Германская мифология
Мифология |
---|

Германская мифология состоит из совокупности мифов , присущих германским народам , включая скандинавскую мифологию , англосаксонскую мифологию и континентальную германскую мифологию . [1] [2] [3] Это был ключевой элемент германского язычества .
Происхождение
[ редактировать ]Поскольку германские языки произошли от протоиндоевропейского языка , германская мифология в конечном итоге является развитием протоиндоевропейской мифологии . Археологические находки, такие как петроглифы в Скандинавии , предполагают преемственность германской мифологии, по крайней мере, со времен скандинавского бронзового века. [1] [2]
Источники
[ редактировать ]Самые ранние письменные источники по германской мифологии включают литературу римских писателей. Сюда входят «Комментарии о Галльской войне» Юлия Цезаря , «География» и Страбона « Германия Тацита » . [1] Более поздние источники на латинском языке по германской мифологии включают « Гетику» , Иордана « Историю лангобардов » Павла Дьякона , Церковную историю английского народа» , Беды « Житие Ансгари» , Римберта « ecclesiae pontificum» Адама Бременского Gesta Hammaburgensis « Грамматика. [1]
Народные источники по германской мифологии включают « Мерзебургские заклинания» , «Песни о Нибелунгах» , [2] и различные произведения древнеанглийской литературы , особенно «Беовульф» . [1] Однако наиболее важными источниками по германской мифологии являются произведения древнескандинавской литературы , большая часть которых была записана в Исландском Содружестве в средние века ; особое значение имеет « Поэтическая Эдда» . [1]
Археологические данные, рунические надписи и топонимы также являются полезными источниками по германской мифологии. [1]
Мифология
[ редактировать ]Мифы германских народов содержат повествования, посвященные германским божествам и множеству других существ.
Космология
[ редактировать ]О начале и конце мира рассказывается в «Вёлуспа» , первом и самом известном стихотворении «Поэтической Эдды». Провидица из «Вёлуспа» рассказывает о том, как мир начался с великого волшебного небытия под названием Гиннунгагап , пока Один и два его брата не подняли Землю из моря. Им встретились стволы деревьев Аск и Эмбла , которых они создали в первую человеческую пару. [1]
Рассказы о Völuspá контрастируют с рассказами в Vafþrúðnismál и Grímnismál . Они говорят, что Один создал мир из тела великана Имира . Один и его братья, в свою очередь, произошли от Бури , которого создала первобытная корова Аудумбла . Параллели с Аудумблой обнаруживаются в индоиранской религии , что свидетельствует о древнем индоевропейском происхождении германской мифологии. [1]
Центральной точкой германского космоса является дерево Иггдрасиль . [3] Германская мифология предсказывает конец света в грядущем Рагнарёке . [1]
Божества
[ редактировать ]В древнескандинавской литературе упоминается ряд германских богов, которые делятся на асов и ванов . Асы - это прежде всего боги войны и доминируют над последними, которые являются богами плодородия и богатства. [1]
Главный бог асов — Один , бог, связанный с войной, сейдом (колдовством) и мудростью. Вероятно, ему поклонялись в первую очередь короли и дворяне, а не простые люди. Один — владыка Асгарда , обители богов, включающей в себя величественный зал Валгаллу , куда допускались воины, павшие героической смертью в бою ( Эйнхерьяры ), чтобы подготовить их к помощи Одину в грядущем Рагнарёке. [1]
Женой Одина была Фригг . Его популярным сыном от йетуна Йорда был Тор , бог, связанный с громом. Вооружившись своим молотом Мьёльниром , Тор вступил в конфликт с ётнарами (великанами) и змеем Ёрмунгандром . Тор имеет множество параллелей в индоевропейской мифологии. Похоже, ему широко поклонялись германские народы, особенно воины и простые люди. Известный брат Тора — Бальдр . Другие важные асы включают бога-обманщика Локи ; Хеймдалль , который, как сообщается в Ригсюле, был отцом трех классов людей; и Тир , бог, связанный с войной и потерявший руку из-за волка Фенрира , который, как предполагают некоторые ученые на основании лингвистических данных, возможно, был центральным божеством в германском пантеоне в более ранние времена. [1]
В древнескандинавской литературе асы и ваны описываются как находящиеся в конфликте. В результате этого конфликта некоторые боги ванов, такие как Ньёрд , Фрейя и Фрейр , присоединяются к асам. [1] Было отмечено сходство между Ньёрдом и Нертусом , германским богом плодородия, упомянутым Тацитом в Германии в I веке нашей эры. [1] Источники также упоминают множество других сущностей, таких как Хель , которая наблюдает за одноименным подземным миром. [3]
Легендарные существа
[ редактировать ]В германской мифологии фигурирует ряд легендарных существ, таких как дисир , фюльгьюр , драугар , гномы , эльфы , [1] а также йотнары , гоблины , великаны , тролли и драконы . [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]В средние века германские народы были обращены в христианство. Изучение германской мифологии остается важным элементом германской филологии, поскольку развитие этой области и темы является неотъемлемым компонентом язычества , современного возрождения германского язычества . Элементы германской мифологии сохранились в современном германском фольклоре .
См. также
[ редактировать ]- Список германских божеств
- Общие германские божества
- Германское язычество
- Балтийская мифология
- Кельтская мифология
- Славянская мифология
- Скандинавская мифология
- Англосаксонская мифология
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Турвиль-Петре, EOG ; Поломе, Эдгар Чарльз . «Германская религия и мифология» . Британская онлайн-энциклопедия . Архивировано из оригинала 13 октября 2020 года . Проверено 3 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Лиминг 2005 .
- ^ Jump up to: а б с «Тевтонская мифология» . Всемирная энциклопедия . Филиппа . 2006. ISBN 9780199546091 . Проверено 3 января 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Лиминг, Дэвид Адамс (2005). «Германская мифология». Оксфордский справочник мировой мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19991-648-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баушац, Пол К. (1982). Колодец и дерево: мир и время в раннегерманской культуре . Нью-Йорк: Издательство Массачусетского университета . ISBN 0783792069 .
- Гримм, Дж. (1882). Тевтонская мифология: Том 1 . Перевод Сталлибрасса, Дж. С. (4-е изд.). Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- Хазенфрац, Ханс-Петер (2011). Варварские обряды: Духовный мир викингов и германских племен . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 9781620554487 .
- Турвиль-Петре, Габриэль (1975). Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон . ISBN 9780837174204 .
- Вуд, Ян Н. (2018). «Ионас Боббио и представление германского язычества» . Бельгийское ревю филологии и истории . 96 (2): 889–906. дои : 10.3406/rbph.2018.9215 .