Жан-Жак Олье
Жан-Жак Олье | |
---|---|
![]() Портрет Жан-Жака Олье, основателя Общества Сен-Сюльпис , работы неизвестного автора. | |
Заказы | |
Рукоположение | 21 мая 1633 г. |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 2 апреля 1657 г. Париж , Королевство Франция | ( 48 лет
Номинал | Римско-католический |
Альма-матер | Колледж Сорбонны |
Жан-Жак Олье СС ( 20 сентября 1608 — 2 апреля 1657) — французский католический священник и основатель сульпицианцев . Он также помог основать Société Notre-Dame de Montréal , которое организовало заселение нового города под названием Виль-Мари (ныне Монреаль ) в колонии Новая Франция .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Олье родился в Париже , но семья переехала в Лион , где его отец стал судьей. Там он получил основательное классическое образование в местном иезуитском колледже (1617–25). Стать священником его побудил Франциск Сальский , предсказавший ему святость и великие заслуги перед католической церковью. [1]
Готовясь к этой карьере, Олье сначала изучал философию в колледже Харкур в Париже, затем схоластическое богословие и патристику в колледже Сорбонны . В этот период он проповедовал благодаря бенефицию , который получил для него его отец. Молодой студент стал человеком больших амбиций; он также часто посещал светское общество, что вызывало беспокойство у тех, кто интересовался его духовным благополучием. Он жил на широкую ногу того времени, имея две кареты и множество слуг. [2] Его успех в защите диссертаций на латыни и греческом языке побудил его поехать в Рим с целью выучить иврит, чтобы привлечь больше внимания благодаря возможности защитить свои диссертации на этом языке в Сорбонне. [1]
Когда его зрение начало ухудшаться, Олиер совершил паломничество к Храму Святого Дома в Лорето, Италия , где его официальные биографии свидетельствуют не только об исцелении, но и о полном религиозном обращении. Какое-то время он подумывал о вступлении в ряды картезианцев и посетил чартерные дома на юге Италии. Однако после известия о смерти отца в 1631 году он вернулся в Париж. Вернувшись в столицу, он отказался от должности капеллана при королевском дворе, предполагавшей высокие почести. Вместо этого он собирал бедняков и изгоев на улицах для обучения католической вере - практика, которая сначала высмеивалась, но вскоре стала широко подражать. Под руководством Винсента де Поля Олье помогал миссионерам де Поля как в Париже, так и в сельской местности, пока он готовился к священному сану , будучи рукоположенным 21 мая 1633 года. [1]
Возрождение религии
[ редактировать ]Ученик отца Винсента де Поля и отца Шарля де Кондрена Жан-Жак Олье (1608-1657) принимал участие в организованных ими «миссиях» во Франции. [2] Больше всего Кондрена волновало создание семинарий по модели Контрреформации, утвержденной Тридентским собором . Католическая церковь чувствовала, что ее успех в собственном обновлении заключается в тщательном и систематическом формировании духовенства посредством его обучения в этих школах. Попытки во Франции осуществить замыслы Собора потерпели неудачу, Кондрен, не сумев добиться успеха через Ораторское искусство, собрал вокруг себя для этой цели несколько молодых священнослужителей, в том числе Олье. Миссии, в которых он их нанимал, были призваны донести до их сознания религиозные потребности страны.
Часть серии о |
Христианский мистицизм |
---|
![]() |
Приход Сен-Сюльпис
[ редактировать ]Первая попытка основать семинарию в Шартре провалилась. 29 декабря 1641 года Олье и двое других, аббаты де Фуа и дю Феррье, сформировали небольшую общину в Вожираре , тогдашней пригородной деревне недалеко от Парижа. Вскоре к ним присоединились и другие, и вскоре появилось восемь семинаристов, которые со священниками следовали тем же правилам жизни и обучались богословию, а Олье преподавал Священное Писание . Пастор Вожирара воспользовался присутствием священников в своем приходе, чтобы взять длительный отпуск, во время которого они реформировали его приход. [2]
Впечатленный сообщениями об этой реформе, кюре церкви Сен-Сюльпис в Париже , разочарованный плачевным состоянием своего прихода, предложил ее в обмен на некоторые бенефиции Олье. В августе 1641 года Олье возглавил приход Сен-Сюльпис. Его целью было реформировать приход, основать семинарию и христианизировать Сорбонну, которая в то время была очень светской по своему обучению. Это должно было быть достигнуто посредством примера семинаристов, посещавших его курсы. Приход охватывал все предместье Сен -Жермен-де-Пре , а население было столь же многочисленным и разнообразным, как и большой город. Его обычно называли самым большим и модным приходом в городе. Там Ольер обучал своих священников общественной жизни. Название прихода стало отождествляться с основанным им обществом. [2]
Особое внимание уделялось бедным, необразованным и состоящим в нерегулярных брачных союзах. Было создано тринадцать катехизических центров для обучения не только детей, но и многих взрослых, почти столь же неосведомленных о католической вере. Специальные инструкции были даны для каждого класса людей, для нищих, бедняков, домашней прислуги, акушерок, рабочих, престарелых и т. д. Инструкции и дебаты по католическому вероучению были организованы в пользу кальвинистов , сотни из которых обратились. Велась энергичная кампания против безнравственной и еретической литературы и непристойных изображений. Тем, кто мог или не хотел приходить в церковь, раздавались брошюры, образы и молитвенники, а при приходской церкви был открыт книжный магазин с хорошей литературой.
Похоже, Винсент де Поль настолько уважал Олье, что в феврале 1644 года он рисковал вызвать гнев кардинала Мазарини, получив для Олье бенефиций, которого Мазарини добивался для сына герцога де ла Рушфуко. [3]
Общество Сен-Сюльпис
[ редактировать ]В 1645 году Олье основал Общество Сен-Сюльпис, которое основало по всей Франции семинарии, ставшие известными своим моральным и академическим обучением. [4] В период Фронды ( 1648–1653 гг.), гражданской войны, которая привела Париж к повсеместной нищете и голоду, Олье поддерживал сотни семей и предоставил многим одежду и кров. Ни одному не было отказано. О бедных заботились в соответствии с методами оказания помощи, вдохновленными практическим гением Винсента де Поля. Его правила оказания помощи, адаптированные в других приходах, стали общепринятыми методами и до сих пор соблюдаются в Сен-Сюльпис.
Временами в приходе вместе служило от 60 до 80 священников, из которых самым прославленным, немного позже времен Ольера, был аббат Фенелон , позже архиепископ Камбре . Это был один из лучших результатов работы Ольера, поскольку он послал подготовленных, просвещенных и ревностных священников во все части Франции, а затем и за ее пределы.
Сирот, которых во время войны было очень много, разместили в хороших приходах и организовали приюты для девочек-сирот. Был открыт приют для многих женщин, спасенных от проституции, и еще один для молодых девушек, подвергшихся этой опасности. Много бесплатных школ для бедных девочек основал Олье, он также трудился над реформой учителей в школах для мальчиков, хотя и не с большим успехом.
Олиер понимал, что реформа школ для мальчиков может быть осуществлена только через религиозную общину; что на самом деле произошло после его смерти благодаря работе Жана-Батиста де ла Саль , бывшего ученика Сен-Сюльписа. Бедным оказывалась бесплатная юридическая помощь. Он также собрал под одной крышей монахинь из разных общин и орденов, изгнанных из своих монастырей в сельской местности и бежавших в Париж в поисках убежища. Он заботился о них до конца войны. В конце концов, не было среди людей страданий, духовных или телесных, от которых пастырь не искал средства.
Олье возглавил движение против дуэлей, сформировал общество по их подавлению и заручился активной помощью известных военных, в том числе маршалов Франции и некоторых известных дуэлянтов. Он обратил многих представителей благородной и королевской крови, как мужчин, так и женщин. Он работал над преодолением распространенного представления о том, что христианское совершенство предназначено только для священников и монашеских орденов, и вдохновлял многих к практике благочестивой жизни, включая ежедневное размышление, духовное чтение и другие упражнения благочестия, а также к более точному исполнению своих обязанностей. , будь то в суде, на работе или дома.
Семинария Сен-Сюльпис
[ редактировать ]Вторым великим делом Олье было основание семинарии Сен-Сюльпис. Своим приходом, который он намеревался послужить образцом для приходского духовенства, а также своей семинарией, он надеялся помочь дать Франции достойное светское духовенство, только благодаря которому, как он чувствовал, могло произойти возрождение религии. Семинария сначала располагалась в доме приходского священника, но очень скоро (1 октября 1642 г.) переехала в небольшой дом поблизости, и Олье поручил де Фуа руководить ею. Начало было в большой бедности, которая длилась много лет, поскольку Олиер никогда не позволял расходовать какие-либо доходы от прихода, кроме как на нужды прихода. С самого начала он планировал сделать из нее национальную семинарию и считал провиденциальным тот факт, что приход Сен-Сюльпис и, следовательно, семинария напрямую зависели от Святого Престола .
За два года в семинарию приехали студенты примерно из двадцати епархий Франции. Некоторые посещали курсы в Сорбонне, другие следовали курсам, читавшимся в самой семинарии. Его семинаристы были посвящены в приходскую работу и очень плодотворно преподавали катехизис . В Сорбонне их благочестие, по-видимому, имело весьма заметное влияние. После того, как отец Олье описал свою модель семинарии Собранию духовенства Франции в 1651 году, епископы по всей стране попросили сульпицианцев контролировать работу их семинарий.
В это время Мере Мари Альвекин , настоятельница Дам Августин де Сен-Маглуар, обратилась к Олье напрямую и через других с просьбой взять на себя ответственность духовного наставника монастыря, но Олье предпочел сосредоточить свое внимание на приходе и семинарии Св. Сюльпис. [5]
Новые заведения
[ редактировать ]Во многих новых заведениях были приняты правила семинарии Ольера, утвержденные Генеральным собранием духовенства в 1651 году. [6] В течение нескольких лет Олиер по настойчивой просьбе епископов отправил священников основывать семинарии в нескольких епархиях по всей стране. Первый был в Нанте в 1648 году. В намерения Ольера не входило создание конгрегации для управления семинариями, а просто предоставить священников для основания семинарии любому епископу и отозвать их после того, как их работа будет хорошо налажена. Неоднократные просьбы епископов, которые он считал указанием на волю Божию, заставили его изменить свой план и принять на постоянной основе несколько семинарий.
Общество, сформировавшееся вокруг Олье в Сен-Сюльписе, не было сформировано в религиозный институт , а вместо этого продолжало существовать как сообщество светских священников , ведущих общую жизнь, но не связанных никакими особыми религиозными обетами . Целью общества было вести совершенную жизнь светского священника. Олиер пожелал, чтобы компания оставалась небольшой, постановив, что она никогда не должна состоять более чем из семидесяти двух членов, не считая начальника и двенадцати его помощников. Это постановление оставалось в силе до тех пор, пока обстоятельства не вынудили его преемника, аббата Эмери, отменить это ограничение.
Политическое влияние
[ редактировать ]Влияние Олиера было сильным среди регентши королевы - Анны Австрийской , с которой он разговаривал с большой откровенностью, но с большим уважением, осуждая ее премьер-министра, кардинала Мазарини , как ответственного за симонические и недостойные назначения в епископат. Он убеждал богатых — членов королевской семьи, дворян и других — к великой щедрости, без которой его крупные благотворительные дела были бы невозможны. Им был заложен фундамент нынешней церкви Сен-Сюльпис.
Основательница Ville-Marie в Новой Франции.
[ редактировать ]Олиер всегда был миссионером с глобальным мировоззрением. Его рвение привело к тому, что он помог в основании Общества Богоматери Монреаля . Общество организовало создание колонии Форт Виль-Мари в Новой Франции, ядра современного города Монреаля . Сульпицианцы предприняли свою первую зарубежную миссию в колонии в 1657 году и в конечном итоге получили контроль над сеньорией большей части колонии. [7]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В феврале 1652 года Олье перенес инсульт . Он передал свой пастырский пост в руки аббата де Бретонвилье и, когда восстановил достаточно сил, по приказу своих врачей посетил различные курорты Европы в поисках здоровья, а также совершил множество паломничеств. . По возвращении в Париж его прежняя энергия и энтузиазм вновь заявили о себе, особенно в его войне против янсенизма . Второй инсульт в Сен-Пере в сентябре 1653 года оставил его полностью парализованным.
Олиер был влиятельным писателем. Помимо писем, раскрывающих его силу как духовного наставника, он написал четыре книги, предназначенные для своих прихожан: La journee chretienne (1655), Catechisme chretien (1656), Introduction a la vie et aux vertus chretiennes (1657) и L'Introduction a la vie et aux vertus chretiennes (1657). L'Introduction a la vie et aux vertus chretiennes (1657) и L' «Объяснение церемоний de la grande messe de paroisse (1657 г.). Эти книги, написанные в годы, непосредственно предшествовавшие его смерти, тем более примечательны, что Олиер в то время был частично парализован. [3]
Последние годы Ольера были полны сильных страданий, как телесных, так и душевных, которые он переносил с предельной сладостью и покорностью. Его видения и его мистицизм заставили янсенистов высмеивать его как провидца; но они, как и другие, признавали его святость. Его многочисленные аскетические сочинения показывают его глубоким мастером духовного учения. Его друг Винсент де Поль был с ним при его смерти.
Олиер был похоронен в церкви Сен-Сюльпис. Когда интерьер церкви был разрушен во время Французской революции , его останки были утеряны. Только его сердце, удаленное по обычаям того времени, сохранилось в Сульпицианской семинарии в Исси-ле-Мулино . [8] Он автор мистических произведений. [ нужна ссылка ]
Попытка канонизации
[ редактировать ]Епархиальные попытки канонизировать Ольера предпринимались в Париже и Монреале между 1865 и 1867 годами, но Ватикан не приступил к этому делу. Винсент де Поль считал Ольера святым. В письме мадемуазель д'Обрэ 26 июля 1660 года, всего за два месяца до своей смерти, Винсент де Поль заявил, что он «просил у Бога великой милости через заступничество г-на Олье». [3] Церковный историк Фредерик Уильям Фабер в своей работе «Рост в святости» (изд. Балтимора, стр. 376) говорит о нем: «Из всех неканонизированных служителей Божьих, жития которых я читал, он больше всего напоминает канонизированного святого».
Наследие
[ редактировать ]«Когда мы обращаемся к наследию Жан-Жака Олье, — сказал Дональд Кардинал Вюрль, архиепископ Вашингтонский и канцлер Католического университета Америки, — мы можем обнаружить три непреходящих элемента: священников Общества Сен-Сюльпис. , структуру семинарского образования и очертания духовности епархиального священника». [4]
Библиография
[ редактировать ]Работает
[ редактировать ]- Письма М. Ольера , 2 т., изд. Э. Левеск, автор Жигор, Париж, 1935 г.
- Христианский катехизис и Христианский день , изд. Ф. Амио, Ле Рамо, Париж, 1954 г.
- Введение в христианскую жизнь и добродетели , изд. Ф. Амио, Ле Рамо, Париж, 1954 г.
- Трактат о Священных Орденах в сравнении с подлинными сочинениями Жан-Жака Олье († 1657) , изд. Г. Шайо, П; Кошуа, И. Нойе, Procure de la Compagnie de Saint-Sulpice, Париж, 1984 г.
- Дух массовых церемоний , изд. К. Барт, Le Forum, Перпиньян, 2004 г.
- Кристальная Душа. Божественные атрибуты в нас , изд. Мариэль Маццокко, Париж, Editions du Seuil, 2008 г.
- От сотворения мира к божественной жизни , под ред. М. Маццокко, Париж, Editions du Seuil, 2009 г.
- Ангелы. Божественные ароматы и сладкие запахи , изд. М. Маццокко, Париж, Editions du Seuil, 2011 г.
- Дьявольские искушения и божественная одержимость , изд. М. Маццокко, Париж, Чемпион 2012 г.
Монографии и статьи
[ редактировать ]- Мишель Дюпюи, Предоставление себя Духу. Духовный маршрут Жан-Жака Олье , Париж, Серф, 1982 год.
- Мариэль Маццокко, Лица небытия между страницами Жана-Жака Олье , в Rivista di Storia e Letteratura Religiosa, Ольшки, Флоренция, 2009, том. 45, № 1, с. 53–84.
- Мариэль Маццокко, Ноты простоты: духовные заметки Жан-Жака Олье , в Rivista di Storia e Letteratura Religiosa, Ольшки, Флоренция, 2010, том. 46, № 1, с. 59–101.
- (Разные авторы), Жан-Жак Олье: Талантливый человек, служитель Евангелия (1608–1657), изд. М. Видаль, Париж, Дескле де Брауэр, 2010.
- Мариэль Маццокко, «Маленькие слова мистического искателя приключений» , в книге «Дьявольские искушения и божественная одержимость» , Париж, Чемпион, 2012.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Жан-Жак Олье» . newadvent.org . Проверено 4 мая 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Краткая история» . sulpc.org . Проверено 4 мая 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Махони К.М., Роберт П., «Винсент де Поль и Жан-Жак Олье: маловероятные друзья». Журнал Vincentian Heritage Journal , том 28, выпуск 1, 1 октября 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Священнические примеры веры, надежды, любви», 4 августа 2009 г., Католический университет Америки. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Томпсон, Эдвард Хили (1886). Жизнь Жан-Жака Олье: основателя семинарии Сен-Сюльпис . Бернс и Оутс.
- ^ «История | Сульпицианцы, провинция США» . sulpicians.org . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ «Сульпицианцы» . Канадская энциклопедия . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года.
- ^ «Основатель» . Общество священников Сен-Сюльпис .
- 1608 рождений
- 1657 смертей
- Духовенство из Парижа
- Доминиканские высшие учебные заведения
- Миряне-доминиканцы
- Французские римско-католические священники 17 века
- Французские католические богословы 17 века
- Основатели католических религиозных общин
- Общество Нотр-Дам Монреаля
- Римско-католические мистики
- Похороны в Сен-Сюльпис, Париж.
- Генеральные настоятели Общества священников Сен-Сюльпис