Шарль Персье

Робер Лефевр (1807)
Шарль Персье ( [ʃaʁl pɛʁsje] ; 22 августа 1764 – 5 сентября 1838) был французским архитектором, декоратором интерьеров и дизайнером в стиле неоклассицизма , который работал в тесном сотрудничестве с Пьером Франсуа Леонаром Фонтеном , первоначально его другом со студенческих времен. Для работ, предпринятых начиная с 1794 года, попытки приписать концепции или детали тому или иному из них бесплодны; таким образом невозможно распутать их совместные усилия. Вместе Персье и Фонтен были изобретателями и главными сторонниками богатых, грандиозных, сознательно археологических версий неоклассицизма, которые мы признаем как стиль Директории и стиль ампир .
После смерти Шарля Персье в 1838 году Фонтен спроектировал гробницу в характерном для них стиле на кладбище Пер-Лашез . Персье и Фонтейн жили вместе и были коллегами. Фонтейн женился поздно, и после его смерти в 1853 году его тело было помещено в ту же гробницу, согласно его желанию.
Биография
[ редактировать ]
Персье родился в Париже в 1764 году. В 1784 году, в возрасте девятнадцати лет, он выиграл Римскую премию — финансируемую государством стипендию для обучения в Риме. Там он встретил Фонтейна. [1] Одним из первых продуктов их сотрудничества стал Palais, maisons et autres édifices Modernes Dessinés à Rome («Дворец, дома и другие современные здания, спроектированные в Риме»), который привлек внимание потенциальных клиентов, когда они вернулись в Париж. В конце 1792 года, ближе к концу первого этапа Французской революции , Персье был назначен руководить декорациями Парижской оперы , пост в центре новаторского дизайна. Фонтен вернулся из безопасности Лондона, куда он был сослан, и они вместе продолжали работать в Опере до 1796 года. Шарль-Луи Бернье был третьим членом их команды.
Наполеону Бонапарту нравилась их работа. Расчетливый театр в стиле ампир, его агрессивная роскошь, сдерживаемая слегка сухим и правильным чувством античного вкуса, и его неороманские ценности, имперские, но отдельные от старого режима , понравились будущему императору. Он назначил их своими личными архитекторами и никогда не колебался в своем решении; они работали над имперскими проектами почти до самого конца пребывания Наполеона у власти. Отношения распались только тогда, когда Наполеон удалился на Эльбу. После восстановления Дома Бурбонов в 1814 году они оказались слишком тесно связаны с Империей, чтобы когда-либо снова получить официальную комиссию. С этого времени Персье руководил студенческим ателье , учебной студией или мастерской. Один из учеников Персье, Огюст де Монферран , спроектировал Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге для царя Александра I.
Десять лет (1802–1812) они работали над Лувром . Старый дворец на протяжении нескольких поколений не был королевской резиденцией, поэтому в нем не было никаких пороков, связанных с ненавистными Бурбонами. Он стоял в самом сердце Парижа, так что можно было видеть, как тщеславный император приходит и уходит, в отличие от Версаля , который, к тому же, стал непригодным для проживания в результате разрушений и грабежей.

Они работали над дворцом Тюильри , обращенным к Лувру, через площадь Карусель и партеры . На этой выдающейся площади Персье и Фонтен спроектировали Арку Карусель (1807–1808 гг.), посвященную битве при Аустерлице .
Жозефины Они также работали в замке Мальмезон , в замке Монгобер Полины Бонапарт , а также делали изменения и украшения для бывших дворцов и замков Бурбонов в Компьене , Сен-Клу и Фонтенбло .
Персье и Фонтен продумали каждую деталь своих интерьеров: парадные кровати, скульптурные тумбочки и другую мебель, настенные светильники и подсвечники, люстры, дверную фурнитуру, текстиль и обои. В особых случаях Персье приглашали разработать дизайн для Севрской фарфоровой мануфактуры: в 1814 году опубликованные проекты Персье были адаптированы Александром Броньяром , директором Севра, для великой классической вазы высотой 137 см, которая стала известна как « Ваза Лондондерри ». когда Людовик XVIII подарил его маркизу Лондондерри незадолго до Венского конгресса . [2] Персье и Фонтэн опубликовали несколько более поздних книг, в частности, Recueil de decoration intérieure careant tout ce qui rapporte à l'ameublement («Сборник дизайнов интерьера: все, что связано с мебелью», 1812 г.) с гравюрами в технике запасных набросков. Эти гравюры распространили свой стиль за пределы Империи; они помогли оставить французский отпечаток на стиле английского Регентства и оказали влияние на голландско-британского знатока-дизайнера Томаса Хоупа .
Студенты
[ редактировать ]В конце 1814 года Шарль Персье официально вышел в отставку и посвятил себя преподаванию. Вот некоторые из его учеников:
- Огюст Каристи (1783–1862)
- Франсуа Дебре (1777–1850)
- Жозеф-Луи Дюк (1802–1879), Римская премия 1825 г.
- Мартин-Пьер Готье (1790–1855), Римская премия 1819 г.
- Альфонс де Жизор (1796–1866), вторая премия Рима 1823 г.
- Жак Хитторф (1792–1867)
- Жан-Жак-Мари Юве (1783–1852)
- Луи-Ипполит Леба (1782–1867)
- Ахилл Леклер (1785–1853)
- Поль Летаруйи (1795–1855)
- Огюст де Монферран (1786–1858)
- Бруно Ренар (1781–1861)
- Луи Туллий Иоахим Висконти (1791–1853)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Другой источник утверждает, что Персье встретил Фонтена в Париже и выиграл Римскую премию в 1786 году. См. «Персье, Шарль; и Фонтен, Пьер (-Франсуа-Леонар)» в Новой Британской энциклопедии (15-е издание, Чикаго, 1991) 9 :280:3а. «Персье и Фонтен познакомились друг с другом, когда оба учились в Париже. Персье выиграл Римскую премию в 1786 году и провел следующие годы, обучаясь в Риме у Фонтена, который стал его другом на всю жизнь».
- ^ Ваза, находящаяся сейчас в Чикагском институте искусств , обсуждается Линн Спрингер Робертс, «Ваза Лондондерри: королевский подарок, заслуживающий внимания», Музейные исследования Чикагского института искусств 15.1 (1989: 68–81 + 88)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дворцы, дома и другие современные постройки (1798 г.)
- Коллекция внутреннего убранства : 1801 г .; 1812 г.
- Стиль Ампир
- Коллекция Персье и Фонтена
- 1764 рождения
- 1838 смертей
- Архитекторы из Парижа
- Французские архитекторы-неоклассики
- Французские архитекторы XVIII века.
- Французские архитекторы XIX века.
- Французские дизайнеры валют
- Римская премия в области архитектуры
- Выпускники Школы изящных искусств
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Люди, связанные с Лувром