Jump to content

История геральдики

Изображение рыцарского турнира позднего средневековья из Турнирной книги короля Рене (1460-е гг.). Обе команды готовы, каждая сторона имеет по 24 рыцаря, все в геральдических сюрко и плащах , и каждого сопровождает знаменосец с геральдическим флагом . Для четырех судей имеется центральная зрительская ложа, на которой изображены геральдические щиты участников, причем две команды возглавляют герцоги Бретани и Бурбоны соответственно, и по одной зрительской ложе с каждой стороны для женщин; Над коробками написан плюс est en vous , геральдический девиз семьи Грутузе из Брюгге, приписываемый турниру между Жаном III де Грутузе и Жаном де Гистеллем, состоявшимся в 1393 году. [1] Двух герцогов можно увидеть лицом друг к другу в центре линии фронта, каждый с личным геральдическим флагом, а также с большим флагом того же дизайна, представляющим их команду. Главный герольд также находится верхом на лошади между двумя командами и носит свои геральдические цвета.

Геральдика — это система визуальной идентификации звания и родословной , сложившаяся в европейском Средневековье . [2] тесно связан с куртуазной культурой рыцарства , латинским христианством , крестовыми походами , феодальной аристократией и монархией того времени. она процветала и развивалась Геральдическая традиция полностью развилась в 13 веке, а в период позднего средневековья и раннего Нового времени . Первоначально ограниченная дворянством, геральдика была принята богатыми простолюдинами в позднем средневековье ( бюргерский герб ). Особые традиции церковной геральдики также развиваются в период позднего средневековья. Гербы дворянских родов, часто после их исчезновения, прикрепляются к территориям, которыми они владели, образуя муниципальные гербы к 16 веку .

Западная геральдика распространилась за пределы основной территории латинского христианского мира в 17 веке, западные геральдические традиции были приняты в Российской империи . С колониализмом использование геральдики распространилось на другие континенты, например, в Африку и Америку.

пришли в упадок в пользу республиканизма Хотя некоторые концепции, связанные с геральдикой, такие как дворянство и монархия, в 19-20 веках , геральдика в целом продолжает процветать, и сегодня эта форма искусства пользуется большей распространенностью, чем когда-либо, в странах с сильными геральдическими традициями. . [3] Даже в других странах элементы, унаследованные от геральдической традиции, часто используются в национальных флагах и гербах по всему миру.

Прекурсоры

[ редактировать ]
Изображение круглых щитов эпохи Каролингов ( Штутгартская Псалтырь , 9 век). Спиральные узоры представляют собой железные распорки, усиливающие щит.
Протогеральдические украшения на щите, изображенные на гобелене из Байе (ок. 1077 г.).

Традиции полевых знаков , личных гербов и печатей восходят как минимум к бронзовому веку . описание В частности , экфрастическое рисунков щитов встречается как топос в классической литературе. [4] Части римской армии иногда идентифицировались по отличительным знакам на щитах. [5]

Геральдика развивалась в период высокого средневековья на основе более ранних, «догеральдических» или «антегеральдических», традиций визуальной идентификации с помощью печатей , полевых знаков , эмблем, используемых на монетах и ​​т. д. Примечательно, львы что впоследствии появились . в гербах европейской знати XII века есть прообразы животного стиля древнего искусства (в частности, стиля скифского искусства , развивавшегося примерно с VII века до нашей эры). [6]

Западная геральдика – нововведение XII века. Некоторые представители высшей знати начали изображать животных, особенно львов , на своих щитах, начиная с ок. 1140-е годы. До этого западные военные щиты XI - начала XII веков иногда имели простые украшения, но, очевидно, не связанные с личной идентификацией владельца.

Гобелен из Байе , иллюстрирующий вторжение норманнов в Англию в 1066 году и, вероятно, введенный в эксплуатацию около 1077 года, когда собор Байе был перестроен, изображает ряд щитов различных форм и рисунков, многие из которых простые, а другие украшены драконами. , кресты или другие типично геральдические фигуры. Тем не менее, ни один человек не изображен дважды с одним и тем же оружием, и ни один из потомков различных изображенных людей не имел устройств, похожих на те, что изображены на гобелене. [7] [8] Франкские или немецкие круглые щиты XI века ( Оттонские , Салианские ) иногда изображаются с простым геометрическим орнаментом, но не с фигуративными эмблемами. [9]

Точно так же в отчете о французских рыцарях при дворе византийского императора Алексея I в начале двенадцатого века описываются их щиты из полированного металла, совершенно лишенные геральдического рисунка. В испанской рукописи 1109 года описаны как простые, так и украшенные щиты, ни один из которых, похоже, не был геральдическим. [10] В аббатстве Сен-Дени было окно, посвященное рыцарям, отправившимся во Второй крестовый поход в 1147 году, и, вероятно, было сделано вскоре после этого события; но Монфоконом до того, как оно было разрушено, ни на одном из щитов нет геральдического рисунка. на изображении окна, сделанном [8] [11]

Протогеральдика (12 век)

[ редактировать ]
Рисунок конной печати Теобальда III, графа Блуа , датированный 1138 годом. На щите видны следы орнаментального рисунка креста.

Традиция XII века в основном сохранилась в виде популярных в то время конных печатей , на которых дворянин изображен в виде полностью вооруженного воина верхом на коне. На ранних конных тюленях изображены простые щиты. С середины XII века иногда изображаются протогеральдические изображения, но щит изображен естественно, как часть рыцарского вооружения, и часто виден в профиль или частично скрыт. На конной печати Ангеррана (Ингельрама), графа Сен-Поля (1130-е или 1140-е годы), все еще изображен простой щит, но то, что позже станет геральдическими знаками (в данном случае снопы кукурузы), изображено расположенными вокруг лошади. [12] Печати с изображением настоящих геральдических щитов появляются в самом конце XII или в начале XIII века.

Печати с элементами отчетливо геральдического характера начинают появляться во второй трети XII века. Ряд печатей, датируемых периодом между 1135 и 1155 годами, по-видимому, свидетельствуют о принятии геральдических изображений в Англии, Франции, Германии, Испании и Италии. [13] Яркий пример ранней гербовой печати прикреплен к хартии, пожалованной Филиппом I, графом Фландрским , в 1164 году. В двенадцатом веке печати всегда носили геральдический характер. [10] [14]

Среди старейших конных печатей с гербами — печати Генриха Льва из дома Вельфов , герцога Саксонии (1142–1180) и Баварии (1156–1180). Всего известно семь печатей Генриха. Из них только на втором изображен узнаваемый лев на щите. Эта печать прикреплена к двум документам, датированным 1146 годом. Возможно, лев был и на первой печати (ок. 1142 года), но его уже невозможно узнать. [15] Конная печать аналогичной древности - это печать Оттокара III Штирийского , датированная 1160 годом, с ранней формой штирийской пантеры на его щите.

Эмаль из гробницы Джеффри Плантагенета, графа Анжуйского , изображающая его щит в профиль, с четырьмя из предположительно шести львов, видимых (шесть львов находятся на щите изображения его внука Уильяма Лонгеспе , ум. 1226).

Самое старое из сохранившихся изображений цветного арсенала можно увидеть на могиле Джеффри Плантагенета, графа Анжуйского , умершего в 1151 году. [16] Эмаль, вероятно, заказанная вдовой Джеффри между 1155 и 1160 годами, изображает его с синим щитом, украшенным шестью свирепствующими золотыми львами. Он носит синий шлем, украшенный изображением еще одного льва, а его плащ подбит ваиром. В средневековых хрониках говорится, что Джеффри получил щит с таким описанием, когда его тесть Генрих I посвятил его в рыцари в 1128 году; но это сообщение, вероятно, датируется примерно 1175 годом. [17] [18] Самым ранним свидетельством связи львов с английской короной является печать с изображением двух проходящих мимо львов, которую использовал будущий король Иоанн при жизни его отца Генриха II , умершего в 1189 году. [19] [20] Поскольку Генрих был сыном Джеффри Плантагенета, кажется разумным предположить, что принятие львов в качестве геральдической эмблемы Генрихом или его сыновьями могло быть вдохновлено щитом Джеффри. Старший брат Джона, Ричард Львиное Сердце , который сменил своего отца на троне, как полагают, был первым, кто носил оружие трех львов, проходивших мимо и охраняющих, до сих пор являющееся гербом Англии, ранее использовав двух безудержных боевых львов, которые оружие также могло принадлежать его отцу. [21] Ричарду также приписывают создание английского герба в виде льва-статанта (ныне статанта-охранника). [20] [22]

Ранние упоминания о геральдических щитах в средневерхненемецкой литературе также относятся к XII веку. Конструкции щитов описаны в «Кайзерхронике» (ок. 1150–1170), например, вепрь, который несли римляне, а также, в отдельных случаях, в « Роландслиде» (ок. 1115), Кенига Ротера (ок. 1150), Вельдеке. Энеас (ок. 1170 г.) и Гартмана Эрек (ок. 1185 г.). Они появляются в более широком контексте описания вооруженного главного героя и еще не привязаны к родословной носителя. [23]

Изображение императора Фридриха Барбароссы в образе крестоносца (ок. 1188 г.). Символ креста, носимый в это время на щите и сюрко, является не геральдическим знаком, идентифицирующим носителя, а полевым знаком, который носили все участники крестового похода.

По крайней мере, две отличительные особенности геральдики общеприняты как продукты крестовых походов : сюрко, верхняя одежда, надеваемая поверх доспехов для защиты владельца от солнечного жара, часто украшалась теми же украшениями, которые появлялись на рыцарском щите. . Именно от этого предмета одежды произошло словосочетание «герб». [ сомнительно обсудить ] [24] Кроме того, ламбрекен, или накидка, которая зависит от шлема и обрамляет щит в современной геральдике, возникла как практичное прикрытие шлема и задней части шеи во время крестовых походов. [ нужна ссылка ] выполняющий почти ту же функцию, что и сюрко. Считается, что его зазубренный или зубчатый край, который сегодня представляет собой вздымающиеся завитушки, возник в результате интенсивного ношения в полевых условиях или как средство смягчения удара мечом и, возможно, запутывания оружия нападающего. [25]

Средневековая геральдика

[ редактировать ]
Деринг Ролл , гр. 1270 год, Дувр, один из старейших сохранившихся свитков оружия , на котором изображены гербы, еще без шлемов или каких-либо других достижений.
Часть цюрихского герба (ок. 1340 г.), ранний пример традиции изображения гербов с изображением шлема и герба .

Терминология

[ редактировать ]

Происхождение самого термина геральдика ( среднеанглийская геральдика , старофранцузское hiraudie ), можно поместить в контекст ранних форм рыцарских турниров XII века. Бойцы носили полные доспехи и идентифицировали себя, нанося свои эмблемы на щиты . Герольд « (старофранцузское heraut» , от франкского * hariwald «командующий армией») был офицером, который объявлял конкурентов.

Изначально герольды были своего рода посыльными, нанятыми дворянами, но герольды брали на себя ответственность за изучение и знание ранга, родословной и геральдических устройств различных рыцарей и лордов, а также правил и протоколов, регулирующих дизайн и описание или гербы оружия, и приоритет их носителей. [26] Еще в конце тринадцатого века некоторые герольды, находившиеся на службе у монархов, получили титул «Король герольдов», который со временем стал « Королем оружия ». [26]

Термин «герб» по происхождению относится к сюрко с геральдическими рисунками, которые носят бойцы, особенно на рыцарских турнирах, на старофранцузском языке «cote a armer» . Смысл перенесен в сам геральдический рисунок на среднеанглийском языке середины XIV века. [27]

Геральдический щит

[ редактировать ]

Примерно к 1230-м годам щиты, используемые кавалерией, имели почти треугольную форму и назывались нагревательными щитами . Сохранился такой щит, щит Конрада фон Тюрингена , датированный ок. , изображающий льва Барри Людовингов 1230 год . Эта форма в форме нагревателя использовалась в войне во время апогея эпохи рыцарства и стала классическим геральдическим щитом или гербом примерно во время битвы при Креси (1346 г.) и основания Ордена Подвязки. (1348 г.), когда геральдика стала вполне развитой системой. Во всех средневековых свитках оружия с конца 13-го и на протяжении 14-15 веков почти исключительно используется эта форма щита.

Разделение поля

[ редактировать ]

Гербы XIII века в некоторых случаях уже включают знаки каденции для различения потомков, но в большинстве случаев все еще обходятся без разделения поля для обозначения происхождения от более чем одной линии. Исключением является герб Кастилии и Леона , на котором изображен герб Кастилии (желтый замок), разделенный на части гербом Леона (фиолетовый лев) в Камден-Ролле и Сегарс-Ролле конца 13 века . Эта практика становится гораздо более распространенной в период позднего средневековья. Например, герб Эрика Померанского как короля Кальмарской унии (годы правления 1396–1439) объединяет пять гербов Дании, Швеции, Дома Бьельбо , Померании и Норвегии, разделенных на четыре части красным крестом и с центральная инескутчеон . В конце 15 века обладатели церковных должностей делили свои семейные гербы с гербами ордена или епархии, которые они представляли. Так, Пьер д'Обюссон, будучи великим магистром Мальтийских рыцарей, четвертовал свой фамильный герб мальтийским крестом ; епископ Гуго фон Гогенланденберг разделил свое семейное оружие с гербом княжества-епископства Констанца .

Геральдические органы

[ редактировать ]

К середине четырнадцатого века принцип, согласно которому только один человек имел право носить определенный герб, был общепринятым, и споры по поводу права собственности на оружие, похоже, привели к постепенному созданию геральдических органов, регулирующих его использование. Самая ранняя известная работа по геральдической юриспруденции , De Insigniis et Armis , была написана около 1350 года Бартолом де Саксоферрато , профессором права в Падуанском университете . [28] [29] Самым знаменитым спором о гербах в английской геральдике является спор Скроуп против Гросвенора (1390 г.), в котором два разных человека претендовали на право носить лазурь, изгиб или . [30] Продолжающееся распространение оружия и количество споров, возникающих из-за того, что разные люди брали на себя одно и то же оружие, побудили Генриха V издать в 1419 году прокламацию, запрещающую всем тем, кто не носил оружие в битве при Азенкуре , брать на себя оружие, кроме как по наследству. или грант от короны. [30] [31]

Ранняя современная геральдика

[ редактировать ]
« Орел-кватернион », представляющий поместья Священной Римской империи (1510 г.).
Герб Карла V, императора Священной Римской империи, в хоре собора Кордовы , 16 век.
Королевские гербы в Ваппенбухе Зибмахера (1605 г.)

В 1484 году, во время правления Ричарда III , различные герольды, нанятые короной, были включены в Геральдическую коллегию , через которую в конечном итоге будут выдаваться все новые гранты на оружие. [32] [33] Коллегия в настоящее время состоит из трех герольдмейстеров, которым помогают шесть герольдов, и четырех преследователей , или младших офицеров оружия, все находятся под руководством графа -маршала ; но все оружие, предоставленное колледжем, предоставляется властью короны. [34] Подобные органы регулируют выдачу оружия в других монархиях и некоторых членах Содружества Наций , но в большинстве других стран не существует геральдической власти и закона, запрещающего кому-либо носить любое оружие по своему усмотрению, при условии, что это не нарушает руки другого. [33]

Начиная с правления Генриха VIII , герольдмейстерам было приказано совершать визиты , во время которых они путешествовали по стране, регистрируя оружие, находящееся под надлежащей властью, и требуя от тех, кто носил оружие без полномочий, либо получить для них полномочия, либо прекратить их использование. Неправильно носимое оружие подлежало снятию и обезображиванию. в 1689 году новых комиссий по посещению не было Первое такое посещение началось в 1530 году, а последнее — в 1700 году, хотя после вступления на престол Вильгельма III . [30] [35]

В период раннего Нового времени геральдика стала очень сложной и стандартизированной, разделенной на «национальные» традиции. Западную геральдику можно разделить на три большие культурные группы: «галло-британскую», «немецко-нордическую» и «латинскую». В состав галло-британской группы входят французские , английские и шотландские традиции. «Немецко-нордическая» группа включает традицию Священной Римской империи и ее большую сферу влияния, включая немецкую геральдику , шведскую геральдику , норвежскую геральдику , датскую геральдику , российскую геральдику , польскую геральдику , венгерскую геральдику , хорватскую геральдику , сербскую геральдику , и т. д.

В «латинскую» группу входят итальянская геральдика , испанская геральдика и португальская геральдика .

Голландская геральдика демонстрирует влияние всех трех групп.

Выдающиеся горожане и корпорации, в том числе многие города и поселки, получали или получали гранты на оружие, имея лишь номинальные военные ассоциации. [36] Геральдические устройства изображались в различных контекстах, таких как религиозное и погребальное искусство, а также с использованием самых разных материалов, включая каменную кладку, резное дерево, эмаль , витражи и вышивку . [37]

С отказом от рыцарского турнира как придворной практики в начале 17 века геральдические достижения, особенно геральдика , перестали быть привязаны к технологическому развитию или моде на рыцарские доспехи , а формы шлемов стали чисто условными, и в различных региональных системы отдельные виды шлемов стали привязываться к отдельным дворянским чинам.

Геральдические рисунки в стиле барокко становились все более сложными, как с точки зрения все более сложного разделения поля , так и с точки зрения связанных с ними достижений, кульминацией которых стало развитие «пейзажной геральдики», включающей реалистичные изображения пейзажей, во второй половине восемнадцатого и начала девятнадцатого века.

Современная геральдика

[ редактировать ]

В середине 19 века возобновился интерес к истории оружейного дела, но теперь в основном с точки зрения антиквара или специалиста по генеалогии . Это привело к переоценке старых дизайнов по сравнению со стилями барокко и рококо, новому пониманию средневекового происхождения искусства. [38] [39] С конца девятнадцатого века геральдика сосредоточилась на использовании различных линий разделителей и малоиспользуемых обычных знаков для создания новых и уникальных дизайнов. [40]

Термин «геральдика» иногда используется для обозначения национальных гербов современных государств. Государства с республиканской традицией иногда избегают гербов, вместо этого используют «национальные печати» или «национальные гербы» (например, герб Италии ), используя негеральдические эмблемы параллельно с более геральдическими гербами (например, дипломатический герб Франции ), или вообще отказавшись от официального национального герба (как в случае с Турцией ). Однако национальные гербы популярны как среди конституционных монархий (таких как Дания и Испания ), так и среди республик (таких как Финляндия , Исландия , Португалия , Гамбия , Нигерия , Сьерра-Леоне , Сингапур , Чили , Гайана , Тринидад и Тобаго и США). Штаты ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Октав Делепьер, Précis des annales de Bruges (1835) 38f . современник Рене Анжуйского, Луи де Грутюз, сам был известным участником турниров 1440-х годов.
  2. ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 1–18.
  3. ^ Клакенберг, Хенрик (2002), Геральдика в народном доме (на шведском языке), стр. 6.
  4. ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 6–10.
  5. ^ Записки высокопоставленных лиц , Бодлианская библиотека
  6. ^ «значительный прототип средневековой геральдики» Джон Онианс, Атлас мирового искусства (2004), стр. 58 .
  7. ^ Джон Вудворд и Джордж Бернетт, Трактат о геральдике: британской и зарубежной , W. & AK Johnson, Эдинбург и Лондон (1892), том. 1, стр. 29–31.
  8. ^ Перейти обратно: а б Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 14–16.
  9. ^ Проекты круглых щитов (vikingage.org) : «клетчатый» (11 в., Biblio. Mun. Avranches MS50), «расклешенный крест» (ок. 1000–1050 Аррас, BM MS 559 (435), том 1), «спирали» (ок.1000-1050 Аррас, БМ MS 559 (435), т. 1), «спирали с точками» (ок.1000-1020 Бамберг MS А. II. 42 Бамбергский Апокалипсис).
  10. ^ Перейти обратно: а б Вудворд и Бернетт, том. 1, с. 26.
  11. ^ Вудворд и Бернетт, том. 1, с. 31.
  12. ^ "герб появляется в последние годы XII века внезапно, без перехода. Но есть и другие, более старые типы, где части герба существуют, заявляя о себе, так сказать, прежде чем перейти в К этому числу принадлежит печать Ангеррана, графа Сен-Поля, датированная до 1150 года. На ней уже имеется несколько снопов, разбросанных по полю. Г. Деме, Герб по печатям Средневековья (1877), с. 6 .
  13. ^ Томас Вудкок и Джон Мартин Робинсон , Оксфордский путеводитель по геральдике , Oxford University Press, Нью-Йорк (1988), стр. 1.
  14. ^ Вагнер, Геральдика в Англии , с. 8.
  15. ^ Ксения фон Эрцдорф, Рудольф Шульц, Винфрид Бауманн, Романы рыцаря со львом (1994), с. 175, цитируется Шмидт-Физельдек, Печати герцогского дома Брауншвейгского и Люнебургского , вып. 1-4.
  16. ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , с. 62.
  17. ^ К. А. Стотхард, Монументальные изображения Великобритании (1817 г.) пл. 2, ил. в Энтони Вагнере, Richmond Herald, Геральдика в Англии , Penguin (1946), пл. Я.
  18. ^ Пастуро, Мишель (1997). Геральдика: введение в дворянскую традицию . Серия « Открытия Абрамса ». Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc., с. 18. ISBN  9780810928305 .
  19. ^ Вудворд и Бернетт, том. 1, с. 32.
  20. ^ Перейти обратно: а б Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 173–174.
  21. ^ Пастуро, с. 59.
  22. ^ Вудворд и Бернетт, с. 37.
  23. ^ «За исключением нескольких геральдических щитов, которые появляются в Кайзерхронике , таких как вепрь, который несли римляне — старейший геральдический знак в средневековой немецкой эпической литературе, согласно Зипсу [ Wappenwesen , 1966] — большая часть додворцовых и даже придворных эпосы до 1200 года вообще содержат очень мало украшенных щитов. Несколько изолированных гербов упоминаются в немецких «Песнях Роланда» , «Кенига Ротера» , » Вельдеке «Энеасе и » Хартмана «Эреке — главным образом, связанных с главными героями». Вандхофф (2016), ( стр. 57 ).
  24. ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 17–18.
  25. ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 17–18, 383.
  26. ^ Перейти обратно: а б Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 27–29.
  27. ^ etymonline.com
  28. ^ О знаках отличия и оружии
  29. ^ Джордж Сквибб, «Закон об оружии в Англии», в «Гербе», том. II, нет. 15 (весна 1953 г.), с. 244.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 21–22.
  31. ^ Вудворд и Бернетт, том. 1, стр. 35–36.
  32. ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , с. 38.
  33. ^ Перейти обратно: а б Пастуро, с. 39–41.
  34. Официальный сайт Колледжа вооружений , по состоянию на 3 марта 2016 г.
  35. ^ Джулиан Франклин, Щит и герб: отчет об искусстве и науке геральдики , Лондон: MacGibbon & Kee (1960), стр. 386.
  36. ^ Питер Гвинн-Джонс, Искусство геральдики: происхождение, символы и образцы , Parkgate Books/Barnes & Noble (1998), стр. 18–20.
  37. ^ Отфрид Нойбекер, Геральдика: источники, символы и значение , Macdonald and Jane's (1977), стр. 253–258.
  38. ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 87–88.
  39. ^ Гвинн-Джонс, стр. 110–112.
  40. ^ Гвинн-Джонс, стр. 113–121.
  • Артур Чарльз Фокс-Дэвис , Полное руководство по геральдике , издательство Dodge Publishing Company, Нью-Йорк (1909), переиздано издательством Bonanza Books, Нью-Йорк (1978), стр. 1.
  • Стивен Фрайар, Эд. Геральдический словарь . (Harmony Books, Нью-Йорк: 1987), с. 183. Третий новый международный словарь Вебстера , C. & G. Merriam Company , Кембридж, Массачусетс (1961).
  • Вандхофф, «Щит как поэтический экран: ранний герб и визуализация средневековой немецкой литературы» в: К. Старки (редактор), Визуальная культура и немецкое средневековье (2016), 53–72.
  • Жерар Дж. Бро. Ранний герб. Геральдическая терминология в двенадцатом и тринадцатом веках с особым упором на литературу о короле Артуре . Оксфорд, Издательство Оксфордского университета, 1972.
  • Джон А. Гудолл, «Геральдика в Италии в средние века и эпоху Возрождения», герб 37 (январь 1959 г.).
  • Общий арсенал Берка : «Генеральный арсенал Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса; включающий реестр гербовых знаков с древнейших времен до наших дней», написанный сэром Бернардом Берком , герольдмейстером Ольстера, был опубликован в Лондоне в 1884 году. Этот рулон включает список всех известных арсеналов, когда-либо использовавшихся на Британских островах.
  • Großes Wappenbuch Й. Зибмахера (продолжение ранних современных Siebmachers Wappenbuch ), изд. Отто Титан против Хефнера, Хейер против Розенфельда, А. М. Хильдебрандт, Г. А. Сейлер, М. Грицнер и др., 7 томов (1854–1967); том. 1: Национальные гербы и национальные флаги, епископский герб, профессиональные гербы, университетский герб; тт. 2–3: дворянство Германии и Пруссии ; том. 4: дворянство Австро-Венгрии ; том. 5: буржуазные фамильные гербы (Германия и Швейцария); том. 6: вымершее дворянство Священной Римской империи; том. 7: дополнительный том.
  • Генеральный герб Жана-Батиста Ритстапа, два тома (1884, 1887), более 100 000 гербов общеевропейского масштаба.
  • Гербовник Малороссии (Малороссїйскїй гербовникъ, 1914): украинские (малороссийские) фамильные гербы в составе Российской империи .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51080789ee534a7801216ae2c5b4e83e__1712609700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/3e/51080789ee534a7801216ae2c5b4e83e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of heraldry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)