Исседонес
Исседоны (Ἰσσηδόνες) — древний народ Центральной Азии, живший в конце торгового пути, ведущего на северо-восток от Скифии , описанный в утраченной Аримаспее. [1] Аристея ( IV.16-25 , Геродота в его «Истории» ) и Птолемея в его «Географии» . Подобно массагетам на юге, исседоны описываются Геродотом как похожие на скифов , но отличающиеся от них .
Расположение
[ редактировать ]Точное место их территориального распространения в Средней Азии неизвестно. По словам Э.Д. Филлипса, исседоны «одними размещаются в Западной Сибири, а другими – в Китайском Туркестане». [2]
Геродот, который якобы получил свою информацию как из греческих , так и из скифских источников, описывает их как живущих к востоку от Скифии и к северу от массагетов , в то время как географ Птолемей (VI.16.7), по-видимому, помещает торговые станции Исседона Скифского и Исседона Серика в Таримская котловина . [3] Некоторые предполагают, что это те люди, которых в китайских источниках называют усунь . [4] JDP Bolton размещает их дальше на северо-восток, на юго-западных склонах Алтайских гор . [5]
О другом местонахождении страны исседонов можно судить по рассказам Павсания . Согласно тому, что было сказано греческому путешественнику на Делосе во втором веке нашей эры, аримаспы находились к северу от исседонов, а скифы - к югу от них:
В Прасиай [в Аттике] находится храм Аполлона. Сюда, говорят, посылают первые плоды гиперборейцев , и гиперборейцы, как говорят, передают их аримаспам, а аримаспы исседонам, откуда скифы привозят их в Синопу, а оттуда греки переносят их в Прасиаи. и афиняне отводят их на Делос." - Павсаний 1.31.2
Два города Исседон Скифия и Исседон Серика отождествляются с пятью городами Таримской котловины: Цюци, Яньци, Шуле, Гумо и Цзинцзюэ, а Ютянь отождествляется с последним.
Исседоны также могут соответствовать сакско- тасмолинской культуре Центральной Азии. [6]
Описание
[ редактировать ]Исседоны были известны грекам еще в конце седьмого века до нашей эры, благодаря Стефану Византийскому. [7] сообщает, что поэт Алкман упомянул об «эсседонах», а Геродот сообщил, что легендарный грек того же времени Аристей , сын Каустробиоса из Проконнеса (или Кизика ), сумел проникнуть в страну исседонцев и воочию наблюдать их обычаи. Птолемей рассказывает аналогичную историю о сирийском купце.
Византийский схолиаст Иоанн Цец , который помещает исседонов в основном «в Скифию», цитирует некоторые строки о том, что исседоны «радуются длинным распущенным волосам», и упоминает одноглазых людей на севере.
Согласно Геродоту, исседоны практиковали ритуальный каннибализм своих пожилых мужчин, за которым следовал ритуальный пир, на котором семья умершего патриарха ела его плоть, позолочивала его череп и помещала его в почетное положение, очень похожее на культовое изображение . [8] Кроме того, исседоны должны были держать своих жен общими. [9] Это может указывать на институционализированную полиандрию и высокий статус женщин (Геродот IV.26: «и их женщины имеют равные права с мужчинами»).
Споры о каннибализме
[ редактировать ]Археологи Э. М. Мерфи и Дж. П. Мэллори из Королевского университета в Белфасте утверждали ( Antiquity , 74 (2000): 388-94), что Геродот ошибся в своей интерпретации того, что он считал каннибализмом. Недавно раскопанные места на юге Сибири , такие как большое кладбище в Аймырлыге в Туве , содержащее более 1000 захоронений скифского периода, выявили скопления костей, часто расположенных в анатомическом порядке. Это указывает на захоронения полуразложившихся трупов или обескровленных скелетов, иногда связанных с кожаными сумками или тканевыми мешками. На некоторых костях имеются порезы, свидетельствующие об удалении кожи , но большинство из них, похоже, предполагают расчленение взрослых скелетов. Мерфи и Мэллори предполагают, что, поскольку исседонцы были кочевниками, живущими стадами крупного рогатого скота, летом они перемещались в горы, но хотели, чтобы их мертвецы были похоронены в их зимнем лагере; обезжиривание и расчленение умерших летом людей было бы более гигиенично, чем позволить трупам естественным образом разлагаться в летнюю жару. Захоронение расчлененных останков должно было состояться осенью после возвращения в зимний лагерь, но до того, как земля полностью промерзла. Такие процедуры снятия плоти и расчленения могли быть приняты иностранными наблюдателями за свидетельство каннибализма.
Мерфи и Мэллори не исключают возможности того, что отделенная от тел плоть была съедена. Археологически эта деятельность остается невидимой. Но они отмечают, что в другом месте Геродот называет другое племя ( андрофагов ) единственной группой, которая ела человеческое мясо.
С другой стороны, доктор Тимоти Тейлор [10] указывает:
- 1. Геродот сообщает, что так называемые «андрофаги» — «единственные» люди в регионе, практикующие каннибализм. Однако следует проводить различие между «агрессивным вкусовым каннибализмом» (т. е. охотой на людей ради еды) и ритуальными, почтительными практиками, известными среди исседонов и массагетов.
- 2. Народы скифского типа были известными бальзамировщиками и, по-видимому, не нуждались в погребальном снятии кожи, чтобы замедлить разложение трупа.
- 3. Геродот подробно описывает удаление мяса и смешивание его с другими продуктами для приготовления погребального похлебки.
Доктор Тейлор заключает: «Вывод о благоговейном погребальном каннибализме в данном случае, таким образом, является наиболее осторожным с академической точки зрения подходом».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Несколько фрагментарных цитируемых строк собраны Кинкелем, фрагменты Epicorum graecorum , 243–47.
- ^ Филлипс, «Легенда об Аристее: факты и фантазии в ранних греческих представлениях о Восточной России, Сибири и Внутренней Азии» Artibus Asiae 18.2 (1955, стр. 161-177), стр. 166.
- ^ По словам Филлипса, информация Птолемея, по-видимому, взята с нескольких отличий от ханьского путеводителя первого века нашей эры (Phillips 1955:170); он был переведен с персидского на греческий путешественником Маэсом Титианом для своего маршрута, который использовался Марином Тирским, а также Птолемеем.
- ^ Золотой (1992), с. 51
- ^ Болтон, JDP (1962). Аристей Проконнесский . стр. 104–118.
- ^ Иванов, Сергей Сергеевич (2023). «Азия, Степь, Восток: скотоводческие культуры раннего железного века» . Справочный модуль по общественным наукам . дои : 10.1016/B978-0-323-90799-6.00253-6 .
На основании некоторых сведений из литературных источников было высказано предположение, что ареалы распространения культуры Тасмола можно соотнести с территорией обитания племенной группы исседонес. Пазырыкская культура Горного Алтая, охватившая и горы Восточного Казахстана, могла быть связана с полулегендарным народом «золотоохраняющих стервятников».
- ^ В разделе «Исседоны».
- ^ Как сообщает нам Геродот (IV.26): «Говорят, что у исседонцев есть такие обычаи: когда отец человека умирает, все родственники приводят скот в дом, а затем, зарезав его и разрезав мясо, режут подняли и труп отца их угощателя, и смешав все мясо, устроили пир». Подобные практики наблюдались у массагетов (Геродот I.217) и скифов (Платон, Евтидем 299, Страбон 298), отмечает Филлипс, упоминая «подобные обычаи в средневековом Тибете» (Phillips 1955:170).
- ^ Миннс, Эллис Ховелл (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 885.
- ↑ Тейлор, «Съедобные мертвецы», Британская археология , 59 (июнь 2001 г.) онлайн.
Источники
[ редактировать ]- Голден, Питер (1992). Введение в тюркские народы: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Азии и на Ближнем Востоке . О. Харрасовиц. ISBN 3-447-03274-Х .
Внешние источники
[ редактировать ]- Геродот. Истории . Книга 4.
- Скифы на Livius.org. Архивировано 12 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
- Т. Сулимирский. Сарматы в сериале «Древние народы и места» (Thames & Hudson, 1970)
- Э.Д. Филлипс, «Легенда об Аристее: факты и фантазии в ранних греческих представлениях о Восточной России, Сибири и Внутренней Азии» Artibus Asiae 18.2 (1955), стр. 161–177.