Гутоны
Гутоны что (также пишется как Гутоны, Готоны и т. д.) были германским народом в I и II веках сообщали, , о котором писатели римской эпохи они жили на территории нынешней Польши . Наиболее точное описание их местоположения, данное географом Птолемеем , поместило их к востоку от реки Вислы .
Гутоны представляют особый интерес для историков, филологов и археологов, изучающих происхождение готов и других родственных германоязычных народов, живших к северу от Черного моря и Нижнего Дуная и впервые появляющихся в римских записях в этом регионе в III веке. . Считается, что имя гутонов является представлением собственного имени готов на их родном языке, а археологические остатки этих двух групп народов, обычно приравниваемых к культуре Вильбарк и культуре Черняхова соответственно, демонстрируют признаки значительного контакта.
Возможные сертификаты
[ редактировать ]
В классических источниках имеется лишь небольшое количество упоминаний о гутонах.
Плиний Старший писал, что в IV веке до нашей эры путешественник Пифей сообщил о северном народе гионес , который жил в очень большой бухте под названием Метуонис и покупал янтарь на острове Абал, находившемся в одном дне плавания. [1] Некоторые ученые приравняли этих «гионов» к гутонам. Однако другие предложения по изменению этого названия включают Inguiones или Teutones , оба из которых упоминаются Плинием в этом же регионе. [2] [3] [4]
Около 15 года нашей эры Страбон упомянул «бутонов» ( греч . Βούτωνας ), лугий , семнонов и других как составляющую большую группу народов, попавших под власть маркоманнского царя Марободууса . [5] Поскольку бутоны упоминаются только один раз, а гутоны были упомянуты Тацитом в связи с Марободуусом и Лугиями, их часто приравнивают к гутонам, а буква «Б» считается ошибкой. [6] [7] [8] Лугии и , которых Тацит описал как соседей гутонов в своей «Германии» , иногда считались тем же народом, что вандалы . [9] И лугии, и вандалы связаны с пшеворской культурой , располагавшейся южнее вельбарской культуры. [10]
В своих «Анналах» Тацит описал готонов как помощников Катуальды , молодого маркоманского изгнанника, который таким образом смог свергнуть правление Марободууса . [11] [12]
Историк Хервиг Вольфрам предположил, что гутоны были клиентами Лугиев и вандалов в I веке нашей эры, а до этого и гутоны, и вандалы сами были подданными маркоманов. [13]
В 77 году нашей эры Плиний Старший упомянул гутонов как один из германских народов Германии и, наряду с бургундионами , Варини и Карини как члена более крупной группы под названием вандили, вероятно, вандалов . Плиний классифицирует вандили как одну из пяти основных «германских рас» ( germanorum родов ), наряду с ингвеонами , истваеонами , ирминонами и пеуцинами . [14] [9] [15]
В другой работе Тацита « Германия» примерно 98 г. н.э. готоны или готоны были описаны как часть группы подобных германских народов вместе с соседними ругиями и лемовиями . Он сообщил, что эта группа имела некоторые отличительные особенности по сравнению с другими германскими народами. Эти три человека носили круглые щиты и короткие мечи и жили между Балтийским морем и Лугиями. (Он не упоминает вандалов в этом регионе.) Он описал их как «правящихся королей, немного более строго, чем другие германские племена». [16] [13] [17]
В своей работе «География» примерно 150 г. н. э. Птолемей упоминает гутонов/гифонов как живущих к востоку от Вислы и, таким образом, согласно его географическим определениям, не в Германии , а в « Сарматии », между венетами и феннами . [18] [19] [20]
Джордана Сравнение с Гетикой
[ редактировать ]Гутоны 1-го и 2-го веков часто сравнивают с историей готов VI века, написанной Иорданом и называемой сегодня Гетикой . Некоторые его части считаются ненадежными. Например, утверждалось, что его история началась в 1490 году до нашей эры. , воспринимают более серьезно, С другой стороны, утверждение о том, что готы пришли с Вислы, многие историки, включая Питера Хизера и Хервига Вольфрама учитывая сходство имени Гутонес с именем готов. Хизер утверждала, что сходство имен труднее отклонить как «случайное сходство», если учесть, что имена по крайней мере двух других германских народов I века из польского региона, вандалов и руги, также встречаются на юге. Карпат к III веку. [21]
Историки не пришли к единому мнению относительно того, какая часть повествования Иордана была заимствована из его чтения классических источников, таких как Птолемей, а какая - из готских традиций и других источников, которые могли бы помочь ему подтвердить детали. В Гетике (IV 25 и XVII) Иордан дал следующее описание готского времени в районе Вислы, более чем за 1000 лет до Рождества Христова. Сроки этого периода, предположительно длившегося около 5 поколений и начавшегося в 1490 г. до н.э., историками не принимаются. Историки обсуждают и другие аспекты этой версии:
- Он описал вислинских готов как живших рядом с предками гепидов , которые были родственниками готов, и жили на острове в Висле под названием Спесис. По мнению Иордана, эти две родственные группы имели общее происхождение в Скандзе (Скандинавия), приплыв на трех лодках — одной у гепидов и двух у готов.
- Он заявил, что название местности, где впервые жили готы в этой местности, было Готискандза , и что это название существовало еще во времена Иордана.
- По словам Иордана, готы затем переселились в район недалеко от побережья, населенный « ульмеруги », которых некоторые историки считают родственниками ругиев, названных Тацитом в этом регионе в первом веке. Готы изгнали их и захватили эту страну.
- После победы над Улмеруги, жившими недалеко от побережья Балтийского моря, готы обратились к другим соседям, вандалам, с которыми сражались и победили. Вольфрам считает, что гутоны действительно освободились от вандализма в начале II века нашей эры. [9]
- После этого население стало больше, и готы были отведены своим предводителем в плодородную часть Скифии, которую они назвали Ойум . В этой области они победили народ под названием спали , а затем двинулись на позиции к северу от Черного моря и Нижнего Дуная, где в римских записях впервые упоминаются готы в третьем веке. (Однако Иордан утверждает, что они прибыли сюда как геты , более чем на тысячу лет раньше, чем в третьем веке. Уравнение гетов и готов не принималось историками со времен Якоба Гримма . [22] )
Вильбаркская культура
[ редактировать ]Гутоны вместе со своими соседями, упомянутыми Тацитом, ругиями и лемовиями, связываются археологами с вельбарской материальной культурой , существовавшей в районе Померании и нижней Вислы с первого века нашей эры, а затем впоследствии распространившейся на юг. . Историки, основываясь на рассказах Иордана, связали это движение на юг с расширением власти и населения готов. Археологи также подтвердили, что культура Вильбарка, хотя и развивалась на местном уровне, демонстрирует явные признаки культурных и торговых контактов как со Скандинавией, так и с регионом Черного моря, где, как позже известно, готы доминировали с III века нашей эры.
Хотя Иордан не рассматривается современными учеными как надежный источник, все еще предлагаются различные сценарии происхождения готов в Привислинском регионе. Сейчас обычно предполагают, что готы двинулись на юг небольшими группами, а не массовой миграцией. Было высказано предположение, что их возможное доминирование и большая численность населения могли быть результатом их военного контроля над важными позициями на Янтарном торговом пути. [23] а также тем, что они, вероятно, приняли множество народов различного происхождения в регионах, где они жили. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Плиний, Естественная история , книга XXXVIII, гл. 11
- ^ Рюбекейл 2002 , стр. 603–604.
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 25–31.
- ^ Плиний, Естественная история , упоминает германцев в том же разделе, что и гионов (XXXVII 11); Inguaeones упоминаются в книге IV, гл. 27 (он же 13)
- ^ Страбон 1903 , Книга VII, Глава. 1
- ^ Вольфрам 1988 , с. 38.
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 33.
- ^ Андерссон 1998 , стр. 402.
- ^ Jump up to: а б с Вольфрам 1988 , с. 40.
- ^ Вольфрам 1988 , стр. 394–395.
- ^ Тацит 1876b , 62
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 36–38.
- ^ Jump up to: а б Вольфрам 1988 , стр. 40–41.
- ^ Плиний 1855 , Книга IV, Глава. 28 (он же 40)
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 34–35.
- ^ Тацит 1876a , 44
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 35–36.
- ^ Птолемей 1932 , 3.5
- ^ Вольфрам 1988 , стр. 37–39.
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 38–39.
- ^ Хизер 2010 , стр. 115–6.
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 247.
- ^ Halsall 2007 , стр. 133–4, 421.
- ^ Вольфрам 1988 .
Библиография
[ редактировать ]- Древний
- Плиний (1855 г.). Естественная история . Перевод Бостока, Джона. Тейлор и Фрэнсис . Архивировано из оригинала 6 ноября 2020 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
- Птолемей (1932). География . Публичная библиотека Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 25 июля 2021 года . Проверено 19 февраля 2021 г.
- Страбон (1903). Естественная история . Перевод Гамильтона, ХК; Фальконер, В. Джордж Белл и сыновья . Архивировано из оригинала 5 декабря 2020 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
- Тацит (1876а). Германия . Перевод Черча, Альфред Джон ; Бродрибб, Уильям Джексон. Архивировано из оригинала 25 октября 2019 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
- Тацит (1876б). Анналы . Перевод Черча, Альфред Джон; Бродрибб, Уильям Джексон. Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 25 февраля 2020 г.
- Современный
- Андерссон, Торстен (1998). «Готы: § 1. Ономастика» . В Беке, Генрих [на немецком языке] ; Штойер, Хайко [на немецком языке] ; Тимпе, Дитер [на немецком языке] (ред.). Реальный лексикон германской древности (на немецком языке). Том 12. Де Грюйтер . стр. 402–403. ISBN 3-11-016227-Х .
- Кристенсен, Арне Сёби (2002). Кассиодор, Иордан и история готов: исследования миграционного мифа . Перевод Флегала, Хайди. Музей Тускуланум Пресс . ISBN 87-7289-7104 .
- Холсолл, Гай (2007). Миграции варваров и римский Запад, 376–568 гг . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52143-543-7 .
- Хизер, Питер (2010). Империи и варвары: падение Рима и рождение Европы . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199892266 .
- Рюбекейл, Людвиг (2002). «Скандинавия в свете древней традиции». В Бандле, Оскар [на немецком языке] (ред.). Северные языки . Том. 1. Вальтер де Грюйтер . стр. 593–604. ISBN 9783110148763 .
- Вольфрам, Хервиг (1988). История готов . Перевод Данлэпа, Томаса Дж. Калифорнийского университета . ISBN 0520069838 .