Папа Вигилий
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2020 г. ) |
Бдительность | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Католическая церковь |
Папство началось | 29 марта 537 г. |
Папство закончилось | 7 июня 555 г. |
Предшественник | Сильвериус |
Преемник | Пелагиус I |
Личные данные | |
Рожденный | вроде 497 |
Умер | 7 июня 555 г. Сиракузы , Сицилия , Восточная Римская империя | (57–58 лет)
Папа Вигилий (умер 7 июня 555 г.) был епископом Рима с 29 марта 537 г. до своей смерти. Его считают первым папой византийского папства . Родившийся в семье римской аристократии, Вигилий служил диаконом и папским апокрисиарием в Константинополе . Он вступил в союз с императрицей Феодорой , которая искала его помощи в установлении монофизитства , и стал папой после свержения Сильвериуса . После того, как он отказался подписать императора Юстиниана I, указ осуждающий «Три главы» , Вигилий был арестован в 545 году и доставлен в Константинополь. Он умер на Сицилии, возвращаясь в Рим .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вигилий принадлежал к аристократической семье из Рима ; его отец, Иоанн, указан как консул в Liber pontificalis , получивший этот титул от императора в Константинополе . [1] По словам Прокопия , его брат Репарат был одним из сенаторов, взятых в заложники Витигисом , но успел бежать до того, как остготский король приказал их убить в 537 году. [2]
Вигилий поступил на службу Церкви и был рукоположен в сан диакона в 531 году. В том же году римское духовенство согласилось на указ, уполномочивавший папу определять правопреемство Святого Престола , ныне считающийся недействительным. [3] Вигилий был выбран Папой Бонифацием II своим преемником и представлен духовенству, собравшемуся в старой базилике Святого Петра . Противодействие такой процедуре привело к тому, что Бонифаций в следующем году отозвал свое назначение преемника и сжег указ, касающийся этого. [4]
Преемник Бонифация Агапет I (535–536) назначил Вигилия апокрисиарием в Константинополе . Императрица Феодора стремилась привлечь его в качестве сообщника, чтобы отомстить за свержение Агапитом монофизитского патриарха Константинопольского Антима I , а также получить помощь в своих усилиях в защиту монофизитов. [5] Говорят, что Вигилий согласился с планами интригующей императрицы, обещавшей ему Святой Престол и 700 фунтов золота. [4]
Восхождение к папству
[ редактировать ]Пока Вигилий находился в Константинополе, папа Агапет умер 22 апреля 536 года, а Сильверий стал папой под влиянием короля готов . Вскоре после рукоположения Сильверия византийский полководец Велизарий занял Рим, который затем был осаждён готами. Хотя готы не смогли полностью окружить город, и византийские солдаты, и жители опасались, что он будет уничтожен. Например, вскоре после начала осады Велизарий приказал женщинам, детям и ненужным слугам Рима отправиться в Неаполь , а также лагерным последователям его собственной армии. [6] Примерно в то же время Сильверия обвинили в предложении предать Рим готам. Велисарий приказал свергнуть его, принять монашество и сослать в Грецию. По тем же обвинениям из Рима были изгнаны и несколько других сенаторов. [7]
Какую роль сыграл Вигилий в свержении Сильверия, в первоисточниках неясно. Авторы Liber Pontificalis , враждебно настроенные по отношению к Вигилиусу, заявляют, что он передал Велизарию императорские приказы о свержении Сильвериуса, однако с осторожностью относятся к тому, как Сильверий был избран и рукоположен. [8] Прокопий , с другой стороны, утверждает, что Велисарий назначил Вигилиуса вскоре после свержения Сильверия. [7] Вигилий был рукоположен и возведен на престол папы 29 марта 537 года. После смерти Сильверия Вигилий был признан папой всем римским духовенством, хотя способ его возведения не был регулярным. [4]
Понтификат
[ редактировать ]Императрица Феодора вскоре узнала, что ее обманули. После того как Вигилий достиг цели своих амбиций и стал папой, он занял ту же позицию, что и его предшественник, в отношении монофизитов и свергнутого Анфима. Письмо, якобы отправленное папой низложенным патриархам-монофизитам Антимусу, Северу и Феодосию, по-видимому, указывает на то, что папа Вигилий принял монофизитство. Однако большинство следователей не считают это письмо подлинным и несет на себе все признаки подделки. [9] Папа не вернул Анфима на его должность. [4]
В 540 году Вигилий высказался по поводу монофизитства в двух письмах, отправленных в Константинополь. Одно из писем адресовано императору Юстиниану I , другое — патриарху Менасу . В обоих письмах папа положительно поддерживает соборы Эфесский и и Халкидонский , решения своего предшественника Папы Льва I низложение Патриарха Анфима. Несколько других писем, написанных Папой в первые годы его понтификата, содержат информацию о его вмешательстве в церковные дела различных стран. 6 марта 538 года он написал епископу Цезарию Арльскому о покаянии австразийского короля Теудеберта I в связи с его женитьбой на вдове своего брата. [10] 29 июня 538 г. епископу Брагскому Профутуру был отправлен декретал, содержащий решения по различным вопросам церковной дисциплины. Епископ Авксаний и его преемник Аврелиан Арльский вступили в сношения с папой относительно предоставления паллиума как знака достоинства и полномочий папского легата в Галлии ; папа послал соответствующие письма двум епископам. Тем временем в Константинополе возникли новые догматические трудности, которые доставили папе многочасовую горечь. В 543 г. император Юстиниан издал указ, осуждавший различные ереси оригенистов ; этот указ был отправлен на подпись и восточным патриархам, и Вигилию. [4]
Споры о трех главах
[ редактировать ]Чтобы отвлечь мысли Юстиниана от оригенизма , Феодор Аскид, епископ Кесарии Каппадокийской , обратил его внимание на тот факт, что осуждение различных представителей антиохийской школы , которые, как говорили, вдохновляли несторианство , значительно укрепило бы союз с монофизитами. Полегче. Император, придававший большое значение победе над монофизитами, согласился на это и в 543 или 544 году издал новый указ, осуждающий «Три главы» . «Три главы» касались сочинений Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и письма Ивы Эдесского. Хотя все трое действительно заблуждались, отчасти это произошло из-за неправильного понимания языка, использованного Кириллом Александрийским против несториан. И Ивас, и Феодорит были лишены епископства еретиками и восстановлены Святым Престолом и Халкидонским собором после анафемы Нестория. Не было хороших прецедентов такого сурового обращения с памятью людей, умерших в мире Церкви. Такое осуждение на этом этапе рассматривалось многими епископами как потенциально подрывающее сам Халкидонский собор. [11]
Восточные патриархи и епископы подписали осуждение этих Трех глав, хотя многие подписались под давлением. [11] Однако в Западной Европе эту процедуру считали неоправданной и опасной, поскольку опасались, что она умалит значение Халкидонского собора . Вигилий отказался признать императорский указ и был вызван Юстинианом в Константинополь, чтобы уладить там вопрос на синоде. Согласно Liber pontificalis от 20 ноября 545 года, когда папа праздновал праздник Святой Цецилии в церкви Св. Цецилии в Трастевере , и до того, как служба была полностью окончена, императорский чиновник Анфим приказал ему начать в однажды по пути в Константинополь. Папу немедленно доставили на корабль, который ждал в Тибре , чтобы его доставили в восточную столицу, в то время как часть населения проклинала папу и бросала камни в корабль. Рим был теперь осажден готами под предводительством Тотилы , и его жители впали в величайшие страдания. Вигилий отправил в Рим корабли с зерном, но они были захвачены противником. [12] Если история, изложенная в Liber pontificalis долгое время , по существу верна, папа, вероятно, покинул Рим 22 ноября 545 года. Он оставался на Сицилии и достиг Константинополя примерно в конце 546 года или в январе 547 года. [4]
После перевода в Константинополь Вигилий написал своим пленителям: «Делайте со мной, что хотите. Это справедливое наказание за то, что я сделал». и «Вы можете держать меня в плену, но блаженный апостол Петр никогда не будет вашим пленником». [13]
Находясь в плену, Вигилий пытался убедить императора послать помощь жителям Рима и Италии, которые так сильно теснили готы. Однако главный интерес Юстиниана заключался в вопросе о Трех главах, и, поскольку Вигилий не был готов пойти на уступки в этом вопросе и часто колебался в своих мерах, ему пришлось много пострадать. Дело осложнялось еще и тем, что латиняне, в том числе и Вигилий, по большей части не знали греческого языка и поэтому не могли самостоятельно судить об инкриминируемых писаниях. [11] Изменение его позиции следует объяснить тем, что осуждение упомянутых сочинений было по сути оправданным, но выглядело несвоевременным и могло привести к катастрофическим противоречиям с Западной Европой. Наконец, Вигилий в письме от 8 декабря 553 г. патриарху Евтихию признал решения Второго Константинопольского собора и подробно изложил свое решение в Конституции от 26 февраля 554 г. Папа согласился осудить Три главы: [14] и, таким образом, после восьмилетнего пребывания в Константинополе папа смог, придя к соглашению с императором, начать свое возвращение в Рим весной 555 года.
Смерть
[ редактировать ]Во время путешествия он умер в Сиракузах . Его тело было доставлено в Рим и похоронено в Сан-Мартино-ай-Монти над катакомбами Присциллы на Соляной дороге . [4]
Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Раймонд Дэвис, переводчик, Книга понтификов (Liber Pontificalis) (Ливерпуль: University Press, 1989), стр. 56
- ^ Прокопий, De bello gothico I (V).26; перевод Х.Б. Дьюинга, Прокопия (Кембридж: Классическая библиотека Леба, 1979), том. 3 стр. 247f
- ^ Фаннинг, Уильям (1911). Папские выборы . Католическая энциклопедия . Том. 11. Компания Роберта Эпплтона. Нью-Йорк . Онлайн-расшифровка Роберта А. Ороско (31 августа 2016 г.). Новый Адвент . Найт, Кевин (редактор). Архивировано 8 апреля 2016 года. «Принято считать, что ему запрещено делать это по Божественному закону».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кирш, Иоганн Петер (1912). Католическая энциклопедия . Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Дэвис, Книга понтификов (Liber Pontificalis) , стр. 55
- ^ Прокопий, De bello gothico I (V).25.1–4; перевод Дьюинга, том. 3 р. 239
- ^ Jump up to: а б Прокопий, De bello gothico I (V).25.13–14; перевод Дьюинга, том. 3 р. 243
- ^ Дэвис, Книга понтификов (Liber Pontificalis) , стр. 55 и далее.
- ^ см . Дюшен в «Ревю квестов». история. (1884), II, 373; Chamard, там же, I (1885), 557; Grisar в Аналекта Романа , I, 55 кв.м.; Savio in Civilta catt ., II (1910), 413–422].
- ↑ Письмо переведено в книге Уильяма Э. Клингширна, Цезарь Арльский: Жизнь, Завещание, Письма (Ливерпуль: University Press, 1994), стр. 118f.
- ^ Jump up to: а б с Бахус, Франциск Джозеф. «Три главы». Католическая энциклопедия. Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 11 октября 2017 г.
- ^ Дэвис, Книга понтификов (Liber Pontificalis) , стр. 57 и далее.
- ^ Кэрролл, Уоррен Х. (1987). Строительство христианского мира . Фронт Роял, Вирджиния: Издательство христианского колледжа. ISBN 978-0-931888-24-3 .
- ^ Мишель Рене Зальцман (2021). Кризисы падения Рима, устойчивость и возрождение в поздней античности . Издательство Кембриджского университета. п. 294. ИСБН 9781107111424 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Папа Вигилий». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Источники
- Эконому, Эндрю Дж. 2007. Византийский Рим и греческие папы: восточное влияние на Рим и папство от Григория Великого до Захарии, 590–752 гг . Лексингтонские книги.
- Луиза Роупс Лумис, Книга Пап (Liber Pontificalis) . Мерчантвилл, Нью-Джерси: Издательство Evolution. ISBN 1-889758-86-8 (Перепечатка издания 1916 года. Английский перевод с научными сносками и иллюстрациями).
Литература
[ редактировать ]- Клэр Сотинель : Виджилио. В: Массимо Брей (ред.): Папская энциклопедия. Том 1: Петр, святой. Анастасий библиотекарь, антипапа. Институт итальянской энциклопедии, Рим, 2000 г., стр. 512–529 ( treccani.it )
- Йозеф Рист (1997). «Вигилиус». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 12. Герцберг: Бауц. столбцы. 1383–1387. ISBN 3-88309-068-9 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88-141056-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Вигилиусом, на Викискладе?
Работы Вигилиуса или о нем в Wikisource
- Opera Omnia Минь Патрологии с аналитическими указателями (на латыни)