Jump to content

Архитектура французского барокко

Версальский дворец

Архитектура французского барокко , обычно называемая французским классицизмом , была стилем архитектуры во времена правления Людовика XIII (1610–1643), Людовика XIV (1643–1715) и Людовика XV (1715–1774). Ему предшествовали французская архитектура эпохи Возрождения и маньеризм , а во второй половине 18 века последовала французская неоклассическая архитектура . Первоначально этот стиль был вдохновлен архитектурным стилем итальянского барокко , но, особенно при Людовике XIV, он уделял больше внимания регулярности, колоссальному порядку фасадов и использованию колоннад и куполов, чтобы символизировать власть и величие короля. Яркие примеры этого стиля включают Большой Трианон и Версальского дворца купол Дома Инвалидов в Париже. В последние годы правления Людовика XIV и правления Людовика XV колоссальные ордера постепенно исчезли, стиль стал легче, и появились украшения из кованого железа в стиле рокай . В этот период также появились монументальные городские площади в Париже и других городах, в частности Вандомская площадь и площадь Согласия . Этот стиль оказал глубокое влияние на светскую архитектуру XVIII века по всей Европе ; и Версальский дворец французский регулярный сад были скопированы другими дворами по всей Европе. [1]

Ранний французский классицизм

[ редактировать ]

Французский классицизм с самого начала был выражением силы и величия королей Франции. Он сознательно шел в другом направлении, чем Италия и остальная Европа, сочетая классические элементы, особенно колоссальные ордера колонн, и избегая пышного декора, который появлялся на фасадах и интерьерах в Испании, Германии и Центральной Европе. Его реже использовали в церквях и чаще при оформлении королевских дворцов и загородных резиденций. Еще одним отличительным элементом французского классицизма была интеграция архитектуры дома с формальными садами вокруг него, так называемым французским формальным садом . [2]

Саломон де Бросс (1571–1626) был одним из первых французских архитекторов, принявших этот стиль, при строительстве Люксембургского дворца , который он построил для матери Людовика XIII, Марии Медичи, между 1615 и 1624 годами. Основан Люксембургский дворец. новый образец королевских резиденций с павильонами по углам, боковыми крыльями и величественным центральным входом, увенчанным куполом. Стены украшены колоссальными рядами колонн с треугольными фронтонами , что указывает на классическое вдохновение французского движения. Традиционной французской особенностью была высокая покатая мансардная крыша и сложная линия крыши . Как и вилла Медичи в Риме, дворец был окружен большим садом и фонтанами. Дизайн интерьера также был новаторским; в павильонах вокруг главного блока располагались апартаменты, что позволило повысить гибкость и функциональность внутреннего пространства. [3]

Одним из наиболее опытных создателей нового стиля был Франсуа Мансар , неутомимый перфекционист. Он не был первым, кто использовал наклонную мансардную крышу, но использовал ее настолько эффективно, что она получила его имя. В своем проекте замка Мезон в Мезон-Лафит (1630–51) Мансар продемонстрировал преемственность между стилем французского Возрождения и новым стилем. Структура строго симметрична, на каждом этаже имеется порядок, преимущественно в виде пилястр . Фронтиспис, увенчанный отдельной увеличенной крышей, обладает замечательной пластикой, и весь ансамбль читается как трехмерное целое. Структуры Мансара лишены преувеличенных декоративных эффектов, столь типичных для современного Рима. Влияние итальянского барокко приглушено и отнесено к области декоративного орнамента.

Луи Ле Вау был еще одной центральной фигурой раннего французского классицизма. Он спроектировал замок Во-ле-Виконт (1656–1661) для Николя Фуке , управляющего финансами молодого Людовика XIV. Дизайн самого замка был похож на дизайн Люксембургского дворца и Палаццо Барберини в Риме. Что отличало его от более ранних стилей, так это единство архитектуры, интерьера и ландшафта вокруг него. Его фасад отличался стилизованными монументальными колоннами, флигелями в сочетании с мансардной крышей и выдающимся куполом в стиле барокко. Интерьер был щедро украшен фресками Шарля Ле Брюна и располагался в центре огромного формального сада, спроектированного Андре Ле Нотром , с геометрическими узорами дорожек, клумб, фонтанов и отражающих бассейнов, которые, казалось, расширяли архитектуру дом во всех направлениях. [4] Большой салон здания выходил в сад, что впоследствии стало обычным явлением во дворцах в стиле барокко. Увидев пышность здания, король уволил и заключил Фуке в тюрьму, завладел домом для короны и вскоре поручил Ле Вау работать над созданием собственного дворца в Версале. [3]

Те же три художника довели эту концепцию до монументальных размеров в королевском охотничьем домике, а затем и в главном дворце Версаля (1661–1690). В гораздо более широком масштабе дворец представляет собой гипертрофированную и несколько повторяющуюся версию Во-ле-Виконт. Это был одновременно самый грандиозный и самый имитируемый жилой дом 17 века. Мангеймский дворец , замок Нордкирхен и дворец Дротнингхольм были среди многих иностранных резиденций, образцом для которых послужил Версаль.

Колоннада Лувра

[ редактировать ]

В 1665 году главный министр Людовика XIV Жан Кольбер пригласил самого известного архитектора и скульптора итальянского Джана барокко Лоренцо Бернини в Париж, чтобы предложить проект нового восточного крыла Лувра , расположенного на восточной стороне Лувра. Cour Carrée (Квадратный двор). Этот дизайн привел бы архитектуру Парижа в соответствие со стилем итальянского барокко. Однако в конце концов Луи обратился к французским дизайнерам. Ему нужен был явно французский дизайн, а не копия итальянского стиля. В апреле 1667 года он дал заказ комитету Petit Conseil, состоящему из Луи Ле Вау , Шарля Ле Брюна и Клода Перро , и трое мужчин вместе спроектировали новый фасад. [5] Он представлял собой гигантский ордер , то есть длинный ряд двойных колонн высотой в два этажа, опирающихся на массивный нижний уровень. [6] в стиле ренессанс с высокими окнами с сегментными арками, созданными по образцу тех, что использовались в крыле Леско . [7] Он имел плоскую крышу, скрытую балюстрадой , с треугольным фронтоном в центре над главным входом. В 1668 году было принято решение удвоить ширину южного крыла, в результате чего был построен новый южный фасад, обращенный к Сене . Перро также спроектировал новый фасад внутренней части двора, обращенный на запад, и соответствующий новый фасад на севере. [8]

Версальский дворец

[ редактировать ]

Важнейшей витриной французского классицизма был Версальский дворец . Он был основан в 1624 году Людовиком XIII как охотничий домик. превратить его в замок В 1634 году Людовик XIII приказал своему главному архитектору и инженеру Филиберу Ле Руа . В 1661 году Людовик XIV решил расширить его, не разрушив оригинал. Он поручил Луи Ле Вау и Шарлю Ле Бруну стать своим архитектором и дизайнером, а Андре Ленотру поручил создать грандиозный формальный сад, который можно было бы увидеть из замка, по образцу Во-ле-Виконт. Когда Ле Вау умер в 1670 году, проект был передан его помощнику Франсуа д'Орбе , который завершил начальный этап в 1674 году. [9] [10]

Новый дворец окружал старый кирпичный замок с новыми крыльями с севера, юга и сзади. Фасад, как и новое крыло Лувра, отличался колоссальными ордерными колоннами, а крыша была плоской с террасой, украшенной балюстрадами, пилястрами, балконами, статуями и трофеями. Начиная с 1674–75 годов Лебрен создавал интерьер с помощью небольшой армии художников, скульпторов и декораторов. Они использовали мрамор, полихромный камень, бронзовые зеркала и позолоченную лепнину, а потолок расписывал сам Лебрен. , Зеркальный зал построенный в 1678–1680 годах Жюлем Ардуэном-Мансаром , племянником Франсуа Мансара, выходил на новый сад. Его также украсил Ле Брен, завершив его в 1684 году. [11] после чего он стал символом всего французского барокко. Новый дворец был открыт практически для любого посетителя и превратился в огромный театр, где король проводил свои церемонии со строгим протоколом на виду у публики. [12]

Людовик продолжал расширять дворец до конца своего правления. В 1687 году Жюль Ардуэн-Мансар , а затем Робер де Котт построили Большой Трианон по образцу итальянского здания — Мраморного Трианона. Он имел один этаж, отделанный штукатуркой и мрамором, с плоской крышей и балюстрадой. План был очень простым: перистиль между двумя крыльями и двумя аванкорпусами или секциями перед крыльями. Его простота и чистота форм вдохновили на создание подобных дворцовых построек по всей Европе, от Пруссии до России. Мансар также завершил Версальскую оранжерею (1684–1686) в аналогичном стиле, окружив формальный сад и бассейн. Сады , созданные Андре Ленотром, были призваны дополнить архитектуру дворца и выразить с помощью геометрических аллей, бассейнов, рядов деревьев, клумб и фонтанов власть короля над природой. [10]

Последней частью дворца стала часовня , строительство которой было начато в 1689 году по проекту Ардуэна-Мансара и завершено Робером де Коттом в 1708–1710 годах. Помещению придали больше простора и света за счет использования классических колонн вместо массивных колонн и размещения несущих колонн на верхнем уровне.

Людовик XV продолжал расширять дворец, в основном изменяя внутренние помещения. Его главным вкладом стал « Маленький Трианон» Анж -Жака Габриэля . Его строгая архитектура была признаком перехода к неоклассицизму .

Религиозная архитектура

[ редактировать ]

Архитектура церквей в период раннего французского классицизма развивалась медленнее; стиль поздней маньеристской готики, примером которого является церковь Сент-Этьен-дю-Мон работы Клода Герена (1606–1621 гг.), По-прежнему оставался доминирующим стилем. Однако между 1690 и 1755 годами в Париже было построено двадцать четыре новых церковных фасада. Конкурсы на проекты новых церквей, в частности Римская премия и конкурс на расширение церквей Сен-Сюльпис и Сент-Эсташ в Париже, выдвинули множество оригинальных идей. [14]

для церкви Сен-Жерве и Сен-Проте (1616 г.) Первый французский церковный фасад в новом стиле был создан Саломоном де Броссом . Вдохновленный церковью Джезу в Риме, он имел фасад с тремя ордерами колонн: дорическими, ионическими и коринфскими, расположенными поэтапно один над другим. Другой вариант нового стиля появился в главной иезуитской церкви Парижа, церкви Сен-Поль-Сен-Луи , также вдохновленной церковью Джезу. Спроектированный архитекторами-иезуитами Этьеном Мартелланжем и Франсуа Дерандом , он имел два уровня: нижний уровень на высоте часовен и верхний уровень со вторым порядком колонн и фронтоном над порталом церкви. Верхний уровень поддерживался консолями в форме перевернутой буквы S. Поверхность фасада была украшена статуями в нишах и отречениями . Внутренний план был прямоугольным, с большим сводчатым нефом, окруженным часовнями. [15]

Интерьеры новых приходских церквей, таких как Сен-Сюльпис , Сен-Луи-ан-Л'Иль и Сен-Рош, в основном следовали традиционному готическому плану Нотр-Дама, хотя к ним добавлялись фасады и некоторые другие декоративные элементы из итальянское барокко. Сен-Рош (1653–1690 гг.), спроектированный Жаком Лемерсье , имел готический план, но красочное оформление в итальянском стиле. [16] Следуя совету Тридентского собора интегрироваться в архитектуру города, новые церкви были выровнены вдоль улицы. вместо того, чтобы всегда смотреть с востока на запад. [16]

Дебют купола

[ редактировать ]

Главным нововведением религиозной архитектуры французского барокко было введение купола над центральным нефом — стиль, заимствованный из итальянского барокко. купол церкви Джезу в Риме работы Джакомо делла Порта Прототипом послужил (1568–1584). Первой парижской церковью, имевшей купол, была часовня, фасад которой сейчас находится во дворе Высшей национальной школы изящных искусств на улице Бонапарт в Париже. Следующий, более крупный купол был построен в церкви Сен-Жозеф-де-Карм (1613–1620 гг.) В том же районе. Более крупный и еще более впечатляющий ранний купол был построен Франсуа Мансаром для церкви Посещения Сен-Мари (1632–1634 гг.). [17]

Еще один инновационный купол был построен Жаком Лемерсье для колледжа Сорбонны , начиная с 1635 года. Этот проект представлял собой полусферический купол на высоком восьмиугольном барабане, первый в своем роде во Франции, с четырьмя небольшими куполами в углах греческого креста наверху. колонны коринфского ордера на фасаде.

Гораздо больший и высокий купол по модели итальянского барокко был начат Франсуа Мансаром , затем Жаком Лемерсье и завершен Пьером Ле Мюэ для часовни королевской больницы и аббатства Валь-де-Грас (1645–1665). Фасад имеет два уровня колонн и фронтонов, а также перистиль из отдельных колонн, а купол украшен множеством сводов, ребер, статуй, контрфоров и орнаментов, что делает его самым итальянским из французских куполов. [18]

Во второй половине 17 века появились еще два важных купола. Часовня Колледжа четырех наций (ныне Франции Институт Луи Ле Вау и Франсуа д'Орбе (1662–1668) была построена по завещанию кардинала Мазарини через Сену от Лувра и содержит его могилу. Самым грандиозным из куполов был купол Дома Инвалидов , часовня госпиталя ветеранов войны, построенная Жюлем Ардуэном-Мансаром (1677–1706) как символ благотворительности и военной славы. Купол установлен на церкви в г. Форма походного креста.Куб здания увенчан цилиндрической колонной из двух барабанов, придающей куполу исключительную высоту. Сам купол богато украшен скульптурой на антабентах, а также орнаментами из позолоченной бронзы между вертикальными ребрами. купола. [18]

Жилая архитектура – ​​частный особняк

[ редактировать ]

Стиль жилых зданий, известный как hôtel particulier, достиг своей зрелости в эпоху барокко, особенно в Париже, где представители знати строили свои таунхаусы. (1688 г.) определил их Николя Катрино в «Трактате об архитектуре» как «менее красивые, чем дворцы, и более красивые, чем простые жилые дома». [19] На первые отели в Париже частично повлияла итальянская архитектура и модель Люксембургского дворца в меньшем масштабе. в стиле раннего барокко Особый отель обычно располагался между обнесенным стеной двором спереди и садом сзади, с входом во двор через павильон на улице. Отель де Сюлли (1624–1630) в Париже, спроектированный Жаном Андруэ дю Серсо , является хорошим примером раннего стиля, как и отель Карнавале . Первоначально планировалось, что отель де Сюлли будет построен из кирпича и камня, но в конечном итоге он был построен полностью из камня. Отели 1635 и 1640 годами . росли в размерах и усложнялись в течение 17 века, с появлением вестибюля между В новых домах также появилось два двора: один для церемоний (курдонёр ) , а другой для более практичных целей. , например, конюшни. Фасад жилого дома, обращенный в сад, занял всю ширину участка. Стали появляться новые специализированные виды помещений, такие как столовые и салоны. [19] в стиле французского барокко Известные примеры отелей включают отель Карнавале , отель де Сюлли , отель де Бове (1655–1660) и отель де Субиз (1624–1639) (ныне занятый французским национальным архивом ). Ярким примером за пределами Парижа является Дворец Роган в Страсбурге .

Жилая площадь

[ редактировать ]

Жилая площадь, группа домов одинакового размера и одинаковой архитектуры вокруг площади, обычно с фонтаном посередине, впервые по итальянской модели, появилась в Париже на Королевской площади (ныне Площадь Вогезов ) между 1605 и 1605 годами. 1613 г. Здания имели высокие мансардные крыши и трехцветные фасады из бруса, камня и шифера . Вначале статуя Людовика XIII в центре была помещена верхом на коне. Меньшая площадь, Place Dauphine , первоначально состоявшая из тридцати двух домов, была построена на острове Сите рядом с Pont Neuf между 1607 и 1610 годами. Она обращена к конной статуе французского короля Генриха IV . [20]

Следующей крупной городской площадью, построенной в Париже, была площадь Побед (1684–1697), комплекс из семи больших зданий, разделенных на три сегмента вокруг овальной площади, с памятником Людовику XIV в центре. Он был построен предприимчивым предпринимателем и придворным дворянином Жаном-Батистом Предо в сотрудничестве с архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром . Новая площадь представляла собой витрину нового монументального стиля Людовика XIV . Старый кирпич и камень площадей Генриха IV были заменены монументальными колоннами в большом стиле, которые обычно были частью самого фасада, а не стояли отдельно. Все здания вокруг площади были соединены между собой и построены на одной высоте, в одном стиле. На первом этаже была крытая галерея для пешеходов. [21]

Между 1699 и 1702 годами Ардуэн-Мансар построил еще одну площадь. . Вандомская площадь Еще одно нововведение: этот проект частично финансировался за счет продажи участков вокруг площади. Все эти проекты отличались монументальными фасадами в стиле Людовика XIV, придающими площадям особую гармонию. [22]

Людовик XV последовал примеру Людовика XIV. В последние годы своего правления Людовик построил новую большую площадь в центре города, площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия) , с гармоничным рядом новых зданий, спроектированных Анж-Жаком Габриэлем . Следуя примеру На более ранних площадях была конная статуя Людовика XV, которая была снесена во время Французской революции . Людовик XV построил другие монументальные площади по той же архитектурной модели в центрах Ренна и Бордо . Еще одна известная площадь, площадь Станислава , была построена в. город Нанси в Лотарингии незадолго до того, как это герцогство было официально присоединено к Франции.

См. также

[ редактировать ]

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ Хопкинс, Оуэн, Les Styles en Architecture (2014), стр. 84-87.
  2. ^ Прина и Демартини 2006 , с. 190.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прина и Демартини 2006 , с. 191.
  4. ^ Хопкинс 2014 , с. 84.
  5. ^ Бергер 1993, стр. 20–27.
  6. ^ Саммерсон 1963, рисунок 47.
  7. ^ Бергер 1993, стр. 51–52.
  8. ^ Рено и Лазе (2006), с. 55; Бергер 1993, стр. .
  9. ^ Бергер 1985 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кабанн 1988 , с. 30.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Айерс 2004 , стр. 336–337.
  12. ^ Кабанн 1988 , стр. 30–31.
  13. ^ Айерс 2004 , стр. 337–338.
  14. ^ Тексье (2012), стр. 52
  15. ^ Тексье (2012), страницы 30-35.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тексье, 2012 г. , стр. 30–31.
  17. ^ Тексье 2012 , стр. 34–35.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дюшер 1988 , с. 124.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тексье, 2012 г. , стр. 32–33.
  20. ^ Тексье 2012 , стр. 28–29.
  21. ^ Тексье, Саймон (2012), стр. 38–39
  22. ^ Тексье, Саймон (2012), стр. 38–39

Библиография

[ редактировать ]
  • Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт, Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN  9783930698967 .
  • Бергер, Роберт В. (1985). Версаль: Замок Людовика XIV . Университетский парк: Ассоциация искусств колледжей.
  • Бергер, Роберт В. (1993). Дворец Солнца: Лувр Людовика XIV . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN   9780271008479 .
  • Кабанн, Перр (1988), Классическое искусство и барокко , Париж: Ларусс, ISBN  978-2-03-583324-2
  • Дюшер, Роберт (1988). Характеристики стилей . Париж: Фламмарион. ISBN  2-08-011539-1 .
  • Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре . Дюнод. ISBN  978-2-10-070689-1 .
  • Лемерль, Фредерик и Ив Повелс (2008). «Архитектура барокко», Фламмарион, 2008.
  • Миллон, Генри А., изд. (1999), Триумф барокко: Архитектура в Европе , 1600–1750.
  • Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры . Париж: Солнечная. ISBN  2-263-04096-Х .
  • Саммерсон, Джон (1963). Классический язык архитектуры . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN   9780262690126 .
  • Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры . Париграмма. ISBN  978-2-84096-667-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52b3b88dea1f9852dc5228e9e92e733e__1714341420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/3e/52b3b88dea1f9852dc5228e9e92e733e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French Baroque architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)