Неоплатонизм и гностицизм
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Август 2021 г. ) |
Часть серии о |
неоплатонизм |
---|
![]() |
![]() |
![]() |
Гностицизм относится к группе религиозных групп, возникших из еврейской религиозности в Александрии в первые несколько веков нашей эры. [1] Неоплатонизм — школа эллинистической философии , сложившаяся в III веке на основе учения Платона и некоторых его ранних последователей . В то время как гностицизм находился под влиянием среднего платонизма , неоплатоники, начиная с третьего века, отвергали гностицизм. Тем не менее, Александр Дж. Мазур утверждает, что многие неоплатонические концепции и идеи в конечном итоге произошли от сифианского гностицизма третьего века в Нижнем Египте , и что сам Плотин, возможно, был гностиком до того, как номинально дистанцировался от этого движения. [2]
Гностицизм [ править ]
Гностицизм зародился в конце первого века нашей эры в нераввинских еврейских сектах и раннехристианских сектах. [3] [4] и многие тексты Наг-Хаммади ссылаются на иудаизм, в некоторых случаях с яростным неприятием еврейского Бога. [4]
Сифианство , возможно, зародилось как дохристианская традиция, возможно, синкретическая еврейская традиция. [5] Средиземноморское крещенское движение из долины реки Иордан с вавилонскими и египетскими языческими элементами. [ нужна ссылка ] и элементы эллинской философии . И сифианские гностики, и валентинианские гностики включали в себя элементы христианства и эллинской философии по мере их роста, включая элементы Платона , среднего платонизма и неопифагореизма . [6]
Более ранние сифианские тексты, такие как «Апокалипсис Адама», демонстрируют признаки дохристианства и сосредоточены на Сифе из еврейской Библии. [примечание 1] Более поздние сифианские тексты продолжают взаимодействовать с платонизмом, а такие тексты, как Зостриан и Аллоген, опираются на образы более старых сифианских текстов, но используют «большой фонд философской концептуальности, полученной из современного платонизма (то есть позднего среднего платонизма) без каких-либо следов». христианского содержания». [6]
Изучение гностицизма значительно продвинулось вперед благодаря открытию и переводу текстов Наг-Хаммади , которые пролили свет на некоторые из наиболее загадочных комментариев Плотина и Порфирия относительно гностиков. Теперь кажется очевидным, что « сифианские » и « валентинианские » гностики пытались «попытаться примириться и даже присоединиться» к позднеантичной философии. [7]
Платонизм [ править ]
К третьему веку Плотин сдвинул платонистскую мысль настолько далеко, что современные ученые считают этот период новым движением, названным « неоплатонизмом ». [8]
Философские отношения [ править ]
Гностики структурировали свой мир трансцендентного бытия посредством онтологических различий. Полнота божественного мира возникает из единственного высшего божества посредством эманации, излучения, раскрытия и ментального самоотражения. Техника самостоятельного созерцательного мистического восхождения к царству чистого бытия и за его пределы, которая уходит корнями в и Платона «Пир» была распространена в гностической мысли, была также выражена Плотином. [примечание 2]
Божественные триады, тетрады и огдоады в гностической мысли часто тесно связаны с неопифагорейской арифмологией . Троица «тройного» (с силами, состоящими из модальностей существования, жизни и разума) в «Аллогене» весьма близко отражает неоплатоническую доктрину Разума, дифференцирующего себя от Единого в трех фазах, называемых Существованием или реальностью. ( ипостась ), Жизнь и Разум ( нус ). Обе традиции сильно подчеркивают роль негативной теологии или апофазиса , а гностический акцент на невыразимости Бога часто перекликается с платоническими (и неоплатоническими) формулировками невыразимости Единого или Добра.
Были некоторые важные философские различия. Гностики подчеркивали магию и ритуал таким образом, который был бы неприятен более трезвым неоплатоникам, таким как Плотин и Порфирий , но, возможно, не более поздним неоплатоникам, таким как Ямвлих . Гностики находились в противоречии с идеей, высказанной Плотином, о том, что приближение к бесконечной силе, которая есть Единое или Монада , не может осуществляться через знание или незнание. [9] [10] Хотя существовали споры о том, о каких гностиках имел в виду Плотин, похоже, что они были сифианами. [11]
Возражения неоплатоников [ править ]

В третьем веке нашей эры и христианство, и неоплатонизм отвергают гностицизм и обращаются против него, а неоплатоники, такие как Плотин, Порфирий и Амелиус, нападают на сифиан. Джон Д. Тернер считает, что эта двойная атака привела к тому, что сифианство распалось на множество более мелких групп ( аудианцы , борбориты , архонтики и, возможно, фибиониты , стратиоты и секундийцы ).
Возражения Плотина кажутся применимыми к некоторым текстам Наг-Хаммади , хотя другие, такие как Валентинианцы или Тройственный трактат , похоже, настаивают на доброте мира и Демиурга. В частности, Плотин, кажется, направляет свои нападки на очень специфическую секту гностиков, в первую очередь на секту, которая придерживалась антиполитеистических и антидемонических взглядов, выражала антигреческие настроения, считала магию лекарством от болезней и проповедовала спасение. возможно без борьбы. Конечно, вышеупомянутые положения не являются частью какого-либо научного определения гностицизма и могли быть уникальными для секты, с которой взаимодействовал Плотин.
Плотин выдвигает возражения против нескольких основных принципов гностицизма, хотя некоторые из них могли возникнуть из-за недопонимания: Плотин заявляет, что у него не было возможности увидеть, как гностики объясняют свои учения вдумчивой и философской манере. Действительно, похоже, что большая часть его концепций гностицизма исходила от иностранных проповедников, которых он считал затаившими обиду на свою родину. Тем не менее, основные различия между Плотином и гностиками можно резюмировать следующим образом: [12] [13]
- Плотин чувствовал, что гностики пытались врезаться в то, что он считал естественной иерархией вознесения, тогда как гностики считали, что им нужно отойти от материального царства, чтобы вообще начать восхождение. Как и Аристотель, Плотин считал, что иерархию можно наблюдать в небесных телах, которые он считал сознательными существами, стоящими выше человека.
- Плотин считал, что наблюдаемая Вселенная является следствием вневременной божественной деятельности и, следовательно, вечной, тогда как гностики полагали, что материальный мир является результатом падения божественного принципа, называемого Софией (Мудростью) и ее потомка, Демиурга. Поскольку София, должно быть, претерпела изменения, когда отвлекла свое внимание от божественного царства, гностики (согласно Плотину) должны думать, что мир был создан во времени.
- Плотин считал, что человеческие души должны быть новыми по сравнению с существами, населяющими небесный план, и, следовательно, должны были родиться из наблюдаемого космоса, тогда как гностики считали, что по крайней мере часть человеческой души должна была прийти с небесного плана, либо упав по незнанию или намеренно спускаясь, чтобы осветить нижний план, тем самым порождая стремление вознестись. Следовательно, Плотин подразумевал, что такие претензии были высокомерными.
- Плотин считал, что, хотя существование души, по общему признанию, и не является идеальным, познание космоса абсолютно необходимо для вознесения, тогда как гностики считали материальный мир просто отвлечением.
- Плотин считал, что никакая злая сущность не может возникнуть с небесного плана, такая как Демиург, как его описывают некоторые гностики, тогда как некоторые гностики действительно считали Демиурга злом. Однако некоторые другие гностики считали это просто невежеством, а некоторые даже считали это хорошим, возлагая вину на себя за зависимость от этого.
- Плотин считал, что, если человек примет гностические предпосылки, ожидания смерти будет достаточно, чтобы освободиться от материального плана, тогда как гностики считали, что смерть без надлежащей подготовки просто приведет человека к новому перевоплощению или к потере себя в ветрах чувственного плана. . Это отчасти показывает, что Плотин не интерпретировал гностические учения снисходительно.
- Плотин считал, что гностики должны просто думать о зле как о недостатке мудрости, тогда как большинство гностиков уже так поступали. Это подчеркивает еще один аспект, который Плотин мог неправильно понять, возможно, из-за его взаимодействия с конкретной гностической сектой, которая не была представителем гностицизма в целом.
- Плотин считал, что для достижения пути вознесения необходимы точные объяснения того, что влечет за собой добродетель; тогда как гностики считали, что такого рода знание может быть достигнуто интуитивно благодаря вечной связи с Монадой.
- Плотин утверждал, что попытка установить отношения с Богом без небесных посредников была бы неуважением к божествам, любимым сыновьям Бога, тогда как гностики считали, что они тоже были сынами Бога, и что большинство небесных существ не обидятся.
- Плотин, по крайней мере в своих текстах против гностиков, изображал Бога как отдельную сущность, к которой должны идти человеческие души, тогда как гностики верили, что в каждой человеческой душе уже есть божественная искра Божья. Однако гностики не были не согласны с неоплатонической идеей приближения к источнику.
- Плотин утверждал, что согласно гностическим учениям Бог должен быть повсюду, и поэтому они противоречили, утверждая, что материя есть зло, тогда как гностики отличали душу от субстанции, причем последняя не обязательно содержит в себе Бога или имеет значительно меньшее количество. Это может быть еще одним случаем непонимания Плотином гностиков, возможно, из-за отсутствия доступа к большинству их письменных доктрин.
- Плотин утверждал, что добро в материальном мире является показателем его благости в целом, тогда как большинство гностиков считали, что это просто результат доброй природы Бога, проскальзывающей сквозь щели, которые Демиург не мог скрыть.
Сам Плотин попытался обобщить различия между неоплатонизмом и некоторыми формами гностицизма с помощью аналогии: [12]
Два человека живут в одном и том же доме, красивом доме, причем один из них порицает его постройку и его строителя, но тем не менее продолжает в нем жить, а другой не порицает его и говорит, скорее, что строитель сделал его самым искусным образом, и все же он ждет того момента, когда его выпустят из дома и он больше не будет в этом нуждаться.
[...]
Тогда возможно и не любить тела, и стать чистым, и презирать смерть, и познать высшие существа, и преследовать их.
См. также [ править ]
- Аллегорические интерпретации Платона
- Генология
- Юлиан Философ
- Современное язычество и Нью Эйдж
- Неоплатонизм и христианство
- О пещере нимф в «Одиссее»
- Софизм
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Филорамо, Джованни (1990). История гностицизма . Блэквелл. стр. 142-7
- ^ Мазур, Александр Дж. (2021). Платонизирующая сифианская подоплека мистицизма Плотина . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-44171-2 . OCLC 1202732742 .
- ^ Магрис 2005 , с. 3515-3516.
- ^ Jump up to: а б Еврейская религиозная мысль 20-го века Артур А. Коэн, Пол Мендес-Флор, Артур Аллен Коэн, 1988 г., переиздано в 2010 г., стр. 286.
- ^ Карл Б. Смит (2004), «Больше не евреи: поиск гностического происхождения»
- ^ Jump up to: а б Тернер, Джон. «Сифианский гностицизм: литературная история» в Наг Хаммади, Гностицизм и раннее христианство, 1986, стр. 59
- ^ Шенке, Ганс Мартин. «Феномен и значение гностического сифианства» в «Повторном открытии гностицизма». Э. Джей Брилл, 1978 г.
- ^ Хардер, Скрипт Плотинс .
- ^ Лихи, Дэвид Г. (2003). Вера и философия Дэвид Дж. Лихи . ISBN 9780754631200 . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Эннеады VI 9.6
- ^ Плотина А.Х. Армстронг (переводчик), Эннеады в трактате « Против гностиков» : сноска, стр. 264 1.
- ^ Jump up to: а б Плотин: Эннеады . Издательство Кембриджского университета. 2017. ISBN 9781107001770 .
- ^ Робинсон, Джеймс Джеймс МакКонки; Смит, Ричард; Проект, Коптская гностическая библиотека (1996). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . БРИЛЛ. ISBN 9789004088566 .
Источники [ править ]
- Магрис, Альдо (2005), «Гностицизм: гностицизм от его истоков до средневековья (дальнейшие соображения)», в книге Джонса, Линдси (ред.), Энциклопедия религии Макмиллана , Макмиллан.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Абрамовский, Л. «Наг Хаммади 8,1 'Зострианос», Anonymum Brucianum, Plotinus Enn. 2:9 (33)». В: Платонизм и христианство: Festschrift Генриха Дёрри . [Ежегодник античности и христианства, 10], под редакцией Х.–Д. Блюм и Ф. Манн. Мюнстер: Ашендорф 1983, стр. 1–10.
- Бернс, Дилан (2014). Апокалипсис иноземного бога: Платонизм и изгнание сифианского гностицизма . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4579-0 . ОСЛК 870564014 .
- Герц, Себастьян Р.П. Плотин: Эннеада II.9, Против гностиков , Серия «Эннеады Плотина» под редакцией Джона М. Диллона и Эндрю Смита, Parmenides Publishing, 2017, ISBN 978-1-930972-37-7
- Мазур, Зик (2021). Платонизирующая сифианская подоплека мистицизма Плотина . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-44171-2 . OCLC 1202732742 .
- Мирошников, Иван (2018). Евангелие от Фомы и Платона: исследование влияния платонизма на Евангелие от Фомы . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-36729-6 . OCLC 1043913825 .
- Пуарье Поль-Юбер, С. Шмидт Томас. «Христиане, еретики и гностики в Порфирии. Некоторые подробности из жизни Плотина 16,1-9». В: Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности , 154-й год, № 2, 2010. С. 913-942 [доступно онлайн ]
- Тернер, Джон Д., Платонизирующие сифианские тексты из Наг-Хаммади в их отношении к поздней платонической литературе , ISBN 0-7914-1338-1 .
- Тернер, Джон Д. и Рут Майерчик (ред.), Гностицизм и поздний платонизм: темы, рисунки и тексты . Атланта: Общество библейской литературы, 2000.
- Уоллис, Ричард Т., Неоплатонизм и гностицизм для Международного общества неоплатонических исследований , Нью-Йорк, SUNY Press, 1992. ISBN 0-7914-1337-3 - ISBN 0-7914-1338-1 .
Внешние ссылки [ править ]

