Сен-Поль-Сен-Луи
Церковь Сен-Поль-Сен-Луи | |
---|---|
Расположение | Париж |
Страна | Франция |
Номинал | Католик |
Веб-сайт | spsl.fr |
История | |
Прежнее имя (а) | Церковь Святого Павла |
Посвященный | 9 мая 1641 г. |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Этьен Мартелланж и Франсуа Деран |
Новаторский | 1627 |
Завершенный | 1641 |
Администрация | |
Архиепископия | Париж |
Эглиз Сен-Поль-Сен-Луи — церковь на улице Сен-Антуан в квартале Марэ в Париже . Нынешнее здание было построено с 1627 по 1641 год иезуитами архитекторами- Этьеном Мартелланжем и Франсуа Дерандом по приказу французского короля Людовика XIII . Это была первая церковь в Париже, которая полностью отошла от готического стиля и использовала новый стиль иезуитского барокко, и она оказала важное влияние на парижскую религиозную архитектуру. Он дал свое название площади Сен-Поль и ближайшей к ней станции метро Saint-Paul . Рядом с церковью находится лицей Карла Великого , также основанный иезуитами.
История
[ редактировать ]Первая церковь
[ редактировать ]Первая церковь на этом месте, Сен-Поль-де-Шан, была освящена около 1125 года. [1] когда район впервые стал приходом. Он был посвящен Павлу Пустыннику , христианскому монаху, жившему в Египте в III-IV веке. Мадам де Севинье крестилась в старой церкви в 1626 году, в первой часовне Сен-Луи. Химик Антуан Лавуазье был важным покровителем церкви, пока его не казнили на гильотине в 1794 году во время Французской революции .
За ним находилось кладбище, первоначально связанное с монастырем Сен-Элуа, основанным монахами святого Элоя Нуайона и Дагоберта I. На старом кладбище за церковью находились останки выдающихся деятелей, в том числе Франсуа Рабле и архитектора Франсуа Мансара . Монастырское кладбище исчезло, а старая церковь была снесена в 1799 году. Посвящение святому Павлу было перенесено в новую церковь, хотя она была передана более известному Павлу Тарсийскому , а не Павлу Пустыннику. [1] Рядом с лицеем сохранилась часть старой стены.
17 век – новая церковь
[ редактировать ]В 1580 году иезуиты часовню, посвященную Людовику IX Французскому основали свой первый дом в Париже и построили рядом с нынешней церковью , позже известную как Святой Людовик. По мере роста города эта часовня становилась слишком маленькой, и между 1627 и 1641 годами ее заменили новой церковью, построенной при финансовой помощи Людовика XIII . [2] Первый камень нового здания был заложен Людовиком XIII в 1627 году. Его первоначальное название было «église Saint-Louis de la maison professe des Jésuites», в честь прикрепленного к нему Maison Professe des Jésuites . имя его предка, Людовика IX К названию церкви было добавлено . Архитектором новой церкви стал священник-иезуит Этьен Мартелланж . Это было сотрудничество между Мартелланжем, который нарисовал первоначальные планы, и другим архитектором-иезуитом, Франсуа Дерандом , который отвечал за дизайн фасада. [3] Это была первая церковь в Париже, которая полностью отказалась от готического стиля и использовала новый стиль барокко . [4] План вдохновлен Кьеза дель Джезу в Риме.
Первую мессу отслужил в новом здании 9 мая 1641 года (праздник Вознесения Господня) кардинал Ришелье . [5] с оремусами, произнесенными Боссюэ . Знаменитый проповедник-иезуит Луи Бурдалу произнес в церкви некоторые из своих памятных проповедей во время Великого поста и Адвента между 1669 и 1693 годами. Он также произнес похоронную проповедь по Великому Конде в церкви в 1687 году. Здесь также проповедовал Эспри Флешер .
Новая церковь прославилась своей музыкой; среди музыкальных руководителей были Марк-Антуан Шарпантье и Жан-Филипп Рамо . [6]
Священники-иезуиты стали исповедниками или «руководителями совести» королей Франции. Жан-Жак Олье (основатель Претр де Сен-Сюльпис ) был крещен в церкви 20 сентября 1608 года, а Луи Бурдалу похоронен в склепе церкви. Между 1688 и 1698 годами Марк-Антуан Шарпантье работал у иезуитов и был мастером музыки в церкви Сен-Поль-Сен-Луи. [7] Среди других мастеров музыки были Андре Кампра и Луи Маршан . Жак де Летен написал Смерть Святого Людовика» для церкви « , которую здесь можно увидеть до сих пор.
18-19 века
[ редактировать ]В 1762 году после спора с королем иезуиты были изгнаны из Франции парламентом Парижа . Церковь была передана другому религиозному ордену, Конгрегации Франции , или Женофевен, штаб-квартира которой находилась в аббатстве Святой Женевьевы . Церковь продолжала поддерживать тесные отношения с королевской семьей; в церкви хранились урны с сердцами Людовика XIII и Людовика XIV. Урны были спрятаны во время Французской революции, а затем перенесены в аббатство Сен-Дени , где они и находятся сегодня. [4]
Во время Французской революции в церкви были убиты 5 священников , 2 сентября 1792 года, во время сентябрьской резни . В память о них установлена мемориальная доска. Церковь была закрыта и превращена в склад и храм Культа Разума и Высшего Существа, прежде чем была восстановлена в католицизме в 1802 году по Конкордату 1801 года .
Делакруа изобразил Христа в агонии на Елеонской горе для церкви, которую до недавнего времени можно было увидеть слева от алтаря. В настоящее время в церкви отображается заполнитель, поскольку оригинал находится в долгосрочной ссуде Метрополитен-музею в Нью-Йорке. [8] В церкви также выставлена «La vierge del Douleur» картина Жермена Пилона (1586 г.). На одной колонне с правой стороны нефа находится почти стертая надпись «République française ou la mort» («Французская республика или смерть»), вероятно, датируемая Парижской Коммуной 1871 года.
Экстерьер
[ редактировать ]Фасад явно находился под влиянием нового итальянского стиля барокко , особенно церкви Джезу в Риме, материнской церкви ордена иезуитов, но он также имел большое влияние ближе к дому; Фасад церкви Сен-Жерве-Сен-Проте в Париже 1618 года работы Саломона де Бросса , который имеет тот же дизайн из трех пролетов с двумя уровнями в боковых пролетах и тремя уровнями в центральном пролете, подчеркнутый выступом и сдвоенными колоннами. .
Он использует коринфские колонны на двух нижних уровнях и составной порядок . Купол был необычной особенностью иезуитского здания; И купол, и колокольня высотой пятьдесят пять метров в значительной степени скрыты от взгляда с улицы очень высоким фасадом. Еще одним заметным влиянием стал фламандский стиль барокко, более роскошный, чем итальянский стиль, который проявляется в обилии скульптур и орнаментов, покрывающих фасад. [9]
Купол церкви высотой 55 метров был одним из первых, построенных в Париже. Он послужил образцом для других куполов, в том числе для Домов Инвалидов и Валь-де-Грас . [9]
- Северный фасад
- Деталь верхнего северного фасада
- Вид на апсиду и купол с юга
- Фонтан Карла Великого, в южном конце церкви.
Интерьер
[ редактировать ]Дизайн интерьера во многом был вдохновлен церковью в Риме с некоторыми французскими дополнениями Джезу . элемент, предназначенный для возвышения медитации верующих. Следуя доктрине иезуитов, украшение также содержало многочисленные символы и скульптуры Девы Марии . [9]
Историк архитектуры Андре Частель писал: «Орден иезуитов, даже рекомендуя определенные аспекты, был внимателен к местным традициям». [10] Его план представляет собой компромисс между единственным нефом Джезу, окруженным боковыми часовнями, и традиционным французским крестообразным планом, как видно из его длинных трансептов. Высокие окна в этих выдающихся трансептах и короткая восточная апсида пропускают большое количество света, а купол под переходом также напоминает итальянскую архитектуру немного более раннего периода, например, архитектуру Карло Мадерно .
Белый мраморный главный алтарь был перенесен и перестроен при Луи-Филиппе I с использованием фрагментов гробницы Наполеона в Доме Инвалидов . 15 февраля 1843 года Леопольдина Гюго тайно обвенчалась с Шарлем Вакери в церкви . У входа в церковь стоят два сосуда со святой водой в форме ракушки, подаренные ее отцом Виктором Гюго по случаю крещения его первенца. Их до сих пор можно увидеть в церкви. Семь месяцев спустя Леопольдина утонула, когда их лодка перевернулась на Сене, а ее муж утонул, пытаясь ее спасти. [9]
- Неф, обращенный к алтарю
- Купол и апсида
- Благотворитель из ракушек, подаренный Виктором Гюго
Искусство и украшения
[ редактировать ]Витраж
[ редактировать ]- белое витражное стекло для максимального увеличения света
- Герб семьи Де ла Порте
- Деталь витража
Следуя моде барокко, большая часть витражей в окнах была белой, чтобы вносить в церковь максимум света. Многие окна были украшены гербом семьи, подарившей окно.
Скульптура
[ редактировать ]- «Святая Женевьева» на северном фасаде.
- «Скорбящая Дева» Жермена Пилона (1588 г.)
- «Религия, наставляющая индейца», Николя-Себастьян Адам (1745 г.)
- «Святой Винсент де Поль»
- «Святой Павел» на северном фасаде.
Помимо отдельно стоящих скульптур на фасадах и в интерьере, подвески купола и другие элементы внутренней архитектуры имеют собственную роскошную скульптуру. Внутри церкви очень мало поверхностей без какой-либо скульптуры.
- Кулон купола
- Украшенные своды нефа
- Скульптура в потолочном своде
- Интерьерная скульптура под куполом
- «Святой Павел проповедует в Афинах», барельеф работы Луи-Александра Романьези (1776-1852).
- Скульптура под куполом
- Украшение капители колонны
Рисование
[ редактировать ]- «Святой Людовик получает терновый венец из рук Христа» Симона Вуэ , (1639 г.)
- «Христос в оливковом саду» Эжена Делакруа (1827 г.) (предоставлен в аренду Метрополитен-музею)
- «Смерть Сен-Луи» Жака де Летена
В церкви выставлено несколько известных картин 17 века. Серия из трех картин изображает сцены из жизни Людовика IX, или Святого Людовика, в честь которого названа церковь. Четвертая серия исчезла.
- «Людовик XIII предлагает Святому Людовику модель церкви Сен-Луи», приписываемую мастерской Симона Вуэ , расположенной в правом трансепте.
- «Смерть Святого Людовика» Жака де Летена (1597–1661), также в правом трансепте.
- «Святой Людовик, получающий терновый венец из рук Христа» Мишель Корнель Старший (1601-1664) Корнель был учеником Симона Вуэ.
Еще одна примечательная работа в левом трансепте - «Христос в оливковом саду» Эжена Делакруа (1793-1863), на которой изображен Христос, узнавший о своем приходе от ангелов и смиренно принявший его, пока ученики спят. В своем дневнике Делакруа писал: «Ангелы смерти, печальные и суровые, смотрят на Христа взглядами меланхолии». [11] Эти картины были переданы в долгосрочную аренду Метрополитен-музею в Нью-Йорке.
На картине Жака де Летена «Смерть Святого Людовика» изображен король, пораженный чумой, перед смертью совершающий святые таинства. Фигура слева, лицо которой почти скрыто драпировкой, имеет черты художника. [12]
Органы
[ редактировать ]Галерея Орган
[ редактировать ]- Орган в галерее
- Деталь органа
Во время революции, когда церковь была секуляризована, существовавший в галерее орган был разобран и утерян. После повторного освящения органостроитель Пьер Даллери использовал компоненты двух других инструментов для установки органа с тремя мануалами и 30 стопами в 1805 году. [13]
Примерно через шестьдесят лет, в 1867 году, администрация церкви наняла Нарцисса Мартена из Руана , чтобы тот внес изменения в корпус органа и полностью восстановил инструмент, стоимость которого достигла 37 000 франков. Эта работа была завершена в 1871 году, и орган был одобрен Сезаром Франком , в частности, . Корпус был признан историческим памятником.
Столетие спустя фирма Гонсалеса предприняла серьезную тональную реструктуризацию инструмента в неоклассическом стиле, повторив звучание труб и одновременно электрифицировав действие. Эта работа была завершена в 1972 году. Эти тональные изменения позже были отменены в два этапа, в 1999 и 2005 годах, восстановив концепцию Нарцисса Мартина, но также создав руководство Récit в более романтическом стиле . Орган также обзавелся электронной комбинационной системой.
Текущий инструмент имеет три руководства с компасом на 56 нот, плюс педальную доску на 30 нот и состоит из 40 стопов и 46 рангов.
Канцелярский орган
[ редактировать ]Орган в алтаре был построен в девятнадцатом веке Кришером как инструмент механического действия с двумя мануалами и педалью. Он состоит из 13 остановок и 16 рядов. Как и в галерейном органе, в руководствах есть компас на 56 нот, из которых 30 нот в педали. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Приход Сент-Пол Сент-Луис | Сент-Пол» . Приход Святого Павла Сен-Луи (на французском языке) . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ "Церковь Сен-Поль Сен-Луи дю Марэ", Туристическое бюро Парижа.
- ^ «Сен-Луи, исповедующий дом иезуитов, Париж: план и критика Мартелланжа проекта фасада отца Дерана» (на французском языке). Национальная библиотека Франции.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дюмулен, «Парижские церкви», (2010), с. 82
- ^ "Церковь Сен-Поль Сен-Луи", Religiana
- ^ Дюмулен, «Églises de Paris», (2010), с. 84
- ^ Ранум, Патрисия М., «Марк-Антуан Шарпантье, композитор для иезуитов (1687–1698)», Марк-Антуан Шарпантье, найденный музыкант (Катрин Сесак, ред.), Sprimont: Mardaga, 2005, стр. 231–46
- ^ «Христос в Елеонском саду», The Met
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дюмулен, «Парижские соборы», с. 83 (2010)
- ^ (на французском языке) Андре Шастель
- ^ Дюмулен, «Églises de Paris» (2010), с. 84
- ^ Дюмулен, «Églises de Paris» (2010), с. 84
- ^ «Церковь Сен-Поль-Сен-Луи, Париж, Франция» . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ «Парижские оргы» . Проверено 27 июля 2022 г.
Библиография (на французском языке)
[ редактировать ]- Дюмулен, Алин; Ардиссон, Александра; Менгард, Жером; Антонелло, Мюриэль; Церкви Парижа (2010), Éditions Massin, Исси-ле-Мулино, ISBN 978-2-7072-0683-1
- Хилларе, Жак; Знание Старого Парижа ; (2017); Издания Payot-Rivages, Париж; (на французском языке). ISBN 978-2-2289-1911-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Первая иезуитская церковь в Париже.
- (на французском языке) Церковь Сен-Поль-Сен-Луи на .evous
- (на французском языке) Les orgues de Paris Большой орган - характеристики и фото
- (на французском языке) Орган хора Les orgues de Paris - характеристики и фото
48 ° 51'17 "N 2 ° 21'41" E / 48,85472 ° N 2,36139 ° E