Жак Лемерсье
Жак Лемерсье | |
---|---|
![]() Жак Лемерсье в 1644 году работы Филиппа де Шампейна . капеллы Сорбонны на фоне | |
Рожденный | в. 1585 г. Понтуаз , Франция |
Умер | 13 января 1654 г. Париж , Франция |
Национальность | Французский |
Занятие | Архитектор |
Упражняться | архитектор |
Здания | |
Проекты | Версаль |
Жак Лемерсье (англ. Французское произношение: [ʒak ləmɛʁsje] ; в. 1585 в Понтуазе — 13 января 1654 в Париже) — французский архитектор и инженер , один из влиятельного трио, в которое входили Луи Ле Вау и Франсуа Мансар, сформировавшие классифицирующую манеру французского барокко , опираясь на французские традиции прошлого века и современную римскую практику. свежий, по существу французский синтез, связанный с кардиналом Ришелье и Людовиком XIII .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Лемерсье родился в Понтуазе . Он был сыном мастера-каменщика , вероятно, Николя Лемерсье . [1] [2] один из большого взаимосвязанного племени профессионалов. Получив выгоду от путешествия в Италию с длительным пребыванием в Риме, предположительно примерно с 1607 по 1610 год, Лемерсье разработал упрощенную классицистическую манеру, установленную Саломоном де Броссом , который умер в 1636 году и чей Люксембургский дворец для Марии Медичи Лемерсье позаботился о завершение.

Однако по возвращении во Францию, после нескольких лет работы инженером по строительству мостов, его первым крупным заказом было завершение парижской церкви ораторианцев (1616 г.), начатое Клеманом Метезо ; его успех сделал ему репутацию. Уже в 1618 году он появляется как архитектор дю руа с зарплатой в 1200 ливров, из которой он должен был возместить расходы на свою мастерскую. В 1625 году Ришелье поручил ему главный королевский проект — пристройку галерей к Лувру , где Лемерсье работал по проекту, установленному Пьером Леско поколением ранее; ради регулярности диапазоны Леско на Кур Карре были увеличены вокруг дальнейших дворов, что увеличило площадь здания в четыре раза, при этом каждая из четырех сторон имела павильон в центре. Таким образом Лемерсье построил северную половину западной стороны и знаменитый Павильон часов в центре западного крыла. Его высокий квадратный купол нарушает линию крыши крыла, а три арочных проема обеспечивают доступ к закрытому двору. Два наложенных друг на друга ордера колонн и богатый скульптурный декор фронтонов и ниш, на простенках и панелях сдержаны сильными горизонтальными линиями карниза.
В 1638 и 1639 годах Лемерсье был назначен главным архитектором, отвечающим за надзор за всеми королевскими строительными предприятиями, и в этом качестве он вступил в неприятный спор с образованным Николя Пуссеном по поводу украшений в Лувре.
Отель де Лианкур (1623 г.) выделяется среди парижских особняков Лемерсье для аристократических покровителей.

Лемерсье построил (с 1627 года) парижскую резиденцию Ришелье, Пале-Кардинал, нынешний Пале-Рояль . «Дворец Ришелье был уничтожен пожаром в 1763 году. Сохранился только один остаток: фрагмент стены с рельефом корабельных якорей и носов, знаки роли кардинала как суперинтенданта военно-морского флота, которые появились по всему дворцу». [3] Этот остаток расположен в Галерее Прю, на восточной стороне второго двора (со стороны сада), так называемого Кур д'Оннер. [4] Более обширный градостроительный проект, один из самых амбициозных невоенных французских проектов века, представлял собой дворцовую резиденцию, большую приходскую церковь и весь новый город Ришелье в Пуату ( Эндр и Луара ). Сам утраченный замок Ришелье был импровизацией на тему, заданную «Люксембургом» Бросса. Также для кардинала Лемерсье был перестроен замок Рюэй недалеко от Парижа, который также был снесен. Замок Туар с его величественным длинным фасадом также принадлежит ему и сохранился.
Менее известны, поскольку сады менее постоянны, - партерные сады, разбитые по проекту Лемерсье в Монже, Ришелье и Рюэй (Миньо; Гади).

В Сорбонне колледж был перестроен, но его купольная церковь (1635 г.) является признанным сохранившимся шедевром Лемерсье. Полусферический купол на высоком восьмиугольном барабане, первый в своем роде во Франции, имеет четыре небольших купола в углах греческого креста над двумя коринфскими ордерами на фасаде, полные колонны внизу и плоские пилястры вверху. Интерьер планировалось расписать фресками. Квадратное пересечение окружено цилиндрическими сводами и полукруглой хоровой апсидой. Северная сторона представляет собой портик. В церкви Ришелье был похоронен в 1642 году.
В церкви королевского аббатства Валь-де-Грас Лемерсье сменил Мансара-старшего , достроившего конструкцию до линии карниза, и отказался согласиться на изменение конструкции здания. [5] Лемерсье завершил его куполом.

Лемерсье был привлечен Людовиком XIII к первоначальному планированию расширения охотничьего домика в Версале, проект, который был реализован только другими архитекторами, в частности Луи Ле Вау и Жюлем Ардуэн-Мансаром , под руководством Людовика XIV .
Одним из последних его заказов был проект церкви Сен-Рош, краеугольный камень которой был заложен Людовиком XIV в 1653 году. Длина церкви составляла 126 м. это одна из крупнейших церквей Парижа. глубокий хор подчеркивает протяженность внутреннего пространства, почти не прерываясь сдержанным низким куполом над переходом , который снаружи скрыт под крышей трансепта. Лемерсье завершил хор и переправу, а остальная часть интерьера была выполнена по его плану. Работы были прерваны в 1701–1740 годах, за исключением часовни, построенной в 1705–1710 годах по проекту Жюля Ардуэна-Мансара . XVIII века Нынешний фасад представляет собой композицию Роберта де Котта .
За долгую карьеру щепетильный Лемерсье не сколотил состояния. В 1645 году Лемерсье, как первый среди королевских архитекторов ( premier Architecte du Roi ), после своей смерти получал жалованье в размере 3000 ливров — в доме, который он построил для себя и который до сих пор стоит на улице № 46 по улице Рю де Л'. Арбре Сек (Гади) — пришлось продать собранную им большую библиотеку, чтобы расплатиться с долгами.
Лемерсье умер в Париже . Его сменил на посту первого королевского архитектора Луи Ле Вау .
См. также
[ редактировать ]Другие французские архитекторы первой половины 17 века:
Работа
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стерджис, Рассел (1901). Словарь архитектуры и строительства, том II . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 739.
- ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен (2016). Оксфордский словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199674992 .
- ^ Баллон 2002, с. 247.
- ^ Не путать с курдонёром , термином, обычно применяемым к входному двору особенного отеля .
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
Библиография
[ редактировать ]- Баллон, Хилари (2002). «Архитектура кардинала Ришелье», стр. 246–259, в книге «Ришелье: искусство и власть » под редакцией Хиллиарда Тодда Гольдфарба. Монреальский музей изящных искусств. ISBN 9789053494073 .
- Гади, Александр, 2005. Жак Лемерсье, архитектор и инженер короля. ISBN 2-7351-1042-7 Обзор Тьерри Сармана. Первая монография, посвященная Жаку Лемерсье.
- Миньо, Клод (2004). «Жак Лемерсье» на сайте Culture.gouv.fr.