Имя готов
Имя готов — одна из самых обсуждаемых тем в германской филологии . [1] [2] Впервые он упоминается греко-римскими авторами в III веке нашей эры, хотя имена, которые, вероятно, связаны, появляются раньше. Произведенное от протогерманского * Gutōz ~ * Gutaniz , оно тесно связано и, вероятно, означает то же самое, что и геатов южной Швеции и гутов Готланда имена . Последствия этого сходства и фактическое значение готского имени оспариваются в науке.
Эндоним и экзоним
[ редактировать ]На готском языке готы называли себя коллективно * Gut-þiuda «готический народ», что засвидетельствовано как дательный падеж единственного числа Gutþiudai . [1] [3] Гуттиуда также может означать «Земля готов». [4]
Имя готов, вероятно, было впервые записано греческими и римскими авторами как Gutones , экзоним, относящийся к народу, жившему в районе Вислы в I–II веках нашей эры. Постепенно формы, написанные с помощью «о» вместо «u» и «th» вместо простой «t», стали доминировать как в латыни (например, Gothi ), так и в греческом (γόθοι). [5] В средневековых германских языках готы засвидетельствованы как Готан (множественное число) в древнеанглийском языке и как Готи (единственное число) в древнескандинавском языке . [6] [7]
Германский , с -основой вариант имени * Gutan- (Гот), выведен из формы родительного падежа множественного числа gotani , найденной в надписи Пьетроасса и, возможно, эквивалентной библейскому готскому Gutanē , а также из вышеупомянутой германо-латинской формы Gutones ~ Gotones. . [7] [1] [8] [9]
Другая группа родственных этнонимов, как полагают, засвидетельствована в Скандинавии, где древнейшие формы названия геатов были построены от корня Гаут- . Это могла быть аблаутная форма Gut- , хотя также предполагалось, что это была нормальная основа, соответствующая * Gutans , несмотря на разные гласные. [10] [11]
Этимология
[ редактировать ]Протогерманская Gutō форма готического языка реконструирована как * Gutaz ( мн. * Gutōz ), который сосуществовал с вариантом -основы * (n) ( мн. * Gutaniz ), наблюдаемым в формах Gutones и gotani . [7] [12] [13] * Гутаз также был заимствован в протобалтийский язык как * Гудаз , о чем свидетельствует старопрусская приставка gud — (в топонимиках) и литовское имя Gùdas , означающее «польский» или «белорусский», здесь перенесенное на народы, пришедшие на смену готы к югу от своей территории. [6] [7]
Эти формы идентичны реконструированному протогерманскому названию гутов ( древнескандинавское мн . Гутар ~ Готар <* Гутоз ), северогерманского племени, обитавшего на острове Готланд . [6] [14] [12] Прилагательное гутнискр ~ gotniskr («готический, гутниш »), происходящее от более раннего * gutan-iskaʀ , и существительное гутнар ~ gotnar («мужчины»), чья исконная форма — * gutaniz , также свидетельствуют о наличии ан -основы . [6] [14] Ученые отметили, что древнескандинавские источники не делают различия между гутами и готами. [6] [12]
Этноним геаты (или гауты ; древнескандинавский гаутар ) происходит от прагерманского * Gautoz (единственное число * Gautaz ), [15] [16] [12] который имеет ту же этимологию и, возможно, то же значение, что и * Gutōz ~ * Gutaniz . [15] [17] Корень гаут — встречается также в названиях реки Гёта-эльв в Швеции, в Гёталанде (шведской родине геатов /гаутов ), а также в имени * Гаута (PGmc* Gautaz ), мифического предка Готы, засвидетельствованные Иорданом как Гапт . [8] [18] [19] Корневая кишка также, возможно, засвидетельствована в Гутале , реке в Германии, упомянутой Плинием Старшим и которая может относиться к «готической реке». [19]
Корни Gut- и Gaut- обычно считаются родственными прагерманскому глаголу * geutanan , означающему «лить» (ср. гот. giutan ), [20] [1] [21] что, в свою очередь, происходит от протоиндоевропейского корня *Ƶʰewd- («лить»). [22] Неясно, однако, происходит ли название * Гутаз от * Gautaz или наоборот, или же непосредственно от глагола * geutanan . [20]
В любом случае, как поясняет Вольфрам, существование различных народов, носящих это название, не обязательно предполагает масштабные миграции одного единого народа: «эмигрировали и становились основателями не целые народы, а небольшие успешные кланы, носители престижных традиций». новых родов ». [23]
Значение
[ редактировать ]Хотя этимология готического названия связана со словами, обозначающими наливание, его фактическое значение остается неопределенным. [2] Были предложены различные интерпретации: разлив мог относиться к реке или затопленной родине, имя могло означать «люди» в смысле «распространителей семян» или «прародителей», или же относиться к имени предка. [21] [24]
Вольфрам интерпретирует готическое имя как означающее «мужчины». [25] и предполагает, что это могло означать «излиятели» в смысле «семя, прародители, люди». [24] Некоторые, в том числе Питер Хизер, [26] также предположили, что готы означали «народ». [1] На древнескандинавском языке Goti может означать «гот» или «человек», а gotnar означает «мужчина». [6]
Другая теория состоит в том, чтобы интерпретировать готов как «разносчиков семян», отсюда и «жеребцов», «лошадей» или какое-либо другое оплодотворяющее животное, которое могло быть божеством. Термин готи используется в староисландском языке как «лошадь». [21] [1] Корень кишки – также встречается в древнескандинавских и более поздних скандинавских глаголах, означающих «рождать». В связи с этим исландский лингвист Асгейр Блёндал Магнуссон предположил, что готское имя могло относиться к тем, кто «родился и вырос» на севере. [27]
Поскольку слово «гот» тесно связано с протогерманским глаголом «лить», Андерс Калифф придерживался идеи, что готское название может означать «людей, живущих там, где река имеет выход», или «людей, связанных между собой реки и моря». [28]
Иордан пишет в Гетике , что предка готов звали Гапт (протогерманский: * Гаут ). [15] [8] В Скандинавии Гаут считался проявлением германского бога Одина . [29] и геаты получили от этого имени свой этноним. Геаты, королевские лангобарды и англосаксы заявляли о своем происхождении от Гаута. [30] Вольфрам отмечает, что готское имя может означать «сыновья Гаута». [21]
Независимо от значения готского имени, Хервиг Вольфрам пишет, что «племенное имя готы означает то же, что и гауты». По мнению Вольфрама, это имеет большее значение, чем его реальный смысл. [21] Элиас Вессен пишет, что невозможно отделить слова Гутар, Готар, Готы, *Гутаны и Гаути друг от друга; все они означают одно и то же. [31] [32]
Сертификаты
[ редактировать ]Обычно считается, что имя готов было впервые засвидетельствовано греко-римскими авторами в I веке нашей эры в форме Gutones . [9] [33] [34] Это название применялось к народам, проживающим вблизи нижнего течения Вислы . [2] Хервиг Вольфрам предполагает, что Гутонес мог означать «молодых» готов или «великих» готов. [35]
Греческий географ Страбон упоминает народ под названием бутоны ( греч . Βούτωνας ), находившийся под властью маркоманского царя Марободууса . [36] [37] Большинство ученых считают, что это имя следует исправить на Гутонес (греч. Γούτωνας). [38] [9] [39] Торстен Андерссон , Питер Хизер и Вольфрам считают Страбона первым писателем, упомянувшим готское имя. [9] [33] [34] [40]
Спустя десятилетия после Страбона в своей «Естественной истории » Плиний Старший упоминает гутонов как один из народов Германии . [41] [42] [43] В более ранней главе Плиний пишет, что путешественник Пифей народ, называемый гионами . в IV веке до нашей эры встретил в Германии [44] Это название часто исправляют на Gutones , но к тексту Плиния предлагалось и несколько других поправок. [15] [45]
В работе «Германия» , опубликованной через несколько лет после Плиния, Тацит упоминает готонов/готов как одного из германцев . [46] [47] [48] В более позднем произведении «Анналы » Тацит снова упоминает готонов . [49] [47] [50] Имя Gotones/Gothones, упомянутое Тацитом, обычно считается тем же, что и Gutones . [39] [51]
В своей работе «География» географ II века Птолемей упоминает гутонов/гитонов как один из народов Сарматии . [52] [53] [54] Он также упоминает гутов/гаутов/гутай южной Скандии . [55] [12] [54] Последние являются вариантами названия геатов и тесно связаны с названием готов. [12]
После Птолемея готское имя не засвидетельствовано снова до конца III века, когда имя готы (лат. Gothi) впервые явно записано для группы народов, живущих к северу от Дуная . [2] Готическое название засвидетельствовано в трехъязычной надписи Шапура I знаменитой в Накш-э-Ростаме , датированной 262 годом. [2] По словам Шапура, «когда я впервые взошел на императорский трон, Гордиан Цезарь ( Гордиан III ) собрал отряд готов и германцев со всего Рима и совершил вторжение в Ассирию против арийской империи и нас». [56] Среднеперсидская надпись на этом месте повреждена, но на парфянском написано Gvt (готы) и греческое Gouththon («готы»). [57]
В 269 году римский император Клавдий II принял имя Клавдий Готский . [2] Никакие древние источники не связывают имена гутонов и готов . [58] [59] Тем не менее филологи и лингвисты не сомневаются, что это одни и те же имена. [51] [60] Историк Арне Сёби Кристенсен , с другой стороны, утверждает, что сходство между именами несущественно. [58] Хизер утверждала, что, хотя это похожее имя, возможно, могло быть «случайным сходством», существовали и другие этнические имена, вандалы и ругии , найденные на территории нынешней Польши в I веке, которые аналогичным образом были найдены к югу от Карпат. рядом с готами в последующие века. [61]
Руническую . надпись на Кольце Пьетроасса можно прочитать как Gutaniwiheilag , что обычно интерпретируется как «священное наследие готов» [62] Название Гутани , вероятно, отражает форму готского эндонима * Гутанс . [63] [8] Альтернативно оно отражает форму этнонима гутов. [62]
Наследие
[ редактировать ]Название готы иногда применялось также к нескольким немотским народам, включая бургундцев , вандалов , гепидов , ругиев , скиров и даже негерманских алан . Несмотря на скудную аттестацию своих языков, эти народы, за исключением алан, часто называют восточногерманскими народами . Вместо этого Хервиг Вольфрам предложил, чтобы все эти народы по-прежнему назывались готскими народами. [64]
С конца IV века регион Дакия на Балканах стал называться Готией , поскольку этот регион попал под контроль готов. [2] В Римской империи двумя основными готскими группами были вестготы и остготы . Остготское имя засвидетельствовано в Милане в 392 году, тогда как вестготское имя было изобретено Кассиодором столетия спустя, ранее оно было просто Веси . Согласно Вольфраму, вестготы означают «добрые» или «благородные» готы, тогда как остготы означают «готы восходящего солнца» или «готы, прославленные восходящим солнцем», т.е. «восточные готы». [65] VI века Франкская Таблица Наций называет романизированных готов Испании валаготами . [65]
В VI веке Прокопий и Иордан упоминают гаутов и гаутготов Скандии. Вероятно, это были Геты. [15] [2] Иордан пишет также, что область, заселенная готами при короле Бериге, еще называлась Готискандза . [66] Это название означает «Готика-Скандия» или «Готическое побережье». [2]
В VIII веке область Септимании в Каролингской империи была известна как Готия . Эта территория ранее находилась под контролем вестготов . народ, называемый готогреками, живший С VIII по X век упоминается на западном побережье Малой Азии . Часто предполагают, что испанский регион Каталония является соединением Готии и Алании, но, вероятно, это не так. [2]
С XII века искусство и архитектура, которые считались лишенными изысканности, считались «готическими». С 15-го века это название было присвоено определенным стилям, которые теперь известны как готическое искусство и готическая архитектура . [67]
В Российской империи литовцы русским обращались к уничижительно по имени Гудас (т.е. Гудес ). Это имя датируется 16 веком, но считается очень старым. Лингвисты предположили, что это народное имя готов. Были предложены связи между этим названием и Гдыней и Гданьском , но это сомнительно. [2]
В начале ХХ века датский филолог Гудмунд Шютте выступал за переименование германских народов в готские народы , поскольку считал имя готов самым ранним зафиксированным германским этнонимом. [68]
Готическое название сохранилось в названиях Гёталанд и Готланд , которые, по мнению Вольфрама, являются «настоящими готско-гаутскими именами». [2] В испанском языке готическое название сохранилось в слове godo , что означает «благородный» или «богатый». [3] На Канарских островах, в Чили, Боливии, Кубе и Эквадоре это слово является или было уничижительным по отношению к полуостровам (происходящим из испанской части Пиренейского полуострова), [69] которые утверждали, что имеют чистую благородную готскую кровь в отличие от сомнительной родословной местных жителей.
Историческое значение
[ редактировать ]Происхождение и значение имени готов часто считается имеющим большое значение для исследования происхождения готов. [70] На основании именных свидетельств Пьерджузеппе Скардигли пишет, что невозможно отрицать наличие родства между геатами и готами. [71]
Основываясь на сходстве готского названия с названиями гутов и геатов, такие ученые, как Вольфрам, предположили, что готы могли быть ответвлением любого из этих народов. [15] [72] Вольфрам имеет в виду это не в «биологическом» смысле, а в том смысле, что «престижные имена» могут передаваться между группами людей. [73]
Андерс Калифф и Людвиг Рюбекейль предполагают, что готы, гуты и геаты в какой-то момент были частью одного и того же сообщества воинов-торговцев, действовавших по обе стороны Балтийского моря . [28] [15]
Асгейр Блёндал Магнуссон предположил, что названия готов, гутов и геатов, возможно, первоначально применялись к северо-восточной германской группе, родной для Скандинавии, которая отличалась от более юго-западных кельтским германских племен, находящихся под влиянием, известных как тевтоны . Такое различие может быть отражено в конфликтах между асиром и ваном в скандинавской мифологии . Вани особенно почитались в Швеции (см. Ингви и Фрейр ), а в сагах отмечается, что Один и асы пришли в Скандинавию с юга. Этот предполагаемый раскол может быть причиной того, что было трудно задокументировать какой-либо общий эндоним среди ранних германских народов. [27]
Другие имена
[ редактировать ]При упоминании греко-римских ученых III века нашей эры готы часто называют скифами . [74] Уже в первой половине третьего века Дексипп , письменность которого сохранилась лишь во фрагментах, называл готов своего времени скифами, хотя на основании сохранившихся фрагментов он не обязательно намеревался утверждать, что они имели общее происхождение. [75] [76]
Начиная с 4-го века такие авторы, как Клавдиан , Орозий , святой Иероним и Августин Гиппопотамский, делают более простое уравнение между готами и гетами , традиция, которой позже последовали Кассиодор, Иордан и Исидор Севильский . [74] [77] [78] Однако современные историки пришли к выводу, что это уравнение, безусловно, неверно. [74]
В конце 4 века нашей эры Амвросий приравнял готов к Гогу в Книге Иезекииля , который ассоциировался с варварами с севера. [74] [79] Исидор Севильский позже предположил, что это предложение, должно быть, было принято предыдущими авторами из-за сходства звучания слов «Гог» и «Гот». [80]
См. также
[ редактировать ]- Готическое имя
- готика
- Теория Гёталанда
- Имя франков
- Теодиск
- Шведы (германское племя)#Этимология
- Имена кельтов
- Бог (слово)
- Гутянский народ
- Фарфанес
Примечания и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леманн 1986 , стр. 163–164.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Вольфрам 1990 , стр. 19–24.
- ^ Перейти обратно: а б Скардигли 2002 , с. 557.
- ^ Вольфрам 1990 , стр. 20, 22, 90.
- ^ Леманн (1986 , стр. 164) и Андерссон (1998b , стр. 402) цитируют примеры, собранные Шенфельдом в 1911 году ( стр. 120 – стр. 123 ).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж де Врис 1962 , с. 183.
- ^ Перейти обратно: а б с д Orel 2003 , p. 147.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бринк 2002 , с. 688.
- ^ Перейти обратно: а б с д Андерссон 1998b , с. 402.
- ^ Бринк 2002 .
- ^ Рюбекейл 2002 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стрид 2011 , стр. 43.
- ^ Хаубрихс, Вольфганг (2017). «Война, народ и родство. О структуре и культурном значении остготских женских имен». Архивы истории культуры . 99 (2): 297–340. дои : 10.7788/akg-2017-990202 . ISSN 0003-9233 . S2CID 186900650 .
Восточно-немецкий *гуто, Готин'
- ^ Перейти обратно: а б Бринк 2002 , с. 688; Бринк 2008 , стр. 90, 110.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рюбекейл 2002 , стр. 603–604.
- ^ Бринк 2008 , стр. 90, 110.
- ^ Андерссон 1996 , стр. 13 и след.
- ^ Orel 2003 , p. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Вольфрам 1990 , стр. 20–21.
- ^ Перейти обратно: а б Orel 2003 , pp. 129, 147.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вольфрам 1990 , с. 21.
- ^ Леманн 1986 , с. 156.
- ^ Вольфрам 1990 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Вольфрам 2004 , с. 47.
- ^ Вольфрам 1990 , с. 12.
- ^ Хизер 2018 , с. 673.
- ^ Перейти обратно: а б Кристинссон 2010 , стр. 144, 175.
- ^ Перейти обратно: а б Калифф 2008 , с. 236.
- ^ Вольфрам 1990 , с. 110.
- ^ Вольфрам 1997 , стр. 26–28.
- ^ Калифф 2008 , с. 225.
- ^ Вессен 1969 , стр. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Wolfram 1990 , стр. 12–13, 20, 23: «Готы — или гутоны, как их называли римские источники… Иммигранты-гутоны стали готами в тот самый момент, когда средиземноморский мир считал их «скифами»... Готическое название впервые появляется между 16 и 18 годами нашей эры. Однако мы не находим сильной формы Гути, а только производную форму Гутоны... В дальнейшем, когда бы ни упоминались Гутоны и Гути, эти термины относятся к готам».
- ^ Перейти обратно: а б Хизер 1998 , стр. 2, 21, 30. «Впервые упоминаются готы, занимавшие территорию на территории нынешней Польши, в первом веке нашей эры… Таким образом, история людей, которых называли «готами», насчитывает 700 лет… [Т] он Культура Вильбарка... сформировалась в середине первого века нашей эры... в Померании и на землях по обе стороны нижней Вислы... [T] это обширная территория, где наши немногочисленные литературные источники помещают группу под названием готы. в это время... Тацит Германия 43-4 помещает их не совсем на побережье Балтийского моря; Птолемей География 3.5.8 помещает их к востоку от Вислы. География 7.1.3 Страбона (если Бутоны следует заменить на Гутоны) в целом согласуется с Тацитом; ... Взаимно подтверждающие сведения древних источников и археологические данные позволяют предположить, что готов можно будет впервые идентифицировать за Вислой. Именно здесь начнется эта попытка написать их историю».
- ^ Вольфрам 1990 , с. 20.
- ↑ Страбон 1924 , Книга VII, Глава. 1. Разд. 3
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 32–33.
- ↑ Страбон 1924 , Книга VII, Глава. 1. Разд. 3 . «Что касается «Бутонов», то совершенно очевидно, что Страбон написал «Гутонов» (готов)».
- ^ Перейти обратно: а б Кристенсен 2002 , стр. 32–33, 38–39. «В течение первых полутора веков нашей эры четыре автора упоминают народ, который также обычно отождествляют с «готами». Кажется, они впервые появляются в трудах географа Страбона... Обычно предполагается, что [бутоны /Гутоны] тождественны готам... Считалось само собой разумеющимся, что эти готоны были идентичны готам... Наконец, около 150 г. Клаудиос Птолемей (или Птолемей) пишет о некоторых [гутонах/гитонах], которые также обычно отождествляют с «готами»... Птолемей перечисляет [гутов], которых готские ученые также отождествляют с готами...»
- ^ Wolfram 1990 , стр. 20, 38: «Готское имя впервые появляется между 16 и 18 годами нашей эры. Однако мы не находим сильной формы Guti, а только производную форму Gutones ... Впервые они были упомянуты Страбон».
- ^ Плиний 1855 , Книга IV, Глава. 28
- ^ Вольфрам 1990 , с. 40.
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 34–35.
- ^ Плиний 1855 , Книга XXXVIII, Глава. 11
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 25–31.
- ^ Тацит 1876a , 44
- ^ Перейти обратно: а б Вольфрам 1990 , стр. 40–41.
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 35–36.
- ^ Тацит 1876b , 62
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 36–38.
- ^ Перейти обратно: а б Хизер 2010 , с. 115. «В период господства даков и сарматов группы, известные как готы – или, возможно, «готы» или «гутоны» – населяли земли далеко на северо-западе, рядом с Балтийским морем. Тацит поместил их туда в конце первого века. век, и Птолемей сделал то же самое в середине второго, последний явно среди ряда групп, населявших, как говорят, устье Вислы, филологи не сомневаются, несмотря на различные транслитерации на греческий и латынь, что это одна и та же группа. название, которое внезапно переместило свой эпицентр из северной Польши в Черное море в третьем веке».
- ^ Птолемей 1932 , 3.5
- ^ Вольфрам 1990 , стр. 37–39.
- ^ Перейти обратно: а б Кристенсен 2002 , стр. 38–39.
- ^ Птолемей 1932 , 2.10
- ^ Спрендлинг 1940 , с. 363.
- ^ Спрендлинг 1940 , стр. 360–361.
- ^ Перейти обратно: а б Кристенсен 2002 , с. 343. "Они, возможно, упоминались в некоторых географических и этнографических трудах, датируемых первым веком, но сходство в названиях незначительно, и ни один античный автор впоследствии не считает их праотцами готов... Никто видит эту связь даже во время Великого переселения народов. Хронологически это было бы, конечно, вполне реальной возможностью...»
- ^ Wolfram 1990 , стр. 13. «Ни один древний этнограф не установил связи между готами и гутонами. Гутонские иммигранты стали готами в тот самый момент, когда средиземноморский мир считал их «скифами».
- ^ Кристенсен 2002 , с. 41. «Однако лингвисты считают, что существует бесспорная связь».
- ^ Хизер 1998 , стр. 115–116.
- ^ Перейти обратно: а б Стрид 2010 , стр. 445.
- ^ Бринк 2008 , с. 104.
- ^ Вольфрам 1990 , стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б Вольфрам 1990 , стр. 24–26.
- ^ Иорданс 1908 , с. IV (25).
- ^ Хоман 2006 , с. 49.
- ^ Шютте 1912 , стр. 69–98.
- ^ «Готика». Словарь испанского языка (на испанском языке) (электронное 23,3 изд.). Королевская испанская академия, Ассоциация академий испанского языка. 2019 . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Скардигли 2002 , с. 553.
- ^ Скардигли 2002 , с. 556. «То, что между [геатами] и древними готами существует связь, вряд ли можно отрицать, но объяснить ее трудно».
- ^ Вольфрам 1990 , с. 23.
- ^ Пример объяснения Вольфрама см. в [1] .
- ^ Перейти обратно: а б с д Вольфрам 1990 , стр. 28–29.
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 233.
- ^ Вольфрам 1990 , с. 28.
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 51.
- ^ Исидор Севильский 1970 .
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 44.
- ^ Кристенсен 2002 , стр. 313–314.
Древние источники
[ редактировать ]- Исидор Севильский (1970). История королей готов, вандалов и свевов . Э. Дж. Брилл .
- Иорданес (1908). Происхождение и деятельность готов . Перевод Мирова, издательство Чарльза К. Принстонского университета .
- Плиний (1855 г.). Естественная история . Перевод Бостока, Джона. Тейлор и Фрэнсис .
- Прокопий (1914). История войн . Перевод Дьюинга, Генри Бронсона. Хайнеманн .
- Птолемей (1932). География . Публичная библиотека Нью-Йорка .
- Страбон (1924). География . Перевод Джонса, Горация Леонарда. В. Хайнеманн .
- Тацит (1876а). Германия . Перевод Черча, Альфред Джон ; Бродрибб, Уильям Джексон.
- Тацит (1876б). Анналы . Перевод Черча, Альфред Джон ; Бродрибб, Уильям Джексон.
Современные источники
[ редактировать ]- Андерссон, Торстен (1996). «Гётер, Готер, Гутар» [Геаты, Готы, Гутес]. Намн ог Бюгд (на шведском языке). 84 : 5–21. ISSN 0077-2704 .
- Андерссон, Торстен (1998b). «Готы: § 1. Ономастика» . В Беке, Генрих [на немецком языке] ; Штойер, Хайко [на немецком языке] ; Тимпе, Дитер [на немецком языке] (ред.). Реальный лексикон германской древности (на немецком языке). Том 12. Де Грюйтер . стр. 402–403. ISBN 3-11-016227-Х .
- Бринк, Стефан (2002). «Социолингвистические перспективы и языковые контакты в протоскандинавском языке». В Бандле, Оскар [на немецком языке] (ред.). Северные языки . Том. 1. Вальтер де Грюйтер . стр. 685–690. ISBN 9783110148763 .
- Бринк, Стефан (2008). «Люди и земля в ранней Скандинавии». В Гарипзанове Ильдар Х.; Гири, Патрик Дж .; Урбанчик, Пшемыслав [на польском языке] (ред.). Франки, северяне и славяне . Курсор Мунди. Том. 5. ИСД . стр. 87–112. ISBN 9782503526157 .
- Кристенсен, Арне Сёби (2002). Кассиодор, Иордан и история готов: исследования миграционного мифа . Перевод Флегала, Хайди. Музей Тускуланум Пресс . ISBN 87-7289-7104 .
- де Врис, Ян (1962). Древнескандинавский этимологический словарь (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3 .
- Хизер, Питер (1998). Готы . Издательство Блэквелл . ISBN 0-631-209-32-8 .
- Хизер, Питер (2010). Империи и варвары: Падение Рима и рождение Европы . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199892266 .
- Хоман, Роджер (2006). Искусство возвышенного: принципы христианского искусства и архитектуры . Издательство Эшгейт . ISBN 0754650731 .
- Хизер, Питер (2018). «Готы» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета . п. 673. ИСБН 9780191744457 . Проверено 25 января 2020 г.
- Калифф, Андерс (2008). «Готы и Скандинавия». В Биле, ПФ; Рассамакин, Ю.Я. (ред.). Импорт и имитация в археологии (PDF) . Бейер и Беран . стр. 223–243. ISBN 978-3-937517-95-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2020 г.
- Кристинссон, Аксель (2010). Расширения: конкуренция и завоевания в Европе со времен бронзового века . РейкьявикурАкадемический . ISBN 978-9979992219 .
- Леманн, Уинфред Филипп (1986). Готский этимологический словарь . БРИЛЛ . ISBN 9004081763 .
- Орел, Владимир Евгеньевич (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 978-90-04-12875-0 .
- Рюбекейл, Людвиг (2002). «Скандинавия в свете древней традиции». В Бандле, Оскар [на немецком языке] (ред.). Северные языки . Том. 1. Вальтер де Грюйтер . стр. 593–604. ISBN 9783110148763 .
- Скардигли, Пьерджузеппе (2002). «Скандинавско-готические языковые отношения». В Бандле, Оскар [на немецком языке] (ред.). Северные языки . Том. 1. Вальтер де Грюйтер . стр. 553–558. ISBN 9783110148763 .
- Шютте, Гудмунд (декабрь 1912 г.). «Готтонские имена». Публикации Общества содействия скандинавским исследованиям . 1 (3). Общество развития скандинавских исследований : 69–98. JSTOR 40914903 .
- Спренглинг, Мартин (1940). «Шахпур I, Великий на Каабе Зороастра (КЗ)». Американский журнал семитских языков и литератур . 57 (4): 341–429. дои : 10.1086/370585 . S2CID 170471113 .
- Стрид, Ян Пол (январь 2010 г.). «Происхождение готов с тополингвистической точки зрения: краткое предложение» . Эволюция языков Северо-Западной Европы . 58 (59). Издательство Джона Бенджамина : 443–452. doi : 10.1075/nowele.58-59.16стр .
- Страйд, Джон Пол (2011). «По следам готов» В Калифорнии, Андерс ; Мункхаммар, Ларс (ред.). Вульфила 311-2011 (PDF) . Acta Universitatis Upsaliensis . стр. 100-1 41–54. ISBN 9789155486648 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2020 г.
- Вессен, Элиас (1969). «Скандинавские племена и этнонимы» [Скандинавские племена и этнонимы] (PDF) . Старый друг (на шведском языке). 14 . Шведская королевская академия литературы, истории и древностей : 14–36.
- Вольфрам, Хервиг (1990). История готов . Перевод Данлэпа, Томаса Дж. Калифорнийского университета . ISBN 0520069838 .
- Вольфрам, Хервиг (1997). Римская империя и ее германские народы . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0520085114 .
- Вольфрам, Хервиг (2004). «Origo Gentis: Литература германского происхождения». В Мердоке, Брайан ; Прочтите, Малкольм (ред.). Раннегерманская литература и культура . Бойделл и Брюэр . стр. 39–54. ISBN 157113199X .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерссон, Торстен (1998a). «Гётар» [Геатс]. В Беке, Генрих [на немецком языке] ; Штойер, Хайко [на немецком языке] ; Тимпе, Дитер [на немецком языке] (ред.). Реальный лексикон германской древности (на немецком языке). Том 12. Де Грюйтер . стр. 278–283. ISBN 3-11-016227-Х .
- Андерссон, Торстен (2015). « Готы, Гуты и Геаты». Намн ог Бюгд (на шведском языке): 125–127. ISSN 0077-2704 .
- Коллитц, Герман (1897). «Der Name der Goten bei Griechen und Römern» [Имя готов среди греков и римлян]. Журнал английской и германской филологии (на немецком языке). 1 (2): 220–238. JSTOR 27698996 .
- Диккенс, Марк (2018). «Скифы» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета . стр. 1346–1347. ISBN 9780191744457 .
- Хиндс, Кэтрин (2010). Готы . Маршалл Кавендиш . ISBN 978-0761445166 .
- Лоттнер, К. [на немецком языке] (1856 г.). «Имя готов». Журнал сравнительно-лингвистических исследований в области немецкого, греческого и латыни (на немецком языке). 5 (3): 153–155. JSTOR 40844460 .
- Шютте, Гудмунд (1929). «§ 24. Происхождение от «готы» ». Наши Предки . Том. 1. Перевод Янга, Джин. Издательство Кембриджского университета . стр. 30–35. ISBN 978-1-107-67478-3 .
- Шютте, Гудмунд (1933). «Б. §§ 116-127. Готская ветвь: § 116. Имя.». Наши Предки . Том. 2. Перевод Янга, Джин. Издательство Кембриджского университета . стр. 7–9. ISBN 978-1-10767723-4 .
- Стрид, Ян Пол (2008). «De Origine Gothorum» (PDF) . В Брюусе, Метте; Линдберг, Карл-Эрик; Нильсен, Ханс Фреде (ред.). Готическая мастерская [ Готическая мастерская ] (PDF) . Меньшие Священные Писания (на шведском языке). Том. 26. Центр средневековых исследований Университета Южной Дании . стр. 23–35. ISSN 1601-1899 .
- Фасмер, Макс (1942). «Ein vandalischer Name der Goten» [Вандалическое имя готов]. Studia Neophilologica (на немецком языке). 14 : 132–134. дои : 10.1080/00393274208586912 .