Jump to content

Yarilo

Ярило ( кириллица : Ярило, Ярила ; Сербско-хорватский : Jarilo , Jarilo ; Белорусский : Ярила , альтернативно Ярила , Ярило , Ярило , Юрай , Юрий или Геровит — предполагаемый восточный и южнославянский бог растительности , ) плодородия и весны . [ 1 ] [ 2 ]

Этимология

[ редактировать ]

Праславянский означает «весна» или «лето » корень *jarъ (банка) от праиндоевропейского *yōr- , *yeh₁ro- от *yeh₁r- , «сильный», «яростный», «пропитанный юношеская жизненная сила». Эта юношеская жизненная сила считалась священной в славянской дохристианской религии, и бог, олицетворяющий эту священную силу, назывался поэтому Яровитом, или лицемерно Ярило.

Источники

[ редактировать ]

Единственный исторический источник, в котором упоминается это божество, — это биография XII века, обращавшегося в свою веру немецкого епископа Оттона Бамбергского , который во время своих экспедиций по обращению языческих племен вендских и полабских славян встречал празднества в честь бога войны Геровита в города Вольгаст и Хафельберг . Геровит, скорее всего, является немецким производным славянского имени Яровит .

Вплоть до XIX века в Украине , России , Белоруссии и Сербии народные праздники Ярило отмечались в конце весны или начале лета. Ранние исследователи славянской мифологии признавали в них пережитки языческих обрядов в честь одноименного весеннего божества. В северной Хорватии и южной Словении , особенно в Белой Крайне , подобные весенние фестивали назывались Юрьево , Зелени Юрай или Зеленый Юрий ( Зеленый Георгий ), номинально посвященные Святому Георгию , и довольно похожие на праздники Ярило у других славянских народов.

Все эти весенние праздники в основном были похожи: процессии жителей деревни в этот день ходили на прогулку по деревне или по деревням. Что-то или кто-то был идентифицирован как Ярило или Юрай: кукла из соломы, мужчина или ребенок, украшенный зелеными ветвями, или девушка, одетая как мужчина, едущая на лошади. Были исполнены определенные песни, в которых говорилось о возвращении Юрая/Ярило из далекой страны за морем, о возвращении весны в мир, о благословениях, плодородии и грядущем изобилии.

Донецкая статуя Ярило работы Андрея Бутко.

Радослав Катичич и Витомир Белай попытались реконструировать мифологию, окружающую Ярило. По мнению этих авторов, он был довольно типичным божеством жизни-смерти-возрождения , которое, как полагали, (пере)рождалось и убивалось каждый год. Его мифический жизненный цикл отражал жизненный цикл урожая пшеницы: от его рождения при посеве, в период цветущей юности до жертвенной смерти во время сбора урожая.

Ярило был сыном верховного славянского бога-громовержца Перуна , его потерянного, пропавшего, десятого сына, родившегося в последнюю ночь февраля, в праздник Веля Ночь (Великая ночь), языческий славянский праздник Нового года . Однако в ту же ночь Ярило был украден у отца и увезен в мир мертвых, где его усыновил и воспитал Велес , враг Перуна, славянский бог подземного мира и скота. Славяне считали подземный мир вечнозеленым миром вечной весны и влажных травянистых равнин, где Ярило вырос, охраняя скот своего приемного отца. В мифической географии древних славян предполагалось, что земля мертвых лежит за морем, куда каждую зиму прилетают перелетные птицы.

С приходом весны Ярило возвращался из преисподней, то есть принося на землю весну и плодородие. Его возвращение отмечали весенние праздники Юрьево/Ярило, сохранившиеся в более позднем фольклоре. Катич определил ключевую фразу древних мифических текстов, описывающую это священное возвращение растительности и плодородия как рифму ходи/родити. [ 3 ] (ходить/рожать), сохранившийся в народных песнях:

...Где гуляет Юра/Жаре/Ярило, там для тебя будет поле...
"...Где ходит Юра/Жаре/Ярило, там твое поле рожает..."

Первой из богов, заметившей возвращение Ярило в мир живых, была Морана , богиня смерти и природы, а также дочь Перуна и сестра-близнец Ярило. Они влюблялись и ухаживали друг за другом посредством ряда традиционных, устоявшихся ритуалов, имитированных в различных славянских обычаях ухаживания или свадьбы. Божественная свадьба между братом и сестрой, двумя детьми верховного бога, отмечалась во время праздника летнего солнцестояния , сегодня известного как Иванье или Иван Купала в различных славянских странах . Этот священный союз Ярило и Мораны, божеств растительности и природы, обеспечивал изобилие, плодородие и благословение на земле, а также приносил временный мир между двумя главными славянскими богами, Перуном и Велесом, обозначавшими небо и подземный мир. Таким образом, были созданы все мифические предпосылки для обильного и благословенного урожая, который должен был собраться в конце лета.

Однако, поскольку жизнь Ярило в конечном итоге была связана с вегетативным циклом злаков, после сбора урожая (который ритуально рассматривался как убийство урожая) Ярило также встретил свою смерть. Миф объяснял это тем, что он изменил своей жене, и поэтому она (или их отец Перун, или их братья) в отместку убивает его. Эта довольно ужасная смерть на самом деле является ритуальным жертвоприношением, и Морана использует части тела Ярило, чтобы построить себе новый дом. Это мифическая метафора, намекающая на омоложение всего космоса, концепция, очень похожая на концепцию скандинавского мифа об Имире , гиганте, из тела которого боги создали мир.

Однако без мужа Морана превращается в разочарованную старую ведьму, ужасную и опасную богиню смерти, мороза и наступающей зимы (как кельтский Кайлиах ) и в конце концов умирает к концу года. В начале следующего года и она, и Ярило рождаются заново, и весь миф начинается заново.

Описание

[ редактировать ]

Как и подобает земледельческому божеству , Ярило ассоциировался с земледельческой образностью, с зернами и злаками: он носил белый плащ и пшеничный венок. [ нужна ссылка ] или венок из цветов [ 4 ] ( полевые цветы ) на голове [ 5 ] и нес сноп пшеницы в правой руке. Его также изображали держащим в другой руке человеческий череп (или отрубленную голову). [ 6 ] Говорят, что его также почитают как «бога эротической сексуальности». [ 7 ] [ 8 ]

Ученые Катичич и Белай также предположили, что бог имел некоторые лошадиные характеристики или, альтернативно, представлялся как лошадь.

  • В народных преданиях ярко подчеркивается наличие лошади (например, на белорусских праздниках Ярило символизировало девушку, одетая мужчиной и сидящая на коне), а также тот факт, что Ярило шел долгий путь и у него болели ноги. Таким образом, он наездник на лошади, которая еще и «ходит».
  • В исторических описаниях западнославянского язычества часто встречаются упоминания о содержавшихся в храмах священных лошадях , которые использовались для гадания, а предсказания делались на основе того, как конь ходил сквозь ряды торчащих из земли копий.
  • В некоторых обычаях некоторых балтийских и славянских свадебных торжеств лошадь символизирует молодого мужа.
  • В некоторых славянских народных песнях разгневанная молодая жена, видимо, изменившая мужу, убивает лошадь или приказывает братьям убить ее для нее.
  • Идентификация Ярило как озорного бога может включать в себя способность менять форму . Это видно и у других озорных языческих божеств, таких как Прометей и Локи , который сам когда-то принял облик лошади.

Сравнение с другими божествами

[ редактировать ]

Из сравнения с балтийской мифологией и славянскими фольклорными рассказами можно сделать вывод, что Ярило было связано с Луной. Его несколько озорной характер, который в конечном итоге приводит к предательству жены, сравнивали со сменой фаз Луны.

Его также сравнивали с другими богами смерти и возрождения , связанными с плодородием сельского хозяйства, такими как греческий Адонис и олимпийский бог Дионис . [ 9 ]

Отождествление со Святым Георгием

[ редактировать ]

С приходом христианства Ярило стали отождествлять со святыми Георгием и Иоанном , потому что праздники этих двух святых приходились на период между первым ростом и временем сбора урожая в великом годовом цикле вегетации и плодородия. Это делало их особенно подходящими для того, чтобы взять на себя функции этого бога в условиях нового христианского устроения. [ 10 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джонсон, Кеннет (1998). Славянское колдовство: шаманский путь посвящения . Сент-Пол, Миннесота: Публикации Ллевеллина. п. 89. ИСБН  1-56718-374-3 . OCLC   37725456 .
  2. ^ Лиминг, Дэвид. От Олимпа до Камелота: Мир европейской мифологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2003. с. 129.
  3. ^ Катичич, Радослав (2010). Зеленый Луг: Следы священных песен нашей дохристианской древности . Загреб: IBIS GRAFIKA / Matica Hrvatska. стр. 9–45. ISBN  978-953-6927-49-4 .
  4. ^ Лиминг, Дэвид . От Олимпа до Камелота: Мир европейской мифологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2003. с. 129.
  5. ^ Диксон-Кеннеди, Майк (1998). Энциклопедия русских и славянских мифов и легенд . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 317. ISBN   9781576070635 .
  6. ^ Шерман, Джозефа (2008). Рассказывание историй: энциклопедия мифологии и фольклора . Справочник Шарпа. п. 420. ISBN   978-0-7656-8047-1
  7. ^ Джонс, Пруденс; Пенник, Найджел (1995). История языческой Европы . Рутледж. п. 187. ISBN   978-1-136-14172-0 .
  8. ^ Диксон-Кеннеди, Майк (1998). Энциклопедия русских и славянских мифов и легенд . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 317. ISBN   9781576070635 .
  9. ^ Лиминг, Дэвид. От Олимпа до Камелота: Мир европейской мифологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2003. стр. 129-130.
  10. ^ Катичич, Радослав (2017). Наша старая вера: Следы священных песен нашей дохристианской древности . Загреб: IBIS GRAFIKA/Matica Hrvatska. стр. 18 и далее. ISBN  978-953-6927-98-2 .

Библиография

[ редактировать ]
  • В. Белай. «Прогулка по году, мифическая подоплека хорватских народных верований и обычаев», Golden Marketing, Загреб, 1998 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30762a9e91b0b866b91dfdfa7301e84b__1717602960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/4b/30762a9e91b0b866b91dfdfa7301e84b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yarilo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)