Маргарита Порте
Маргарита Порте | |
---|---|
Рожденный | 13 век |
Умер | Гревская площадь , Париж, Королевство Франция. | 1 июня 1310 г.
Причина смерти | Сожжен на костре |
Заметная работа | Зеркало простых душ |
Эра | Средневековая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Христианский мистицизм |
Основные интересы | Агапе |
Маргарита Порете (англ. Французский: [maʁɡ(ə)ʁit pɔʁɛt] ; 13 век — 1 июня 1310) — бегин , франкоязычный мистик и автор «Зеркала простых душ» , произведения христианского мистицизма, посвященного действию агапе (божественной любви). Она была сожжена на костре за ересь в Париже в 1310 году после длительного суда за отказ изъять свою книгу из обращения или отречься от своих взглядов.
Сегодня работа Порете представляет интерес для широкого круга ученых. Те, кто интересуется средневековым мистицизмом и, в частности, начинают писать мистические произведения , [5] [6] в своих исследованиях цитируют «Зеркало простых душ» . [7] Книга также рассматривается как основной текст о средневековой Ереси Свободного Духа . [8] Исследование Экхарта показало сходство его идей с идеями Порете о единении с Богом. [9] [10] [б] Порете также представлял интерес для тех, кто изучает средневековое женское письмо . [7]
Жизнь
[ редактировать ]Часть серии о |
Христианский мистицизм |
---|
Жизнь Порете описана только в отчетах о суде инквизиции по обвинению в ереси, на котором она была приговорена к сожжению на костре. [12] Эта информация о Порете, вероятно, предвзята и уж точно неполна. Говорили, что она происходила из графства Эно , франкоязычного княжества в Священной Римской империи , но это сомнительно. Ее высокий уровень образования означает, что она, вероятно, происходила из высшего сословия. Она была связана с движением бегинов и поэтому могла путешествовать довольно свободно. [13]
Суд и смерть
[ редактировать ]Порете, судя по всему, написала первую версию своей книги в 1290-х годах. Где-то между 1296 и 1306 годами его сочли еретическим, и епископ Камбре приговорил к публичному сожжению в ее присутствии в Валансьене. Одним из табу, которое нарушила Порете, было написание книги на старофранцузском, а не на латыни , и ей было приказано больше не распространять ни свои идеи, ни книгу. Несмотря на это, она продолжала это делать.
Недавно было высказано предположение, что она была арестована в Шалон-ан-Шампани в 1308 году после того, как отдала свою книгу местному епископу. [14] Затем ее передали инквизитору Франции, доминиканцу Вильгельму Парижскому , также известному как Вильгельм Гумберт, на основании ереси, несмотря на ее утверждение в книге, что она консультировалась с тремя церковными авторитетами по поводу своих сочинений, включая весьма уважаемый магистр богословия Годфри Фонтенский и заслужил их одобрение.
Порете был арестован вместе с бегардом Гьяром де Крессонессаром, который также предстал перед судом за ересь. Гиард объявил себя защитником Порете. После полутора лет пребывания в тюрьме в Париже над ними начался суд.
Маргарита отказалась разговаривать с Вильгельмом Парижским или с кем-либо из своих инквизиторов во время заключения и суда. В 1310 году комиссия из двадцати одного богослова исследовала серию из пятнадцати положений, взятых из книги (только три из которых сегодня можно точно идентифицировать), и сочла их еретическими. [15] Среди тех, кто осудил книгу, был церковный ученый-текстовед Николай Лирский . [8]
Гуард под огромным давлением в конце концов признался и был признан виновным. Порете, с другой стороны, отказалась отречься от своих идей, отозвать свою книгу или сотрудничать с властями, а также отказалась принести присягу, требуемую инквизитором для продолжения судебного процесса. Гиар был заключен в тюрьму, потому что он признался, но отказ Порете признаться привел к тому, что трибунал признал ее виновной и приговорил ее к сожжению на костре как рецидивирующую еретикку. Три епископа вынесли ей окончательный приговор. Порете умер 1 июня 1310 года в Париже на Гревской площади . [7]
Инквизитор говорил о ней как о псевдо-мюлиере , «фальшивой женщине», а « Зеркало » описывало как «наполненное ошибками и ересями». [16] Запись процесса была приложена к хронике, начатой Гийомом де Нанжи . Несмотря на негативное мнение Нангиса о Маргарите, хроника сообщает, что толпа была тронута до слез тем спокойствием, с которым она встретила свою смерть. [17]
После ее смерти выдержки из книги были процитированы в декрете Ad Nostrum , изданном Венским собором в 1311 году и осуждающем движение «Свободный дух» как еретическое.
Зеркало простых душ
[ редактировать ]Название книги Порете относится к простой душе, которая соединена с Богом и не имеет никакой иной воли, кроме воли Бога. Некоторые элементы языка, а также формат диалога между такими персонажами, как «Любовь, Добродетель и Душа», отражают знакомство со стилем куртуазной любви , который был популярен в то время, и свидетельствуют о высоком уровне образования и утонченности Порете. . [18] [19]
Большая часть книги напоминает рациональный спор в боэтианском стиле между несколькими сторонами, но также написана аналогично средневековой французской поэме « Роман о розе» . [20] Маргарита говорит, что Душа должна отказаться от Разума, чье логическое, условное понимание реальности не может полностью постичь Бога и присутствие Божественной Любви. «Уничтоженная душа» — это та, которая через Любовь отказалась от всего, кроме Бога. По мнению Порете, когда Душа действительно наполнена Божьей любовью, она соединяется с Богом и, таким образом, находится в состоянии союза, который позволяет ей преодолевать противоречия этого мира. В таком блаженном состоянии он не может грешить, потому что полностью соединен с Волей Бога и, следовательно, неспособен действовать таким образом – явление, которое стандартное богословие описывает как действие Божественной благодати, подавляющей греховную природу человека. Фактически, одна из главных целей ее книги — научить читателей или слушателей тому, как получить это простое состояние с помощью устройств, например: изображений. [21] Именно в этом видении Человека, соединяющегося с Богом посредством Любви и возвращающегося таким образом к своему истоку, и присутствия Бога во всем она связывает в мысли с идеями Экхарта . У Порете и Экхарта были общие знакомые, и существует много предположений относительно того, встречались ли они когда-либо или имели ли доступ к работам друг друга.
Порете ссылается на слова Иоанна Богослова в своем собственном письме:
Я Бог, говорит Любовь, ибо Любовь есть Бог, а Бог есть Любовь, [с] и эта Душа есть Бог по состоянию Любви. Я Бог по божественной природе, и эта Душа есть Бог по праведности Любви. [д] Так эта моя драгоценная возлюбленная обучается и направляется мной, без нее самой, ибо она превращается в меня, и такая совершенная, говорит Любовь, принимает мою пищу. [23] (Глава 21: Любовь отвечает на аргумент Разума ради этой книги, в котором говорится, что такие Души снимают листья Добродетелей )
Видение Порете Души в экстатическом союзе с Богом, движущейся в состоянии вечной радости и мира, является повторением католической доктрины Блаженного Видения , хотя и переживаемой в этой жизни, а не в следующей. У Порете возникли проблемы с некоторыми авторитетами в ее описании Души в этом состоянии, находящейся над мирской диалектикой общепринятой морали, учениями и контролем земной церкви. Порете утверждает, что Душа в таком возвышенном состоянии находится выше требований обычной добродетели не потому, что добродетель не нужна, а потому, что в состоянии союза с Богом добродетель становится автоматической. Поскольку Бог не может творить зла и не может грешить, возвышенная/уничтоженная душа в совершенном союзе с Ним больше не способна ни на зло, ни на грех. Церковные власти считали аморальной идею о том, что кто-то стоит выше требований обычной добродетели.
Наследие
[ редактировать ]Однако после смерти Порете «Зеркало» стало распространяться как анонимное произведение. Первоначально написанное на старофранцузском языке , оно было переведено на латынь , итальянский и среднеанглийский языки и широко распространилось. [24] Несмотря на репутацию еретического произведения, оно оставалось популярным во времена Средневековья. В какой-то момент считалось, что Иоанн Руусбрукский это написал .
Лишь в 1946 году авторство «Зеркала » было вновь признано, когда Романа Гварниери идентифицировала латинские рукописи «Зеркала» в Ватикане как якобы утерянную книгу Маргариты. [25] Среднефранцузская рукопись текста, сделанная, вероятно, после 1370 года, была впервые опубликована в 1965 году. [26]
Оценка
[ редактировать ]Были некоторые предположения относительно того, почему Порете считался спорным. Растущая враждебность к движению бегинов среди францисканцев и доминиканцев , политические махинации Филиппа IV Французского , который также был занят подавлением рыцарей-тамплиеров , а также церковный страх перед распространением антииерархического движения Свободного Духа. [ нужна ссылка ]
Некоторые также связывали ее с « Братьями Свободного Духа» , группой, которую считали еретической из-за их антиномистических взглядов. Однако связь между Порете и Свободными Духами несколько незначительна, поскольку дальнейшие исследования показали, что они были менее тесно связаны, чем считали некоторые церковные авторитеты. [27]
Статус Порете как средневекового мистика за последние десятилетия вырос, поставив ее рядом с Мехтильдой Магдебургской и Хадевейхом в выражении любовного мистицизма духовности бегин. [ нужна ссылка ]
В 2006 году поэтесса Энн Карсон написала поэтическое либретто под названием «Декреация» , вторая часть которого посвящена Маргарите Порет и ее произведению « Зеркало простых душ» как части исследования того, как женщины ( Сапфо , Симона Вейль и Порете) «рассказывают Бог." [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Сравните Августин, De Trinitate 8.14 с Porete, гл. 113 [2]
- ^ Любимое описание Экхарта духовной жизни как жизни «без зачем» последовательно используется Порете. Например, в Порете гл. 81, 86, 89, 91, 93, 100, 111, 134, 135 [11]
- ^ 1 Иоанна 4:16
- ^ Уильям Сен-Тьерри , Золотое послание 2.263. Эта фраза описывает преобразующую силу божественной любви. [22]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бабинский, Эллен Л. (1993). "Введение". Зеркало простых душ . Махва: Paulist Press. п. 30. ISBN 0-8091-3427-6 .
- ^ Бабинский 1993, с. 30 н. 122
- ^ Бабинский 1993, с. 32 н. 133
- ^ Бабинский 1993, с. 29 н. 112, 114
- ^ Рух, Курт (1977). «Бегинский мистицизм: Хадевейх, Мехтильд фон Магдебург, Маргарита Порете». Журнал немецкой античности и немецкой литературы . 106 : 265–77.
- ^ Рух, Курт (1975). « 'Le Miroir des Simples Ames' der Marguerite Porete». В Фромме, Х.; Хармс, В.; Руберг, У. (ред.). Verbum et Sugnum . Мюнхен: В. Финк. стр. 365–87.
- ^ Перейти обратно: а б с Бабинский 1993, с. 5
- ^ Перейти обратно: а б Тайселл, Кэрол (2000). Удовольствие различения: Маргарита де Наварра как теолог . Издательство Оксфордского университета. п. 20. ISBN 0-19-513845-7 .
- ^ Рух, Курт (1985). «6: Мейстер Экхарт и духовность бегин». Мейстер Экхарт: богослов, проповедник, мистик . Мюнхен: CH Бек.
- ^ Колледж, Эдмунд; Марлер, Дж. К. (1984). « Бедность воли: Руусбрук, Экхарт и зеркало простых душ ». Ин Моммаерс, П.; Паепе, Н. де (ред.). Ян ван Рюсебрёк: Источники, содержание и последствия его мистицизма . Левен: Издательство Левенского университета.
- ^ Бабинский 1993, с. 5 н. 7
- ↑ Эти отчеты были впервые отредактированы в книге Поля Фредерика, Corpus Documentorum Inquisitionis Hereticae Pravitatis Neerlandicae , том 1. Однако более полное издание можно найти у Поля Вердейена, «Leprocess d'Inquisition contre Marguerite Porete et Guiard de Cressonessart (1309–1309–1309–1309–1309 гг.). 1310)', Revue d'histoire ecclesiastique 81, (1986), 48–94.
- ^ В главе 122 «Зеркала » она включает бегинов в число тех, кто ее критиковал, но, вероятно, она имела в виду затворнических бегинов, которые чувствовали себя некомфортно из-за странствующего и нищенствующего образа жизни бегинов, который она, по-видимому, практиковала. (См. Бернард Макгинн, The Расцвет мистицизма , стр. 244.).
- ^ Пайрон, Сильвен (2017). «Маргарита в шампанском» (PDF) . Журнал средневековых религиозных культур . 47 (2): 135–156. дои : 10.5325/jmedirelicult.43.2.0135 . S2CID 56011330 .
- ↑ Средневековые руководства по «discretio Spirituum» — церковному суждению о мистических видениях — призывали духовенство выполнять консультативную роль, но, тем не менее, предупреждали их об их собственной окончательной неспособности вынести окончательное суждение по таким вопросам (см. руководства позднего средневековья, такие как как «De испытательный дух» Герсона и «De различение verarum Visionum a Falsis»). Такие руководства предписывают духовенству предоставлять научное руководство, а не выносить окончательные суждения, предупреждая их, что они могут совершить ошибку и в конечном итоге противостоять Божественной воле.
- ^ Макгинн, стр. 245.
- ^ Селлс, Майкл А. (1994). Мистические языки невысказанного . Издательство Чикагского университета. п. 117. ИСБН 0-226-74786-7 .
- ^ Хэннинг, Роберт В. (1977). Личность в романах XII века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- ^ Бабинский 1993, с. 27 н. 97
- ^ Бабинский 1993, с. 27 н. 96
- ^ Гарсиа Акоста, П., Поэтика видимости в Le Mirouer des simples ames Маргариты Порете (Исследование использования изображения в средневековой религиозности), Университет Помпеу Фабра, 2009, http://tdx.cat
- ^ Бабинский 1993, с. 104 н. 19
- ^ Порете, Маргарита; Бабинский, Эллен (1993). Зеркало простых душ . Паулист Пресс. п. 104. ИСБН 978-0-8091-3427-4 .
- ↑ Текст сохранился в шести версиях на четырех языках в тринадцати рукописях, что делает его одним из наиболее широко распространенных народных мистических текстов средневековья. (Макгинн, Цветение , стр. 246 и № 251 на стр. 438).
- ^ Макгинн, Цветение , стр. 436.
- ^ Романа Гуарниери, «Il movimiento del Libero Spirito: II, Il Miroir des simples ames di Margherita Porete», Итальянский архив для la storia della pieta 4, (1965), 501–708. Это было переиздано вместе с изданием латинского текста в книге Paul Verdeyen, Marguerete Porete: Le Mirouer des Simples Ames , CCCM 69 (Turnhout: Brepols, 1986).
- ^ Эллен Бабински, Введение в Porete, Зеркало простых душ , с. 13
- ^ Карсон, Энн (2002). «Зеркало простых душ: либретто оперной инсталляции». Кеньон Обзор . 24 (1): 58–69. JSTOR 4338292 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филд, Шон Л. «Мастер и Маргарита: восхваление Годфри Фонтенского «Зеркала простых душ», Journal of Medieval History , 35,2 (2009), 136–149.
- Филд, Шон Л. Бегин, Ангел и Инквизитор: Испытания Маргариты Порете и Гиарда Крессонессара (Нотр-Дам, Индиана: University of Notre Dame Press, 2012). ISBN 0268028923
- Шон Л. Филд, Роберт Э. Лернер, Сильвен Пирон (реж.), Маргарита Порете и «Зеркало простых душ»: исторические, философские и литературные перспективы , Париж, Врин, 2013. ISBN 978-2-7116-2524-6
- Майкл Фрассетто, «Маргарита Порете: мистика, бегины и еретики свободного духа», там же, « Жизни еретиков: средневековая ересь от Богомила и катаров до Виклифа и Гуса» (Лондон, Profile Books, 2007), 135–150.
- П. Гарсия Акоста, Поэтика видимости в «Мирах простых огней» Маргариты Порете (Исследование использования образа в средневековом религиозном обучении) , Университет Помпеу Фабра, 2009 г. [1] .
- С. [Зан] Кохер, Аллегории любви в «Зеркале простых душ» Маргариты Порете. Тюрнхаут, Бельгия: Брепольс, 2009. ISBN 2-503-51902-4 .
- Р. Лахав, «Маргарита Порете и затруднительное положение ее проповеди во Франции четырнадцатого века», в книге Лоуренса Люкс-Стерритта и Кармен Мангион (редакторы), « Гендер, католицизм и духовность: женщины и Римско-католическая церковь в Британии и Европе», 1200–1200 гг. 1900 (Бейзингсток, Пэлгрейв Макмиллан, 2011),
- Алессандра Лучано, Души в зеркале, «Le mirouer des simples âmes» Маргариты Порете , редактор Aracne, Рим, 2011, ISBN 9788854844261.
- Алессандра Лучано, Лонтановичино, Маргарита Порете и ее божественная ересь, издания Mimesis, MI 2023, ISBN 9791222304144.
- Бернард Макгинн, Расцвет мистицизма , (1998), стр. 244–265.
- Миллер, Таня Стейблер. «Что в имени? Клерикальные изображения парижских бегинов, 1200–1327», Журнал средневековой истории, 33:1 (2007): 60–86.
- Миллер, Таня Стейблер. Бегины средневекового Парижа: пол, покровительство и духовная власть (University of Pennsylvania Press, 2014) ISBN 9780812224115
- Маргарита Порете, Зеркало простых душ , изд. Эллен Бабински. Паулист Пресс, 1993. ISBN 0-8091-3427-6 .
- Дж. М. Робинсон, Благородство и уничтожение в «Зеркале простых душ» Маргариты Порете. СУНИ Пресс, 2001. ISBN 0-7914-4968-8 . [2] .
- Свон, Лаура, Мудрость бегин: забытая история средневекового женского движения , BlueBridge, 2014 г.
- Поль Вердейен, Маргерет Порете: Le Mirouer des Simples Ames , CCCM 69, (Turnholt: Brepols, 1986) [содержит текст одной сохранившейся среднефранцузской рукописи и издание латинского текста]
- Международная библиография Маргариты Порете
- Рождение в 13 веке
- 1310 смертей
- Французские писатели XIII века.
- Христианские мистики XIII века
- Француженки XIV века
- Французские писательницы XIV века.
- Французские писатели XIV века.
- Христианские мистики XIV века
- Римско-католические мистики
- Люди казнены за ересь
- Люди, отлученные католической церковью
- Казненные французы
- Казненные француженки
- Бегины и Бегарды
- Люди, казненные во Франции путем сожжения
- Казни во Франции в XIV веке
- Женщины-мистики