Мысль о Норее
![]() |
« Мысль о Норее» — сифианский гностический текст. Это второй из трех трактатов Кодекса IX текстов библиотеки Наг-Хаммади , занимающий страницы 27–29 из 74 страниц кодекса. [1] Текст состоит всего из 52 строк, [2] что делает его одним из самых коротких трактатов во всей библиотеке. [3] Работа без названия; редактор Биргер А. Пирсон создал название из фразы «мысль о Норее» (сахидско- коптский : ⲦⲚⲞⲎⲤⲒⲤ Ⲛ̅ⲚⲞⲢⲈⲀ), которая появляется в последнем предложении текста. [4] Текст расширяет Нореи призыв об избавлении от архонтов в «Ипостаси архонтов» . [4] Он разделен на четыре части: призыв , крик и избавление Нореи, ее деятельность в Плероме и спасение .
История и состав
[ редактировать ]Текст был обнаружен в Наг-Хаммади , Египет , в 1945 году. [5] как один из 51 трактата, переписанного в 13 кодексов, составляющих библиотеку Наг-Хаммади. [6] Кодексы были захоронены около 400 г. н.э. [7] Авторство оригинального текста датируется концом II века. [3] или начале третьего века. [8] В тексте не указан его автор. [8]
Надпись представляет собой коптский перевод греческого оригинала . Коптская рукопись содержит грамматические ошибки, такие как неправильное спряжение глаголов, [9] и в какой-то момент неправильно пишет имя Нореи как ⲛⲟⲣⲉⲁ вместо ⲛⲱⲣⲉⲁ. [10] [11] Текст состоит всего из 52 строк и кажется самостоятельным, а не отрывком из более длинного произведения. Рукопись не имеет названия, хотя в тексте встречается фраза «мысль о Норее». [2] Биргер Пирсон описывает свой жанр как «гимн в прозе». [9]
Наряду с остальными работами в библиотеке Наг-Хаммади, текст был переведен на английский язык и опубликован в Библиотеке Наг-Хаммади на английском языке в 1977 году. [12] Публикация стала частью работы проекта Коптской гностической библиотеки, который начался в 1966 году в аспирантуре Клермонтского университета . [5]
Краткое содержание
[ редактировать ]Краткий текст состоит из четырех разделов: обращение к Отцу Всего, крик Нореи о помощи и последующем спасении, описание ее в Плероме и пророчество о спасении Нореи и ее детей. [9]
Норея взывает к Отцу Всего, Эннойе Света, обитающей в высотах. Ее крик услышан, и ее ждут вечно. Ей отведено место в Отце Нуса , Адамасе и голосе Святых. Она покоится в неописуемой Эпинойе и наследует первый полученный ею разум. Она покоится в божественном Аутогенесе и порождает себя. Она обладает живым Логосом и присоединяется к Нетленным, говоря разумом Отца. Она произносит слова Жизни и пребывает в присутствии Возвышенного, имея то, что получила до существования мира. Она имеет великий ум Невидимого, прославляющего Своего Отца, обитающего внутри тех, кто в Плероме, и она видит Плерому. Будут дни, когда она увидит Плерому полностью, поддерживаемая четырьмя святыми помощниками , которые ходатайствуют за нее перед Отцом Всего, Адамасом. Адамас обладает мыслью Нореи, находится внутри всех Адамов и говорит о двух именах, которые создают одно имя. [13]
Анализ
[ редактировать ]Профессор Джон Д. Тернер пишет, что Норея предстает в « Мысли о Норее» как проявление падшей Софии . [14] Согласно космическому повествованию, изложенному в Апокрифе Иоанна , София (Мудрость) — это эон Плеромы (полноты божественного). [15] София пала, когда она самостоятельно использовала свою производительную силу без одобрения ни Духа, ни своего мужского аналога. [16] Ее уродливое потомство Ялдабаоф , существующее за пределами Плеромы, [16] создал материальный мир как жалкую имитацию божественного. [15] Последовавшее за этим покаяние и восстановление Софии эквивалентно докосмическому восстановлению Нореи в Плероме. [17]
В тексте Норея представлена как «спасенная спасительница». [18] чье спасение еще не завершено. [19] Она пророчествует о «двух именах, которые создают одно имя», символизируя возможную интеграцию человечества и божественного. Биргер Пирсон и Сорен Гиверсен предполагают, что речь идет либо о Адамасе, либо о Норее. [19] или Адамас и Адам. [20]
Отношение к сифианству
[ редактировать ]« Мысль о Норее» — один из по меньшей мере 11 текстов в библиотеке Наг-Хаммади, классифицированных профессором Хансом-Мартином Шенке как сифианский. [21] это система, которая в первую очередь характеризуется гностической самоидентификацией как духовным семенем Сифа. [22] Термин «Сифиан» происходит от древних антиеретиков писателей- Иринея , Епифания Саламинского и Псевдо-Тертуллиана . [23] Сетианская классификация Шенке требует, чтобы текст имел несколько сифианских черт; [24] Мысль о сифианских чертах Нореи — это «божественный Аутоген» и «четыре святых помощника». [25] Хотя Сет не фигурирует в тексте, Норея используется как его женский эквивалент. [25]
Текст имеет общие черты с другими сифианскими трактатами. Норея демонстрирует веру в небесную троицу Отца (Невидимого Духа), Матери (Эннойя) и Сына (Аутогенес), как и сифианские произведения, такие как Апокриф Иоанна , Триморфическая Протеннойя и Зостриан . [26] Все сифианские произведения сочетают в себе еврейские традиции с платоническими доктринами, но некоторым, таким как «Норея» , «Три стелы Сифа » и «Марсан» , не хватает четких христианских черт. [27] Общим тематическим элементом в сифианских произведениях является компонент нисхождения или восхождения; [28] Норея использует модель спуска. [29]
В отличие от других сифианских текстов, «Мысль о Норее» не содержит каких-либо отличительных еврейских или христианских элементов. [18] Однако на текст, возможно, повлияло валентинианство , поскольку в нем используются валентинианские термины, такие как Плерома и Ноус (сын божественной триады). [8]
Связь с Ипостасью Архонтов
[ редактировать ]Исследователь Сергей Минов отмечает, что Мысль о Норее тесно связана с Ипостасью Архонтов . В «Ипостаси » Норея — дочь Евы . Архонты пытаются соблазнить ее, заставляя ее просить Бога всего о помощи, и она получает помощь от ангела Элелет. В « Мысли о Норее » она обращается с мольбой к божественной триаде (включая Отца Всего) и получает помощь от Четырех Светил. [4] [29]
«Мысль о Норее» предполагает, что аудитория уже знакома с историей крика и спасения Нореи. [30] Однако, хотя Ипостась рассматривает Норею и Софию как отдельные сущности, Мысль также приписывает Норее символизм Софии. Крик Нореи о помощи также напоминает элементы Пистис Софии . [30]
Неясно, зависит ли Мысль о Норее напрямую от Ипостаси . Эти две работы не имеют схожего языка, но, возможно, независимо произошли от более раннего источника. [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейер и Робинсон 1977 , с. XIV.
- ^ Jump up to: а б Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 404.
- ^ Jump up to: а б с Минов, Сергей (2010). Ной и Потоп в гностицизме (PDF) . Атланта: Общество библейской литературы. п. 230 . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мейер и Робинсон 1977 , с. IX.
- ^ ван ден Брук, Рулоф (24 января 2013 г.). Гностическая религия в древности . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 19. ISBN 978-1-107-03137-1 . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Мейер и Робинсон 1977 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 88.
- ^ Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 90.
- ^ Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 98.
- ^ Мейер, Марвин В.; Робинсон, Джеймс МакКонки (1977). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . Архив Брилла. ISBN 978-90-04-05434-9 . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Гиверсен, Сорен; Пирсон, Биргер А. «Мысль о Норее - Библиотека Наг-Хаммади» . Библиотека Гностического общества . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Тернер 2001 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Стеван (2005). Тайная книга Иоанна: гностическое Евангелие с аннотациями и объяснениями . Издательство SkyLight Paths. стр. XIII–XVII. ISBN 978-1-59473-082-5 . Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Тернер 2001 , с. 73.
- ^ Пирсон, Биргер А. (1 сентября 2000 г.). Возвращаясь к Норее . А&С Черный. п. 274. ИСБН 978-1-56338-331-1 . Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 89.
- ^ Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 99.
- ^ Шенке, Ханс-Мартин (1980). Феномен и значение гностического сифианства . БРИЛЛ. стр. 588–616. ISBN 978-90-04-06176-7 . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Тернер 2001 , с. 4.
- ^ Тернер 2001 , с. 61.
- ^ Шенке 1980 , с. 594.
- ^ Jump up to: а б Шенке 1980 , с. 595.
- ^ Тернер 2001 , с. 63.
- ^ Тернер 2001 , с. 68.
- ^ Тернер 2001 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Тернер 2001 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Пирсон и Гиверсен 1981 , с. 89-91.
Источники
[ редактировать ]- Пирсон, Биргер А.; Гиверсен, Сорен (1981). NHC IX, 2: Мысль о Норее . Брилл. ISBN 978-90-04-43887-3 . Проверено 27 февраля 2023 г.
- Тернер, Джон Дуглас (2001). Сифианский гностицизм и платоническая традиция (2-е изд.). Париж: Пресса Университета Лаваля. ISBN 978-2-7637-7834-1 . Проверено 27 февраля 2023 г.