Мудрый человек
Таргитава | |
---|---|
Другие имена | Артикул |
Пол | Мужской |
Область | Евразийская степь |
Этническая группа | Скифские народы |
Родители | Папайя и Апи |
Супруга | Артимпаса и богиня со змееногими ногами |
Потомство | Липоксая, Арбухшая и Колахшая. или Агафирсос, Гелонос, Скиф |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | в Геракле |
Таргитаос или Скиф , был прародителем скифов , согласно скифской мифологии . Древние греки отождествляли его со своим героем Гераклом .
Имена
[ редактировать ]Мудрый человек
[ редактировать ]Имя Таргитаус является латинизацией греческого имени Таргитаос ( Ταργιταος ), которое само по себе является эллинизированной формой скифского языкового имени Таргитава , что означает «обладающий силой богини Тарки ». [ 1 ]
Имя Таргитаос ранее объяснялось как происходящее от *Dargatavah , что означает «чья мощь далеко идущая». [ 2 ] [ 3 ] что было несостоятельной этимологией, поскольку иранский звук /d/ превратился в /δ/ в протоскифском языке, а позже превратился в /l/ в скифском языке. [ 4 ]
Косы
[ редактировать ]Имя Скифы — это латинизация греческого имени Скутес ( Σκυθης ), которое само по себе является эллинизированной формой скифского языкового имени *Skuδa , которое является эндонимом скифов. [ 5 ] [ 6 ]
Из-за изменения звука с /δ/ на /l/, которое произошло уже к V веку до нашей эры, форма *Skula использовалась скифами к тому времени, когда Геродот Галикарнасский записал скифский генеалогический миф: [ 4 ] [ 7 ] о чем свидетельствует имя скифского царя Скила V века до нашей эры ( Σκυλης ), что является эллинизацией скифского имени *Скула . [ 8 ]
Это означает, что эллинизированная форма Skuthēs была заимствована раньше, когда форма *Skuδa . еще использовалась [ 4 ] [ 7 ]
Санержеш
[ редактировать ]Синдо латинизированный - мэотская форма Таргитавы называлась Санергес ( древнегреческий : Σανεργες , ) : Санергес ; латынь : Санергес . Отражая роль Таргитавы в скифской генеалогической легенде, Санергес считался партнером богини Афродиты Апатура, которая была местной версией Змееногой богини . Как и Таргитава, Санергес также был ассимилирован с Гераклом. [ 9 ]
Идентификация
[ редактировать ]Иранское происхождение
[ редактировать ]Ссылка на Геракла, укравшего скот Гериона после победы над ним во второй версии скифского генеалогического мифа Геродота Галикарнасского, и на его победу над речным богом Араксом в версии Табулы Альбаны были эллинизированными версиями оригинального скифского мифа, изображающего типичная мифологическая тема борьбы мифического героя-предка, то есть Таргитавы, с хтоническими силами, с помощью которых он уничтожает воплощения первозданного хаоса для создания Космического порядка. [ 10 ]
Упоминание о «Геракле», угоняющем скот Гериона, также отражает мотив бога-кражи скота, широко распространенный среди индоиранских народов. [ 10 ] [ 11 ] что также отражено в легенде о Миджре как боге-краже скота. В связи с этим греческий автор Геродот Галикарнасский в своих трудах отождествлял Таргитаву с Гераклом. [ 12 ]
Эллинская интерпретация
[ редактировать ]в Геракле
[ редактировать ]Таргитава-Скуда был ассимилирован греками с северных берегов Черного моря с их героем Гераклом , и главной особенностью этого божества, отождествлявшей его с Гераклом, был скот, который он гонит в скифском генеалогическом мифе, хотя и в отличие от греческого Геракла, который гнал скот Гериона шел пешком, скифский «Геракл» управлял колесницей, запряженной кобылами. [ 12 ]
В греческой мифологии Геракл убил великана Гериона и захватил его коров, после чего отплыл с родного острова Гериона, Эритеи, в Тартессос в Иберии , откуда он прошел мимо города Абдеры и достиг Лигурии , а затем направился на юг в Италию и плавание на Сицилию : по пути он основал несколько городов и поселений, которые греки якобы впоследствии «отвоевали». Заселение новых территорий персонажами из греческой мифологии и истории было сделано таким образом, чтобы оправдать их приобретение, и поэтому греки превратили Геракла в основателя различных наций, династий и городов по всей Ойкумене от Иберии до Индии, при этом эти подвиги описывались. в нескольких эпосах «Гераклеид» , которые были написаны и пользовались популярностью в древнегреческом обществе. [ 13 ]
Следовательно, эллинизация скифского генеалогического мифа была осуществлена, вероятно, понтийскими ольвийцами для продвижения своих собственных интересов среди скифов. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Таким образом, добавление Геракла в эллинизированную версию генеалогического мифа приписывало скифам частичное греческое происхождение. [ 18 ] [ 19 ]
Эллинизированный миф о пребывании «Геракла» в Скифии, возможно, был записан в « Орфее Аргонавтике» , в котором упоминается ездящий на быке Титан, который мог быть Гераклом и который создал Киммерийский Боспор , прорубив проход из Меотийского болота. . [ 20 ]
Ахиллес
[ редактировать ]Таргитава также мог быть богом-змеей, отождествляемым греками Понтийской Ольвии с Ахиллесом Понтархесом ( букв. « Ахиллес, Владыка Понтийского моря » ), в этой роли он ассоциировался со Змееногой Богиней и был отцом три ее сына. [ 21 ] Культ Таргитавы в этой роли мог быть переосмыслен греками в культ Ахилла. [ 22 ] [ 23 ]
В отличие от более распространенного культа Геракла, культ Ахилла Понтархеса ограничивался регионом от острова Левка на западе до острова Борисфен и северо-западного побережья Черного моря до севера Крыма на востоке. и во многом был связан с его ролью сына морской богини Фетиды . [ 24 ] Этот культ мог быть связан с Борисфенисом, то есть богиней Земли и Воды Апи, которая была матерью Таргитавы. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Культ Ахилла Понтархеса был очень популярен в Понтийской Ольвии, и большое количество посвящений ему священниками и архонтами, сделанными в этом городе, позволяют предположить, что он пользовался там государственным культом. [ 29 ]
О популярности этой идентификации свидетельствует наличие сцен из жизни Ахилла, украшающих четыре гориты, найденные в Чертомлыке, Мелитополе, Ильинцах и под Ростовом. [ 30 ] Связь Ахилла со Скифией у греков была настолько сильна, что Алкей Митиленский называл его «Владыкой Скифии», а « Афиопис» утверждал, что гробница Ахилла находилась в Скифии, тогда как ольвийцы считали Скифию землей Ахилла. [ 31 ]
Культ
[ редактировать ]Функция
[ редактировать ]Таргитава-Скуда родилась от союза Отца Неба Папая и Матери Земли и Воды Апи . Таргитава-Скуда был очень тесно связан с Папаем или путан с ним в скифской мифологии, и иногда его заменяли Папаем в некоторых версиях скифского генеалогического мифа, таким образом приписывая происхождение скифов либо Таргитаве-Скуде, либо непосредственно Папаю. [ 32 ]
Согласно различным версиям скифского генеалогического мифа, Таргитава породил предков скифов от Змееногой Богини . [ 12 ]
Святыни
[ редактировать ]В Гилее
[ редактировать ]Надпись на греческом языке, относящаяся к концу VI века до нашей эры, свидетельствует о существовании святыни, в которой находились алтари:
- бог реки Борисфен;
- Таргитава, упомянутый в надписи как Геракл;
- Богиня со Змеиными Ногами, упоминаемая в надписи как «Мать Богов».
Надпись поместила это святилище в лесистую местность Гилеи, где, согласно скифскому генеалогическому мифу , располагалось жилище Змееногой Богини и где она и Таргитава стали предками скифов; [ 33 ] божества, которым были посвящены алтари святыни, все присутствовали в скифском генеалогическом мифе. Алтари святилища Гилеи располагались на открытом воздухе и не помещались внутри какого-либо более крупного сооружения или здания. [ 34 ]
Олбиополитанские греки также поклонялись Ахиллу в его форме, отождествляемой с Таргитавой в Гилее. [ 35 ]
В Эксампее
[ редактировать ]Таргитава, возможно, был одним из божеств, которым поклонялись на скифском священном месте Экзампей. [ 36 ]
На реке Тирас
[ редактировать ]Культ Таргитавы, возможно, также практиковался в среднем реке Тирас , где различные народы Скифии, такие как скифы, гетские племена и греческие колонисты, верили, что Таргитава-Геракл оставил свой след. [ 37 ]
В Лейке
[ редактировать ]Греческое отождествление Таргитавы с Ахиллом было связано с уже сложившимся в архаические времена мифом, согласно которому он был похоронен на острове Левке. Греческий поэт Евмел упомянул Борисфенис, то есть богиню Земли и Воды Апи, мать Таргитавы. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] в связи с этим мифом. [ 28 ]
Из-за религиозного значения острова Лейке ночевать там было запрещено. [ 28 ]
В Борисфене
[ редактировать ]Еще одно место культа Таргитавы-Ахилла находилось на острове Борисфен у устья одноименной реки. [ 35 ] который когда-то был соединен с мысом Тендры, прежде чем наводнение превратило его в остров в V веке до нашей эры. [ 38 ]
Через это культовое место на острове Борисфен морякам пришлось пройти, чтобы добраться до мыса Гипполая, где находилась священная роща греческой богини Гекаты, с которой греки отождествили скифскую Змееногую богиню. [ 35 ]
Иконография
[ редактировать ]Таргитава — та же самая фигура, которая появляется в скифском искусстве как мужская фигура, обращенная к Артимпасе в ее изображениях сидящей богини . Эти сцены изображали брак Таргитавы с Артимпасой, но также представляли собой обещание загробной жизни и будущего воскресения Таргитаве и, как следствие, коллективно его потомкам, скифам. [ 12 ]
Роль Таргитавы в этих сценах также заключалась в изображении обожествленного смертного, отождествлявшегося с ним, скифским царем, которому, таким образом, был дан апофеоз путем отождествления его со своим божественным предком. Таким образом, сцена мужской фигуры, обращенной к сидящему Артимпасе, олицетворяла как дарование богиней царской власти, но также, благодаря отождествлению с Таргитавой, отцом первого скифского царя, придание высшей легитимности власти царственные потомки Артимпасы в ее роли божественной супруги скифских царей . [ 12 ]
Изображение Таргитавы как облеченного царем представляет собой сцену из серебряного ритона, обнаруженного в кургане Карагодеуашх , изображающую двух бородатых взрослых всадников. Один из всадников держит в правой руке ритон , а в левой — скипетр, а у другого всадника правая рука поднята в жесте приветствия. Эта сцена представляет собой посвящение короля богом и имеет свои параллели в иранском мире в сасанидских рельефах Накш-э Ростама и Бишапура, изображающих посвящение Ардашира I и Бахрама I Ахурой Маздой . Хотя предполагалось, что фигура, держащая ритон, принадлежала Папайю, скорее всего, она представляла собой Таргитаву. В сцене на ритоне Таргитава в роли первого царя и божественного предка скифов выступает хранителем власти и побед своих потомков, а ритон, который он держит, представляет собой общение между царем и богом. , параллель общения с Артимпасой в сценах с сидящей богиней. Самая верхняя и самая нижняя части ритоны украшены цветочными узорами, символизирующими связь между Таргитавой и Артимпасой. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тохтасьев 2013 .
- ^ Харматта 1996 , с. 181.
- ^ Шмитт 2003 , с. 24-26.
- ^ Перейти обратно: а б с Витчак 1999 , с. 53.
- ^ Шмитт 2003 , с. 20-21.
- ^ Семереньи 1980 , с. 17-21.
- ^ Перейти обратно: а б Семереньи 1980 , с. 21-23.
- ^ Иванчик 2018 .
- ^ Ustinova 1999 , p. 29-66.
- ^ Перейти обратно: а б Raevskiy 1993 , p. 24-57.
- ^ Редондо 2022 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ustinova 1999 , p. 67-128.
- ^ Подосинов 2022 , с. 1292-1293.
- ^ Линкольн 2014 , с. 23.
- ^ Линкольн 2014 , с. 26.
- ^ Линкольн 2018 , с. 87.
- ^ Линкольн 2018 , с. 90.
- ^ Линкольн 2014 , с. 25.
- ^ Линкольн 2018 , с. 89.
- ^ Подосинов 2022 , с. 1300.
- ^ Rusyayeva 2007 , p. 98.
- ^ Браунд 2007 , с. 53.
- ^ Бэблер 2007 , с. 156.
- ^ Браунд 2007 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Браунд 2005 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Браунд 2007 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Bukharin 2013 , p. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с Браунд 2007 , с. 54.
- ^ Бэблер 2007 , с. 155-156.
- ^ Браунд 2007 , с. 52.
- ^ Браунд 2007 , с. 52-53.
- ^ Перейти обратно: а б Ustinova 1999 , p. 255-283.
- ^ Rusyayeva 2007 , p. 50-51.
- ^ Иванчик 2016 , с. 310-313.
- ^ Перейти обратно: а б с Браунд 2007 , с. 49.
- ^ Браунд 2021 , с. 192.
- ^ Браунд 2021 , с. 183.
- ^ Бэблер 2007 , с. 155.
Источники
[ редактировать ]- Бэблер, Бальбина (2007). «Строительство Ольвии Дио Златоустом». В Браунде, Дэвид; Крыжинский С.Д. ( ред.). Классическая Ольвия и скифский мир: от шестого века до нашей эры до второго века нашей эры . Оксфорд , Соединенное Королевство : Издательство Оксфордского университета . стр. 145–160. ISBN 978-0-197-26404-1 .
- Браунд, Дэвид (2005). «Размышления о Причерноморье Евмела» . Collection de l'Institut des Sciences et Techniques de l'Antiquité [ Коллекция Института наук и техники древности ]. 979 : 99–112 . Проверено 9 июня 2023 г.
- Браунд, Дэвид (2007). «Великая Ольвия: этнические, религиозные, экономические и политические взаимодействия в регионе Ольвии, около 600–100 до н.э.». В Браунде, Дэвид; Крыжинский С.Д. ( ред.). Классическая Ольвия и скифский мир: от шестого века до нашей эры до второго века нашей эры . Оксфорд , Соединенное Королевство : Издательство Оксфордского университета . стр. 33–77. ISBN 978-0-197-26404-1 .
- Браунд, Дэвид (2021). «След Геракла у реки Тиры: бессмертие и аккультурация на гето-скифской границе» . В Браунде, Дэвид; Столба, Владимир Ф.; Питер, Ульрика (ред.). Окружающая среда и среда обитания вокруг Древнего Черного моря . Берлин , Германия : Де Грюйтер . стр. 177–194. ISBN 978-3-110-71570-5 .
- Bukharin, Mikhail Dmitrievich [in Russian] (2013). "Колаксай и его братья (античная традиция о происхождении царской власти у скифов" [Kolaxais and his Brothers (Classical Tradition on the Origin of the Royal Power of the Scythians)]. Аристей: вестник классической филологии и античной истории [ Aristaeus: Journal of Classical Philology and Ancient History ] (in Russian). 3 : 20–80.
- Харматта, Янош (1996). «10.4.1. Скифы». В Германе, Иоахиме ; Цюрхер, Эрик ; Харматта, Янош ; Литвак, Ю.К.; Лонис, Р. [на французском языке] ; Обенга, Т. ; Тапар, Р. ; Чжоу, Илян (ред.). С седьмого века до нашей эры по седьмой век нашей эры . История человечества. Том. 3. Лондон , Великобритания ; Нью-Йорк , США ; Париж , Франция : Рутледж ; ЮНЕСКО . ISBN 978-9-231-02812-0 .
- Иванчик, Аскольд И. (2016). «Царская идеология скифов и ее выражение в греческой литературе и иконографии: вклад нумизматики» . древней истории Диалоги . 42 (1): 305–329 . Проверено 17 мая 2023 г.
- Иванчик, Аскольд (2018). «Скифы» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» .
- Линкольн, Брюс (2014). «Еще раз «скифский» миф о происхождении (Геродот 4.5–10)» . Нордлит . 33 (33): 19–34. дои : 10.7557/13.3188 .
- Линкольн, Брюс (2018). «Греки и скифы в разговоре». Яблоки и апельсины: исследования в сравнении и со сравнением . Чикаго , США : Издательство Чикагского университета . стр. 84–95. дои : 10.7208/9780226564104-009 .
- Подоссинов, Александр В. [на русском языке] (2022). «Геракл Кельтский и Геракл Скиф: одно и то же повествование на Западе и Востоке Европы?» . В Бордмане, Дж .; Харгрейв, Дж.; Аврам, А.; Подоссинов, А. [на русском языке] (ред.). Соединяя древний Запад и Восток: исследования, представленные профессору Гоче Р. Цецхладзе . Левен , Бельгия : Издательство Peeters . стр. 1291–1306. ISBN 978-9-042-94414-5 .
- Раевский, Дмитрий [на русском языке] (1993). Маразов, Иван (ред.). Скифская мифология . София , Болгария : Издательство Secor. ISBN 978-9-548-25002-3 .
- Редондо, Хорди (2022). «Геродотовский миф о происхождении скифов» . У Христопулоса Менелай; Папахрисостому, Афина; Антонопулос, Андреас П. (ред.). Миф и история: Близкие контакты . Берлин , Германия ; Бостон , США : Walter de Gruyter GmbH . стр. 167–186. дои : 10.1515/9783110780116-011 . ISBN 978-3-110-77958-5 .
- Сафаи, Яздан (2020). «Скифские и зороастрийские богини земли: сравнительное исследование Апи и Армаити» . В Никнами — Камал-Алдин; Хожабри, Али (ред.). Археология Ирана в исторический период . Серия научных и гуманитарных наук Тегеранского университета. Международное издательство Спрингер. стр. 65–75. дои : 10.1007/978-3-030-41776-5_6 . ISBN 978-3-030-41776-5 . S2CID 219515548 .
- Шмитт, Рюдигер (2003). «Die skythischen Personennamen bei Herodot» [Скифские личные имена у Геродота] (PDF) . Анналы Неаполитанского университета ] «Л'Ориенталь» (на немецком языке). 63 :1–31.
- Русяева, А.С. [на украинском языке] (2007). «Религиозные взаимодействия Ольвии и Скифии» . В Браунде, Дэвид; Крыжинский С.Д. ( ред.). Классическая Ольвия и скифский мир: от шестого века до нашей эры до второго века нашей эры . Оксфорд , Соединенное Королевство : Издательство Оксфордского университета . стр. 93–102. ISBN 978-0-197-26404-1 .
- Семереньи, Освальд (1980). Четыре древних иранских этнических названия: Скиф-Скудра-Согдийец-Сака (PDF) . Вена , Австрия : Издательство Австрийской академии наук . ISBN 978-3-700-10367-7 .
- Tokhtasyev, Sergey [in Russian] (2013). "Из ономастики Северного Причерноморья. XXI. Τράκανα" [On Onomastics of the Northern Black Sea region. XXI. Τράκανα]. Вестник древней истории [ Journal of Ancient History ]. 281 (1): 193–196 . Retrieved 30 April 2023 .
- Устинова, Юлия (1999). Верховные боги Боспорского царства: Небесная Афродита и Всевышний Бог . Лейден , Нидерланды ; Бостон , США : Издательство Brill . ISBN 978-9-004-11231-5 .
- Vitchak, K. T. (1999). "Скифский язык: опыт описания" [The Scythian Language: Attempt at Description]. Вопросы языкознания . 5 : 50–59 . Retrieved 27 August 2022 .