Папа Элевтерий
Элевтерий | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Раннее христианство |
Папство началось | в. 174 |
Папство закончилось | 189 |
Предшественник | Сотер |
Преемник | Виктор I |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 189 Рим , Римская империя |
Святость | |
Праздник | 26 мая |
Папа Элевтерий ( греч . Ελευθέριος ; умер 24 мая 189 г.), также известный как Элевтер (греч. Ελεύθερος ), был епископом Рима с ок. 174 до своей смерти. [1] Его понтификат альтернативно датируется 171–185 или 177–193 годами. [2] Он почитается как святой в католической церкви .
С ним связано множество легенд, одна из которых приписывает ему получение письма от « Люция , короля Британии », но которое сейчас обычно считается подделкой .
Жизнь
[ редактировать ]Согласно Liber Pontificalis , он был греком, родившимся в Никополе в Эпире , Греция . [3] [4] Его современник Гегезипп писал, что он был дьяконом Римской церкви при папе Аникете (ок. 154–164) и оставался им при папе Сотере , сменившем его около 174 г. [а]
Диетический закон
[ редактировать ]VI века , известная как «Фелицианский каталог». Редакция Liber Pontificalis («Книга Пап») [б] включает дополнительный комментарий к более ранней записи об Элевтерии в работе. Одно дополнение приписывает Элевферию повторное издание указа: [с] [5] «И он снова подтвердил, что христиане, сильные в своей вере, не должны отказываться от еды, какой ее создал Бог, [при условии], однако, что она разумна и съедобна». Подобный указ мог бы быть издан против раннего продолжения еврейского диетического закона и против аналогичных законов, практиковавшихся гностиками и монтанистами . Однако возможно также, что редактор отрывка приписал Елевферию указ, аналогичный другому, изданному около 500 года, чтобы придать ему больший авторитет.
Британская миссия
[ редактировать ]Другое дополнение приписывает Элевтерию получение письма от « Луция , короля Британии » или « короля бриттов », в котором говорилось о намерении принять христианство. [д] Никаких более ранних отчетов об этой миссии обнаружено не было. Сейчас его обычно считают благочестивой подделкой , хотя по поводу его первоначальной цели остаются разногласия. Хэддан , Стаббс и Уилкинс [6] считал отрывок «явно написанным во времени и тоне» Проспера Аквитанского , секретаря Папы Льва Великого в середине V века и поддерживавшего миссии Германа Осерского и Палладия . [6] Дюшен датировал запись чуть позже понтификатом Бонифация II около 530 г. [1] и Моммзен в начале VII века. [1] Только последний поддержал бы предположение, что оно было направлено на поддержку григорианской миссии к англосаксам во главе с Августином Кентерберийским , который столкнулся с большими трудностями с коренными британскими христианами , как на Синоде в Честере . Действительно, кельтские христиане ссылались на древность своей церкви, чтобы в целом избегать подчинения Кентербери до нормандского завоевания , но, по-видимому, ни одна из сторон не приводила никаких аргументов, ссылающихся на миссию к Луцию, во время синодов среди валлийских и саксонских епископов.
Первым англичанином, упомянувшим эту историю, был Беде. [7] [8] и он, кажется, взял это не из местных текстов или традиций, а из Книги Пап . Впоследствии оно появилось в «Истории бриттов» 9-го века , традиционно приписываемой Неннию : В отчете говорится, что миссия папы крестила «Люция, британского короля, со всеми мелкими королями всего британского народа». [9] Однако отчет датирует это крещение 167 годом нашей эры (незадолго до понтификата Елевтерия) и приписывает его ( правил около 99–107 гг. Эваристу ). [9] В XII веке к этой истории начали добавляться новые подробности. Джеффри Монмута Псевдоисторическая « История королей Британии» очень подробно описывает Луция и называет посланников Папы к нему Фэганом и Дувианом . [10] XII века В «Книге Лландафа» двор Люция помещается в южном Уэльсе, а его эмиссары к папе упоминаются как Эльфан и Медви . [11]
Эхо этой легенды дошло даже до Швейцарии . В проповеди, произнесенной в Куре и сохранившейся в рукописи 8-го или 9-го века, Тимофей представлен как апостол Галлии Галлии. , откуда он отправился в римскую Британию и крестил царя по имени Луций, который сам стал миссионером в Галлии и, наконец, поселился в в Куре, где он с большим успехом проповедовал Евангелие. Таким образом Луций, один из первых миссионеров швейцарского округа Кур, стал отождествляться с предполагаемым британским королем из Liber Pontificalis . [12]
Гарнак предполагает, что в документе, из которого составитель Liber Pontificalis черпал свои сведения, найдено имя не Британио , а Бритио . Ныне это название ( , Бритиум Бирта- ) крепости Эдессы . [13] Таким образом, речь идет о Луции Элии Септиме Мегасе Абгаре VIII из Эдессы, христианском царе, как хорошо известно. Первоначальное утверждение Liber Pontificalis в этой гипотезе не имело ничего общего с Британией; составитель Liber Pontificalis изменил Бритио на Бриттанио и таким образом сделал сирийского Луция британским королем .
Смерть
[ редактировать ]Согласно Liber Pontificalis , папа Елевферий скончался 24 мая и был похоронен на Ватиканском холме ( в Ватикано ) рядом с телом апостола Петра . Более поздняя традиция перенесла его тело в церковь Сан-Джованни делла Пинья , недалеко от пантеона . В 1591 году его останки вновь были перенесены в церковь Санта-Сусанна по просьбе Камиллы Перетти, сестры папы Сикста V. Его праздник отмечается 26 мая.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Гегесипп, цитируется у Евсевия 1885 г. , Bk IV, Ch 22.
- ^ Catalogus Felicianus , названный в честь его окончания во время понтификата Феликса IV . Самый ранний сохранившийся кодекс датируется 9 веком.
- ^ " И этим он еще раз подтвердил, что христианам не следует отвергать никакую пищу, особенно верную, которую создал Бог, которая тем не менее разумна и человечна " .
- ^ В Хэддоне, Стаббсе и Уилкинсе, 1869 , стр. 25, этот отрывок дается следующим образом: « христианином по его приказу » Он принял письмо от Луция, короля Британии , чтобы стать . Knight 2012 , p. 14 этот отрывок цитируется так: « Он принял письмо от Луция, короля бриттов, о том, что Ксиан должен быть казнен по его приказу ». («Он принял письмо от Луция, короля бриттов , чтобы он мог стать сианцем путем его собственная воля».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кирш 1909 .
- ^ «Святой Елевферий | Биография, папство, праздник и факты | Британника» . www.britanica.com . 20 мая 2023 г. Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Брушер 1980 , с. 26: «Св. Элевтерий ок. 174 – ок. 189 [...] Согласно Liber Pontificalis , св. Елевферий был греком из Никополя в Эпире».
- ^ Батлер, Аттуотер и Терстон 1956 , с. 423: «Святой Елевферий, Папа ( ок. 189 г. н.э. ) [...] Утверждается, что он был греком по происхождению».
- ^ Дэвис 1989 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Хаддан, Стаббс и Уилкинс 1869 , с. 25.
- ^ Беда 1903 , Бк I, Глава 4.
- ^ Беде 1903 , Бк V, Глава 24.
- ^ Перейти обратно: а б Ненний 1848 , §22.
- ^ Джеффри Монмутский 1848 , Том. IV, гл. XIX.
- ^ Рис 1840 , стр. 26, 65.
- ^ Эльсенсон, Франц «Луций Курский» . Экуменический лексикон святых (на немецком языке).
- ^ фон Харнак 1904 , стр. 906–916.
Источники
[ редактировать ]- Беде (1903) [731]. Церковная история английской нации . Перевод Лайонела Сесила Джейна. Лондон: JM Dent & Co., с. 9 – через Wikisource .
- Брушер, Джозеф Станислав (1980). Папы на протяжении веков . Сан-Рафаэль, Калифорния: Нефф-Кейн. ISBN 978-0-89-141110-9 .
- Батлер, Албан; Аттуотер, Дональд; Терстон, Герберт (1956). Батлер «Жития святых» . Том. 2. Лондон: Бернс и Оутс.
- Дэвис, Рэймонд (1989). Книга понтификов (Liber Pontificalis) (1-е изд.). Издательство Ливерпульского университета. ISBN 9780853232162 .
- Евсевий (1885 г.). – через Wikisource .
- Джеффри Монмутский (1848) [ок. 1136]. Британская история Джеффри Монмута . Перевод Аарона Томпсона и Дж. А. Джайлза . Том. IV, гл. XIX – через Wikisource . От: Джайлз, Дж. А., изд. (1848). Шесть древнеанглийских хроник . Лондон: Генри Г. Бон.
- Хаддан, Артур Уэст ; Стаббс, Уильям ; Уилкинс, Дэвид, ред. (1869). «Приложение А: Дата введения христианства в Британии» . Соборы и церковные документы, относящиеся к Великобритании и Ирландии . Том. Я. Оксфорд: Clarendon Press. п. 25.
- Кирш, Иоганн Петер (1909). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Найт, Дэвид Дж. (2012). Король Британии Луций . Страуд, Англия: History Press. ISBN 9780752474458 .
- Ненний, [приписывается] (1848) [ок. 830]. История британцев . Перевод В. Ганна и Дж. А. Джайлза – через Wikisource . От: Шесть древнеанглийских хроник, две из которых теперь впервые переведены с монашеских латинских оригиналов: «Хроники Этельверда», «Жизнь Альфреда» Ассера, «Британская история» Джеффри Монмута, «Гилдас», «Ненний» и «Ричард Сайренчестерский» . Лондон: Генри Г. Бон. 1848.
- Рис, Уильям Дженкинс (1840). Либер Ландавенсис, Ллифр Тейло; или древний реестр соборной церкви Лландаффа с английским переводом и примечаниями . Лландовери: Рис.
- Гарнак, Адольф (1904). Отчеты о заседаниях Берлинской академии . Том я
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беда Венерабилис (731). Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum [ Церковная история английского народа ] (на латыни). Книга I, гл. IV – через Wikisource .
- Джеффри Монмутский (1854 г.) [ок. 1136]. Historia Regnum Britanniae [ История королей Британии ] (на латыни). Том. IV, гл. XIX. От: Шульц, А., изд. (1854 г.). «Готфрид фон Монмут Historia Regum Britanniae» с литературно-историческим введением и подробными примечаниями, а также «Брют Тизилио», старая хроника в немецком переводе . Галле, Германия: Эдуард Антон.
- Ненний [приписать] (1898) [ок. 830]. Моммзен, Теодор (ред.). Historia Brittonum [ История бриттов ] (на латыни). Том. II, гл. XXII. – через Викиисточник . От: «Historia Brittonvm cvm, дополнение Nennius». Исторические памятники Германии: Малая хроника, Века. IV.V.VI.VII Том. III. Берлин: Общество открытых источников германского средневековья. 1898 г.