Коптский Апокалипсис Павла
![]() |
Часть серии статей о |
Павел в Библии |
---|
![]() |
Коптский (сахидский коптский : Апокалипсис Павла ⲧⲁⲡⲟⲕⲁⲗⲩⲯⲓⲥ ⲙ̄ⲡⲁⲩⲗⲟⲥ) [1] — гностическое апокалиптическое сочинение. [2] Это второй из пяти трактатов Кодекса V текстов библиотеки Наг-Хаммади , занимающий страницы 17–24 из 85 страниц кодекса. [3] Текст описывает гностическую космогонию и интерпретацию посланий Павла через изображение апостола Павла как апокалиптического героя. [4] Содержание текста можно разделить на три части: сцену Богоявления, сцену суда и наказания и небесное путешествие, в котором Павел в конечном итоге возносится на десятую ступень неба. [2] В основе повествования о восхождении лежит собственное сочинение Павла во 2 Коринфянам 12 . [5] Идеи, изложенные в тексте, согласуются с валентинианством . [6] [7]
История
[ редактировать ]Текст был обнаружен в Наг-Хаммади , Египет , в 1945 году. [8] как один из 51 трактата, переписанного в 13 кодексов, составляющих библиотеку Наг-Хаммади. [9] Кодексы были захоронены около 400 г. н.э. [10] Надпись представляет собой коптский перевод греческого оригинала . [11] Ученые расходятся во мнениях относительно даты написания оригинального текста Апокалипсиса Павла , начиная с конца второго века. [12] до четвертого века. [13]
Первые 12 строк текста либо отсутствуют, либо сильно повреждены. [14] Также есть пробелы вверху и внизу каждой страницы, но часть текста можно восстановить. [2]
Наряду с остальными работами в библиотеке Наг-Хаммади, текст был переведен на английский язык и опубликован в Библиотеке Наг-Хаммади на английском языке в 1977 году. [15] Публикация стала частью работы проекта Коптской гностической библиотеки, который начался в 1966 году в аспирантуре Клермонтского университета . [8] Джордж Макрей и Уильям Р. Мердок перевели текст на английский язык. [16] Майкл Калер представил дополнительный английский перевод в 2008 году. [17] Текст также переведен на французский , немецкий и испанский языки . [18]
Краткое содержание
[ редактировать ]Павел спрашивает маленького ребенка, как добраться до Иерусалима . [19] Ребенок спрашивает имя Пола, чтобы показать ему дорогу. [20] Ребенок знает, кто такой Пол, и хочет найти повод поговорить побольше. [21] Ребенок рассказывает, что Павел благословлен и его призвали в Иерусалим, чтобы встретиться со своими собратьями-апостолами. [22] Ребенок утверждает, что он сопровождающий его Дух, и призывает Павла пробудить его разум. [23] Ребенок завершает речь упоминанием сил, властей и демонов. [24] Ребенок просит Павла признать, что он стоит на горе Иерихон. [25] Затем ребенок ведет Павла к двенадцати апостолам, которые его приветствуют. [26]
Святой Дух возносит Павла на третье и четвертое небо. [27] Павел смотрит вниз и видит людей на Земле, [28] и двенадцать апостолов рядом с ним. [29] На четвертом небе Павел становится свидетелем ангельских существ, напоминающих богов. [30] Ангелы из приносят душу царства мертвых и хлестают ее. [31] Душа задается вопросом о причине своих страданий. [32] Сборщик пошлины в ответ осуждает его беззаконные действия. [33] Душа бросает вызов сборщику пошлины предоставить свидетелей и доказательства своих деяний. [34]
Приходят трое свидетелей. [35] Первый свидетель утверждает, что вызвал в душе гнев и зависть. [36] Второй свидетель обвиняет душу в убийстве. [37] Третий свидетель утверждает, что даровал тьму, чтобы душа могла согрешить. [38] Душа скорбит и унывает. [39] Как заключают свидетели, он вселяется в подготовленное тело. [40] Дух призывает Павла продолжать, и врата открываются на пятое небо. [41]
На пятом небе великий ангел держит железный прут. [42] Также присутствуют три других ангела, соревнующиеся друг с другом и владеющие кнутами, чтобы побудить души к суду. [43] Павел продолжает действовать в Духе, и врата открываются для него. [44] Павел достигает шестого неба. [45] Он видит своих собратьев-апостолов, ведомых Святым Духом. [46] Сияющий свет сияет на шестом небе. [47] Павел обращается к сборщику пошлины на шестом небе и просит доступа, и сборщик пошлины открывается для него. [48]
На седьмом небе Павел встречает старика, у которого есть трон, яркость которого в семь раз превосходит яркость Солнца. [49] Он обращается к Павлу как к блаженному и избранному и спрашивает о его предназначении. [50] Павел говорит, что идет в то место, откуда пришел. [51] Старец спрашивает, откуда он, и Павел отвечает, что спускается в мир мертвых, чтобы освободить пленников из вавилонского плена. [52] Старик задается вопросом, как Полу удастся сбежать от него. [53] Дух советует Павлу показать старцу знак. [54] Павел подает знак, и ветхий человек поворачивает лицо вниз к своему творению и властям. [55]
Седьмое небо открывается, и Павел восходит к Огдоаде . [56] Он видит двенадцать апостолов, которые приветствуют его, и Павел возносится на девятое небо. [57] Павел приветствует там всех и продолжает путь до десятого неба, где приветствует своих собратьев по духу. [58]
Анализ
[ редактировать ]
Профессор богословия Лаутаро Роиг Ланциллотта исследует космологическую структуру текста. [59] Текст делит космос на материальный мир, небесное царство (до седьмого неба) и божественное царство (Огдоада, девятое небо и десятое небо). [60] Ройг Ланциллотта считает, что апостолы сопровождают Павла только на вершину небесного царства, поскольку Павел изображается как более высокий гностический авторитет, чем они есть. [61] Полномочия апостолов ограничиваются служением демиургу , который предстает в тексте как старец на седьмом небе. [62] Нейтральное описание старика указывает на то, что он представляет Бога иудаизма и негностического христианства , но гностики считают его низшим божеством-творцом. [62] Описание божественного царства в тексте минимально, поскольку его важность проистекает из его иерархического положения, ставящего интеллект выше страстей. [63]
В исследовании, сравнивающем валентинианство в тексте с Первым Апокалипсисом Иакова , Эйрини Бергстрём обрисовывает в общих чертах роль сборщиков пошлин. [64] Она отмечает, что, хотя сборщики пошлин действуют как судьи и привратники, Павлу разрешается пройти через четвертое и пятое небо в качестве наблюдателя, прежде чем поговорить со сборщиком пошлины на шестом небе. [65] Привратники в египетской мифологии охраняли двери в подземный мир и наказывали души. [66] Души должны были предоставить правильные слова, чтобы пройти. [66] Бергстрем утверждает, что сборщики пошлин скорее невежественны, чем злы, поскольку они ошибочно полагают, что демиург, которому они служат, является истинным Богом. [67]
В тексте Павел стоит на «горе Иерихонской», которой не существует. [68] Исследователь Жан-Марк Розенштиль выдвигает гипотезу, что это гора Нево (недалеко от города Иерихон ), основываясь на несвязанном с ней египетском апокрифе , в котором также упоминается «гора Иерихона». [69] Профессор Михаэль Калер считает идею Розенштиля крайне спекулятивной. [70] Доктор Мэтью Твигг отвергает теорию Розенштиля и вместо этого предполагает, что «Иерихонская гора» является аллегорией победы над дьяволом материального мира. [71]
Профессор Жак ван дер Влит подвергает сомнению консенсус ученых относительно основы, доктрины и датировки текста. [72] Хотя он принимает очевидную интертекстуальность 2 Коринфянам 12, он считает, что Галатам 1–2 также следует рассматривать как первичный интертекст. [73] Эта интерпретация смещает акцент на миссию Павла и его отношения с апостолами. [73] Ван дер Влит также признает валентинианские идеи в тексте, но считает их остаточными следами движения, а не окончательным доказательством того, что они были написаны во втором веке. [74] Вместо этого Ван дер Влит полагает, что текст датируется четвертым веком, основываясь на интересе к апокалиптической литературе и Павлу в то время. [75]
Сочинение Ван дер Влита частично является ответом на взгляды Майкла Калера. [76] Калер утверждает, что текст занимает валентинианскую сторону дебатов между христианами, тогда как «Против ересей» около 180 г. н.э. (написанный Иринеем ) занимает антивалентинианскую сторону. [77] По словам Калера, стороны разошлись во мнениях относительно природы небесных сфер, и обе стороны стремились использовать авторитет Павла, чтобы узаконить свои точки зрения. [78] Поскольку во 2 Коринфянам 12 Павел упоминает только третье небо, [79] гностикам пришлось бы показать, что Павел вознесся выше. [80]
См. также
[ редактировать ]- Житие Василия Младшего (Русская Arc.Ask3.Ru)
- Воздушная пошлина в восточно-православном христианстве
- Ее жена в мандеизме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ван дер Влит, 2022 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с Мердок, Уильям Р.; Макрей, Джордж В. (1979). Кодексы Наг-Хаммади V, 2-5 и VI с папирусом Berolinensis 8502, 1 и 4 . Бостон: Брилл. стр. 47–48. ISBN 9789004438859 . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ Мейер и Робинсон 1977 , с. XIV.
- ^ Калер, Майкл (5 ноября 2008 г.). Флора рассказывает историю: Апокалипсис Павла и его контекст . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. ISBN 978-1-55458-282-2 . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 239.
- ^ Твигг, Мэтью (11 апреля 2022 г.). Валентинианский храм: видения, откровения и Апокалипсис Павла в Наг-Хаммади . Рутледж. ISBN 978-1-000-56868-4 . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Домераки, Майкл С. (17 июля 2017 г.). «Апокалипсис Павла (nhc v,2) как валентинианская крещальная литургия вознесения» . Гнозис: Журнал гностических исследований . 2 (2): 212–234. дои : 10.1163/2451859X-12340037 . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мейер и Робинсон 1977 , с. IX.
- ^ ван ден Брук, Рулоф (24 января 2013 г.). Гностическая религия в древности . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 19. ISBN 978-1-107-03137-1 . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Мейер и Робинсон 1977 , с. 2.
- ^ Калер 2008 , с. 59.
- ^ Калер 2008 , с. Х.
- ^ ван дер Влит, 2022 , с. 146.
- ^ Твигг 2022 , с. 117.
- ^ Мейер, Марвин В.; Робинсон, Джеймс МакКонки (1977). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . Архив Брилла. ISBN 978-90-04-05434-9 . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Макрей, Джордж В.; Мердок, Уильям Р. (март 1981 г.). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . Сан-Франциско: Харпер и Роу. стр. 239–241. ISBN 9780060669294 . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Калер 2008 , с. 1–11.
- ^ Калер, Майкл (19 января 2017 г.). «Апокалипсис Павла (коптский)» . НАССКАЛ . Электронный Клавис: Христианские апокрифы . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 239. 18:3–5. «И сказал ему: какой дорогой мне подняться в Иерусалим?»
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 239. 18:6–8. «Маленький ребенок ответил: «Назови свое имя, чтобы я мог показать тебе дорогу».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 239. 18:8–11. «Маленький ребенок знал, кто такой Пол. Он хотел поговорить с ним»
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 18:16–19. «Вы тот, кто был благословлен от чрева матери своей. Ибо Я пришел к вам, чтобы вы могли пойти в Иерусалим к вашим собратьям-апостолам».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 18:21–23. «Я Дух, который сопровождает тебя. Пусть твой разум пробудится, Пол»
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 19:3–5. «...среди начальств и этих властей, и архангелов, и властей, и всего рода бесовского»
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 19:11–13. «...смотри, что гора сия, на которой ты стоишь, есть гора Иерихонская»
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 19: 15–18. «Теперь ты пойдешь к двенадцати апостолам, ибо они избранные духи, и они встретят тебя».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 19: 20–25. «Тогда Дух Святой, говоривший с ним, подхватил его на высоту до третьего неба, и он перешёл на четвертое небо».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 19:29–31. «И взглянул вниз и увидел тех, кто был на земле».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 20:1–3. «...он взглянул вверх и увидел, что двенадцать апостолов были справа и слева от него»
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 20:6–8. «Я видел ангелов, похожих на богов»
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 20:8–12. «...ангелы выносили душу из страны мёртвых... И ангелы хлестали её».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 20:13–15. «Душа говорила: «Какой грех я совершила в мире?»
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 20:18–20. «Неправильно было совершать все те беззакония, какие есть в мире мертвых».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 20:22–23. «Душа ответила, сказав: «Приведите свидетелей! Пусть они покажут вам, в каком теле я совершала беззакония».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 20:25–26. «И пришли трое свидетелей».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 20:30; 21:1–2. «Я восставал против тебя, пока ты не впал в гнев, ярость и зависть».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 21:7–9. «И вот, теперь я обвиняю вас в совершенных вами убийствах».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240. 21:13–14. «Я дал тебе тьму, пока ты не совершишь свои грехи».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 240–241. 21:15–18. «Когда душа услышала эти вещи, она в печали посмотрела вниз. А затем она посмотрела вверх. Она была повержена».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 21:19–22. «Душа, низвергнутая, перешла в тело, приготовленное для нее. И вот, свидетели ее кончились».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 21:25–28. «Пол, иди! Иди ко мне!» Затем, когда я пошел, врата открылись, и я поднялся на пятое небо».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 22:2–5. «И увидел я великого ангела на пятом небе, держащего в руке железный прут».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 22:5–10. «С ним было еще три ангела, и я смотрел им в лица. Но они соперничали друг с другом, с кнутами в руках, подстрекая души на суд».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 22:11–12. «Я пошел с Духом, и врата открылись для меня».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 22:13. «Затем мы поднялись на шестое небо».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 22:14–16. «Я видел, как мои собратья-апостолы шли со мной, и Святой Дух вел меня перед ними».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 22:17–19. «Я взглянул вверх и увидел великий свет, сияющий на шестом небе».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 22:21–23. «Открыто мне и Святому Духу, который предо мною». Он открылся мне».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 22:25–30. «...Я видел старца... Престол его, который на седьмом небе, был ярче солнца в семь раз».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 23:2–4. «Куда идешь, Павел, блаженный и отделенный от чрева матери своей?»
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 23:9–10. «Я иду туда, откуда пришел».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 23:10–17. «И старик ответил мне: «Откуда ты?» Но я ответил, сказав: «Я спускаюсь в мир мертвых, чтобы увести пленника, который был пленником в плену Вавилонском».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 23:18–20. «Старик ответил мне: «Как ты сможешь уйти от меня?»
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 23:22–25. «Дух проговорил, говоря: «Дай ему знак, который у тебя есть, и он откроется тебе».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 23:25–28. «И затем я дал ему знак. Он повернулся лицом вниз к своему творению и к тем, кто является его собственными авторитетами».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 23:29–30; 24:1. «И тогда открылось седьмое небо, и мы поднялись к Огдоаде».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 24:1–4. «И увидел я двенадцать апостолов. Они приветствовали меня, и мы поднялись на девятое небо».
- ^ Макрей и Мердок 1981 , с. 241. 24:4–8. «Я приветствовал всех тех, кто был на девятом небе, и мы поднялись на десятое небо. И я приветствовал своих собратьев по духу».
- ^ Ройг Ланциллотта, Лаутаро (11 июля 2016 г.). «Апокалипсис Павла (nhc v,2): космология, антропология и этика» (PDF) . Гнозис: Журнал гностических исследований . 1 (1–2): 110–131. дои : 10.1163/2451859X-12340007 . ISSN 2451-8581 . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Ройг Ланциллотта 2016 , с. 114.
- ^ Ройг Ланциллотта 2016 , с. 117–118.
- ^ Jump up to: а б Ройг Ланциллотта 2016 , с. 118.
- ^ Ройг Ланциллотта 2016 , с. 119–121.
- ^ Бергстрем, Эйрини (2019). «Сравнительное исследование Апокалипсиса Павла (NHC V, 2) и Первого Апокалипсиса Иакова (NHC V, 3 и TC 2)» (PDF) . Университет Средней Швеции : 1–78 . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Бергстрем 2019 , стр. 52.
- ^ Jump up to: а б Бергстрем 2019 , стр. 53.
- ^ Бергстрем 2019 , стр. 55.
- ^ Твигг, Мэтью (16 сентября 2015 г.). «Гора Иерихон в Апокалипсисе Павла в Наг-Хаммади: предложение » Христианское бдение . 69 (4): 422–442. дои : 10.1163/15700720-12341219 . ISSN 1570-0720 . Получено 24 июня.
- ^ Твигг 2015 , с. 426–427.
- ^ Калер 2008 , с. 9.
- ^ Твигг 2015 , с. 442.
- ^ ван дер Влит, Жак (17 августа 2022 г.). «Павел и другие: перечитывая гностический апокалипсис Павла (NHC V, 2)» . Гнозис: Журнал гностических исследований : 127–150. дои : 10.1163/2451859X-00702001 . S2CID 251784294 . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б ван дер Влит, 2022 , с. 135.
- ^ ван дер Влит, 2022 , с. 133.
- ^ ван дер Влит, 2022 , с. 145–147.
- ^ Калер, Майкл; Пеншо, Луи; Бюссьер, Мари-Пьер (2004). «Коптский Апокалипсис Павла, Adversus Haereses Иринея 2.30.7 и битва второго века за наследие Павла» . Журнал ранних христианских исследований . 12 (2): 173–193. дои : 10.1353/earl.2004.0024 . hdl : 20.500.11794/365 . S2CID 55606637 . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Калер, Пеншо и Бюссьер 2004 , стр. 189–191.
- ^ Калер, Майкл (2005). «Контекстуализация Апокалипсиса Павла» (PDF) . Лаваль богословско-философский . 61 (2): 241–245. дои : 10.7202/011815ар . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ 2 Коринфянам 12:2
- ^ Калер 2008 , с. 61.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст Коптского Апокалипсиса Павла в библиотеке Гностического общества.