , Манчестер, Англия
- 1939: Филармония , Ливерпуль, Англия
- 1940: музыкальный автомат Габель Куро, дизайн Брукса Стивенса.
- 1940: Автобусный вокзал Анн-Арбора , Мичиган.
- 1940: Здание Джай Алай , Тафт-авеню, Манила , Филиппины (снесено в 2000 году)
- 1940: Голливуд Палладиум , Лос-Анджелес, Калифорния
- 1940: Станция Лас-Вегас Юнион Пасифик, Лас-Вегас, Невада
- 1940: Кинотеатры Rivoli , 200 Camberwell Road Hawthorn East, Мельбурн , Австралия
- 1940: Стадион Пакаэмбу, Сан-Паулу , Бразилия
- 1941: Отель «Авалон», Оушен Драйв, Саут-Бич, Майами-Бич, Флорида.
- 1942: Мотель Coral Court в Мальборо, штат Миссури.
- 1942: Отель Normandie в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико.
- 1942: Здание торгового национального банка в Далласе, штат Техас.
- 1942: Радиостанция Musick Memorial в Окленде , Новая Зеландия.
- 1943: Здание Труссарди в Сан-Паулу, Бразилия.
- 1944: Театр Хантридж, Лас-Вегас, Невада
- 1945: Muscats Motors , остров, Мальта
- 1945: Рессано-Гарсия Железнодорожный вокзал , Мозамбик
- 1946: Здание Джерри , Лос-Анджелес, Калифорния.
- 1946: Канадский завод по розливу сухих напитков, Силвер-Спринг, Мэриленд.
- 1946: Бродвейский театр, Саскатун, Саскачеван , Канада
- 1949: Мемориальные сады Су, Су-Сент. Мари, Онтарио
- 1949: Бикон Лодж , Виктория, Британская Колумбия , Канада
- 1951: Здание Федерального резервного банка, Сиэтл, Вашингтон.
- 1954: Театр Пуатье по проекту Эдуара Лардилье.
- 1955: Eight Forty One (бывшее здание Prudential Life Insurance Building), Джексонвилл, Флорида , спроектировано KBJ Architects.
- 1957: Паромный причал Эдинбург-Плейс (Стар-Ферри-Пирс, Центральный), Гонконг (снесен в 2006 г.)
- 1957: Паромный причал Цим Ша Цуй , Гонконг.
- 1965: Паромный причал Хунг Хом , Гонконг.
- 1968: Пирс Ван Чай , Гонконг (снесен в 2014 году)
В кинофильмах
[ редактировать ]- Танки, самолеты и здания в фильме Уильяма Кэмерона Мензиса 1936 года «Грядущие»
- Здания из фильма Фрэнка Капры 1937 года «Потерянный горизонт» , спроектированные Стивеном Гуссоном.
- Дизайн «Изумрудного города» в фильме 1939 года «Волшебник страны Оз».
- Шлем и ракетный ранец главного героя из фильма 1991 года «Ракетчик» .
- Апартаменты High Tower, показанные в фильмах 1973 года «Долгое прощание» и 1991 года « Снова мертвые ». [15]
- Жилой дом Маллока по адресу Монтгомери-стрит, 1360, Сан-Франциско, который служит квартирой для Лорен Бэколл персонажа в «Темном проходе».
См. также
[ редактировать ]- Век прогресса в Чикаго Вторая Всемирная выставка (1933–34)
- Конструктивистская архитектура
- Международная выставка искусств и техники в современной жизни (1937) (Парижская выставка 1937 года)
- Гуги-архитектура
- PWA Moderne - стиль модерн в Соединенных Штатах, построенный между 1933 и 1944 годами в рамках проектов помощи, спонсируемых Управлением общественных работ (PWA) и Управлением прогресса работ (WPA).
- Рэйган Готика
- Стримлайнер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Настоящий пример Streamline Moderne» . Времена Мальты . 6 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 г.
- ^ Бридж, Николь. Архитектура 101 , Simon & Schuster, Нью-Йорк, (2015), стр. 203.
- ^ Уден, Бернар. Словарь архитекторов , Sechiers, Париж, (1994), (на французском языке), стр. 372.
- ^ Тексье, Симон (2012), Парижская панорама архитектуры , Париграмма, с. 142, ISBN 9782840966678
- ^ «Le Flagey – Откройте для себя Брюссель в музыке» . Брюссель ма красавица (на французском языке). 16 ноября 2015 года . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ «Новый курс для пакетбота» . СВР-Архитекторы . 14 июля 2002 года . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ «Февраль 2017: Архитектурная прогулка Флэджи и фортепианный концерт» . Культурный город Антверпен (на голландском языке). 17 февраля 2017 года . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Здание Флэджи» . Флэджи . Проверено 8 мая 2021 г.
- ^ «Флэджи» . джаз.Брюссель . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ «Флэджи Н.В.», СВР-Архитекторы . 17 октября 2002 года . Проверено 9 мая 2021 г.
- ↑ МакКорт, Марк, «Когда ар-деко действительно упрощает современность», Hemmings Daily, 29 мая 2014 г.
- ^ «Модели Hudson 1948 года — статья на технических страницах» . Общество сохранения автомобильной истории . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ Рид, Роберт К. (1975). Эра упрощения . Сан-Марино, Калифорния: Книги Золотого Запада. ISBN 0-87095-053-3 .
- ^ Никельсен, Трина (15 июня 2010 г.). «Алюминий – в культурной истории» (на норвежском языке). Аполлон . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беттски, Аарон (15 июля 1993 г.). «Голливудский финал для тех, кто поднимется на лифте на вершину» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Бос, Саша (16 июля 2014 г.). «Историческое здание 1938 года может затруднить масштабную застройку WeHo» . Лос-Анджелес Еженедельник . Проверено 17 февраля 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры . Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Уден, Бернар (1994). Словарь архитекторов . Зегерс. ISBN 2-232-10398-6 .