Трехсторонние договоры
![]() |
« Тройной трактат» — валентинианский гностический труд. Дата предположительно вторая половина третьего века. [1] или четвертый век, но «скорее всего, основан на более ранней греческой версии». [2] Это второй по длине текст в библиотеке Наг-Хаммади . Это пятый трактат первого кодекса, известного как Кодекс Юнга . Он не имеет названия, а свое название получил «из-за того, что древний переписчик разделил текст декоративными пометками в двух местах, разделив таким образом трактат на три части». [3] Первая часть описывает отношения между Отцом , Логосом , Церковью и эонами . Вторая часть содержит гностическое повествование о сотворении мира, в котором человек создан Демиургом и представляет собой смесь духовной и материальной субстанции. Третья часть объясняет в роль Спасителя спасении .
Краткое содержание
[ редактировать ]Часть I
[ редактировать ]Отец — это корень Целостности и источник благодати . Он рассматривается как единый, нерожденный и неизменный, существующий до того, как появилось что-либо еще. Отец считается недостижимым и за пределами человеческого понимания, наполненным всем своим потомством, всеми добродетелями и всем ценным. Отец, Сын и Церковь существовали всегда, причем Сын считался первенцем и единственным Сыном, раскрывающим силу Отца, в то время как Церковь описывается как множество людей, существовавших до эонов, и называется «эонами эоны». Церковь существует в порождениях бесчисленных эонов и рассматривается как существующая в характерах и свойствах Отца и Сына. Отец родил Сына полного, совершенного и безупречного, и воскресил Его как свет для тех, кто произошел от Него. Сын описывается как несравненный и являет величие высоты Отца, хотя Он и неизречен, сокровен и невидим.
Текст описывает гностическую космологию и отношения между Отцом, эонами и Логосом. Эоны рассматриваются как эманации и порождения порождающей природы Отца, и они прославляют Отца, который дал им коренные импульсы и даровал им веру, надежду, любовь, понимание и мудрость. Отец познается через дух, который вдыхает Тотальности и дает им идею поиска неведомого. Логос породил совершенный эон, но стал слабым из-за самовозвышения , вызвав разделение и неуверенность в себе. Однако в конце концов он снова поднялся до эонов. Вся система эонов наполнена любовью и стремлением к совершенному открытию Отца.
Первоначально Логос находится в состоянии замешательства и создает существа разделенные и обеспокоенные. Обращаясь к добру, он возвышает себя и помогает другим делать то же самое. Логос молится тому, кто находится в Плероме , и его вспоминают, что приводит к его возвращению и созданию более великих сил. Существа, созданные Логосом, делятся на забывчивых, тревожных мечтателей и наполненных светом существ с предрасположенностью искать и молиться предсуществующему. Однако порядок подобия создает пустые материи и силы через зависть , гнев и неведение. Логос отделился от теневых существ и остался доволен существами мысли. Гармония эонов породила возлюбленного Сына, принесшего совершенство несовершенному и утверждение совершенному. Отец раскрыл в нем Тотальности и руководил организацией вселенной, давая Логосу силу раскрыть себя тем, кто появился на свет благодаря ему. Однако они пали, потому что не могли вынести появления света.
В тексте описывается путешествие Логоса, который изначально был неполноценным, но позже просветился. Логос упоминается как «Эон» и «Место» всех, кого он породил, а также называется «Синагогой Спасения», «Хранилищем», « Невестой » , «Царством» и «Радостью Господней». " Он совершил эту деятельность, чтобы принести стабильность тем, кого он породил, и эон, в который он себя поместил, является формой материи и образом Плеромы. Он установил духовные места и силы в Плероме, дал каждому из существ мысли имя и расположил их в разных порядках. Логос сохранил эон образов в чистоте и поставил слово красоты над теми, кто принадлежит подобию, и силы властолюбия как правителей над ними, чтобы сохранить порядок. Он выполнил желание двух орденов и дал каждому соответствующий ранг и место для правления.
Часть II
[ редактировать ]В этой части описывается создание человека и роль различных сил в этом творении. Материя, протекающая через его форму, описывается как причина невидимости, а сила между теми, кто справа и слева, рассматривается как сила зарождения. Человек рассматривается как тень духовного Логоса и создан Демиургом и его слугами . Логос, который был дефектным, невежественно и неполноценно породил творение, но духовный Логос дал первую форму через Демиурга, чтобы помочь ему познать возвышенное. Душа первого человека происходит от духовного Логоса, но творец считает ее своей. Создатель и левые тоже выдвинули своих людей.
Духовная субстанция едина и едина, тогда как определение психической субстанции двойственно, а материальная субстанция многообразна. Первый человек представляет собой смесь духовной и материальной субстанций и подвержен как добрым, так и злым влияниям. Он был создан в раю , но из-за влияния злой силы ( змея ) преступил божественное повеление и был изгнан из рая и подвергнут смерти. Это изгнание было работой провидения , чтобы человек испытал великое зло смерти и невежества, но в конечном итоге получил величайшее благо жизни, вечное и твердое знание Тотальности. Смерть людей вызвана преступлением первого человека, и смерть правит через свое господство по воле Отца .
Часть III
[ редактировать ]В тексте рассматриваются представления разных людей и культур о существовании вещей. « Греки и варвары » (которые также встречаются в паре в «Громе, Совершенном разуме ») полагались на воображение и тщеславные мысли, чтобы объяснить окружающий мир, что привело к противоречивым мнениям и теориям. С другой стороны, евреи использовали спутанные силы внутри себя, чтобы постичь истину и достичь порядка несмешанных. Праведные и пророческие личности среди евреев говорили, основываясь на том, что они видели и слышали, не по воображению или подобию, а по силе, которая действовала в них. Все они имели единую гармонию и сохранили исповедание и свидетельство более великого их, Который есть просветляющее слово, состоящее из мысли и его потомства. Их видение и слова не различались, и те, кто их слушал, не отвергали ничего из этого, но истолковывали Священные Писания по-разному, что привело к образованию множества ересей среди иудеев . Некоторые верят в единственную Бог , который провозгласил в древних писаниях, другие - во многих богах , а третьи - в простом Боге, который связан с установлением добра и зла .
Спаситель явился через невольные страдания и взял на себя смерть тех, кого стремился спасти. Он родился без греха и был зачат при жизни, что сделало его образом единого, который является Целостностью в телесной форме. Остальные являются образами каждой вещи, которая проявилась и предполагает отделение от шаблона. Спаситель был назначен дать жизнь и всем остальным, нуждающимся в спасении, которые начали получать благодать через обетование Иисуса Христа. Освобождение из плена и принятие свободы есть искупление, которое есть познание истины, существовавшей до невежества и рабства рабской природы. Рожденные в суете из-за жажды власти получили свободу по благодати детей. Логос отделил от себя зло, но позволил ему существовать, потому что оно было полезно для предначертанного.
Трехразделение было созданием трёх основных типов человечества: духовного, психического и материального. Каждый тип познаётся по своим плодам, и пришествие Спасителя раскрыло их природу. Духовная раса близка к Спасителю, материальная раса сопротивляется и встретит уничтожение, а психическая раса находится посередине, обладая потенциалом как добра, так и зла. Духовная раса будет полностью спасена, психическая раса сможет уйти к добрым, а материальная раса столкнётся с уничтожением. Те из левых, кто отрекся от Господа, замышлял зло против Него и церкви, предстанут перед осуждением . Те, кто исповедуют Господа, служат церкви и разделяют ее страдания и надежду, будут иметь долю и в ее надежде.
В заключении исследуется идея искупления, применимая к людям, ангелам , образам и Плеромам эонов. Отец предузнал Искупителя, Который есть Сын, и дает Ему благодать. У Отца есть сокровенная и непостижимая мудрость, которая открывается достойным. Те, кто достигает знания и добра, были задуманы мудростью Отца. В тексте обсуждается избрание и призвание тех, кто считается достойным, причем причиной их существования является либо суд зла, гнев возвышенных, молитва ранее существовавших существ, либо надежда и вера в добрые дела . В тексте упоминается, что даже те, кто рожден из жажды власти, получат награду, если откажутся от своих амбиций и будут соблюдать повеление Господа славы. В заключении восхваляется любовь Спасителя, явившегося во плоти и считающегося Сыном неведомого Бога. [4]
Комментарий
[ редактировать ]Работа представлена Гарольдом В. Аттриджем и Элейн Х. Пейджелс в Джеймса М. Робинсона версии Библиотеки Наг-Хаммади . Они заявляют, что Трактат представляет собой «сложный, но безымянный валентинианский богословский трактат, в котором рассказывается о переходе от изначального божества и реинтеграции в него. Текст разделен писцовым оформлением на три сегмента, которые содержат основные акты космической драмы; отсюда и его современное название». [5] По мнению вышеупомянутых ученых, он представляет собой ранее неизвестную ревизию валентинианского богословия. Они даже утверждают, что текст может быть «ответом на критику ортодоксальных богословов, таких как Ириней Лионский или Ипполит ». Они также отмечают, что текст «проявляет некоторое сходство с доктринами Оригена».
Более того: «Первая часть описывает эманацию всех сверхъестественных сущностей из их первоисточника. Она начинается с Отца, описываемого прежде всего через via negativa как совершенно трансцендентную сущность. Можно утверждать, что Он уникален и монадичен. Унитарный характер Отца отличает этот текст от большинства других валентинианцев, которые постулируют первичную мужскую женскую диаду, хотя некоторые члены школы, например, упомянутые Ипполитом, также придерживаются монадического первопринципа». Таким образом, божество менее сложно. Сын и Церковь (Еккеслия) тогда исходят от Отца. Вместо огдоады утверждается троица. Хотя Евсевий Кесарийский упоминает, что Валентин в своей работе «о трех природах» учил о троице, скорее всего, это была троица природ в одном божестве, а не три личности.
Пол Линджамаа утверждает, что с этической точки зрения Трехсторонний трактат является «примером раннехристианского детерминизма ». Хотя валентиниане отвергали свободу воли , они не «пренебрегали этикой как несущественной», как утверждали их оппоненты. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томассен, Эйнар (26 мая 2009 г.). Священные Писания Наг-Хаммади (1-е изд.). ХарперУан. стр. 60–61. ISBN 9780061626005 .
- ^ Линьямаа, Пол (24 мая 2019 г.). Этика Трехстороннего трактата (NHC I, 5) . Брилл. стр. 1–44. ISBN 9789004407763 . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ Линьямаа, Пол (24 мая 2019 г.). Этика Трехстороннего трактата (NHC I, 5) . Брилл. стр. 1–44. ISBN 9789004407763 . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ Аттридж, Гарольд В.; Мюллер, Дитер. «Тройной трактат» . Библиотека Гностического общества . Библиотека Наг-Хаммади . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ Робинсон, Джеймс М. (1 января 1977 г.). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . Брилл. стр. 58–103. ISBN 9004054340 .
- ^ Линьямаа, Пол (24 мая 2019 г.). Этика Трехстороннего трактата (NHC I, 5) . Брилл. стр. 1–44. ISBN 9789004407763 . Проверено 3 февраля 2023 г.