Скифо-сибирское искусство
Скифо-сибирское искусство — это искусство, связанное с культурами скифо-сибирского мира , в первую очередь состоящее из декоративных предметов, таких как украшения , производимых кочевыми племенами Евразийской степи , с западными краями региона, смутно определенными древними греками. Идентичность кочевых народов степей часто неясна, и термин «скифы» часто следует воспринимать широко; искусство кочевников, живущих гораздо дальше на восток, чем основная скифская территория, демонстрирует как сходство, так и различия, и часто используются такие термины, как «скифо-сибирский мир». Другие евразийские кочевые народы, признанные древними авторами, особенно Геродотом , включают массагетов , сарматов и саков (последнее имя из персидских источников), в то время как древние китайские источники говорят о сюнну или сюн-ну. Современные археологи признают, среди прочих, Пазырыкскую , Тагарскую и Алды-Бельскую культуры , причем самая восточная из них — более поздняя Ордосская культура — немного западнее Пекина . [11] [12] [13] [примечание 1] Искусство этих народов в совокупности известно как степное искусство .
В случае со скифами характерное искусство возникло в период с VII по III вв. до н.э., после чего скифы были постепенно вытеснены с большей части своей территории сарматами, а у оставшегося скифского населения на территории исчезли богатые могильные отложения. Черноморское побережье. За этот период многие скифы стали оседлыми и участвовали в торговле с соседними народами, такими как греки.
В более ранний период скифское искусство включало очень энергично смоделированные стилизованные фигуры животных , показанные поодиночке или в бою, что оказало длительное и очень широкое влияние на другие евразийские культуры, такие далекие друг от друга, как Китай и европейские кельты . Когда скифы вступили в контакт с греками на западной окраине своей территории, их произведения искусства повлияли на греческое искусство и находились под его влиянием; также многие изделия были изготовлены греческими мастерами для скифских заказчиков. Хотя мы знаем, что ювелирное дело было важной областью древнегреческого искусства , от ядра греческого мира сохранилось очень мало, а находки из скифских захоронений представляют собой самую большую группу произведений, которые у нас сейчас есть. Смешение двух культур с точки зрения происхождения художников, происхождения форм и стилей, а также возможной истории предметов порождает сложные вопросы. [14] Многие историки искусства считают, что греческий и скифский стили были слишком далеки друг от друга, чтобы работы в гибридном стиле могли иметь такой же успех, как работы, твердо придерживающиеся того или иного стиля. [15] Другие влияния урбанизированных цивилизаций, таких как Персия и Китай, а также горных культур Кавказа , также повлияли на искусство их кочевых соседей. [16] [17]
Скифское искусство, особенно скифские золотые украшения, высоко ценится музеями; многие из наиболее ценных артефактов находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге . Их восточные соседи, пазырыкская культура в Сибири , создали аналогичное искусство, хотя они были связаны с китайцами так же, как скифы с греческой и иранской культурами. За последние годы археологи сделали ценные находки в различных местах этого района. [17]
Типы объектов
[ редактировать ]
Скифы работали с самыми разными материалами, такими как золото, дерево , кожа , кость , бронза , железо , серебро и электрум . Одежда и конская амуниция сшивалась как с небольшими бляшками из металла и других материалов, так и с более крупными, включая некоторые из самых известных, вероятно, украшенных щитов или повозок. Шерстяной войлок использовался для изготовления богато украшенной одежды, палаток и конского снаряжения, а важный кочевник верхом на коне в своем лучшем снаряжении, должно быть, представлял собой очень красочное и экзотическое зрелище. Будучи кочевниками, скифы производили полностью переносные предметы для украшения своих лошадей, одежды, палаток и повозок, за исключением в некоторых районах курганных стел , каменных стел, несколько грубо вырезанных для изображения человеческой фигуры, которые, вероятно, предназначались как памятники. Литье из бронзы очень высокого качества — основная техника обработки металлов, используемая в евразийской степи, но скифы отличаются частым использованием золота на многих памятниках. [18] хотя большие клады золотых предметов были также найдены дальше на восток, как, например, клад из более чем 20 000 штук «Бактрийского золота» частично кочевого стиля из Тилля-Тепе в Афганистане .

Более ранние произведения отражали традиции звериного стиля ; в более поздний период многие изделия, особенно из металла, были изготовлены греческими мастерами, которые адаптировали греческий стиль к вкусам и тематике богатого скифского рынка и, вероятно, часто работали на скифской территории. Предполагается, что другие предметы были импортированы из Греции. [19]
По мере того как скифы процветали благодаря торговле с греками, они осели и начали заниматься сельским хозяйством. Они также основали постоянные поселения, такие как место в Бельске ( Украина), которое, как полагают, было скифской столицей Гелонусом с ремесленными мастерскими и греческой керамикой, заметной в руинах. Пазырыкские погребения (к востоку от собственно Скифии) имеют особое значение, поскольку в мерзлых условиях сохранилось большое разнообразие предметов в скоропортящихся материалах, не сохранившихся в большинстве древних погребений, ни в степях, ни где-либо еще. К ним относятся резьба по дереву, текстиль, включая одежду и настенные аппликации из фетра, и даже сложные татуировки на теле так называемой Сибирской Ледяной Девы . Это ясно показывает, что важные древние кочевники и их лошади, палатки и повозки были тщательно отделаны различными материалами, многие из которых были ярко окрашены. Их иконография включает животных, монстров и антропоморфных зверей и, возможно, некоторых божеств, включая « Великую Богиню », а также энергичные геометрические мотивы. Археологи обнаружили войлочные коврики, а также искусно изготовленные инструменты и домашнюю утварь. Одежда, обнаруженная археологами, также была хорошо сшита, украшена вышивкой и аппликациями. Состоятельные люди носили одежду, покрытую бляшками с золотым тиснением, но небольшие золотые монеты часто находят в, казалось бы, относительно обычных захоронениях. Импортированные товары включают знаменитый ковер, самый старый из сохранившихся, который, вероятно, был сделан в Персии или ее окрестностях. [20]

В украшениях «Степь» представлены различные животные, в том числе олени, кошки, птицы, лошади, медведи, волки и мифические звери. Особенно впечатляют золотые фигурки оленей, сидящих на корточках, с поджатыми под тело ногами, с поднятой головой и напряженными мышцами, создающими впечатление скорости. «Петлеобразные» рога большинства фигурок — отличительная черта, не встречающаяся в китайских изображениях оленей. Представленный вид многим ученым показался северным оленем , который не встречался в районах проживания степных народов в этот период. Самые крупные из них представляли собой центральные украшения щитов, а другие представляли собой бляшки меньшего размера, вероятно, прикрепленные к одежде. Олень, по-видимому, имел особое значение для степных народов, возможно, как родовой тотем . Наиболее примечательные из этих цифр включают примеры из:
- захоронение Костромской на Кубани, датируемое VI веком до нашей эры (Эрмитаж)
- Тапиосентмартон в Венгрии, датируемый V веком до нашей эры, ныне Национальный музей Венгрии , Будапешт.
- Куль Оба в Крыму, датируемый IV веком до нашей эры (Эрмитаж). [21]
Другой характерной формой является ажурная бляшка с изображением стилизованного дерева над сценой с одной стороны, два примера которой показаны здесь. Более поздние крупные произведения греческого производства часто включают зону, изображающую скифских мужчин, очевидно занимающихся своими повседневными делами, в сценах, более типичных для греческого искусства, чем произведения кочевников. Некоторые ученые пытались придать таким сценам повествовательный смысл, но это остается спекулятивным. [22]
Хотя золото широко использовалось правящей элитой различных скифских племен, преобладающим материалом для различных форм животных была бронза. Основная часть этих изделий использовалась для украшения конской упряжи, кожаных ремней и личной одежды. В некоторых случаях эти бронзовые фигурки животных, пришитые к жестким кожаным курткам и ремням, служили доспехами.
Использование форм животных выходило за рамки простого украшения: они, по-видимому, наделяли владельца предмета такими же способностями и способностями, как и изображенное животное. Таким образом, использование этих форм распространилось на боевое снаряжение, будь то мечи, кинжалы, ножны или топоры.
Основным оружием этой культуры верховой езды был лук, и для ношения этого хрупкого, но очень мощного составного лука был разработан специальный футляр. Этот футляр, «горитус», имел снаружи отдельный контейнер, выполнявший роль колчана, и весь его часто украшали сценами с животными или сценами, изображающими повседневную жизнь в степи. После IV века до нашей эры, когда греческим мастерам было поручено украшать многие предметы повседневного обихода, греческие элементы стали заметно следовать.
Скифское искусство стало широко известно на Западе благодаря серии передвижных выставок из украинских и российских музеев, особенно в 1990-х и 2000-х годах.
Группы
[ редактировать ]Понтийское скифское искусство
[ редактировать ]Искусство собственно скифов входило в особый зооморфный стиль, называемый « звериным стилем », который был типичен для евразийских степных кочевников, хотя «звериный стиль» понтийских скифов сам по себе представлял собой самостоятельную художественную традицию и отличался от варианты «Звериного стиля» кочевников Восточной Евразии. [23]
Скифский «Звериный стиль» представлял собой ограниченный и специфический набор животных в очень специфических канонических позах, хотя они со временем развивались. В рамках «Звериного стиля» для моделирования тел животных использовались большие поверхности, соединённые под углом, а наиболее важные части животных были преувеличены и стилизованы, в том числе: [23]
- глаза, уши и рога копытных;
- глаза, уши, когти, ноздри и пасть хищных зверей;
- глаза и клювы хищных птиц.
В рамках скифского «Звериного стиля» использовался специфический мотив, известный как «зооморфные превращения», при котором части животных сами изображались животными или частями животных, как, например, ветви оленьих рогов и когти оленей. хищные звери, которые изображались в виде голов хищных птиц с изогнутыми клювами. [23]
Некоторые части животных, например ноги, копыта, головы птиц, часто изображались отдельно. [23]
Разработка
[ редактировать ]Ранний среднеазиатский период
[ редактировать ]Популяции срубной и андроновской культур, от которых произошли скифы, использовали на своей керамике и псалиях из кости исключительно геометрические узоры. [24]
Восточно-сакское происхождение
[ редактировать ]Считается, что самые ранние скифские группы, а также скифское искусство и культура возникли вместе с ранними саками из Восточной Евразии в начале I тысячелетия до нашей эры. [27] «Звериный стиль» искусства скифов был вариантом искусства евразийских степных кочевников, которое само первоначально развилось при саках в восточных евразийских степях Средней Азии и Сибири в 9 веке до нашей эры (искусство аржанской культуры , датируется 800 г. до н.э.), [28] под частичным влиянием древнекитайского искусства [23] [29] и «статичного» натуралистического искусства жителей сибирских лесов, [24] после чего он прибыл на запад, в Восточную Европу, в 8 веке до нашей эры. [23] Китайские стилизованные фигурки стоящих оленей династий Шан и Западная Чжоу ( пример ) действительно предшествуют фигурам оленей саков, и вероятны художественные и технические обмены между двумя царствами, но сакская интерпретация остается довольно оригинальной и специфичной для северной сибирской культуры. . [21]
В свою очередь, новые технологии обработки золота саков в Центральной Азии и Южной Сибири были импортированы Китаем и повлияли на развитие технологий обработки золота там с 9-го века до нашей эры, как это видно на стоянках Донталеде или Сигупан . [30] По мнению Дуань Цинбо , существует также вероятность того, что миниатюрные формы человека и лошади на государственных погребальных фигурках Цинь были вдохновлены степным искусством , что видно на таких предметах, как фигурки сакских курильниц . [31] Эти технологические и художественные обмены свидетельствуют о масштабах коммуникационных сетей между Китаем и Средиземноморьем, существовавших еще задолго до создания Шелкового пути . [30] [25]
- Мемориальная доска лежачему сакскому оленю, Елеке Сазы , Казахстан; 8-6 века до н.э.
- Олень «звериный стиль», 7-6 век до нашей эры, Аржан , Тува.
Западноазиатские влияния
[ редактировать ]Во время пребывания скифов в Западной Азии , и особенно во время оккупации ими Мидии , скифский высший класс попал под влияние западноазиатской культуры, [24] вследствие чего искусство скифов впитало в себя многие западноазиатские мотивы и темы, [33] благодаря чему искусство «Звериного стиля» испытало влияние западноазиатских художественных традиций. [34] Таким образом, в этих условиях в период между 650 и 600 гг. до н. э. сложился характерный для собственно скифов художественный стиль. [24]
На более ранних этапах искусства собственно скифов западноазиатские мотивы доминировали над более ранними, унаследованными Срубной скифскими элементами, [35] это западноазиатское влияние отразилось в содержимом Мельгуновского кургана и Келермесского курганов, внутри которых находились как скифские, так и западноазиатские артефакты, такие как чаши и диадемы, полученные в качестве добычи или в качестве дипломатических подарков, а также предметы, сочетающие в себе скифские и западноазиатские элементы, такие как мечи и топоры, которые были типично скифскими по форме, но не по декоративным мотивам и художественным стилям, хотя они все же воспроизводили образы скифского «звериного стиля», что позволяет предположить, что они были заказаны из Западной Азии. мастера от скифских покровителей. [23]
Изображения орлоголовых грифонов были заимствованы в скифское искусство из западноазиатских источников в это время, и их изображения появляются только в местах, где видны контакты с Западной Азией, таких как курган Келермес; эти изображения грифонов стали редки в искусстве скифов после их изгнания из Западной Азии и были искажены при их появлении. Особенно распространенным в этот период было изображение баранов-грифонов, то есть орлов с бараньими рогами, которое отсутствовало за пределами ареала скифской культуры и могло представлять фарну . [23]
Сцены в этот период изображались только на предметах западноазиатского происхождения, а животные преимущественно изображались изолированно или в противоположных композициях. Однако большая часть западноазиатских образов не была поглощена скифским искусством. [23]
Образцы этого западноазиатского искусства VI века до нашей эры были найдены в захоронениях Западного Предкавказья, а также в Мельгуновом кургане на территории нынешней Украины и в сокровищнице Феттерсфельде на территории современной Польши. [24]
Таким образом, своеобразный стиль искусства, характерный для собственно скифов, возник во время их пребывания в Западной Азии в VII веке до нашей эры и был разработан в первую очередь для удовлетворения потребностей скифской аристократии. [24] вот почему на нем изображались престижные темы, такие как обожествление королевской власти, культы героев-предков и военной доблести. [36]
Стиль «Звериный стиль» изначально был ограничен скифскими высшими классами, а скифские низшие классы как в Западной Азии, так и в Понтийской степи еще не переняли его, при этом костяные псалии и бронзовые пряжки последней группы были простыми и без украшений. , в то время как понтийские группы все еще использовали геометрические узоры срубного и андроновского типа. [37]
Скифские стелы с изображением вооруженных воинов, воздвигнутые над курганами, известные как курганные стелы, в это время были вылеплены так, чтобы изображать лица с миндалевидными глазами, усами, но не бородами, руками, а иногда и фаллосами; Фигуры на этих скульптурах обычно носят гривны и пояса, а иногда и шлемы, а также такое оружие, как мечи, топоры, горитой и, реже, кнуты. [23]
Группа подобных им скульптур была найдена в Ираке и, возможно, была воздвигнута отколовшейся группой скифов или киммерийцев, поселившихся там и аккультурировавших: в отличие от типичных скифских стел, эти скульптуры изображали бороды, а не усы, и только один фигура держит оружие, а именно топор, который находится в руке фигуры, а не висит на поясе. [23]
Европейские влияния
[ редактировать ]Начиная с V века до н. э., влияние прибывших савроматов с востока, [23] заимствование элементов из фракийского искусства [24] а также включение греческих элементов в сложный синтез, составлявший скифское искусство. [35] после того, как он попал под греческое влияние, [34] привело к развитию «Звериного стиля»: [23]
- композиции стали менее схематичными, глаза, уши и рты животных стали изображаться более реалистично, а их тела стали моделироваться более плавно.
- Тем не менее в этот период в скифском искусстве стали более распространены преувеличенные изображения определенных частей тела животных, равно как и стилизация, когда птичьи клювы изображались в виде больших спиралей;
- распространение получила также техника «зооморфных превращений», изображения одиночных ног копытных или хищных животных;
- изображения рыб получили более широкое распространение, а также изображения лосей в лесостепи.
В лесостепи искусство скифских народов испытало влияние жителей восточноевропейских лесных массивов. [24] [35]
Это скифское искусство, сформировавшееся под различными влияниями, позже распространилось на запад, в регион, который соответствует нынешней Румынии, и в конечном итоге привнесло влияние иранского и западноазиатского искусства в кельтское искусство . [35] а также представил типы металлических изделий, которые следовали моделям Шан китайским , такие как «крестообразные трубки», используемые в упряжи, в Западную Евразию, где они были приняты гальштатской культурой . [38]
Под влиянием как греческого, так и ахеменидского персидского искусства сцены борьбы животных или разрывания друг друга также стали распространены в скифском искусстве. Появление растительных мотивов в скифском языке также было результатом греческого влияния. [23]
В это время эволюционировали и курганные стелы: изменился стиль их лиц, глаза стали более круглыми, усы стали более редкими, начали появляться бороды; Изменились также форма и расположение их рук, так что в левой руке они всегда держали ритон, а по бокам стали изображать мечи, а формы горитой изменились . [23]
Греческое искусство оказало дальнейшее влияние на искусство скифов в IV веке до нашей эры, благодаря чему в Скифии увеличилось распространение произведений искусства, изготовленных греческими мастерами для скифов, хотя искусство «звериного стиля» продолжало использоваться. Среди этих предметов были небольшие бляшки, которые следовали греческим художественным традициям и изображали элементы «звериного стиля»: хотя они включали некоторые изображения животных, было значительно больше человеческих изображений, обычно на скифскую, но иногда и на греческую тематику, например как история Ахилла. [23]
Изображения грифонов вновь появились в скифском искусстве в IV веке до нашей эры под влиянием Греции и представляли собой изображения львиноголовых грифонов. [23]
Некоторые металлические изделия, изготовленные греческими мастерами, представляли собой скифские мифы, такие как: [23]
- культовые сосуды из кургана Части под Воронежем и кургана Куль-Оба , изображающие сцену состязания трех сыновей Таргитаоса из скифского генеалогического мифа ;
- изображения скифской Змееногой богини , которая была матерью сыновей Таргитаоса в генеалогическом мифе, также были очень распространены и найдены в Куль-Обе, Цымбаловой могиле и Великой Близнице;
- изображение сидящей богини, держащей зеркало, а лицом к ней мужчины или юноши, держащего ритон, найдено в Куль-Обе, Чертомлыке , Оузе , Верхнем Рогачике , 1-м Мордвиновском кургане, Мелитопольском кургане , и 4-й Носаки курхан;
- на пластине из Сахновы с изображением сидящей богини и мужской фигуры с ритоном также есть сцена, где два скифа пьют из одного ритона.
В скифских погребениях этого периода были также некоторые предметы чисто греческого искусства, такие как греческие серьги из кургана Куль-Оба, а предметы, изготовленные греческими мастерами, присутствовали во всех царских и аристократических захоронениях этого периода, включая образцы идентичного скифского церемониального вооружения. изготовленные с использованием одной и той же матрицы из нескольких разных курганов: они были изготовлены одновременно в одной мастерской, предположительно по заказу нескольких скифских правителей или боспорских царей для использования в качестве дипломатических подарков скифским правителям. Среди этих предметов были гориты, изображающие житие Ахилла из Чертомлыкского, Мелитопольского, 8-го курганов Пяти Братьев и Ильинцев , а также ножны из Курганов Чертомлыка и Пяти Братьев 8. [23]
В то же время в самом скифском искусстве стали появляться антропоморфные образы, такие как «Хозяйка зверей» из Александропольского кургана или сцена грифономахии на терминале из Слоновской Близницы. Антропоморфные изображения сами по себе были наиболее консервативной формой скифского искусства, и большинство скульптур IV века до нашей эры были выполнены в скифской художественной традиции, хотя греческое влияние было заметно в некоторых скифских скульптурах из Крыма, где одежда и доспехи были представлены степени, что было необычно для скифского искусства. [23]
Конец
[ редактировать ]Скифское искусство прекратило свое существование после распада Понтийского Скифского царства в начале III в. до н.э., а искусство поздних скифов Крыма и Добруджи было полностью эллинизировано, причем картины и скульптуры из Скифского Неаполя принадлежали к греческой художественной традиции и имели вероятно, были созданы греческими скульпторами. [23]
Традиция возведения курганных стел все же продолжалась и в этот период, хотя они были более грубыми, чем более ранние стелы, и стиль их деталей не продолжал художественных традиций Понтийского Скифского царства. Некоторые грубые рельефы, подобные боспорским, также украшали гробницы этого периода. [23]
Археология
[ редактировать ]
Курганы представляют собой большие курганы, которые хорошо заметны в ландшафте, значительная часть которых в разное время была разграблена; у многих, возможно, никогда не было поблизости постоянного населения, которое могло бы их охранять. Чтобы противостоять этому, сокровища иногда складывались в секретные камеры под полом и в других местах, которые иногда оставались необнаруженными до прибытия современных археологов, и многие из самых выдающихся находок происходят из таких комнат в курганах, которые уже были частично разграблены.
В других местах опустынивание степи привело к тому, что когда-то захороненные небольшие предметы оказались лежать на поверхности эродированной земли, и многие бронзовые изделия Ордоса, похоже, были найдены именно таким образом.
скифские произведения искусства, найденные в скифских курганах, Русские исследователи впервые привезли Петру I в начале XVIII века. Эти работы составили основу коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Екатерина Великая была настолько впечатлена материалом, найденным в курганах или курганах, что приказала провести систематическое исследование этих произведений. Однако это было задолго до развития современных археологических методов.

Николай Веселовский (1848-1918) был российским археологом, специализирующимся на Центральной Азии, который руководил многими из наиболее важных раскопок курганов своего времени. [41] Одними из первых памятников, открытых современными археологами, были курганы Пазырык Улаганского района Республики Алтай , южнее Новосибирска . Название «Пазырыкская культура» было присвоено находкам: пяти большим курганам и нескольким меньшим в период с 1925 по 1949 год, открытым в 1947 году российским археологом Сергеем Руденко ; Пазырык находится в горах Алтая на юге Сибири. В курганах хранились предметы для использования в загробной жизни. Обнаруженный знаменитый ковер Пазырык – древнейший из сохранившихся восточных ковров из шерстяного ворса.

Огромный клад «Бактрийского золота», обнаруженный в Тилля-Тепе на севере Афганистана в 1978 году, происходит из окраин кочевого мира, и эти предметы отражают влияние многих культур к югу от степей, а также степного искусства. Шесть захоронений датируются началом I века нашей эры ( монета Тиберия среди находок есть ), и хотя их культурный контекст незнаком, они могут относиться к индо-скифам , создавшим империю на севере Индии.
Недавние раскопки в Бельске (Украина) обнаружили огромный город, предположительно являвшийся скифской столицей Гелоном, описанной Геродотом . Обнаружены многочисленные ремесленные мастерские и гончарные изделия. Курган или курган возле села Рыжановка на Украине, в 75 милях (121 км) к югу от Киева , найденный в 1990-х годах, обнаружил одну из немногих неразграбленных гробниц скифского вождя, который правил в лесостепной зоне Украины. западная окраина скифских земель. Там, на позднем этапе развития скифской культуры (ок. 250–225 гг. До н.э.), недавно кочевой аристократический класс постепенно перенимал земледельческий образ жизни своих подданных. В кургане также было найдено множество ювелирных изделий.
Открытие, сделанное российскими и немецкими археологами в 2001 году недалеко от Кызыла , столицы российской республики Тыва в Сибири, является самым ранним в своем роде и предшествует влиянию греческой цивилизации. Археологи обнаружили почти 5000 декоративных золотых изделий, включая серьги, подвески и бусы. На экспонатах изображены многие местные животные того периода, включая пантер, львов, медведей и оленей.
Более ранние богатые курганные захоронения всегда включали мужчину с супругой или без нее, но начиная с IV и III веков существует ряд важных захоронений только с женщиной. [42]
Музеи
[ редактировать ]
Находки из важнейших погребений кочевников остаются в странах, где они были найдены, или, по крайней мере, в столицах государств, в которых они находились при обнаружении, так что многие находки из Украины и других стран бывшего Советского Союза находятся в России. . Западноевропейские и американские музеи имеют относительно небольшие коллекции, хотя выставки проходят по всему миру. Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает старейшей и лучшей коллекцией скифского искусства. Другие музеи, в том числе несколько местных музеев в России, в Будапеште и Мишкольце в Венгрии, Киеве на Украине, Национальный музей Афганистана и в других местах, имеют важные фонды. [ нужна ссылка ]
Выставка «Скифское золото» поступила из ряда украинских выставок, в том числе из Музея исторических драгоценностей Украины, Института археологии в Киеве и Государственного историко-археологического заповедника в Переяславе . [ нужна ссылка ] В Мелитопольском краеведческом музее также имеется важная коллекция, раскопанная в близлежащем Мелитопольском кургане . [43] Эта коллекция, как и другие золотые скифские артефакты, была украдена российскими войсками во время российского вторжения на Украину . [44]
См. также
[ редактировать ]- Скифская металлургия
- История ювелирных изделий в Украине
- Образцы персидско-сасанидского искусства
- Фракийское золото
- Фрако-киммерийский
- Сокровище Феттерсфельде
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Pankova & Simpson 2021 .
- ^ Франкфурт 2020 .
- ^ Оллерманн 2019 .
- ^ Ким 2006 .
- ^ WildBoarHuntHermitage .
- ^ Бордман 1993 , с. 131-133.
- ^ Золотая ПантераЭрмитаж .
- ^ Галанина 2006 , с. 50.
- ^ Галанина, Иванчик и Парцингер 1997 , стр. 119, 277.
- ^ Смирнов 1966 , с. 168.
- ^ Джейкобсон 1995 , стр. 2-3, 22-23.
- ^ Бункер 2002 , стр. 3-4, 23.
- ^ Andreeva 2020 , pp. 48-56.
- ^ Джейкобсон 1995 , стр. 1, 4-12.
- ^ Бордман 1993 , с. 355.
- ^ Джейкобсон 1995 , стр. 3-4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Andreeva 2024 .
- ^ Джейкобсон 1995 , с. 1.
- ^ Джейкобсон 1995 , стр. 4-10.
- ^ Джейкобсон 1995 , с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоер 1955 .
- ^ Вольф 1977 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Иванчик 2018 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Сулимирский 1985 , с. 161.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лю и др. 2021 .
- ^ Чон и др. 2018 .
- ^ Амир и Робертс 2023 , с. 23: «Сакское население железного века Восточной Евразии считается самой ранней из скифских групп, возникших в I тысячелетии до н.э., а также представляет собой наиболее существенную часть восточной группы панскифской семьи, занимающую почти всю территорию территория современного Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, северного Афганистана, северо-западного Китая и северной Монголии, а также значительная часть западной и восточной Сибири (...) Среди самых ранних надежно датированных евразийских скотоводческих стоянок железного века во всем регионе являются захоронения курганы (курганы), расположенные на территории Западной Сибири и Восточного Казахстана, в том числе Аржан-1 и 2, и Байгетобе (...) Весьма вероятно, что эти два региона дали первоначальную искру возникновения и развития всего сака- Скифский мир, расширявшийся и процветавший на протяжении почти тысячелетия».
- ^ Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 552.
- ^ Шульга 2020 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лю 2021 .
- ^ Цинбо 2018 .
- ^ Ольшлегель 2005 , с. 37.
- ^ Мелюкова 1990 , с. 100.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мелюкова 1990 , с. 109.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сулимирский 1985 , с. 173.
- ^ Мелюкова 1990 , с. 105-106.
- ^ Сулимирский 1985 , с. 161-162.
- ^ Джеттмар 1971 , с. 13.
- ^ Коленопреклоненный Воин Метрополитен .
- ^ Ди Космо 1999 , рис. 13.5. Статуэтка воина (а) и бронзовый котел (б).
- ^ Пиотровский 1973 , стр. 28–30.
- ^ Джейкобсон 1995 , стр. 14–16.
- ^ Мелитопольский музей .
- ^ Геттлман и Чубко 2022 .
Ссылки
[ редактировать ]- Андреева, Петя (2020). «Звериный стиль в Пенсильванском музее: концептуализация портативного степного искусства и его визуальная риторика». Ориентации . 51 (4).
- Бордман, Джон , изд. (1993). Оксфордская история классического искусства . ISBN 0198143869 .
- Банкер, Эмма К. (2002). Кочевое искусство восточноевразийских степей: коллекции Юджина В. Оттепели и других нью-йоркских коллекций . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Джейкобсон, Эстер (1995). Искусство скифов . БРИЛЛ. ISBN 9789004098565 .
- Пиотровский, Борис (1973). «Из земель скифов: Древние сокровища из музеев СССР, 3000–100 гг. до н.э.» Вестник Метрополитен-музея . 32 (5).
- Иванчик, Аскольд (2018). «Скифы» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 8 августа 2022 г.
- Джеттмар, Карл (1971). «Металлургия в ранних степях» (PDF) . Артибус Азия . 33 (1): 5–16. дои : 10.2307/3249786 . JSTOR 3249786 . Проверено 3 июня 2023 г.
- Панькова Светлана; Симпсон, Сент-Джон (21 января 2021 г.). Хозяева степи: влияние скифов и более поздних кочевнических обществ Евразии: материалы конференции, состоявшейся в Британском музее, 27-29 октября 2017 г. Archaeopress Publishing Ltd., стр. 218–219. ISBN 978-1-78969-648-6 .
Инв. номер Си. 1727- 1/69, 1/70
- Франкфурт, Анри-Поль (1 января 2020 г.). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой (примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Журнал ученых : 37.
- Оллерманн, Ганс (22 августа 2019 г.). "Поясная бляшка с изображением медвежьей охоты. Из России (Сибири). Золото. 220-180 гг. до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия" .
- Ким, Мун-Джа (2006). «Этюд скифской пряжки» (PDF) . Журнал модного бизнеса . 10 (6): 49.
- Андреева, Петя (18 марта 2024 г.). Фантастическая фауна от Китая до Крыма . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-3995-2854-2 .
- Лоер, Макс (1955). «Образ оленя в Скифии и на Дальнем Востоке» . Архивы Общества китайского искусства Америки . 9 : 63–76. ISSN 1945-2926 . JSTOR 20066973 .
- Фаркас, Энн (1977). «Интерпретация скифского искусства: Восток против Запада» . Искусство Азии 39 (2): 124–138. дои : 10.2307/3250196 .
- Чон, Чунгвон; Уилкин, Шеван; Амгалантугс, Ценд; Вариннер, Кристина (2018). «Динамика населения бронзового века и рост молочного скотоводства в восточной евразийской степи» . Труды Национальной академии наук . 115 (48). Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . дои : 10.1073/pnas.1813608115 . ПМК 6275519 . S2CID 53230942 .
- «Стоящий олень, Китай, династия Западная Чжоу (1046–771 до н.э.)» . Метрополитен-музей .
- Лю, Ян; Ли, Руи; Ян, Цзюньчан; Лю, Жуйлян; Чжао, Госин; Тан, Панпан (26 апреля 2021 г.). «Китай и степь: технологическое исследование изделий из драгоценных металлов из гробницы Сигупан 2 (4–3 вв. до н. э.) в районе Ордоса, Внутренняя Монголия» . Наука о наследии . 9 (1): 46. дои : 10.1186/s40494-021-00520-5 . ISSN 2050-7445 .
- Амир, Салтанат; Робертс, Ребекка К. (2023). «Звериный стиль саков в контексте: материал, технология, форма и использование» . Искусство . 12:23 . doi : 10.3390/arts12010023 .
- Shulga, P (2020). "THE CULTURES OF THE EARLY IRON AGE IN CHINA AS A PART OF THE SCYTHIAN WORLD" . Materials on the archeology and history of the ancient and medieval Black Sea region Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья (МАИАСП) : 116.
- Лю, Ян (1 января 2021 г.). «Отношения на дальние расстояния со Средиземноморьем? Золотые подвески из бука, найденные в Китае раннего железного века и в евразийской степи» . Средиземноморская археология и археометрия .
- Цинбо, Дуань. «Участие Персии и Греции в создании Первой Китайской империи (время видео: 41:00–44:00)» . Видео конференции 2018 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
- Эльшлегель, Анетт (2005). «Красный Алтай, дай свое эхо!» Фестиваль Эрики Таубе к ее 65-летию .
- «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org .
- Ди Космо, Никола (1999). «13 — Северная граница в доимперском Китае» . Кембриджская история Древнего Китая . дои : 10.1017/CHOL9780521470308.015 .
- "Melitopol'skiy gorodskoy kraevedcheskiy muzey" Мелитопольский городской краеведческий музей [Мелитопольский городской краеведческий музей]. www.mgk.zp.ua. Архивировано из оригинала 8 сентября 2019 г. Проверено 10 марта 2022 г.
- Геттлман, Джеффри; Чубко, Александр (2022). «Украина утверждает, что Россия украла древние золотые артефакты из музея» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 сентября 2022 г.
- «Бляшка в виде фигурки кошачьего хищника (пантеры)» . Государственный Эрмитаж . Проверено 22 июля 2024 г.
- Galanina, Ludmila Konstantinovna (2006). Skifskie drevnosti Severnogo Kavkaza v sobranii Ermitazha, Kelermesskie Kurgany Скифские древности Северного Кавказа в собрании Эрмитажа, Келермесские курганы [ Скифские древности Северного Кавказа в собрании Эрмитажа, Курганы Келермеса ] (на русском языке). Санкт-Петербург: Эримтаж. ISBN 5-93572-185-6 .
- Галанина Людмила Константиновна; Иванчик Аскольд Игоревич; Парцингер, Герман (1997). Die Kurgane von Kelermes: Königsgräber der frühskythischen Zeit [ Курганы Келермеса: Царские гробницы раннескифского времени ]. Steppenvölker Eurasiens (на немецком и русском языках). Том. 1. Москва: Институт всеобщей истории РАН, Отдел сравнительного изучения древних цивилизаций. ISBN 9785895260012 .
- «Поясная табличка (справа): Охота на кабана» . Государственный Эрмитаж . Проверено 22 июля 2024 г.
- Smirnov, Aleksey Petrovich (1966). Skify Скифы [ Скифы ] (на русском языке). Москва: Наука.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андреева, Петя (2018). Фантастические звери евразийских степей: к ревизионистскому подходу к искусству звериного стиля (доктор философии). Пенсильванский университет.
- Боровка, Г. (1967). Скифское искусство . Нью-Йорк: Парагон.
- Шарьер, Ж. (1979). Скифское искусство: ремесла ранних кочевников Евразии . Нью-Йорк: Alpine Fine Arts Collections Ltd.
- Мелюкова, А.И. (1990). «Скифы и сарматы». В Синоре, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Кембридж , Соединенное Королевство : Издательство Кембриджского университета . стр. 97–117. ISBN 978-0-521-24304-9 .
- Ридер, ЭД, изд. (1999). Скифское золото: сокровища Древней Украины . Нью-Йорк: Abrams Inc.
- Пиотровский, Борис; Галанина, Людмила (1987). Скифское искусство . Оксфорд, Ленинград: Файдон, Аврора.
- Райс, Т.Т. (1957). Скифы . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер.
- Ролле, Р. (1980). Мир скифов (на немецком языке). Люцерн, Франкфурт: Бухер.
- Шер, Яков А. (1988). «Об истоках скифского звериного стиля» . Арктическая антропология . 25 (2). Издательство Университета Висконсина: 47–60.
- Стоддерт, К., изд. (1985). Из земель скифов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Сулимирский, Т. (1985). «Скифы». В Гершевич И. (ред.). Медианный и ахеменидский периоды . Кембриджская история Ирана . Том. 2. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . стр. 149–199. ISBN 978-1-139-05493-5 .
- Сулимирский, Тадеуш ; Тейлор, Т.Ф. (1991). «Скифы». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой век до нашей эры . Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . стр. 547–590. ISBN 978-1-139-05429-4 .
- Уильямс, Дифри; Огден, Джек (1994). Греческое золото: украшения классического мира . Метрополитен-музей, Британский музей. ISBN 9780714122021 .
- Итак, Дженни Ф.; Банкер, Эмма К. (1995). Торговцы и рейдеры на северной границе Китая . Сиэтл: Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт, совместно с University of Washington Press. ISBN 978-0-295-97473-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья New York Times об открытии Сибири в 2001 году
- Статья о скифской культуре и искусстве
- Коллекция скифских артефактов. Архивировано 24 января 2021 г. в Wayback Machine.
- Рыжановка