Аримаспи

Аримаспи , жившее (также аримаспы , аримаспы и аримаспы ; древнегреческий : Ἀριμασπός , Ἀριμασποί) — легендарное племя одноглазых людей северной Скифии в предгорьях Рифейских гор , по-разному отождествляемых с Уральскими горами или Карпатами . [ 1 ] Все рассказы об их борьбе со охранителями золота грифонами в гиперборейских землях возле пещеры Борея , Северного Ветра ( Гесклейтрон ), берут свое начало в утерянном сочинении Аристея , сообщенном у Геродота .
Легендарный Аримаспи
[ редактировать ]
Аримаспы были описаны Аристеем Проконнесским в его утраченной архаической поэме «Аримаспея» . Проконнес — небольшой остров в Мраморном море недалеко от устья Черного моря , хорошо расположенный для того, чтобы услышать рассказы путешественников о регионах далеко к северу от Черного моря. Аристей повествует в ходе своего стихотворения, что он был «охвачен вакхической яростью», когда путешествовал на север и увидел аримаспов, как сообщает Геродот :
Этот Аристей, одержимый Фойбом , посетил исседонов ; за ними, сказал он, живут одноглазые Аримаспы, за ними Грипы, охраняющие золото, а за ними снова Гипербореи , чьи территории достигают моря. За исключением гипербореев, все эти народы (и в первую очередь аримаспы) постоянно находятся в состоянии войны со своими соседями. [ 2 ]
Аримаспи и грифоны были историческими изображениями, связанными с дальними северными землями: Эсхиланский Прометей Прикованный (ок. 415 г. до н. э.?), описывая странствия Ио , отмечает, что ей надлежит пройти не через север, среди аримаспов и грифонов, а на юг . [ 3 ] Геродот, «отец истории», признает фантастическую привлекательность границ известного мира: «Однако самые отдаленные земли, поскольку они окружают и полностью окружают весь остальной мир, вероятно, имеют то, что, как мы думаем, самое лучшее и самое редкое». ( Истории iii.116.1) Игнорируя скептицизм Геродота, Страбон и » Плиния «Естественная история увековечили истории о северных людях, у которых был единственный глаз в центре лба и которые занимались кражей золота у грифонов , что вызвало разногласия между двумя группами. .
Исторический Аримаспи
[ редактировать ]Современные историки размышляют об исторических личностях, которые можно выборочно извлечь из краткого описания «Аримаспи». Геродот записал деталь, заимствованную из Аримаспеи , которая, возможно, действительно имеет основу: « исседоны были изгнаны со своих земель аримаспоями, а скифы — исседонами» (iv.13.1). "sp" в названии предполагает [ нужна ссылка ] что оно было передано через иранские источники в греческий язык, действительно, в раннеиранском Аримаспи сочетает в себе Ариаму (любовь) и Аспа (лошади). Геродот или его источник, похоже, понимали скифское слово как комбинацию корней arima («один») и spou («глаз») и создали мифический образ, объясняющий это. Сходство названия и местоположения могло идентифицировать их с предками местного уральского народа марийцев . [ нужна ссылка ]
Было высказано предположение, что грифоны произошли от окаменевших костей протоцератопса . [ 4 ]
Краткий отчет Геродота кажется [ нужна ссылка ] очень шаткое основание для однозначных заявлений об исторической подоплеке, на которой возникла легенда. Несмотря на эти оговорки, Тадеуш Сулимирский (1970) утверждает, что аримаспы были сарматским племенем, происходящим из верхней долины реки Иртыш , а Дмитрий Мачинский (1997) связывает их с группой трехглазых фигурок аджны из Минусинской впадины , традиционно относят к афанасьевской и окуневской культурам Южной Сибири . [ 5 ]
Мифологическая подоплека
[ редактировать ]Как отмечают филологи, борьба между аримаспами и грифонами имеет удивительное сходство с войне рассказом Гомера о с пигмеев журавлями . Михаил Ростовцев нашел изображение этого предмета в Склепе пигмеев недалеко от Керчи , территории, на которой раньше проживало значительное скифское население. [ 6 ] изображения были обнаружены даже в Вольках Этрурии и пятом кургане Пазырыка Аналогичные . [ 7 ] Эллинистическое литературное изображение битвы со сверхъестественными «птицами Ареса»-хранителями находится в «Аргонавтике 1».
Черемисин и Запорожченко (1999), следуя методологии Жоржа Дюмезиля , пытаются проследить параллели в германской мифологии ( Один и мед поэзии , орел, крадущий золотые яблоки вечной молодости). Они предполагают, что все эти сказания, германские, скифские и греческие, отражают протоиндоевропейское верование о чудовищах, охраняющих вход в потусторонний мир , которые вступают в сражения с птицами, переносящими в потусторонний мир души только что умерших и возвращаясь с множеством драгоценных подарков, символизирующих новую жизнь. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- «Геркулес и грифон» , 35 серия.
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Конкурирующие теории в древности, определяющие гиперборейцев и аримаспи по-разному, исследуются С. Кассоном, «Гиперборейцы» The Classical Review 34 .1/2 (февраль - март 1920: 1–3); Болтон 1962 помещает их на верхнем Иртыше и на склонах Алтая .
- ^ Геродот 4.13.1
- ^ Дж. Л. Майрес, «Странствия Ио: Эсхил, Прометей , 707–869», The Classical Review 60.1 (апрель 1946: 2–4).
- ^ Адриенн Мэр и Майкл Хини, «Грифоны и аримаспы» в фольклоре , Vol. 104, № 1/2, 1993, стр. 40–66,
- ^ Machinsky, D. A. Уникальный сакральный центр III - середины I тыс. до н.э. в Хакасско-Минусинской котловине. // Окуневский сборник. St. Petersburg, 1997:3.
- ^ Гробница II века до н. э. «показана битва человеческих пигмеев со стаей цапель». Украина: краткая энциклопедия , Том 2, св «Керчь»
- ^ Сheremisin, D. V. & Zaporozhchenko, A. V. "The "Sacred Centres" of Eurasia and the Legend about the Arimaspi and the Griffins". // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий Archived 2011-09-29 at the Wayback Machine . Barnaul, 1999:228-231.
- ^ Сheremisin & Zaporozhchenko (1999)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- JDP Болтон, 1962. Аристей из Проконнеса (Оксфорд: Clarendon Press, 1962; переиздано в 1992 г.)
- Т. Сулимирский, 1970. Сарматы (Лондон: Thames & Hudson, 1970);
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- энциклопедия Британская Том. 2 (11-е изд.). 1911. с. 491 »
- «Аримаспийцы»