Jump to content

Исседонес

Исседоны (Ἰσσηδόνες) — древний народ Центральной Азии, живший в конце торгового пути, ведущего на северо-восток от Скифии , описанный в утраченной Аримаспее. [1] Аристея ( IV.16-25 , Геродота в его «Истории» ) и Птолемея в его «Географии» . Подобно массагетам на юге, исседоны описываются Геродотом как похожие на скифов , но отличающиеся от них .

Расположение

[ редактировать ]
Исседоны изображены на древнегреческой карте мира.

Точное место их территориального распространения в Средней Азии неизвестно. По словам Э.Д. Филлипса, исседоны «одними размещаются в Западной Сибири, а другими – в Китайском Туркестане». [2]

Геродот, который якобы получил свою информацию как из греческих , так и из скифских источников, описывает их как живущих к востоку от Скифии и к северу от массагетов , в то время как географ Птолемей (VI.16.7), по-видимому, помещает торговые станции Исседона Скифского и Исседона Серика в Таримская котловина . [3] Некоторые предполагают, что это те люди, которых в китайских источниках называют усунь . [4] JDP Bolton размещает их дальше на северо-восток, на юго-западных склонах Алтайских гор . [5]

О другом местонахождении страны исседонов можно судить по рассказам Павсания . Согласно тому, что было сказано греческому путешественнику на Делосе во втором веке нашей эры, аримаспы находились к северу от исседонов, а скифы - к югу от них:

В Прасиай [в Аттике] находится храм Аполлона. Сюда, говорят, посылают первые плоды гиперборейцев , и гиперборейцы, как говорят, передают их аримаспам, а аримаспы исседонам, откуда скифы привозят их в Синопу, а оттуда греки переносят их в Прасиаи. и афиняне отводят их на Делос." - Павсаний 1.31.2

Два города Исседон Скифия и Исседон Серика отождествляются с пятью городами Таримской котловины: Цюци, Яньци, Шуле, Гумо и Цзинцзюэ, а Ютянь отождествляется с последним.

Исседоны также могут соответствовать сакско- тасмолинской культуре Центральной Азии. [6]

Описание

[ редактировать ]

Исседоны были известны грекам еще в конце седьмого века до нашей эры, благодаря Стефану Византийскому. [7] сообщает, что поэт Алкман упомянул об «эсседонах», а Геродот сообщил, что легендарный грек того же времени Аристей , сын Каустробиоса из Проконнеса (или Кизика ), сумел проникнуть в страну исседонцев и воочию наблюдать их обычаи. Птолемей рассказывает аналогичную историю о сирийском купце.

Византийский схолиаст Иоанн Цец , который помещает исседонов в основном «в Скифию», цитирует некоторые строки о том, что исседоны «радуются длинным распущенным волосам», и упоминает одноглазых людей на севере.

Согласно Геродоту, исседоны практиковали ритуальный каннибализм своих пожилых мужчин, за которым следовал ритуальный пир, на котором семья умершего патриарха ела его плоть, позолочивала его череп и помещала его в почетное положение, очень похожее на культовое изображение . [8] Кроме того, исседоны должны были держать своих жен общими. [9] Это может указывать на институционализированную полиандрию и высокий статус женщин (Геродот IV.26: «и их женщины имеют равные права с мужчинами»).

Споры о каннибализме

[ редактировать ]

Археологи Э. М. Мерфи и Дж. П. Мэллори из Королевского университета в Белфасте утверждали ( Antiquity , 74 (2000): 388-94), что Геродот ошибся в своей интерпретации того, что он считал каннибализмом. Недавно раскопанные места на юге Сибири , такие как большое кладбище в Аймырлыге в Туве , содержащее более 1000 захоронений скифского периода, выявили скопления костей, часто расположенных в анатомическом порядке. Это указывает на захоронения полуразложившихся трупов или обескровленных скелетов, иногда связанных с кожаными сумками или тканевыми мешками. На некоторых костях имеются порезы, свидетельствующие об удалении кожи , но большинство из них, похоже, предполагают расчленение взрослых скелетов. Мерфи и Мэллори предполагают, что, поскольку исседонцы были кочевниками, живущими стадами крупного рогатого скота, летом они перемещались в горы, но хотели, чтобы их мертвецы были похоронены в их зимнем лагере; обезжиривание и расчленение умерших летом людей было бы более гигиенично, чем позволить трупам естественным образом разлагаться в летнюю жару. Захоронение расчлененных останков должно было состояться осенью после возвращения в зимний лагерь, но до того, как земля полностью промерзла. Такие процедуры снятия плоти и расчленения могли быть приняты иностранными наблюдателями за свидетельство каннибализма.

Мерфи и Мэллори не исключают возможности того, что отделенная от тел плоть была съедена. Археологически эта деятельность остается невидимой. Но они отмечают, что в другом месте Геродот называет другое племя ( андрофагов ) единственной группой, которая ела человеческое мясо.

С другой стороны, доктор Тимоти Тейлор [10] указывает:

  • 1. Геродот сообщает, что так называемые «андрофаги» — «единственные» люди в регионе, практикующие каннибализм. Однако следует проводить различие между «агрессивным вкусовым каннибализмом» (т. е. охотой на людей ради еды) и ритуальными, почтительными практиками, известными среди исседонов и массагетов.
  • 2. Народы скифского типа были известными бальзамировщиками и, по-видимому, не нуждались в погребальном снятии кожи, чтобы замедлить разложение трупа.
  • 3. Геродот подробно описывает удаление мяса и смешивание его с другими продуктами для приготовления погребального похлебки.

Доктор Тейлор заключает: «Вывод о благоговейном погребальном каннибализме в данном случае, таким образом, является наиболее осторожным с академической точки зрения подходом».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Несколько фрагментарных цитируемых строк собраны Кинкелем, фрагменты Epicorum graecorum , 243–47.
  2. ^ Филлипс, «Легенда об Аристее: факты и фантазии в ранних греческих представлениях о Восточной России, Сибири и Внутренней Азии» Artibus Asiae 18.2 (1955, стр. 161-177), стр. 166.
  3. ^ По словам Филлипса, информация Птолемея, по-видимому, взята с нескольких отличий от ханьского путеводителя первого века нашей эры (Phillips 1955:170); он был переведен с персидского на греческий путешественником Маэсом Титианом для своего маршрута, который использовался Марином Тирским, а также Птолемеем.
  4. ^ Золотой (1992), с. 51
  5. ^ Болтон, JDP (1962). Аристей Проконнесский . стр. 104–118.
  6. ^ Иванов, Сергей Сергеевич (2023). «Азия, Степь, Восток: скотоводческие культуры раннего железного века» . Справочный модуль по общественным наукам . дои : 10.1016/B978-0-323-90799-6.00253-6 . На основании некоторых сведений из литературных источников было высказано предположение, что ареалы распространения культуры Тасмола можно соотнести с территорией обитания племенной группы исседонес. Пазырыкская культура Горного Алтая, охватившая и горы Восточного Казахстана, могла быть связана с полулегендарным народом «золотоохраняющих стервятников».
  7. ^ В разделе «Исседоны».
  8. ^ Как сообщает нам Геродот (IV.26): «Говорят, что у исседонцев есть такие обычаи: когда отец человека умирает, все родственники приводят скот в дом, а затем, зарезав его и разрезав мясо, режут подняли и труп отца их угощателя, и смешав все мясо, устроили пир». Подобные практики наблюдались у массагетов (Геродот I.217) и скифов (Платон, Евтидем 299, Страбон 298), отмечает Филлипс, упоминая «подобные обычаи в средневековом Тибете» (Phillips 1955:170).
  9. ^ Миннс, Эллис Ховелл (1911). «Исседоны» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 885.
  10. Тейлор, «Съедобные мертвецы», Британская археология , 59 (июнь 2001 г.) онлайн.

Источники

[ редактировать ]
  • Голден, Питер (1992). Введение в тюркские народы: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Азии и на Ближнем Востоке . О. Харрасовиц. ISBN  3-447-03274-Х .

Внешние источники

[ редактировать ]
  • Геродот. Истории . Книга 4.
  • Скифы на Livius.org. Архивировано 12 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
  • Т. Сулимирский. Сарматы в сериале «Древние народы и места» (Thames & Hudson, 1970)
  • Э.Д. Филлипс, «Легенда об Аристее: факты и фантазии в ранних греческих представлениях о Восточной России, Сибири и Внутренней Азии» Artibus Asiae 18.2 (1955), стр. 161–177.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4de65d7cee697e509ad41672a3cbb549__1709441820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/49/4de65d7cee697e509ad41672a3cbb549.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Issedones - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)