Зеленый Человек

Зеленый Человек , также известный как лиственная голова , [1] — это мотив в архитектуре и искусстве лица, сделанного из листвы или полностью окруженного листвой , которая обычно распространяется от центра лица. [2] Помимо чисто декоративной функции, Зеленый Человек в первую очередь интерпретируется как символ возрождения, представляющий цикл нового роста, который происходит каждую весну .
Зеленого Человека Мотив имеет множество вариаций. Ветви или лозы могут прорастать изо рта, ноздрей или других частей лица, и эти побеги могут приносить цветы или плоды. Зеленый Человек, встречающийся во многих культурах разных эпох по всему миру, часто ассоциируется с божествами естественной растительности . Зеленые человечки , часто используемые в качестве декоративных архитектурных украшений , где они представляют собой форму маскарона или декоративной головы, часто встречаются в архитектурной скульптуре как на светских, так и на церковных зданиях западной традиции. В церквях Англии изображение использовалось для иллюстрации популярной проповеди, описывающей мистическое происхождение креста Иисуса .
Лиственные головы типа «Зеленый человек» впервые появились в Англии в начале 12 века на основе французских голов и были особенно популярны в готической архитектуре 13-15 веков. Идея о том, что мотив Зеленого человека представляет собой языческую мифологическую фигуру , предложенная леди Рэглан в 1939 году, несмотря на свою популярность среди непрофессионала, не подтверждается доказательствами. [1] [3] [4] [5]
Типы
[ редактировать ]
Изображения Зеленого Человека, обычно называемые в истории искусства лиственными головами или лиственными масками, принимают множество форм, но большинство из них представляют собой просто «маску» или фронтальное изображение лица, которое в архитектуре обычно имеет рельеф . Самые простые изображают лицо мужчины, выглядывающее из густой листвы. У некоторых могут быть листья вместо волос, возможно, с листовой бородой. Часто показано, как листья или лиственные побеги растут из его открытого рта, а иногда даже из носа и глаз. В самых абстрактных примерах резьба на первый взгляд кажется просто стилизованной листвой, а лицевой элемент становится заметен лишь при ближайшем рассмотрении. Лицо почти всегда мужское; зеленые женщины встречаются редко. Леди Рэглан ввела термин «Зеленый человек» для этого типа архитектурной особенности в своей статье 1939 года «Зеленый человек в церковной архитектуре» в «Фольклорном журнале» . [6] Считается, что ее интерес возник из резных фигурок в церкви Святого Иеронима в Ллангвуме , Монмутшир . [7]
Зеленый Человек появляется во многих формах, из которых наиболее распространены три типа:
- лиственная головка: полностью покрыта зелеными листьями
- Извергающая голова: извергает растительность изо рта.
- Голова кровососа: выбрасывает растительность из всех лицевых отверстий (например, слезных протоков, ноздрей, рта и ушей). [8] [9]
История
[ редактировать ]
С точки зрения формализма историки искусства видят связь с масками в железного века кельтском искусстве , где лица появляются из стилизованного растительного орнамента в «Пластического стиля» металлических изделиях искусства Ла Тена . [10] Поскольку сохранившихся экземпляров так мало и почти ни одного в лесу, отсутствие непрерывного ряда примеров не является фатальным возражением против такой непрерывности.
Оксфордский словарь английского фольклора предполагает, что они в конечном итоге берут свое начало в позднеримском искусстве из масок из листьев, используемых для изображения богов и мифологических персонажей. [1] Персонаж, внешне похожий на Зеленого Человека, в виде частично лиственной маски, окруженной вакхическими фигурами, появляется в центре серебряного подноса IV века в « Сокровище Милденхолла» , найденного на территории римской виллы в Саффолке , Англия; Принято считать, что маска представляет Нептун или Океан , а слой состоит из морских водорослей. [11]
В своих лекциях в Грешам-колледже историк и профессор Рональд Хаттон прослеживает происхождение зеленого человека до Индии, заявляя, что «компонентные части конструкции Зеленого человека, созданной леди Рэглан, были разобраны. Средневековые лиственные головы изучались Кэтлин Бэсфорд в 1978 году и Мерсией МакДермотт в 2003. Выяснилось, что это мотив, первоначально разработанный в Индии, который прошел через средневековую арабскую империю в христианскую Европу. Там он стал украшением монахских рукописей, откуда распространился в церкви».
Народный музыкант Майк Хардинг привел примеры лиственных головных фигур из Ливана и Ирака, датированные II веком, в своей «Маленькой книге зеленого человека» , а также на своем веб-сайте. Аналогичные цифры есть на Борнео , Непале и Индии . храма VIII века Хардинг ссылается на лиственную голову из джайнского в Раджастане . [12]
Пример конца IV века, где зеленый человек извергает растительность изо рта, находится в Сен-Абре, в Сен-Илер-ле-Гран , Франция. [13]
XI века Романские церкви тамплиеров в Иерусалиме имеют романские лиственные главы. Хардинг предварительно предположил, что этот символ, возможно, возник в Малой Азии и был привезен в Европу странствующими резчиками по камню. [ нужна ссылка ]
Традиция изображения Зеленого человечка, вырезанного на христианских церквях, встречается по всей Европе, включая такие примеры, как Семь зеленых человечков из Никосии , вырезанные на фасаде церкви Святого Николая тринадцатого века на Кипре.
Этот мотив очень легко вписался в развивающееся использование растительной архитектурной скульптуры в романской и готической архитектуре Европы.
Более поздние лиственные головки в церквях, возможно, отражали легенды о Сифе , сыне Адама , согласно которым он сажает семена в рот своего умершего отца, когда тот лежит в могиле. Дерево, выросшее из них, стало деревом истинного креста распятия. Эта история была в «Золотой легенде о Якобе де Ворагине» , очень популярном сборнике христианских религиозных рассказов тринадцатого века, из которого часто брались темы церковных проповедей, особенно после 1483 года, когда Уильям Кэкстон напечатал английский перевод « Золотой легенды» . [14]
По словам христианского писателя Стивена Миллера, автора книги «Зеленый человек в средневековой Англии: христианские побеги из языческих корней» (2022), [15] «Это мотив христианско-иудейского происхождения, относящийся к легендам и средневековым житиям о поисках Сифа – три веточки/семена/зерна, посаженные под язык Адама после грехопадения его сыном Сетом (предоставленным ангелом милосердия). ответственный за охрану Эдема) стреляют вперед, принося новую жизнь человечеству». [16] Это понятие было впервые предложено Джеймсом Коултером (2006). [17]
Также ассоциацию изображения зеленого человечка с воплощением Христа предлагалось продемонстрировать выражением лица: там, где рядом появляются резные изображения Девы Марии , зеленые человечки показаны со счастливым выражением лица. [18]
Начиная с эпохи Возрождения , сложные вариации на тему Зеленого Человека, часто с головами животных, а не человеческими лицами, появляются во многих средствах массовой информации, помимо резьбы (включая рукописи , изделия из металла , экслибрисы и витражи ). Похоже, они использовались исключительно для декоративного эффекта, а не для отражения каких-либо глубоко укоренившихся убеждений.
- Зеленый Человек в пресвитерии собора Святого Магнуса , Киркуолл, Оркнейские острова, ок. двенадцатый-тринадцатый века, норманнский и романский .
- Средневековый Зеленый Человек (извергающий тип) на капители колонны в английской церкви в Линкольншире.
- «Тип дегоржажа» в Саутвеллского собора доме отделения c. 1300
- Эта резьба по камню с изображением Зеленого человека из аббатства Дор , Херефордшир, Англия, сохранила часть своего первоначального цвета.
- Средневековый мизерикорд; Церковь аббатства Вандом , Франция
- Расписная деревянная крыша Рочестерского собора , Кент (средневековье)
- Эта резьба по дереву типа «лиственной головы» находится на ширме эпохи Возрождения в аббатстве Доре.
- Вырезанная капитель, южная дверь аббатства Мария Лаах , Германия
Современная история
[ редактировать ]В Великобритании образ Зеленого Человека возродился в 19 веке, став популярным среди архитекторов в эпоху готического возрождения и эпохи декоративно-прикладного искусства , когда он появился в качестве декоративного мотива во многих зданиях, как религиозных, так и светских. [ нужна ссылка ] Примерно в то же время этот мотив подхватили американские архитекторы. [ нужна ссылка ] Множество вариаций можно найти в неоготической викторианской архитектуре . Он был популярен среди австралийских каменщиков, и его можно найти на многих светских и священных зданиях. [ нужна ссылка ] включая пример на Бродвее, Сидней . [19] В 1887 году швейцарский гравер Нума Гайот создал экслибрис, изображающий Зеленого Человека в мельчайших деталях. . [20]
В апреле 2023 года голова Зеленого человека была изображена на приглашении на коронацию Карла III и Камиллы , созданном геральдическим художником и иллюминатором рукописей Эндрю Джеймисоном. Согласно официальному королевскому сайту: «Центральным элементом дизайна является мотив Зеленого человека, древней фигуры из британского фольклора, символизирующей весну и возрождение, символизирующей новое правление. Форма Зеленого человека, увенчанного естественной листвой. , состоит из листьев дуба, плюща и боярышника, а также символических цветов Соединенного Королевства». [21] [22] который намекал на «поклонника природы в короле Чарльзе», но поляризовал общественность. [5] Действительно, как отметила историк средневекового искусства Кассандра Харрингтон, хотя растительные фигуры были в изобилии на протяжении всего периода Средневековья и раннего Нового времени, лиственный мотив головы — это не «древняя фигура из британского фольклора», как провозгласил королевский двор, а европейский мотив. импорт. [3]
В фольклоре
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «лиственная голова» . Словарь английского фольклора (Оксфордский справочник) . Проверено 10 мая 2023 г.
Историки искусства называют это листовидной головкой; на английском языке в течение последних двадцати лет его постоянно называли «Зеленый человек» — термин, впервые примененный к нему леди Рэглан в 1939 году, подлинное значение которого было совершенно иным.
- ↑ «Леди Уэллс» О боссе в Доме капитула Уэллсского собора см. Райт, Брайан (2011). Бригид: Богиня, Друидесша и Святая . Историческая пресса. п. 183. ИСБН 978-0752472027 .
- ^ Jump up to: а б Харрингтон, Кассандра (6 апреля 2023 г.). «Правда о «Зеленом человеке» короля Карла » . УнХерд .
- ^ Ливингстон, Жозефина (07 марта 2016 г.). «Удивительное упорство Зеленого Человека» . Житель Нью-Йорка . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Олмстед, Молли (8 апреля 2023 г.). «Достаточно ли британца Зеленого Человека для королевской коронации?» . Сланец . ISSN 1091-2339 . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Реглан, Леди (март 1939 г.). «Зеленый человек в церковной архитектуре» . Фольклор . 50 (90990): 45–57. дои : 10.1080/0015587x.1939.9718148 . JSTOR 1257090 .
- ^ «Теории и интерпретации» . Загадка Зеленого Человека . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ Хардинг, Майк (1998). Маленькая книга Зеленого Человека . Аурум Пресс. п. 38. ISBN 1-85410-561-2 . Архивировано из оригинала 10 июля 2011 г.
- ^ Пешнекер, Сьюзен (2007). Горгульи: Из архивов Серой школы волшебства . Франклин Лейкс, Нью-Джерси: Career Press. стр. 127–128. ISBN 978-1-56414-911-4 .
- ^ Сандарс, с. 283, «Зеленый человек, выглядывающий сквозь листья боярышника в монастырях Норвича и в Саутвелле, является истинным потомком голов Брно-Маломержице» (знаменитые бронзовые кельтские изделия)
- ^ Иллюстрировано ( Основные моменты Британского музея: Великолепное блюдо из сокровищ Милденхолла. Архивировано 18 октября 2015 г. в Wayback Machine )
- ^ «Официальный веб-сайт Майка Хардинга» . Mikeharding.co.uk . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ Андерсон, Уильям (1990). Зеленый Человек . Харперколлины. п. 46. ИСБН 0-06-250077-5 .
- ^ Доул, Фрэн; Доул, Джефф (2013). «Дух в дереве». Зеленый Человек в Британии . Челтнем, Англия: The History Press . ISBN 978-0750953139 .
- ^ Стивен Миллер (2022). Зеленый человек в средневековой Англии: ростки христианства из языческих корней . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-5275-8411-2 .
- ^ Миллер, Стивен (19 апреля 2023 г.). «Христианская история мотива Зеленого человека (письма)» . Хранитель .
- ^ Коултер, Джеймс (2006). Зеленый человек без маски: новая интерпретация древней загадки . Авторский дом. стр. 79–89. ISBN 9781420882865 .
- ^ Саймондс, Пегги Муньос (1995). Иконографические исследования в английской литературе эпохи Возрождения: критическое руководство . Нью-Йорк: Garland Science . п. 321. ИСБН 9780824073879 .
- ^ Роуз, Джеймс (7 июня 2006 г.). «Зеленый человек на Бродвее» – через Flickr.
- ↑ Numa. Архивировано 7 января 2016 г. в Wayback Machine , Guyot Brothers.
- ^ «Приглашение на коронацию» . Королевский двор. 19 апреля 2023 г.
- ^ Джонс, Джонатан (5 апреля 2023 г.). «Приглашение на коронацию рассмотрено: Чарльз планирует устроить языческую вечеринку?» . Хранитель .
Цитированные источники
[ редактировать ]- Басфорд, Кэтлин (1998) [1978]. Зеленый Человек . Кембридж: DS Брюэр. ISBN 978-0859914970 .
- Брамуэлл, Питер (2009). Языческие темы в современной детской художественной литературе: Зеленый человек, шаманизм, Тайны Земли . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-21839-0 .
- Сандарс, Нэнси К. , Доисторическое искусство в Европе , Пингвин (Пеликан, ныне Йельский университет, История искусства), 1968 (nb 1-е изд.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эмис, Кингсли. Зеленый человек , Винтаж, Лондон (2004) ISBN 0-09-946107-2 (роман)
- Андерсон, Уильям. Зеленый человек: архетип нашего единства с Землей , HarperCollins (1990). ISBN 0-00-599252-4
- Бэсфорд, Кэтлин . Зеленый человек , DS Брюэр (2004) ISBN 0-85991-497-6 (первая монография по этой теме, сейчас переиздается в мягкой обложке)
- Пиво, Роберт. Энциклопедия тибетских символов и мотивов Шамбалы. (1999) ISBN 1-57062-416-X , ISBN 978-1-57062-416-2
- Читам, Том. Зеленый Человек, Земной Ангел: Пророческая традиция и битва за душу мира , SUNY Press, 2004 г. ISBN 0-7914-6270-6
- Доэл, Фрэн и Доэл, Джефф. Зеленый человек в Великобритании , Tempus Publishing Ltd (май 2001 г.) ISBN 0-7524-1916-1
- Хардинг, Майк. Маленькая книга Зеленого Человека , Aurium Press, Лондон (1998) ISBN 1-85410-563-9
- Хикс, Клайв. Зеленый человек: Путеводитель , Compass Books (август 2000 г.) ISBN 0-9517038-2-X
- МакДермотт, Мерсия. Исследуйте зеленых людей , изучайте книги, Heart of Albion Press (сентябрь 2003 г.) ISBN 1-872883-66-4
- Мэтьюз, Джон. В поисках Зеленого Человека , Godsfield Press Ltd (май 2004 г.) ISBN 1-84181-232-3
- Нишам, Мэри. Дух зеленого человека , Зеленая магия (декабрь 2003 г.) ISBN 0-9542963-7-0
- Варнер, Гэри Р. Мифический лес, Зеленый человек и дух природы , Algora Publishing (4 марта 2006 г.) ISBN 0-87586-434-1
- Название исследовательской статьи «Зеленый человек», написанной Брэндоном С. Сентерволлом из «Фольклор» . журнала
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Энциклопедия Greenman Wiki Сайт с подробным списком мест расположения Зеленых Людей в Великобритании.