Послание Евгноста
![]() |
Послание Евгноста [1] или Евгност Блаженный [1] [2] [3] — гностическое послание , найденное в Кодексах III и V библиотеки Наг-Хаммади . [2] Обе копии представляют собой коптский перевод греческого оригинала, созданного в Египте примерно в конце I века; копия из Кодекса III является более ранним переводом. [3] Ученые отмечают, что текст взаимосвязан с «Софией Иисуса Христа» ; [1] [2] SJC добавляет более конкретно христианские элементы к космологическому Eug . [4] Текст представляет собой философское рассуждение о природе Бога и мира. Автор утверждает, что предыдущие человеческие исследования не смогли достичь истины о природе Бога, который невыразим и находится за пределами человеческого понимания. Автор описывает систему верований, в которой существует Бессмертный Человек, раскрывающий различные эоны и силы с разными именами и властью над разными царствами и мирами.
Краткое содержание
[ редактировать ]Автор, Евгност (что в переводе с греческого означает «хорошо известный»), [3] приветствует своих читателей и утверждает, что все люди, рожденные до сих пор, не смогли понять истинную природу Бога посредством своих исследований и размышлений. Затем он описывает невыразимого Бога как находящегося за пределами человеческого понимания, не имеющего ни рождения, ни имени, ни формы, ни правителя. Этот Бог — совершенный и неизменный источник всего сущего и различие между бренным и нетленным. Веры в написанные им слова об истинном Боге можно достичь, только перейдя от сокровенного к видимому, и что эта мысль приведет к вере в невидимое.
Автор описывает Владыку Вселенной как «Праотца», а не «Отца». Господь видит себя внутри себя, как зеркало , и он появился как самозародившаяся и самоотцовская сущность. Он явил множество других противостоящих друг другу саморожденных сущностей, равных по возрасту и силе и названных «Сыновьями Нерожденного Отца». Непознаваемое полно нетленности и невыразимой радости, и Первый, кто появился перед вселенной в бесконечности, — это Самовозросший, Самосоздавший Отец, полный сияющего, невыразимого света. Первый создал Бессмертного Андрогинного Человека, который является источником божественности и царства. Его называют «Богом богов» и «Царем царей».
В тексте обсуждаются качества Первого Человека, известного как «Вера». Его описывают как обладателя уникального ума и мысли, которые отражают и учитывают рациональность и силу. Существует разница между атрибутами Первого Человека и других бессмертных с точки зрения силы, но все они равны с точки зрения нетленности. Первый Человек также описывается как состоящий из монады , диады, триады и т. д., и каждый атрибут имеет определенную роль и иерархию в царстве Первого Человека. После Первого Человека от него исходил еще один принцип, названный «Самосовершенный Родитель». Когда он получил согласие своей супруги, Великой Софии , он явил первородного андрогина, названного «Первородным Сыном Божьим». Этот андрогин обладает собственной властью и создал множество ангелов, называемых «Собранием Святых». Царство Первородного Сына Божия полно неизреченной радости и неизменного ликования.
Сын человеческий, известный как «Спаситель», согласился со своей супругой Софией и явил андрогинный свет. Затем были явлены шесть андрогинных духовных существ с мужскими и женскими именами. С их согласия появились мысли, ведущие к созданию мира и его элементов, включая время , год , месяцы , дни и часы . Затем 12 сил согласились друг с другом, что привело к созданию 72 небес и 360 небес. Эоны описаны подробно: первый — это Эон Бессмертного Человека, второй — Эон Первородителя, а высший — Эон Вечного Бесконечного Бога. Создание этих эонов приводит к появлению дефекта в мире.
В заключении описывается система верований, в которой существует Бессмертный Человек, который раскрывает различные эоны и силы с разными именами, такими как Единство и Покой, Собрание и Жизнь. Эти эоны и силы имеют власть над различными королевствами и мирами, и каждое из них обеспечивает великие королевства сонмами ангелов и других духов. Эоны завершаются своими небесами и небесами во славу Бессмертного Человека и Софии, его супруги. Все естества от Бессмертного до откровения хаоса находятся в свете и исполнены неизреченной радости и неизреченного ликования. В финале говорится, что на данный момент этого достаточно, и что появится человек, которого не нужно учить, и будет говорить эти вещи с чистым знанием и радостью. [5]
Царства
[ редактировать ]В тексте перечислены пять разных существ со своими мирами (эонами), каждое со своими ангелами и божествами. В тексте перечислена цепочка существ, а не эманации, как во многих других сифианских гностических текстах из библиотеки Наг-Хаммади. [6]
- царство нерожденного или несознательного Отца
- царство Человеческого Отца, сам по себе
- царство бессмертного человечества
- царство Ребенка Человечества, названного первым, кто зачал
- царство Спасителя (потомка Дитя Человечества)
Спаситель объединился со своей спутницей Пистис Софией, чтобы произвести на свет шесть андрогинных духовных существ, имеющих как мужские, так и женские имена: [6]
мужские имена | женские имена |
---|---|
необдуманный | всемудрая София |
самоуверенный | все-мать София |
тот, кто зачинает | всемыслящая София |
первым зачать | первородящая София |
всеохватывающий | люблю Софию |
главный создатель | Пистис София |
Манихейское влияние
[ редактировать ]На основе сильного сходства, обнаруженного с текстами из манихейской библиотеки Мединет Мади , Фалькенберг (2018) демонстрирует, что Евгност содержит сильное манихейское влияние. Словарь, космология и списки эманаций и конечностей, использованные в «Евгносте» , некоторые из которых также присутствуют в « Софии Иисуса Христа» , во многом напоминают свои манихейские аналоги. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Логан, Аластер HB (27 июля 1981 г.). Гнозис и гностицизм . Брилл. п. 66. ИСБН 9789004437203 . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пэрротт, Дуглас М. (1991). Коптская энциклопедия, том 3 . Высший университет Клермонта. Школа религии. стр. 1068а–1069а . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кирби, Питер. «Евгност Блаженный» . Раннехристианские сочинения . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Пэрротт, Дуглас, перевод и введение «Евгноста Блаженного» и «Софии Иисуса Христа» в Библиотеке Наг-Хаммади , Джеймс Робинсон, редактор. 1990: 220–243
- ^ Пэрротт, Дуглас М. «Евгност Блаженный» . Библиотека Гностического общества . Библиотека Наг-Хаммади . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мейер, Марвин (2007). Священные Писания Наг-Хаммади . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN 978-0-06-162600-5 . OCLC 124538398 .
- ^ Фалькенберг, Рене. «Какое отношение Наг-Хаммади имеет к Мединет Мади?» Случай Евгноста и манихейства», в «Библиотеке Наг-Хаммади и позднеантичном Египте» , изд. Хьюго Лундхауг и Лэнс Дженотт. Тюбинген: Мор Зибек, 2018, 261–86.