История геральдики

Геральдика — это система визуальной идентификации звания и родословной , сложившаяся в европейском Средневековье . [2] тесно связан с куртуазной культурой рыцарства , латинским христианством , крестовыми походами , феодальной аристократией и монархией того времени. она процветала и развивалась Геральдическая традиция полностью развилась в 13 веке, а в период позднего средневековья и раннего Нового времени . Первоначально ограниченная дворянством, геральдика была принята богатыми простолюдинами в позднем средневековье ( бюргерский герб ). Особые традиции церковной геральдики также развиваются в период позднего средневековья. Гербы дворянских родов, часто после их исчезновения, прикрепляются к территориям, которыми они владели, образуя муниципальные гербы к 16 веку .
Западная геральдика распространилась за пределы основной территории латинского христианского мира в 17 веке, западные геральдические традиции были приняты в Российской империи . С колониализмом использование геральдики распространилось на другие континенты, например, в Африку и Америку.
пришли в упадок в пользу республиканизма Хотя некоторые концепции, связанные с геральдикой, такие как дворянство и монархия, в 19-20 веках , геральдика в целом продолжает процветать, и сегодня эта форма искусства пользуется большей распространенностью, чем когда-либо, в странах с сильными геральдическими традициями. . [3] Даже в других странах элементы, унаследованные от геральдической традиции, часто используются в национальных флагах и гербах по всему миру.
Прекурсоры
[ редактировать ]

Традиции полевых знаков , личных гербов и печатей восходят как минимум к бронзовому веку . описание В частности , экфрастическое рисунков щитов встречается как топос в классической литературе. [4] Части римской армии иногда идентифицировались по отличительным знакам на щитах. [5]
Геральдика развивалась в период высокого средневековья на основе более ранних, «догеральдических» или «антегеральдических», традиций визуальной идентификации с помощью печатей , полевых знаков , эмблем, используемых на монетах и т. д. Примечательно, львы что впоследствии появились . в гербах европейской знати XII века есть прообразы животного стиля древнего искусства (в частности, стиля скифского искусства , развивавшегося примерно с VII века до нашей эры). [6]
Западная геральдика – нововведение XII века. Некоторые представители высшей знати начали изображать животных, особенно львов , на своих щитах, начиная с ок. 1140-е годы. До этого западные военные щиты XI - начала XII веков иногда имели простые украшения, но, очевидно, не связанные с личной идентификацией владельца.
Гобелен из Байе , иллюстрирующий вторжение норманнов в Англию в 1066 году и, вероятно, введенный в эксплуатацию около 1077 года, когда собор Байе был перестроен, изображает ряд щитов различных форм и рисунков, многие из которых простые, а другие украшены драконами. , кресты или другие типично геральдические фигуры. Тем не менее, ни один человек не изображен дважды с одним и тем же оружием, и ни один из потомков различных изображенных людей не имел устройств, похожих на те, что изображены на гобелене. [7] [8] Франкские или немецкие круглые щиты XI века ( Оттонские , Салианские ) иногда изображаются с простым геометрическим орнаментом, но не с фигуративными эмблемами. [9]
Точно так же в отчете о французских рыцарях при дворе византийского императора Алексея I в начале двенадцатого века описываются их щиты из полированного металла, совершенно лишенные геральдического рисунка. В испанской рукописи 1109 года описаны как простые, так и украшенные щиты, ни один из которых, похоже, не был геральдическим. [10] В аббатстве Сен-Дени было окно, посвященное рыцарям, отправившимся во Второй крестовый поход в 1147 году, и, вероятно, было сделано вскоре после этого события; но Монфоконом до того, как оно было разрушено, ни на одном из щитов нет геральдического рисунка. на изображении окна, сделанном [8] [11]
Протогеральдика (12 век)
[ редактировать ]
Традиция XII века в основном сохранилась в виде популярных в то время конных печатей , на которых дворянин изображен в виде полностью вооруженного воина верхом на коне. На ранних конных тюленях изображены простые щиты. С середины XII века иногда изображаются протогеральдические изображения, но щит изображен естественно, как часть рыцарского вооружения, и часто виден в профиль или частично скрыт. На конной печати Ангеррана (Ингельрама), графа Сен-Поля (1130-е или 1140-е годы), все еще изображен простой щит, но то, что позже станет геральдическими знаками (в данном случае снопы кукурузы), изображено расположенными вокруг лошади. [12] Печати с изображением настоящих геральдических щитов появляются в самом конце XII или в начале XIII века.
Печати с элементами отчетливо геральдического характера начинают появляться во второй трети XII века. Ряд печатей, датируемых периодом между 1135 и 1155 годами, по-видимому, свидетельствуют о принятии геральдических изображений в Англии, Франции, Германии, Испании и Италии. [13] Яркий пример ранней гербовой печати прикреплен к хартии, пожалованной Филиппом I, графом Фландрским , в 1164 году. В двенадцатом веке печати всегда носили геральдический характер. [10] [14]
Среди старейших конных печатей с гербами — печати Генриха Льва из дома Вельфов , герцога Саксонии (1142–1180) и Баварии (1156–1180). Всего известно семь печатей Генриха. Из них только на втором изображен узнаваемый лев на щите. Эта печать прикреплена к двум документам, датированным 1146 годом. Возможно, лев был и на первой печати (ок. 1142 года), но его уже невозможно узнать. [15] Конная печать аналогичной древности - это печать Оттокара III Штирийского , датированная 1160 годом, с ранней формой штирийской пантеры на его щите.

Самое старое из сохранившихся изображений цветного арсенала можно увидеть на могиле Джеффри Плантагенета, графа Анжуйского , умершего в 1151 году. [16] Эмаль, вероятно, заказанная вдовой Джеффри между 1155 и 1160 годами, изображает его с синим щитом, украшенным шестью свирепствующими золотыми львами. Он носит синий шлем, украшенный изображением еще одного льва, а его плащ подбит ваиром. В средневековых хрониках говорится, что Джеффри получил щит с таким описанием, когда его тесть Генрих I посвятил его в рыцари в 1128 году; но это сообщение, вероятно, датируется примерно 1175 годом. [17] [18] Самым ранним свидетельством связи львов с английской короной является печать с изображением двух проходящих мимо львов, которую использовал будущий король Иоанн при жизни его отца Генриха II , умершего в 1189 году. [19] [20] Поскольку Генрих был сыном Джеффри Плантагенета, кажется разумным предположить, что принятие львов в качестве геральдической эмблемы Генрихом или его сыновьями могло быть вдохновлено щитом Джеффри. Старший брат Джона, Ричард Львиное Сердце , который сменил своего отца на троне, как полагают, был первым, кто носил оружие трех львов, проходивших мимо и охраняющих, до сих пор являющееся гербом Англии, ранее использовав двух безудержных боевых львов, которые оружие также могло принадлежать его отцу. [21] Ричарду также приписывают создание английского герба в виде льва-статанта (ныне статанта-охранника). [20] [22]
Ранние упоминания о геральдических щитах в средневерхненемецкой литературе также относятся к XII веку. Конструкции щитов описаны в «Кайзерхронике» (ок. 1150–1170), например, вепрь, который несли римляне, а также, в отдельных случаях, в « Роландслиде» (ок. 1115), Кенига Ротера (ок. 1150), Вельдеке. Энеас (ок. 1170 г.) и Гартмана Эрек (ок. 1185 г.). Они появляются в более широком контексте описания вооруженного главного героя и еще не привязаны к родословной носителя. [23]

По крайней мере, две отличительные особенности геральдики общеприняты как продукты крестовых походов : сюрко, верхняя одежда, надеваемая поверх доспехов для защиты владельца от солнечного жара, часто украшалась теми же украшениями, которые появлялись на рыцарском щите. . Именно от этого предмета одежды произошло словосочетание «герб». [ сомнительно – обсудить ] [24] Кроме того, ламбрекен, или накидка, которая зависит от шлема и обрамляет щит в современной геральдике, возникла как практичное прикрытие шлема и задней части шеи во время крестовых походов. [ нужна ссылка ] выполняющий почти ту же функцию, что и сюрко. Считается, что его зазубренный или зубчатый край, который сегодня представляет собой вздымающиеся завитушки, возник в результате интенсивного ношения в полевых условиях или как средство смягчения удара мечом и, возможно, запутывания оружия нападающего. [25]
Средневековая геральдика
[ редактировать ]

Терминология
[ редактировать ]Происхождение самого термина геральдика ( среднеанглийская геральдика , старофранцузское hiraudie ), можно поместить в контекст ранних форм рыцарских турниров XII века. Бойцы носили полные доспехи и идентифицировали себя, нанося свои эмблемы на щиты . Герольд « (старофранцузское heraut» , от франкского * hariwald «командующий армией») был офицером, который объявлял конкурентов.
Изначально герольды были своего рода посыльными, нанятыми дворянами, но герольды брали на себя ответственность за изучение и знание ранга, родословной и геральдических устройств различных рыцарей и лордов, а также правил и протоколов, регулирующих дизайн и описание или гербы оружия, и приоритет их носителей. [26] Еще в конце тринадцатого века некоторые герольды, находившиеся на службе у монархов, получили титул «Король герольдов», который со временем стал « Королем оружия ». [26]
Термин «герб» по происхождению относится к сюрко с геральдическими рисунками, которые носят бойцы, особенно на рыцарских турнирах, на старофранцузском языке «cote a armer» . Смысл перенесен в сам геральдический рисунок на среднеанглийском языке середины XIV века. [27]
Геральдический щит
[ редактировать ]Примерно к 1230-м годам щиты, используемые кавалерией, имели почти треугольную форму и назывались нагревательными щитами . Сохранился такой щит, щит Конрада фон Тюрингена , датированный ок. , изображающий льва Барри Людовингов 1230 год . Эта форма в форме нагревателя использовалась в войне во время апогея эпохи рыцарства и стала классическим геральдическим щитом или гербом примерно во время битвы при Креси (1346 г.) и основания Ордена Подвязки. (1348 г.), когда геральдика стала вполне развитой системой. Во всех средневековых свитках оружия с конца 13-го и на протяжении 14-15 веков почти исключительно используется эта форма щита.
- Контрпечать Альфонсо II Арагонского , датированная 1187 годом: одно из самых ранних изображений «геральдического щита» (изображение дизайна щита отдельно от полного изображения вооруженного носителя), в данном случае показывающее раннюю форму Бледа Арагон . Щит в это время все еще имеет форму «воздушного змея» .
- Щит Зеедорфа (конец XII века), старейший из сохранившихся средневековых щитов, на котором изображен безудержный лев. Хранится в монастыре Зеедорф, Ури, Швейцария. Первоначально это был тип воздушного змея , но верхняя часть щита была отрезана позже, чтобы приблизиться к форме «нагревателя» 13-го века .
- Щит Конрада фон Тюрингена ок. 1230 г.) с изображением льва Барри Людовингов ( (позже известного как « Гессенский лев »).
- Геральдическая печать Бушара Марли , датированная 1225 годом. На лицевой стороне печати изображен полностью развитый геральдический щит, заменяющий изображение полностью вооруженного рыцаря как бы pars pro toto .
- Мэтью Пэрис в Historia Anglorum и Chronica Majora (около 1250 г.) использует миниатюры геральдических щитов для обозначения воцарения на престол и смерти королей. Здесь изображены три льва, проходящие мимо стражи, или приписываемые Вильгельму I и его преемникам Генриху I, Стефану и Генриху II. , Иоанн и Генрих III, позже (14 век) использовались в качестве королевского герба Англии .
- Миниатюра с изображением Первого крестового похода из рукописи Histoire d'Outremer (1287 г.). На изображении изображены Годфри Бульонский и Адемар Ле-Пюи . Годфри демонстрирует герб Лотарингии , красный изгиб с тремя алерионами серебряными . Адемар носит епископскую митру, а изображен полумесяц . на щите
- Пример бюргерского оружия конца средневековья. Конрад Грюненберг (1487 г.) показывает свой герб из двух зеленых тримонтов вместе с эмблемами « орденов », членство которых он получил во время своего паломничества в Иерусалим, Иерусалимским крестом. для ордена Гроба Господня , меч и свиток ордена Меченосца , ваза с цветами, эмблема ордена Кувшина и полуколесо Святой Екатерины .
Разделение поля
[ редактировать ]Гербы XIII века в некоторых случаях уже включают знаки каденции для различения потомков, но в большинстве случаев все еще обходятся без разделения поля для обозначения происхождения от более чем одной линии. Исключением является герб Кастилии и Леона , на котором изображен герб Кастилии (желтый замок), разделенный на части гербом Леона (фиолетовый лев) в Камден-Ролле и Сегарс-Ролле конца 13 века . Эта практика становится гораздо более распространенной в период позднего средневековья. Например, герб Эрика Померанского как короля Кальмарской унии (годы правления 1396–1439) объединяет пять гербов Дании, Швеции, Дома Бьельбо , Померании и Норвегии, разделенных на четыре части красным крестом и с центральная инескутчеон . В конце 15 века обладатели церковных должностей делили свои семейные гербы с гербами ордена или епархии, которые они представляли. Так, Пьер д'Обюссон, будучи великим магистром Мальтийских рыцарей, четвертовал свой фамильный герб мальтийским крестом ; епископ Гуго фон Гогенланденберг разделил свое семейное оружие с гербом княжества-епископства Констанца .
Геральдические органы
[ редактировать ]К середине четырнадцатого века принцип, согласно которому только один человек имел право носить определенный герб, был общепринятым, и споры по поводу права собственности на оружие, похоже, привели к постепенному созданию геральдических органов, регулирующих его использование. Самая ранняя известная работа по геральдической юриспруденции , De Insigniis et Armis , была написана около 1350 года Бартолом де Саксоферрато , профессором права в Падуанском университете . [28] [29] Самым знаменитым спором о гербах в английской геральдике является спор Скроуп против Гросвенора (1390 г.), в котором два разных человека претендовали на право носить лазурь, изгиб или . [30] Продолжающееся распространение оружия и количество споров, возникающих из-за того, что разные люди брали на себя одно и то же оружие, побудили Генриха V издать в 1419 году прокламацию, запрещающую всем тем, кто не носил оружие в битве при Азенкуре , брать на себя оружие, кроме как по наследству. или грант от короны. [30] [31]
Ранняя современная геральдика
[ редактировать ]


В 1484 году, во время правления Ричарда III , различные герольды, нанятые короной, были включены в Геральдическую коллегию , через которую в конечном итоге будут выдаваться все новые гранты на оружие. [32] [33] Коллегия в настоящее время состоит из трех герольдмейстеров, которым помогают шесть герольдов, и четырех преследователей , или младших офицеров оружия, все находятся под руководством графа -маршала ; но все оружие, предоставленное колледжем, предоставляется властью короны. [34] Подобные органы регулируют выдачу оружия в других монархиях и некоторых членах Содружества Наций , но в большинстве других стран не существует геральдической власти и закона, запрещающего кому-либо носить любое оружие по своему усмотрению, при условии, что это не нарушает руки другого. [33]
Начиная с правления Генриха VIII , герольдмейстерам было приказано совершать визиты , во время которых они путешествовали по стране, регистрируя оружие, находящееся под надлежащей властью, и требуя от тех, кто носил оружие без полномочий, либо получить для них полномочия, либо прекратить их использование. Неправильно носимое оружие подлежало снятию и обезображиванию. в 1689 году новых комиссий по посещению не было Первое такое посещение началось в 1530 году, а последнее — в 1700 году, хотя после вступления на престол Вильгельма III . [30] [35]
В период раннего Нового времени геральдика стала очень сложной и стандартизированной, разделенной на «национальные» традиции. Западную геральдику можно разделить на три большие культурные группы: «галло-британскую», «немецко-нордическую» и «латинскую». В состав галло-британской группы входят французские , английские и шотландские традиции. «Немецко-нордическая» группа включает традицию Священной Римской империи и ее большую сферу влияния, включая немецкую геральдику , шведскую геральдику , норвежскую геральдику , датскую геральдику , российскую геральдику , польскую геральдику , венгерскую геральдику , хорватскую геральдику , сербскую геральдику , и т. д.
В «латинскую» группу входят итальянская геральдика , испанская геральдика и португальская геральдика .
Голландская геральдика демонстрирует влияние всех трех групп.
Выдающиеся горожане и корпорации, в том числе многие города и поселки, получали или получали гранты на оружие, имея лишь номинальные военные ассоциации. [36] Геральдические устройства изображались в различных контекстах, таких как религиозное и погребальное искусство, а также с использованием самых разных материалов, включая каменную кладку, резное дерево, эмаль , витражи и вышивку . [37]
С отказом от рыцарского турнира как придворной практики в начале 17 века геральдические достижения, особенно геральдика , перестали быть привязаны к технологическому развитию или моде на рыцарские доспехи , а формы шлемов стали чисто условными, и в различных региональных системы отдельные виды шлемов стали привязываться к отдельным дворянским чинам.
Геральдические рисунки в стиле барокко становились все более сложными, как с точки зрения все более сложного разделения поля , так и с точки зрения связанных с ними достижений, кульминацией которых стало развитие «пейзажной геральдики», включающей реалистичные изображения пейзажей, во второй половине восемнадцатого и начала девятнадцатого века.
Современная геральдика
[ редактировать ]В середине 19 века возобновился интерес к истории оружейного дела, но теперь в основном с точки зрения антиквара или специалиста по генеалогии . Это привело к переоценке старых дизайнов по сравнению со стилями барокко и рококо, новому пониманию средневекового происхождения искусства. [38] [39] С конца девятнадцатого века геральдика сосредоточилась на использовании различных линий разделителей и малоиспользуемых обычных знаков для создания новых и уникальных дизайнов. [40]
Термин «геральдика» иногда используется для обозначения национальных гербов современных государств. Государства с республиканской традицией иногда избегают гербов, вместо этого используют «национальные печати» или «национальные гербы» (например, герб Италии ), используя негеральдические эмблемы параллельно с более геральдическими гербами (например, дипломатический герб Франции ), или вообще отказавшись от официального национального герба (как в случае с Турцией ). Однако национальные гербы популярны как среди конституционных монархий (таких как Дания и Испания ), так и среди республик (таких как Финляндия , Исландия , Португалия , Гамбия , Нигерия , Сьерра-Леоне , Сингапур , Чили , Гайана , Тринидад и Тобаго и США). Штаты ).
- XIX века В немецкой геральдике есть образцы щитов с многочисленными гербами, например, на гербе Саксен-Альтенбурга всего семь гербов. На некоторых монетах талеров изображено целых пятнадцать.
- Пример сложных достижений в испанской геральдике XIX века : герб Бальдомеро Эспартеро, принца Вергары (1793–1879).
- Герб Королевства Пруссия (1873 г.)
- Герб Мексиканской империи (1864 г.)
- Герб принца Гарри, герцога Сассекского (род. 1984 г., подарен в сентябре 2002 г., в день его 18-летия)
- Современный герб швейцарского кантона Граубюнден трех старых ( , составленный из 15-16 веков) гербов Трех лиг в 1932 году.
- Герб Чехии 1992 года был разработан на основе геральдических принципов геральдистом Иржи Лоудой . На нем изображен чешский лев, разделенный на части силезскими и моравскими орлами.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Октав Делепьер, Précis des annales de Bruges (1835) 38f . современник Рене Анжуйского, Луи де Грутюз, сам был известным участником турниров 1440-х годов.
- ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 1–18.
- ^ Клакенберг, Хенрик (2002), Геральдика в народном доме (на шведском языке), стр. 6.
- ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 6–10.
- ^ Записки высокопоставленных лиц , Бодлианская библиотека
- ^ «значительный прототип средневековой геральдики» Джон Онианс, Атлас мирового искусства (2004), стр. 58 .
- ^ Джон Вудворд и Джордж Бернетт, Трактат о геральдике: британской и зарубежной , W. & AK Johnson, Эдинбург и Лондон (1892), том. 1, стр. 29–31.
- ^ Перейти обратно: а б Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 14–16.
- ^ Проекты круглых щитов (vikingage.org) : «клетчатый» (11 в., Biblio. Mun. Avranches MS50), «расклешенный крест» (ок. 1000–1050 Аррас, BM MS 559 (435), том 1), «спирали» (ок.1000-1050 Аррас, БМ MS 559 (435), т. 1), «спирали с точками» (ок.1000-1020 Бамберг MS А. II. 42 Бамбергский Апокалипсис).
- ^ Перейти обратно: а б Вудворд и Бернетт, том. 1, с. 26.
- ^ Вудворд и Бернетт, том. 1, с. 31.
- ^ "герб появляется в последние годы XII века внезапно, без перехода. Но есть и другие, более старые типы, где части герба существуют, заявляя о себе, так сказать, прежде чем перейти в К этому числу принадлежит печать Ангеррана, графа Сен-Поля, датированная до 1150 года. На ней уже имеется несколько снопов, разбросанных по полю. Г. Деме, Герб по печатям Средневековья (1877), с. 6 .
- ^ Томас Вудкок и Джон Мартин Робинсон , Оксфордский путеводитель по геральдике , Oxford University Press, Нью-Йорк (1988), стр. 1.
- ^ Вагнер, Геральдика в Англии , с. 8.
- ^ Ксения фон Эрцдорф, Рудольф Шульц, Винфрид Бауманн, Романы рыцаря со львом (1994), с. 175, цитируется Шмидт-Физельдек, Печати герцогского дома Брауншвейгского и Люнебургского , вып. 1-4.
- ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , с. 62.
- ^ К. А. Стотхард, Монументальные изображения Великобритании (1817 г.) пл. 2, ил. в Энтони Вагнере, Richmond Herald, Геральдика в Англии , Penguin (1946), пл. Я.
- ^ Пастуро, Мишель (1997). Геральдика: введение в дворянскую традицию . Серия « Открытия Абрамса ». Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc., с. 18. ISBN 9780810928305 .
- ^ Вудворд и Бернетт, том. 1, с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 173–174.
- ^ Пастуро, с. 59.
- ^ Вудворд и Бернетт, с. 37.
- ^ «За исключением нескольких геральдических щитов, которые появляются в Кайзерхронике , таких как вепрь, который несли римляне — старейший геральдический знак в средневековой немецкой эпической литературе, согласно Зипсу [ Wappenwesen , 1966] — большая часть додворцовых и даже придворных эпосы до 1200 года вообще содержат очень мало украшенных щитов. Несколько изолированных гербов упоминаются в немецких «Песнях Роланда» , «Кенига Ротера» , » Вельдеке «Энеасе и » Хартмана «Эреке — главным образом, связанных с главными героями». Вандхофф (2016), ( стр. 57 ).
- ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 17–18.
- ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 17–18, 383.
- ^ Перейти обратно: а б Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 27–29.
- ^ etymonline.com
- ^ О знаках отличия и оружии
- ^ Джордж Сквибб, «Закон об оружии в Англии», в «Гербе», том. II, нет. 15 (весна 1953 г.), с. 244.
- ^ Перейти обратно: а б с Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 21–22.
- ^ Вудворд и Бернетт, том. 1, стр. 35–36.
- ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Пастуро, с. 39–41.
- ↑ Официальный сайт Колледжа вооружений , по состоянию на 3 марта 2016 г.
- ^ Джулиан Франклин, Щит и герб: отчет об искусстве и науке геральдики , Лондон: MacGibbon & Kee (1960), стр. 386.
- ^ Питер Гвинн-Джонс, Искусство геральдики: происхождение, символы и образцы , Parkgate Books/Barnes & Noble (1998), стр. 18–20.
- ^ Отфрид Нойбекер, Геральдика: источники, символы и значение , Macdonald and Jane's (1977), стр. 253–258.
- ^ Фокс-Дэвис, Полное руководство по геральдике , стр. 87–88.
- ^ Гвинн-Джонс, стр. 110–112.
- ^ Гвинн-Джонс, стр. 113–121.
- Артур Чарльз Фокс-Дэвис , Полное руководство по геральдике , издательство Dodge Publishing Company, Нью-Йорк (1909), переиздано издательством Bonanza Books, Нью-Йорк (1978), стр. 1.
- Стивен Фрайар, Эд. Геральдический словарь . (Harmony Books, Нью-Йорк: 1987), с. 183. Третий новый международный словарь Вебстера , C. & G. Merriam Company , Кембридж, Массачусетс (1961).
- Вандхофф, «Щит как поэтический экран: ранний герб и визуализация средневековой немецкой литературы» в: К. Старки (редактор), Визуальная культура и немецкое средневековье (2016), 53–72.
- Жерар Дж. Бро. Ранний герб. Геральдическая терминология в двенадцатом и тринадцатом веках с особым упором на литературу о короле Артуре . Оксфорд, Издательство Оксфордского университета, 1972.
- Джон А. Гудолл, «Геральдика в Италии в средние века и эпоху Возрождения», герб 37 (январь 1959 г.).
- Общий арсенал Берка : «Генеральный арсенал Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса; включающий реестр гербовых знаков с древнейших времен до наших дней», написанный сэром Бернардом Берком , герольдмейстером Ольстера, был опубликован в Лондоне в 1884 году. Этот рулон включает список всех известных арсеналов, когда-либо использовавшихся на Британских островах.
- Großes Wappenbuch Й. Зибмахера (продолжение ранних современных Siebmachers Wappenbuch ), изд. Отто Титан против Хефнера, Хейер против Розенфельда, А. М. Хильдебрандт, Г. А. Сейлер, М. Грицнер и др., 7 томов (1854–1967); том. 1: Национальные гербы и национальные флаги, епископский герб, профессиональные гербы, университетский герб; тт. 2–3: дворянство Германии и Пруссии ; том. 4: дворянство Австро-Венгрии ; том. 5: буржуазные фамильные гербы (Германия и Швейцария); том. 6: вымершее дворянство Священной Римской империи; том. 7: дополнительный том.
- Генеральный герб Жана-Батиста Ритстапа, два тома (1884, 1887), более 100 000 гербов общеевропейского масштаба.
- Гербовник Малороссии (Малороссїйскїй гербовникъ, 1914): украинские (малороссийские) фамильные гербы в составе Российской империи .