Jump to content

Зеленый Человек

Лиственная голова в форме листа аканта : поясок, поддерживающий Бамбергского всадника , Бамбергский собор , Германия, начало 13 века.

Зеленый Человек , также известный как лиственная голова , [1] — это мотив в архитектуре и искусстве лица, сделанного из листвы или полностью окруженного листвой , которая обычно распространяется от центра лица. [2] Помимо чисто декоративной функции, Зеленый Человек в первую очередь интерпретируется как символ возрождения, представляющий цикл нового роста, который происходит каждую весну .

Зеленого Человека Мотив имеет множество вариаций. Ветви или лозы могут прорастать изо рта, ноздрей или других частей лица, и эти побеги могут приносить цветы или плоды. Зеленый Человек, встречающийся во многих культурах разных эпох по всему миру, часто ассоциируется с божествами естественной растительности . Зеленые человечки , часто используемые в качестве декоративных архитектурных украшений , где они представляют собой форму маскарона или декоративной головы, часто встречаются в архитектурной скульптуре как на светских, так и на церковных зданиях западной традиции. В церквях Англии изображение использовалось для иллюстрации популярной проповеди, описывающей мистическое происхождение креста Иисуса .

Лиственные головы типа «Зеленый человек» впервые появились в Англии в начале 12 века на основе французских голов и были особенно популярны в готической архитектуре 13-15 веков. Идея о том, что мотив Зеленого человека представляет собой языческую мифологическую фигуру , предложенная леди Рэглан в 1939 году, несмотря на свою популярность среди непрофессионала, не подтверждается доказательствами. [1] [3] [4] [5]

VI века Византийская мозаика в Музее мозаики Большого дворца в Стамбуле.

Изображения Зеленого Человека, обычно называемые в истории искусства лиственными головами или лиственными масками, принимают множество форм, но большинство из них представляют собой просто «маску» или фронтальное изображение лица, которое в архитектуре обычно имеет рельеф . Самые простые изображают лицо мужчины, выглядывающее из густой листвы. У некоторых могут быть листья вместо волос, возможно, с листовой бородой. Часто показано, как листья или лиственные побеги растут из его открытого рта, а иногда даже из носа и глаз. В самых абстрактных примерах резьба на первый взгляд кажется просто стилизованной листвой, а лицевой элемент становится заметен лишь при ближайшем рассмотрении. Лицо почти всегда мужское; зеленые женщины встречаются редко. Леди Рэглан ввела термин «Зеленый человек» для этого типа архитектурной особенности в своей статье 1939 года «Зеленый человек в церковной архитектуре» в «Фольклорном журнале» . [6] Считается, что ее интерес возник из резных фигурок в церкви Святого Иеронима в Ллангвуме , Монмутшир . [7]

Зеленый Человек появляется во многих формах, из которых наиболее распространены три типа:

  • лиственная головка: полностью покрыта зелеными листьями
  • Извергающая голова: извергает растительность изо рта.
  • Голова кровососа: выбрасывает растительность из всех лицевых отверстий (например, слезных протоков, ноздрей, рта и ушей). [8] [9]
Скульптура Зеленого человека в руинах Хатры , современный Ирак, II век.

С точки зрения формализма историки искусства видят связь с масками в железного века кельтском искусстве , где лица появляются из стилизованного растительного орнамента в «Пластического стиля» металлических изделиях искусства Ла Тена . [10] Поскольку сохранившихся экземпляров так мало и почти ни одного в лесу, отсутствие непрерывного ряда примеров не является фатальным возражением против такой непрерывности.

Оксфордский словарь английского фольклора предполагает, что они в конечном итоге берут свое начало в позднеримском искусстве из масок из листьев, используемых для изображения богов и мифологических персонажей. [1] Персонаж, внешне похожий на Зеленого Человека, в виде частично лиственной маски, окруженной вакхическими фигурами, появляется в центре серебряного подноса IV века в « Сокровище Милденхолла» , найденного на территории римской виллы в Саффолке , Англия; Принято считать, что маска представляет Нептун или Океан , а слой состоит из морских водорослей. [11]

В своих лекциях в Грешам-колледже историк и профессор Рональд Хаттон прослеживает происхождение зеленого человека до Индии, заявляя, что «компонентные части конструкции Зеленого человека, созданной леди Рэглан, были разобраны. Средневековые лиственные головы изучались Кэтлин Бэсфорд в 1978 году и Мерсией МакДермотт в 2003. Выяснилось, что это мотив, первоначально разработанный в Индии, который прошел через средневековую арабскую империю в христианскую Европу. Там он стал украшением монахских рукописей, откуда распространился в церкви».

Народный музыкант Майк Хардинг привел примеры лиственных головных фигур из Ливана и Ирака, датированные II веком, в своей «Маленькой книге зеленого человека» , а также на своем веб-сайте. Аналогичные цифры есть на Борнео , Непале и Индии . храма VIII века Хардинг ссылается на лиственную голову из джайнского в Раджастане . [12]

Пример конца IV века, где зеленый человек извергает растительность изо рта, находится в Сен-Абре, в Сен-Илер-ле-Гран , Франция. [13]

XI века Романские церкви тамплиеров в Иерусалиме имеют романские лиственные главы. Хардинг предварительно предположил, что этот символ, возможно, возник в Малой Азии и был привезен в Европу странствующими резчиками по камню. [ нужна ссылка ]

Традиция изображения Зеленого человечка, вырезанного на христианских церквях, встречается по всей Европе, включая такие примеры, как Семь зеленых человечков из Никосии , вырезанные на фасаде церкви Святого Николая тринадцатого века на Кипре.

Этот мотив очень легко вписался в развивающееся использование растительной архитектурной скульптуры в романской и готической архитектуре Европы.

Более поздние лиственные головки в церквях, возможно, отражали легенды о Сифе , сыне Адама , согласно которым он сажает семена в рот своего умершего отца, когда тот лежит в могиле. Дерево, выросшее из них, стало деревом истинного креста распятия. Эта история была в «Золотой легенде о Якобе де Ворагине» , очень популярном сборнике христианских религиозных рассказов тринадцатого века, из которого часто брались темы церковных проповедей, особенно после 1483 года, когда Уильям Кэкстон напечатал английский перевод « Золотой легенды» . [14]

По словам христианского писателя Стивена Миллера, автора книги «Зеленый человек в средневековой Англии: христианские побеги из языческих корней» (2022), [15] «Это мотив христианско-иудейского происхождения, относящийся к легендам и средневековым житиям о поисках Сифа – три веточки/семена/зерна, посаженные под язык Адама после грехопадения его сыном Сетом (предоставленным ангелом милосердия). ответственный за охрану Эдема) стреляют вперед, принося новую жизнь человечеству». [16] Это понятие было впервые предложено Джеймсом Коултером (2006). [17]

Также ассоциацию изображения зеленого человечка с воплощением Христа предлагалось продемонстрировать выражением лица: там, где рядом появляются резные изображения Девы Марии , зеленые человечки показаны со счастливым выражением лица. [18]

Начиная с эпохи Возрождения , сложные вариации на тему Зеленого Человека, часто с головами животных, а не человеческими лицами, появляются во многих средствах массовой информации, помимо резьбы (включая рукописи , изделия из металла , экслибрисы и витражи ). Похоже, они использовались исключительно для декоративного эффекта, а не для отражения каких-либо глубоко укоренившихся убеждений.

Современная история

[ редактировать ]

В Великобритании образ Зеленого Человека возродился в 19 веке, став популярным среди архитекторов в эпоху готического возрождения и эпохи декоративно-прикладного искусства , когда он появился в качестве декоративного мотива во многих зданиях, как религиозных, так и светских. [ нужна ссылка ] Примерно в то же время этот мотив подхватили американские архитекторы. [ нужна ссылка ] Множество вариаций можно найти в неоготической викторианской архитектуре . Он был популярен среди австралийских каменщиков, и его можно найти на многих светских и священных зданиях. [ нужна ссылка ] включая пример на Бродвее, Сидней . [19] В 1887 году швейцарский гравер Нума Гайот создал экслибрис, изображающий Зеленого Человека в мельчайших деталях. . [20]

В апреле 2023 года голова Зеленого человека была изображена на приглашении на коронацию Карла III и Камиллы , созданном геральдическим художником и иллюминатором рукописей Эндрю Джеймисоном. Согласно официальному королевскому сайту: «Центральным элементом дизайна является мотив Зеленого человека, древней фигуры из британского фольклора, символизирующей весну и возрождение, символизирующей новое правление. Форма Зеленого человека, увенчанного естественной листвой. , состоит из листьев дуба, плюща и боярышника, а также символических цветов Соединенного Королевства». [21] [22] который намекал на «поклонника природы в короле Чарльзе», но поляризовал общественность. [5] Действительно, как отметила историк средневекового искусства Кассандра Харрингтон, хотя растительные фигуры были в изобилии на протяжении всего периода Средневековья и раннего Нового времени, лиственный мотив головы — это не «древняя фигура из британского фольклора», как провозгласил королевский двор, а европейский мотив. импорт. [3]

В фольклоре

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «лиственная голова» . Словарь английского фольклора (Оксфордский справочник) . Проверено 10 мая 2023 г. Историки искусства называют это листовидной головкой; на английском языке в течение последних двадцати лет его постоянно называли «Зеленый человек» — термин, впервые примененный к нему леди Рэглан в 1939 году, подлинное значение которого было совершенно иным.
  2. «Леди Уэллс» О боссе в Доме капитула Уэллсского собора см. Райт, Брайан (2011). Бригид: Богиня, Друидесша и Святая . Историческая пресса. п. 183. ИСБН  978-0752472027 .
  3. ^ Jump up to: а б Харрингтон, Кассандра (6 апреля 2023 г.). «Правда о «Зеленом человеке» короля Карла » . УнХерд .
  4. ^ Ливингстон, Жозефина (07 марта 2016 г.). «Удивительное упорство Зеленого Человека» . Житель Нью-Йорка . Проверено 7 мая 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Олмстед, Молли (8 апреля 2023 г.). «Достаточно ли британца Зеленого Человека для королевской коронации?» . Сланец . ISSN   1091-2339 . Проверено 7 мая 2023 г.
  6. ^ Реглан, Леди (март 1939 г.). «Зеленый человек в церковной архитектуре» . Фольклор . 50 (90990): 45–57. дои : 10.1080/0015587x.1939.9718148 . JSTOR   1257090 .
  7. ^ «Теории и интерпретации» . Загадка Зеленого Человека . Проверено 24 августа 2016 г.
  8. ^ Хардинг, Майк (1998). Маленькая книга Зеленого Человека . Аурум Пресс. п. 38. ISBN  1-85410-561-2 . Архивировано из оригинала 10 июля 2011 г.
  9. ^ Пешнекер, Сьюзен (2007). Горгульи: Из архивов Серой школы волшебства . Франклин Лейкс, Нью-Джерси: Career Press. стр. 127–128. ISBN  978-1-56414-911-4 .
  10. ^ Сандарс, с. 283, «Зеленый человек, выглядывающий сквозь листья боярышника в монастырях Норвича и в Саутвелле, является истинным потомком голов Брно-Маломержице» (знаменитые бронзовые кельтские изделия)
  11. ^ Иллюстрировано ( Основные моменты Британского музея: Великолепное блюдо из сокровищ Милденхолла. Архивировано 18 октября 2015 г. в Wayback Machine )
  12. ^ «Официальный веб-сайт Майка Хардинга» . Mikeharding.co.uk . Проверено 19 марта 2013 г.
  13. ^ Андерсон, Уильям (1990). Зеленый Человек . Харперколлины. п. 46. ​​ИСБН  0-06-250077-5 .
  14. ^ Доул, Фрэн; Доул, Джефф (2013). «Дух в дереве». Зеленый Человек в Британии . Челтнем, Англия: The History Press . ISBN  978-0750953139 .
  15. ^ Стивен Миллер (2022). Зеленый человек в средневековой Англии: ростки христианства из языческих корней . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1-5275-8411-2 .
  16. ^ Миллер, Стивен (19 апреля 2023 г.). «Христианская история мотива Зеленого человека (письма)» . Хранитель .
  17. ^ Коултер, Джеймс (2006). Зеленый человек без маски: новая интерпретация древней загадки . Авторский дом. стр. 79–89. ISBN  9781420882865 .
  18. ^ Саймондс, Пегги Муньос (1995). Иконографические исследования в английской литературе эпохи Возрождения: критическое руководство . Нью-Йорк: Garland Science . п. 321. ИСБН  9780824073879 .
  19. ^ Роуз, Джеймс (7 июня 2006 г.). «Зеленый человек на Бродвее» – через Flickr.
  20. Numa. Архивировано 7 января 2016 г. в Wayback Machine , Guyot Brothers.
  21. ^ «Приглашение на коронацию» . Королевский двор. 19 апреля 2023 г.
  22. ^ Джонс, Джонатан (5 апреля 2023 г.). «Приглашение на коронацию рассмотрено: Чарльз планирует устроить языческую вечеринку?» . Хранитель .

Цитированные источники

[ редактировать ]
  • Басфорд, Кэтлин (1998) [1978]. Зеленый Человек . Кембридж: DS Брюэр. ISBN  978-0859914970 .
  • Брамуэлл, Питер (2009). Языческие темы в современной детской художественной литературе: Зеленый человек, шаманизм, Тайны Земли . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0-230-21839-0 .
  • Сандарс, Нэнси К. , Доисторическое искусство в Европе , Пингвин (Пеликан, ныне Йельский университет, История искусства), 1968 (nb 1-е изд.)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эмис, Кингсли. Зеленый человек , Винтаж, Лондон (2004) ISBN   0-09-946107-2 (роман)
  • Андерсон, Уильям. Зеленый человек: архетип нашего единства с Землей , HarperCollins (1990). ISBN   0-00-599252-4
  • Бэсфорд, Кэтлин . Зеленый человек , DS Брюэр (2004) ISBN   0-85991-497-6 (первая монография по этой теме, сейчас переиздается в мягкой обложке)
  • Пиво, Роберт. Энциклопедия тибетских символов и мотивов Шамбалы. (1999) ISBN   1-57062-416-X , ISBN   978-1-57062-416-2
  • Читам, Том. Зеленый Человек, Земной Ангел: Пророческая традиция и битва за душу мира , SUNY Press, 2004 г. ISBN   0-7914-6270-6
  • Доэл, Фрэн и Доэл, Джефф. Зеленый человек в Великобритании , Tempus Publishing Ltd (май 2001 г.) ISBN   0-7524-1916-1
  • Хардинг, Майк. Маленькая книга Зеленого Человека , Aurium Press, Лондон (1998) ISBN   1-85410-563-9
  • Хикс, Клайв. Зеленый человек: Путеводитель , Compass Books (август 2000 г.) ISBN   0-9517038-2-X
  • МакДермотт, Мерсия. Исследуйте зеленых людей , изучайте книги, Heart of Albion Press (сентябрь 2003 г.) ISBN   1-872883-66-4
  • Мэтьюз, Джон. В поисках Зеленого Человека , Godsfield Press Ltd (май 2004 г.) ISBN   1-84181-232-3
  • Нишам, Мэри. Дух зеленого человека , Зеленая магия (декабрь 2003 г.) ISBN   0-9542963-7-0
  • Варнер, Гэри Р. Мифический лес, Зеленый человек и дух природы , Algora Publishing (4 марта 2006 г.) ISBN   0-87586-434-1
  • Название исследовательской статьи «Зеленый человек», написанной Брэндоном С. Сентерволлом из «Фольклор» . журнала
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39f3111c4733e80f5e92c025b26fa13b__1720781400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/3b/39f3111c4733e80f5e92c025b26fa13b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Green Man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)