Поренут
Поренут | |
---|---|
![]() Поренут в древней иллюстрированной Британии | |
Главный культовый центр | Чаренца |
Область | Ковер |
Генеалогия | |
Родители |
|
Поренут ( лат . Porenutius , Poremicius) [ 1 ] ) — бог с неизвестными функциями, упоминаемый только в двух источниках: Gesta Danorum и в Knýtlinga saga . Единственными историческими сведениями об этом боге является описание статуи, изображавшей его с четырьмя ликами на голове и пятым ликом на груди, которую держали за подбородок правой рукой и за лоб левой рукой.
Источники
[ редактировать ]Первым источником, в котором упоминается Поренут, является Gesta Danorum Саксона Грамматика . Саксон описывает, как после того, как Аркона была захвачена датским королем Вальдемаром I , ее жители заключили с ним соглашение, что побуждает жителей Чаренцы заключить аналогичное соглашение и сдать город без боя. Саксон описывает, что в этом горде (крепости) было три храма, посвященных Ругиевиту , Поревиту и Поренуту. После разрушения датчанами храма и идола Ругиевита Саксон пишет: [ 2 ] [ 3 ]
И не удовлетворившись его разрушением, группа вспомогательных войск жадно обратилась к статуе Поревита, которой поклонялись в соседнем храме. У этого идола было пять голов, но он был вылеплен без украшений по бокам. Свергнув этого идола, они пошли в храм Поренуция. Эта статуя, изображенная с четырьмя лицами, имела пятое лицо, встроенное в тело, лба которого она касалась левой рукой, а подбородка - правой. Эта статуя упала под ударами топоров слуг. [ 4 ]
Латинский оригинальный текст
Ту же информацию затем дает сага о Книтлинге , в которой Поренут указан в искаженной форме Турупит ( древнеисландский : Turupið ). [ 5 ] [ 6 ] [ а ]
Интерпретации
[ редактировать ]Существует два основных способа толкования латинизированного теонима Поренуция . Одно из прочтений имени — Порениц . [ 2 ] [ б ] В этом случае имя этого бога буквально означало бы «сын Перуна » и возникло бы следующим образом: праславянское *Перунъ «бог бури» → древнеполабское *P'orěn (с лехитской апофонией e → ' o ) → *P'orěnitjь . [ 8 ] Праславянский суффикс *-itjь имеет отчество , т. е. имя или фамилия, дополненные этим суффиксом, означают, что оно произошло от имени отца (ср. Сварог → Сварожиц ), а в древнеполабском оно продолжается как *- ūt , *-yt , *-ic , что, скорее всего, на латыни писалось как -utius- , -ucius- . [ 1 ]
Первая часть также иногда связана со словом пора. [ 9 ] [ 10 ] в оригинале праславянское ( *pora ) означает «толчок, толчок», «сила, усилие, полная сила», «период усилий, упорной работы». [ 11 ] По мнению Яцека Банашкевича, польского профессора средневековой истории, три божества Чаренцы — это не «случайная» группа божеств, а группа божеств, покровительствующих областям, фундаментальным для существования общества. Он считает Ругиевита главным богом, покровительствующим войне и обществу, а Поревита и Поренута — божественными близнецами , дополняющими главное божество своими универсальными характеристиками. Банашкевич указывает, что общей чертой божественных близнецов является повторение первой или второй части имени; по его словам, Поревит и Поренут делят первую часть ( пора ). Он также указывает, что близнецы часто имеют противоречивые черты лица; Поревит считается «положительным» близнецом, имя которого следует понимать как «Повелитель силы, Повелитель, который может справиться со всем» (суффикс -vit «господин, правитель, хозяин» [ 12 ] ), тогда как Поренут считается «отрицательным» близнецом и переводит его имя как «Господин, нуждающийся в поддержке», читая суффикс -nut как -nud и соединяя его со старопольским nuda и немецким Nut , означающим «нужда, принуждение». . Банашкевич также указывает на тот факт, что у них обоих по пять лиц, на два меньше, чем у Ругяевита, причем у Поренута на голове только четыре лица, а пятое он держит руками на груди, что, по его мнению, может указывать на то, что его персонаж Значение снижается по сравнению с Поревитом. Также может быть важно, чтобы правая рука поддерживала пятое лицо, а левая рука держала его за лоб. [ 10 ] Анджей Шиевский также выступает за объединение первой части слов Поревит и Поренут со словом пора . [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Лучинский 2014 , стр. 235.
- ^ Перейти обратно: а б Альварес-Педроса 2021 , с. 194.
- ^ Гейстор 2006 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б Альварес-Педроса 2021 , с. 194-199.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Альварес-Педроса 2021 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Гейстор 2006 , с. 132.
- ^ Лучинский 2014 , стр. 246.
- ^ Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Банашкевич 1996 , стр. 81.
- ^ Борись 2005 , стр. 464.
- ^ Гейстор 2006 , с. 117.
Библиография
[ редактировать ]- Лучинский, Михал (2014). «Два старославянских теонима: Пслав. *Сварожить, соц. *P'orěnitjь - отчество эпитеты или лицемерие?». Ономастика . 58 . Краков: Комитет лингвистики Польской академии наук, Институт польского языка Польской академии наук: 235–252. ISSN 0078-4648 .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Борись, Веслав (2005). "время". Этимологический словарь польского языка . Краков: Wydawnictwo Literackie. ISBN 978-83-08-04191-8 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Банашкевич, Яцек (1996). «Владыка Ругии - Ругевит и его спутники из Гардзца: Поревит и Поренут (Саксон Граматик, Gesta Danorum XIV, 39,38-41)». В Курнатовской, Зофья (ред.). Славянская культура в средневековой Европе . Том 1. Вроцлав: ВЕРК. стр. 75–82. ISBN 83-901964-7-6 .
- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .