Кий (мифология)
Кий ( польский : Kij [kʲij] , латинский : !Qui ) или Квий ( польский : Kwij [kvʲij] ) — предполагаемый польский бог или мифическая фигура, связанная с кузнечным делом, упомянутая только в одном источнике, Постиле Козьменчика. Пока только Лешек Коланкевич взялся за интерпретацию этой фигуры. [ 1 ] : 444–445
Следует обратить внимание на тех, кто сегодня говорит безбожное в танцах или где-либо еще в представлениях, считает нечистое в своем сердце, выкрикивает и упоминает имена идолов и размышляет, возможно ли обращение к Богу Отцу. Конечно, нет. Ибо запрещено свободно слышать эти праздники, которые, к несчастью, отмечаются по тому, что осталось от обрядов проклятых язычников наших предков, разве что для наказания, как поднялся некогда крик жителей Содома и Гоморры. Ибо на этом празднике неприличное разоблачение и прочие мерзости, о которых, по словам Апостола, не следует даже и называть ради Бога Отца. Однако благодаря тому, что пришли проповедники, такие вещи прекращаются, и во многих местах уже прекратились [...] Нет другого имени под небом, в котором мы могли бы спастись. Ибо человек спасается не во имя Ладо , Ясса , !Квиа , Ния , а во имя Иисуса Христа... Не Лада, не Ясса, не Ния, каковы имена идолов, которым поклоняются здесь, в Польше, как некоторые летописи поляков свидетельствуют... [ 1 ] : 417
- Лукас Великий Козмин, Гнезненская проповедь , около 1405–1412 гг.
Этимология
[ редактировать ]Панславянское . слово *kyjь (сегодня «палка, кий, дубинка») происходит от слова *kovati («ковать»), первоначально означающего «бить» Раньше это существительное означало не только «палка, дубина», но и «молот» (ср . старославянский : кꙑи / kyi «молот», сербохорватский : kij «молот» (15 в.), литовский : kūjis » молоток"). От слова *kovati произошли такие польские слова, как kijanka « моющая лопатка », kuźnia « кузница », kowadło « наковальня », okowy «узы», podkowa « подкова », kowal « кузнец ». [ 2 ] [ 1 ] : 444–445
В Словаре старопольских личных имен фамилия Кий отмечается с 13 века, а фамилии Киян, Киянович, Кияновский, Кийко - с 14 века. Фамилии Кийский, Кийовский, Кияньский, Кие, Кийк, Киец, Киец(ы)ки появляются начиная с 15 века. Имя Кий означало «тот, кто бьет, кует» (ср. литовское: káuti «бить, ковать», древневерхненемецкое : houwan «бить», кельтское cuad «бить»). [ 2 ] [ 1 ] : 444–445
Интерпретация
[ редактировать ]В связи с тем, что существует только один источник, перечисляющий этого персонажа, и отсутствием информации о нем в этом источнике, возможности интерпретации ограничены. Киджа могла бы быть чередованием Нии , но против этого говорит тот факт, что в первом перечислении Киджа и Ния указаны вместе. Кий, упомянутый Козменчиком, может быть как-то связан с легендарным Кием – правителем восточных полян и основателем Киева , упомянутым в « Первой летописи» ( Длугош видит в основателе Киева «одного польского князя-язычника»), а также с другими персонажи со схожими именами, доноры имен для мест, похожих на Киев, включая гипотетически Куявию . [ 1 ] : 444–445
Название связано с неким архаичным мифологическим комплексом, олицетворением которого в иранской мифологии является Каве (от PIE . *kou̯ «ковать»), известный также как Кобе. Согласно сообщению X века до нашей эры, Каве был кузнецом-героем, убившим трехглавого дракона ( Ази-Дахака ) и основавшим династию Каяниан , где титул царей из этой династии был Кей или Кей (например, Кей Хосров ). Как и Каве, до основания Киева Кий убивает дракона. Похожий мотив сохранился в Малопольском (где металлургия существовала несколько сотен лет) легенде о Краке XIII века, который, по одной из версий, также убивает дракона. Таким образом, Кий мог быть мифическим кузнецом, убийцей драконов. [ 1 ] : 444–445
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коланкевич, Лешек (1999). Дзяды: театр Дня мертвых . Гданьск: Территории слов/изображений. ISBN 83-87316-39-3 . OCLC 46456548 . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дерксен, Рик. (2008). Этимологический словарь славянской унаследованной лексики . Лейден: Брилл. п. 256. ИСБН 978-90-474-2816-9 . OCLC 606382920 .