Jump to content

Мудрый человек

Таргитава
Другие имена Артикул
Пол Мужской
Область Евразийская степь
Этническая группа Скифские народы
Родители Папайя и Апи
Супруга Артимпаса и богиня со змееногими ногами
Потомство Липоксая, Арбухшая и Колахшая.
или
Агафирсос, Гелонос, Скиф
Эквиваленты
Греческий эквивалент в Геракле

Таргитаос или Скиф , был прародителем скифов , согласно скифской мифологии . Древние греки отождествляли его со своим героем Гераклом .

Мудрый человек

[ редактировать ]

Имя Таргитаус является латинизацией греческого имени Таргитаос ( Ταργιταος ), которое само по себе является эллинизированной формой скифского языкового имени Таргитава , что означает «обладающий силой богини Тарки ». [ 1 ]

Имя Таргитаос ранее объяснялось как происходящее от *Dargatavah , что означает «чья мощь далеко идущая». [ 2 ] [ 3 ] что было несостоятельной этимологией, поскольку иранский звук /d/ превратился в /δ/ в протоскифском языке, а позже превратился в /l/ в скифском языке. [ 4 ]

Имя Скифы — это латинизация греческого имени Скутес ( Σκυθης ), которое само по себе является эллинизированной формой скифского языкового имени *Skuδa , которое является эндонимом скифов. [ 5 ] [ 6 ]

Из-за изменения звука с /δ/ на /l/, которое произошло уже к V веку до нашей эры, форма *Skula использовалась скифами к тому времени, когда Геродот Галикарнасский записал скифский генеалогический миф: [ 4 ] [ 7 ] о чем свидетельствует имя скифского царя Скила V века до нашей эры ( Σκυλης ), что является эллинизацией скифского имени *Скула . [ 8 ]

Это означает, что эллинизированная форма Skuthēs была заимствована раньше, когда форма *Skuδa . еще использовалась [ 4 ] [ 7 ]

Санержеш

[ редактировать ]

Синдо латинизированный - мэотская форма Таргитавы называлась Санергес ( древнегреческий : Σανεργες , ) : Санергес ; латынь : Санергес . Отражая роль Таргитавы в скифской генеалогической легенде, Санергес считался партнером богини Афродиты Апатура, которая была местной версией Змееногой богини . Как и Таргитава, Санергес также был ассимилирован с Гераклом. [ 9 ]

Идентификация

[ редактировать ]

Иранское происхождение

[ редактировать ]

Ссылка на Геракла, укравшего скот Гериона после победы над ним во второй версии скифского генеалогического мифа Геродота Галикарнасского, и на его победу над речным богом Араксом в версии Табулы Альбаны были эллинизированными версиями оригинального скифского мифа, изображающего типичная мифологическая тема борьбы мифического героя-предка, то есть Таргитавы, с хтоническими силами, с помощью которых он уничтожает воплощения первозданного хаоса для создания Космического порядка. [ 10 ]

Упоминание о «Геракле», угоняющем скот Гериона, также отражает мотив бога-кражи скота, широко распространенный среди индоиранских народов. [ 10 ] [ 11 ] что также отражено в легенде о Миджре как боге-краже скота. В связи с этим греческий автор Геродот Галикарнасский в своих трудах отождествлял Таргитаву с Гераклом. [ 12 ]

Эллинская интерпретация

[ редактировать ]

в Геракле

[ редактировать ]

Таргитава-Скуда был ассимилирован греками с северных берегов Черного моря с их героем Гераклом , и главной особенностью этого божества, отождествлявшей его с Гераклом, был скот, который он гонит в скифском генеалогическом мифе, хотя и в отличие от греческого Геракла, который гнал скот Гериона шел пешком, скифский «Геракл» управлял колесницей, запряженной кобылами. [ 12 ]

В греческой мифологии Геракл убил великана Гериона и захватил его коров, после чего отплыл с родного острова Гериона, Эритеи, в Тартессос в Иберии , откуда он прошел мимо города Абдеры и достиг Лигурии , а затем направился на юг в Италию и плавание на Сицилию : по пути он основал несколько городов и поселений, которые греки якобы впоследствии «отвоевали». Заселение новых территорий персонажами из греческой мифологии и истории было сделано таким образом, чтобы оправдать их приобретение, и поэтому греки превратили Геракла в основателя различных наций, династий и городов по всей Ойкумене от Иберии до Индии, при этом эти подвиги описывались. в нескольких эпосах «Гераклеид» , которые были написаны и пользовались популярностью в древнегреческом обществе. [ 13 ]

Следовательно, эллинизация скифского генеалогического мифа была осуществлена, вероятно, понтийскими ольвийцами для продвижения своих собственных интересов среди скифов. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Таким образом, добавление Геракла в эллинизированную версию генеалогического мифа приписывало скифам частичное греческое происхождение. [ 18 ] [ 19 ]

Эллинизированный миф о пребывании «Геракла» в Скифии, возможно, был записан в « Орфее Аргонавтике» , в котором упоминается ездящий на быке Титан, который мог быть Гераклом и который создал Киммерийский Боспор , прорубив проход из Меотийского болота. . [ 20 ]

Таргитава также мог быть богом-змеей, отождествляемым греками Понтийской Ольвии с Ахиллесом Понтархесом ( букв. « Ахиллес, Владыка Понтийского моря » ), в этой роли он ассоциировался со Змееногой Богиней и был отцом три ее сына. [ 21 ] Культ Таргитавы в этой роли мог быть переосмыслен греками в культ Ахилла. [ 22 ] [ 23 ]

В отличие от более распространенного культа Геракла, культ Ахилла Понтархеса ограничивался регионом от острова Левка на западе до острова Борисфен и северо-западного побережья Черного моря до севера Крыма на востоке. и во многом был связан с его ролью сына морской богини Фетиды . [ 24 ] Этот культ мог быть связан с Борисфенисом, то есть богиней Земли и Воды Апи, которая была матерью Таргитавы. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]

Культ Ахилла Понтархеса был очень популярен в Понтийской Ольвии, и большое количество посвящений ему священниками и архонтами, сделанными в этом городе, позволяют предположить, что он пользовался там государственным культом. [ 29 ]

О популярности этой идентификации свидетельствует наличие сцен из жизни Ахилла, украшающих четыре гориты, найденные в Чертомлыке, Мелитополе, Ильинцах и под Ростовом. [ 30 ] Связь Ахилла со Скифией у греков была настолько сильна, что Алкей Митиленский называл его «Владыкой Скифии», а « Афиопис» утверждал, что гробница Ахилла находилась в Скифии, тогда как ольвийцы считали Скифию землей Ахилла. [ 31 ]

Таргитава-Скуда родилась от союза Отца Неба Папая и Матери Земли и Воды Апи . Таргитава-Скуда был очень тесно связан с Папаем или путан с ним в скифской мифологии, и иногда его заменяли Папаем в некоторых версиях скифского генеалогического мифа, таким образом приписывая происхождение скифов либо Таргитаве-Скуде, либо непосредственно Папаю. [ 32 ]

Согласно различным версиям скифского генеалогического мифа, Таргитава породил предков скифов от Змееногой Богини . [ 12 ]

Надпись на греческом языке, относящаяся к концу VI века до нашей эры, свидетельствует о существовании святыни, в которой находились алтари:

  • бог реки Борисфен;
  • Таргитава, упомянутый в надписи как Геракл;
  • Богиня со Змеиными Ногами, упоминаемая в надписи как «Мать Богов».

Надпись поместила это святилище в лесистую местность Гилеи, где, согласно скифскому генеалогическому мифу , располагалось жилище Змееногой Богини и где она и Таргитава стали предками скифов; [ 33 ] божества, которым были посвящены алтари святыни, все присутствовали в скифском генеалогическом мифе. Алтари святилища Гилеи располагались на открытом воздухе и не помещались внутри какого-либо более крупного сооружения или здания. [ 34 ]

Олбиополитанские греки также поклонялись Ахиллу в его форме, отождествляемой с Таргитавой в Гилее. [ 35 ]

В Эксампее

[ редактировать ]

Таргитава, возможно, был одним из божеств, которым поклонялись на скифском священном месте Экзампей. [ 36 ]

На реке Тирас

[ редактировать ]

Культ Таргитавы, возможно, также практиковался в среднем реке Тирас , где различные народы Скифии, такие как скифы, гетские племена и греческие колонисты, верили, что Таргитава-Геракл оставил свой след. [ 37 ]

Греческое отождествление Таргитавы с Ахиллом было связано с уже сложившимся в архаические времена мифом, согласно которому он был похоронен на острове Левке. Греческий поэт Евмел упомянул Борисфенис, то есть богиню Земли и Воды Апи, мать Таргитавы. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] в связи с этим мифом. [ 28 ]

Из-за религиозного значения острова Лейке ночевать там было запрещено. [ 28 ]

В Борисфене

[ редактировать ]

Еще одно место культа Таргитавы-Ахилла находилось на острове Борисфен у устья одноименной реки. [ 35 ] который когда-то был соединен с мысом Тендры, прежде чем наводнение превратило его в остров в V веке до нашей эры. [ 38 ]

Через это культовое место на острове Борисфен морякам пришлось пройти, чтобы добраться до мыса Гипполая, где находилась священная роща греческой богини Гекаты, с которой греки отождествили скифскую Змееногую богиню. [ 35 ]

Иконография

[ редактировать ]

Таргитава — та же самая фигура, которая появляется в скифском искусстве как мужская фигура, обращенная к Артимпасе в ее изображениях сидящей богини . Эти сцены изображали брак Таргитавы с Артимпасой, но также представляли собой обещание загробной жизни и будущего воскресения Таргитаве и, как следствие, коллективно его потомкам, скифам. [ 12 ]

Роль Таргитавы в этих сценах также заключалась в изображении обожествленного смертного, отождествлявшегося с ним, скифским царем, которому, таким образом, был дан апофеоз путем отождествления его со своим божественным предком. Таким образом, сцена мужской фигуры, обращенной к сидящему Артимпасе, олицетворяла как дарование богиней царской власти, но также, благодаря отождествлению с Таргитавой, отцом первого скифского царя, придание высшей легитимности власти царственные потомки Артимпасы в ее роли божественной супруги скифских царей . [ 12 ]

Изображение Таргитавы как облеченного царем представляет собой сцену из серебряного ритона, обнаруженного в кургане Карагодеуашх [ ru ] , изображающую двух бородатых взрослых всадников. Один из всадников держит в правой руке ритон , а в левой — скипетр, а у другого всадника правая рука поднята в жесте приветствия. Эта сцена представляет собой посвящение короля богом и имеет свои параллели в иранском мире в сасанидских рельефах Накш-э Ростама и Бишапура, изображающих посвящение Ардашира I и Бахрама I Ахурой Маздой . Хотя предполагалось, что фигура, держащая ритон, принадлежала Папайю, скорее всего, она представляла собой Таргитаву. В сцене на ритоне Таргитава в роли первого царя и божественного предка скифов выступает хранителем власти и побед своих потомков, а ритон, который он держит, представляет собой общение между царем и богом. , параллель общения с Артимпасой в сценах с сидящей богиней. Самая верхняя и самая нижняя части ритоны украшены цветочными узорами, символизирующими связь между Таргитавой и Артимпасой. [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Тохтасьев 2013 .
  2. ^ Харматта 1996 , с. 181.
  3. ^ Шмитт 2003 , с. 24-26.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Витчак 1999 , с. 53.
  5. ^ Шмитт 2003 , с. 20-21.
  6. ^ Семереньи 1980 , с. 17-21.
  7. ^ Перейти обратно: а б Семереньи 1980 , с. 21-23.
  8. ^ Иванчик 2018 .
  9. ^ Ustinova 1999 , p. 29-66.
  10. ^ Перейти обратно: а б Raevskiy 1993 , p. 24-57.
  11. ^ Редондо 2022 , с. 175.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Ustinova 1999 , p. 67-128.
  13. ^ Подосинов 2022 , с. 1292-1293.
  14. ^ Линкольн 2014 , с. 23.
  15. ^ Линкольн 2014 , с. 26.
  16. ^ Линкольн 2018 , с. 87.
  17. ^ Линкольн 2018 , с. 90.
  18. ^ Линкольн 2014 , с. 25.
  19. ^ Линкольн 2018 , с. 89.
  20. ^ Подосинов 2022 , с. 1300.
  21. ^ Rusyayeva 2007 , p. 98.
  22. ^ Браунд 2007 , с. 53.
  23. ^ Бэблер 2007 , с. 156.
  24. ^ Браунд 2007 , с. 51.
  25. ^ Перейти обратно: а б Браунд 2005 , с. 105.
  26. ^ Перейти обратно: а б Браунд 2007 , с. 48.
  27. ^ Перейти обратно: а б Bukharin 2013 , p. 23.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Браунд 2007 , с. 54.
  29. ^ Бэблер 2007 , с. 155-156.
  30. ^ Браунд 2007 , с. 52.
  31. ^ Браунд 2007 , с. 52-53.
  32. ^ Перейти обратно: а б Ustinova 1999 , p. 255-283.
  33. ^ Rusyayeva 2007 , p. 50-51.
  34. ^ Иванчик 2016 , с. 310-313.
  35. ^ Перейти обратно: а б с Браунд 2007 , с. 49.
  36. ^ Браунд 2021 , с. 192.
  37. ^ Браунд 2021 , с. 183.
  38. ^ Бэблер 2007 , с. 155.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08c36bdd841ace2694719b0846214b7c__1712687880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/7c/08c36bdd841ace2694719b0846214b7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Targitaos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)