~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ F7D9F6101C82C538F489DD3C51100BAE__1706987700 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Neoplatonism and Gnosticism - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Неоплатонизм и гностицизм — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Neoplatonism_and_Gnosticism ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/ae/f7d9f6101c82c538f489dd3c51100bae.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/ae/f7d9f6101c82c538f489dd3c51100bae__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 11.06.2024 04:34:55 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 3 February 2024, at 22:15 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Неоплатонизм и гностицизм — Википедия Jump to content

Неоплатонизм и гностицизм

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Гностицизм относится к группе религиозных групп, возникших из еврейской религиозности в Александрии в первые несколько веков нашей эры. [1] Неоплатонизм — школа эллинистической философии , сложившаяся в III веке на основе учения Платона и некоторых его ранних последователей . В то время как гностицизм находился под влиянием среднего платонизма , неоплатоники, начиная с третьего века, отвергали гностицизм. Тем не менее, Александр Дж. Мазур утверждает, что многие неоплатонические концепции и идеи в конечном итоге произошли от сифианского гностицизма третьего века в Нижнем Египте , и что сам Плотин, возможно, был гностиком до того, как номинально дистанцировался от этого движения. [2]

Гностицизм [ править ]

Гностицизм зародился в конце первого века нашей эры в нераввинских еврейских сектах и ​​раннехристианских сектах. [3] [4] и многие тексты Наг-Хаммади ссылаются на иудаизм, в некоторых случаях с яростным неприятием еврейского Бога. [4]

Сифианство, возможно, зародилось как дохристианская традиция, возможно, синкретическая еврейская традиция. [5] Средиземноморское крещенское движение из долины реки Иордан с вавилонскими и египетскими языческими элементами. [ нужна цитата ] и элементы эллинской философии . И сифианские гностики, и валентинианские гностики включали в себя элементы христианства и эллинской философии по мере ее роста, включая элементы Платона , среднего платонизма и неопифагореизма . [6]

Более ранние сифианские тексты, такие как « Апокалипсис Адама», демонстрируют признаки дохристианства и сосредоточены на Сифе из еврейской Библии. [примечание 1] Более поздние сифианские тексты продолжают взаимодействовать с платонизмом, а такие тексты, как Зостриан и Аллоген, опираются на образы более старых сифианских текстов, но используют «большой фонд философской концептуальности, заимствованный из современного платонизма (то есть позднего среднего платонизма) без каких-либо следов». христианского содержания». [6]

Изучение гностицизма значительно продвинулось вперед благодаря открытию и переводу текстов Наг-Хаммади , которые пролили свет на некоторые из наиболее загадочных комментариев Плотина и Порфирия относительно гностиков. Теперь кажется очевидным, что « сифианские » и « валентинианские » гностики пытались «попытаться примириться и даже присоединиться» к позднеантичной философии. [7]

Платонизм [ править ]

К третьему столетию Плотин сдвинул платонистскую мысль настолько далеко, что современные ученые считают этот период новым движением, названным « неоплатонизмом ». [8]

Философские отношения [ править ]

Гностики структурировали свой мир трансцендентного бытия посредством онтологических различий. Полнота божественного мира возникает из единственного высшего божества посредством эманации, излучения, раскрытия и ментального саморефлексии. Техника самостоятельного созерцательного мистического восхождения к царству чистого бытия и за его пределы, которая уходит корнями в « и Платона Пир» была распространена в гностической мысли, была также выражена Плотином. [заметка 2]

Божественные триады, тетрады и огдоады в гностической мысли часто тесно связаны с неопифагорейской арифмологией . Троица «тройного» (с силами, состоящими из модальностей существования, жизни и разума) в «Аллогене» весьма близко отражает неоплатоническую доктрину Разума, дифференцирующего себя от Единого в трех фазах, называемых Существованием или реальностью . ( ипостась ), Жизнь и Разум ( нус ). Обе традиции сильно подчеркивают роль негативной теологии или апофазиса , а гностический акцент на невыразимости Бога часто перекликается с платоническими (и неоплатоническими) формулировками невыразимости Единого или Добра.

Были некоторые важные философские различия. Гностики подчеркивали магию и ритуал таким образом, который был бы неприятен более трезвым неоплатоникам, таким как Плотин и Порфирий , но, возможно, не более поздним неоплатоникам, таким как Ямвлих . Гностики находились в противоречии с идеей, высказанной Плотином, о том, что приближение к бесконечной силе, которая есть Единое или Монада , не может осуществляться через знание или незнание. [9] [10] Хотя существовали споры о том, о каких гностиках имел в виду Плотин, похоже, что они были сифианами. [11]

Возражения неоплатоников [ править ]

В третьем веке нашей эры и христианство, и неоплатонизм отвергают гностицизм и обращаются против него, причем неоплатоники, такие как Плотин, Порфирий и Амелиус, нападают на сифиан. Джон Д. Тернер считает, что эта двойная атака привела сифианство к расколу на множество более мелких групп ( аудианцы , борбориты , архонтики и, возможно, фибиониты , стратиоты и секундийцы ).

Возражения Плотина кажутся применимыми к некоторым текстам Наг-Хаммади , хотя другие, такие как Валентинианцы или Тройственный трактат , похоже, настаивают на доброте мира и Демиурга. В частности, Плотин, судя по всему, направляет свои нападки на весьма специфическую секту гностиков, особенно на секту, которая придерживалась антиполитеистических и антидемонических взглядов, выражала антигреческие настроения, считала магию лекарством от болезней и проповедовала спасение. возможно без борьбы. Конечно, вышеупомянутые положения не являются частью какого-либо научного определения гностицизма и могли быть уникальными для секты, с которой взаимодействовал Плотин.

Плотин выдвигает возражения против нескольких основных принципов гностицизма, хотя некоторые из них могли возникнуть из-за недопонимания: Плотин заявляет, что у него не было возможности увидеть, как гностики объясняют свои учения вдумчивой и философской манере. Действительно, похоже, что большинство его концепций гностицизма исходило от иностранных проповедников, которых он считал затаившими обиду на свою родину. Тем не менее, основные различия между Плотином и гностиками можно резюмировать следующим образом: [12] [13]

  1. Плотин чувствовал, что гностики пытались вписаться в то, что он считал естественной иерархией вознесения, тогда как гностики считали, что им нужно отойти от материального царства, чтобы в первую очередь начать восхождение. Как и Аристотель, Плотин считал, что иерархию можно наблюдать в небесных телах, которые он считал сознательными существами, стоящими выше человека.
  2. Плотин думал, что наблюдаемая Вселенная является следствием вневременной божественной деятельности и, следовательно, вечной, тогда как гностики полагали, что материальный мир является результатом падения божественного принципа, называемого Софией (Мудростью) и ее потомка, Демиурга. Поскольку София, должно быть, претерпела изменения, когда отвлекла свое внимание от божественного царства, гностики (согласно Плотину) должны думать, что мир был создан во времени.
  3. Плотин считал, что человеческие души должны быть новыми по сравнению с существами, населяющими небесный план, и, следовательно, должны были родиться из наблюдаемого космоса, тогда как гностики считали, что по крайней мере часть человеческой души должна была прийти с небесного плана, либо упав по незнанию или намеренно спускаясь, чтобы осветить нижний план, тем самым порождая стремление вознестись. Следовательно, Плотин подразумевал, что такие претензии были высокомерными.
  4. Плотин считал, что, хотя существование души, по общему признанию, и не является идеальным, познание космоса абсолютно необходимо для вознесения, тогда как гностики считали материальный мир просто отвлечением.
  5. Плотин считал, что никакая злая сущность не может возникнуть с небесного плана, такая как Демиург, как его описывают некоторые гностики, тогда как некоторые гностики действительно считали Демиурга злом. Однако некоторые другие гностики считали это просто невежеством, а некоторые даже считали это хорошим, возлагая вину на себя за зависимость от этого.
  6. Плотин считал, что, если человек примет гностические предпосылки, ожидания смерти будет достаточно, чтобы освободиться от материального плана, тогда как гностики считали, что смерть без надлежащей подготовки просто приведет человека к новому перевоплощению или к потере себя в ветрах чувственного плана. . Частично это показывает, что Плотин не интерпретировал гностические учения снисходительно.
  7. Плотин считал, что гностики должны просто думать о зле как о недостатке мудрости, тогда как большинство гностиков уже так поступали. Это подчеркивает еще один аспект, который Плотин мог неправильно понять, возможно, из-за его взаимодействия с конкретной гностической сектой, которая не была репрезентативной для гностицизма в целом.
  8. Плотин считал, что для достижения пути вознесения необходимы точные объяснения того, что влечет за собой добродетель; тогда как гностики считали, что такого рода знание может быть достигнуто интуитивно благодаря вечной связи с Монадой.
  9. Плотин утверждал, что попытка установить отношения с Богом без небесных посредников была бы неуважением к божествам, любимым сыновьям Бога, тогда как гностики считали, что они тоже были сынами Бога и что большинство небесных существ не обидятся.
  10. Плотин, по крайней мере в своих текстах против гностиков, изображал Бога как отдельную сущность, к которой должны идти человеческие души, тогда как гностики верили, что в каждой человеческой душе уже есть божественная искра Божия. Однако гностики не были не согласны с неоплатонической идеей приближения к источнику.
  11. Плотин утверждал, что согласно гностическим учениям Бог должен быть повсюду, и поэтому они противоречиво утверждали, что материя есть зло, тогда как гностики отличали душу от субстанции, причем последняя не обязательно содержит в себе Бога или имеет значительно меньшее количество. Это может быть еще одним случаем непонимания Плотином гностиков, возможно, из-за отсутствия доступа к большинству их письменных доктрин.
  12. Плотин утверждал, что добро в материальном мире является показателем его благости в целом, тогда как большинство гностиков считали, что это просто результат доброй природы Бога, проскальзывающей сквозь щели, которые Демиург не мог скрыть.

Сам Плотин попытался обобщить различия между неоплатонизмом и некоторыми формами гностицизма с помощью аналогии: [12]

Два человека занимают один и тот же дом, красивый дом, причем один из них порицает его постройку и его строителя, но тем не менее продолжает в нем жить, а другой не порицает его и говорит, скорее, что строитель сделал его самым искусным образом, и все же он ждет того момента, когда его выпустят из дома и он больше не будет в этом нуждаться.

[...]

Можно, следовательно, не любить тело, и стать чистым, и презирать смерть, и познать высшие существа, и преследовать их.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Не египетский бог Сет , которого по-гречески иногда называют Сет.
  2. ^ См. Жизнь Плотина.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Филорамо, Джованни (1990). История гностицизма . Блэквелл. стр. 142-7
  2. ^ Мазур, Александр Дж. (2021). Платонизирующая сифианская подоплека мистицизма Плотина . Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-44171-2 . OCLC   1202732742 .
  3. ^ Магрис 2005 , с. 3515-3516.
  4. ^ Перейти обратно: а б Еврейская религиозная мысль 20-го века Артур А. Коэн, Пол Мендес-Флор, Артур Аллен Коэн, 1988 г., переиздано в 2010 г., стр. 286.
  5. ^ Карл Б. Смит (2004), « Больше не евреи: поиск гностического происхождения»
  6. ^ Перейти обратно: а б Тернер, Джон. «Сифианский гностицизм: литературная история» в Наг Хаммади, Гностицизм и раннее христианство, 1986, стр. 59
  7. ^ Шенке, Ганс Мартин. «Феномен и значение гностического сифианства» в «Повторном открытии гностицизма». Э. Джей Брилл, 1978 г.
  8. ^ Хардер, Сценарий Плотина .
  9. ^ Лихи, Дэвид Г. (2003). Вера и философия Дэвид Дж. Лихи . ISBN  9780754631200 . Проверено 17 августа 2013 г.
  10. ^ Эннеады VI 9.6
  11. ^ Плотина А.Х. Армстронг (переводчик), Эннеады в трактате « Против гностиков» : сноска, стр. 264 1.
  12. ^ Перейти обратно: а б Плотин: Эннеады . Издательство Кембриджского университета. 2017. ISBN  9781107001770 .
  13. ^ Робинсон, Джеймс Джеймс МакКонки; Смит, Ричард; Проект, Коптская гностическая библиотека (1996). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . БРИЛЛ. ISBN  9789004088566 .

Источники [ править ]

  • Магрис, Альдо (2005), «Гностицизм: гностицизм от его истоков до средневековья (дальнейшие соображения)», в книге Джонса, Линдси (ред.), Энциклопедия религии Макмиллана , Макмиллан.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: F7D9F6101C82C538F489DD3C51100BAE__1706987700
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Neoplatonism_and_Gnosticism
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neoplatonism and Gnosticism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)