Кенозис
Часть серии о |
Христианский мистицизм |
---|
В богословии христианском кенозис ( древнегреческий : κένωσις , латинизированный : kénōsis , букв. «акт опорожнения») — это «самопорожнение» Иисуса . Слово ἐκένωσεν ( ekénōsen ) используется в Послании к Филиппийцам : «[ Иисус ] сделал себя ничем» ( NIV ), [1] или «[он] опорожнился» ( NRSV ) [2] (Филиппийцам 2:7), используя глагольную форму κενόω ( kenóō ), что означает «опорожнять».
Точное значение варьируется среди богословов. Менее спорное значение состоит в том, что Иисус отказался от своих собственных желаний, став полностью восприимчивым к божественной воле Бога, послушным до самой смерти – даже смерти на кресте. Послание к Филиппийцам призывает христиан быть такими же готовыми подчиняться божественной воле, даже если за это придется заплатить большую личную цену. Эта фраза также используется для объяснения человеческой стороны Иисуса : чтобы по-настоящему жить как смертный, Иисус должен был каким-то образом добровольно использовать свои божественные силы, опустошая себя. В Послании к Филиппийцам говорится, что «хотя [Иисус] был в образе Бога, [он] не считал равенство с Богом чем-то, чем можно эксплуатировать», предполагая, что Иисус не «злоупотреблял» своим божественным статусом, чтобы избежать последствий смертной жизни. . Эта интерпретация оспаривается другими, которые считают, что это чрезмерно преуменьшает божественную силу Иисуса.
Этимология и определение
[ редактировать ]Термин «кенозис» происходит от греческого κενόω ( kenóō ), что означает «опустошать». Лидделла-Скотта Греко-английский лексикон дает следующее упрощенное определение существительного: [3]
- опустошение, истощение, пустота (жизни) ( Веттий Валент )
- истощение, малое питание в противоположность плерозу , полноте ( Гиппократ )
- убывающая (луны) ( Эпикур )
Использование Нового Завета
[ редактировать ]В Новом Завете не используется существительная форма kénōsis , но форма глагола kenóō встречается пять раз (Римлянам 4:14; 1 Коринфянам 1:17, 9:15; 2 Коринфянам 9:3; Филиппийцам 2:7) и форма будущего времени. Кеносей один раз. [а] Из этих пяти раз Филиппийцам 2:7 обычно считается наиболее важным для христианской идеи кенозиса:
Да будет в вас тот же ум, который был во Христе Иисусе, который, хотя и был в образе Бога, не считал равенство с Богом чем-то, чем можно эксплуатировать, но опустошил себя ( ekenōsen heauton ), приняв образ раба , рожденный по человеческому подобию. И, будучи найден в человеческом облике, он смирил себя и стал послушен даже до смерти, даже до смерти на кресте. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени...
- Филиппийцам 2:5-9 (NRSV) [5]
христология
[ редактировать ]Часть серии о |
христология |
---|
Кенотическая христология
[ редактировать ]Вторую главу Послания к Филиппийцам иногда используют для объяснения человеческой стороны существования Иисуса. В раннем христианстве некоторые группы пропагандировали веру в полностью человеческого Иисуса, который был особенно почитаем и воспитан Богом ( адопционизм ), в то время как другие группы приводили доводы в пользу полностью божественного Иисуса, который был больше похож на духовное видение ( докетизм ). Богом . Преобладавшая халкидонская доктрина заключалась в том, что Иисус имел двойственную природу и был одновременно полностью человеком и полностью Кенотическая христология, по сути, утверждает, что для того, чтобы по-настоящему пережить человеческий опыт, Иисус, несмотря на то, что он был ранее существовавшим божественным существом, добровольно смирил себя. Он все еще мог творить чудеса, исцелять больных и распространять надежные моральные учения, но не использовал божественную силу для решения всех своих смертных проблем и боролся со всеми обычными человеческими проблемами. Таким образом, Иисусу нужно было спать и есть; был искушен Дьяволом в пустыне; мог расстроиться из-за того, что фиговые деревья не в сезон ; заявил, что никто не знает ни дня, ни часа конца света; [6] и так далее. [7]
Готфрид Томасиус — первый богослов, обсуждавший и разъяснявший кенотическую христологию по имени. Среди других богословов, связанных с кенотической христологией, — П.Т. Форсайт , Х.Р. Макинтош , Чарльз Гор , Фишер Хамфрис, Дональд Дж. Доу и Роджер Э. Олсон . [7]
Восточное православие
[ редактировать ]Православное богословие делает упор на следовании примеру Христа. Кенозис возможен только через смирение и предполагает стремление человека к соединению с Богом. Пустинская является одним из традиция Русской Православной Церкви главных проявлений этого поиска.
Кеносис не только христологический вопрос в православном богословии, но также относится к пневматологии , вопросам Святого Духа. Кенозис по отношению к человеческой природе обозначает постоянный эпиклесис и самоотречение собственной человеческой воли и желания. По отношению к Христу имеет место кенозис Сына Божия, снисхождение и самопожертвование ради искупления и спасения всего человечества. Человечество может также участвовать в спасительном деле Божием через обожение ; стать святым по благодати. [8]
В восточном православии кенозис не касается уподобления Богу по сути или бытию, что является пантеизмом ; вместо этого речь идет о соединении с Богом по благодати через Его «Энергии». Православное богословие различает божественную Сущность и Энергии . Кенозис поэтому является парадоксом и тайной, поскольку «опустошение себя» на самом деле наполняет человека божественной благодатью и приводит к соединению с Богом. Кеносис в православном богословии — это выход за пределы или отстранение себя от мира или страстей, это составная часть бесстрастия. Большинство первых дебатов между арианами и православными христианами касались кенозиса . Необходимость выяснения человеческой и божественной природы Христа (см. ипостасный союз ) разгорелась вокруг смысла и примера, который подал Христос, как пример кенозиса или эккеносиса . [9]
католицизм
[ редактировать ]Папа Пий XII в своей книге «Sempiternus Rex Christus» 1951 года осудил специфическую интерпретацию послания Филиппийцам в отношении кенозиса :
Есть еще один враг Халкидонской веры , широко распространенный за пределами католической религии. Это мнение, основу и форму которого дает опрометчиво и неверно понятое предложение из Послания Св. Павла к Филиппийцам (II, 7). Это называется кенотическим учением, и согласно ему воображают, что божественность была отнята у Слова во Христе. Это порочное изобретение, заслуживающее равного осуждения, как и докетизм противостоящий ему . Это сводит на нет всю тайну Воплощения и Искупления, чтобы опустошить бескровное воображение. «При всей и совершенной природе человека», — так величественно говорит св. Лев Великий , — «Родился Тот, Кто был истинный Бог, совершенный в Своей собственной природе, совершенный в нашей» (Еп. xxviii, 3. PL. Liv, 763). . Ср. Серм. 23, 2. Лев, 201). [10]
По мнению Иоанна Креста , кенозис — это концепция «самоопустошения» собственной воли и полной восприимчивости к Богу и божественной воле. Его употребляют и как объяснение Воплощения , и указание на природу деятельности и воли Бога. Работа мистического богослова Иоанна Креста « Темная ночь души » представляет собой особенно ясное объяснение Божьего процесса превращения верующего в икону или «подобие Христа». [11] [12]
Унитаризм
[ редактировать ]Поскольку некоторые формы унитаризма не признают личное предсуществование Христа , их интерпретации Филиппийцам 2:7 и концепция кенозиса — Христа, «опустошающего» себя — берут за отправную точку то, что Его «опустошение» произошло в жизни, и не до рождения. Однако, как выразился Томас Белшем , существуют разные точки зрения на то, когда в жизни произошло это опустошение. [13] Белшам принял это за распятие , тогда как Джозеф Пристли [14] предположил, что это произошло в Гефсиманском саду , когда Христос не сопротивлялся аресту. Кристадельфианец Том Барлинг считал , что «опустошение» Христа — это непрерывный процесс, который начался с самых ранних упоминаний о характере Христа, Луки 2:40,52, и продолжался через искушения Христа и его служения . [15]
Гностицизм
[ редактировать ]Эквивалентом кенозиса в гностической литературе является уход Христа в себя, чтобы перестать ослеплять своих учеников. В Пистис Софии по просьбе своих учеников «Иисус привлек к себе славу света Своего». [16]
Кенотическая этика
[ редактировать ]Кенотическая этика — это интерпретация Филиппийцам 2:7, в которой отрывок, в котором Иисус описывается как «опустошивший себя», в первую очередь не потому, что Павел выдвинул теорию о Боге в этом отрывке, а как использующий Божье смирение, проявленное в воплощение как призыв к христианам быть такими же подчиненными другим. [17] [18]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филиппийцам 2:7
- ^ Филиппийцам 2:7
- ^ ken-osis, до — А. опорожнение, истощение, отсутствие голода и жажды. . опорожнения некоторые эйси . . ; Платон Республика 585b, ср. Филеб 35б, БГУ 904.13 (II н. э.): — поэт. κενεοσις, "ποτου κ. ἀνὰ πεδον" Пиндар Фрагменты 107.12: метаф., пустота жизни "κενοσις БИОУС" Веттий Валент 190.30; «Господин науки» Ямвлих De communi mathematica scientia, 11.2. (Медицинский), опорожнение, эвакуация, Афоризмы Гиппократа 3.8, вставленные в Дск.2.50; k. домов, [напротив катарсиса чужаков], Гален 18(2).134. б. истощение, малое питание, [напротив плероза плевроз , Гиппократ ВМ9, ср. ст. 49; г-н пшеница ib.50. 3. (луны) убывающая, [противоположный плероз плевроз], Epicurus Epistles 2p.40U.
- ^ 1 Коринфянам (ред. Брук Фосс Уэсткотт, Фентон Джон Энтони Хорт) в Первом Послании к Коринфянам, глава 9
- ^ Филиппийцам 2: 5–9.
- ^ Матфея 24: 35–36.
- ^ Jump up to: а б Олсон, Роджер Э. (12 мая 2021 г.). «Кенотическая христология объяснена и защищена» . Патеос . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ «Единство Сущности, Равенство Божественности и Равенство Чести Бога-Сына с Богом-Отцом». Православное догматическое богословие: краткое изложение протопресвитер Михаил Помазанский, страницы 92-95 [1]
- ^ «Единство Сущности, Равенство Божественности и Равенство Чести Бога-Сына с Богом-Отцом». Православное догматическое богословие: краткое изложение протопресвитер Михаил Помазанский, страницы 92-95
- ^ Христос Вечный Царь
- ^ Киран Кавано, ОКР; Отилио Родригес, ОКР, Собрание сочинений Святого Иоанна Креста , ICS Publications, 1991. стр. 353-457.
- ^ Понимание Мертоном мистической доктрины Святого Иоанна Креста «Темная ночь души» КРИСТАБАЛЬ СЕРРАН-ПАГАН-и-ФУЭНТЕС . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Томас Белшам Американский унитаризм: или Краткая история прогресса и нынешнего состояния унитарных церквей в Америке, 1816 г., стр. 119 «Отвечая на вопрос: когда же, после вступления в свое публичное служение, Христос лишил себя образа Бога и увидел в Нем образ слуги и образ человека?»
- ^ Белшам, соч. цит., с. Пристли 119 со ссылкой на письма , стр. 139.
- ^ Ти Джей Барлинг. Письмо филиппийцам CMPA, Бирмингем, 1957, стр. 46-47.
- ^ GRS Mead (переводчик): Пистис София . (либ. 1, гл. 6, стр. 6)
- ^ Томас Джей Оорд Определение любви: философское, научное и теологическое взаимодействие , Brazos Press, 2010. 1-58743-257-9
- ^ Оорд. TJ «Основной кенозис» в книге «Природа любви: теология» , Chalice Press, 2010. ISBN 978-082720828-5 стр. 149 155.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Работы, связанные с Фолиантом Святого Льва, в Wikisource
- Интервью Джорджа Эллиса - от NPR
- Кенозис - Христос «опустошил себя» - очерки Дэна Мюзика.