Народный католицизм
Народный католицизм можно в общих чертах охарактеризовать как различные этнические проявления и практики католицизма, смешанные с аспектами народной религии . Практика варьируется от места к месту и иногда может противоречить официальным доктринам и практикам Католической церкви. [1]
Описание
[ редактировать ]Некоторые формы народных католических практик основаны на синкретизме с некатолическими или нехристианскими верованиями или религиями. Некоторые из этих народных католических форм стали идентифицироваться как отдельные религии, как в случае с карибским и бразильским синкретизмом между католицизмом и западноафриканскими религиями, которые включают гаитянскую воду , кубинскую сантерию и бразильскую кандомбле .
Точно так же синкретизм между католической практикой и системами верований коренных народов или коренных американцев, который распространен в майя общинах в Гватемале и кечуа общинах в Перу , обычно не называют отдельными религиями; их практикующие обычно считают себя хорошими католиками.
Другие народные католические обычаи представляют собой местные разработки католических обычаев, которые не противоречат католической доктрине и практике. Примеры включают компадрацго в современной Иберии , Латинской Америке и на Филиппинах , который развился из стандартных средневековых европейских католических практик, которые вышли из моды в Европе после семнадцатого века; почитание . некоторых местных святых и паломничество в средневековую и современную Европу Народные католические практики встречаются там, где католицизм является основной религией, а не только в часто упоминаемых случаях Латинской Америки и Вест-Индии. Народные компромиссы между католицизмом и местными верованиями можно найти в гэльской Шотландии, Ирландии, Испании, Португалии, Франции, Италии, Польше, Германии, Австрии, на Филиппинах и на юге Индии.
В Ирландии открытое католическое богослужение было запрещено в соответствии с уголовным законодательством . Это привело к тому, что рассказчики придумывали свои собственные сказки, чтобы преподавать Евангелие или добавлять дополнительные уроки. Однако эти дальнейшие уроки часто противоречили учению католической церкви. В этих историях появляются различные повторяющиеся персонажи и темы, такие как Дева Мария , священники, апостол Павел , сатана и сам Иисус . [2]
На Филиппинах обычай Симбанг Габи зародился среди фермеров. [3] Симбанг Габи — это девятидневная серия религиозных месс, предшествующих Рождеству. В последний день Симбанг Габи, то есть в канун Рождества, служба вместо этого называется Миса де Галло (по-испански «Петушиная месса»). Он играет важную роль в филиппинской культуре. Оно зародилось в первые дни испанского правления на Филиппинах как практический компромисс для фермеров, которые начинали работу до восхода солнца, чтобы избежать полуденной жары на полях. Несмотря на усталость от долгого рабочего дня, люди все равно посещали традиционные вечерние новены. В 1669 году священники начали служить мессу ранним утром вместо вечерних новен, более распространенных в остальном латиноамериканском мире . Этот заветный рождественский обычай со временем стал отличительной чертой филиппинской культуры и символом обмена. [4]
Католическая церковь занимает прагматичную и терпеливую позицию по отношению к народному католицизму. Например, он может разрешить паломничество к месту сообщений о явлениях (например, Меджугорье ), не одобряя и не осуждая веру в сообщения о явлениях, и часто будет объявлять явления Марии и подобные чудеса «достойными веры» (например, Богоматерь Фатимская ) или будет подтверждать культ местных святых без фактического одобрения или рекомендации веры. Когда Католическая церковь считает, что имеет место явная ересь , она активно отвергает ее и советует католикам держаться подальше от подобных практик. Так обстоит дело с культом Санта-Муэрте (Святой Смерти, олицетворения и почитания смерти). Церковь осудила культ как кощунственный , назвав его «вырождением религии». [5] [6] [7]
Популярный католицизм в мире
[ редактировать ]Гаити
[ редактировать ]Одной из крупнейших и известных народных религий является Вуду . [8] Впервые она появилась на Гаити в 17 веке и превратилась в крупную религию, насчитывающую более 60 миллионов верующих по всему миру. [9]
Это началось в племенных регионах Королевства Дагомея , которое находится недалеко от современной Нигерии . [10]
Воду происходит из языка фон Дагомеи и означает «бог» или «дух». Воду был религией для многих людей в этой части Западной Африки. Это также начало ритмичного боя в барабаны, который стал важной частью поклонения и ива .
По прибытии на Гаити их новые владельцы запретили порабощенным людям исповедовать любую религию, кроме христианства. Многие рабы были крещены. Чтобы продолжить богослужение, они переняли католических святых и традиции. Святые стали заместителями своих Ива; Святой Петр , например, был Легбой . [11] Таким образом, они могли исповедовать свою веру и одновременно доставлять удовольствие рабовладельцу. [12] Нечто подобное произошло и с порабощенными африканцами, привезенными в другие страны, хотя Воду является одним из лучших примеров синкретизма, который произошел между католицизмом и верованиями коренных жителей Западной Африки.
Филиппины
[ редактировать ]На Филиппинах одним из наиболее важных праздников популярного католицизма является новена, рождественская известная как Симбанг Габи , которая возникла в фермерском сообществе и представляет собой девятидневный религиозный жест масс в рамках подготовки к Рождеству . В последний день Симбанг Габи , который совпадает с сочельником , проводится самая важная служба, называемая по-испански Миса де Галло («Месса Петуха»).
Это древняя традиция, отмечаемая с 1669 года и привезенная на Филиппины испанскими миссионерами : первоначально девять месс проводились очень рано утром, поскольку большинство жителей страны были фермерами , которым приходилось идти на работу до рассвета, чтобы не попасть впросак. в полях в самые жаркие часы дня.
Хотя вечерние новены были более распространены в остальном латиноамериканском мире , этот рождественский обычай со временем стал отличительной чертой филиппинской культуры и символом общего участия народной веры. [13]
Европа
[ редактировать ]Италия
[ редактировать ]В Италии распространение народного католицизма обусловлено тремя основными факторами: [14]
- региональное чувство принадлежности к католической церкви , штаб-квартира которой находится в Италии;
- распространить традиционные формы поклонения Иисусу святилищами , Мадоннам , ангелам , святым и покровителям , которые присутствуют во всех регионах Италии и связаны со , символами , реликвиями и религиозными праздниками ;
- благотворительная деятельность и культурная местных католических объединений. [14]
События, которые способствовали формированию популярного итальянского католицизма, включают Контрреформацию , Тридентский собор , а затем социальную и гражданскую активность католического движения между девятнадцатым и двадцатым веками. [14]
Среди наиболее популярных святых и покровителей Италии — Сан-Пио ( Падре Пио ), Святой Антоний Падуанский , Святой Франциск Ассизский (Сан-Франческо), Санта- Рита Кашиа , Святой Иосиф , Святой Михаил , Мать Тереза , Святая Клара де Ассизи , святая Розалия , Януарий , святая Агата , святой Амвросий и святая Екатерина Сиенская . [15] Симон Трентский также входит в число популярных деятелей итальянского народного католицизма.
Для итальянского крестьянства наличие священного ассоциировалось с обрядами традиционной магии, называемыми бенедикариями . [16] Эту форму магии практиковали штролге ( итальянский : le streghe , «ведьмы» ), сочетая знание трав , формул и заклинаний с таинствами и молитвами католической церкви. [17]
Ирландия
[ редактировать ]Ирландия имеет богатое наследие народного католицизма. Среди многих обычаев и обычаев есть традиция святых колодцев . Эти священные колодцы разбросаны по всей Ирландии, и их посещают люди, ищущие телесного лечения, например, глазных болезней. [11] Святые колодцы содержат воду, благословленную католическим священником или епископом, и обычно посвящены одному из множества местных ирландских святых, например святой колодец Святого Сенана на острове Скэттери . [12]
Еще одна традиция – святая лента. Самым известным из них является Брат Брайд в честь святой Бригитты . [8] Это кусок ткани или ленты, оставленный на ночь на подоконнике накануне праздника святого. Считается, что в ту ночь святой пройдет через Ирландию и прикоснется к ленте, которую затем хранят отдельные люди и почитают как святыню, которую можно использовать для помощи больным или для защиты. [9] Другие примеры священной ленты включают Рибин Каиннер. [7] в честь Св. Каннер и Св. Гобнаита . Мера [5] Другой ирландский обычай заключается в том, что на Рождество люди берут кусок соломы из кроватки в церкви, и это должно обеспечить финансовую безопасность на предстоящий год. [18]
Германия
[ редактировать ]В часовне Аморсбрунн в Аморбахе, Франкония, Бавария, есть фонтан, который якобы помогает зачать детей, если купаться в нем, и является местом паломничества как христиан, так и нехристиан, которые делят воду. Предполагаемые силы воды и паломничество к ним возникли еще до строительства часовни; ранее существовавшее священное место было намеренно включено в новое здание и связанную с ним религию, то есть католицизм, создавая «культ преемственности». Затем силы воды приписывались «некоторым средневековым католическим святым», но они «выглядели ложными и слабо мотивированными». Сила этого места ранее приписывалась германской легендарной фигуре по имени Мать Холле/Хольда, и там ее почитали. [19] В более общем смысле, она продолжает жить как сказочный персонаж, погода, особенно снеговик, и вообще деятель культуры, даже появляясь в фильмах, основанных на сказке, названной в ее честь.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Верго 1982 .
- ^ О Суиллеабхайн, Шон (2011). Чудесное изобилие: ирландские религиозные народные сказки и легенды . Университетский колледж Дублина . стр. 17–21. ISBN 978-0-9565628-2-1 .
- ^ Ордонес, Миньонг. «Почему народный католицизм сохраняет нашу веру» , Philippine Daily Inquirer , 11 марта 2012 г.
- ^ Росес, Альфредо (1 октября 2009 г.). Культурный шок! Филиппины: Руководство по выживанию по обычаям и этикету . Справочник Маршалла Кавендиша. ISBN 978-0761456711 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б « Святая смерть приходит в Чикаго» . Чикаго Трибьюн . Проверено 8 сентября 2016 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Гарма, Карлос (10 апреля 2009 г.). «Культ Санта-Муэрте» . Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико . Проверено 8 сентября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ватикан объявил мексиканскую смерть святой кощунственной» . Новости Би-би-си . 9 мая 2013 года . Проверено 8 сентября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Гаити: орфографическое вуду» . факультет.webster.edu . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Внутри ритуалов вуду на Гаити» . Культура . 07.07.2004. Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Лонг, Кэролайн Марроу (31 мая 2001 г.). Духовные торговцы: религия, магия и коммерция . Университет Теннесси Пресс. п. 46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Гаити: Матчи Льва с католическими святыми» . факультет.webster.edu . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Гаитянское Вуду» . ДВИЖУЩИЕСЯ ФИКЦИИ . 12.11.2019 . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Альфредо и Грейс Росес, Культурный шок! Филиппины: Руководство по выживанию по обычаям и этикету, Справочник Маршалла Кавендиша, октябрь 2009 г., ISBN 0761456716.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Людей или элиту: Итальянская церковь на перепутье» . Жизнь и мысль : 55–60. Март 2003 года.
- ^ «Самые почитаемые святые в Италии» . 2006.
- ^ Вито Кватрокки, Бенедикария: Магический католицизм , 2006.
- ^ Андреа Бокки Модроне, Волшебный ботинок: популярная магия и колдовство хорошей страны , Il Crogiuolo, 2011.
- ^ «Рождественские традиции Уэксфорда» . Независимый.т.е . 29 декабря 2018 г. Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Кляйнхемпель, Ульрих Р. «Гадание: Мать Холле как богиня провидения - от Валахфрида Страбона до Мартина Лютера». В: Идунна (2021): 1-4. https://www.academia.edu/49362123/Divination_Mother_Holle_as_Goddess_of_Seerdom_From_Walahfrid_Strabo_up_to_Martin_Luther
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Кэтрин (1999). Жизнь в удержании имеет: кока и культурная идентичность в Андском сообществе . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института .
- Бадоне, Эллен, изд. (1990). Религиозное православие и народная вера в европейском обществе . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета .
- Кристиан, Уильям А. младший (1981). Явления в Испании позднего средневековья и эпохи Возрождения . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Джонсон, Пол Кристофер (2002). Тайны, сплетни и боги: трансформация бразильского кандомбле . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- Нутини, Хьюго (1984). Ритуальное родство: идеологическая и структурная интеграция системы Компадрацго в сельской Тлашкале . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- ——— (1988). Тодос Сантос в сельской Тлашкале: синкретический, выразительный и символический анализ культа мертвых . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Тейлор, Лоуренс Дж. (1995). Случаи веры: антропология ирландских католиков . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета .
- Рейес, Доминик; и др. (2013). Народный католицизм в городе Илиган . Илиган, Филиппины: МГУ-Технологический институт Илигана.
- Вергот, Антуан (1982). «Народный католицизм: его значение, ценность и неоднозначность» . Филиппинские исследования . 30 (1): 5–26. ISSN 2244-1638 . JSTOR 42632594 . Проверено 21 июля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с народным католицизмом, на Викискладе?