Dazhbog
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2009 г. ) |
Дажьбог ( русский : Дажьбо́г, Дажбо́г ), альтернативно Даждьбог ( белорусский : Даждзьбог ), Дажбох ( украинский : Дажбог ), Дажбог , Даждьбог , Дайбог , Дайбог , Дабог , Дазибогу или Дадзбог , был одним из главных богов славянской мифологии , наиболее вероятно, солнечное божество и, возможно, культурный герой . Он — один из нескольких подлинных славянских богов, упомянутых в ряде средневековых рукописей, и один из немногих славянских богов, свидетельства поклонения которым можно найти у всех славянских племен .
Дажбог (или Дажбох) упоминается в « Первой летописи » — истории ранней Киевской Руси как один из семи богов, чьи статуи князь Владимир Великий воздвиг перед своим дворцом в Киеве в 980 году, когда вступил на престол. Имя упоминается также в Ипатьевской летописи , а также в средневековом древнеславянском эпосе «Слово о полку Игореве» .
Этимология
[ редактировать ]Праславянская дадььбогъ реконструкция — * , [ 1 ] и состоит из *dadjь, повелительного наклонения глагола *dati «давать», и существительного *bogъ «бог». Таким образом, первоначальное значение Дажьбога , по мнению Дубенского, Огновского и Нидерле , было бы «дающий бог», «богодаритель», «богодаритель».
это слово представляет собой старое сложное слово, которое особенно интересно, поскольку оно сохраняет старое значение праславянского *bogъ "земное богатство/благополучие; удача", с семантическим сдвигом на "распорядитель богатства/состояния" и, наконец, " бог". [ 2 ] Из-за отсутствия убедительных родственных слов в других индоевропейских языках праславянское *bogъ часто считается иранским заимствованием, связанным с индоиранскими Бхагами или, по крайней мере, находящимся под их семантическим влиянием; как в славянских, так и в индоиранских родственных формах означает как «божество», так и «богатство, доля». [ 3 ] Таким образом, в буквальном переводе Дажбог будет «дающий бог».
На других языках праславянский : *Daďьbogъ ; [ 1 ] Church Slavic : Даждьбогъ; Old East Slavic : Дажьбогъ; Belarusian : Даждбог , Дажбог, or Дабог; Bulgarian , Ukrainian and Macedonian : Даждбог Дажбог, Дайбог, or Дабог; Polish : Dadźbóg , Dażbóg , Dabóg ; Russian : Дажьбог , Дажбог, Дайбог, or Дабог; Serbo-Croatian : Daždbog / Даждбог, Dažbog / Дажбог, Dajbog / Дајбог, or Dabog / Дабог.
Характеристики
[ редактировать ]Самый интересный отрывок о Дажьбоге взят из Ипатьевской летописи — сборника XV века, состоящего из нескольких гораздо более древних документов из Ипатьевского монастыря в России. Полный отрывок, реконструированный на основе нескольких рукописей, переводится следующим образом:
[Тогда] началось его правление Феоста ( Гефеста ), которого египтяне называли Сварогом... во время его правления с неба упали кузнечные зубцы и впервые было выковано оружие; до этого [все] дрались дубинками и камнями. Феоста также повелел женщинам, чтобы у них был только один муж... и поэтому египтяне называли его Сварогом... После него правил его сын; звали его Солнце, и звали его Дажбог... Солнечный царь, сын Сварога. Это Дажбог.
По сути, это славянский перевод оригинальной греческой рукописи Малалина VI века. В греческом тексте имена богов — Гефест и Гелиос . Судя по всему, неизвестный русский переводчик попытался пересказать всю историю (действие которой происходит в Египте), заменив имена классических божеств на те, которые были более известны его читателям. [ 4 ]
Можно только надеяться, что он действительно заменил имена греческих богов их подходящими славянскими аналогами; однако по крайней мере один вопрос остается проблематичным: во всех славянских языках слово Солнце, Сунце , имеет нейтральный или женский род, а не мужской (однако существует древневосточнославянский эпический персонаж «Владимир Красивое Солнце» или «Владимир Яркий Солнце» ( ru ) [ циклическая ссылка ] [ 5 ] который занимает то же место, что и Артур в английской культуре).
Также в балтийской мифологии , наиболее родственной славянской, Солнце — женское божество Сауле , а Луна — мужское. Ту же закономерность можно наблюдать и в фольклоре многих славянских народов, где Солнце чаще всего отождествляется с матерью или невестой, а Луна — с отцом или мужем, а их дети — звёздами. Откуда именно выходит Дажьбог как возможное мужское солнечное божество славянского пантеона, остается под вопросом.
Более того, этот отрывок породил немало теорий о семейных отношениях между славянскими богами. Если предположить, что Сварог отцом Дажбога действительно считался , то возникает вопрос о его родстве со Сварожцем , другим божеством, которое упоминается как бог огня и войны в ряде других средневековых документов, описывающих языческие верования славян. Сварожиц — это просто уменьшительное от имени Сварога, то есть «маленький Сварог», что подразумевает, что он считался ребенком Сварога. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров предложили реконструкцию этой мифической генеалогии о том, что у Сварога, божества огня и кузни, подобного греческому Гефесту , было два сына; Дажбог, олицетворявший огонь на небе (т. е. Солнце), и Сварожиц, символизировавший пламя на земле, в кузнице. [ 4 ]
Хенрик Ловмяньский , однако, предположил, что Сварог был славянским богом неба и олицетворением самого дневного неба, возможно, продолжением протоиндоевропейского * Dyēus Ph 2 ter , в то время как Сварожиц и солнечный Дажьбог были одним и тем же божеством, хотя, заключил он, Существовали также два других аспекта Сварожицы: огненная Сварожица, как в Солнце (упоминается в древневосточных славянских средневековых рукописях), и лунная Сварожица, связанная с Луной. [ 6 ] Кинорежиссер и скандальный мифолог-любитель Франьо Ледич , напротив, предполагал, что Сварог и Дажьбог — один и тот же бог. [ 7 ]
Многие мифологи также считают Дажбога тождественным другому восточнославянскому божеству с возможными солнечными атрибутами — Хорсу . Осип Максимович Бодянский основывал эту теорию на следующем отрывке из «Первой летописи» :
И начал Владимир свое княжение в Киеве один и воздвиг на холме вне своего дворца с притвором идолов: Перуна деревянного с главой серебряной и усами золотыми, и Хорса Дажбога, и Стрибога, и Симаргла , и Мокоши .
Заметим, что имена Хорс и Дажьбог — единственные два, не разделенные четко словом «и» в тексте. Это могло быть указанием на составное божество Хорс Дажбог. На этом основании Топоров предположил, что Хорс мог быть иранским (возможно, сарматским или скифским) именем этого бога, а Дажбог – славянским. Борис Рыбаков сравнил Хорса и Дажьбога с Гелиосом и Аполлоном соответственно, сделав вывод, что оба они были солнечными богами, но если Хорс представлял само Солнце, то Дажьбог, как deus dator , скорее символизировал животворящую силу Солнца. [ 8 ] О том, что Хорс действительно был солнечным божеством, можно судить из следующего отрывка «Слова о полку Игореве» : [ 9 ]
Всеслав-князь судил людей; как принц, он управлял городами; но по ночам он бродил в облике волка. Из Киева, рыская, он дошел раньше петухов до Тмуторокани. Путь великого Хорса, как волк, крадущийся, пересек он.
Другими словами, князь Всеслав добрался до Тмуторокани еще до рассвета, перейдя таким образом путь Хорса-Солнца. Согласно мифическому взгляду на мир, Солнце должно ночью пройти через подземный мир, чтобы к рассвету достичь восточного горизонта. Это, а также тот факт, что князь Всеслав ночью превращается в волка, «переходя путь Хорса», проводит параллель с сербским Дабогом, который, как уже говорилось, считался хромым «волчьим пастырем». кто правит подземным миром.
Особый интерес представляет тот факт, что сербские народные источники описывают его как хромого; хромота была постоянным атрибутом греческого Гефеста, которого, как мы видели, Ипатьевская летопись сравнивала со славянским богом-кузнецом Сварогом, отцом Дажбога. (На самом деле, большинство индоевропейских богов-кузнецов были хромыми; причиной этого, скорее всего, был арсеникоз , низкий уровень отравления мышьяком , приводивший к хромоте и раку кожи . Мышьяк добавляли в бронзу для ее упрочнения, и большинство кузнецов из Бронзовый век страдал бы от хронических отравлений на рабочем месте.)
Сербский Дабог, повелитель подземного мира, также ассоциировался с драгоценными металлами, и иногда говорили, что у него серебряная борода. Веселин Чайканович пришел к выводу, что хтонический характер Дабога в сербском фольклоре очень хорошо сочетается с солнечным Дажбогом, упомянутым в древневосточнославянских источниках, указав, что во многих мифологиях солнечные божества, как правило, имеют двойные аспекты, один из которых - доброжелательный, связанный с Солнцем во время день, а другой зловещий, связанный с ночью, когда Солнце оказывается в ловушке в подземном мире. [ 10 ]
В своих исследованиях сербского фольклора Чайканович также пришел к выводу, что многие более доброжелательные аспекты Дажьбога были переданы популярным святым в народном христианстве, в частности, Святому Савве , сербскому национальному святому, который, хотя, несомненно, был реальной исторической личностью, в народном христианстве сказки часто выступает в роли культурного героя . [ 10 ] Тот факт, что в « Слове о полку Игореве » русы и их князья упоминаются как «внуки Дажьбога», указывает на то, что Дажьбог рассматривался как родовое божество, обычная роль архетипа культурного героя в мифологиях.
Дажбог считается мужем Живы , мать которой — Лада, богиня супружеской любви . [ нужна ссылка ]
В современной культуре
[ редактировать ]Скульптура бога была установлена в Голой Пристани ( Украина) в начале 2001 года. Через несколько дней ее разобрали из-за возражений церкви. [ 11 ]
10 апреля 2016 года идол Даждьбога был установлен славянскими язычниками в особо почитаемом месте в городе Астрахани , Россия. [ 12 ] 12 апреля 2016 года стала известна информация об осквернении идолов и уничтожении всех прилегающих территорий. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Олег Трубачёв (ред.) (1974–), Этимологический словарь славянских языков, Москва: Наука, volume 04, page 182f
- ^ Петар Скок (1971), Этимологический словарь хорватского или сербского языка, JAZU: Загреб, том I, страница 178ff.
- ^ Сравните OCS богатъ «богатый» и « убогъ» «бедный».
- ^ Jump up to: а б Витомир Белай «Прогулка сквозь годы, мифическая подоплека хорватских народных верований и обычаев», Загреб, 1998 г.
- ^ Диксон-Кеннеди, Майк (1998). Энциклопедия русских и славянских мифов и легенд . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 44, 304. ISBN 9781576070635 .
- ^ Хенрик Ловмяньский, Religija Slovena, Белград, 1996 г.
- ^ Франьо Ледич. Мифология славян, т. I, Загреб, 1970.
- ^ Борис Рыбаков . Древнеславянское язычество . Москва, 1981 г.
- ^ «Эта учетная запись f2o.org больше не обслуживается» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2006 г. Проверено 22 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Веселин Чайканович, Миф и религия у сербов, Белград, 1973.
- ^ В Херсонской области после протеста священников демонтировали скульптуру языческого бога Archived 2013-12-03 at the Wayback Machine Telegraf.by (11.07.2011) (in Russian)
- ↑ В Астрахани установили идола Даждьбога.
- ↑ В Астрахани осквернили идола Даждьбога.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кутарев Олег Владиславович (2021). «Дажбог: Древнеславянское языческое божество сияющего неба» . Студия Мифологика Славика . 24 . Любляна, Словения: 195–217. дои : 10.3986/SMS20212411 .