Архитектура французского барокко
Архитектура французского барокко , обычно называемая французским классицизмом , была стилем архитектуры во времена правления Людовика XIII (1610–1643), Людовика XIV (1643–1715) и Людовика XV (1715–1774). Ему предшествовали французская архитектура эпохи Возрождения и маньеризм , а во второй половине 18 века последовала французская неоклассическая архитектура . Первоначально этот стиль был вдохновлен архитектурным стилем итальянского барокко , но, особенно при Людовике XIV, он уделял больше внимания регулярности, колоссальному порядку фасадов и использованию колоннад и куполов, чтобы символизировать власть и величие короля. Яркие примеры этого стиля включают Большой Трианон и Версальского дворца купол Дома Инвалидов в Париже. В последние годы правления Людовика XIV и правления Людовика XV колоссальные ордера постепенно исчезли, стиль стал легче, и появились украшения из кованого железа в стиле рокай . В этот период также появились монументальные городские площади в Париже и других городах, в частности Вандомская площадь и площадь Согласия . Этот стиль оказал глубокое влияние на светскую архитектуру XVIII века по всей Европе ; и Версальский дворец французский регулярный сад были скопированы другими дворами по всей Европе. [1]
Ранний французский классицизм
[ редактировать ]Французский классицизм с самого начала был выражением силы и величия королей Франции. Он сознательно шел в другом направлении, чем Италия и остальная Европа, сочетая классические элементы, особенно колоссальные ордера колонн, и избегая пышного декора, который появлялся на фасадах и интерьерах в Испании, Германии и Центральной Европе. Его реже использовали в церквях и чаще при оформлении королевских дворцов и загородных резиденций. Еще одним отличительным элементом французского классицизма была интеграция архитектуры дома с формальными садами вокруг него, так называемым французским формальным садом . [2]
Саломон де Бросс (1571–1626) был одним из первых французских архитекторов, принявших этот стиль, при строительстве Люксембургского дворца , который он построил для матери Людовика XIII, Марии Медичи, между 1615 и 1624 годами. Основан Люксембургский дворец. новый образец королевских резиденций с павильонами по углам, боковыми крыльями и величественным центральным входом, увенчанным куполом. Стены украшены колоссальными рядами колонн с треугольными фронтонами , что указывает на классическое вдохновение французского движения. Традиционной французской особенностью была высокая покатая мансардная крыша и сложная линия крыши . Как и вилла Медичи в Риме, дворец был окружен большим садом и фонтанами. Дизайн интерьера также был новаторским; в павильонах вокруг главного блока располагались апартаменты, что позволило повысить гибкость и функциональность внутреннего пространства. [3]
Одним из наиболее опытных создателей нового стиля был Франсуа Мансар , неутомимый перфекционист. Он не был первым, кто использовал наклонную мансардную крышу, но использовал ее настолько эффективно, что она получила его имя. В своем проекте замка Мезон в Мезон-Лафит (1630–51) Мансар продемонстрировал преемственность между стилем французского Возрождения и новым стилем. Структура строго симметрична, на каждом этаже имеется порядок, преимущественно в виде пилястр . Фронтиспис, увенчанный отдельной увеличенной крышей, обладает замечательной пластикой, и весь ансамбль читается как трехмерное целое. Структуры Мансара лишены преувеличенных декоративных эффектов, столь типичных для современного Рима. Влияние итальянского барокко приглушено и отнесено к области декоративного орнамента.
Луи Ле Вау был еще одной центральной фигурой раннего французского классицизма. Он спроектировал замок Во-ле-Виконт (1656–1661) для Николя Фуке , управляющего финансами молодого Людовика XIV. Дизайн самого замка был похож на дизайн Люксембургского дворца и Палаццо Барберини в Риме. Что отличало его от более ранних стилей, так это единство архитектуры, интерьера и ландшафта вокруг него. Его фасад отличался стилизованными монументальными колоннами, флигелями в сочетании с мансардной крышей и выдающимся куполом в стиле барокко. Интерьер был щедро украшен фресками Шарля Ле Брюна и располагался в центре огромного формального сада, спроектированного Андре Ле Нотром , с геометрическими узорами дорожек, клумб, фонтанов и отражающих бассейнов, которые, казалось, расширяли архитектуру дом во всех направлениях. [4] Большой салон здания выходил в сад, что впоследствии стало обычным явлением во дворцах в стиле барокко. Увидев пышность здания, король уволил и заключил Фуке в тюрьму, завладел домом для короны и вскоре поручил Ле Вау работать над созданием собственного дворца в Версале. [3]
Те же три художника довели эту концепцию до монументальных размеров в королевском охотничьем домике, а затем и в главном дворце Версаля (1661–1690). В гораздо более широком масштабе дворец представляет собой гипертрофированную и несколько повторяющуюся версию Во-ле-Виконт. Это был одновременно самый грандиозный и самый имитируемый жилой дом 17 века. Мангеймский дворец , замок Нордкирхен и дворец Дротнингхольм были среди многих иностранных резиденций, образцом для которых послужил Версаль.
- Замок Мезон-Лафит работы Франсуа Мансара (1630–1651 гг.)
- Люксембургский дворец работы Саломона де Бросса (1615–1620)
Колоннада Лувра
[ редактировать ]В 1665 году главный министр Людовика XIV Жан Кольбер пригласил самого известного архитектора и скульптора итальянского Джана барокко Лоренцо Бернини в Париж, чтобы предложить проект нового восточного крыла Лувра , расположенного на восточной стороне Лувра. Cour Carrée (Квадратный двор). Этот дизайн привел бы архитектуру Парижа в соответствие со стилем итальянского барокко. Однако в конце концов Луи обратился к французским дизайнерам. Ему нужен был явно французский дизайн, а не копия итальянского стиля. В апреле 1667 года он дал заказ комитету Petit Conseil, состоящему из Луи Ле Вау , Шарля Ле Брюна и Клода Перро , и трое мужчин вместе спроектировали новый фасад. [5] Он представлял собой гигантский ордер , то есть длинный ряд двойных колонн высотой в два этажа, опирающихся на массивный нижний уровень. [6] в стиле ренессанс с высокими окнами с сегментными арками, созданными по образцу тех, что использовались в крыле Леско . [7] Он имел плоскую крышу, скрытую балюстрадой , с треугольным фронтоном в центре над главным входом. В 1668 году было принято решение удвоить ширину южного крыла, в результате чего был построен новый южный фасад, обращенный к Сене . Перро также спроектировал новый фасад внутренней части двора, обращенный на запад, и соответствующий новый фасад на севере. [8]
- Предлагаемый восточный фасад Лувра в стиле барокко работы Джана Лоренцо Бернини.
Версальский дворец
[ редактировать ]Важнейшей витриной французского классицизма был Версальский дворец . Он был основан в 1624 году Людовиком XIII как охотничий домик. превратить его в замок В 1634 году Людовик XIII приказал своему главному архитектору и инженеру Филиберу Ле Руа . В 1661 году Людовик XIV решил расширить его, не разрушив оригинал. Он поручил Луи Ле Вау и Шарлю Ле Бруну стать своим архитектором и дизайнером, а Андре Ленотру поручил создать грандиозный формальный сад, который можно было бы увидеть из замка, по образцу Во-ле-Виконт. Когда Ле Вау умер в 1670 году, проект был передан его помощнику Франсуа д'Орбе , который завершил начальный этап в 1674 году. [9] [10]
Новый дворец окружал старый кирпичный замок с новыми крыльями с севера, юга и сзади. Фасад, как и новое крыло Лувра, отличался колоссальными ордерными колоннами, а крыша была плоской с террасой, украшенной балюстрадами, пилястрами, балконами, статуями и трофеями. Начиная с 1674–75 годов Лебрен создавал интерьер с помощью небольшой армии художников, скульпторов и декораторов. Они использовали мрамор, полихромный камень, бронзовые зеркала и позолоченную лепнину, а потолок расписывал сам Лебрен. , Зеркальный зал построенный в 1678–1680 годах Жюлем Ардуэном-Мансаром , племянником Франсуа Мансара, выходил на новый сад. Его также украсил Ле Брен, завершив его в 1684 году. [11] после чего он стал символом всего французского барокко. Новый дворец был открыт практически для любого посетителя и превратился в огромный театр, где король проводил свои церемонии со строгим протоколом на виду у публики. [12]
- Садовый фасад первого замка работы Филибера Ле Руа (1634 г.)
- Мраморный двор увеличенного замка в модификации Жюля Ардуэна-Мансара (ок. 1680 г.) [13]
- Садовый фасад Луи Ле Вау (1668–1674) в модификации Жюля Ардуэна-Мансара (1678–1680). [11]
Людовик продолжал расширять дворец до конца своего правления. В 1687 году Жюль Ардуэн-Мансар , а затем Робер де Котт построили Большой Трианон по образцу итальянского здания — Мраморного Трианона. Он имел один этаж, отделанный штукатуркой и мрамором, с плоской крышей и балюстрадой. План был очень простым: перистиль между двумя крыльями и двумя аванкорпусами или секциями перед крыльями. Его простота и чистота форм вдохновили на создание подобных дворцовых построек по всей Европе, от Пруссии до России. Мансар также завершил Версальскую оранжерею (1684–1686) в аналогичном стиле, окружив формальный сад и бассейн. Сады , созданные Андре Ленотром, были призваны дополнить архитектуру дворца и выразить с помощью геометрических аллей, бассейнов, рядов деревьев, клумб и фонтанов власть короля над природой. [10]
Последней частью дворца стала часовня , строительство которой было начато в 1689 году по проекту Ардуэна-Мансара и завершено Робером де Коттом в 1708–1710 годах. Помещению придали больше простора и света за счет использования классических колонн вместо массивных колонн и размещения несущих колонн на верхнем уровне.
Людовик XV продолжал расширять дворец, в основном изменяя внутренние помещения. Его главным вкладом стал « Маленький Трианон» Анж -Жака Габриэля . Его строгая архитектура была признаком перехода к неоклассицизму .
- Часовня Версальского дворца работы Жюля Ардуэна-Мансара и Робера де Котта (1689–1710)
- Большой Трианон Жюля Ардуэна-Мансара и Робера де Котта (1687–88)
- Версальская оранжерея Жюля Ардуэна-Мансара
Религиозная архитектура
[ редактировать ]Архитектура церквей в период раннего французского классицизма развивалась медленнее; стиль поздней маньеристской готики, примером которого является церковь Сент-Этьен-дю-Мон работы Клода Герена (1606–1621 гг.), По-прежнему оставался доминирующим стилем. Однако между 1690 и 1755 годами в Париже было построено двадцать четыре новых церковных фасада. Конкурсы на проекты новых церквей, в частности Римская премия и конкурс на расширение церквей Сен-Сюльпис и Сент-Эсташ в Париже, выдвинули множество оригинальных идей. [14]
для церкви Сен-Жерве и Сен-Проте (1616 г.) Первый французский церковный фасад в новом стиле был создан Саломоном де Броссом . Вдохновленный церковью Джезу в Риме, он имел фасад с тремя ордерами колонн: дорическими, ионическими и коринфскими, расположенными поэтапно один над другим. Другой вариант нового стиля появился в главной иезуитской церкви Парижа, церкви Сен-Поль-Сен-Луи , также вдохновленной церковью Джезу. Спроектированный архитекторами-иезуитами Этьеном Мартелланжем и Франсуа Дерандом , он имел два уровня: нижний уровень на высоте часовен и верхний уровень со вторым порядком колонн и фронтоном над порталом церкви. Верхний уровень поддерживался консолями в форме перевернутой буквы S. Поверхность фасада была украшена статуями в нишах и отречениями . Внутренний план был прямоугольным, с большим сводчатым нефом, окруженным часовнями. [15]
Интерьеры новых приходских церквей, таких как Сен-Сюльпис , Сен-Луи-ан-Л'Иль и Сен-Рош, в основном следовали традиционному готическому плану Нотр-Дама, хотя к ним добавлялись фасады и некоторые другие декоративные элементы из итальянское барокко. Сен-Рош (1653–1690 гг.), спроектированный Жаком Лемерсье , имел готический план, но красочное оформление в итальянском стиле. [16] Следуя совету Тридентского собора интегрироваться в архитектуру города, новые церкви были выровнены вдоль улицы. вместо того, чтобы всегда смотреть с востока на запад. [16]
- Церковь Сент-Этьен-дю-Мон работы Клода Герена в стиле поздней маньеристской готики (1606–1621 гг.)
- Церковь Сен-Жерве и Сен-Проте , первая парижская церковь с фасадом в стиле нового барокко (1616–20).
- Интерьер Сен-Поль-Сен-Луи (1627–1641 гг.)
- Церковь Сен-Рош (1653–1690 гг.) работы Жака Лемерсье .
Дебют купола
[ редактировать ]Главным нововведением религиозной архитектуры французского барокко было введение купола над центральным нефом — стиль, заимствованный из итальянского барокко. купол церкви Джезу в Риме работы Джакомо делла Порта Прототипом послужил (1568–1584). Первой парижской церковью, имевшей купол, была часовня, фасад которой сейчас находится во дворе Высшей национальной школы изящных искусств на улице Бонапарт в Париже. Следующий, более крупный купол был построен в церкви Сен-Жозеф-де-Карм (1613–1620 гг.) В том же районе. Более крупный и еще более впечатляющий ранний купол был построен Франсуа Мансаром для церкви Посещения Сен-Мари (1632–1634 гг.). [17]
Еще один инновационный купол был построен Жаком Лемерсье для колледжа Сорбонны , начиная с 1635 года. Этот проект представлял собой полусферический купол на высоком восьмиугольном барабане, первый в своем роде во Франции, с четырьмя небольшими куполами в углах греческого креста наверху. колонны коринфского ордера на фасаде.
Гораздо больший и высокий купол по модели итальянского барокко был начат Франсуа Мансаром , затем Жаком Лемерсье и завершен Пьером Ле Мюэ для часовни королевской больницы и аббатства Валь-де-Грас (1645–1665). Фасад имеет два уровня колонн и фронтонов, а также перистиль из отдельных колонн, а купол украшен множеством сводов, ребер, статуй, контрфоров и орнаментов, что делает его самым итальянским из французских куполов. [18]
Во второй половине 17 века появились еще два важных купола. Часовня Колледжа четырех наций (ныне Франции Институт Луи Ле Вау и Франсуа д'Орбе (1662–1668) была построена по завещанию кардинала Мазарини через Сену от Лувра и содержит его могилу. Самым грандиозным из куполов был купол Дома Инвалидов , часовня госпиталя ветеранов войны, построенная Жюлем Ардуэном-Мансаром (1677–1706) как символ благотворительности и военной славы. Купол установлен на церкви в г. Форма походного креста.Куб здания увенчан цилиндрической колонной из двух барабанов, придающей куполу исключительную высоту. Сам купол богато украшен скульптурой на антабентах, а также орнаментами из позолоченной бронзы между вертикальными ребрами. купола. [18]
- Церковь монастыря Посещения Франсуа Мансара (1632–1634 гг.)
- Церковь Сен-Рош , Париж, автор Жак Лемерсье (1653–90).
- Часовня колледжа Сорбонны работы Жака Лемерсье (1635–)
- Collége des Quatres-Nations Луи Ле Вау и Франсуа д'Орбе (1662–1668)
- Инвалиды ( Жюля Ардуэна-Мансара 1677–1706)
Жилая архитектура – частный особняк
[ редактировать ]Стиль жилых зданий, известный как hôtel particulier, достиг своей зрелости в эпоху барокко, особенно в Париже, где представители знати строили свои таунхаусы. (1688 г.) определил их Николя Катрино в «Трактате об архитектуре» как «менее красивые, чем дворцы, и более красивые, чем простые жилые дома». [19] На первые отели в Париже частично повлияла итальянская архитектура и модель Люксембургского дворца в меньшем масштабе. в стиле раннего барокко Особый отель обычно располагался между обнесенным стеной двором спереди и садом сзади, с входом во двор через павильон на улице. Отель де Сюлли (1624–1630) в Париже, спроектированный Жаном Андруэ дю Серсо , является хорошим примером раннего стиля, как и отель Карнавале . Первоначально планировалось, что отель де Сюлли будет построен из кирпича и камня, но в конечном итоге он был построен полностью из камня. Отели 1635 и 1640 годами . росли в размерах и усложнялись в течение 17 века, с появлением вестибюля между В новых домах также появилось два двора: один для церемоний (курдонёр ) , а другой для более практичных целей. , например, конюшни. Фасад жилого дома, обращенный в сад, занял всю ширину участка. Стали появляться новые специализированные виды помещений, такие как столовые и салоны. [19] в стиле французского барокко Известные примеры отелей включают отель Карнавале , отель де Сюлли , отель де Бове (1655–1660) и отель де Субиз (1624–1639) (ныне занятый французским национальным архивом ). Ярким примером за пределами Парижа является Дворец Роган в Страсбурге .
- Отель де Сюлли (1624–1639)
- Отель де Бове (1655–1660)
- Дворец Роган, Страсбург
Жилая площадь
[ редактировать ]Жилая площадь, группа домов одинакового размера и одинаковой архитектуры вокруг площади, обычно с фонтаном посередине, впервые по итальянской модели, появилась в Париже на Королевской площади (ныне Площадь Вогезов ) между 1605 и 1605 годами. 1613 г. Здания имели высокие мансардные крыши и трехцветные фасады из бруса, камня и шифера . Вначале статуя Людовика XIII в центре была помещена верхом на коне. Меньшая площадь, Place Dauphine , первоначально состоявшая из тридцати двух домов, была построена на острове Сите рядом с Pont Neuf между 1607 и 1610 годами. Она обращена к конной статуе французского короля Генриха IV . [20]
Следующей крупной городской площадью, построенной в Париже, была площадь Побед (1684–1697), комплекс из семи больших зданий, разделенных на три сегмента вокруг овальной площади, с памятником Людовику XIV в центре. Он был построен предприимчивым предпринимателем и придворным дворянином Жаном-Батистом Предо в сотрудничестве с архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром . Новая площадь представляла собой витрину нового монументального стиля Людовика XIV . Старый кирпич и камень площадей Генриха IV были заменены монументальными колоннами в большом стиле, которые обычно были частью самого фасада, а не стояли отдельно. Все здания вокруг площади были соединены между собой и построены на одной высоте, в одном стиле. На первом этаже была крытая галерея для пешеходов. [21]
Между 1699 и 1702 годами Ардуэн-Мансар построил еще одну площадь. . Вандомская площадь Еще одно нововведение: этот проект частично финансировался за счет продажи участков вокруг площади. Все эти проекты отличались монументальными фасадами в стиле Людовика XIV, придающими площадям особую гармонию. [22]
Людовик XV последовал примеру Людовика XIV. В последние годы своего правления Людовик построил новую большую площадь в центре города, площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия) , с гармоничным рядом новых зданий, спроектированных Анж-Жаком Габриэлем . Следуя примеру На более ранних площадях была конная статуя Людовика XV, которая была снесена во время Французской революции . Людовик XV построил другие монументальные площади по той же архитектурной модели в центрах Ренна и Бордо . Еще одна известная площадь, площадь Станислава , была построена в. город Нанси в Лотарингии незадолго до того, как это герцогство было официально присоединено к Франции.
- Площадь Побед (1684–1697) Жюля Ардуэна-Мансара
- Вандомская площадь (1699–1702), Жюль Ардуэн-Мансар
- Проект площади Людовика XV Анж-Жака Габриэля (1758 г.)
- Биржевая площадь в Бордо , автор Анж-Жак Габриэль (1730–1775).
- Нанси, площадь Станислава, Э.Эре, 1752–1760.jpg
См. также
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Хопкинс, Оуэн, Les Styles en Architecture (2014), стр. 84-87.
- ^ Прина и Демартини 2006 , с. 190.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прина и Демартини 2006 , с. 191.
- ^ Хопкинс 2014 , с. 84.
- ^ Бергер 1993, стр. 20–27.
- ^ Саммерсон 1963, рисунок 47.
- ^ Бергер 1993, стр. 51–52.
- ^ Рено и Лазе (2006), с. 55; Бергер 1993, стр. .
- ^ Бергер 1985 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кабанн 1988 , с. 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Айерс 2004 , стр. 336–337.
- ^ Кабанн 1988 , стр. 30–31.
- ^ Айерс 2004 , стр. 337–338.
- ^ Тексье (2012), стр. 52
- ^ Тексье (2012), страницы 30-35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тексье, 2012 г. , стр. 30–31.
- ^ Тексье 2012 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дюшер 1988 , с. 124.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тексье, 2012 г. , стр. 32–33.
- ^ Тексье 2012 , стр. 28–29.
- ^ Тексье, Саймон (2012), стр. 38–39
- ^ Тексье, Саймон (2012), стр. 38–39
Библиография
[ редактировать ]- Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт, Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN 9783930698967 .
- Бергер, Роберт В. (1985). Версаль: Замок Людовика XIV . Университетский парк: Ассоциация искусств колледжей.
- Бергер, Роберт В. (1993). Дворец Солнца: Лувр Людовика XIV . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271008479 .
- Кабанн, Перр (1988), Классическое искусство и барокко , Париж: Ларусс, ISBN 978-2-03-583324-2
- Дюшер, Роберт (1988). Характеристики стилей . Париж: Фламмарион. ISBN 2-08-011539-1 .
- Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре . Дюнод. ISBN 978-2-10-070689-1 .
- Лемерль, Фредерик и Ив Повелс (2008). «Архитектура барокко», Фламмарион, 2008.
- Миллон, Генри А., изд. (1999), Триумф барокко: Архитектура в Европе , 1600–1750.
- Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры . Париж: Солнечная. ISBN 2-263-04096-Х .
- Саммерсон, Джон (1963). Классический язык архитектуры . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 9780262690126 .
- Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры . Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .