Хиллевионес
Гиллевионы населявшим были германским народом, остров под названием Скатинавия в I веке нашей эры, согласно римскому географу Плинию Старшему в «Naturalis Historia» (Книга 4, глава 13, соответственно 27), написанном около 77 года нашей эры. Обычно считается, что Скатинавия Плиния относилась к Скандинавскому полуострову , который в I веке нашей эры еще не был полностью исследован римлянами и поэтому описывался как остров. Плиний писал, что это был остров «величины которого еще не установлены». [1] Гиллевионы жили в единственной известной части острова и, по словам Плиния, считали свои 500 деревень отдельным ( alterum ) миром.
Описание Плиния
[ редактировать ]По пути в Скатинавию, как описал Плиний, располагались неизведанные острова (названные Плинием Эонаэ ) с людьми, о которых, по слухам, были «уши такого необычайного размера, что они закрывали остальную часть тела, которая в противном случае оставалась бы обнаженной» (см. Панотий ). На соседних островах «человеческие существа производятся из ног лошадей» (см. Гиппоподы ), писал Плиний. [1] Оставив позади эти незнакомые земли, путешественник попадет в страну ингеевонов в Германии , где, по словам Плиния, «мы начинаем получать некоторую информацию, на которую можно более безоговорочно полагаться». [1] На этой более знакомой территории находится горный массив под названием Саево , который простирается до большого мыса, называемого «Кимвров » ( Cimbrorum ), который заканчивается заливом под названием Кодан . Именно здесь, в этом заливе, находится остров Скатинавия.
Раздел, в котором упоминаются гиллевионы, краток:
- «Тогда начинается более яркая слава, которую откроет раса Ингуеонов, первая в Германии. Гора Саево там, огромная и не меньшая, чем хребты Рипея, образует огромный залив до самого мыса Кимвры, который называется Кодан и полон островов, самым известным из которых является Скатинавия, часть неизведанного размера, настолько большая, что она известна в деревне Хиллеви в пятистах деревнях; назовите его другим миром, и он не уступает Энингии ». [2]
- (Оставив их, однако, мы приходим к народу ингевонов, первому в Германии... В их стране есть огромная гора, называемая Сево, не уступающая горам Рифейского хребта, которая образует огромный залив вдоль берега. до мыса Кимвров. Этот залив, носящий название «Коданский», наполнен островами, самым известным из которых является Скандинавия, размеры которого еще не установлены: единственная его часть, которая вообще известна; населен народом гиллевионов, которые живут в 500 деревнях и называют его вторым миром: обычно полагают, что остров Энингия имеет не меньшую величину.) [1]
В другой главе Naturalis Historia Плиний упоминает остров под названием Тайл (книга 4, глава 104).
Скандинавские племена в других источниках
[ редактировать ]Все географы-классики, писавшие об этом регионе в течение первых шести веков нашей эры, в качестве жителей главного скандинавского «острова» называют разные племена. Незадолго до Плиния Помпоний Мела писал о Коданновии племя тевтонов (также предположительно Скандинавии), где можно было найти . В » Тацита « Германии примерно 98 г. н.э. племена ситонов и суйонов упоминаются как жители соседних земель. [3] Суионы описываются как живущие «в море», что обычно интерпретируется как «живущие на острове». [4] Поэтому территорию, описанную Тацитом, иногда рассматривают как эквивалент острова Скатинавия Плиния , хотя варианты Скандии и Скандинавии не являются названиями, используемыми Тацитом для этого региона.
Во II веке нашей эры Птолемей упоминает четыре острова Скандиай в своей «Географии» . На самом большом острове Скандии можно встретить семь различных племен, в том числе геатов ( гутай ) и даукионов , но ни одно из других пяти племен, упомянутых Птолемеем [5] встречаются в трудах двух более ранних географов как жителей острова.
Некоторые ученые 20-го века, в том числе американский этимолог Кемп Мэлоун (1889–1971), утверждали, что причина различий между Плинием, Тацитом и Птолемеем, когда дело касается имен и племен, заключается в том, что их информаторы происходили из разных регионов, в основном знакомых. с частями Скандинавии, наиболее близкими к их собственному местоположению: «Название Скадинавия (с ее вариантными формами) достигло классического мира через западные источники, и... Тацит, чьи сведения о Севере пришли с востока, ничего не знает об этом названии в отличие от Плиния, который получил информацию с запада». [6] Мэлоун продолжает утверждать, что Птолемей также основывал свой рассказ об острове Скандия и его скандинавских племенах на западных источниках, и что это причина того, что у Птолемея нет суйонов или «шведов» среди племен Скандии, но вместо этого он может иметь поместил их среди племен юго-восточного побережья Балтийского моря. [6]
В VI веке нашей эры Иордан писал, что среди множества племен, населявших остров Скандза, были свеханы и халлины . К началу 9 века нашей эры имя свеханы стало использоваться для обозначения шведов , хотя, по мнению ученого Джеймса Бойкина Ривса, «здесь очень трудно оценить степень этнической преемственности, поскольку это была обычная практика Каролингов и во времена ». как раньше применять старые имена к новым людям». [7]
Интерпретации имени
[ редактировать ]Поскольку имя Гиллевион появляется только у Плиния, было предпринято несколько попыток связать это имя с разными племенами, упомянутыми в других классических текстах, и с разными этническими группами современной эпохи. Решение, предложенное некоторыми учеными конца 19-го и начала 20-го веков, заключается в том, что Hilleviones представляет собой искажение фраз ille и (S)uiones , но этот подход требует изменения исходного текста. (Подобные ссылки на «текстовые ошибки» или «искажение архетипической рукописи» также использовались учеными начала 20-го века, чтобы приравнять Левоноев Птолемея к Суионам, упомянутым Тацитом.) [8]
Другая идея заключается в том, что гиллевионы были одним из первых жителей Халланда в Швеции . Эта идея основана на дискуссиях об общем корне двух имен. [9] и предположения о том, что название племени сохранилось в названии провинции. [10] Если это так, то гиллевионы могут быть теми же самыми, что и Халлины из Скандзы , упомянутые Иорданом . Hilleviones можно разделить на сегменты Hill-eviones , где -eviones будет иметь ту же этимологию, что и Auiones . или Таким образом , Хил- Хал- будут обозначать имя народа. Другие ученые предположили возможную связь с гельвеконами южного побережья Балтийского моря.
Поиск способов уравнять гиллевионов Плиния, суйонов Тацита и сюханов Иордана был целью, которую с особой энергией преследовали в 17 веке рудбекианцы шведской гиперборейской школы. [11] который надеялся показать, что Швеция была не только домом первых готов , но и «чревом человечества». [12] В центре этого движения находился уппсальский профессор и полиучёный Олаус Рудбек , описывает (1630–1702), работу которого Флемминг Лундгрин-Нильсен, профессор кафедры скандинавских исследований и лингвистики Копенгагенского университета следующим образом: «Посредством Используя фантастические этимологии и смелое сочетание исторических и научных фактов, Олаус Рудбек показал, что Швеция была колыбелью человечества и всей ранней цивилизации, которую можно отождествить с Атлантидой затерянным континентом Платона . Он считал шведский язык матерью всех других языков. рассматривал греческую и римскую мифологию как искаженные версии ныне утраченных шведских протомифов». [13] Усилия по построению долгой и славной истории Швеции стали политической целью во время Тридцатилетней войны и завершились эпохой шведского экспансионизма . [12] [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Переводы с латыни на английский согласно «Естественной истории Плиния». Перевод Джоном Бостоком, доктором медицины, FRS и Х.Т. Райли, эсквайром, Б.А. Тейлором и Фрэнсисом, Red Lion Court, Флит-стрит. 1855 г. ( онлайн на сайте «Персей» ).
- ^ Плиний, Naturalis historia 4.13, параграф 96.
- ^ «На суионах граничит народ ситонов; и, соглашаясь с ними во всем остальном, отличается от них тем, что здесь власть осуществляет женщина». ( Tacitus Germania . Серия Кларендона по древней истории. Перевод Джеймса Бойкина Ривза. Oxford University Press, 1999.)
- ^ Некоторые современные ученые, такие как Туомо Пекканен, заслуженный профессор латинской филологии Университета Ювяскюля (Финляндия), президент Латинитати-Фовендской академии (Италия), вместо этого обнаружили суйонов на юго-восточном побережье Балтийского моря и близлежащих островах. См. Пекканен, Туомо (1968). «Этническое происхождение дулоспороев». Arctos, Acta Philologica Fennica , Приложение I; Хельсинки, 1968 год.
- ^ Согласно Птолемею. Геог. II.II.XI.16, это были: Хайденой, Фавонай, Фирасой, Финной , Гутай, Даукион и Леуоной.
- ^ Jump up to: а б Мэлоун, Кемп (1924). «Скандия Птолемея». Американский филологический журнал , Vol. 45, № 4, 1924, стр. 364–365.
- ^ Ривс, Дж. Б. (1999). Тацит Германия . Серия Кларендона по древней истории. Перевод с введением и комментариями Джеймса Бойкина Ривза. Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN 0-19-924000-0 , с. 312.
- ^ СП Свенссон (1919). Намн оч Быгд , с. 12. Цитируется по Kendrick, TD (1930). История викингов , Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, ISBN 978-0-486-43396-7 , с. 71: «из-за неправильного прочтения AC как LE и IO как W LEUWNOI получается сразу, и это не преувеличивает обычную вероятность такой текстовой ошибки, если рукопись архетипа была написана, что почти наверняка, унциальными буквами. Это гениальное предположение СП Свенссон».
- ^ Семейная книга Северных стран (1883 г.). Издание XIX века, 6. Гримсби — Хуфвудскат , стр. 1237–1238. На шведском языке. Проверено 11 сентября 2007 г.
- ^ Сноска 245. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine в книге «Германия и Агрикола Тацита: Оксфордский перевод, исправленный с примечаниями» , стр. 59.
- ^ Лундгрин-Нильсен, Флемминг. «История скандинавского языка и история идей I: Гуманизм». В «Скандинавских языках: международный справочник по истории северогерманских языков» . Ред. Оскар Бэндл и др., Том I. Берлин и Нью-Йорк: де Грюйтер, 2002. ISBN 3-11-014876-5 , с. 358: «Термин «гиперборейцы» был взят из од Пиндара и Горация и буквально означает «люди, живущие к северу от северного ветра ( Борея ). Олаус Верелиус , основатель] увековечил точку зрения Иоганна Великого о том, что человеческая культура началась в Швеции с готы [...] Высота националистической теории происхождения готов можно найти в работах Улофа Рудбека».
- ^ Jump up to: а б Стадиус, Питер (2001). «Южные взгляды на Север: легенды, стереотипы, образы и модели». Архивировано 25 октября 2007 г. в Wayback Machine . Рабочий документ BaltSeaNet 3, Исследования региона Балтийского моря, Гданьск/Берлин, 2001 г. Интернет-версия получена 24 февраля 2007 г.
- ^ Лундгрин-Нильсен, Флемминг. «История скандинавского языка и история идей I: Гуманизм». В «Скандинавских языках: международный справочник по истории северогерманских языков» . Ред. Оскар Бэндл и др., Том I. Берлин и Нью-Йорк: де Грюйтер, 2002. ISBN 3-11-014876-5 , с. 358.
- ^ Олссон, Стиг Орджан (2001). «Очерк исследования истории скандинавского языка до 1800 года». В «Скандинавских языках: международный справочник по истории северогерманских языков» . Ред. Оскар Бэндл и др., Том I. Берлин и Нью-Йорк: де Грюйтер, 2002. ISBN 3-11-014876-5 , с. 66: «Центральное положение [Олауса] Рудбека в шведской культурной жизни [...] сделало его центральной фигурой для группы ученых в Уппсале, работающих в рамках парадигмы, так называемых рудбекианцев, включая его сына Олофа Рудбека-младшего. Чтобы укрепить свои теории, Радбекианцы создавали даже фальшивые «старые» тексты».