Генозис
Часть серии о |
неоплатонизм |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Христианский мистицизм |
---|
![]() |
Генозис ( древнегреческий : ἕνωσις ) — классическое греческое слово, обозначающее мистическое «единство», «союз» или «единство». В неоплатонизме генозис — это объединение с тем, что является основным в реальности: Единым ( Τὸ Ἕν ), Источником или Монадой . [1] Неоплатоническая концепция имеет прецеденты в греческих мистериальных религиях. [2] а также параллели в восточной философии . [3] Он получил дальнейшее развитие в Corpus Hermeticum , в христианском богословии , исламском мистицизме , сотериологии и мистицизме и является важным фактором исторического развития монотеизма в период поздней античности .
Этимология
[ редактировать ]Этот термин относительно распространен в классических текстах и имеет значение «союз» или «единство». [примечание 1]
Процесс объединения
[ редактировать ]Генозис, или изначальное единство, рационально и детерминировано, исходит из индетерминизма как беспричинной причины. Каждый человек как микрокосм отражает постепенное упорядочение Вселенной, называемой макрокосмом . Подражая демиургу ( божественному разуму ), человек объединяется с Единым или Монадой. Таким образом, процесс объединения «Существа» и «Единого» называется генозисом, кульминацией которого является обожение . [ нужна ссылка ]
Плотин
[ редактировать ]Генозис Плотина (204/5–270 гг. н.э.) определялся в его работах как обращение онтологического процесса сознания посредством медитации (или созерцания ) в сторону отсутствия мысли ( нуса или демиурга ) и отсутствия разделения ( диады ) внутри индивидуума (существа). ). Как указано в сочинениях Плотина о генологии , [примечание 2] можно достичь tabula rasa , пустого состояния, в котором человек может осознать Единое или слиться с ним. Эта абсолютная простота означает, что ум или личность затем растворяется, полностью поглощаясь обратно в Монаду.
В Эннеадах Плотина Монаду можно назвать Добром над Демиургом. [5] [6] Монада или динамис (сила) имеет одно единственное выражение (воля или единое есть добро), все содержится в Монаде, а Монада есть все и во всем ( панентеизм ). Все разделения примиряются в едином, конечном этапе перед достижением сингулярности, а то, что называется двойственностью (диадой), полностью примиряется в Монаде, Источнике или Едином (см. монизм ). Будучи источником или субстанцией всех вещей, Монада всеобъемлюща. Как бесконечное и неопределенное, все примиряется в динамизме или одном. Именно демиург, или вторая эманация, является нусом у Плотина. Именно демиург (творец, действие, энергия) или ум «воспринимает» и, следовательно, заставляет силу (потенциальную или Единую) проявляться как энергия, или диада, называемая материальным миром. Нус как бытие, бытие и восприятие (интеллект) проявляют то, что называется душой ( Мировой Душой ). [7]
Плотин формулирует свое учение, чтобы примирить не только Платона с Аристотелем, но и различные мировые религии, с которыми он лично контактировал во время своих различных путешествий. Работы Плотина имеют аскетический характер, поскольку они отвергают материю как иллюзию (несуществующую). Материя строго рассматривалась как имманентная , причем материя считалась существенной для ее существования, не имеющей истинного или трансцендентного характера или сущности, субстанции или усии . Этот подход называется философским идеализмом . [примечание 3]
Фазы
[ редактировать ]Фазы «мистического союза с Единым» Плотина, изложенные Мазуром (2021): [9]
- Фаза 1, Катарсис : самоочищение ( аферез ) от любого загрязнения множественностью (любой мысли, знания или умственной деятельности); «удаление» самого Бытия ( Эннеады III.8.10)
- Фаза 2, Мистическое самовозвращение: «Интеллект... должен «отступить назад» и отдаться тому, что лежит за ним» ( Эннеады III.8.9).
- Фаза 3, Аутофания : яркое видение самого себя.
- Фаза 3.2, Самообъединение: «стать одним из многих» ( Эннеады VI.9.3)
- Фаза 4, Аннигиляция : обсуждается в Эннеадах VI.9.
- Фаза 5. Союз с Единым
- Этап 5.2. Десубъективация
Отрывки Эннеад , описывающие различные стадии мистического союза с Единым, можно найти в I.6, IV.8, VI.9, III.8, V.3, V.5, V.8 и VI.7. -8. [9]
Ямвлих из Халкиды
[ редактировать ]В работах Ямвлиха Халкидского (ок. 245 – ок. 325 г. н. э.) Единое и примирение разделений могут быть достигнуты посредством процесса теургии . [ нужна ссылка ] Подражая демиургу, человек возвращается в космос, чтобы реализовать волю божественного разума. Человек проходит серию теургий или ритуалов , которые соединяют посвященного с Монадой. Эти ритуалы имитируют упорядочение хаоса Вселенной в материальном мире или космосе . Они также имитируют действия демиурга как создателя материального мира. Ямвлих использовал ритуалы мистических религий, чтобы совершать ритуалы над человеком, чтобы объединить его внешнюю и внутреннюю личность. Таким образом, тот, кто лишен конфликта (будь то внутренний или внешний), един (генозис) и является Единым (курица). [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Абсолют (философия)
- Апофеоз
- Фана (суфизм)
- Форма блага
- Исихазм
- Генология
- Генотеизм
- Мокша
- Монолатризм
- Неоплатонизм и гностицизм
- Недвойственность
- Рациональный мистицизм
- Самореализация
- Теозис (восточно-православное богословие)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Запись LSJ для энозиса: ἕνοσις, -εως, ἡ, (от ἑνοω «Ι объединять») A. соединение в одно, союз, Philol.10, Archyt. ap.Stob.1.41.2, Arist.Ph.222a20, GC328b22, Phld.Po.2.17, Ph.1.45, др.; «контекста» ADSynt.175.16, ср. Гермог.Ид.2.11: табл., Прокл.Инст.63.II. сжатие, Гелиод. ап. Ориб. 46.11.20. [4]
- ^ Плотин:
* "Наша мысль не может постичь Единого, пока в душе остается активным какой-либо другой образ. Для этого надо освободить свою душу от всего внешнего и обратиться целиком внутрь себя, не опираясь более на то, что лежит вовне, и освободи свой ум от идеальных форм, как раньше от объектов чувств, и забудь даже себя и так приди в поле зрения этого Единого [6.9.7].
* "Если он вспомнит, кем он стал, когда слился с Единым, он будет носить в себе его образ. Он сам был един, без разнообразия ни в себе, ни в своих внешних отношениях; ибо не было в нем ни движения, ни страсти, ни желания во-вторых, когда восхождение было совершено, на самом деле не было ни причины, ни мысли, ни, если мы осмелимся сказать, никаких следов его самого». [6.9.11.] - ^ Шопенгауэр писал об этом философе- неоплатонике : «У Плотина появляется даже, вероятно, впервые в западной философии , идеализм, который уже давно был распространен на Востоке даже в то время, ибо он учил ( Эннеады , iii, lib. vii, с.10), что душа создала мир , перейдя из вечности во время , с объяснением: «Ибо для этой вселенной нет другого места, кроме души или разума » (neque est alter hujus universi locus quam anima), действительно идеальность времени выражается в словах: «Мы не должны принимать время вне души или разума» (oportet autem nequaquam extra animam tempus accipere)». [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стамателлос 2007 , с. 37.
- ^ Ангус 1975 , с. 52.
- ^ Грегориос 2002 .
- ^ Запись LSJ об энозисе
- ^ Неоплатонизм и гностицизм Ричард Т. Уоллис, Джей Брегман, Международное общество неоплатонических исследований [1]
- ^ Джон М. Диллон, «Плерома и ноэтический космос: сравнительное исследование» в неоплатонизме и гностицизме (1992), RT Wallis, изд., State Univ. Нью-Йорк Пресс, ISBN 0-7914-1337-3 , издание 2006 г.: ISBN 0-7914-1338-1 [2]
- ^ Неоплатонизм и гностицизм Ричард Т. Уоллис, Джей Брегман, Международное общество неоплатонических исследований [3]
- ^ ( Парерга и Паралипомена , Том I, «Фрагменты для истории философии», § 7)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мазур, Александр Дж. (2021). Платонизирующая сифианская подоплека мистицизма Плотина . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-44171-2 . OCLC 1202732742 .
Источники
[ редактировать ]- Ангус, Сэмюэл (1975) [1920], Тайные религии: исследование религиозной подоплеки раннего христианства , Courier Dover Publications, ISBN 0-486-23124-0
- Грегориос, Паулос (2002), Неоплатонизм и индийская философия , SUNY Press
- Стамателлос, Яннис (2007), Плотин и досократики: философское исследование досократических влияний в Эннеадах Плотина , SUNY Press, ISBN 978-0791470626
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ямвлих» . Энциклопедия богини Афины .