Jump to content

Поренут

Поренут
Поренут в древней иллюстрированной Британии
Главный культовый центр Чаренца
Область Ковер
Генеалогия
Родители

Поренут ( лат . Porenutius , Poremicius) [ 1 ] ) — бог с неизвестными функциями, упоминаемый только в двух источниках: Gesta Danorum и в Knýtlinga saga . Единственными историческими сведениями об этом боге является описание статуи, изображавшей его с четырьмя ликами на голове и пятым ликом на груди, которую держали за подбородок правой рукой и за лоб левой рукой.

Источники

[ редактировать ]

Первым источником, в котором упоминается Поренут, является Gesta Danorum Саксона Грамматика . Саксон описывает, как после того, как Аркона была захвачена датским королем Вальдемаром I , ее жители заключили с ним соглашение, что побуждает жителей Чаренцы заключить аналогичное соглашение и сдать город без боя. Саксон описывает, что в этом горде (крепости) было три храма, посвященных Ругиевиту , Поревиту и Поренуту. После разрушения датчанами храма и идола Ругиевита Саксон пишет: [ 2 ] [ 3 ]

И не удовлетворившись его разрушением, группа вспомогательных войск жадно обратилась к статуе Поревита, которой поклонялись в соседнем храме. У этого идола было пять голов, но он был вылеплен без украшений по бокам. Свергнув этого идола, они пошли в храм Поренуция. Эта статуя, изображенная с четырьмя лицами, имела пятое лицо, встроенное в тело, лба которого она касалась левой рукой, а подбородка - правой. Эта статуя упала под ударами топоров слуг. [ 4 ]

Латинский оригинальный текст

Ту же информацию затем дает сага о Книтлинге , в которой Поренут указан в искаженной форме Турупит ( древнеисландский : Turupið ). [ 5 ] [ 6 ] [ а ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Существует два основных способа толкования латинизированного теонима Поренуция . Одно из прочтений имени — Порениц . [ 2 ] [ б ] В этом случае имя этого бога буквально означало бы «сын Перуна » и возникло бы следующим образом: праславянское *Перунъ «бог бури» → древнеполабское *P'orěn лехитской апофонией e ' o ) → *P'orěnitjь . [ 8 ] Праславянский суффикс *-itjь имеет отчество , т. е. имя или фамилия, дополненные этим суффиксом, означают, что оно произошло от имени отца (ср. Сварог Сварожиц ), а в древнеполабском оно продолжается как *- ūt , *-yt , *-ic , что, скорее всего, на латыни писалось как -utius- , -ucius- . [ 1 ]

Первая часть также иногда связана со словом пора. [ 9 ] [ 10 ] в оригинале праславянское ( *pora ) означает «толчок, толчок», «сила, усилие, полная сила», «период усилий, упорной работы». [ 11 ] По мнению Яцека Банашкевича, польского профессора средневековой истории, три божества Чаренцы — это не «случайная» группа божеств, а группа божеств, покровительствующих областям, фундаментальным для существования общества. Он считает Ругиевита главным богом, покровительствующим войне и обществу, а Поревита и Поренута — божественными близнецами , дополняющими главное божество своими универсальными характеристиками. Банашкевич указывает, что общей чертой божественных близнецов является повторение первой или второй части имени; по его словам, Поревит и Поренут делят первую часть ( пора ). Он также указывает, что близнецы часто имеют противоречивые черты лица; Поревит считается «положительным» близнецом, имя которого следует понимать как «Повелитель силы, Повелитель, который может справиться со всем» (суффикс -vit «господин, правитель, хозяин» [ 12 ] ), тогда как Поренут считается «отрицательным» близнецом и переводит его имя как «Господин, нуждающийся в поддержке», читая суффикс -nut как -nud и соединяя его со старопольским nuda и немецким Nut , означающим «нужда, принуждение». . Банашкевич также указывает на тот факт, что у них обоих по пять лиц, на два меньше, чем у Ругяевита, причем у Поренута на голове только четыре лица, а пятое он держит руками на груди, что, по его мнению, может указывать на то, что его персонаж Значение снижается по сравнению с Поревитом. Также может быть важно, чтобы правая рука поддерживала пятое лицо, а левая рука держала его за лоб. [ 10 ] Анджей Шиевский также выступает за объединение первой части слов Поревит и Поренут со словом пора . [ 9 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вероятно, путают с финско-эстонским богом Тарапитой . [ 6 ] Также были предприняты попытки перевести название как Торопец-Тропец , от слова трепати «трясти, ударять, спешить». [ 7 ]
  2. ^ Александр Гейштор : Поренюк . Он полонизировал его как Пьорунец , Пьоруник . [ 7 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Лучинский, Михал (2014). «Два старославянских теонима: Пслав. *Сварожить, соц. *P'orěnitjь - отчество эпитеты или лицемерие?». Ономастика . 58 . Краков: Комитет лингвистики Польской академии наук, Институт польского языка Польской академии наук: 235–252. ISSN   0078-4648 .
  • Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN  83-7318-205-5 .
  • Борись, Веслав (2005). "время". Этимологический словарь польского языка . Краков: Wydawnictwo Literackie. ISBN  978-83-08-04191-8 .
  • Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN  978-83-235-0234-0 .
  • Банашкевич, Яцек (1996). «Владыка Ругии - Ругевит и его спутники из Гардзца: Поревит и Поренут (Саксон Граматик, Gesta Danorum XIV, 39,38-41)». В Курнатовской, Зофья (ред.). Славянская культура в средневековой Европе . Том 1. Вроцлав: ВЕРК. стр. 75–82. ISBN  83-901964-7-6 .
  • Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN  978-90-04-44138-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c957d2573f9a147f7e5dbcde9171cb3__1675893000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/b3/3c957d2573f9a147f7e5dbcde9171cb3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Porenut - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)