Дворец Фонтенбло
Дворец Фонтенбло | |
---|---|
![]() Замок Фонтенбло | |
![]() Интерактивная полноэкранная карта | |
Расположение | Фонтенбло , Сена и Марна , Франция |
Координаты | 48 ° 24'8 "N 2 ° 42'2" E / 48,40222 ° N 2,70056 ° E |
Официальное название | Дворец и парк Фонтенбло |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, ты |
Назначен | 1981 г. (5-я сессия ) |
Справочный номер. | 160 |
Регион ЮНЕСКО | Европа и Северная Америка |
Дворец Фонтенбло ( / ˈ f ɒ n t ɪ n b l oʊ / FON -tin-bloh , США также /- b l uː / -bloo ; [1] Французский : Château de Fontainebleau [ʃɑto d(ə) fɔ̃tɛnblo] ), расположенный в 55 километрах (34 милях) к юго-востоку от центра Парижа , в коммуне Фонтенбло , является одним из крупнейших французских королевских замков . Он служил охотничьим домиком и летней резиденцией для многих французских монархов , включая Людовика VII . Франциск I , Генрих II , Луи-Филипп , Наполеон Бонапарт и Наполеон III . Хотя монархи проживали там всего несколько месяцев в году, они постепенно превратили его в настоящий дворец, наполненный произведениями искусства и украшениями. [2] [3] В 1927 году он стал национальным музеем, а в 1981 году был внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия за свою уникальную архитектуру и историческое значение. [4]
История
[ редактировать ]Имя
[ редактировать ]
«Фонтенбло» получил свое название от «Фонтен Бель-О», природного источника пресной воды, расположенного в английском саду недалеко от замка. Название означает «Источник красивой воды». В 19 веке источник был перестроен в восьмиугольный каменный бассейн в том виде, в котором он выглядит сегодня. [5]
Охотничий домик и замок (12 век)
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о королевской резиденции в Фонтенбло датируется 1137 годом при короле Людовике VII Младшем , но, вероятно, она была построена раньше, во время правления Филиппа I Французского (1060–1108), когда регион Гатине был присоединен к герцогству. из Бургундии . Он стал любимой летней резиденцией и охотничьим домиком королей Франции из-за обилия дичи и множества источников в окружающем лесу. [6]
Первый замок представлял собой квадратный «донжон» или крепость — укрепленную башню, окруженную стеной. Оно было трехэтажным и занимало площадь около пятидесяти квадратных метров. Нижние стены имели ширину три метра, а верхние стены - метр и имели окна, выходящие на север и юг. Король жил на среднем уровне. Каменную стену венчал деревянный частокол. Первоначальная башня, перестроенная в соответствии с более поздними стилями, до сих пор является частью Овального двора. [7]
Людовик VII построил часовню, которая была освящена в 1169 году Томасом Бекетом , английским священником, находившимся в изгнании во Франции из-за разногласий с королем Англии Генрихом II . Он также спонсировал строительство монастыря тринитаристов , нищенствующего ордена монахов, недалеко от замка. [8]
Франциск I и первая школа Фонтенбло (1528–1547)
[ редактировать ]
Скромный средневековый замок сохранялся до правления Франциска I во Франции (1494–1547). Король поручил архитектору Жилю Ле Бретону построить новый дворец в стиле ренессанс. Ле Бретон создал Cour Ovale, или овальный двор. Он сохранил первоначальную средневековую крепость с одной стороны, но добавил монументальное новое здание Porte Dorée или Золотые ворота в стиле итальянского Возрождения в качестве главного входа во дворец. на северной стороне он построил еще одно здание с лестницей в стиле ренессанс, Портик Серлио, которая открывала доступ к королевским покоям. [9]
Начиная примерно с 1528 года, Франциск построил Галерею Франсуа I , которая позволяла ему проходить прямо из своих апартаментов в часовню тринитаристов. Для украшения новой галереи он привез из Италии архитектора Себастьяно Серлио и флорентийского художника Джованни Баттиста ди Якопо, известного как Россо Фьорентино . Между 1533 и 1539 годами Россо Фьорентино заполнил галерею фресками, прославляющими короля, обрамленными лепным орнаментом с горельефом, и ламбри, вылепленными мебельщиком Франческо Шибеком да Карпи . другой итальянский художник, Франческо Приматиччо Позже к оформлению галереи присоединился из Болоньи («Приматице» по-французски). Их сложная смесь живописи и скульптуры стала известна как первая школа Фонтенбло , которая помогла начать французский Ренессанс . [10] Эмблема Франциска I, саламандра, окруженная пламенем, находится рядом с каждой картиной, которую он заказал в Большой галерее. [11]
Примерно в 1540 году Франциск начал еще одну крупную пристройку замка. Используя землю на восточной стороне замка, купленную у ордена тринитаристов, он начал строить новую площадь зданий вокруг большого двора. С севера он был окружен крылом министров, с востока - крылом Ферраре, а с юга - крылом, в котором находилась новая галерея Улисса. Замок был окружен новым парком в стиле сада итальянского Возрождения с павильонами и первым гротом во Франции. Франческо Приматиччо создал более монументальные фрески для галереи Улисса. [10]
Генрих II и Екатерина Медичи (1547–1570).
[ редактировать ]
После смерти Франциска I король Генрих II продолжил расширять замок. Король и его жена Екатерина Медичи архитекторов Филибера де л'Орма и Жана Буллана выбрали для выполнения работы . Они расширили восточное крыло нижнего двора и украсили его лестницей в форме подковы, которая позже была расширена и стала символом замка.
Их главным проектом был Овальный двор, который должен был стать входом в новые королевские покои. Они превратили лоджию, первоначально запланированную Франциском I, в Salle des Fêtes, или большой бальный зал, с кессонным потолком. Окна выходят во двор с фонтаном и прудом с рыбками.
В оформлении нового бального зала использованы фрески Франческо Приматиччо , окруженные сложной лепной скульптурой. К работе присоединилось новое поколение художников, в том числе художники -маньеристы Приматиччо и Никколо дель Аббате . [12] Здесь также родился Франциск II Французский , первенец короля Генриха II.
После смерти Генриха II в результате несчастного случая на рыцарском турнире его вдова, Екатерина Медичи , взяла на себя проект, который она реализовала во время правления трех своих сыновей: Франциска II , Карла IX и Генриха III . Она назначила Приматиччо новым руководителем королевских общественных работ. Он спроектировал секцию, известную сегодня как крыло Belle Cheminée, известную своими сложными дымоходами и двумя противоположными лестницами. В 1565 году в качестве меры безопасности из-за религиозных войн она также вырыла вокруг замка ров, чтобы защитить его от нападения. [12]
Генрих IV (1570–1610)
[ редактировать ]
Король Генрих IV сделал к замку больше пристроек, чем любой другой король со времен Франциска I. Он расширил овальный двор на запад, построив два павильона, названных Тибром и Люксембургом. Между 1601 и 1606 годами он переделал все фасады вокруг двора, в том числе и капеллу Сен-Сатурнен, чтобы придать архитектуре большую гармонию. На восточной стороне он построил новые монументальные куполообразные ворота — Порт-дю-Баптистер. Между 1606 и 1609 годами он построил новый двор, Cour des Offices или Quartier Генриха IV, чтобы предоставить место для кухонь и резиденций придворных чиновников. Две новые галереи, Галерея Дианы и Галерея Оленей, были построены, чтобы окружить старый сад Дианы . Он также добавил большой jeu de paume , или крытый теннисный корт, самый большой такой корт из существующих в мире. [13] [14] [15]
вторая группа художников и декораторов Школы Фонтенбло К работе над интерьерами приступила . Архитектор Мартен Фремине создал богато украшенную часовню Троицы, а художники Амбруаз Дюбуа и Туссен Дюбрей создали серию героических картин для салонов. Рядом с большим прудом с рыбой было построено новое крыло, названное в честь центрального здания La Belle Cheminée.
Генрих IV также уделял большое внимание парку и садам вокруг замка. Сад королевы или сад Дианы, созданный Екатериной Медичи, с фонтаном Дианы в центре, располагался на северной стороне дворца. Садовник Генриха IV Клод Молле , прошедший обучение в Шато д'Ане , создал большой партер из клумб, украшенных старинными статуями и разделенных дорожками на большие площади. Фонтан Дианы и грот были созданы Томмазо Франчини , который, возможно, также спроектировал фонтан Медичи в Люксембургском саду для Марии Медичи . На южной стороне Генрих создал парк, засаженный соснами, вязами и фруктовыми деревьями, и проложил грандиозный канал длиной 1200 метров, за шестьдесят лет до того, как Людовик XIV построил свой собственный грандиозный канал в Версале . [15]
Людовик XIII – Людовик XVI (17-18 века)
[ редактировать ]- Фонтан и сад за замком (ок. 1680 г.)
- Людовик XIV на охоте возле дворца Фонтенбло. Картина Пьера-Дени Мартена (1718-1723)
- Двор фонтанов (1755 г.)
Король Людовик XIII , родившийся и крещенный в замке, продолжил дела, начатые его отцом. Он завершил отделку часовни Троицы и поручил придворному архитектору Жану Андруэ дю Серсо реконструировать подковообразную лестницу, ранее спроектированную Филибером Делормом во дворе, который стал известен как Кур де Шеваль Блан. После его смерти его вдова, Анна Австрийская , отремонтировала апартаменты в Крыле Королевы-Матери (Aile des Reines Mères) рядом с двором Фонтана, спроектированном Приматрисом. [16]
Король Людовик XIV провел в Фонтенбло больше дней, чем любой другой монарх; он любил охотиться там каждый год в конце лета и начале осени. Он внес несколько изменений во внешний вид замка, но построил новую квартиру для своей спутницы мадам де Ментенон , обставил ее некоторыми крупными работами Андре-Шарля Буля и снес старые помещения бань под Галереей Франциска I, чтобы создал новые апартаменты для королевских принцев и внес некоторые изменения в апартаменты короля. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар построил новое крыло рядом с Галереей Оленей и Галереей Дианы, чтобы обеспечить больше жилого пространства для Двора. Он действительно внес серьезные изменения в парк и сады; он поручил Андре Ленотру и Луи Ле Вау перепроектировать большой партер во французский сад . Он удалил висячий сад, который Генрих IV построил рядом с большим прудом с рыбой, и вместо этого построил павильон по проекту Ле Вау на небольшом острове в центре пруда.
Людовик XIV приветствовал там множество иностранных гостей, в том числе бывшую королеву Швеции Кристину , которая только что отреклась от короны. Будучи гостем в замке 10 ноября 1657 года, Кристина заподозрила своего хозяина лошадей и известного любовника, маркиза Джан Ринальдо Мональдески , в выдаче ее секретов врагам. Ее слуги преследовали его по залам замка и зарезали. Людовик XIV приехал к ней в замок, не упомянул об убийстве и позволил ей продолжить путешествие.
19–20 мая 1717 г., во время Регентства после смерти Людовика XIV, русский царь Петр Великий в Фонтенбло гостил . Для него была организована охота на оленей и банкет. Официально визит имел большой успех, но в мемуарах, опубликованных позже членами делегации, выясняется, что Петру не нравился французский стиль охоты и что он находил замок слишком маленьким по сравнению с другими королевскими французскими резиденциями. Распорядок дня Фонтенбло тоже не пришелся ему по вкусу; он предпочитал пиво вину (и привозил с собой свои запасы) и любил вставать рано, в отличие от французского двора. [17] [18]
Проекты реконструкции Людовика XV были более амбициозными, чем проекты Людовика XIV. Чтобы создать больше жилья для своего огромного числа придворных, в 1737–1738 годах король построил новый двор, названный Cour de la Conciergerie или Cour des Princes, к востоку от Оленьей галереи. На Кур-дю-Шеваль-Блан крыло Галереи Улисса было снесено и постепенно заменено новым зданием из кирпича и камня, построенным поэтапно в 1738–1741 и 1773–74 годах и простирающимся на запад к Павильону и сосновому гроту. .
Между 1750 и 1754 годами король поручил архитектору Анж-Жаку Габриэлю , который спроектировал площадь Согласия и Пти-Трианон , построить новое крыло вдоль Кур-де-ла-Фонтен и пруда с карпами. Старый павильон Поэля был снесен и заменен павильоном Гро, построенным из камня кремового цвета. Внутри этого здания для короля и королевы были построены роскошные новые апартаменты. Новый зал заседаний Королевского совета был украшен ведущими художниками того времени, в том числе Франсуа Буше , Шарлем-Андре ван Лоо , Жан-Батистом Мари Пьером и Алексисом Пейроттом . На первом этаже крыла Belle Cheminée был создан великолепный небольшой театр.
Король Людовик XVI также сделал пристройки к замку, чтобы освободить больше места для своих придворных. Рядом с Галереей Франциска I было построено новое здание; он создал большую новую квартиру на первом этаже и ряд небольших квартир на первом этаже, но также заблокировал окна на северной стороне Галереи Франциска I. Были переделаны апартаменты королевы Марии-Антуанетты , турецко- Для нее в 1777 году был создан стильный салон, в 1786–1787 годах — комната для игр и будуар в стиле арабески . Людовик XVI и Мария-Антуанетта в последний раз посетили Фонтенбло в 1786 году, накануне Французской революции . [19]
Революция и Первая империя
[ редактировать ]- Наполеон подписывает свое отречение от престола в Фонтенбло 4 апреля 1814 года.
- Наполеон прощается со своей старой гвардией на Почетном дворе (20 апреля 1814 г.)
Во время Французской революции замок находился вдали от суеты Парижа и не понес существенного ущерба, но вся мебель позже была продана на аукционе. Здания были заняты Центральной школой департамента Сена и Марна до 1803 года, когда Наполеон устроил там военную школу. Он выбрал Фонтенбло местом своей исторической встречи в 1804 году с Папой Пием VII , который приехал из Рима, чтобы короновать Наполеона императором . Квартиры для Императора и Императрицы были обновлены и оформлены в стиле нового ампира . Cour du Cheval Blanc был переименован в Cour d'Honneur, или Двор Почета. Одно крыло, выходящее во двор, Айль-де-Ферраре, было снесено и заменено декоративным железным забором и воротами, благодаря которым фасад дворца был виден. Сады Дианы и сады Сосен были пересажены и превращены в английский ландшафтный сад ландшафтным дизайнером Максимилианом Жозефом Эрто .
Визиты Наполеона в Фонтенбло были нечастыми, поскольку большую часть времени он был занят военными кампаниями. С 1812 по 1814 год замок служил элегантной тюрьмой для Папы Пия VII. 5 ноября 1810 года часовня замка была использована для крещения племянника Наполеона, будущего Наполеона III , причем Наполеон был его крестным отцом, а императрица Мария-Луиза - его крестной матерью. [20]
Наполеон провел последние дни своего правления в Фонтенбло, прежде чем отречься от престола 4 апреля 1814 года под давлением маршалов , Нея своих Бертье и Лефевра . 20 апреля, после неудачной попытки покончить жизнь самоубийством, он эмоционально попрощался с солдатами Старой гвардии , собравшимися в Дворе чести. Позже, во время «Сто дней» , он остановился здесь 20 марта 1815 года.
В своих мемуарах, написанных во время ссылки на острове Святой Елены , он вспоминал свое время в Фонтенбло; «...истинная резиденция королей, дом веков. Возможно, это не был дворец со строгой архитектурой, но это определенно было хорошо продуманное и идеально подходящее место для проживания. Это, безусловно, был самый удобный и удачно расположенный дворец. в Европе». [21]
Реставрация и правление Луи-Филиппа (1815–1848).
[ редактировать ]После восстановления монархии короли Людовик XVIII и Карл X останавливались в Фонтенбло, но ни один из них не внес каких-либо серьезных изменений во дворец. Луи-Филипп I был более активен, как реставрируя одни комнаты, так и ремонтируя другие в стиле своего периода. Гвардейский зал и Галерея тарелок были отремонтированы в стиле неоренессанс, а Колонный зал под бальным залом — в неоклассическом стиле. Он добавил новые витражи, изготовленные Королевской мануфактурой Севра .
Вторая империя Наполеона III.
[ редактировать ]Император Наполеон III , крестившийся в Фонтенбло, возобновил обычай длительного пребывания в Фонтенбло, особенно летом. Многие исторические помещения, такие как Галерея Оленей, были восстановлены до своего первоначального вида, а частные апартаменты были отремонтированы в соответствии со вкусами Императора и Императрицы. Многочисленные гостевые квартиры были втиснуты в неиспользуемые помещения зданий. Старый театр дворца, построенный в 18 веке, был уничтожен пожаром во флигеле Belle Cheminée 1856 года. Между 1854 и 1857 годами архитектор Гектор Лефуэль построил новый театр в стиле Людовика XVI , где выступали знаменитые актеры эпохи Людовика XVI. театры Парижа исполняли для гостей императора отрывки из пьес.
- Гости Наполеона III наслаждаются карповым прудом (1862 г.)
- Наполеон III принимает делегацию короля Сиама в бальном зале (1864 г.)
На первом этаже павильона Гро императрица Евгения построила небольшой, но богатый музей, в котором представлены подарки короля Сиама в 1861 году и произведения искусства, похищенные во время грабежа Летнего дворца в Пекине. Здесь также были представлены картины современных художников, в том числе Франца Ксавера Винтерхальтера и скульптора Шарля Анри Жозефа Кордье . Рядом, в крыле Людовика XV, разместился императорский кабинет, а императрица устроила свой Лаковый салон. Это были последние комнаты, созданные королевскими жителями Фонтенбло. В 1870 году, во время франко-прусской войны , Вторая империя пала, и замок был закрыт. [22]
Третья республика до наших дней
[ редактировать ]Во время франко-прусской войны дворец был оккупирован прусской армией Прусским в качестве штаба армии. 17 сентября 1870 года, а с марта 1871 года некоторое время использовался Фридрихом Карлом После войны два здания стали домом школы . прикладной артиллерии , которая была вынуждена покинуть Эльзас, когда провинция была аннексирована Германией . [23] Время от времени он использовался в качестве резиденции президентами Третьей республики и для приема государственных гостей, в том числе короля Сербии Александра I (1891 г.), короля Греции Георга I (1892 г.) , Леопольда II Бельгии (1895 г.) и короля Альфонсо XIII Испания (1913 г.). 26 июня 1920 года его также посетила последняя выжившая из его королевских жителей, императрица Евгения .
Фасады основных зданий получили свою первую защиту в виде исторических памятников 20 августа 1913 года. В 1923 году, после Первой мировой войны , они стали домом для Écoles d'Art Américaines , школ искусства и музыки, которые существуют до сих пор. В 1927 году он стал национальным музеем. В период между войнами верхние этажи крыла Belle Cheminée, сгоревшего в 1856 году, были перестроены на грант Фонда Рокфеллера .
Во время Второй мировой войны он был оккупирован немцами 16 июня 1940 года и оккупирован до 10 ноября, а затем с 15 мая до конца октября 1941 года. После войны часть замка стала штаб-квартирой Western Union и позже силы НАТО Союзные в Центральной Европе / Верховный штаб союзных держав в Европе , до 1966 года.
Общая реставрация замка проходила между 1964 и 1968 годами при президенте Шарле де Голле и его министре культуры Андре Мальро . В 1981 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2006 году Министерство культуры приобрело королевские конюшни и начало их реставрацию.
Начиная с 2007 года началась реставрация театра замка, созданного Наполеоном III во времена Второй империи. Проект финансировался правительством Абу-Даби , а взамен театр был переименован в имя шейха Халифы бен Заида Аль Нахайяна . Он был открыт 30 апреля 2014 года. [24]
1 марта 2015 года Китайский музей замка был ограблен профессиональными ворами. Они ворвались около шести утра и, несмотря на сигнализацию и видеокамеры, за семь минут похитили около пятнадцати самых ценных предметов коллекции, в том числе копию сиамской короны, подаренную сиамским правительством Наполеону III, тибетская мандала и эмалевая химера времен правления императора Цяньлуна (1736–1795). [25]
Архитектура
[ редактировать ]- Крепость или башня средневекового замка на Овальном дворе (12 век)
- Прекрасное каминное крыло, построенное Приматиччо для Екатерины Медичи (1565-1570).
- Королевская резиденция Генриха IV на Овальном дворе (1601-1606 гг.)
- Портал «Золотые ворота» в овальный двор (слева) и часовня Сатурнина (справа), перестроенная с новым фасадом Генрихом IV.
- Оленья колерия и галерея Дианы, окружавшие сад Дианы, между 1601 и 1606 годами.
- Овальный двор и портал баптистерия (1601-1606 гг.)
- Увеличенная подковообразная лестница (1602 г.)
- Государственный павильон, спроектированный Анж-Жаком Габриэлем (1750–1754), содержал обновленные апартаменты короля и королевы, а также палату Королевского совета (1750–1754).
- Вид с юга на Карповый пруд. Слева — Государственный павильон (1750–1754 гг.); В центре - Двор Фонтана, справа - Овальный двор (1601-1606) и ранние дворцовые постройки.
Интерьер дворца
[ редактировать ]Галерея Франциска I
[ редактировать ]- Галерея Франциска I , соединяющая апартаменты короля с часовней, была впервые украшена между 1533 и 1539 годами. Она привнесла итальянского Возрождения . во Францию стиль
- «Просвещение Франциска I», Франческо Приматиччо.
- «Королевский слон» (в центре) — «Похищение Европы Юпитером» (слева), «Похищение Филиры Сатурном» (справа) Россо Флорентино.
- Над каждой картиной находится эмблема Франциска I — саламандра, окруженная пламенем.
Галерея Франциска I — один из первых и лучших образцов декора эпохи Возрождения во Франции. Он был начат в 1528 году как переход между покоями короля с овальным двором и большой часовней Тринитарного монастыря, но в 1531 году Франциск I сделал его частью своих королевских покоев, а между 1533 и 1539 годами он был украшен художники и мастера из Италии под руководством художника Россо Фьорентино , или Приматиччо, в стиле нового Возрождения. Нижние стены коридора были работой мастера итальянского мебельщика Франческо Шибека да Карпи ; они украшены гербом Франции и саламандрой , эмблемой короля. Верхние стены покрыты фресками, обрамленными богатой лепниной. Фрески изображали мифологические сцены, иллюстрирующие добродетели короля.
На стороне галереи с окнами фрески изображают изгнанное невежество ; Единство государства ; Клиобис и Битон ; Даная ; Смерть Адониса ; Потеря вечной молодости ; и «Битва кентавров и лапифов» .
На стороне галереи, обращенной к окнам, фрески изображают: Жертвоприношение ; Королевский слон ; Сожжение Катаны ; «Нимфа Фонтенбло» (написана в 1860–61 Ж. Ало для оформления бывшего входа в галерею); Гибель «Аякса» ; Образование Ахилла и разочарование Венеры . [26]
Бальный зал (1552)
[ редактировать ]- Бальный зал был построен королем Генрихом II в 1552 году.
- Музыкальная галерея и кессонный потолок бального зала.
- Камин в бальном зале в окружении статуй сатиров.
Первоначально бальный зал был задуман Франциском I как открытый проход или лоджия. Примерно в 1552 году король Генрих II закрыл его высокими окнами и богато украшенным кессонным потолком и превратил его в зал для торжеств и балов. В декоре выделяется буква «H», инициал короля, а также фигуры полумесяца, символа любовницы Генриха Дианы де Пуатье . [27] В 19 веке король Луи-Филипп добавил изысканный деревянный пол, который копирует оригинальный дизайн сундуков потолка. [28]
В восточном конце находится монументальный камин, по бокам которого расположены две статуи сатиров, скопированные Приматиччо с римских оригиналов. (Нынешние статуи являются более поздними копиями). Над восточным концом комнаты находится галерея, где музыканты играли во время балов. На протяжении многих лет декор неоднократно реставрировался.
- Охотник убивает кабана в лесу
- Фреска Николо дель Абате по эскизам Приматиччо.
- Фреска по дизайну Приматиччо
- Фреска по дизайну Приматиччо
Фрески на стенах и колоннах были расписаны начиная с 1552 года Николо дель Абате по рисункам Приматиччо. На садовой стороне бального зала они символизируют: Жатву ; Вулкан кует оружие для Любви по просьбе Венеры ; Фаэтон умоляет солнце позволить ему управлять своей колесницей ; и Юпитер и Меркурий в доме Филимона и Бавкиды . Пол, повторяющий дизайн потолка, был построен Луи-Филиппом в первой половине XIX века. [29]
Фрески на стороне Овального двора изображают: Праздник Вакха ; Аполлон и музы на горе Парнас ; Три Грации, танцующие перед богами ; и Свадебный пир Фетиды и Пелея . [30]
Некоторые темы фресок более современные. Фреска над камином изображает Себастьяна де Рабутена, дворянина Генриха II, который в 1548 году убил волка во время охоты в Орлеанском лесу. Генрих II заказал картину в ознаменование этого события. [31]
Часовня Святого Сатурнина
[ редактировать ]- Потолок часовни с гербом Генриха II
- Купол над часовней
За бальным залом находится часовня Святого Сатурнина. Нижняя часовня была первоначально построена в 12 веке, но была полностью перестроена при Франциске I с богато кессонным потолком и куполом. Строительство было в основном завершено в 1546 году. На краеугольных камнях здания изображена эмблема Генриха II — саламандра. [32]
В 1554 году при Генрихе II архитектор Филибер де л'Орм построил новый органный чердак, поддерживаемый двумя высокими мраморными колоннами. Витражи, сделанные в Севре, были установлены в 19 веке, в период Луи-Филиппа. Их разработала его дочь Мари , художница. [33]
Королевская лестница
[ редактировать ]- Картины и скульптуры на Королевской лестнице.
- Королевская лестница (1748-1749)
- Украшение Королевской лестницы
Лестница короля была установлена в 1748 и 1749 годах на пространстве, которое во времена правления Франциска I занимала спальня Анны де Писселе , герцогини Этампской, фаворитки короля. Его спроектировал архитектор Анж-Жак Габриэль , который использовал множество декоративных элементов из более раннего помещения, первоначально украшенного Приматиччо. Верхняя часть стен разделена на панели овальной и прямоугольной формы со сценами любовной жизни Александра Македонского . Картины обрамлены большими женскими статуями работы Приматиччо. Восточная стена помещения была разрушена во время реконструкции и заменена во время правления Луи-Филиппа в 19 веке картинами Абеля де Пюжоля . [34]
Спальня королевы
[ редактировать ]- Спальня королевы
- Центр потолка спальни, резьба Гийома Нуайе (1644 г.).
- Кровать королевы, которой пользовались императрицы Жозефина и Мария-Луиза.
Все королевы и императрицы Франции, от Марии Медичи до императрицы Евгении , спали в спальне королевы. Богато украшенный потолок над кроватью был изготовлен в 1644 году мебельщиком Гийомом Нуайе для вдовствующей королевы Анны Австрийской , матери Людовика XIV, и украшен ее инициалами. Комнату отремонтировала Мария Лещинская , королева Людовика XV в 1746–1747 годах. Потолок алькова, декор вокруг окон и деревянные панели были выполнены Жаком Верерктом и Антуаном Манноне в стиле рокай того времени. К этому же периоду относится украшение камина. [35]
Двери имеют причудливый дизайн и были изготовлены для Марии-Антуанетты , как и скульптурные панели над дверями, установленные в 1787 году. Кровать также была изготовлена специально для Марии-Антуанетты, но появилась только в 1797 году, после революции и ее казни. . В результате ему удалось избежать распродажи обстановки замка, состоявшейся сразу после революции. Вместо этого его использовали жены Наполеона, императрица Жозефина и Мария-Луиза Австрийская . [36]
В 1805 году стены получили декоративное текстильное покрытие с изображением цветов и птиц. В 1968–1986 годах оно было восстановлено по образцу оригинальной ткани. Вся мебель в комнате датируется Первой Империей . Балюстрада вокруг кровати изначально была изготовлена для тронного зала дворца Тюильри в 1804 году. Кресла с узором сфинкса, консоли и ширма, а также два комода были размещены в комнате в 1806 году. [35]
Будуар Марии-Антуанетты (1786 г.)
[ редактировать ]- Будуар королевы Марии-Антуанетты (1786 г.)
- Скульптура дверного проема Соважа с инициалами Марии-Антуанетты (1787 г.)
- Потолок с ангелами работы Буржуа и Тузе (1786 г.)
- Декоративное панно в будуаре королевы.
Будуар рядом со спальней королевы был создан для королевы Марии-Антуанетты в 1786 году и позволял королеве иметь определенную степень приватности. Комната представляет собой лучший сохранившийся образец декоративного стиля незадолго до Французской революции, вдохновленный древнеримскими моделями, с изящно раскрашенными арабесками, камеями, вазами, античными фигурками и гирляндами цветов на серебряном фоне, обрамленным позолоченными и скульптурными изделиями из дерева. [37]
Комната для королевы была сделана той же командой художников и мастеров, что и игровая комната; проект разработал архитектор Пьер Руссо (1751–1829). Деревянные панели были созданы Лапласом и расписаны Мишелем-Юбером Буржуа и Луи-Франсуа Тузе. Восемь фигур муз были выполнены Роландом из гипса; богато украшенная мантия камина была изготовлена Жаком-Франсуа Дропси и украшена скользящими бронзовыми работами Клода-Жана Питуана. Паркетный пол из красного дерева, украшенный гербами королевы, был выполнен Бернаром Молитором и закончен в 1787 году. На расписном потолке работы Жана-Симона Бертелеми изображена Аврора с группой ангелов. [38]
Мебель для комнаты была разработана Жаном-Анри Ризенером с использованием лучших доступных материалов; перламутр, позолоченная бронза, латунь, атлас и черное дерево. Сохранилась часть оригинальной мебели, в том числе цилиндрический письменный стол и письменный стол, которые были изготовлены между 1784 и 1789 годами. Два кресла представляют собой копии оригиналов, сделанных Жоржем Жакобом , которые сейчас находятся в музее Гюльбенкяна в Лиссабоне, а подставка для ног представляет собой оригинал. [38]
Игровая комната Марии-Антуанетты и Большой салон императрицы Евгении (1786 г.)
[ редактировать ]- Арабески Первой Французской империи.
- «Музы, коронованные Минервой» Потолок Большого салона, картина Жана-Симона Бертелеми (1786 г.)
- Севрские вазы
- Настенное панно в арабском стиле (18 век)
Игровая комната была создана для Марии-Антуанетты в 1786 году и является ярким примером стиля арабески, популярного в Первой Французской империи в 18 веке. Стены заполнены большими настенными панно с гризайловыми и монохромными изображениями вьющихся растений, женщин в струящихся одеждах, танцовщиц, русалок, факелов и ваз. Тот же узор присутствует на позолоте дверей из красного дерева. [39]
Комната теперь обставлена в стиле ампир . Стулья соответствовали правилам протокола: кресла для императора и императрицы, стулья для принцесс, складной стул и табуретки, покрытые зеленым бархатом с золотой отделкой, для гостей.
Маленький салон королевы или Белый салон (1835 г.)
[ редактировать ]Белый салон был создан в 1835 году как салон королевы Марии-Амели , жены короля Луи-Филиппа , чтобы заменить кабинет королевы Марии Медичи. Сохранился лишь один элемент салона 17 века; картины Амбуаза Дюбуа, изображающие легенду о Танкреде и Клоринде. Это один из лучших образцов стиля Луи-Филиппа XIX века, в котором смешались более ранние стили; он сочетал в себе обшивку времен правления Людовика XV во Франции, а также камин в стиле Людовика XVI , дымоход в стиле ампир и кресла Якоба-Фререса, Якоба Десмальтера и других выдающихся дизайнеров начала 19 века. [39]
Спальня королей Франции и тронный зал Наполеона.
[ редактировать ]- Спальня королей Франции и тронный зал Наполеона.
- Декор тронного зала Людовика XV (1752-54).
- Декор потолка тронного зала Людовика XV (1752-54).
В 1808 году Наполеон решил установить свой трон в бывшей спальне королей Франции от Генриха IV до Людовика XVI, на месте королевской кровати. При режиме старом королевская кровать была символом королевской власти во Франции, и ее приветствовали проходившие мимо нее придворные. Наполеон хотел показать преемственность своей Империи с прошлыми монархиями Франции. [40] Большая часть резного деревянного потолка, нижняя часть деревянных панелей и двери относятся ко времени правления Людовика XIII. Потолок непосредственно над троном был сделан в конце правления Людовика XIV. Людовик XV создал часть потолка непосредственно над троном, новый дымоход, резные деревянные медальоны возле камина, узоры над дверями и прекрасную резную работу по дереву, обращенную к трону (1752–54). Он также приказал выкрасить потолок в белый цвет, позолочить и украсить мозаикой, чтобы он соответствовал потолку спальни королевы. [40]
Наполеон добавил к штандартам свой инициал и императорского орла. Украшение вокруг трона было первоначально спроектировано в 1804 году Жакобом-Демальтером для замка Сен-Клу , а сам трон, изготовленный в 1804 году, происходил из дворца Тюильри. [41]
Дымоход первоначально был украшен портретом Людовика XIII кисти Филиппа де Шампэня , который был сожжен в 1793 году во время Французской революции . Наполеон заменил его собственным портретом работы Робера Лефевра . В 1834 году король Луи-Филипп снял картину Наполеона и заменил ее другой, изображающей Людовика XIII, работы художника школы Шампани. [41]
Палата Совета
[ редактировать ]- Зал Совета
- Украшение зала Совета (1751-54 гг.)
- Роспись потолка работы Франсуа Буше (1751-1754).
Рядом с Тронным залом располагался Зал Совета, где французские короли, а затем императоры Наполеон I и Наполеон III встречались со своими ближайшими советниками. Первоначально это был кабинет Франциска I, и он был украшен расписными деревянными панелями с иллюстрациями Приматиччо, изображающими добродетели и героев античности. Комната была увеличена при Людовике XIV, и декоратор Клод Одран придерживался той же темы. [42]
Комната была тщательно отремонтирована между 1751 и 1754 годами архитектором Анж-Жаком Габриэлем с аркадами и деревянными панелями, иллюстрирующими добродетели, а также аллегориями времен года и стихий, написанными Жаном-Батистом Мари Пьером и Карлом ван Лоо , последний написал его сцены были выполнены в синем монохроме, тогда как Пьер использовал розовый монохром. [42] Художник Алексис Пейротт добавил на верхние стены еще одну серию медальонов, изображающих цветочные темы, науки и искусства. [42]
Пять картин на сводчатом потолке были работой Франсуа Буше и иллюстрируют времена года и солнце, начинающее свой путь и прогоняющее ночь. [42] Полуротонда со стороны сада была добавлена Людовиком XV в 1773 году с расписным потолком работы Луи-Жана-Франсуа Лагрене, изображающим Славу в окружении его детей. [43]
Комната использовалась Наполеоном I как зал заседаний, и ее мебель сохранилась с того времени. Кресла за столом для министров созданы Маркионом (1806 г.), а складные стулья для советников спроектированы Якобом-Десмальтером (1808 г.). [44]
Квартира Наполеона
[ редактировать ]В 1804 году Наполеон решил, что ему нужны собственные апартаменты во дворце, отдельно от старых королевских покоев. Он занял анфиладу из шести комнат, созданную в 1786 году для Людовика XVI рядом с галереей Франциска I, и отремонтировал ее в стиле ампир.Старая квартира включала в себя гардеробную ( туалетный кабинет ), кабинет, библиотеку и ванную. [45]
Спальня императора
[ редактировать ]- Спальня императора Наполеона (1808–1814).
- Кровать Императора
- Настенная вагонка, вырезанная Лапласом для Людовика XV, расписанная для Наполеона I с гербами императора.
Начиная с 1808 года Наполеон приказал перенести свою спальню в бывшую гардеробную короля. Из этой комнаты, используя дверь, спрятанную за драпировкой справа от кровати, Наполеон мог пройти прямо в свою личную библиотеку или в кабинеты на первом этаже. [46] [45]
Большая часть оригинального декора не изменилась со времен Людовика XVI; камины, резные деревянные панели работы Пьера-Жозефа Лапласа и скульптура над дверью Соважа остались прежними. Стены были расписаны императорскими гербами золотом по белому работы Фредерика-Саймона Мёнха. Кровать, сделанная специально для императора, была вершиной стиля ампир; он был увенчан императорским орлом и украшен аллегорическими скульптурами, изображающими Славу, Справедливость и Изобилие. [45] У императора был особый ковер, изготовленный Салландрузом в форме креста Почетного легиона ; ветви креста чередуются с символами военной и гражданской атрибутики. [47] Стулья возле камина были специально спроектированы так, чтобы одна сторона была выше другой, чтобы удерживать тепло от огня, в то же время позволяя пассажирам видеть украшения камина. [46] [45]
Роспись на потолке комнаты была добавлена позже, после падения Наполеона, Людовиком XVIII . Написанная Жаном-Батистом Реньо , это аллегория, изображающая милосердие короля, останавливающее правосудие. [45] [45]
Другие комнаты в апартаментах императора
[ редактировать ]- Кабинет с раскладушкой, где Наполеон мог работать допоздна.
- Ванная комната императора с ванной с хлопковой юбкой и умывальником для ног.
- Стол, на котором Наполеон подписал свое отречение от престола в Фонтенбло 4 апреля 1814 года, перед ссылкой на Эльбу.
Небольшая спальня часто служила рабочей комнатой Наполеона. В 1811 году он добавил складную кровать, похожую на ту, которую он использовал в своих военных кампаниях. Он мог немного отдохнуть, а затем подняться по черной лестнице и продолжить работу в библиотеке или картографической комнате этажом ниже.
Частный салон или кабинет Императора был просто обставлен и декорирован. Именно в этой комнате, на маленьком выставленном столике, император подписал свое отречение в 1814 году.
В маленькой и простой ванной комнате императора была луженая медная ванна, окруженная простой хлопчатобумажной юбкой, в которой он мог купаться в горячей воде. Там также была лакированная металлическая ванна, где он мог помочить ноги. [48]
Квартира Папы Римского и Королевы-Матери
[ редактировать ]- Прихожая спальни королевы-матери
- Гобелен в прихожей спальни королевы-матери (середина 17 века)
- Гобелены в спальне королевы-матери
- Спальня королевы-матери Анны Австрийской (середина 17 века)
Квартира Папы, расположенная на первом этаже крыла Королевы-Матери и павильона Гро, получила свое название от визита в 1804 году Папы Пия VII, который останавливался здесь по пути в Париж, чтобы короновать Наполеона императором Франции. Франция. Он снова оставался там, поневоле, под пристальным наблюдением Наполеона с 1812 по 1814 год. [49]
Первоначально он был спроектирован как спальня Генриха II, но после его убийства вместо этого стал квартирой его вдовы, королевы-матери Марии Медичи и Анны Австрийской . Это был также дом Людовика, Великого Дофина , старшего сына Людовика XIV. В 18 веке им пользовались дочери Людовика XV, а затем граф Прованса, брат Людовика XVI. Во времена Первой Империи его использовали Луи Бонапарт , брат Наполеона, и его жена королева Гортензия Богарне , дочь императрицы Жозефины. Во время правления Луи-Филиппа им пользовался его старший сын Фердинанд Филипп, герцог Орлеанский . Во времена Второй империи его занимала Стефани де Богарне , приемная племянница Наполеона I. Он был восстановлен в 1859–1861 годах и впоследствии использовался для гостей высокого ранга. [40] Первоначально это были две квартиры, которые с годами были разделены или объединены в зависимости от жильцов.
Среди других известных гостей в квартире был Яков II , свергнутый король Англии. и русский царь Петр Великий (1717 г.). [50]
Салон приемов был прихожей спальни Анны Австрийской, жены Людовика XIII и матери Людовика XIV. Он имеет позолоченный резной потолок, разделенный на семь отсеков, изображающих солнце и известные планеты, а также небольшие отсеки для военных трофеев; он был создан в 1558 году Амбруазом Перре для спальни Генриха II в Павильоне Поэля, части замка, которая позже была разрушена. Энн перенесла его в комнату и украсила своими собственными эмблемами, в том числе пеликаном. Деревянные панели в комнате, вероятно, относятся к тому же периоду. [40]
Декор спальни в основном датируется 1650-ми годами; он включает в себя гротескные картины в отсеках на потолке, приписываемые Чарльзу Эррарду ; богато резные деревянные панели с дубовыми листьями и путти ; и картины над дверями Анны Австрийской в костюме Минервы и Марии Терезии Испанской в костюме Изобилия, обе написаны Жильбером де Севом. Спальня была изменена в 18 веке за счет добавления нового камина (около 1700 года) и скульптурных бордюров каскадов цветов вокруг зеркал, добавленных в 1784 году. Во времена Второй империи выше были добавлены расписные панели, имитирующие стиль 17 века. зеркала, между зеркалами и дверями. [51]
Часовня Троицы (17 век)
[ редактировать ]- Часовня Троицы
- Королевская трибуна или галерея
- Алтарь
- Орнамент над галереей часовни с гербами Франции и семьи Медичи.
Строительство часовни Троицы было начато в конце правления Франциска I, чтобы заменить старую часовню монастыря тринитаристов. Он был закончен при Генрихе II, но оставался без украшений до 1608 года, когда художнику Мартину Фремине было поручено создать фрески для потолка и стен. Скульптор Бартелеми Трамбле создал своды потолка из лепнины и скульптуры. [52] Картины Фремине в центральных сводах изображают искупление Человека, от явления Бога Ною при запуске Ковчега ( Над трибуной) до Благовещения . Они окружили их картинами меньшего размера, изображающими предков Девы Марии , царей Иудеи , патриархов, возвещающих о пришествии Христа, и добродетелей. Между 1613 и 1619 годами Фремине и Трамбле добавили между окнами по бокам часовни картины в лепных рамах, изображающие жизнь Христа. [53] Фремине умер в 1619 году, и работы возобновились только в 1628 году. [52]
Часовня Троицы, как и другие королевские часовни Сент-Шапель в Париже, имела верхнюю часть или трибуну, на которой сидел король и его семья, с отдельным входом; и нижняя часть, где располагалась остальная часть двора. Начиная с 1628 года боковые капеллы украшались железными вратами и резными деревянными панелями, а флорентийский скульптор Франческо Бордони работу над мраморным алтарем начал . Фигура слева изображает Карла Великого с чертами Генриха II, а фигура справа изображает Людовика IX или Святого Людовика с чертами Людовика XIII , его покровителя. Бордони также спроектировал разноцветное мраморное покрытие перед алтарем и стенами нефа. [52] Картина Святой Троицы над алтарем работы Жана Дюбуа Старшего была добавлена в 1642 году. [53] В середине 17 века мастер Антони Жиро изготовил скульптурные деревянные двери нефа. а Жан Гобер сделал двери трибуны, на которой молилась королевская семья. [54]
В 1741 году королевская трибуна была увеличена, а между королевской трибуной и более простыми балконами, используемыми музыкантами и теми, кто пел мессу, были добавлены богато украшенные балконы из кованого железа. В 1779 году при Людовике XVI фрески Фремине, иллюстрирующие жизнь Христа, испортившиеся со временем, были заменены новыми картинами на ту же тему. Картины выполнены в одном стиле около десятка художников Королевской академии живописи и скульптуры . [54]
5 сентября 1725 года в часовне состоялась свадьба Людовика XV и Марии Лещинской . Наполеон III был крещен там 4 ноября 1810 года, а Фердинанд Филипп, герцог Орлеанский , сын короля Луи-Филиппа , женился там на герцогине Елене Мекленбург-Шверинской 30 мая 1837 года.
При Наполеоне старая дарохранительница капеллы, снятая во время революции, была заменена новой, спроектированной архитектором Максимилианом Жозефом Эрто . Начиная с 1824 года, в часовне проводилась программа капитального ремонта и реставрации, которая длилась шесть лет. Были сняты двенадцать картин с изображением жизни Христа, а также ворота боковых приделов. Во времена Второй империи была заменена деревянная обшивка боковых часовен. Реставрация не была завершена до второй половины 20 века, когда двенадцать картин, разбросанных по разным музеям, были снова собраны вместе и восстановлены в лепных рамах. [55] небольшой орган работы Франсуа-Анри Силко . Между 1772 и 1774 годами в левой части часовни, возле алтаря, был установлен [56]
Комната гвардии (начало 1570-х гг., переделанная в 19 веке)
[ редактировать ]- Ваза в комнате стражи (1832 г.)
- Комната стражи
- Камин в комнате стражи (1836 г.)
Рядом с царскими опочивальнями всегда располагалась комната для стражи. Зал Гард был построен во времена правления Карла IX . Некоторые следы оригинального декора 1570-х годов сохранились, в том числе сводчатый потолок и фриз с военными трофеями, приписываемыми Руджеро д'Руджери. В XIX веке Луи-Филипп превратил комнату в салон и отремонтировал ее, поставив новый паркет из экзотических пород дерева, повторяющий дизайн потолка, и монументальный камин (1836 г.), включающий в себя элементы орнамента из снесенных комнат XV и начала XIX века. 16 век. Бюст Генриха IV, приписываемый Матье Жаке, относится к этому периоду, как и две фигуры по обе стороны камина. Скульптурная рамка вокруг бюста работы Пьера Бонтана изначально находилась в спальне Генриха II . Среди украшений, добавленных Луи-Филиппом, - большая ваза, украшенная темами эпохи Возрождения, изготовленная Севрской фарфоровой мануфактурой в 1832 году. Во время правления Наполеона III зал использовался как столовая. [57] [58]
Галерея Дианы
[ редактировать ]- Галерея Дианы (17 и 19 века)
- Сцены из жизни богини Дианы (1605 г.)
Галерея Дианы, восьмидесятиметровый (242,4 фута) коридор, в настоящее время заставленный книжными шкафами, была создана Генрихом IV в начале 17 века как место для прогулок королевы. Картины на сводчатом потолке, написанные начиная с 1605 года Амбруазом Дюбуа и его мастерской, представляли сцены из мифа о Диане , богине Охоты. [59] В начале 19 века галерея лежала в руинах. В 1810 году Наполеон решил превратить его в галерею, посвященную достижениям своей империи. Несколько картин, все еще находящихся в хорошем состоянии, были сняты и помещены в Галерею тарелок. Архитектор Эрто разработал новый план галереи, вдохновленный Большой галереей Лувра, с картинами на потолке, иллюстрирующими великие события правления Наполеона. К 1814 году коридор был перестроен, а декоративные расписные рамы расписаны Мёнхом и Редуте , но цикл картин об Империи еще не был начат, когда Наполеон пал от власти. [60]
После восстановления монархии король Людовик XVIII приказал завершить галерею в неоклассическом стиле. Новую серию богини Дианы выполнили Мерри-Жозеф Блондель и Абель де Пюжоль с использованием окрашенных рам, подготовленных для цикла Наполеона. [59] В коридоре также были добавлены картины, иллюстрирующие историю французской монархии, написанные в стиле трубадоров 1820-х и 1830-х годов и написанные командой ведущих академических художников. Начиная с 1853 года, при Наполеоне III, коридор был превращен в библиотеку и большая часть картин была вывезена, за исключением большого портрета Генриха IV верхом на коне работы Жана-Батиста Мозеса . Большой глобус у входа в галерею, помещенный там в 1861 году, поступил из кабинета Наполеона во дворце Тюильри . [60]
Китайский музей
[ редактировать ]- Китайский музей, созданный императрицей Евгенией (1867 г.)
- Панно и вазы в Китайском музее
- Панно и ваза времен династии Цин.
Китайский музей, расположенный на первом этаже павильона Гро, недалеко от пруда, был одним из последних помещений, украшенных в замке, когда он еще был императорской резиденцией. В 1867 году императрица Евгения приказала переоборудовать комнаты для демонстрации своей личной коллекции азиатского искусства, в которую входили подарки, подаренные императору делегацией, посланной королем Сиама в 1861 году, и другие предметы, захваченные во время разрушения и разграбления Старого дворца. Летний дворец недалеко от Пекина , созданный совместной британско-французской военной экспедицией в Китай в 1860 году. [61] [62]
В прихожей выставлены два королевских паланкина, подаренные королем Сиама: один предназначен для короля, а другой (с занавесками) для королевы. Внутри двух салонов музея некоторые стены покрыты лакированными деревянными панелями черного и золотого цвета, взятыми из китайских ширм 17-го века, а также специально разработанными футлярами для демонстрации старинных фарфоровых ваз. Среди других экспонатов — тибетская ступа с изображением Будды, взятая из Летнего дворца в Китае; и королевская сиамская корона, подаренная Наполеону III. Салоны щедро украшены азиатской и европейской мебелью и предметами искусства, в том числе обтянутой шелком мебелью и скульптурами Второй Империи Шарля Кордье и Пьера Александра Шеневерка . Комната служила также местом для игр и развлечений; выставлены старая игра-багатель и механическое пианино того периода. [63]
Помимо Китайского музея, императрица создала в 1868 году небольшой кабинет — Салон лаковых изделий, также украшенный лакированными панелями и предметами азиатского искусства, на первом этаже крыла Людовика XV, недалеко от кабинета императора. . Это была последняя комната, украшенная перед падением Империи и возможным превращением замка в музей. [63]
Театр
[ редактировать ]- Театральная сцена (1854 г.)
- Коробка Императора
- Люстра театра
Концерты, спектакли и другие театральные постановки были регулярной частью придворной жизни Фонтенбло. До правления Людовика XV они проходили в разных комнатах дворца, но во время его правления в крыле Бель-Шемини был построен театр. Он был перестроен архитектором Габриэлем, но был разрушен пожаром в 1856 году. Он уже был сочтен слишком маленьким для двора Наполеона III, и в 1854 году в дальнем восточном конце крыла Людовика было начато строительство нового театра. XIV. Он был спроектирован архитектором Гектором Лефуэлем в стиле Людовика XVI и вдохновлен Королевской оперой Версаля и Театром де ла Рейн в Пти-Трианоне . Новый театр с четырьмястами сидячими местами, расположенными в партере, двумя балконами и ложами в форме подковы, был построен в 1856 году. Он имеет оригинальное сценическое оборудование и множество оригинальных декораций, в том числе многие из которых были перенесены из старого театра до пожар 1856 года. [64] [65]
Театр был закрыт после распада Второй империи и использовался редко. Реставрация началась в 2007 году и была профинансирована правительством Абу-Даби на сумму десять миллионов евро . Взамен театр был переименован в имя шейха Халифы бен Заида Аль Нахайяна . Он был открыт 30 апреля 2014 года. Театр можно посетить, но использовать его для спектаклей больше нельзя, поскольку некоторые рабочие части театра, в том числе сцена, не были включены в реставрацию. По состоянию на апрель 2024 года в театре мало что можно увидеть, кроме королевской ложи и пустой сцены. [24]
Парк и сады
[ редактировать ]- Замок и сады около 1650 года.
- Статуя Тибра в круглом бассейне, копия древнеримской статуи, сейчас находится в Лувре.
- Канал, круглый бассейн, партер и за ним замок.
Сады Фонтенбло иллюстрируют три столетия французского ландшафтного садоводства. Когда Франциск I начал строить замок, он окружил его садами. В 16 веке Екатерина Медичи создала сад французского Возрождения , вдохновленный садом итальянского Возрождения , наполненный скульптурами. Генрих IV значительно расширил сады. Между 1606 и 1609 годами Генрих построил большой канал длиной 1200 метров, похожий на канал в соседнем замке Флери-ан-Бьер. Людовик XIV поручил Андре Ленотру создать отчетливо классический французский формальный сад . В конце 18 века, во времена Первой империи Наполеона I, королевский ландшафтный архитектор Максимилиан Жозеф Эрто создал английский пейзажный сад с извилистыми тропинками и живописными пейзажами. рощи деревьев. [66]
По другую сторону замка, на месте сада Франциска I, Генрих IV создал большой формальный сад или партер . Между 1660 и 1664 годами главный садовник Людовика XIV Андре Ленотр и Луи Ле Вау перестроили партер в более широком масштабе, наполнив его геометрическими узорами и дорожками, окаймленными живой изгородью из самшита и заполненными яркими клумбами. Они также добавили бассейн под названием Les Cascades, окруженный водопадами, в начале канала. Ленотр посадил тенистые деревья по всей длине канала, а также проложил широкую дорожку, обсаженную вязами , параллельно каналу. [67]
Фонтаны Людовика XIV были убраны после его правления. В XIX веке каскады были украшены произведениями классической скульптуры. В 1817 году в центральном бассейне был установлен большой декоративный фонтан. В 1988 году в круглом бассейне была установлена бронзовая копия древнеримской статуи «Тибр». Она заменила более раннюю статую XVI века, которая ранее украшала бассейн. бассейн. Две статуи сфинксов работы Матье Лепаньянделя 1664 года расположены возле балюстрады большого канала. [68]
Сад Дианы
[ редактировать ]- Сад Дианы перед покоями короля
- Фонтан Дианы (17 век)
Сад Дианы, богини охоты, был создан во времена правления Генриха IV; это был частный сад короля и королевы, и его было видно из окон их комнат. Фонтан Дианы первоначально находился в центре сада, который в то время был окружен другим крылом, в котором располагались офисы, а позже, при Людовике XIV, оранжерея. Это здание и еще одно, бывшая канцелярия, были снесены в XIX веке, в результате чего размер сада увеличился вдвое. [69]
С 17 по конец 18 века сад был выполнен в итальянском, а затем во французском формальном стиле, разделенный прямыми дорожками на прямоугольные клумбы, клумбы, сосредоточенные на фонтанах и украшенные статуями, декоративными растениями и цитрусовыми. деревья в горшках. Во времена правления Наполеона I он был преобразован в пейзажный сад в английском стиле с извилистыми тропинками и деревьями, сгруппированными в живописные пейзажи, а во время правления Луи-Филиппа он был расширен. Он был открыт для публики во времена Третьей республики . [70]
Фонтан в центре был создан Томмазо Франчини , мастером итальянского фонтанного мастера, чья работа включала в себя фонтан Медичи в Люксембургском саду в Париже. Бронзовая статуя Дианы, богини охоты, с молодым оленем, была изготовлена братьями Келлер в 1684 году для другой королевской резиденции, в Марли . Это копия античной римской статуи Дианы Версальской , подаренной Папой Павлом IV королю Генриху IV и которая сейчас находится в Лувре . Оригинальную статую фонтана, созданную Бартелеми Приером в 1602 году, можно увидеть в Галерее Оленей внутри дворца. Скульптуры охотничьих собак и оленей вокруг фонтана выполнил Пьер Биар л'Эне . [71]
Карповый пруд и беседка
[ редактировать ]- Фонтанный двор и пруд с карпами
- Павильон, сначала построенный Людовиком XIV, затем модифицированный Наполеоном.
- Пруд с карпами напротив замка
Большой пруд рядом с дворцом площадью четыре гектара впервые был зарыблен карпом во времена правления Генриха IV и использовался членами двора для катания на лодках, а также как источник рыбы для стола и для еды. развлечение. [72] В описаниях дворца 17 века рассказывается о гостях, кормивших карпов, некоторые из которых достигали огромных размеров и, как говорят, им было сто лет. Небольшой восьмиугольный дом на острове в центре озера, Павильон де л'Этан, был пристроен во время правления Людовика XIV, затем перестроен при Наполеоне I и украшен его инициалом. [67] [69]
Английский сад
[ редактировать ]- Статуя Наяды перед фонтаном Бель-О.
- Фонтан и грот соснового сада Франциска I (16 в.)
Первоначально сад был создан Франциском I как Сосновый сад. В дальнем углу английского сада недалеко от дворца находится единственный сохранившийся элемент первоначального сада, построенного Франциском I; первый грот в стиле ренессанс, построенный во французском саду, украшенный четырьмя статуями Атланта. [72]
При Наполеоне его ландшафтный архитектор Максимилиан Жозеф Эрто превратил эту часть сада в английский парк с извилистыми тропинками и экзотическими деревьями, включая катальпу , тюльпановые деревья , софору и кипарисы из Луизианы, а также с живописным ручьем и старинные валуны. В саду представлены две бронзовые копии древнеримских оригиналов 17 века: «Гладиатор Боргезе» и « Умирающий Галл» .
Дорожка ведет из сада через завесу деревьев к фонтану Бель-О или «Фонтен Бель-О» («Источник красивой воды»), природному источнику, который в 17 веке дал название дворцу и садам. Фонтан был перестроен с восьмиугольной чашей в 1891 году, а классическая статуя Геры , или « Наяда рядом была добавлена Бель-О». В 1980-х годах, чтобы привнести в сады больше современного искусства, была создана группа статуй мифических Вокруг фонтана были размещены фигуры, совершенно не связанные с историей замка. [73] [67] [74]
Искусство и декорирование – Школа Фонтенбло
[ редактировать ]- Картина Россо Фьорентино в галерее Франциска I (1533–1539).
- Деталь лепнины и изделий из дерева в Галерее Франциска I работы Франческо Шибека да Карпи (умер около 1557 г.)
- Диана Охотница , Школа Фонтенбло (1550–1560)
В эпоху позднего французского Возрождения к украшению дворца Фонтенбло привлекались одни из лучших художников и мастеров из Италии и Франции. Созданный ими стиль живописи и декора стал известен как Школа Фонтенбло и охватывал период примерно с 1530 по 1610 год. Это помогло сформировать французскую версию северного маньеризма . [75]
- Аполлон , Пан и путто, трубящий в рог, из серии из восьми композиций по эскизам Франческо Приматиччо потолка галереи Улисса (разрушена в 1738–39).
- Джорджо Гизи по мотивам Франческо Приматиччо, «Три музы и жестикулирующий путто», 1560-е гг.
- Три музы и путто с лирой наверху из серии из восьми композиций по эскизам Франческо Приматиччо для потолка галереи Улисса (разрушенной в 1738–1739 годах) в Фонтенбло MET.
- Три музы и путто с цимбалами
- Геркулес, Вакх, Пан и Сатурн (?) из серии из восьми композиций по эскизам Франческо Приматиччо потолка галереи Улисса (разрушенной в 1738–39) в Фонтенбло.
- Плутон, Нептун, Минерва и Аполлон из серии из восьми композиций по эскизам Франческо Приматиччо для потолка галереи Улисса (разрушенной в 1738–1739 годах) в Фонтенбло MET DP821340
- Венера и Амур, две другие богини и путто, из серии из восьми композиций по эскизам Франческо Приматиччо для потолка галереи Улисса (разрушенной в 1738–1739 годах) в Фонтенбло MET DP821341.jpg
- Церера, сидящая на облаках, с двумя богинями и двумя путти, из серии из восьми композиций по эскизам Франческо Приматиччо потолка галереи Улисса (разрушенной в 1738–39) в Фонтенбло.
- Улисс и его товарищи сражаются с циконами перед городом Исмарос, этюд разрушенной фрески в галерее Юлизее, замок Фонтенбло
В 1531 году флорентийский художник Россо Фьорентино , потерявший большую часть своего имущества при разграблении Рима в 1527 году, был приглашен Франциском I для работы над интерьером дворца. В 1532 году к нему присоединился другой итальянский художник, Франческо Приматиччо (из Болоньи ). Россо умер во Франции в 1540 году. По совету Приматиччо Никколо дель Аббате (из Модены ) был приглашен во Францию в 1552 году сыном Франсуа Генрихом II . Среди других известных художников:
- Жюст де Жюст (около 1505–1559), франко-итальянский скульптор и офорт.
- Лука Пенни (около 1500/1504–1556), итальянский художник.
- Франческо Шибек да Карпи (умер около 1557 г.), итальянский мебельщик
- Бенвенуто Челлини (1500–1570), итальянский скульптор, ювелир, серебряный мастер.
Работы этой «первой школы Фонтенбло» характеризуются широким использованием лепнины (лепнины и рамок для картин) и фресок , а также сложной (и часто загадочной) системой аллегорий и мифологической иконографии. декоративные мотивы эпохи Возрождения, такие как гротески , ремешки и путти Распространены , а также определенная степень эротизма. Фигуры изящны и демонстрируют влияние техник итальянского маньеризма Микеланджело Рафаэля , особенно и Пармиджанино . Приматиччо также было поручено сделать копии античных римских статуй для короля, тем самым распространив влияние классической скульптуры. Многие работы Россо, Приматиччо и Никколо дель Аббате не сохранились; части замка были реконструированы в разное время. Картины группы воспроизводились в гравюрах , преимущественно офортах , которые, по-видимому, производились первоначально в самом Фонтенбло, а позднее в Париже. Они распространили этот стиль по Франции и за ее пределами, а также записали несколько картин, которые не сохранились.
С 1584 по 1594 годы во время Религиозных войн работы внутри дворца были заброшены. После своего восхождения на престол Генрих IV предпринял реконструкцию зданий Фонтенбло с помощью группы художников: фламандца Амбруаза Дюбуа (из Антверпена) и парижан Туссен Дюбрей и Мартина Фремине . Их иногда называют «второй школой Фонтенбло». Их поздние маньеристические работы, многие из которых были утеряны, продолжают использовать вытянутые и волнистые формы и многолюдные композиции. Многие из их сюжетов включают мифологические сцены и сцены из художественных произведений итальянца Торквато Тассо и древнегреческого писателя Гелиодора Эмесского . Вторая школа Фонтенбло (с 1594 г.). Важными художниками второй школы были:
- Амбруаз Дюбуа (около 1542–1614) ( родился во фламандце )
- Туссен Дюбрей (ок. 1561–1602)
- Мартен Фремине (1567–1619)
Маньеристический стиль школы Фонтенбло оказал влияние на французских художников (с которыми работали итальянцы), таких как художник Жан Кузен Старший , скульпторы Жан Гужон и Жермен Пилон и, в меньшей степени, художник и портретист Франсуа Клуэ, сын Жан Клуэ . Стиль Фонтенбло сочетал в себе аллегорические картины в лепной штукатурке, где обрамление было обработано так, как если бы оно было кожаным или бумажным, разрезано и свернуто в завитки и сочеталось с арабесками и гротесками . Идеалы женской красоты Фонтенбло — маньеристские: маленькая аккуратная голова на длинной шее, преувеличенно длинные туловище и конечности, маленькая высокая грудь — почти возвращение к позднеготическим красавицам. Новые произведения в Фонтенбло были зафиксированы в изысканных и подробных гравюрах , ходивших среди ценителей и художников. Через гравюры «Школы Фонтенбло » этот новый стиль был передан в другие центры Северной Европы, особенно в Антверпен , Германию и, в конечном итоге, в Лондон.
Хотя Людовик XIV проводил в Фонтенбло больше времени, чем любой другой монарх, большую часть изменений он внес в сады, а не в интерьеры и декор. В 18 веке интерьеры претерпели серьезные изменения в стиле. Между 1750 и 1754 годами архитектор Анж-Жак Габриэль построил новое жилое крыло и новые апартаменты для Людовика XV и королевы. Самым известным художникам того периода, в том числе Франсуа Буше , Шарлю-Андре ван Лоо , Алексису Пейротту и Жан-Батисту Мари Пьеру, было поручено написать работы для Зала Совета. Людовик XVI продолжил работы по декорированию, особенно в турецком кабинете (1777 г.), а также игровой комнате и будуаре королевы, в стиле арабески. (1786–1787), вплоть до кануна Революции. Фонтенбло предлагает множество лучших образцов дизайна интерьеров конца старого режима.
Наполеон I хотел сохранить традиционное величие монархии и полностью обновил дворец. Он создал новую анфиладу комнат с символами и стилем Империи и превратил спальню бывшего короля в его тронный зал. Это единственный тронный зал во Франции, который до сих пор находится в первозданном состоянии с оригинальной мебелью. Комнаты, которые Наполеон использовал в Фонтенбло, являются одними из лучших существующих образцов стиля ампир . [19]
- Статуя Челлини 1542 года, которая должна была стоять по бокам Нимфы Фонтенбло.
- Нимфа Фонтенбло работы Беневенуто Челлини , сейчас находится в Лувре (1542 г.)
- Статуя Челлини 1542 года, которая должна была стоять по бокам Нимфы Фонтенбло.
- Картина Россо Фьорентино в галерее Франциска I (1533–1539).
- Аллегория живописи и скульптуры Амбруаза Дюбуа (1543–1614).
- Панно в галерее Франциска I (середина 16 века).
- Портрет Габриэль д'Эстре и ее сестры, герцогини Виллар , около 1594 года.
- Мастер школы Фонтенбло, Дама за туалетом (1585–1595) ( Музей изящных искусств Дижона )
- Потолок бального зала, спроектированный Филибером де л'Ормом , с символами Генриха II и его любовницы Дианы де Пуатье : шифры «HD», три переплетенных полумесяца и главный шифр Генриха II: коронованная буква H над полумесяцем.
- Декоративное резное панно в Галерее Франциска I с его гербом - саламандрой (середина XVI века).
- Потолок тронного зала Наполеона I. Первоначально потолок был изготовлен для Людовика XIII в 17 веке, когда это была его спальня.
- Потолочная панель в зале Сен-Луи, построенная Людовиком XV (18 век).
- Украшение над дверью в будуаре Марии-Антуанетты с ее инициалами (конец XVIII века).
- Кровать Марии-Антуанетты, заказанная для нее незадолго до Французской революции. Его использовали императрицы Жозефина и Мария-Луиза.
Музей Наполеона I
[ редактировать ]Музей Наполеона I был создан в 1986 году в крыле справа от Двора чести, где располагались апартаменты принцев Первой Империи. Он включает в себя галерею портретов членов семьи Наполеона, медалей и наград, несколько костюмов, которые Наполеон носил во время коронации императора, а также сусальное золото от короны, которую он носил во время коронации; большая коллекция фарфора и декоративных предметов с императорского обеденного стола, а также колыбель, игрушки и другие сувениры от сына императора, короля Рима . Здесь также есть коллекция сувениров из его военных кампаний, в том числе воссозданная палатка, ее обстановка и практичные предметы, которые он брал с собой в свои кампании. [76]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ «Фонтенбло» . Словарь Коллинза . нд . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Эбер, Жан-Франсуа и Сарман, Тьерри, «Фонтенбло - тысяча лет французской истории», Editions Talendier (2020)
- ^ «Фонтенбло, королевский замок под Парижем» . Парижский дайджест. 2018 . Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ «Дворец и парк Фонтенбло» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 10 октября 2021 г.
- ↑ Историческая мемориальная доска на фонтане в январе 2024 г.
- ^ Лосось 2011 , с. 7.
- ^ Эбер и Сарман, «Фонтенбло - Тысяча лет французской истории», с. 22 (2020)
- ^ Эбер и Сарман, «Фонтенбло - Тысяча лет французской истории»
- ^ Салмон, Ксавье, «Фонтенбло, истинная обитель королей и дворец веков», с. 7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2011 , с. 8.
- ^ Эберт и Сармант с. 43
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2011 , с. 9.
- ^ «История теннисного корта Фонтенбло» . Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 19 марта 2007 г.
- ^ «Теннисный корт Фонтенбло» . Архивировано из оригинала 17 мая 2014 г. Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2011 , с. 10.
- ^ Лосось 2011 , с. 12.
- ^ Мезин С.А. Взгляд из Европы: французские авторы XVIII века о Петре I. Саратов, 2003. (In Russian).
- ^ Буват Дж. Журнал регентства. Т. 1. С. 269–270; Майков Л. Н. Современные истории... // Российский архив. 1881. Кн. 1, № 1. П. 12–13. (на русском языке).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2011 , с. 14.
- ^ Сеген 1990 , с. 26.
- ^ Салмон, Ксавьер, «Истинная обитель королей, Дворец веков» (на английском языке), (2023) стр. 7
- ^ Вальтер Брюйер-Остеллс, Наполеон III и Вторая империя
- ^ Карлье 2010 , с. 37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Театральный переворот в Фонтенбло» , «Фигаро» , 25 апреля 2014 года.
- ↑ Le Figaro , 2 марта 2015 г.
- ^ Лосось 2011 , стр. 23–24.
- ^ Лосось (2023), с. 29
- ^ Лосось (2023), с. 29
- ^ Лосось (2023), с. 29
- ^ Лосось (2023), с. 29
- ^ Лосось (2023), с. 29
- ^ Лосось (2023), с. 30
- ^ «Часовня бас-сен-Сатурнен» . Дворец Фонтенбло. Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Лосось 2011 , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2011 , с. 41.
- ^ Лосось 2023 , с. 39.
- ^ Карлье 2010 , стр. 91–93.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2011 , с. 42.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2023 , с. 38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Карлье 2010 , с. 95.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2023 , с. 44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лосось 2023 , с. 47.
- ^ Карлье 2010 , с. 96.
- ^ Лосось 2011 , с. 47.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Карлье 2010 , с. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2023 , с. 51.
- ^ Лосось 2011 , с. 51.
- ^ Лосось (2023), с. 52 .
- ^ Лосось (2023), с. 67-68
- ^ Лосось (2023), с. 67-68
- ^ Карлье 2010 , стр. 110–111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лосось 2011 , с. 55.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карлье 2010 , с. 102.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карлье 2010 , с. 104.
- ^ Карлье 2010 , с. 106.
- ^ Лосось 2011 , с. 56.
- ^ Лосось 2011 , с. 26.
- ^ Карлье 2010 , стр. 80–82.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карлье 2010 , с. 88.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2011 , с. 95.
- ^ Лосось 2011 , стр. 84–85.
- ^ Карлье 2010 , с. 121.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2011 , с. 85.
- ^ Карлье 2010 , стр. 119–120.
- ^ Лосось 2023 , с. 87.
- ^ Лосось (2023), с. 89
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Морель 1967 , с. 28.
- ^ Лосось 2011 , с. 92.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2023 , с. 90.
- ^ Карлье 2010 , стр. 45–46.
- ^ Лосось 2011 , с. 90.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лосось 2023 , с. 91.
- ↑ Информационная табличка на фонтане, январь 2024 г.)
- ^ Лосось 2011 , с. 91.
- ^ Оксфордский словарь искусств
- ^ Лосось 2011 , стр. 74–79.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Ив-Мари (2006). Искусство садов в Европе (на французском языке). Париж: Цитадели и Мазенод. ISBN 2-85088-087-6 .
- Карлье, Ив (2010). История замка Фонтенбло (на французском языке). Париж: Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-75580-022-7 .
- Дэн, Пьер (1642). Сокровище чудес королевского дома Фонтенбло . Париж: С. Крамуази. ОСЛК 457360433 ; копия в INHA.
- Эбер, Жан Франсуа; Сарман, Тьерри (2022). Фонтенбло – Тысяча лет французской истории (на французском языке). Текст. ISBN 979-10-210-4609-2 .
- Морель, Пьер (1967). Виды Франции - Фонтенбло . Арто.
- Перуз де Монкло, Жан-Мари (2009). Замок Фонтенбло (на французском языке). Париж: Nouvelles Éditions Scala. ISBN 9782359880045 .
- Лосось, Ксавье (2023). Фонтенбло – настоящая обитель королей, дворец веков . Париж: Воссоединение национальных музеев. ISBN 978-2-7118-7201-5 .
- Лосось, Ксавье (2011). Фонтенбло – настоящая резиденция королей, дом веков (на французском языке). Версаль: Артлис. ISBN 978-2-85495-442-5 .
- Сеген, Филипп (1990). Луи Наполеон Великий (на французском языке). Париж: Бернар Грассе. ISBN 2-246-42951-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Профиль всемирного наследия (на английском языке)
- Замок Фонтенбло (на английском языке)
- Документальный фильм о дворце Фонтенбло: Фонтенбло: Свидание в замке (на английском языке)
- Откройте для себя дворец Фонтенбло на Eurochannel
- в высоком разрешении 360° Панорамы дворца Фонтенбло | Художественный Атлас
- Виртуальный тур по дворцу Фонтенбло, предоставленный Google Arts & Culture
- Зданий и сооружений построено в 1137 году.
- Укрепления XII века
- Древний режим французской архитектуры
- Художественные музеи и галереи Иль-де-Франс
- Сена и Марна: Замки
- Замки с садами эпохи Возрождения во Франции
- Замки с классическими садами во Франции
- Фонтенбло
- Сена и Марна: Сады
- Исторические дома-музеи в Иль-де-Франс
- Императорские резиденции во Франции
- Музей в Сене и Марне
- Музеи Наполеона
- Национальные музеи Франции
- Дворцы и резиденции Наполеона
- Дворцы во Франции
- Настоящие теннисные площадки
- Королевские резиденции во Франции
- Объекты всемирного наследия во Франции