Jump to content

Мысль о Норее

« Мысль о Норее» сифианский гностический текст. Это второй из трех трактатов Кодекса IX текстов библиотеки Наг-Хаммади , занимающий страницы 27–29 из 74 страниц кодекса. [1] Текст состоит всего из 52 строк, [2] что делает его одним из самых коротких трактатов во всей библиотеке. [3] Работа без названия; редактор Биргер А. Пирсон создал название из фразы «мысль о Норее» (сахидско- коптский : ⲦⲚⲞⲎⲤⲒⲤ Ⲛ̅ⲚⲞⲢⲈⲀ), которая появляется в последнем предложении текста. [4] Текст расширяет Нореи призыв об избавлении от архонтов в «Ипостаси архонтов» . [4] Он разделен на четыре части: призыв , крик и избавление Нореи, ее деятельность в Плероме и спасение .

История и состав

[ редактировать ]

Текст был обнаружен в Наг-Хаммади , Египет , в 1945 году. [5] как один из 51 трактата, переписанного в 13 кодексов, составляющих библиотеку Наг-Хаммади. [6] Кодексы были захоронены около 400 г. н.э. [7] Авторство оригинального текста датируется концом II века. [3] или начале третьего века. [8] В тексте не указан его автор. [8]

Надпись представляет собой коптский перевод греческого оригинала . Коптская рукопись содержит грамматические ошибки, такие как неправильное спряжение глаголов, [9] и в какой-то момент неправильно пишет имя Нореи как ⲛⲟⲣⲉⲁ вместо ⲛⲱⲣⲉⲁ. [10] [11] Текст состоит всего из 52 строк и кажется самостоятельным, а не отрывком из более длинного произведения. Рукопись не имеет названия, хотя в тексте встречается фраза «мысль о Норее». [2] Биргер Пирсон описывает свой жанр как «гимн в прозе». [9]

Наряду с остальными работами в библиотеке Наг-Хаммади, текст был переведен на английский язык и опубликован в Библиотеке Наг-Хаммади на английском языке в 1977 году. [12] Публикация стала частью работы проекта Коптской гностической библиотеки, который начался в 1966 году в аспирантуре Клермонтского университета . [5]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Краткий текст состоит из четырех разделов: обращение к Отцу Всего, крик Нореи о помощи и последующем спасении, описание ее в Плероме и пророчество о спасении Нореи и ее детей. [9]

Норея взывает к Отцу Всего, Эннойе Света, обитающей в высотах. Ее крик услышан, и ее ждут вечно. Ей отведено место в Отце Нуса , Адамасе и голосе Святых. Она покоится в неописуемой Эпинойе и наследует первый полученный ею разум. Она покоится в божественном Аутогенесе и порождает себя. Она обладает живым Логосом и присоединяется к Нетленным, говоря разумом Отца. Она произносит слова Жизни и пребывает в присутствии Возвышенного, имея то, что получила до существования мира. Она имеет великий ум Невидимого, прославляющего Своего Отца, обитающего внутри тех, кто в Плероме, и она видит Плерому. Будут дни, когда она увидит Плерому полностью, поддерживаемая четырьмя святыми помощниками , которые ходатайствуют за нее перед Отцом Всего, Адамасом. Адамас обладает мыслью Нореи, находится внутри всех Адамов и говорит о двух именах, которые создают одно имя. [13]

Профессор Джон Д. Тернер пишет, что Норея предстает в « Мысли о Норее» как проявление падшей Софии . [14] Согласно космическому повествованию, изложенному в Апокрифе Иоанна , София (Мудрость) — это эон Плеромы (полноты божественного). [15] София пала, когда она самостоятельно использовала свою производительную силу без одобрения ни Духа, ни своего мужского аналога. [16] Ее уродливое потомство Ялдабаоф , существующее за пределами Плеромы, [16] создал материальный мир как жалкую имитацию божественного. [15] Последовавшее за этим покаяние и восстановление Софии эквивалентно докосмическому восстановлению Нореи в Плероме. [17]

В тексте Норея представлена ​​как «спасенная спасительница». [18] чье спасение еще не завершено. [19] Она пророчествует о «двух именах, которые создают одно имя», символизируя возможную интеграцию человечества и божественного. Биргер Пирсон и Сорен Гиверсен предполагают, что речь идет либо о Адамасе, либо о Норее. [19] или Адамас и Адам. [20]

Отношение к сифианству

[ редактировать ]

« Мысль о Норее» — один из по меньшей мере 11 текстов в библиотеке Наг-Хаммади, классифицированных профессором Хансом-Мартином Шенке как сифианский. [21] это система, которая в первую очередь характеризуется гностической самоидентификацией как духовным семенем Сифа. [22] Термин «Сифиан» происходит от древних антиеретиков писателей- Иринея , Епифания Саламинского и Псевдо-Тертуллиана . [23] Сетианская классификация Шенке требует, чтобы текст имел несколько сифианских черт; [24] Мысль о сифианских чертах Нореи — это «божественный Аутоген» и «четыре святых помощника». [25] Хотя Сет не фигурирует в тексте, Норея используется как его женский эквивалент. [25]

Текст имеет общие черты с другими сифианскими трактатами. Норея демонстрирует веру в небесную троицу Отца (Невидимого Духа), Матери (Эннойя) и Сына (Аутогенес), как и сифианские произведения, такие как Апокриф Иоанна , Триморфическая Протеннойя и Зостриан . [26] Все сифианские произведения сочетают в себе еврейские традиции с платоническими доктринами, но некоторым, таким как «Норея» , «Три стелы Сифа » и «Марсан» , не хватает четких христианских черт. [27] Общим тематическим элементом в сифианских произведениях является компонент нисхождения или восхождения; [28] Норея использует модель спуска. [29]

В отличие от других сифианских текстов, «Мысль о Норее» не содержит каких-либо отличительных еврейских или христианских элементов. [18] Однако на текст, возможно, повлияло валентинианство , поскольку в нем используются валентинианские термины, такие как Плерома и Ноус (сын божественной триады). [8]

Связь с Ипостасью Архонтов

[ редактировать ]

Исследователь Сергей Минов отмечает, что Мысль о Норее тесно связана с Ипостасью Архонтов . В «Ипостаси » Норея — дочь Евы . Архонты пытаются соблазнить ее, заставляя ее просить Бога всего о помощи, и она получает помощь от ангела Элелет. В « Мысли о Норее » она обращается с мольбой к божественной триаде (включая Отца Всего) и получает помощь от Четырех Светил. [4] [29]

«Мысль о Норее» предполагает, что аудитория уже знакома с историей крика и спасения Нореи. [30] Однако, хотя Ипостась рассматривает Норею и Софию как отдельные сущности, Мысль также приписывает Норее символизм Софии. Крик Нореи о помощи также напоминает элементы Пистис Софии . [30]

Неясно, зависит ли Мысль о Норее напрямую от Ипостаси . Эти две работы не имеют схожего языка, но, возможно, независимо произошли от более раннего источника. [30]

  1. ^ Мейер и Робинсон 1977 , с. XIV.
  2. ^ Jump up to: а б Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 87.
  3. ^ Jump up to: а б Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 404.
  4. ^ Jump up to: а б с Минов, Сергей (2010). Ной и Потоп в гностицизме (PDF) . Атланта: Общество библейской литературы. п. 230 . Проверено 27 июня 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Мейер и Робинсон 1977 , с. IX.
  6. ^ ван ден Брук, Рулоф (24 января 2013 г.). Гностическая религия в древности . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 19. ISBN  978-1-107-03137-1 . Проверено 22 июня 2023 г.
  7. ^ Мейер и Робинсон 1977 , с. 2.
  8. ^ Jump up to: а б с Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 93.
  9. ^ Jump up to: а б с Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 88.
  10. ^ Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 90.
  11. ^ Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 98.
  12. ^ Мейер, Марвин В.; Робинсон, Джеймс МакКонки (1977). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . Архив Брилла. ISBN  978-90-04-05434-9 . Проверено 1 июня 2023 г.
  13. ^ Гиверсен, Сорен; Пирсон, Биргер А. «Мысль о Норее - Библиотека Наг-Хаммади» . Библиотека Гностического общества . Проверено 27 февраля 2023 г.
  14. ^ Тернер 2001 , с. 91.
  15. ^ Jump up to: а б Дэвис, Стеван (2005). Тайная книга Иоанна: гностическое Евангелие с аннотациями и объяснениями . Издательство SkyLight Paths. стр. XIII–XVII. ISBN  978-1-59473-082-5 . Проверено 30 июня 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б Тернер 2001 , с. 73.
  17. ^ Пирсон, Биргер А. (1 сентября 2000 г.). Возвращаясь к Норее . А&С Черный. п. 274. ИСБН  978-1-56338-331-1 . Проверено 30 июня 2023 г.
  18. ^ Jump up to: а б Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 91.
  19. ^ Jump up to: а б Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 89.
  20. ^ Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 99.
  21. ^ Шенке, Ханс-Мартин (1980). Феномен и значение гностического сифианства . БРИЛЛ. стр. 588–616. ISBN  978-90-04-06176-7 . Проверено 27 июня 2023 г.
  22. ^ Тернер 2001 , с. 4.
  23. ^ Тернер 2001 , с. 61.
  24. ^ Шенке 1980 , с. 594.
  25. ^ Jump up to: а б Шенке 1980 , с. 595.
  26. ^ Тернер 2001 , с. 63.
  27. ^ Тернер 2001 , с. 68.
  28. ^ Тернер 2001 , с. 93.
  29. ^ Jump up to: а б Тернер 2001 , с. 108.
  30. ^ Jump up to: а б с Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 89-91.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e4ae800bf6eecc54a96857f825715cf__1713646800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/cf/8e4ae800bf6eecc54a96857f825715cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thought of Norea - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)