Против ересей (Ириней)
«Против ересей» ( древнегреческий : «Об обнаружении и ниспровержении так называемого гнозиса» ), иногда называемый латинским названием «Adversus Haereses» , представляет собой труд христианского богословия, написанный на греческом языке около 180 года Иринеем , епископом Лугдунума ( сейчас Лион во Франции ). [1] [2] [3] [4] [5]
В нем Ириней выделяет и описывает несколько школ гностицизма , а также других школ христианской мысли и противопоставляет их верования ортодоксальному христианству . [6]
До открытия Библиотеки Наг-Хаммади в 1945 году «Против ересей» было лучшим сохранившимся современным описанием гностицизма . Сегодня трактат остается исторически важным как одно из первых недвусмысленных свидетельств канонических евангельских текстов и некоторых посланий Павла . Ириней цитирует большую часть Нового Завета канона , а также неканонические произведения 1 Климента и Пастыря Ермы ; однако он не ссылается на Филимону , 2 Петра , 3 Иоанна или Иуды – четыре самых коротких послания. [7]
Сегодня сохранились лишь фрагменты оригинального текста на древнегреческом языке, но до сих пор сохранилось множество полных копий на латыни, даты написания которых остаются неизвестными. Книги IV и V существуют полностью в буквальном варианте на армянском языке.
Цель
[ редактировать ]«Против ересей» можно датировать где-то между 174 и 189 годами нашей эры, поскольку в список епископов Рима входит Елевферий , но не его преемник Виктор . [8] Самый ранний фрагмент рукописи « Против ересей» , П. Окси. 405 , датируется примерно 200 годом нашей эры . [9]
Основная цель Иринея в написании «Против ересей» состояла в том, чтобы атаковать культы, отпавшие от ортодоксального христианства, в основном гностиков и маркионитов . [10] [11] [12] В частности, он стремился опровергнуть то, что он считал неправильным толкованием Священного Писания со стороны гностиков, таких как Валентин . [13] Ириней стремился представить «то, что понималось как подлинная форма вековой христианской традиции, против различных форм гностицизма». [14] Как отмечает Джеймс Вандеркам, элементы этой раннехристианской традиции, заимствованной Иринеем, включают апокалиптические традиции, такие как 1 Енох . [15]
Будучи епископом, Ириней чувствовал себя обязанным внимательно следить за валентинианами и охранять церковь от них. Чтобы выполнить этот долг, Ириней хорошо осведомлен о гностических доктринах и традициях. [16] Его исследования гностицизма в конечном итоге привели к составлению этого трактата.
Основные идеи
[ редактировать ]Ириней утверждал, что правоверное христианство передалось ему от апостолов, знавших Иисуса лично, тогда как гностики и маркиониты искажали эту апостольскую традицию. [8]
В то время как гностики предлагали спасение через тайные знания, доступные лишь немногим, Ириней утверждал, что истинные доктрины христианской веры одни и те же, которым учат епископы в разных областях. [17]
В то время как многие гностики считали материальный мир несовершенным и из которого верующие стремились сбежать в вечное царство духа, Ириней считал творение добром и в конечном итоге предназначенным для прославления. [18] Как отмечает Марк Джеффри Олсон, 1 Коринфянам 15:50 цитируется чаще, чем любой другой стих из посланий Павла в книге « Против ересей» :
Вот что говорю вам, братия: плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тленное не наследует нетленного.
- 1 Коринфянам 15:50, RSV
И Ириней, и валентиниане используют этот стих, чтобы аргументировать свое понимание воскресения мертвых. Валентиниане считали воскресение чисто духовным явлением, тогда как Ириней настаивал на том, что христиане будут воскрешены из мертвых в плотских телах. По словам Иринея, гностики использовали этот стих, чтобы доказать, что «дело рук Божиее не сохраняется». [19]
Ириней также полемизировал против Маркиона Синопского , который проповедовал, что Бог-творец еврейской Библии и Отец Иисуса Христа были двумя разными богами. Ириней утверждает, что тот же Бог, который послал Иисуса на Землю, также вел человека через историю посредством еврейского закона и пророков. [8]
Содержание
[ редактировать ]- Книга 1: I. Валентин , II. Пропатор , III. неправильное использование Библии, IV. мать Ахамот , В. Демиург , VI. Тройной человек, VII. против воплощения , VIII. валентинианцы . злоупотребляют Библией, IX опровержение Иринея, X. единство церкви, XI. Ученики Валентина и другие. XII. Птолемей и Колорбас . XIII. Маркус . XIV. буквы и слоги. XV. Сиге о двадцати четырех элементах. XVI. маркосианцы . XVII. Маркосианцы. XVIII. Неправильное использование отрывков из Книги Бытия. XIX. неправильное использование Библии XX. апокрифические писания , XXI. еретики об искуплении , XXII. отклонения от истины. XXIII. Симон Волхв и Менандр . XXIV. Сатурнин и Василид . XXV. Карпократ . XXVI. Керинф , эвиониты и николаиты . ХXVII. Сердо и Маркион . ХXVIII. Татиан , энкратиты . XXIX. Борборианцы . ХХХ. Офиты и сифиане . XXXI. Каиниты и заключение Книги I.
- Книга 2: Опровержение гностических систем с использованием в первую очередь философских аргументов, а не Священного Писания.
- Книга 3: Опровержение, основанное на апостольской преемственности и традиции, переданной в вере; защита воплощения Иисуса; защита непорочного зачатия.
- Книга 4: Доказательство того, что Бог Ветхого Завета — это Бог Нового Завета.
- Книга 5: Защита физического воскресения и вечного суда.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Также называется «Об обнаружении и ниспровержении ложно так называемых знаний», например, Питер Дриллинг. Домодернистская вера в постмодернистской культуре, 2006, стр. 73 «Но в конечном итоге «Обнаружение и ниспровержение ложно так называемых знаний» (фактическое название того, что обычно известно как «Против ересей»). ) расширен с двух томов до пяти».
- ^ Роберт Ли Уильямс Епископ перечисляет записал епископов Римской церкви в третьей из своих пяти книг, озаглавленных «Обнаружение и ниспровержение ложно так называемых знаний ниспровержение и » псевдонимных 2005, стр. 123 « Ириней знаний » , обычно называемых «Против ересей» ( Латинский: Adversus haereses , греческий : Κατὰ ἀρεσεων ).
- ^ Последняя фраза «ложно так называемое знание» (греч.: tes pseudonymou gnoseos, родительный падеж ; или именительный падеж pseudonymos gnosis ). «Инструмент для изучения греческих слов | неправильный псевдоним f. sg» . perseus.tufts.edu . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Унгер, Доминик Дж., Диллон, Джон Дж., Св. Ириней Лионский Против ересей, Том 1, стр. 3, 1992 г. «Последняя фраза названия «ложно так называемое знание» находится в 1 Тимофею. 6:20».
- ↑ Из-за упоминания Элевфера как нынешнего епископа Рима , работа обычно датируется ок. 180 . Шафф, Филип (2001) [ ок. 1885 ] « Вступительная записка к Иринею против ересей », Доникейские отцы , Том I, Против ересей , Издательство Уильяма Б. Эрдманс .
- ^ Существуют только фрагменты оригинального греческого текста, но существует полная копия в деревянном латинском переводе, сделанном вскоре после его публикации на греческом языке, а книги IV и V также присутствуют в буквальном армянском переводе. Понселе, Альберт (1910). «Святой Ириней» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк : Компания Роберта Эпплтона . Проверено 4 марта 2009 г.
- ^ Дэвис, Гленн (2008). «Ириней Лионский» . Развитие канона Нового Завета . Проверено 4 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Ричардсон, К. (1995). Ранние христианские отцы . Пробный камень. п. 343. ИСБН 978-0-684-82951-7 . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Фонд исследования Египта (1903 г.). Гренфелл, Бернард П.; Хант, Артур С. (ред.). Папирусы Оксиринха . Том. 3. Оксфорд. п. 10.
405 состоит из семи фрагментов, написанных мелким аккуратным унциальным почерком, датируемым не позднее первой половины третьего века и, возможно, столь же древнего, как и последняя часть второго.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хайде, Г. (2012). Вечная истина в руках истории: Краткая история системы в теологии . Издатели Wipf & Stock. п. 15. ISBN 978-1-63087-798-9 . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Донован, Мэри Энн (1998). «Ириней Лионский (рецензия)». Журнал ранних христианских исследований . 6 (4): 674–675. дои : 10.1353/earl.1998.0062 . S2CID 170882635 . Проект МУЗА 9987 .
- ^ Великие христианские мыслители: от ранней церкви до средневековья . Крепость Пресс. 2011. с. 12. ISBN 978-0-8006-9851-5 . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Стинберг, MC (2009). О Боге и человеке: теология как антропология от Иринея до Афанасия . Издательство Блумсбери. п. 21. ISBN 978-0-567-60047-9 . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Андерсон, WP (18 сентября 2023 г.). Путешествие по христианскому богословию: с текстами от первого до двадцать первого века . Крепость Пресс. п. 18. ISBN 978-1-4514-2032-6 . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ intertextual.bible/text/1-enoch-9-irenaeus-against-heresies-1.15.6
- ^ Вэлли, Джерард (1981). Исследование антигностической полемики: Ириней, Ипполит и Епифаний . Ватерлоо, Онтарио : Издательство Университета Уилфрида Лорье . п. 9 . ISBN 0-919812-14-7 . OCLC 8975860 .
- ^ Коцко, А. (2010). Политика искупления: социальная логика спасения . Издательство Блумсбери. п. 71. ИСБН 978-0-567-20432-5 . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Макфарланд, Ян А. (2009). Творение и человечество: источники христианского богословия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-23135-4 . [ нужна страница ]
- ^ Ириней (2001) [ ок. 180 ] « Показывая, как следует понимать отрывок из апостола, который извращают еретики, а именно: «Плоть и кровь Царствия Божия не наследуют». «, в книге Филипа Шаффа , «Доникейские отцы» , том I, «Против ересей» , книга V, глава IX, издательство William B. Eerdmans Publishing Company .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Против ересей - полный текст на сайте New Advent.
- Против ересей - полный текст в Эфирной библиотеке христианской классики.
- Adversus Haereses - полный текст на латыни (и греческом языке, где он существует)
- Аудиокнига в общественном достоянии «Против ересей» на LibriVox