Jump to content

Руна

(Перенаправлено с Руника )
Рунический
ᚱᚢᚾᛁᚲ
Тип сценария
Алфавит
Период времени
Старший Футарк II века нашей эры.
Направление Слева направо, бустрофедон  Edit this on Wikidata
Языки германские языки
Related scripts
Parent systems
Child systems
Elder Futhark, Younger Futhark, Anglo-Saxon futhorc
ISO 15924
ISO 15924Runr (211), ​Runic
Unicode
Unicode alias
Runic
U+16A0–U+16FF[2]
 This article contains phonetic transcriptions in the International Phonetic Alphabet (IPA). For an introductory guide on IPA symbols, see Help:IPA. For the distinction between [ ], / / and ⟨ ⟩, see IPA § Brackets and transcription delimiters.

Руна буква — это в наборе родственных алфавитов, известных как рунические алфавиты, принадлежащие германским народам . Руны использовались для написания германских языков (за некоторыми исключениями) до того, как они приняли латинский алфавит , а затем для специальных целей. Помимо представления звукового значения ( фонемы ), руны могут использоваться для обозначения понятий, в честь которых они названы ( идеограммы ). Ученые называют примеры последнего Begriffsrunen («концептуальные руны»). Скандинавские варианты также известны как fuþark или futhark , эти имена образованы от первых шести букв алфавита: ⟨ ⟩, ⟨ ⟩, ⟨ ⟩, ⟨ ⟩/⟨ ⟩, ⟨ ⟩ и ⟨ ⟩/⟨ ⟩, что соответствует латинским буквам ⟨f⟩, ⟨u⟩, ⟨þ⟩/⟨th⟩, ⟨a⟩, ⟨r⟩ и ⟨k⟩. Англосаксонский . вариант — futhorc или fuþorc , из-за изменений в древнеанглийском языке звуков, представленных четвертой буквой ⟨ᚨ⟩/⟨ᚩ⟩

Рунология — это академическое изучение рунических алфавитов, рунических надписей , рунических камней и их истории. Рунология образует специализированный раздел германской филологии .

The earliest secure runic inscriptions date from around AD 150, with a potentially earlier inscription dating to AD 50 and Tacitus's potential description of rune use from around AD 98. The Svingerud Runestone dates from between AD 1 and 250. Runes were generally replaced by the Latin alphabet as the cultures that had used runes underwent Christianisation, by approximately AD 700 in central Europe and 1100 in northern Europe. However, the use of runes persisted for specialized purposes beyond this period. Up until the early 20th century, runes were still used in rural Sweden for decorative purposes in Dalarna and on runic calendars.

The three best-known runic alphabets are the Elder Futhark (c. AD 150–800), the Anglo-Saxon Futhorc (400–1100), and the Younger Futhark (800–1100). The Younger Futhark is divided further into the long-branch runes (also called Danish, although they were also used in Norway, Sweden, and Frisia); short-branch, or Rök, runes (also called Swedish–Norwegian, although they were also used in Denmark); and the stavlösa, or Hälsinge, runes (staveless runes). The Younger Futhark developed further into the medieval runes (1100–1500), and the Dalecarlian runes (c. 1500–1800).

The exact development of the early runic alphabet remains unclear but the script ultimately stems from the Phoenician alphabet. Early runes may have developed from the Raetic, Venetic, Etruscan, or Old Latin as candidates. At the time, all of these scripts had the same angular letter shapes suited for epigraphy, which would become characteristic of the runes and related scripts in the region.

The process of transmission of the script is unknown. The oldest clear inscriptions are found in Denmark and northern Germany. A "West Germanic hypothesis" suggests transmission via Elbe Germanic groups, while a "Gothic hypothesis" presumes transmission via East Germanic expansion. Runes continue to be used in a wide variety of ways in modern popular culture.

Name

[edit]

Etymology

[edit]
The inscription on the Einang stone (AD 350–400), reading [Ek go]ðagastiz runo faihido ("[I, Go]dguest painted/wrote this runic inscription"),[3] is the earliest Germanic epigraphic attestation of the term.[4]

The name stems from a Proto-Germanic form reconstructed as *rūnō, which may be translated as 'secret, mystery; secret conversation; rune'. It is the source of Gothic rūna (𐍂𐌿𐌽𐌰, 'secret, mystery, counsel'), Old English rún ('whisper, mystery, secret, rune'), Old Saxon rūna ('secret counsel, confidential talk'), Middle Dutch rūne ('id'), Old High German rūna ('secret, mystery'), and Old Norse rún ('secret, mystery, rune').[5][6] The earliest Germanic epigraphic attestation is the Primitive Norse rūnō (accusative singular), found on the Einang stone (AD 350–400) and the Noleby stone (AD 450).[4]

The term is related to Proto-Celtic *rūna ('secret, magic'), which is attested in Old Irish rún ('mystery, secret'), Middle Welsh rin ('mystery, charm'), Middle Breton rin ('secret wisdom'), and possibly in the ancient Gaulish Cobrunus (< *com-rūnos 'confident'; cf. Middle Welsh cyfrin, Middle Breton queffrin, Middle Irish comrún 'shared secret, confidence') and Sacruna (< *sacro-runa 'sacred secret'), as well as in Lepontic Runatis (< *runo-ātis 'belonging to the secret'). However, it is difficult to tell whether they are cognates (linguistic siblings from a common origin), or if the Proto-Germanic form reflects an early borrowing from Celtic.[7][8] Various connections have been proposed with other Indo-European terms (for example: Sanskrit ráuti रौति 'roar', Latin rūmor 'noise, rumor'; Ancient Greek eréō ἐρέω 'ask' and ereunáō ἐρευνάω 'investigate'),[9] although linguist Ranko Matasović finds them difficult to justify for semantic or linguistic reasons.[7] Because of this, some scholars have speculated that the Germanic and Celtic words may have been a shared religious term borrowed from an unknown non-Indo-European language.[4][7]

[edit]

In early Germanic, a rune could also be referred to as *rūna-stabaz, a compound of *rūnō and *stabaz ('staff; letter'). It is attested in Old Norse rúna-stafr, Old English rún-stæf, and Old High German rūn-stab.[10] Other Germanic terms derived from *rūnō include *runōn ('counsellor'), *rūnjan and *ga-rūnjan ('secret, mystery'), *raunō ('trial, inquiry, experiment'), *hugi-rūnō ('secret of the mind, magical rune'), and *halja-rūnō ('witch, sorceress'; literally '[possessor of the] Hel-secret').[11] It is also often part of personal names, including Gothic Runilo (𐍂𐌿𐌽𐌹𐌻𐍉), Frankish Rúnfrid, Old Norse Alfrún, Dagrún, Guðrún, Sigrún, Ǫlrún, Old English Ælfrún, and Lombardic Goderūna.[9]

The Finnish word runo, meaning 'poem', is an early borrowing from Proto-Germanic,[12] and the source of the term for rune, riimukirjain, meaning 'scratched letter'.[13] The root may also be found in the Baltic languages, where Lithuanian runoti means both 'to cut (with a knife)' and 'to speak'.[14]

The Old English form rún survived into the early modern period as roun, which is now obsolete. The modern English rune is a later formation that is partly derived from Late Latin runa, Old Norse rún, and Danish rune.[6]

History and use

[edit]
An inscription using cipher runes, the Elder Futhark, and the Younger Futhark, on the 9th-century Rök runestone in Sweden
A Younger Futhark inscription on the 12th-century Vaksala Runestone in Sweden

The runes were in use among the Germanic peoples from the 1st or 2nd century AD.[a] This period corresponds to the late Common Germanic stage linguistically, with a continuum of dialects not yet clearly separated into the three branches of later centuries: North Germanic, West Germanic, and East Germanic.

No distinction is made in surviving runic inscriptions between long and short vowels, although such a distinction was certainly present phonologically in the spoken languages of the time. Similarly, there are no signs for labiovelars in the Elder Futhark (such signs were introduced in both the Anglo-Saxon futhorc and the Gothic alphabet as variants of p; see peorð.)

Origins

[edit]

The formation of the Elder Futhark was complete by the early 5th century, with the Kylver Stone being the first evidence of the futhark ordering as well as of the p rune.

Specifically, the Rhaetic alphabet of Bolzano is often advanced as a candidate for the origin of the runes, with only five Elder Futhark runes ( e, ï, j, ŋ, p) having no counterpart in the Bolzano alphabet.[16] Scandinavian scholars tend to favor derivation from the Latin alphabet itself over Rhaetic candidates.[17][18][19] A "North Etruscan" thesis is supported by the inscription on the Negau helmet dating to the 2nd century BC.[20] This is in a northern Etruscan alphabet but features a Germanic name, Harigast. Giuliano and Larissa Bonfante suggest that runes derived from some North Italic alphabet, specifically Venetic: But since Romans conquered Veneto after 200 BC, and then the Latin alphabet became prominent and Venetic culture diminished in importance, Germanic people could have adopted the Venetic alphabet within the 3rd century BC or even earlier.[21]

The angular shapes of the runes are shared with most contemporary alphabets of the period that were used for carving in wood or stone. There are no horizontal strokes: when carving a message on a flat staff or stick, it would be along the grain, thus both less legible and more likely to split the wood.[22] This characteristic is also shared by other alphabets, such as the early form of the Latin alphabet used for the Duenos inscription, but it is not universal, especially among early runic inscriptions, which frequently have variant rune shapes, including horizontal strokes. Runic manuscripts (that is written rather than carved runes, such as Codex Runicus) also show horizontal strokes.

The "West Germanic hypothesis" speculates on an introduction by West Germanic tribes. This hypothesis is based on claiming that the earliest inscriptions of the 2nd and 3rd centuries, found in bogs and graves around Jutland (the Vimose inscriptions), exhibit word endings that, being interpreted by Scandinavian scholars to be Proto-Norse, are considered unresolved and long having been the subject of discussion.[b]In the early Runic period, differences between Germanic languages are generally presumed to be small. Another theory presumes a Northwest Germanic unity preceding the emergence of Proto-Norse proper from roughly the 5th century.[c][d] An alternative suggestion explaining the impossibility of classifying the earliest inscriptions as either North or West Germanic is forwarded by È. A. Makaev, who presumes a "special runic koine", an early "literary Germanic" employed by the entire Late Common Germanic linguistic community after the separation of Gothic (2nd to 5th centuries), while the spoken dialects may already have been more diverse.[28]

The Meldorf fibula and Tacitus's Germania

[edit]

With the potential exception of the Meldorf fibula, a possible runic inscription found in Schleswig-Holstein dating to around 50 AD, the earliest reference to runes (and runic divination) may occur in Roman Senator Tacitus's ethnographic Germania.[29] Dating from around 98 CE, Tacitus describes the Germanic peoples as utilizing a divination practice involving rune-like inscriptions:

For divination and casting lots they have the highest possible regard. Their procedure for casting lots is uniform: They break off the branch of a fruit tree and slice into strips; they mark these by certain signs and throw them, as random chance will have it, on to a white cloth. Then a state priest, if the consultation is a public one, or the father of the family, if it is private, prays to the gods and, gazing to the heavens, picks up three separate strips and reads their meaning from the marks scored on them. If the lots forbid an enterprise, there can be no further consultation about it that day; if they allow it, further confirmation by divination is required.[30]

As Victoria Symons summarizes, "If the inscriptions made on the lots that Tacitus refers to are understood to be letters, rather than other kinds of notations or symbols, then they would necessarily have been runes, since no other writing system was available to Germanic tribes at this time."[29]

Early inscriptions

[edit]
Ring of Pietroassa (c. 250–400 AD) by Henri Trenk, 1875

Runic inscriptions from the 400-year period 150–550 AD are described as "Period I". These inscriptions are generally in Elder Futhark, but the set of letter shapes and bindrunes employed is far from standardized. Notably the j, s, and ŋ runes undergo considerable modifications, while others, such as p and ï, remain unattested altogether prior to the first full futhark row on the Kylver Stone (c. 400 AD).

Artifacts such as spear heads or shield mounts have been found that bear runic marking that may be dated to 200 AD, as evidenced by artifacts found across northern Europe in Schleswig (North Germany), Funen, Zealand, Jutland (Denmark), and Scania (Sweden). Earlier—but less reliable—artifacts have been found in Meldorf, Süderdithmarschen [de], in northern Germany; these include brooches and combs found in graves, most notably the Meldorf fibula, and are supposed to have the earliest markings resembling runic inscriptions.

Magical or divinatory use

[edit]
Брактеат DR BR42 с надписью Alu.
Иллюстрация рунического камня Гуммарп (500–700 гг. н. э.) из Блекинге , Швеция.
Крупный план рунической надписи, найденной на руническом камне Бьоркеторп VI или VII века, расположенном в Блекинге , Швеция.

The stanza 157 of Hávamál attribute to runes the power to bring that which is dead back to life. In this stanza, Odin recounts a spell:

Самые ранние рунические надписи, обнаруженные на артефактах, содержат имя либо мастера, либо владельца, а иногда остаются лингвистической загадкой. В связи с этим вполне возможно, что ранние руны использовались не столько как простая система письма, сколько как магические знаки, используемые для оберегов. Хотя некоторые говорят, что руны использовались для гадания , нет прямых доказательств того, что они когда-либо использовались таким образом. Само название «руна» , означающее «тайна, нечто скрытое», по-видимому, указывает на то, что знание рун изначально считалось эзотерическим или ограничивалось элитой. [ нужна ссылка ] VI века Рунный камень Бьёркеторп предупреждает на прото-норвежском языке, используя слово «руна» в обоих смыслах:

Хайдзруно руну, фалахак хайдера, гиннаруназ. Arageu haeramalausz uti az. Веладоуд, ты знаешь, в чем дело. Нужен спа.

Я, мастер рун(?), скрываю здесь руны силы. Непрестанно (терзаемый) злобой, (обречен) на коварную смерть (является) тот, кто разбивает этот (памятник). Я пророчествую разрушение/пророчество разрушения. [33]

То же проклятие и использование слова «руна» также встречается на Стентофтенском руническом камне . Есть также несколько надписей, предполагающих средневековую веру в магическое значение рун, например, панель «Шкатулка Франкса» (700 г. н.э.).

Очаровательные слова, такие как auja , laþu , laukaʀ и чаще всего alu , [34] появляются в ряде надписей Старшего Футарка периода миграции , а также в их вариантах и ​​сокращениях. Было высказано много предположений и исследований относительно потенциального значения этих надписей. Группы рифм появляются на некоторых ранних брактеатах, которые также могут иметь магическое назначение, например salusalu и luwatuwa . Кроме того, надпись на Рунном камне Гуммарпа (500–700 гг. н.э.) содержит загадочную надпись, описывающую использование трех рунических букв, за которыми следует руна Старшего Футарка f, написанная три раза подряд. [35]

Тем не менее найти однозначные следы рунических «оракулов» оказалось затруднительно: хотя скандинавская литература полна упоминаний о рунах, в ней нигде не содержится конкретных указаний по гаданию. Существует по крайней мере три источника по гаданию с довольно расплывчатыми описаниями, которые могут относиться, а могут и не относиться к рунам: » Тацита I века «Германия , » Снорри Стурлусона XIII века «Сага об Инглингах и Римберта XIX века. «Вита Ансгари» .

Первый источник — «Германия» Тацита . [36] описывает «знаки», выбранные группами по три человека и вырезанные из «орехового дерева», хотя руны, похоже, не использовались во времена сочинений Тацита. Вторым источником является сага об Инглингах , в которой Гранмар , король Сёдерманланда , отправляется в Уппсалу за пятном . Там «щепки» упали так, что говорили, что он долго не проживет ( Féll honum þá svo spánn sem hann mundi eigi lengi life ). Эти «фишки», однако, легко объяснить как blótspánn (жертвенная фишка), которую «помечали, возможно, жертвенной кровью, встряхивали и бросали, как игральные кости, а затем определяли их положительное или отрицательное значение». [37] [ нужна страница ]

Римберта Третий источник — «Жизнь Ансгари» , где есть три описания того, что некоторые считают использованием рун для гадания, но Римберт называет это «вытягиванием жребия». Одним из таких рассказов является описание того, как шведский король-отступник Анунд Уппсале сначала приводит датский флот в Бирку , но затем передумывает и просит датчан «тянуть жребий». Согласно легенде, эта «жеребьевка» была весьма информативной: нападение на Бирку принесет неудачу и что вместо этого им следует напасть на славянский город. Однако инструмент «жеребьевки» легко объяснить как хлаутлейн (ветвь жребия), которая, по мнению Фута и Уилсона, [38] будет использоваться так же, как blotspánn .

Отсутствие обширных знаний об историческом использовании рун не помешало современным авторам экстраполировать целые системы гадания на основе немногих существующих особенностей, обычно основанных на реконструированных названиях рун и дополнительном внешнем влиянии.

Недавнее исследование рунической магии предполагает, что руны использовались для создания магических предметов, таких как амулеты, [39] [ нужна страница ] но не таким образом, чтобы это указывало на то, что руническое письмо было по своей сути более магическим, чем другие системы письма, такие как латынь или греческий.

Средневековое использование

[ редактировать ]
Codex Runicus , пергаментная рукопись примерно 1300 года нашей эры, содержащая один из старейших и лучше всего сохранившихся текстов сканского закона , полностью написана рунами.

По мере того как протогерманский язык развивался в более поздние языковые группы, слова, приписываемые рунам, и звуки, представленные самими рунами, начали несколько расходиться, и каждая культура создавала новые руны, слегка переименовывала или меняла названия своих рун или прекращала использовать устаревшие руны. полностью, чтобы приспособиться к этим изменениям. Таким образом, англосаксонский футорк имеет несколько собственных рун, обозначающих дифтонги, уникальные для древнеанглийского языка (или, по крайней мере, распространенные в нем).

Некоторые более поздние рунические находки есть на памятниках ( рунных камнях ), часто содержащих торжественные надписи о людях, умерших или совершивших великие дела. Долгое время считалось, что такого рода грандиозные надписи были основным способом использования рун и что их использование было связано с определенным социальным классом резчиков рун.

Однако в середине 1950-х годов было найдено около 670 надписей, известных как надписи Брюггена в Бергене . [40] Эти надписи делались на дереве и кости, часто в форме палочек разного размера и содержали информацию повседневного характера — от бейджиков с именами, молитв (часто на латыни ), личных посланий, деловых писем и выражений привязанности, на непристойные фразы нецензурного, а иногда и пошлого характера. После этой находки в настоящее время принято считать, что, по крайней мере в последнее время, руническая система письма была широко распространенной и распространенной.

Альманах сабо 17-го века, собранный сэром Хансом Слоаном , сейчас находится в коллекции Британского музея.

В позднем Средневековье руны также использовались в альманахах (иногда называемых Руническим посохом , Примом или скандинавским календарем ) Швеции и Эстонии . Подлинность некоторых памятников с руническими надписями, найденных в Северной Америке, оспаривается; большинство из них датированы современностью.

Руны в эддической поэзии

[ редактировать ]

В скандинавской мифологии рунический алфавит засвидетельствован божественным происхождением ( древнескандинавский : reginkunnr ). Это засвидетельствовано еще на камне Нолеби ок руническом . 600 г. н.э. , который читается как Руно фахи рагинакундо тодж[е'к]а... , что означает «Я готовлю подходящую божественную руну...» [41] и в свидетельстве 9-го века на руническом камне Спарлёса , которое гласит Ok rað runaʀ þaʀ rægi[n]kundu , что означает «И интерпретировать руны божественного происхождения». [42] В «Поэтическая Эдда» стихотворении «Хавамал» , Станца 80, руны также описываются как reginkunnr :

Поэма «Хавамал» объясняет, что создателем рун было главное божество Один . Станца 138 описывает, как Один получил руны посредством самопожертвования:

В строфе 139 Один продолжает:

В стихотворении «Поэтическая Эдда» «Ригсюла» рассказывается о другом происхождении того, как рунический алфавит стал известен людям. В стихотворении рассказывается, как Риг называют Хеймдаллем , которого во введении , произвел на свет трех сыновей — Тралла (раба), Чурла (свободного человека) и Ярла (благородного) — от человеческих женщин. Эти сыновья стали предками трех классов людей, обозначенных их именами. Когда Ярл достиг того возраста, когда он начал обращаться с оружием и проявлять другие признаки благородства, Риг вернулся и, объявив его своим сыном, научил его рунам. В 1555 году изгнанный шведский архиепископ Олаус Магнус записал традицию, согласно которой человек по имени Кеттил Рунске украл у Одина три рунических посоха и изучил руны и их магию.

Рунические алфавиты

[ редактировать ]

Старший Футарк (2-8 вв.)

[ редактировать ]
Деталь надписи Старшего Футарка на копии одного из Золотых Рогов Галлехуса V века нашей эры, найденного в Ютландии , ныне Дания.

Старший Футарк, используемый для письма на прото-норвежском языке , состоит из 24 рун, которые часто располагаются в трех группах по восемь рун; каждая группа называется ætt (древнескандинавское слово означает « клан, группа »). Самый ранний известный последовательный список полного набора из 24 рун датируется примерно 400 годом нашей эры и находится на камне Килвер в Готланде , Швеция.

Скорее всего, у каждой руны было имя, выбранное для обозначения звука самой руны. Однако эти имена непосредственно не засвидетельствованы самим Старшим Футарком. Германские филологи реконструируют имена на протогерманском языке на основе названий рун в более поздних алфавитах, засвидетельствованных в рунических поэмах , и связанных названий букв готического алфавита . Например, буква /а/ получила название от рунической буквы называется Ансуз . Звездочка перед названиями рун означает, что они являются непроверенными реконструкциями . 24 руны Старшего Футарка: [45]

Руна ПСК Пер. НАСИЛИЕ Протогерманское имя Значение
жж /ɸ/, /ф/ *сжимать «движимое имущество, богатство»
вв /в)/ ?*уруз « тур », дикий бык (или *ûram «вода/шлак»?)
эт, þто есть /θ/, /ð/ ?*турисаз «Чт» ( см. Ётунн ) или *þunraz («бог Тунраз »)
аа / а (ː) / *ансуз "бог"
рр /р/ *радио «поездка, путешествие»
кк (с) /к/ ?* любовь "язва"? (или *кеназ «факел»?)
гг /ɡ/ *построен "подарок"
ВВ /В/ *вуньдзё "радость"
час часᚺ ᚻ час /час/ *хагалаз «град» (осадки)
нн /н/ *наудиз "нуждаться"
яя /я)/ *сокр. "лед"
дждж /Дж/ *ягненок- «год, хороший год, урожай»
й, нетï (æ) /æː/ [46] *ī(h)ваз "тис"
пп /п/ ?*четвер- значение неизвестно; возможно, «груша».
СС /С/ ?*альгиз «лось» (или «защита, защита» [47] )
с сᛊ ᛋ с /с/ *вздыхает "солнце"
тт /т/ *тиваз «бог Тиваз »
бб /б/ *верно " берёза "
ии /И)/ *любовь "лошадь"
мм /м/ *манназ "мужчина"
лл /л/ * лагуз «вода, озеро» (или, возможно, *laukaz «порей»)
ŋ ŋŋ /ŋ/ *ингваз «бог Ингваз »
дд /д/ *дагаз "день"
тоттот / о (ː) / *оранжевый-/*оранжевый- «наследие, поместье, владение»

Англосаксонские руны (V-XI вв.)

[ редактировать ]
Англосаксонский футорк

Англосаксонские руны, также известные как футорк (иногда пишется футорк ), представляют собой расширенный алфавит, состоящий из 29, а позже и 33 символов. Вероятно, он использовался с V века. Существуют конкурирующие теории относительно происхождения англосаксонского (также называемого англо-фризским) футорка. Одна теория предполагает, что она была разработана во Фризии , а затем распространилась в Англию . [ нужна ссылка ] другой утверждает, что скандинавы привезли руны в Англию, где футорк был модифицирован и экспортирован во Фризию. [ нужна ссылка ] Некоторые примеры надписей футорка встречаются на скрамасаксе Темзы , в Венском кодексе , в Коттоне Ото Bx ( англосаксонская руническая поэма ) и на Кресте Рутвелла .

Англосаксонская руническая поэма дает следующие символы и имена: фео, ура, сухость, , ряд, цен, гыфу, Линн, легко, наслаждайся это, дает, ах , , возможно, эол, Сигел, стрелять, беорк, да, чувак, песня, в, Этель, тесто, и , æsc, Иор, ухо.

Дополнительные руны, встречающиеся за пределами рунического стихотворения, включают: слово, расчет, гар, и Стэн. Некоторые из этих дополнительных букв были найдены только в рукописях . Feoh, þorn и sigel означали [f], [θ] и [s] в большинстве сред, но озвучивались как [v], [ð] и [z] между гласными или звонкими согласными. Gyfu и wynn обозначали буквы yogh и wynn , которые в среднеанглийском языке превратились в [g] и [w] .

«Маркоманнические руны» (8-9 вв.)

[ редактировать ]
Маркоманские руны

Рунический алфавит, состоящий из смеси Старшего Футарка с англосаксонским футорком, зафиксирован в трактате под названием De Inventione Litterarum , приписываемом Храбану Мауру и сохранившемся в рукописях 8-го и 9-го веков преимущественно из южной части Каролингской империи ( Алемания). , Бавария ). Текст рукописи относит руны к маркоманнам, quos nos Nordmannos vocamus , и поэтому традиционно алфавит называется «маркоманскими рунами», но он не имеет никакой связи с маркоманами , а скорее представляет собой попытку каролингских ученых изобразить все буквы латинские алфавиты с руническими эквивалентами.

Вильгельм Гримм обсуждал эти руны в 1821 году. [48]

Младший Футарк (9-11 вв.)

[ редактировать ]
Младший Футарк : руны с длинными ветвями и руны с короткими ветками.
XI века, выполненная в Рамсунге, также представляет собой руническую надпись, подробно описывающую возведение моста для любимого человека, и Резьба Рамсунга представляет собой камень Сигурда , на котором изображена легенда о Сигурде .

Младший Футарк, также называемый Скандинавским Футарком, представляет собой уменьшенную форму Старшего Футарка , состоящую всего из 16 символов. Сокращение коррелирует с фонетическими изменениями, когда прото-норвежский язык превратился в древнескандинавский . Их можно найти в Скандинавии и поселениях эпохи викингов за границей, вероятно, они использовались с 9 века. Они делятся на руны с длинными ветвями (датские) и с короткими ветвями (шведские и норвежские). Разница между двумя версиями является предметом споров. По общему мнению, разница между ними была функциональной (а именно, руны с длинными ветвями использовались для документации на камне, тогда как руны с короткими ветками использовались в повседневном использовании для частных или официальных сообщений на дереве).

Средневековые руны (12-15 вв.)

[ редактировать ]
Средневековые руны
Церковный колокол из Салеби, Вестергётланд , Швеция, включая руническую надпись 1228 года нашей эры.

В средние века Младший Футарк в Скандинавии был расширен, так что он снова содержал по одному знаку для каждой фонемы древнескандинавского языка . Были введены пунктирные варианты глухих знаков для обозначения соответствующих звонких согласных или наоборот, глухие варианты звонких согласных, а также появилось несколько новых рун для гласных звуков. Надписи в средневековых скандинавских рунах демонстрируют большое количество вариантов рунических форм, а некоторые буквы, такие как s , c и z , часто использовались как взаимозаменяемые. [49] [50]

Средневековые руны использовались до 15 века. Из общего числа норвежских рунических надписей, сохранившихся сегодня, большая часть — средневековые руны. было обнаружено более 600 надписей с использованием этих рун Примечательно, что с 1950-х годов в Бергене , преимущественно на деревянных палочках (так называемые Брюггенские надписи ). Это указывает на то, что руны широко использовались наряду с латинским алфавитом на протяжении нескольких столетий. Действительно, некоторые средневековые рунические надписи написаны на латыни.

Далекарлианские руны (16-19 вв.)

[ редактировать ]
Далекарлианские руны

По словам Карла-Густава Вернера, «в изолированной провинции Даларна в Швеции возникла смесь рун и латинских букв». [51] Далекарлианские руны вошли в обиход в начале 16 века и использовались до 20 века. [52] Продолжается некоторая дискуссия о том, было ли их использование непрерывной традицией на протяжении всего этого периода или люди в 19 и 20 веках изучали руны из книг, написанных на эту тему. Список символов использовался в основном для транскрипции шведского языка в регионах, где эльфдальский язык преобладал .

Отличия от римского письма

[ редактировать ]

Хотя римское письмо в конечном итоге заменило руны в большинстве контекстов, оно значительно отличалось от рунического письма. Например, о различиях между использованием англосаксонских рун и латиницей, пришедшей им на смену, рунолог Виктория Саймонс говорит:

Фудорк не только отличается от римского алфавита внешним видом и порядком букв, но и тем, что, в отличие от своих римских аналогов, рунические буквы часто связаны не только со звуковыми значениями, но и с именами. Эти имена часто являются существительными и почти во всех случаях начинаются со звукового значения, представленного соответствующей буквой. ... Тот факт, что каждая руна представляет [как] звуковое значение, так и слово, придает этой системе письма многозначность, которая еще больше отличает ее от римского письма. Латинская буква просто представляет свое звуковое значение. При использовании, например, для нумерации страниц такие буквы могут приобретать дополнительное значение, но оно локализовано в контексте отдельной рукописи. Рунические буквы, с другой стороны, по своей сути многовалентны; они могут (и часто так и делают) одновременно представлять несколько различных видов информации. Этот аспект рунических букв часто используется и эксплуатируется писателями и писцами, которые включают их в свои рукописи. [53]

Использование в качестве иероглифов ( термин руны )

[ редактировать ]

Помимо их исторического использования в качестве букв в рунических алфавитах, руны также использовались для обозначения их имен ( идеограмм ). Такие случаи иногда называют посредством современного немецкого заимствованного слова Begriffsrunen , означающего «концептуальные руны» (единственное число Begriffsrune ). Критерии использования Begriffsrunen и частота их использования древними авторами рун остаются спорными. [54] Тема Бегриффсрунена вызвала много дискуссий среди рунологов. Рунолог Клаус Дювель предложил два критерия для идентификации рун как Begriffsrunen : графический аргумент и семантический аргумент. [54]

Примеры терм-рун (или потенциальных терм-рун ) включают следующее:

Надпись Дата Скрипт Язык Руна Примечания
Линдхольм амулет 2-4 века Старший Футарк Прото-норвежский Несколько разных рун В этой надписи несколько рун повторяются в предложении, образуя неизвестное значение. Различные ученые предположили, что эти руны представляют собой повторяющиеся Begriffsrunen .
Кольцо Пьетроасса 250–400 гг. н.э. Старший Футарк Готика Одал (руна) Этот предмет порезали воры, повредив одну из рун. Ученые обсуждали идентичность этой руны до тех пор, пока не была переиздана ее фотография, которая, по мнению рунолога Бернарда Миса, ясно указывает на то, что это была Одал (руна) . [55]
Стентофтенский рунный камень 500–700 гг. н. э. Старший Футарк Прото-норвежский Ягненок Эта надпись обычно упоминается как содержащая руну Бегриффс . [54]

В дополнение к приведенным выше примерам, несколько различных рун встречаются в качестве иероглифов в древнеанглийских и древнескандинавских рукописях (с участием англосаксонских рун и рун Младшего Футарка соответственно). Рунолог Томас Биркетт резюмирует эти многочисленные случаи следующим образом:

Руна maðr регулярно встречается в исландских рукописях, руна fé несколько реже, тогда как в англосаксонских рукописях руны mon , dæg , wynn и eþel используются время от времени. Это одни из наиболее функциональных названий рун, которые сравнительно часто встречаются в письменной речи, в отличие, например, от неуловимого peorð , которое в качестве сокращения практически бесполезно из-за своей редкости. Практичность использования сокращения для знакомого существительного, такого как «человек», наглядно продемонстрирована в древнескандинавском стихотворении Hávamál , где руна maðr используется в общей сложности сорок пять раз, экономя значительное количество места и усилий ( Codex Regius : 5–14) [56]

Академическое обучение

[ редактировать ]

Современное изучение рун было начато в эпоху Возрождения Иоганнесом Буреусом (1568–1652). Буреус считал руны священными или магическими в каббалистическом смысле. Изучение рун было продолжено Олофом Рудбеком-старшим (1630–1702) и представлено в его сборнике «Атлантика» . Андерс Цельсий (1701–1744) еще больше расширил науку о рунах и объездил всю Швецию, чтобы изучить рунстенар . С «золотого века филологии » в XIX веке рунология образовала специализированную ветвь германского языкознания .

Тело надписей

[ редактировать ]
Гребень Вимосе с острова Фюн в Дании имеет самую раннюю известную руническую надпись (150–200 гг. н.э.) и просто читается как ᚺᚨᚱᛃᚨ «Харья», мужское имя. [57]

Самая большая группа сохранившихся рунических надписей — это эпохи викингов рунные камни Младшего Футарка , которые обычно встречаются в Дании и Швеции. [58] Другая большая группа — средневековые руны, чаще всего встречающиеся на небольших предметах, чаще всего на деревянных палочках. Наибольшую концентрацию рунических надписей составляют надписи Брюггена найденные в Бергене , всего их более 650. Надписей Старшего Футарка насчитывается около 350, из них около 260 — из Скандинавии, из них около половины — на брактеатах . Англосаксонские футорковые надписи насчитывают около 100 экземпляров.

Современное использование

[ редактировать ]

Рунические алфавиты неоднократно использовались со времен возрождения викингов в 18 веке , в скандинавском романтическом национализме ( Gothicismus ) и германском оккультизме в 19 веке, а также в контексте жанра фэнтези и современного германского язычества в 20 веке. [ нужна ссылка ]

Эзотерика

[ редактировать ]

Германский мистицизм и нацистская Германия

[ редактировать ]
Руническое письмо на надгробии 1886 года в Паркенде , Англия.
С 1933 года знаки отличия подразделения Schutzstaffel включали две сиг-руны , которые произошли от Арманен Футарка , изобретенного в 19 веке фёлкишским автором Гвидо фон Листом .

Пионером арманистской ветви ариософии и одной из наиболее важных фигур эзотеризма в Германии и Австрии в конце 19-го и начале 20-го века был австрийский оккультист, мистик и народный писатель Гвидо фон Лист . В 1908 году он опубликовал в Das Geheimnis der Runen («Тайна рун») набор из восемнадцати так называемых « арманенских рун », основанных на Младшем Футарке и рунах собственного введения Листа, которые якобы были ему открыты. сыграло использование рун в германском мистицизме , особенно «Арманенских рун» Листа и производных « рун Вилигута » Карла Марии Вилигута в состоянии временной слепоты после операции по удалению катаракты на обоих глазах в 1902 году. Определенную роль в нацистской символике . Увлечение рунической символикой в ​​основном ограничивалось Генрихом Гиммлером и не разделялось другими членами нацистского высшего эшелона. Следовательно, руны появляются в основном в знаках отличия, связанных с Шуцстаффелем («СС»), военизированной организацией, возглавляемой Гиммлером. Вилигуту приписывают разработку SS-Ehrenring , на котором изображен ряд «рун Вилигута». [ нужна ссылка ]

Современное язычество и эзотерика

[ редактировать ]

Руны популярны в эзотерике Нью Эйдж , современном германском язычестве и в меньшей степени в других формах современного язычества . Различные системы рунического гадания были опубликованы с 1980-х годов, в частности Ральфом Блюмом (1982), Стивеном Флауэрсом (1984 и далее), Стефаном Гранди (1990) и Найджелом Пенником (1995). [ нужна ссылка ]

Теория Утарка изначально была предложена как научная гипотеза Сигурдом Агрелом в 1932 году.В 2002 году шведский эзотерик Томас Карлссон популяризировал этот рунический ряд «Утарк», который он называет «ночной стороной рун», в контексте современного оккультизма. [ нужна ссылка ]

Логотип Bluetooth с инициалами Харальда Блотана

Логотип Bluetooth представляет собой комбинацию двух рун Младшего Футарка . хагал и bjarkan , эквивалент букв H и B, которые являются инициалами Харальда «Блютус» Гормссона имени ( Bluetooth на английском языке), который был королем Дании в эпоху викингов . [ нужна ссылка ]

Фэнтезийная литература

[ редактировать ]

Руны играют важную роль в рассказе ужасов «Извлечение рун» академического медиевиста и автора историй о привидениях М. Р. Джеймса, впервые опубликованном в его сборнике 1911 года «Еще истории о привидениях антиквара». В Дж. Р. Р. Толкина романе «Хоббит » (1937) англосаксонские руны используются на карте и на титульном листе, чтобы подчеркнуть его связь с гномами . Они также использовались в первоначальных набросках «Властелина колец» , но позже были заменены руноподобным алфавитом Кирта , изобретенным Толкином, используемым для записи языка гномов, кхуздула . Следуя Толкину, исторические и вымышленные руны обычно появляются в современной популярной культуре, особенно в фэнтезийной литературе , например, в Джоан Роулинг » « Гарри Поттере , где руны являются предметом, преподаваемым в Хогвартсе, а также в 7-й книге « Гарри Поттер и Дары смерти» , Дамблдора. подарил Гермионе детскую книгу под названием «Сказки барда Бидля» , написанную рунами. [ нужна ссылка ]

Видео, настольные и ролевые игры

[ редактировать ]

Руны широко используются во многих видеоиграх, включающих темы ранних германских культур, включая Hellblade: Senua's Sacrifice , Jøtun , Northgard и God of War . Они используются для самых разных целей, в том числе в качестве имен, символов, украшений и на рунических камнях, которые предоставляют информацию о скандинавской мифологии и предыстории повествования игры. [59] [60] [61]

В видеоигре 1992 года «Хеймдалль» руны использовались как «магические символы», связанные с противоестественными силами. В ролевых играх , таких как Ultima серия , для внутриигровых знаков, печатных карт и буклетов используется рунический шрифт, а Metagaming от The Fantasy Trip использовала рунический шифр для подсказок и шуток во всех своих публикациях. [ нужна ссылка ]

Рунические стальные штампы, Старший Футарк

Рунические алфавиты были добавлены в стандарт Unicode в сентябре 1999 года с выпуском версии 3.0.

Блок Юникода для рунических алфавитов — U+16A0–U+16FF. Он предназначен для кодирования букв Старшего Футарка , англо-фризских рун и Младшего Футарка длинноветвистых и коротковетвистых (но не бесставочных) вариантов, в тех случаях, когда родственные буквы имеют одинаковую форму, прибегая к « унификации ». ".

Блок Unicode 3.0 содержал 81 символ: 75 рунических букв (U+16A0–U+16EA), 3 знака препинания (руническая одинарная пунктуация U+16EB). , руническая множественная пунктуация U+16EC и рунический крест U+16ED ) и три рунических символа, которые используются в ставах рунического календаря раннего Нового времени («Руны с золотым числом», рунический символ Арлауга U + 16EE). , рунический символ Твимадура U+16EF , рунический Бельгтора U+16F0 символ ). Начиная с версии Unicode 7.0 (2014 г.), было добавлено восемь символов, три из которых относятся к способу написания современного английского языка Дж. Р. Р. Толкином англосаксонскими рунами, а пять - к «криптограммным» символам гласных, использованным в надписи на Шкатулке Франков .

Рунический [1] [2]
Официальная таблица кодов Консорциума Unicode (PDF)
 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б С Д И Ф
U + 16 Топор
U + 16Bx
U + 16Cx
U + 16Dx
U + 16Ex
U + 16Fx
Примечания
1. ^ Начиная с версии Unicode 15.1.
2. ^ Серые области обозначают неназначенные кодовые точки.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Самая старая известная руническая надпись датируется примерно 150 годом нашей эры и находится на гребне, обнаруженном в болоте Вимозе , Фюн , Дания . [15] Надпись гласит: харджа ; Спорный кандидат на надпись I века находится на малоберцовой кости Мельдорфа в южной Ютландии .
  2. ^ Надписи, такие как wagnija , niþijo и harija , предположительно представляют названия племен, предположительно вангионес , ниденсис и племена харии , расположенные в Рейнской области . [23] Поскольку имена, оканчивающиеся на -io, отражают германскую морфологию, представляющую латинское окончание -ius , а суффикс -inius был отражен германским -inio- , [24] [25] вопрос о проблемном окончании -ijo в прото-норвежском мужском роде можно было бы решить, допустив влияние Рима (Рейнланда), в то время как «неуклюжее окончание -a в слове laguþewa [26] можно решить, признав тот факт, что это имя действительно может быть западногерманским». [23]
  3. ^ Penzl & Hall 1994a предполагают период «прото-нордического-западногерманского» единства вплоть до V века и надписи на рогах Галлехуса . [27]
  4. ^ Разделение на северо-западно-германский и прото-норвежский несколько условно. [28]
  1. ^ Химельфарб, Элизабет Дж. «Первый алфавит, найденный в Египте» , Archeology 53, выпуск 1 (январь/февраль 2000 г.): 21.
  2. ^ Руника (PDF) (диаграмма), Unicode, заархивировано (PDF) из оригинала 07 октября 2021 г. , получено 24 марта 2018 г.
  3. ^ Спуркланд, Терье (2005). Норвежские руны и рунические надписи . Вудбридж: Пресса Бойделла. стр. 42–43. ISBN  1-84383-186-4 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Кох 2020 , с. 137.
  5. ^ de Vries 1962 , pp. 453–454; Orel 2003 , p. 310; Koch 2020 , p. 137
  6. ^ Перейти обратно: а б Оксфордский онлайн-словарь английского языка , sv † round , n. и руна , п.2.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. п. 316. ИСБН  9789004173361 .
  8. ^ Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. п. 122. ИСБН  9782877723695 .
  9. ^ Перейти обратно: а б де Врис 1962 , стр. 453–454.
  10. ^ Orel 2003 , p. 310.
  11. ^ Orel 2003 , pp. 155, 190, 310.
  12. ^ Хаккинен, Кайса. Этимологический словарь современной Финляндии
  13. ^ Словарь современной Финляндии: «rimu»
  14. ^ «Словарь литовского языка» . ЛКЗ. Архивировано из оригинала 11 августа 2017 г. Проверено 13 апреля 2010 г.
  15. ^ Стоклунд 2003 , стр. 173.
  16. ^ Человек 2000 .
  17. ^ Оденстедт 1990 .
  18. ^ Уильямс 1996 .
  19. ^ Словарь средних веков (в стадии подготовки). Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 23 июня 2007 г.
  20. ^ Марки 2001 .
  21. ^ Бонфанте, Джулиано; Бонфанте, Лариса (2002). Этрусский язык . Издательство Манчестерского университета. п. 119. ИСБН  9780719055409 . Архивировано из оригинала 22 июня 2015 г. Проверено 22 июня 2015 г.
  22. ^ Рикс, Роберт В. (2011). «Руны и римлянин: германская грамотность и значение рунического письма». Текстовые культуры . 6 : 114–144. дои : 10.2979/textcult.6.1.114 .
  23. ^ Перейти обратно: а б Дубление 1997г .
  24. ^ Вайсгербер 1968 , стр. 135, 392 и далее.
  25. ^ Вайсгербер 1966–1967 , с. 207.
  26. ^ Сиретт 1994 , стр. 44 и далее.
  27. ^ Пензл и Холл 1994b , с. 186.
  28. ^ Перейти обратно: а б Антонсен 1965 , стр. 36.
  29. ^ Перейти обратно: а б Саймонс 2020: 5.
  30. ^ Маттингли 2009: 39.
  31. ^ Перейти обратно: а б "Hávamál", Norrøne Tekster og Kvad , Норвегия, заархивировано из оригинала 8 мая 2007 г.
  32. ^ Ларрингтон 1999 , с. 37.
  33. ^ «DR 360», Rundata (запись) (изд. 2.0 для Windows) .
  34. ^ MacLeod & Mees 2006 , стр. 100–01.
  35. ^ Страница 2005 , с. 31.
  36. ^ Тацит, Корнелиус (1942). «Германия и ее племена, глава 10» . В церкви Альфреда Джона; Уильям Джексон Бродрибб; Лиза Серрато (ред.). Полное собрание сочинений Тацита (изд. Персея, 1999 г.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. Архивировано из оригинала 03 августа 2020 г. Проверено 18 января 2023 г.
  37. ^ Фут и Уилсон 1970 .
  38. ^ Фут и Уилсон 1970 , с. 401.
  39. ^ Маклауд и Мис 2006 .
  40. ^ Уильям, Гарет (2007). Запад над морем: исследования скандинавской морской экспансии и заселения до 1300 года . Издательство «Брилл» . п. 473. ИСБН  9789047421214 . Проверено 22 мая 2018 г.
  41. ^ «Vg 63», Rundata (запись) (изд. 2.0 для Windows) .
  42. ^ «Vg 119», Rundata (запись) (изд. 2.0 для Windows) .
  43. ^ Ларрингтон 1999 , с. 25
  44. ^ Перейти обратно: а б Ларрингтон 1999 , с. 34
  45. ^ Страница 2005 , стр. 8, 15–16.
  46. ^ также переводится как /ɛː/ , см. протогерманскую фонологию .
  47. ^ Ральф Уоррен, Виктор Эллиотт, Руны: введение, Manchester University Press ND, 1980, 51-53.
  48. ^ Гримм, Уильям (1821), «18», Ueber deutsche Runen [ О немецких рунах ] (на немецком языке), стр. 149–59 .
  49. ^ Якобсен и Мольтке 1942 , с. VII.
  50. ^ Вернер 2004 , с. 20.
  51. ^ Вернер 2004 , с. 7.
  52. ^ Брикс, Лиза (21 мая 2015 г.). «Изолированные люди в Швеции перестали использовать руны только 100 лет назад» . НаукаСкандинавия . Архивировано из оригинала 19 июля 2019 года . Проверено 22 июля 2015 г.
  53. ^ Саймонс 2016 , с. 6-7.
  54. ^ Перейти обратно: а б с См. обсуждение, например, в Düwel 2004 : 123–124 и Looijenga 2003 :
  55. ^ Маклауд и Мис 2006: 173.
  56. ^ Биркетт 2010: 1.
  57. ^ Лоойенга 2003: 160.
  58. ^ де Грюйтер, Уолтер (2002). Северные языки, Том 1 . Вальтер де Грюйтер. стр. 700. ИСБН  9783110197051 . Проверено 22 мая 2018 г.
  59. ^ Лизиана 2018 , стр. 16, 20, 35–36.
  60. ^ Нортгард .
  61. ^ Хакала 2020 , стр. 21.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20e63feec37c350441e4548a588c379a__1722266640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/9a/20e63feec37c350441e4548a588c379a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rune - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)