Звериный стиль

Искусство в стиле животных — это подход к украшению, встречающийся от культуры Ордоса до Северной Европы в раннем железном веке и варварского искусства периода миграции , характеризующийся акцентом на животных мотивах. Зооморфный стиль декора использовался для украшения мелких предметов воинами-скотоводами, экономика которых основывалась на разведении и выпасе животных, дополняемом торговлей и грабежом. [1] Анималистическое искусство — это более общий термин для всех произведений искусства, изображающих животных.
Восточные стили
[ редактировать ]
В скифском искусстве широко используются животные мотивы, составляющие « скифскую триаду» оружия, конской упряжи и искусства диких животных в скифском стиле . Культуры, называемые скифским стилем, включали киммерийскую и сарматскую культуры в Европейской Сарматии и простирались через евразийские степи к северу от Ближнего Востока до ордосской культуры Внутренней Монголии . Эти культуры оказали огромное влияние на распространение многих местных версий этого стиля. [2]
В степных украшениях изображены различные животные, в том числе олени, кошки, птицы, лошади, медведи, волки и мифические звери. Особенно впечатляют золотые фигурки оленей, сидящих на корточках, с поджатыми ногами под туловище, с поднятой головой и напряженными мускулами, создающими впечатление скорости. «Петлеобразные» рога большинства фигурок — отличительная черта, не встречающаяся в китайских изображениях оленей. Представленный вид многим ученым показался северным оленем , который не встречался в районах проживания степных народов в этот период. Самые крупные из них представляли собой центральные украшения щитов, а другие представляли собой бляшки меньшего размера, вероятно, прикрепленные к одежде. Олень, по-видимому, имел особое значение для степных народов, возможно, как родовой тотем . Наиболее примечательные из этих цифр включают примеры из:
- курган Аржан , Тува , Сибирь, с предметами звериного стиля (8-7 вв. до н. э.).
- захоронение Костромской на Кубани, датируемое VI веком до нашей эры (Эрмитаж)
- Тапиосентмартон в Венгрии, датируемый V веком до нашей эры, ныне Национальный музей Венгрии , Будапешт.
- Куль Оба в Крыму, датируемый IV веком до нашей эры (Эрмитаж). [3]
Другой характерной формой является ажурная бляшка со стилизованным деревом над сценой с одной стороны, два примера которой показаны здесь. Более поздние крупные произведения греческого производства часто включают зону, изображающую скифских мужчин, очевидно занимающихся своими повседневными делами, в сценах, более типичных для греческого искусства, чем произведения кочевников. Некоторые ученые пытались придать таким сценам повествовательный смысл, но это остается спекулятивным. [4]
Хотя золото широко использовалось правящей элитой различных скифских племен, преобладающим материалом для различных форм животных была бронза. Основная часть этих изделий использовалась для украшения конской упряжи, кожаных ремней и личной одежды. В некоторых случаях эти бронзовые фигурки животных, пришитые к жестким кожаным курткам и ремням, служили доспехами.

Использование форм животных выходило за рамки простого украшения: они, по-видимому, наделяли владельца предмета такой же доблестью и силой, как и изображенное животное. Таким образом, использование этих форм распространилось на боевое снаряжение, будь то мечи, кинжалы, ножны или топоры.
Предметы из бронзы или медных сплавов, датированные примерно V–X веками нашей эры, отчетливо выражены в пермском стиле и найдены недалеко от Уральских гор , а также рек Волги и Камы в России. [5]
- Наконечник топора с отверстием для вала, фигурки демона с птичьей головой, кабана и дракона. Из Средней Азии (Бактрия-Маргиана), конец III – начало II тыс. до н.э.
Германский звериный стиль
[ редактировать ]Пионером изучения германских зооморфных украшений стал Бернхард Салин. [6] в работе, опубликованной в 1904 г. [7] Салин разделил искусство животных примерно с 400 по 900 год нашей эры на три этапа. Истоки этих различных фаз остаются предметом споров; Одним из элементов было развитие тенденций в позднеримском народном провинциальном искусстве, а также более ранние традиции кочевых азиатских степных народов. Стили I и II широко распространены по всей Европе в искусстве «варварских» народов периода миграции .
Стиль Я. Впервые появился на северо-западе Европы, впервые выраженный с появлением техники резьбы по бронзе и серебру в V веке. Для него характерны животные, тела которых разделены на части и обычно появляются на краях рисунков, основной упор которых делается на абстрактные узоры. [8]
Стиль II . Примерно после 560–570 гг. стиль I, приходящий в упадок, начал вытесняться. Животные Стиля II представляют собой целых зверей, их тела вытянуты в «ленты», которые переплетаются в симметричные формы без претензий на натурализм (редко с ногами), которые обычно описываются как змеи, хотя головы часто имеют характеристики других животных. Животные превращаются в орнаментальные узоры, обычно переплетающиеся . Примеры стиля II можно найти на крышке золотого кошелька ( изображение ) из Саттон-Ху (ок. 625 г.). Со временем возникло около 700 локализованных стилей, и говорить об общем германском стиле уже не очень полезно. [9]
Салин Стиль III встречается в основном в Скандинавии и также может называться искусством викингов . Чередование, где оно происходит, становится менее регулярным и более сложным, и если не трехмерных животных, то обычно можно увидеть в профиль, то искривленных, преувеличенных, сюрреалистических, с фрагментированными частями тела, заполняющими все доступное пространство, создавая интенсивное детальное энергетическое ощущение. Неопытному зрителю становится трудно читать тела животных, и существует очень распространенный мотив «хватающего зверя», когда пасть животного цепляется за другой элемент композиции, чтобы соединить две части. Звериный стиль был одним из компонентов, наряду с кельтским искусством и элементами поздней классики, в формировании стиля островного искусства и англосаксонского искусства на Британских островах, и благодаря этим и другим маршрутам на континенте он оставил значительное наследие в позднем Средневековье. искусство.
Иногда используются и другие названия: в англосаксонском искусстве Кендрик предпочитал «Шлем» и «Ленту» для стилей I и II. [10]
- Крышка кошелька Sutton Hoo , VII век, с животными в стиле II. Британский музей: 1939,1010.2.al
- Щека шлема из Стаффордширского клада VII-VIII веков.
- Анализ птицы из Броа, в честь находок которой назван стиль «Броа», фаза III стиля Салина.
См. также
[ редактировать ]
- Искусство периода миграции
- Фракийское искусство
- Образцы персидско-сасанидского искусства
- Противостоящие животные
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эмма К.Банкер , Искусство звериного стиля с Востока на Запад , Азиатское общество. п. 13
- ^ Андреева, Петя (2024). Фантастическая фауна от Китая до Крыма: создание имиджа в евразийских кочевых обществах, 700 г. до н.э. – 500 г. н.э. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9781399528528 .
- ^ Лоер, Макс , «Образ оленя в Скифии и на Дальнем Востоке», Архив Общества китайского искусства Америки , Том. 9, (1955), стр. 63–76, JSTOR.
- ^ Фаркас, Энн, «Интерпретация скифского искусства: Восток против Запада», Искусство Азии , Vol. 39, нет. 2 (1977), с. 124-138 дои : 10.2307/3250196 , JSTOR
- ↑ Иванова, Вера, « Пермский звериный стиль », Russia.ic.com (23 июня 2006 г.), дата обращения 23 марта 2018 г.
- ^ Биография в шведской Википедии.
- ^ Старые германские орнаменты в виде животных , Стокгольм, 1904 г., онлайн-текст Открытой библиотеки , написанный на немецком языке и хорошо иллюстрированный.
- ^ [ https://blog.britishmuseum.org/decoding-anglo-saxon-art/ «Расшифровка англосаксонского искусства», Рози Уитч и иллюстратор Крейг Уильямс, Британского музея , 28 мая 2014 г. блог
- ^ Ритуалы власти: от поздней античности до раннего средневековья , Франс Теувс, Джанет Л. Нельсон, с. 45
- ^ Холмы
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пермский звериный стиль: Фотогалерея (Виртуальный музей)
- Пермский звериный стиль
- Кочевое искусство степей Восточной Евразии , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы и примеры животного стиля.
- Андреева, Петя, «Фантастические звери евразийских степей: к ревизионистскому подходу к искусству анималистического стиля», Пенсильванский университет, 2018: https://repository.upenn.edu/edissertations/2963/
- Салин Стайлс в Кратком Оксфордском археологическом словаре