Культурные изображения саламандр

Саламандра качества (как в аллегорических — земноводное отряда Urodela часто приписывали фантастические , а иногда и оккультные , которому, как и многим реальным существам, досовременные авторы описаниях животных в средневековых бестиариях ), которыми не обладал реальный организм. Легендарную саламандру часто изображают как типичную саламандру по форме , напоминающую ящерицу , но обычно ей приписывают близость к огню , иногда конкретно к стихийному огню .
Европейские знания
[ редактировать ]Это легендарное существо воплощает в себе фантастические качества, которые древние и средневековые комментаторы приписывали природной саламандре . Многие из этих качеств коренятся в поддающихся проверке чертах природного существа, но часто преувеличены. [1] множество легенд , мифологии и символики Вокруг этого существа на протяжении веков сложилось . Карл Линней в 10-м издании «Системы природы» 1758 года установил научное описание саламандры и отметил [2] основные характеристики, описанные древними, - способность жить в огне и маслянистых выделениях.
Саламандры аллегорически обсуждались в трудах христианских отцов, а также в «Физиологах» и бестиариях . [3]
Классический
[ редактировать ]- (Аристотель, Плиний, Никандр, Элиан)
Стандартные предания о саламандре как о существе, выдерживающем огонь и тушащем его, были известны древним грекам еще в IV веке до н.э., его Аристотелем (384–322 до н.э.) и его преемником Теофрастом (ок. 371–ок. 287 г. до н.э.) [3] который дал такое описание σαλαμάνδρα ( саламандры ) . Мастерство саламандры над огнем описано Аристотелем в « Истории животных» . [4] [5] в то время как его «Поколение животных» предлагает объяснение, что, поскольку существуют существа, принадлежащие к стихиям земли, воздуха и воды, саламандра должна быть таким существом, принадлежащим к стихии огня . [6] Теофраст называет саламандру ящерицей («саурой»), появление которой является признаком дождя. [7]
Древнегреческий врач Никандр (2 век до н. э.) в своей «Терике» представляет собой еще один ранний источник знаний об огнестойкости. [3] [9] В своей «Алексифармаке » он описывает продукт саламандры, называемый «ящерицей волшебницы» (или «ящерицей волшебницы», φαρμακίδος σαύρη) . [а] ) в виде ядовитого зелья. Последствия проглатывания включали такие симптомы, как «воспаление языка, озноб, дрожание суставов, синюшные рубцы и отсутствие ясности ума». [11] Таким образом, человек, выпивший этот напиток («разлив»), ослабел и вынужден был ползать на четвереньках, как показано в парижской рукописи произведения. [12] [13] Удивительно, почему люди так часто глотают изнурительное зелье саламандры, чтобы заслужить предупреждение. Одна из гипотез состоит в том, что другому человеку мог тайно вводить дозу яда или чар. [14] [б] Другая возможность — случайное попадание его в пищу или напитки. [16] Плиний Старший (23–79 гг. н. э.) предупреждает о его последствиях (вредном) выпадении волос: [20] хотя другие источники намекают на его контролируемое использование для « удаления нежелательных волос ». [21] [22]
Плиний описывал саламандру как «животное, похожее на ящерицу по форме и с телом, покрытым пятнами по всему телу; оно никогда не выходит наружу, кроме как во время сильного ливня, и уходит, как только погода становится ясной». [с] [17] Описание физических отметин, сделанное Плинием, предполагает возможную идентификацию с огненной саламандрой ( Salamandra salamandra ), возможно, с одним из ее подвидов. [1] [23] [24] [д] Плиний даже провел важное различие между саламандрами и ящерицами, которые похожи по форме, но различны в других отношениях, которое не было систематизировано до нового времени, когда биологи классифицировали ящериц как рептилий , а саламандр — как земноводных.
Плиний предлагает холодность их тел в качестве альтернативного объяснения того, почему саламандра может тушить огонь, что считается неправдоподобным. [26] [1] Обратите внимание, что Плиний предлагает это объяснение в одной части своего труда: [17] в то время как в другом месте он не верит предпосылке о том, что саламандра обладает такой способностью тушить огонь, указывая, что, если бы такая идея была верной, ее было бы легко продемонстрировать. [19] [27] Плиний также сообщает, что его современник Секстий Нигер отрицал идею о том, что саламандры могут тушить огонь, хотя Секстий также считал, что консервированная в меду саламандра действует как афродизиак в сочетании с пищей после того, как ее должным образом обезглавили, потрошат и т. д. [19]
Плиний отмечает также лечебные и ядовитые свойства, которые на каком-то уровне действительно обоснованы, поскольку многие виды саламандр, в том числе огненные и альпийские саламандры, выделяют токсичные, физиологически активные вещества. Эти вещества часто выделяются, когда животному угрожает опасность, что отпугивает хищников. [25] Однако масштабы этих свойств сильно преувеличены: одна саламандра считается настолько токсичной, что, обвившись вокруг дерева, она могла отравить плоды и таким образом убить любого, кто их ел, а упав в колодец, могла убить всех, кто пил из нее. , а также заразить хлеб, выпекаемый в печи, прикоснувшись к дереву или камню под ним. [и] [19] [18] [29]
Примерно современником Плиния является барельеф саламандры, сидящей на перекладине весов в сцене с наковальней и кузницей, найденный в руинах римского города Помпеи . Лилиан Бодсон идентифицирует животное как Саламандру Саламандру , знакомую огненную саламандру, и подозревает, что это могла быть вывеска кузницы. [30]

Диоскорид ( ок. 40–90 гг. н.э.) в De materia medica также повторяет предания о саламандре, тушащей огонь, но опровергает их. Миниатюрные изображения саламандры, охваченной пламенем, встречаются в иллюминированных рукописных копиях, таких как Венская рукопись Диоскурида . (мед. гр. 1, см. рис. справа) и Morgan Library ms. (М. 652). [13] Саламандра якобы обладала септическими (или едкими и разъедающими) способностями, предположительно полезными при лечении проказы . [31]
Несколько столетий спустя (конец 2 – начало 3 века н. э.) грекоязычный римский писатель Элиан описывает саламандр как притянутых к огню кузниц и тушащих его, к неудовольствию кузнецов. Элиан также осторожно отмечает, что саламандра не рождается из огня, в отличие от пиравсты . [32]
Еврейские и раннехристианские
[ редактировать ]- (Талмуд, Августин, Физиолог)
саламандра упомянутая в Талмуде , Легендарная [3] было существом, рожденным в огне, и, согласно Хагиге 27а, любой, испачканный его кровью, якобы становился невосприимчивым к огню. [33] [34] Огненная саламандра появляется там, где огонь поддерживается на месте в течение семи дней и семи ночей согласно Мидрашу , но огонь необходимо поддерживать в течение 7 лет, согласно Раши (1040–1105), главному комментатору Талмуда, описывает саламандру. как результат сжигания огня в одном и том же месте в течение семи лет подряд. [34] [35]
Византийский св. Григорий Назианзин ( ок. 329–390) упоминал о существе, способном танцевать в огне, уничтожающем других существ, имея в виду саламандру, на что указывает его комментатор Псевдо-Нонн , который говорил, что она была размером с саламандру. ящерица или маленький крокодил, хоть и обитающий на суше. [13] [ф]
Святой Августин (354–430) в Городе Божьем основывал обсуждение чудесных аспектов чудовищ (включая саламандру в огне) в основном на « Естественной истории» Плиния . [37] Затем Августин использовал пример саламандры, чтобы доказать правдоподобность Чистилища , где людей наказывают сжиганием в вечном огне. [38] [1]

Считается, что « Физиолог», первоначально написанный на греческом языке автором из Александрии, был трактатом о животных в христианском контексте и предшественником более поздних средневековых бестиариев . Возможно, включение слова «саламандра» отражает знакомство автора с местной (африканской) фауной. [39] В « Физиологе» саламандра была аллегорией трех мужчин , брошенных в . огненную печь Навуходоносора и выживших [3]
Ранним сохранившимся иллюстрированным примером является Бернский физиолог 9-го века, в котором иллюстрация (рис. справа) описана как «сатироподобное существо в круглой деревянной ванне». [40]
Раннесредневековый герметизм
[ редактировать ]- (Иероглифика)
V века, В «Иероглифике» приписываемой Гораполлону (предположительно оригинал написан на коптском языке ), также упоминается саламандра, входящая в печь и тушащая ее пламя; [41] Отмечается, что эта работа опирается на греческие классические авторы, а также на «Физиолог» . [42] [43] [44]
Запись встречается в «Иероглифике» , книга 2, гл. LXII. [45] [46] [47] Вероятно, этот «предполагаемый иероглиф» вызывает сомнения. [47] [49] Редактор текста находит «странным», что «Человек, сожженный огнем» представлен символом саламандры, которая не способна сгореть. [45] [47] Что касается фрагмента, в котором говорится, что он «уничтожает» «каждой из своих двух голов» ( ἑκατέρᾳ τῇ κεφαλῇ ), [50] Считается, что это заражение преданиями о двуглавой амфисбене . [51]
Высокое Средневековье
[ редактировать ]
- (бестиарии)
После окончания классической эпохи изображения саламандры стали более фантастичными и стилизованными, часто сохраняя мало общего с животным, описанным античными авторами.
Средневековые европейские бестиарии содержат причудливые графические изображения саламандр. Самая старая подобная иллюстрация саламандры, согласно трактату Флоренс Мак-Каллох о бестиариях, встречается в Бернской рукописи 318 года, но на самом деле это так называемый Бернский Физиологус 9-го века, о котором говорилось выше. Другие иконографические примеры взяты из бестиариев пост-тысячелетия, например, «червь, проникающий в пламя» (Bodleian 764, 12c.), [г] "крылатая собака" ("ГК", БнФ фр. 1444. 13в. [час] ), и «маленькая птичка в огне» (БнФ фр. 14970, 13в. [я] ). [40]
Так называемая вторая семейная группа бестиариев описывает саламандру как не только невосприимчивую к огню, но и как самое ядовитое из всех ядовитых существ (или змей). И (как объяснил Плиний [53] ) его присутствие на дереве заражает все его яблоки, [54] и делает воду колодца ядовитой для всех, кто ее пьет. Он обитает и выживает в огне, а также может тушить огонь. [52] [55]
Бестиарий MS Bodley 764 (второе семейство) имеет другой инципит, который гласит: «Есть животное, называемое деа , по-гречески «саламандра» или «стеллио» на латыни». [Дж] однако за ней по-прежнему следует отдельная глава, посвященная стеллио- тритону. [56]
Немецкий эрудит Альбертус Магнус в своей работе описал негорючую асбестовую ткань как «оперение саламандры» ( puma salamandri ). [57] (См. § Передачу знаний о саламандрово-асбестовой ткани ниже)
- (символ любви/антилюбви, Титурель)
Кажется, что саламандра используется как символ страстной любви и ее противоположности, ее бесстрастной сдержанности. По словам одного критика, саламандра в христианском искусстве олицетворяет «веру выше страсти». [58] или символ целомудрия в религиозном искусстве, точка зрения Дюшале, поддержанная Эмилем Малем . [59] [60] В окнах-розетках Собора Парижской Богоматери фигура Чесити держит щит, изображающий саламандру (хотя, возможно, изображенную скорее похожей на птицу). [60] [к]
В средневековой литературе о короле Артуре саламандра, обитающая в огне Агримонта. [л] вызывается персонажем Чинотуландером (вар. Schionatulander, Schoynatulander), исповедующим свою любовь к Сигуне. [62] Чинотуландер владеет щитом восточного изготовления. [63] который «содержит живую саламандру», «собственное» огненное тепло которой усиливает силу окружающих драгоценных камней». [64] но, как объясняет леди Авентьюр, именно язычники воспринимают саламандру как символ любви, хотя на самом деле она представляет противоположность, unminne или «нелюбовь». [66] [м]
В стихотворении Петрарки (1304–1374) [68] саламандра используется для обозначения «бесконечного, жгучего желания». [69]
Ренессанс
[ редактировать ]Леонардо да Винчи » следующее (1452–1519) писал о « саламандре : «Она не имеет органов пищеварения и не получает никакой пищи, кроме как от огня, в котором она постоянно обновляет свою чешуйчатую кожу. Саламандра, которая обновляет свою чешуйчатую кожу в огне, «за добродетель». [70] [ф]
Комментаторы в Европе все еще упорно группировали «ползающих существ» ( рептилий или рептилий на латыни) вместе и, таким образом, существ в эту группу, которая обычно включала саламандр (лат. salamandrae ), драконов (лат. dracones или serpentes ) и василисков (лат. basilisci ), часто ассоциировались, как, например, в книге Конрада Ликостена « Prodigiorum ac ostentorum Chronicon » 1557 года. [71]
Из всех свойств, приписываемых саламандрам, наиболее ярко выделяются те, которые связаны с огнем. Эта связь, вероятно, связана с поведением, свойственным многим видам саламандр: спячкой в гниющих бревнах и под ними. Когда в дом принесли дрова и подожгли, существа «таинственным образом» появились из пламени. Итальянский художник XVI века Бенвенуто Челлини (1500–1571) в своей автобиографии вспоминал, что стал свидетелем именно такого явления в детстве. [72] Томас Булфинч в своем комментарии о встрече с Челлини объясняет, что саламандра при испуге выделяет молочное вещество, которое могло бы защитить ее достаточно долго, чтобы пережить огонь, когда она убегает. [72]
Парацельс
[ редактировать ]
Парацельс (1493–1541) предположил, что саламандры — элементали огня это . [73] [75] который оказал существенное влияние на роль саламандр в оккультизме. Парацельс, вопреки распространенному в то время мнению, считал саламандр не дьяволами, [76] но похожи на людей, только лишены души (наряду с гигантами, гномами, русалками, эльфами и духами стихий в человеческом обличье). [77] [78] Саламандры из-за своего огненного окружения не могут взаимодействовать с людьми, как это могут делать другие стихии. [79] Итак, тогда как ундина/нимфа может выйти замуж за человека и будет стремиться сделать это, чтобы обрести бессмертную душу, [80] Другие элементы редко вступают в брак с людьми, хотя они могут развить связь и стать слугами человека. [81]
- (иконография саламандры, связанная с Парацельсом)
Часто переиздается как изображение «саламандры» Парацельса. [82] [83] [84] [85] иллюстрация саламандры представлена в (влиятельном [86] ) Оккультная работа 20-го века Мэнли П. Холла , приписывающая иллюстрацию Парацельсу . [87] Эта иллюстрация, по-видимому, взята из антипапского трактата 1527 года Андреаса Осиандера и Ганса Сакса , где она названа «Папа как монстр». [88] Его ассоциация с Парацельсом связана с его интерпретацией магических фигур в картезианском монастыре в Нюрнберге. [89] в котором автор представляет пояснения к некоторым иллюстрациям, найденным в картезианском монастыре в Нюрнберге; рассматриваемую иллюстрацию он называет «саламандрой или отвратительным червем с человеческой головой, увенчанной короной и папской шляпой на ней». [90] который, как позже объясняется, представляет Папу Римского. Католический архиепископ Раймунд Нетцхаммер (1862–1945) объяснил, что набор гравюр на дереве, к которому он принадлежит, был заказан Осиандером на основе некоторых старых «иллюстраций папы», найденных в монастыре, которые, по мнению Нетцхаммера, могли быть датированы временем Иоахима. из Фиоре (ум. 1202) и были задуманы как карикатуры, высмеивающие Папу и Церковь. [91]
- (Поздние алхимические трактаты)

В более позднем алхимическом тексте, « Книге Ламбспринга» ( Das Buch Lambspring , 1556), саламандра изображена в виде белой птицы, которую держит в огне человек с древковым оружием. В тексте на немецком языке говорится, что саламандра в огне приобретает превосходный цветовой оттенок, а латинская надпись связывает это с философским камнем ( lapidis philosophorum ). [92] Но в « Книге Ламбспринга», вставленной в Lucas Jennis Musaeum Hermeticum (1625), иллюстрация с той же композицией (человек, держащий трезубец) изображает саламандру как ящерицеподобное животное со звездообразными отметинами (см. справа). Автора также зовут Ламспринг, а его книга носит название Tractatus de lapide philosophorum с 15 иллюстрациями. Первые 10 объясняют арабский алхимический процесс извлечения духа/анимуса из тела, кульминацией которого являются коронованный король и саламандра. [93]
Гесснер
[ редактировать ]Конрад Гесснер в своей работе предоставил две иллюстрации саламандры: одну реалистично реалистичную, другую причудливую (с головой млекопитающего) для сравнения. [94] [95] [96] В подписи к нижнему изображению он поясняет, что верхнее изображение было нарисовано с натуры, тогда как на нижнем изображении кто-то предположил, что саламандра — это то же самое, что и стеллио ( «звездчатый» тритон), и, основываясь на книжных знаниях, нарисовал буквально звезды вниз по спине. [94] [98]
Бэконианский
[ редактировать ]Фрэнсис Бэкон, известный своим более научным подходом, обсуждает в Sylva sylvarum (1626/1627) возможность огнестойкости саламандры, заявляя, что если рука человека покрыта герметичным уплотнением, достаточным для предотвращения огня, например, с помощью яичных белков. , то эффект от обработки этой руки потом алкоголем будет терпимым. [99]
Томас Браун , последователь принципов Бэкона, в своей «Эпидемической псевдодоксии» (1646) также более подробно обсуждает саламандру, включая эрудицию прошлого, включая использование саламандры в качестве иероглифического символа. [47]
В геральдике
[ редактировать ]

В европейской геральдике саламандра обычно изображается либо в виде ящерицы, либо в виде дракона в пылающем огне. В некоторых случаях геральдическая саламандра напоминает огнедышащую собаку. [100] [101]
Франциск I из Франции использовал саламандру в качестве своей личной эмблемы, о чем свидетельствует рельеф в замке Шамбор . А девизом короля было « Nutrico et extinguo (Я питаю, я гаслю)». [100] [102] [103]
Современный фольклор
[ редактировать ]Во французском фольклоре утверждается, что высокотоксичного дыхания саламандры было достаточно, чтобы человек опухал до тех пор, пока его кожа не порвалась. [104] В Оверни саламандра была известна под такими названиями, как суфле (что означает «мех»), суфле («дыхание») или enfleboeuf («говядина-фугу»), и считалось, что она способна убивать скот, а в Берри считалось, что саламандра может вызвать вздутие скота даже на значительном расстоянии. [105] Существовала также предполагаемая черно-желтая ящерица, известная в местном масштабе как лебрауд , с похожими сведениями: она дышала только один раз в 24 часа, но ее выдох убивал всех людей, растения или деревья. [105] В Оверни сказали, что единственный способ искоренить лебрауда — это держать его изолированным в замкнутом пространстве в течение 24 часов и позволить его дыханию убить себя. [104] В 18 веке у бретонцев существовало табу на обращение к саламандре по ее настоящему имени, опасаясь, что люди пострадают, если существо ее услышит. [106]
Азия
[ редактировать ]Согласно китайскому фармакопейному трактату «Бэнцао Ганму » (публика, XVI в.), китайская «саламандра» (на самом деле хошу 火 鼠 «огненная крыса») отращивала длинные волосы, в которые можно было вплетать ткань, не повреждаемую огнем и способную очищаться путем сжигания, поэтому его называют хо хуан бу ( 火浣布 «ткань, выстиранная огнем» или «ткань, выстиранная огнем»). [107] Эта работа представляет собой компиляцию прошлых работ, многие из которых древние, и хотя запись об «огненной крысе» не разъясняет ее источники, аналогичное описание выстиранной огнем ткани можно найти у Гэ Хонга . [н] Баопузи (4 век): в обеих работах утверждается, что такая огнеупорная ткань может быть изготовлена как из шерсти животных, так и из растительного материала. [108] как «маскировка классической саламандры» Китайское описание «огненной крысы» Гэ Хун охарактеризовано Бертольдом Лауфером . [109]
Передача знаний о ткани из саламандры и асбеста
[ редактировать ]Лауфер отмечает, что арабские или персидские писатели давали неоднозначное описание своих версий саламандара, написанного самандал или самандар , иногда как птица или феникс, но также и как животное, похожее на куницу , которое, как говорят, дает ткань, которую можно стирать в огне. похоже на китайские предания. [110] Такое описание «самандара» как куниноподобного и податливого негорючего полотна засвидетельствовано писателем ( Лутфуллах Халими , [111] д. 1516), цитируется д'Эрбело [112] и (как «самандал») ад-Дамири (ум. 1415). [113] Что касается смешения этого существа с птицами, Якут аль-Хамави (ум. 1229) зафиксировал распространенное мнение, что асбест произошел из перьев феникса. [114] и этому вторит европейское представление об асбесте как о «опере саламандры». [113]
Лауфер был убежден, что такие арабские знания были переданы в Европу в 10 или 11 веке через Византию и Испанию. [115] (хотя арабская литература, которую он цитировал выше, датируется не так давно). Самое раннее свидетельство связи саламандры с негорючей тканью в средневековой Европе встречается в провансальских Naturas d'alcus auzels (13 век), согласно Лауферу. [116] Также немецкий ученый Альбертус Магнус в своей работе также назвал негорючую ткань плюма саламандри («оперение саламандры»). [117]
Некоторые комментаторы также неопределенно приписывают завоз в Европу первыми путешественниками в Китай. [ когда? ] были показаны предметы одежды, предположительно сотканные из волос или шерсти таких «саламандр». Такая одежда, конечно же, на самом деле была сделана из асбестовой ткани. [72] [118]
По словам Т. Х. Уайта, пресвитер Иоанн сделал из него одежду; «Император Индии» имел костюм, сделанный из тысячи шкур; а у Папы Александра III была туника, которую он очень ценил. [29] Уильям Кэкстон (1481 г.) писал: «Этот Салемандр berithe wulle, из которого сделаны ткань и пояса, которые нельзя поджечь в огне». [29]
Холм (1688) писал: «...Я несколько раз помещал [волосы саламандры] в огонь, раскалял их докрасна, а после вынимал, которые, будучи холодными, оставались идеальной шерстью». [29] [119]
Альтернативная интерпретация заключалась в том, что этот материал был своего рода шелком : в письме XII века, предположительно пресвитера Иоанна, говорится: «В нашем королевстве водится червь, известный как саламандра. Саламандры живут в огне и делают коконы , которые наши придворные дамы плетут и используют. чтобы ткать ткани и одежды, чтобы постирать и почистить эти ткани, они бросают их в огонь». [120] Марко Поло по-прежнему использовал термин «саламандра», но понял, что это не существо, а скорее негорючее вещество, добытое из земли, и посетил место производства. [57] [119]
Тритоны в колдовстве
[ редактировать ]![]() | этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( декабрь 2023 г. ) |
Тритон — это разновидность саламандры, и их название традиционно связано с колдовством , например, с использованием глаз тритона в зельях (вероятно, имеется в виду семена горчицы ). [121]
Эпонимия
[ редактировать ]Способность зверя противостоять огню привела к тому, что его название стало применяться к множеству отопительных устройств, включая обогреватели , печи , кухонные и кузнечные устройства, датируемые по крайней мере 17 веком. [122] [123]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно LSJ, также может означать просто «ядовитая ящерица» . [10]
- ^ Предположительно, согласно тезису Эллы Фэй Уоллес, любовное зелье, описанное Теокритом (3 век до н.э.), Идиллия 2.58, требующее измельченной ящерицы, может также относиться к саламандре. [15]
- ^ Латынь : «как саламандра, животное в форме ящерицы, звездное, появляющееся только во время сильных дождей и заканчивающееся безмятежностью».
- ^ Плиний также упоминает в предыдущей главе (XXIX.22) «стеллио» или «звездную ящерицу», которая является противоядием от яда скорпиона; эти «звездообразные отметины» соответствуют золотой альпийской саламандре ( Salamandra atra aurorae ) из Европы, у которой на спине есть золотые или желтые пятна или пятна. [25]
- ^ Саламандар, кажется, отравляет хлеб, прикасаясь к дровам («древесинам, на которых пекут хлеб») в старом переводе: [19] но современный переводчик исправляет это упущение, говоря: «хлеб кладут на дерево или камень, которого коснулась саламандра». [28] (оригинальный текст: « ибо, если я соприкоснусь с деревом от него, на хлебе поместится корка камня ». [18]
- ^ Перейти обратно: а б В византийском словаре Суда (10 век) есть статья в разделе «Чешуйчатые [существа] ( φολίδωτόν », в которой ящерица, черепаха, крокодил и саламандра классифицируются как чешуйчатые. [36]
- ^ MS Bodleian 764, л. 55. Текст под редакцией Барбера. [52]
- ^ GC = Бестиарий Гийома ле Клерка, первоначально написанный в 1210–1211 гг. Национальная библиотека Франции фр. 1444, л. 253В.
- ^ фол. БнФ фр. 14970, 23в. 13 век
- ^ " Латынь : "Есть животное, которое называют богиней. который по-гречески называется саламандрой. по латыни vero stellium »
- ↑ В полном цвете это желтое чудовище в красном пламени. [61]
- ^ Агримонтин
- ^ В этой работе Ледободанц фон Гредимонте (вар. Ledibodantz) не только носит василиска как геральдический знак (JT 3985), но и носит с собой живого василиска, и бороться с ним нужно с помощью зеркала. [67]
- ↑ Ге Хун латинизировано как «Ко Хунг» в старом стиле.
Ссылки
[ редактировать ]- Цитирование
- ^ Перейти обратно: а б с д Биган, Йованн (2020). «Саламандра» . Священные и мифологические животные: всемирная систематика . Лондон: МакФарланд. стр. 297–298. ISBN 9781476679501 .
- ^ Линней, Карл (1758). Система Природы . Том. 1 (10-е изд.). Стокгольм: Лоуренс Сальвиус. п. 205.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рэган, Марк А. (2023). Королевства, империи и владения: история биологической классификации высокого уровня . Издательство Оксфордского университета. п. 57. ИСБН 9780197643037 .
- ^ Крессвелл, Ричард тр. (1897) История животных Аристотеля: В десяти книгах , Книга V, Гл. XVII, разд. 13. Лондон: Джордж Белл
- ^ Хиллман (2001) , с. 94.
- ^ Хиллман (2001) , стр. 93–94.
- ^ Теофраст; Хорт, Артур Ф. (1926). Исследование растений, том II: книги 6–9. О запахах. Признаки погоды . Леб. п. 400.
- ^ Перейти обратно: а б Уоллес (2018) , с. 34.
- ^ Никандр, Терика 818. [8]
- ^ Уоллес (2018) , с. 36.
- ^ Никандр, Алексифармака 537–541. [8]
- ^ Хиллман (2001) , с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б с Вайцманн, Курт (2014). Греческая мифология в византийском искусстве . Библиотека наследия Принстона. стр. 27–28. ISBN 9781400857425 .
- ^ Уоллес (2018) , стр. 50–51.
- ^ Уоллес (2018) , с. 44.
- ^ Хиллман (2001) , с. 94, цитируя Аэция из Амиды, Iatricorum , Книга 13 об опасностях, связанных с попаданием саламандр и гусениц в пищу или кипящую воду во время путешествия. Хиллман считает, что это более вероятно, чем назначение какого-либо лекарства.
- ^ Перейти обратно: а б с Плиний Старший, Естественная история X.86 (66–67) ), Джон Босток и Генри Томас Райли , ред., Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1855. Перевод слегка изменен.
- ^ Перейти обратно: а б с Латинский текст соотв. на англ. тр. 29.23: Карл Фридрих Теодор Майхофф, изд. (1906). «Плин. Нэт. 29.24» . Липсии: Тойбнер. Архивировано из оригинала 07 января 2017 г. Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Плиний Старший, Естественная история XXIX.23 ), Джон Босток и Генри Томас Райли , ред., Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1856.
- ↑ Плиний в одном месте утверждает, что на месте выпадения волос остается прокаженная кожа. (Книга 10) [17] В другом месте Плиний утверждает, что простое прикосновение его слюны в одном месте, даже в области ступни, может привести к потере всех волос на теле. [18] [19]
- ^ Боевой ; Бон, Генри Джордж изд. (1888) Эпиграммы II.66 , Лондон: Джордж Белл и сыновья
- ^ Хиллман (2001) , с. 94: «удаление нежелательных волос», с примечанием 9, цитирующим Марсьяля , гл Эпиграммы 2.64 [так в оригинале] и Петрония, Сатирикон . 107 сек. 15 и т. д.
- ^ Хиллман (2001) , с. 95.
- ^ Сергий Львович Кузьмин (06.10.1999). «AmphibiaWeb: Саламандра саламандра » . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Ари ван дер Мейден (30 декабря 1999 г.). «AmphibiaWeb: Саламандра атра » . [ постоянная мертвая ссылка ] Саламандру и тритона «стеллио» (звездчатый) в более поздние времена путают (ср. Bodley 764 ниже, а также § Гесснер ).
- ^ Теория «элемента» Аристотеля и Плиния составляют два основных объяснения огнестойкости среди примерно 90 упоминаний саламандры в древности ( Hillman (2001) , стр. 94). См. также его примечание 5 "74. Обратите внимание, что Плиний категорически против этой точки зрения. Если бы это убеждение было правдой, оно бы все-готово было продемонстрировано"
- ^ Как отметил Хиллман (2001) , с. 94, примечания 5 (частично цитированные выше) и примечание 6.
- ^ Кай Плиний Секунд (1963). «XXIII.23» . Естественная история . Классическая библиотека Леба. Том. Либри XXVIII-XXXII. Перевод Харриса Рэкхэма . Издательство Гарвардского университета. п. 222. ИСБН 9780434994182 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Уайт, TH , изд. (1988). Книга Зверей: перевод латинского бестиария двенадцатого века . Дувр. стр. 182–184. ISBN 9780486246093 .
- ^ Бодсон, Лилиан (2002). «Земноводные и рептилии» . У Яшемского — Вильгельмина Фимстер; Мейер, Фредерик Г. (ред.). Естественная история Помпеи . Издательство Кембриджского университета. стр. 329–330. ISBN 978-0-521-80054-9 .
- ^ Хиллман (2001) , с. 24.
- ^ Элиан (1958). Шофилд, А.Ф. (ред.). О природе животных Леб. п. Бк. 2, разд. 30 . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Ястроу, Маркус (1899). "саламандра" Саламандра . Словарь таргумим: Талмуд Бабли и Йерушалми и мидрашская литература . Йерушалми и мидрашская литература 11. Лондон: Luzac & Company. п. 995.
- ^ Перейти обратно: а б Певец, Исидор ; Адлер, Сайрус , ред. (1916). "саламандра" Саламандра . Еврейская энциклопедия . Лондон: Фанк и Вагналлс. п. 646.
- ^ Слифкин (2007) , стр. 287–288.
- ^ " *folidwto/n [ φολίδωτόν ]", Suda On Line", тр. Дэвид Уайтхед, 4 октября 2011 г.
- ^ Грант, Роберт М. (2002). Ранние христиане и животные . Рутледж. стр. 110–111. ISBN 9781134633753 .
- ^ Августин Гиппопотамский. Филип Шафф (ред.). Город Божий и христианская доктрина Св. Августина (на английском и латыни). п. 454 (книга 21, гл. 4). «Если, следовательно, саламандра живет в огне, как записали натуралисты, и если некоторые знаменитые горы Сицилии постоянно горели с древнейших времен до наших дней и, тем не менее, оставались целыми, то это достаточно убедительные примеры того, что все, что горит, не потребляется».
- ^ Кей, Сара (2017). Шкуры животных и читающая личность в средневековых латинских и французских бестиариях . Издательство Чикагского университета. стр. 7–8. ISBN 9780226436739 .
- ^ Перейти обратно: а б Маккалок, Флоренция (1962) [1960]. Средневековые латинские и французские бестиарии (переработанная редакция). Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. стр. 161–162. ISBN 9780807890332 . ; [Перепечатка], CN Potter, 1976.
- ^ Лауфер (1915) , стр. 317–318.
- ^ Бейлаж, Питер (2018). Среднеегипетский . Пенн Стейт Пресс. п. 6. ISBN 9781646022021 .
- ^ Уайлдиш, Марк (2017). «Предисловие» . Иероглифы Гораполлона Нилоя: иероглифическая семантика в поздней античности . Рутледж. п. xiii. ISBN 9781351376532 .
- ↑ Лауфер, однако, назвал Гораполлона «египетским священником» и предположил, что содержание должно быть датировано I веком, до Физиолога.
- ^ Перейти обратно: а б с —— (2002) [1940]. «62. Как горит человек» . В Сбордоне, Франческо (ред.). Хори Аполлинис Иероглифика . Хильдесхайм: Георг Олмс Верлаг. стр. 175–176. ISBN 9783487418858 .
- ^ Гораполло (1993) [1950]. «Книга II, глава 62. Саламандра» . Иероглифы Гораполлона . Перевод Боаса, Джорджа . Предисловие Энтони Т. Графтона . Издательство Принстонского университета. п. 84. ИСБН 9780691000923 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Браун, Томас. «Эпидемия псевдодоксии» . Перевод Джеймса Исона с примечаниями. п. 314 и примечание 1 . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Энтони Т. Графтон , предисловие , Гораполло (1993) , с. xiv
- ^ Иероглифы в целом представляют собой « сочетание поддельного и подлинного». [48]
- ^ Боас тр.: «Ибо саламандра уничтожает каждой своей головой»
- ^ Сноска Сбордоне, [45] цитируя издание Корнелиуса де Пау из-за идеи загрязнения второй главой без начала; и издание Конрадуса Лиманса по определению амфисбены.
- ^ Перейти обратно: а б Барбер, Ричард , изд. (1993). Бестиарий: английская версия Бодлианской библиотеки, Оксфорд MS Bodley 764: со всеми оригинальными миниатюрами, воспроизведенными в виде факсимиле . Бойделл Пресс. стр. 116–119. ISBN 9780851157535 .
- ^ Большая часть литературного материала в средневековых бестиариях происходит от Плиния, возможно, косвенно через Солинуса , из которого бестиарии в значительной степени опирались ( Кларк (2006) , стр. 17, 36.
- ^ Кларк (2006) , с. 217: «Все мягкие фрукты называются яблоками»
- ^ Кларк, Уиллен Б. (2006). «105 Саламандр» . Средневековая книга зверей: Бестиарий второго семейства: комментарий, искусство, текст и перевод . Бойделл Пресс. стр. 200–201. ISBN 9780851156828 .
- ^ В MS Bodley 764 (в отличие от большинства txts 2-го семейства) отсутствует слово «саура», которое должно следовать за «саламандрой», поэтому сразу после него следует «стеллио». Он также делает некоторые интерполяции в главе «стеллио». ( Кларк (2006) , стр. 242).
- ^ Перейти обратно: а б с Марко Поло (1921). «Гл. XLII. О провинции Чингинталас» . Книга сера Марко Поло: Венецианец . Том. 1. Перевод Генри Юла . Лондон: Дж. Мюррей. п. 216, н6.
- ^ Апостолос-Кападона, Диана (2020). Путеводитель по христианскому искусству . Издательство Блумсбери. п. 222. ИСБН 9780567685148 .
- ^ Дюшале, Альфонс (1848–1849). «Целомудрие и похоть, благородство и подлость» . Библиотека École des Chartes: научный обзор . II серия. 5 :31–44. JSTOR 42997973 .
- ^ Перейти обратно: а б Мале, Эмиль (1913). Религиозное искусство во Франции XIII века: исследование средневековой иконографии и ее источников вдохновения . Перевод Доры Насси. Лондон: Дж. М. Дент и сыновья. стр. 117–118, рис. 58. , с французского, 1-е изд. (1898) , с. 159, рис. 41
- ^ Денис Кригер. «Собор Парижской Богоматери §Западная роза» . Мои любимые витражи . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Альбрехт фон Шарфенберг (1842 г.). Хан, Карл Август [на немецком языке] (ред.). Младший Титурель . Кведлинбург: Г. Бассе. Станца 751, с. 75.
- ^ Вольфинг, Аннетт (2007). Средневековая грамотность и текстовость на средневерхненемецком языке: чтение и письмо в «Jüngerer Titurel» Альбрехта . Спрингер. Ч. 3, с. 55. ИСБН 9780230607224 .
- ^ Вольфинг (2007) , Гл. 2, с. 48
- ^ Альбрехт фон Шарфенберг (1968). Вольф, Вернер [на немецком языке] ; Нюхольм, Курт (ред.). Альбрехт фон Шарфенберг Младший Титурель . Издательство Академии. п. 520.
- ^ Вольфинг (2007) Сноска 81 </ref>, цитируя JT 4027–4029: «Хайден этого не делал.. (4028).. саламандра.. там с росой, проходящей сквозь минне.. (4029).. внминне роса всегда преннет». [65]
- ^ Вольфинг (2007) , стр. 49, 156.
- ^ Петрарка, Песня 207
- ^ Андреани, Вероника (2016). «Гаспара Стампа в роли Саламандры и Феникса: изменение традиции брошенной женщины» . В Фалькейде, Унн; Фэн, Эйлин (ред.). Переосмысление Гаспары Стампы в каноне поэзии Возрождения . Рутледж. п. 182. ИСБН 9781317064213 .
- ^ Леонардо да Винчи (1883). « Книга XX: Юмористические сочинения , Записные книжки Леонардо да Винчи » . В Рихтере, Жан Поль (ред.). Литературные произведения Леонардо да Винчи . Том. 2. Лондон: Самсон Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон. п. 322.
- ^ Перейти обратно: а б Ликосфен, Конрад (1557). Я веду хронику чудес и чудес, которые происходили вне порядка, движения и действия природы, как в высших, так и в нижних регионах мира, от начала мира до наших дней . Базель: Пер Хенрикум Петри. п. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с Томас Булфинч (1913). Эпоха басен: Тт. I и II: Истории богов и героев : XXXVI. е. Саламандра
- ^ Теофраст фон Гогенхайм, он же Парацельс, Полное собрание сочинений: Отдел 1, т. 1. 14, раздел 7, Liber de nymphis, sylphis, pygmaeis et salamandris et de caeteris Spiritibus. Карл Зюдхофф и Виль. Маттиссен, ред. Мюнхен: Ольденбург, 1933.
- ^ Хартманн, Франц (1902). «В. Пневматология» . Жизнь и учение Парацельса . Нью-Йорк: Теософская издательская компания. стр. 152–157.
- ^ Хартманн (1902) : [74] п. 151 «у них есть разум... но нет духовной души»; «у них есть дети… такие же, как они сами». 152 «Их повадки напоминают человеческие... есть, пить и шить себе одежду» с. 154 «Саламандры длинные, худые и сухие» «Саламандары не могут общаться с [человеком] из-за огненной природы стихии, в которой они живут». п. 155–156 «Ундина может выйти замуж за мужчину… и ее дети будут людьми… более того, сама Ундина тем самым получает зародыш бессмертия»; п. 156 «духи земли, воздуха и огня редко вступают в брак с человеком... но могут привязаться... и поступить к нему на службу»; п. 157 «Элементальных духов природы часто называют «дьяволами», и этого имени они не заслуживают».
- ^ Хартманн (1902) , с. 157.
- ^ Хартманн (1902) , с. 151.
- ^ Парацельс (1941). Сигерист, HE; Темкин, К.Л. (ред.). Четыре трактата Теофраста фон Гогенхайма по прозвищу Парацельс . Пресса Джонса Хопкинса. п. 221 и далее.
- ^ Хартманн (1902) , с. 154.
- ^ Хартманн (1902) , стр. 155–156.
- ^ Хартманн (1902) , с. 155.
- ^ «ГАЛЕРЕЯ ТОЛКИНА: Балроги и другие духи огня» . Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ «Галерея Символического искусства» . Университет философских исследований. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ Рубинас Дорси, Ромейн. «Позже во Франции» . Общественные СМИ Индианы . Проверено 1 октября 2014 г.
- ↑ Об этом также говорилось в ранней версии настоящей статьи.
- ^ Саагун, Луи. Мастер тайн: Жизнь Мэнли Палмера Холла . Порт-Таунсенд, Вашингтон: Process Media, 2008, стр. 52.
- ^ Холл, Мэнли П. (1928) Тайные учения всех веков: энциклопедический очерк масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии . Сан-Франциско: HS Крокер
- ^ Рената Фрайтаг-Штадлер; Эрхард Шен (1976). Мир Ганса Закса, Городской исторический музей Нюрнберга, с. 24 (Кат. 25/15)
- ^ фон Гогенгейм (Парацельс), Теофраст (1603). «Интерпретация фигур, найденных в Нюрнберге» . Книги и сочинения: Adiunctus est Index rerum et verborum Accuratiß. Et copiosissimus . п. 375.
- ^ "саламандра или дикий червь/С человеческой головой/и увенчанный короной/и в ней шапка крестителя"
- ^ Нетцхаммер, Раймунд (1900). Теофраст Парацельс: что нужно знать о жизни, учении и трудах знаменитого врача-отшельника . Бензигер. п. 34. ISBN 9785877313644 .
- ^ «Книга Ламбспринга» . Компендиум Естественный . 31 мая 2013 года . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ Принсипи, Лоуренс М .; Хааге, Бернард Д.; Бунц, Хервиг; Кудерт, Эллисон П.; Кэрон, Ричард (2019). «Алхимия III: 12/13-15 века» . Словарь гнозиса и западного эзотеризма Брилла . Брилл. п. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Геснер, Конрад (1586). «Де Кордул снова с боя » . Конн. Геснери... Истории животных книга II . из типографии Джона Вечеля. стр. 80–81. копия @ Проект биоразнообразия.
- ^ Бэйгри, Брайан Скотт (1996). Изображение знаний: исторические и философские проблемы использования искусства в науке . Университет Торонто Пресс. п. 222. ИСБН 9780802074393 .
- ^ Сакс, Боря (2017). Ящерица . Книги реакции. ISBN 9781780238722 .
- ^ Конрад Ликостен, Хроника чудес и зрелищ, 1557 г. Архивировано 18 апреля 2007 г. в Wayback Machine , стр. 23
- ↑ Причудливая саламандра Геснера кажется идентичной изображению в Конрада Ликостена (Конрад Вольфхарт). работе [71] [97]
- ^ Бэкон, Фрэнсис (1815) [1627]. «Саламандра» . Сильва сильварум II . Произведения Фрэнсиса Бэкона 9. М. Джонс. п. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Фокс-Дэвис, Артур (1909), Полное руководство по геральдике . Лондон: TC и EC Jack, стр. 230.
- ^ Коул, Герберт (1922). Геральдика и цветочные формы, используемые в украшении . Лондон: JM Dent & Sons Limited. стр. 66–67.
- ^ Ричардсон, Гленн. «Король-шевалье». История сегодня (май 2015 г.), том. 65, выпуск 5, с. 39–45.
- ^ Куминетто, Жюльен; Бонне, Лоран (2023). «Шамбор: жемчужина французского Ренессанса» . Короли и королевы Франции (на французском языке). Иллюстрировано Анн-Лор Варутсикос. Марабут. п. 98. ИСБН 9782501186254 .
- ^ Перейти обратно: а б Брэйси, Эдуард (14 сентября 2007 г.). Маленькая энциклопедия чудесного . Париж: Éditions le pré aux clercs . стр. 161–162. ISBN 978-2842283216 .
- ^ Перейти обратно: а б Себилло, Поль (1906). Фольклор Франции: Фауна и флора (на французском языке). Полет. 3. Париж: Э. Гильмото. п. 270.
- ^ Себилло (1906) , с. 267.
- ^ Ли Шичжэнь (2021b). «51-39-A07 Хо Шу 火鼠 огненная крыса/мышь» . Бен Цао Ган Му, Том IX: Птицы, домашние и дикие животные, человеческие вещества . Перевод Пола У. Уншульда. Университет Калифорнии Пресс. п. 870. ИСБН 9780520976993 .
- ^ Бертольд Лауфер тр., апуд Нидхэм (1959) , стр. 658
- ^ Лауфер (1915) , стр. 312–314.
- ^ Лауфер (1915) , стр. 318–322.
- ^ д'Эрбело. Том. 3 (1778) « Самандар [так в оригинале]», с. 182
- ^ Лауфер (1915) , стр. 318–319.
- ^ Перейти обратно: а б Лауфер (1915) , с. 319.
- ^ Лауфер (1915) , стр. 322, 328.
- ^ Лауфер (1915) , с. 325.
- ^ Лауфер (1915) , с. 324.
- ↑ Заметка Генри Юла. [57]
- ^ Клэр Браун, «Шерсть саламандры: исторические свидетельства использования текстиля, сотканного из асбестового волокна», История текстиля , том 34, номер 1, май 2003 г., стр. 64–73 (10) (аннотация)
- ^ Перейти обратно: а б Монах, Стивен (1987). Новый геральдический словарь . Лондон: Alphabooks/ A&C Black . п. 300. ИСБН 978-0-906670-44-6 .
- ^ Борхес, Хорхе Луис (1969) [1967; Англоязычное издание 1969 г.]. Книга воображаемых существ .
- ^ Робинсон, Эмили (27 октября 2020 г.). «Хэллоуин, фольклор и мифы» . Лягушачья жизнь . Проверено 18 октября 2023 г.
- ↑ A Way with Words: Dessert Stomach , Общественное радио США, 12 мая 2018 г. (аудио)
- ^ Кованая железная саламандра в Джасе. Таунсенд и сын YouTube
- Библиография
- Хиллман, DCA (2001). «Саламандра как лекарство в трудах Никандра». Аптека в истории . 43 (2/3): 93–96. JSTOR 41112052 .
- Лауфер, Бертольд (1915). «Асбест и саламандра: очерк китайского и эллинистического фольклора» . Тунг Пао, или Архивы по истории, языкам, географии и этнографии Восточной Азии информировать . 16 : 299–373.
- Нидхэм, Джозеф (1959). «Асбест» . Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле . Издательство Кембриджского университета. стр. 655–. ISBN 9780521058018 .
- Слифкин, Носсон (2007). Священные монстры: загадочные и мифические существа Священного Писания, Талмуда и Мидраша . Зоопарк Тора. стр. 287–. ISBN 9781933143187 .
- Уоллес, Элла Фэй (октябрь 2018 г.). Аптека Чародея (доктор философии). Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Университет Рутгерса. п. 44 . Проверено 11 марта 2021 г.