Jump to content

Скифо-Сибирский мир

(Перенаправлено из скифских культур )

Скифо-Сибирский мир
Географический диапазон Евразийская степь
Период Железный век
Даты в. 900 г. до н.э. – 200 г. н.э.
Предшественник Срубная культура , Андроновская культура
С последующим готы , аланы , хунну , черкесы

Скифо -Сибирский мир [1] [а] был археологическим горизонтом , который процветал по всей Евразийской степи в течение железного века , примерно с 9 века до нашей эры до 2 века нашей эры. В него вошли скифская , савроматская и сарматская культуры Восточной Европы , сакско - массажетская и тасмолинская культуры Средней Азии , алды-бельская , пазырыкская и тагарская культуры Южной Сибири .

Для скифо-сибирского мира характерна скифская триада , представляющая собой схожие, но не тождественные стили оружия, конских уздечек, ювелирного и декоративного искусства . Вопрос о том, насколько родственными были эти культуры, является спорным среди ученых. Ее народы имели различное происхождение и включали не только скифов , от которых названы культуры, но и другие народы, такие как киммерийцы , массагеты , саки , сарматы и малоизвестные лесостепные народы. Преимущественно носители скифской ветви иранских языков , [б] все эти народы иногда вместе называются скифами , скифо-сибирцами , ранними кочевниками или кочевниками железного века . [3]

Происхождение и распространение

[ редактировать ]
Всадник из Пазырыкских погребений , ок. 300 г. до н. э. , одно из самых известных археологических открытий скифо-сибирского мира. [2] Конный спорт — одна из главных особенностей скифо-сибирского мира.

Скифо-Сибирский мир возник в Евразийской степи на заре железного века в начале I тысячелетия до нашей эры. Его происхождение долгое время было источником споров среди археологов. [4] советский археолог Первоначально считалось, что местом их происхождения была Понтийско-Каспийская степь, пока Алексей Тереножкин не предположил их центральноазиатское происхождение. [5] [6]

Недавние раскопки в Аржане в Туве , Россия, обнаружили самый ранний из когда-либо найденных курганов скифского стиля . [7] Точно так же самые ранние образцы искусства звериного стиля , которые позже будут характеризовать скифо-сибирские культуры, были найдены в верховьях реки Енисей и в Северном Китае и датируются 10 веком до нашей эры. На основании этих находок было высказано предположение, что скифо-сибирский мир возник в ранний период на юге Сибири . [5] Вероятно, именно в этой местности первоначально развился скифский образ жизни. [2] [8] Недавние генетические исследования пришли к выводу, что скифы сформировались из родственных европейцам групп ямной культуры и восточноазиатских / сибирских групп в эпоху бронзы и раннего железного века . [9] [10] [5] [11]

Скифо-сибирский мир быстро распространился от Паннонской котловины на западе до Горного Алтая на востоке. [12] Однако между Востоком и Западом существовали значительные культурные различия. [10] Со временем они вступили в контакт с другими древними цивилизациями, такими как Ассирия , Греция и Персия . В конце I тысячелетия до нашей эры народы, принадлежащие к скифо-сибирскому миру, распространились на Иран ( Сакастан ), Индию ( индо-скифы ) и Таримскую котловину . [13] В первые века нашей эры западная часть Скифо-Сибирского мира оказалась под давлением готов и других германских народов . [13] Конец скифского периода в археологии относят примерно ко II веку нашей эры. [2]

Недавние археологические и генетические данные подтвердили, что западные и восточные скифы I тысячелетия до нашей эры произошли независимо, но оба образовались из комбинации родственного ямному компоненту предков из области европейских степей . [14] и восточноазиатский компонент, наиболее соответствующий современному северосибирскому народу нганасан нижнего Енисея . [14] Более того, археологические данные теперь склонны предполагать, что истоки скифо-сибирского мира, характеризующегося курганными курганами и звериным стилем I тысячелетия до нашей эры, следует искать среди восточных скифов, а не среди их западных аналогов: курганы восточные старше западных (таких как алтайский курган Аржан 1 в Туве ), а элементы Звериного стиля впервые засвидетельствованы в районах реки Енисей и современного Китая в 10 веке до нашей эры. [15] Быстрое распространение скифо-сибирского мира, от восточных скифов к западным скифам, также подтверждается значительным потоком генов с востока на запад через степи в I тысячелетии до нашей эры. [14] [15]

Изображение сармата из римского саркофага , II век нашей эры. Хотя сарматы и были другим народом, чем скифы , они были частью скифо-сибирского мира. [5]

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

Народы скифо-сибирского мира упоминаются современными персидскими и греческими историками. В основном они говорили на иранских языках . [б] Несмотря на принадлежность к схожим материальным культурам, народы скифо-сибирского мира принадлежали ко многим отдельным этносам. [16] [17] К народам, связанным со скифо-сибирским миром, относятся носители скифских языков : [5] [18]

Хотя народы лесостепи входили в состав скифо-сибирского мира, их происхождение неясно; [18] могли быть ранние славяне , балты и финно-угры . среди них [20] [21] В состав оседлого населения скифо-сибирских областей мира входили также фракийцы . [9]

Терминология

[ редактировать ]
Голова сакского воина, как поверженного врага юэчжей , из Халчаяна , северная Бактрия , I век до н. э. [22] [23] [24]

Среди разнообразных народов скифо-сибирского мира скифы являются наиболее известными, благодаря сообщениям о них, опубликованным греческим историком V века Геродотом . Древние персы всех степных кочевников называли саками . В новое время термин скифы иногда применяют ко всем народам, связанным со скифо-сибирским миром. [20] В рамках этой терминологии часто различают «западных» скифов, живущих в Понтийско-Каспийской степи, и «восточных» скифов, живущих в Восточной степи . [5] [13] Термин скифо-сибиряки также применялся ко всем народам, связанным со скифо-сибирским миром. [25] Условия Ранние кочевники [26] и кочевники железного века также использовались. [10] Термины саки или савроматы и скифо-сибиряки иногда используются для обозначения «восточных» скифов, живущих в Средней Азии и Южной Сибири соответственно. [9] [27]

Неоднозначность термина «скиф» привела к большой путанице в литературе. [с] [18]

Никола Ди Космо (1999) ставит под сомнение обоснованность обозначения культур всех ранних евразийских кочевников как «скифских» и рекомендует использовать альтернативные термины, такие как « ранние кочевники » . [29] [д]

Древними авторами термин «скифы» со временем стал применяться к широкому кругу народов, «не имевших никакого отношения к первоначальным скифам», таким как гунны , готы, тюрки , авары , хазары и другие безымянные кочевники. [13]

Характеристики

[ редактировать ]
Лошадь, атакованная тигром, культура Ордоса , IV–I века до нашей эры. Культуры скифо-сибирского мира характерны своим искусством , выполненным в зверином стиле .

Культуры скифо-сибирского мира различаются по трем характеристикам, известным как скифская триада : [18] [27]

Их искусство было выполнено в зверином стиле , настолько характерном, что его еще называют скифским искусством .

В начале XVIII века русские землепроходцы начали обнаруживать скифские находки на вновь приобретенных территориях.

Важные скифские археологические находки были обнаружены до недавнего времени. Крупной находкой являются Пазырыкские захоронения , обнаруженные на плато Укок в 1940-х годах. Находки особенно важны для выявления формы мумификации, практиковавшейся скифами. [2] Еще одна важная находка – курган Иссык . [8]

Общество

[ редактировать ]
Золотой человек Иссык -Кургана , ок. IV – III века до н.э.

Скифы были прекрасными мастерами со сложными культурными традициями. Жертвоприношения коней распространены в скифских могилах, и некоторые из принесенных в жертву лошадей, очевидно, были старыми и ухоженными, что указывает на то, что лошадь играла заметную роль в скифском обществе. [2] Они сыграли заметную роль в сети, соединяющей древние цивилизации, известной как Шелковый путь . [13] Однородность отцовских линий и контрастное разнообразие матрилинейных линий образцов из скифских погребений свидетельствуют о том, что скифское общество было строго патриархальным . [27]

Многочисленные археологические находки показали, что скифы вели воинственный образ жизни: их борьба за территорию, должно быть, была жестокой. Многочисленное оружие, помещенное в могилы, свидетельствует о высокой милитаризации общества. Скифская война велась преимущественно посредством конной стрельбы из лука . Они были первой великой державой, доведшей до совершенства эту тактику. Скифы разработали новый, мощный тип лука, известный как скифский лук . Иногда они отравляли свои стрелы. [2]

Внешний вид

[ редактировать ]

Скифы были высокими и могучими даже по современным меркам. [и] Скелеты скифской элиты отличаются от скелетов современных людей более длинными руками и ногами, а также более сильным костным образованием. Простолюдины были ниже ростом, в среднем на 10–15 см (4–6 дюймов) ниже элиты. [31] [ нужен лучший источник ]

Их физические черты характерны для иранских народов и подтверждают общее происхождение, на которое указывают лингвистические данные, однако на людей смешанной внешности также указывают археологические и исторические данные. [и] [31] [ нужен лучший источник ]

были найдены многочисленные останки восточно-скифов в отличной сохранности В горах Алтая , с сохранившимися мягкими тканями, такими как кожа и волосы. [32] Скифские останки из долины Пазырыка демонстрируют разнообразный цвет волос: от черного до ярко-каштанового. [33] Мумифицированные скифские воины с плато Укок и Монголии имели светлые волосы. [34] [35]

Сохранившиеся ткани кожи также показывают, что у восточных скифов были татуировки . Считается, что западные скифы не практиковали татуировку. [36]

Генетика

[ редактировать ]

Генетика останков скифских культур демонстрирует широкие общие закономерности, среди которых совершенно разные истории мужчин и женщин. Их этническая принадлежность кратко изложена выше . Их семейные взаимоотношения обсуждаются ниже.

существуют две различные отцовские линии . На востоке и западе [5] [10] [27] при этом восточная и западная отцовские линии сами по себе однородны. Мужчины западных скифов почти всегда несли гаплогруппу R1b . [37] [38] тесно связан с современными европейскими народами из Причерноморья, тогда как восточные скифы несли R1a , Q1a и N. который [39] В выборке сибирских скифов было почти равное соотношение западных и восточноевразийских материнских линий. [27]

у Материнские линии скифов разнообразны. [5] [10] [27] демонстрируя смесь восточноазиатских и западноевразийских линий с увеличением примеси Восточной Азии в железном веке. [9] [40] У западных скифов западноевразийские материнские линии составляют 62,5-74% от общего числа, а восточноевразийские материнские линии - 26-37%. [9] В выборке восточных скифов из Тувы материнские линии почти поровну разделены между западными и восточноевразийскими источниками. [27]

Этногенез

[ редактировать ]
Реконструкция сакского скифа, найденного в кургане Олон-Курин-Гол 10 в Пазырыке , Горный Алтай, Монголия.
Генетический состав популяций степей бронзового и железного веков.
Карта скифских культур, включая различные сакские популяции с генетическими профилями, объединяющая предков Steppe_MLBA, BMAC и Khövsgöl LBA.
Генетический состав скифов Средней Азии железного века. Три основных компонента предков показаны зеленым, красным и фиолетовым цветом, обозначая максимальное происхождение у анатолийских фермеров , иранских фермеров и охотников-собирателей из Западной Сибири соответственно.

Скифы представляют собой «множество кочевников-конников-воинов», которые произошли от бронзового и железного веков жителей Центральной Азии ( западные степные пастухи или «Steppe_MLBA»), которые смешались с населением восточноазиатского происхождения, представленным группами Kövsgöl LBA , дав начало различные « скифские культуры ». [41] Различные скифские группы возникли локально, а не в результате миграции. [42] [43] В целом скифов можно смоделировать как смесь западно-евразийских источников, в первую очередь западных степных пастухов (Steppe_MLBA) и BMAC -подобных групп, с дополнительным количеством примеси из населения, представленного народами ховсгёльского LBA восточно-евразийского происхождения. Предыдущие предложенные источники примесей, представленные другими современными « восточно-евразийскими представителями», такими как ханьцы или нганасаны , оказались неудачными и были менее надежными, чем источники в Хёвсгеле. [44] Скифов можно в общих чертах разделить на «западные» и «восточные» подгруппы, при этом западные скифы демонстрируют близость к различным современным группам на Кавказе и в Центральной Азии, тогда как близость к восточным скифам более широко распространена, но почти исключительно встречается среди тюркоязычных современных а также уральские и палеосибирские народы . [45] [9] [46] [47] В целом было обнаружено, что современные таджики и ягнобцы демонстрируют самую сильную генетическую преемственность с населением Центральной Азии бронзового и железного веков ( индоиранцами ). [48] [49] Популяции скифских степей демонстрируют генетическую гетерогенность по линии с запада на восток, при этом восточные скифы имеют более высокое генетическое разнообразие. [6] Восточные скифы вокруг Горного Алтая имели множественное происхождение и произошли в результате смешения в бронзовом веке . Восточные скифы генетически сформировались из смеси источников Steppe_MLBA (которые могли быть связаны с различными культурами, такими как Синташта, Срубная и Андроново) и конкретного восточно-евразийского источника, который уже присутствовал во время LBA в соседнем регионе Северной Монголии . [50] Восточные скифы не принадлежали к одному генетическому или культурному кластеру, тогда как западные скифы попадают в европейский кластер или близки к нему. [51]

Более поздний восточный приток, начавшийся в период среднего железного века и до периода после железного века, очевиден в трех оставшихся образцах культуры Тасмола (Тасмола Бирлик) и одном из пазырыкской культуры (Пазырык Берель), который отображает ок. 70-83% дополнительных древних предков из Северо-Восточной Азии, представленных образцом из неолитической пещеры Врат Дьявола , что позволяет предположить, что они были недавними мигрантами с дальнего Востока. Такое же дополнительное восточное происхождение встречается среди более поздних групп гуннов (гунн Берель 300 г. н.э., гуннская элита 350 г. н.э.), а также остатков Каракабы (830 г. н.э.). В то же время западно -сарматское происхождение и незначительное дополнительное BMAC-подобное происхождение распространились на восток, при этом связанный с саками образец из юго-восточного Казахстана (Коныр-Тобе 300 г. н. э.) демонстрирует около 85% сарматского происхождения и 15% BMAC-происхождения. По модели сарматы происходят в первую очередь от предшествующих западных степных пастухов Понтийско -Каспийской степи . [11]

Генетика западноскифской культуры

[ редактировать ]

В этом разделе приведены результаты генетических исследований раскопанных в Западной Азии и Восточной Европе останков, относящихся к одной из скифских культур .

Первоначально западные скифы несли только западноевразийские материнские гаплогруппы , но частота восточноевразийских гаплогрупп возрастает до 26% в образцах, датированных II веком до нашей эры. [52] Среди западных скифов, обнаруженных в Ростове-на-Дону , в европейской части России , восточноевразийские материнские гаплогруппы составляют 37,5% от общего числа. Эти результаты, возможно, предполагают возрастающее присутствие женщин Восточной Евразии в популяциях западных скифов, хотя аутосомно- генетические данные. для подтверждения этого наблюдения необходимы [53]

Что касается отцовских гаплогрупп , большинство останков западных скифов из Северного Причерноморья, как было замечено, несут определенную кладовую гаплогруппу R1b , которая отличает их от восточных скифов, которые обычно демонстрировали гаплогруппу гаплогруппы R1a , а также другие гаплогруппы. Один скиф из Самарской области носил R1a-Z93. [54]

Унтерлендер и др. (2017) обнаружили, что современные потомки западно-скифских групп встречаются среди различных групп на Кавказе и в Центральной Азии. [45]

Генетика восточноскифской культуры

[ редактировать ]

В этом разделе изложены результаты генетических исследований останков, раскопанных в Центральной Евразии и восточной степи, относящихся к одной из скифских культур .Пилипенко (2018) [55] изучал мтДНК из остатков тагарской культуры , входившей в состав скифо-сибирского мира. Несмотря на то, что останки ранней стадии тагарской культуры были найдены в Хакасии , на восточной окраине Евразийской степи, они были тесно связаны с останками современных скифов в Понтийско-Каспийской степи далеко на западе, демонстрируя как западно-евразийскую, так и западно-евразийскую культуру. Восточноевразийские линии. Однако окаменелости средней стадии тагарской культуры показали сильное увеличение материнских линий Восточной Евразии, увеличившись с 35% до почти 45% к средней стадии. [56] Примечательно, что мтДНК гаплогруппы C и D увеличились с 8,7 до 37,8%. [57]

Мэри и др. (2019) [27] изучил генетику останков алды-бельской культуры и ее окрестностях в Туве в Центральной Азии, прилегающей к западной Монголии ; Алды -бельская культура считается одной из скифо-сибирских культур. Авторы также проанализировали материнские гаплогруппы 26 останков сибирских скифов из Аржана . 50% останков несли восточноевразийскую гаплогруппу, а 50% - западноевразийскую гаплогруппу. В отличие от отцовских линий материнские линии были чрезвычайно разнообразны. Наиболее распространенными линиями были варианты гаплогруппы C4 . [58]

Мэри и др. (2019) также определили отцовские гаплогруппы 16 сибирских скифов мужского пола алды-бельской культуры . 56,2% гаплогрупп принадлежали к разновидностям гаплогруппы R1a . С другой стороны, 31,2% принадлежали к гаплогруппе Q1b , которая была обнаружена в образцах бронзового века из Горного Алтая . Кроме того, один экземпляр (6,25%) нес гаплогруппу N-M231 , которая связана с неолитическими останками из Северного Китая. [59]

Скифские группы Причерноморской степи и Южной Сибири имели существенно разную отцовскую генетику, что позволяет предположить, что понтийские и южносибирские скифы имели совершенно разное отцовское происхождение, при этом поток отцовских генов между ними практически отсутствовал. [27] [ф]

Начиная со среднего железного века, восточные скифы получили дополнительный генный поток из Северной Восточной Азии, параллельно с появлением гуннов , которые разделяли этот вновь прибывший компонент. Также наблюдалось увеличение числа сарматских и BMAC-подобных предков. [11]

Унтерлендер и др. (2017) обнаружили, что восточные скифы имеют наибольшее генетическое сходство с современными носителями сибирских тюркских языков, такими как теленгиты , тубалары и тофалары , что подтверждает «мультирегиональное происхождение» восточных скифов железного века. [60] Восточные скифы имеют частичное происхождение от современных тюркских, монгольских и сибирских групп в Восточной Евразии, в то время как доказательства генетического родства со скифами наиболее убедительны среди современных носителей кыпчакских языков . [61] Появляется все больше свидетельств частичной преемственности от восточных скифов до тюркоязычных Алтайского региона, а также современных уральских и палеосибирских народов . [62] [47] Тюркоязычных жителей Центральной Азии можно охарактеризовать как образовавшихся в результате смешения скифоподобных групп, демонстрирующих высшую генетическую близость к современным таджикам , и группам «восточно-степных хунну » в период железного века. [63] Было обнаружено, что примесь с западноевразийскими источниками соответствует «лингвистически документированным языковым заимствованиям в тюркских языках». [64]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также упоминается как скифские культуры , скифские культуры , скифо-сибирские культуры , ранние кочевнические культуры , скифская цивилизация , скифский горизонт , скифский мир или скифский континуум .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «[А] кочевники, состоящие из множества различных племен, процветали на обширном пространстве, простиравшемся от границ северного Китая и Монголии, через южную Сибирь и северный Казахстан до северных пределов Черного моря. В совокупности они были известны по греческому названию: скифы Говорили на иранских языках...» [2]
  3. ^ "Ахемениды называли скифов "саками", что иногда приводит к путанице в литературе. Термин "скифы" особенно употребляется для представителей этой культуры, живших в европейской части степной зоны. Те, кто жил в Средней Азии их часто называют савроматами или саками, а на Алтае они вообще известны как скифо-сибиряки». [28]
  4. ^ «Несмотря на то, что существовали фундаментальные различия между кочевыми группами на такой обширной территории, термины «скифы» и «скифы» получили широкое распространение для описания особой фазы, последовавшей за широким распространением конного кочевничества, характеризующейся присутствием специального оружия, конского снаряжения и анималистического искусства в виде металлических бляшек. Археологи использовали термин «скифский континуум» в широком культурном смысле для обозначения ранних кочевых культур евразийской степи. Термин «скифский» обращает на себя внимание. тот факт, что существуют элементы - формы оружия, сосудов и украшений, а также образ жизни - общие как для восточной, так и для западной окраины Евразийского степного региона. Однако протяженность и разнообразие памятников по всей Азии делает скифские и скифские термины. слишком широк, чтобы быть жизнеспособным, и предпочтительнее более нейтральный «ранний кочевой», поскольку культуры Северной зоны не могут быть напрямую связаны ни с историческими скифами, ни с какой-либо конкретной археологической культурой, определяемой как сакская или скифо-сибирская». [29]
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «[Т] он [элитные] скифы были относительно высокими. Этот рост особенно заметен в погребениях воинов и мужчин высшего социального слоя, которые даже сегодня могли бы показаться высокими ... [Т] эти скелеты отличаются от сегодняшних. в их более длинных костях рук и ног и в целом более прочном костном образовании... Физические характеристики скифов соответствуют их культурной принадлежности: [Т]их происхождение помещает их в группу иранских народов... [Мы] имеем дело с периодом, когда огромные территории Сибири далеко в Монголии все еще были заселены древними европеоидами». [30]
  6. ^ «Отсутствие линий R1b у протестированных на данный момент скифо-сибирских особей и их присутствие у скифов Северного Причерноморья позволяют предположить, что эти две группы имели совершенно разный состав отцовской линии и практически не имели потока генов от носителей мужского пола между ними». [27]
  1. ^ Алексеев, Андрей [на русском языке] (2017). «Скифо-Сибирский мир» . Большая Российская Энциклопедия (на русском языке).
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Симпсон 2017 .
  3. ^ Унтерлендер 2017 . Геномный вывод показывает, что скифов на востоке и западе степной зоны лучше всего можно описать как смесь предков, связанных с Ямной, и восточноазиатского компонента. Демографическое моделирование предполагает независимое происхождение восточных и западных групп с продолжающимся потоком генов между ними, что правдоподобно объясняет поразительное единообразие их материальной культуры. Мы также находим доказательства того, что значительный поток генов с востока на запад Евразии должен был произойти в начале железного века. Происхождение широко распространенных скифо-сибирских культур долгое время обсуждалось в евразийской археологии. Северное Причерноморье изначально считалось родиной и центром скифов3, пока Тереножкин не сформулировал гипотезу о среднеазиатском происхождении4. С другой стороны, свидетельства, подтверждающие восточно-евразийское происхождение, включают курган Аржан 1 в Туве5, который считается самым ранним скифским курганом5. Датирование дополнительных захоронений, расположенных на востоке и западе Евразии, подтвердило, что восточные курганы старше, чем их западные аналоги6,7. Кроме того, элементы характерного «звериного стиля», датируемые десятым веком до нашей эры1,4, были обнаружены в районе реки Енисей и в современном Китае, что подтверждает раннее присутствие и происхождение скифской культуры на Востоке.
  4. ^ Озеро 2019 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Унтерлендер 2017 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кшевиньская 2018 . Кочевые популяции были гетерогенны и имели генетическое родство с популяциями из ряда других регионов, включая Дальний Восток и Южный Урал. Генетический анализ материнских линий скифов предполагает смешанное происхождение и градиент примесей с востока на запад в евразийской степи (10–12). Геномика двух ранних скифских особей Алды-Бела (13) показала генетическое сходство с популяциями Восточной Азии (12).
  7. ^ Медрано 2018 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Alekseev 2017 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Юрас 2017 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кшевиньская 2018 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Некки-Русконе, Гвидо Альберто; Хусаинова Эльмира; Кахбаткызы, Нуржибек; Мусралина, Ляззат; Спиру, Мария А.; Бьянко, Рафаэла А.; Радзевичюте, Рита; Мартинс, Нуно Филипе Гомес; Фройнд, Цесилия; Иксан, Олжас; Гаршин, Александр (март 2021 г.). «Древний геномный разрез Среднеазиатской степи разгадывает историю скифов» . Достижения науки . 7 (13). Бибкод : 2021SciA....7.4414G . дои : 10.1126/sciadv.abe4414 . ПМЦ   7997506 . ПМИД   33771866 . Наши результаты проливают новый свет на дискуссию о происхождении скифских культур. Мы не находим подтверждения западно-черноморско-каспийского степного происхождения, которое, по сути, подвергается сомнению в более поздних историко-археологических работах (1, 2). Вместо этого гипотеза происхождения казахских степей находит лучшее соответствие нашим результатам, но вместо того, чтобы найти поддержку одной из двух крайних гипотез, т.е. единого происхождения с диффузией населения по сравнению с множественным независимым происхождением с только культурной передачей, мы нашли доказательства по крайней мере двух независимого происхождения, а также диффузии и примеси популяций (рис. 4Б). В частности, восточные группы соответствуют происхождению от генофонда, сформировавшегося в результате смешения предшествующих локальных степных источников MLBA (которые могли быть связаны с различными генетически однородными культурами, такими как синташтинская, срубная и андроновская) и специфический восточно-евразийский источник, который уже присутствовал во время LBA в соседнем регионе северной Монголии (27).
  12. ^ Кеннеди 2017 .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Николсон 2018 , стр. 1346–1347.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Unterländer 2017. «Геномный вывод показывает, что скифов на востоке и западе степной зоны лучше всего можно описать как смесь родословной, связанной с Ямной, и восточноазиатского компонента. Демографическое моделирование предполагает независимое происхождение восточных и западных групп с продолжающимися генами. -поток между ними, что правдоподобно объясняет поразительное единообразие их материальной культуры. Мы также находим доказательства того, что значительный поток генов с востока на запад Евразии, должно быть, произошел в начале железного века». и «Смесь ЭХГ [европейских охотников-собирателей] и кавказских элементов в носителях ямной культуры сформировалась в европейской степи и экспортировалась в Среднюю Азию и Сибирь»
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Унтерлендер 2017 . «Происхождение широко распространенной скифской культуры долгое время обсуждалось в евразийской археологии. Первоначально родиной и центром скифов считалась северная причерноморская степь, пока Тереножкин не сформулировал гипотезу о центральноазиатском происхождении. Восточно-евразийское происхождение включает курган Аржан 1 в Туве, который считается самым ранним скифским курганом. Датирование дополнительных захоронений, расположенных в восточной и западной Евразии, подтвердило, что восточные курганы старше, чем их западные аналоги. Кроме того, присутствуют элементы характерного «звериного стиля». датированные десятым веком до нашей эры, были найдены в районе реки Енисей и современного Китая, что подтверждает раннее присутствие скифской культуры на Востоке».
  16. ^ Дэвид и МакНивен 2018 , с. 156.
  17. ^ Уотсон 1972 , с. 142.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Ivanchik 2018 .
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бэтти 2007 , с. 205.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вест 2002 , стр. 439–440.
  21. ^ Davis-Kimball, Bashilov & Yablonsky 1995 , p. 33.
  22. ^ Абдуллаев, Казим (2007). «Миграция кочевников в Центральной Азии (в книге «После Александра: Центральная Азия до ислама»)» . Труды Британской академии . 133 : 87–98.
  23. ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org .
  24. ^ «Согласно этому источнику, тоже сака» .
  25. ^ Джейкобсон 1995 , стр. 36–37.
  26. ^ Дэвид и МакНивен 2018 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мария 2019 .
  28. ^ Древние кочевники Горного Алтая: бельгийско-российские междисциплинарные археологические исследования скифо-сибирской культуры . Королевские музеи искусства и истории . 2000. с. 18.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ди Космо 1999 , с. 891.
  30. ^ Ролл 1989 , стр. 55–56.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ролл 1989 , стр. 55–57.
  32. ^ Арджент, Гала (2011). «2» . Дома, с хорошими лошадьми: взаимосвязь, роли, идентичность и идеология во Внутренней Азии железного века (доктор философии). Университет Лестера . Проверено 1 января 2023 г.
  33. ^ Арджент 2011 , с. 43: «Руденко также отметил, что волосы мужчин различались между бритыми, ярко-каштановыми, темно-русыми и мягкими, черными и вьющимися...»
  34. ^ Арджент 2011 , с. 38: «Второе, также на плато Укок, кладбище Верх-Калджин, где похоронен белокурый мужчина по прозвищу «воин» с одной лошадью (Верх-Калджин 2-1)».
  35. ^ Замерзшие гробницы Горного Алтая : [каталог изд. для выставки «Замерзшие гробницы Горного Алтая», представленной в Генте (2006 г.), Горно-Алтайске (2007 г.) и Париже (2008 г.)...] . Гент: Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. 2006. с. 51. ИСБН  978-90-70830-04-5 . «Особую ценность представляет курган Олон Курин Гол 10, содержащий совершенно неповрежденную погребальную камеру с мумифицированным белокурым воином, полностью одетым и оснащенным полным комплектом оружия».
  36. ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. п. 186. ИСБН  978-1-83860-868-2 .
  37. ^ Мэри 2019 , с. 13.10: «Ранее сообщалось о гаплогруппе R1a-M173 у 6 скифо-сибиряков из тагарской культуры (Кейзер и др., 2009) и одного алтайского скифо-сибиряка из стоянки Себастей (Рикаут и др., 2004а), тогда как гаплогруппа R1a1a1b2 -Z93 (или R1a1a1b-S224) описан у одного скифа из Самары (Матисон и др., 2015) и двух скифо-сибиряков из Берели и Республики Тыва (Унтерлендер и др., 2017). Напротив, были обнаружены северопонтийские скифы. принадлежать к гаплогруппе R1b1a1a2 (Krzewińska et al. 2018), что указывает на различие между двумя группами скифов».
  38. ^ Krzewińska 2018 : «Кочевники железного века в основном несли гаплогруппу R1b Y, характерную для ямной русской степи (4)».
  39. ^ Мэри 2019 , с. 13.10: «Отсутствие линий R1b у протестированных к настоящему времени скифо-сибирских особей и их присутствие у северопонтийских скифов позволяют предположить, что эти две группы имели совершенно разный состав отцовской линии и почти не имели потока генов от носителей мужского пола между ними. "
  40. ^ Пилипенко 2018 .
  41. ^ Некки-Русконе, Гвидо Альберто; Хусаинова Эльмира; Кахбаткызы, Нуржибек; Мусралина, Ляззат; Спиру, Мария А.; Бьянко, Рафаэла А.; Радзевичюте, Рита; Мартинс, Нуно Филипе Гомес; Фройнд, Цесилия; Иксан, Олжас; Гаршин, Александр; Жаниязов, Жасулан; Бекманов, Бахытжан; Китов, Егор; Самашев, Заинолла (26 марта 2021 г.). «Древний геномный разрез Среднеазиатской степи разгадывает историю скифов» . Достижения науки . 7 (13). Бибкод : 2021SciA....7.4414G . дои : 10.1126/sciadv.abe4414 . ISSN   2375-2548 . ПМЦ   7997506 . ПМИД   33771866 .
  42. ^ Ярве, Мари; Сааг, Лехти; Шейб, Кристиана Лин; Патхак, Аджай К.; Монтинаро, Франческо; Пагани, Лука; Флорес, Родриго; Гуэллиль, Мериам; Сааг, Лаури; Тамбетс, Кристина; Кушнеревич Алена; Сольник, Ану; Варул, Лийви; Задников Станислав; Петраускас, Олег (22 июля 2019 г.). «Сдвиги в генетическом ландшафте Западной Евразийской степи, связанные с началом и концом скифского господства» . Современная биология . 29 (14): 2430–2441.e10. Бибкод : 2019CBio...29E2430J . дои : 10.1016/j.cub.2019.06.019 . ISSN   0960-9822 . ПМИД   31303491 . Недавно исследования древних скифских геномов подтвердили конфедеративную природу скифских племен, показав их генетические отличия друг от друга, но не найдя практически никакой поддержки крупномасштабным перемещениям с востока на запад, вместо этого в целом предполагая отдельное местное происхождение различные скифские группы [1, 2, 3].
  43. ^ Ярве 2019 . «Кочевники-скифы раннего железного века были описаны как конфедерация племен различного происхождения на основании древних данных ДНК [1, 2, 3]. Все образцы этого исследования также обладали по крайней мере одним дополнительным восточным компонентом, одним из которых был почти на 100% у современных нганасан (оранжевый цвет), а другой у современных ханьских китайцев (желтый; рисунок S2). Восточные компоненты присутствовали в различных пропорциях в образцах этого исследования».
  44. ^ Некки-Русконе, Гвидо Альберто; Хусаинова Эльмира; Кахбаткызы, Нуржибек; Мусралина, Ляззат; Спиру, Мария А.; Бьянко, Рафаэла А.; Радзевичюте, Рита; Мартинс, Нуно Филипе Гомес; Фройнд, Цесилия; Иксан, Олжас; Гаршин, Александр; Жаниязов, Жасулан; Бекманов, Бахытжан; Китов, Егор; Самашев, Заинолла (26 марта 2021 г.). «Древний геномный разрез Среднеазиатской степи разгадывает историю скифов» . Достижения науки . 7 (13). Бибкод : 2021SciA....7.4414G . дои : 10.1126/sciadv.abe4414 . ISSN   2375-2548 . ПМЦ   7997506 . ПМИД   33771866 . Моделирование генетического происхождения групп IA, выполненное с помощью qpWave и qpAdm, подтвердило, что группы Steppe_MLBA адекватно аппроксимируют источник западно-евразийского происхождения у скифов IA, в то время как предыдущие Steppe_EBA (например, Ямная и Афанасьево) этого не делают (файл данных S4). В качестве восточно-евразийского представителя мы выбрали пастухов LBA из Ховсгола в северной Монголии на основании их географической и временной близости. Другие восточные представители не соответствуют этой модели из-за отсутствия или чрезмерного сходства с линией Древней Северной Евразии (ANE) (25).
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Unterländer 2017 : «Современные потомки западно-скифских групп встречаются среди различных групп на Кавказе и в Центральной Азии, в то время как сходство с восточно-скифскими обнаружено более широко, но почти исключительно среди тюркоязычных (ранее) кочевых групп, особенно из Кыпчакская ветвь тюркских языков».
  46. ^ Krzewińska 2018 : «Результаты указывают на наличие глубокого общего происхождения всех кочевых групп железного века, связанных с популяциями степи бронзового века, что, однако, не эквивалентно прямой генетической преемственности между Срубной-Алакульской и западной Скифы».
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гуркан, Джемаль (8 января 2019 г.). «О генетической преемственности пазырыкской культуры железного века: географическое распространение отцовской и материнской линии из погребения Ак-Алаха-1» . Международный журнал генетики человека . 19 (1). дои : 10.31901/24566330.2019/19.01.709 . ISSN   0972-3757 . Примечательно, что существует явная преемственность населения между уральскими народами, такими как ханты, манси и нганасаны, палеосибирскими народами, такими как юкагиры и чуванцы, и пазырыкцами, даже если принять во внимание только два гаплотипа мтДНК и Y-STR из Ак-Алахи. -1 курган 1 курган (табл. 1а, б, табл. 2, рис. 1).
  48. ^ Гуарино-Виньон, Перль; Марки, Нина; Бендезу-Сармьенто, Хулио; Привет, Эвелин; Бон, Селин (14 января 2022 г.). «Генетическая преемственность индоиранских носителей начиная с железного века на юге Центральной Азии» . Научные отчеты . 12 (1): 733. Бибкод : 2022НатСР..12..733Г . дои : 10.1038/s41598-021-04144-4 . ISSN   2045-2322 . ПМК   8760286 . ПМИД   35031610 .
  49. ^ Дай, Шань-Шань; Сулейман, Сиэржатицзян; Исакова, Джайнагуль; Сюй, Вэй-Фан; Абдуллоевич, Нажмудинов Тожиддин; Афанасьевна, Манилова Елена; Иброхимович, Худоидодов Бехруз; Чен, Си; Ян, Вэй-Кан; Ван, Мин-Шань; Шен, Цюань-Куан; Ян, Син-Янь; Яо, Юн-Ганг; Алдашев, Алмаз А; Саидов, Абдусаттор (25 августа 2022 г.). «Генетическое эхо таримских мумий у современных жителей Центральной Азии» . Молекулярная биология и эволюция . 39 (9). дои : 10.1093/molbev/msac179 . ISSN   0737-4038 . ПМЦ   9469894 . ПМИД   36006373 .
  50. ^ Некки-Русконе, Гвидо Альберто; Хусаинова Эльмира; Кахбаткызы, Нуржибек; Мусралина, Ляззат; Спиру, Мария А.; Бьянко, Рафаэла А.; Радзевичюте, Рита; Мартинс, Нуно Филипе Гомес; Фройнд, Цесилия; Иксан, Олжас; Гаршин, Александр (март 2021 г.). «Древний геномный разрез Среднеазиатской степи разгадывает историю скифов» . Достижения науки . 7 (13). Бибкод : 2021SciA....7.4414G . дои : 10.1126/sciadv.abe4414 . ПМЦ   7997506 . ПМИД   33771866 . Наши результаты проливают новый свет на дискуссию о происхождении скифских культур. Мы не находим подтверждения западно-черноморско-каспийского степного происхождения, которое, по сути, подвергается сомнению в более поздних историко-археологических работах (1, 2). Вместо этого гипотеза происхождения казахских степей находит лучшее соответствие нашим результатам, но вместо того, чтобы найти поддержку одной из двух крайних гипотез, т.е. единого происхождения с диффузией населения по сравнению с множественным независимым происхождением с только культурной передачей, мы нашли доказательства по крайней мере двух независимого происхождения, а также диффузии и примеси популяций (рис. 4Б). В частности, восточные группы соответствуют происхождению от генофонда, сформировавшегося в результате смешения предшествующих локальных степных источников MLBA (которые могли быть связаны с различными генетически однородными культурами, такими как синташтинская, срубная и андроновская) и специфический восточно-евразийский источник, который уже присутствовал во время LBA в соседнем регионе северной Монголии (27).
  51. ^ Ярве, Мари; Сааг, Лехти; Шейб, Кристиана Лин; Патхак, Аджай К.; Монтинаро, Франческо; Пагани, Лука; Флорес, Родриго; Гуэллиль, Мериам; Сааг, Лаури; Тамбетс, Кристина; Кушнеревич Алена; Сольник, Ану; Варул, Лийви; Задников Станислав; Петраускас, Олег (июль 2019 г.). «Сдвиги в генетическом ландшафте Западной Евразийской степи, связанные с началом и концом скифского господства» . Современная биология . 29 (14): 2430–2441.e10. Бибкод : 2019CBio...29E2430J . дои : 10.1016/j.cub.2019.06.019 . ISSN   0960-9822 . ПМИД   31303491 . ...и большинство восточных скифов [3], которые сами представляют собой весьма неоднородную группу как в культурном, так и в генетическом отношении. С другой стороны, черняховские выборки перекрывались с современными европейцами, представляя наиболее «западный» диапазон изменчивости среди групп данного исследования (рис. 2).
  52. ^ Unterländer 2017 , с. 4: «Восточные скифы демонстрируют почти равные пропорции линий мтДНК, общих для восточной и западной Евразии, тогда как в западных скифских группах частота линий, ныне распространенных в Восточной Евразии, в целом ниже, даже достигая нуля в четырех выборках исходного скифского происхождения. (группа № 1 на рис. 2) и достигает 18–26% в более поздние периоды (с шестого по второй век до н.э.; № 2 и № 3) (дополнительная таблица 7)».
  53. ^ Юрас 2017 , с. 8/10: «Анализ митохондриальных гаплогрупп скифов ННР из этого исследования, а также ростовских-на-Дону и пазырыкцев с Алтая и Внутренней Монголии показывает, что по большей части одни и те же линии встречаются во всех трех группах и являются Примечательно, что при сравнении частот восточно- и западно-евразийских гаплогрупп во всех трех группах скифского горизонта видна линия линии мтДНК восток-запад, для восточно-евразийских линий, идущих с запада на восток, составляет от 26,3% ( в настоящем исследовании) от 37,5% (у скифов из Ростова-на-Дону) до 46,7% (у Пазырыков) с противоположной тенденцией для западноевразийских линий». [...] «Генетический приток восточноевразийских гаплотипов может быть результатом установления отношений между мигрантами европейского происхождения и женщинами восточноевразийского происхождения, как это было ранее предложено66 в случае южносибирского населения железного века. Однако более подробные исследования аутосомной ДНК необходимы для четкого решения этой проблемы».
  54. ^ Мэри 2019 , с. 13.10: «Ранее сообщалось о гаплогруппе R1a-M173 у 6 скифо-сибиряков из тагарской культуры (Кейзер и др., 2009) и одного алтайского скифо-сибиряка из стоянки Себастей (Рикаут и др., 2004а), тогда как гаплогруппа R1a1a1b2 -Z93 (или R1a1a1b-S224) описан у одного скифа из Самары (Матисон и др., 2015) и двух скифо-сибиряков из Берели и Республики Тува (Унтерлендер и др., 2017). Напротив, были обнаружены северопонтийские скифы. принадлежать к гаплогруппе R1b1a1a2 (Krzewińska et al. 2018), что указывает на различие между двумя группами скифов»
  55. ^ Pilipenko, Aleksandr S.; Trapezov, Rostislav O.; Cherdantsev, Stepan V.; Babenko, Vladimir N.; Nesterova, Marina S.; Pozdnyakov, Dmitri V.; Molodin, Vyacheslav I.; Polosmak, Natalia V. (20 September 2018). "Maternal genetic features of the Iron Age Tagar population from Southern Siberia (1st millennium BC)" . PLOS ONE . 13 (9): e0204062. Bibcode : 2018PLoSO..1304062P . doi : 10.1371/journal.pone.0204062 . ISSN  1932-6203 . PMC  6147448 . PMID  30235269 .
  56. ^ Пилипенко и др. 2018 : «Мы наблюдали различия в структуре пула мтДНК между ранним и средним хронологическими этапами населения тагарской культуры, о чем свидетельствует изменение соотношения западных и восточноевразийских компонентов мтДНК. Вклад восточноевразийских линий увеличился примерно с от одной трети (34,8%) в раннетагарской группе до почти половины (45,8%) в среднетагарской группе».
  57. ^ Пилипенко и др. 2018 : «Согласно результатам Унтерлендера и др. [4], компоненты восточноевразийской мтДНК в степном поясе Западной Евразии увеличились в период раннего железного века.... Наблюдаемое сокращение генетической дистанции между среднетагарской популяцией и другими Скифоподобные популяции Южной Сибири (рис. 5; таблица S4), по нашему мнению, связаны, прежде всего, с увеличением роли восточноевразийских линий мтДНК в генофонде (до почти половины генофонда) и существенным увеличение совместной частоты гаплогрупп С и D (с 8,7% в Раннетагарской серии до 37,5% в Среднетагарской серии)».
  58. ^ Мэри 2019 , с. 13 июля.
  59. ^ Мэри 2019 , с. 13.10.
  60. ^ Unterländer 2017 , с. 69: «В-третьих, современные популяции с наибольшей вероятностью прямого происхождения от восточно-скифских групп почти исключительно являются носителями тюркского языка (дополнительный рис. 10b). Особенно высокая статистическая поддержка была документально подтверждена для некоторых тюркоязычных групп, географически расположенных близко к археологическим памятникам. восточных скифов (например, теленгитов, тубуларов, тофаларов), но также и среди тюркоязычного населения, расположенного в Центральной Азии (например, кыргызов, казахов и каракалпаков) (дополнительный рисунок 11). Такие же результаты были обнаружены для некоторых тюркских групп, расположенных еще дальше. на Запад, такие как казанские волжские татары. Наконец, современные популяции, которые, вероятно, имели общего предка с восточными скифами, в основном были обнаружены среди тюркских, монгольских и сибирских групп, расположенных в восточной Евразии (дополнительный рисунок 10d и дополнительный рисунок 11). Таким образом, эти результаты обеспечивают дальнейшее подтверждение мультирегионального происхождения различных скифских групп железного века».
  61. ^ Unterländer 2017 : «Современные потомки западно-скифских групп встречаются среди различных групп на Кавказе и в Центральной Азии, в то время как сходство с восточно-скифскими обнаружено более широко распространено, но почти исключительно среди тюркоязычных (ранее) кочевых групп, особенно из кыпчакская ветвь тюркских языков (дополнительное примечание 1)».
  62. ^ Тихонов Дмитрий; Гуркан, Джемаль; Пелер, Гёкче; Дьяконов, Виктор (2019). «О генетической преемственности пазырыкской культуры железного века: географическое распространение отцовской и материнской линии из погребения Ак-Алаха-1» . Международный журнал генетики человека . 19 (1). дои : 10.31901/24566330.2019/19.01.709 . S2CID   202015095 . «Существенное присутствие гаплотипов мтДНК Ак-Алаха-1 и Y-STR в современном анатолийском населении может быть объяснено двумя крупными историческими событиями: (а) менее вероятным является вторжение скифов в Анатолию около 7-го века до нашей эры и заселение около 30 лет около реки Арас или Аракс (Геродот 1920), и (б) более вероятным является миграция среднеазиатских тюрков в Анатолию примерно с 11 века н.э. и далее, принимая во внимание постоянно растущую поддержку сильной генетической преемственности между древние восточные скифы и прототюркские племена (Унтерлендер и др. 2017)».
  63. ^ Дай, Шань-Шань; Сулейман, Сиэржатицзян; Исакова, Джайнагуль; Сюй, Вэй-Фан; Абдуллоевич, Нажмудинов Тожиддин; Афанасьевна, Манилова Елена; Иброхимович, Худоидодов Бехруз; Чен, Си; Ян, Вэй-Кан; Ван, Мин-Шань; Шен, Цюань-Куан; Ян, Син-Янь; Яо, Юн-Ганг; Алдашев, Алмаз А; Саидов, Абдусаттор (25 августа 2022 г.). «Генетическое эхо таримских мумий у современных жителей Центральной Азии» . Молекулярная биология и эволюция . 39 (9). дои : 10.1093/molbev/msac179 . ISSN   0737-4038 . ПМЦ   9469894 . ПМИД   36006373 . Учитывая степное происхождение (например, Андроново), существующее у скифов (т.е. саков; Унтерлендер и др. 2017; Дамгаард и др. 2018; Гуарино-Виньон и др. 2022), предполагаемые лингвистические и физические антропологические связи между таджиками и скифов (Хан 1993; Кузьмина и Мэллори 2007) можно отнести к их общему степному предку. Напротив, кыргызы вместе с другим тюркоязычным населением произошли от примеси еще с железного века.
  64. ^ Он, Гуан-Линь; Ван, Мэн-Ге; Цзоу, Син; Да, Хуэй-Юань; Лю, Чан-Хуэй; Лю, Чао; Чен, Банда; Ван, Чуан-Чао (январь 2023 г.). «Обширное этнолингвистическое разнообразие на стыке Северного Китая и Южной Сибири отражает многочисленные источники генетического разнообразия» . Журнал систематики и эволюции . 61 (1): 230–250. дои : 10.1111/jse.12827 . ISSN   1674-4918 . S2CID   245849003 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ddb5200e5827149f72ed8a76bfb1800__1720309980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/00/6ddb5200e5827149f72ed8a76bfb1800.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scytho-Siberian world - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)