Манайя (мифологическое существо)

Манайя маори . — мифологическое существо в культуре маори и распространенный мотив в резьбе [ 1 ] и ювелирные изделия .
Манайя обычно изображается с головой птицы, хвостом рыбы и телом человека, хотя иногда ее изображают в профиль в виде птицы, змеи или человеческой фигуры. Другие интерпретации включают морского конька и ящерицу. Слово manaia родственно основополагающему самоанскому термину fa'amanaia и имеет отношение к ниуэскому fakamanaia , оба значения которого означают создание украшения или украшение. [ 2 ]
Традиционно считается, что Манайя является посланником между земным миром смертных и царством духов, а ее символ используется как хранитель от зла. [ 3 ] В этой форме его обычно изображают в форме восьмерки, верхняя половина которой завершается птичьим клювом. Эта форма также широко использовалась в конструкциях дверных и оконных перемычек и других архитектурных элементов, а также в церемониальных рукоятках оружия. [ 4 ] Исследование резьбы маори показывает, что каждая натуралистическая фигура имеет эквивалентную форму Манайи, которую можно рассматривать как искаженную версию эквивалентной фигуры в анфас, имеющую профиль лица. [ 2 ] Возможно, Манайя представляет собой некую духовную или внутреннюю грань фигуры в анфас.
Родственные символы, подобные Манайе, также встречаются в других полинезийских культурах, например, на Гавайях и на острове Пасхи .
Манайя — полезный мотив в резьбе, поскольку его можно деформировать, чтобы он соответствовал любой форме, и смешивать его с множеством различных рисунков. Таким образом, его можно использовать для заполнения пустых пространств в резьбе по дереву, а во многих композициях фон между основными фигурами заполняется Манайей. [ 2 ] Это очень распространенная форма в украшениях маори (возможно, лишь менее распространенная, чем хей-тики и хей матау ), и ее часто носят в виде кулона, вырезанного из кости или зеленого камня . Узоры Манайя слегка различаются по форме между иви , хотя их часто изображают трехпалыми, причем эти цифры представляют троицу рождения, жизни и смерти. Иногда также изображают четвертый палец, символизирующий круговые ритмы жизненного цикла и загробной жизни. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Читэм, Чарльз; Поздняя Луна, Крукс У.; Скиннер, Дамиан Хью, ред. (1 января 2019 г.). Создание Аотеароа: культурная история создания Новой Зеландии и Моаны Океании в целом . п. 50.
- ^ Jump up to: а б с www.maori.info Хорошая страница
- ^ Jump up to: а б Место искусства костей
- ^ Те Ранги Хироа (1950) Приход маори в Новозеландском электронном текстовом центре