Линдхольм амулет

, «Амулет» Линдхольма указанный как DR 261 в Рундате , представляет собой кусок кости, вырезанный в форме ребра, датированный II-IV веками (позднеримский железный век ) и имеющий руническую надпись . Кусок кости Линдхольма датируется периодом с 375 по 570 годы н. э., его длина в самых длинных точках составляет около 17 сантиметров. В настоящее время он находится в Историческом музее Лундского университета в Швеции. [1]
Его нашли в 1840 году в Сконе , Швеция , при вырубке торфа на болоте. [2] Это разрезало кость пополам и привело к разрушению одной руны во второй строке текста, хотя большая часть артефакта осталась нетронутой. [2]
Надпись
[ редактировать ]Надпись гласит
- ᛖᚲᛖᚱᛁᛚᚨᛉᛋᚨ[ᚹ]ᛁᛚᚨᚷᚨᛉᚺᚨᛏᛖᚲᚨ᛬
- ᚨᚨᚨᚨᚨᚨᚨᚨᛉᛉᛉᚾᚾ[ᚾ]ᛒᛗᚢᛏᛏᛏ᛬ᚨᛚᚢ᛬
- ек эрилаз са вилагаз хатека:
- аааааааззззнн-бмуттт : алу : [3]
Первая строка транскрибируется на прото-норвежский язык как Ek erilaz sa Wilagaz haite'ka или Ek erilaz Sawilagaz haite'ka .Это переводится как «Я (ан) эрилаз , меня называют хитрым» (или «Меня зовут Савилагаз »).Если слово в первой строке перевести как имя, Савилагаз означает «тот, что принадлежит Солнцу ( Совило )». Если слово переводится как «хитрый», «хитрый» или «лживый», то оно может быть связано с именем Одина или другого бога. [2]
Последовательность во второй строке содержит «магическую» цепочку рун, заканчивающуюся на alu .Три последовательные руны Тиваз могут быть обращением к богу Тиваз , а восемь рун Ансуз — обращением или символическим списком восьми богов . [4]
Интерпретация
[ редактировать ]Частично это связано с формулой самой надписи, которая отсылает к тому, как Один часто называл себя Гримнисмалом . Слово «эрилаз» часто встречается в руническом письме как способ идентификации человека, вырезающего руну. Надпись также можно интерпретировать как «Я «эрил», знающий магию».Причина, по которой начертатель рун называет себя хитрым или хитрым, скорее всего, заключается в том, что он вот-вот попадет в ситуацию, в которой ему понадобятся эти качества, чтобы одержать победу. Это дает нам некоторое представление о назначении амулета Линдхольма и других подобных исторических рунических артефактов. [5]
Алфавит
[ редактировать ]Написание выполнено особым руническим алфавитом, известным как Старший Футарк . Это древнейшая форма рунического письма, которая часто использовалась как германскими, так и северо-западными германскими племенами для нанесения надписей на оружие, амулеты и магические инструменты. Например, Старший Футарк использовался для прото-норвежского языка . [1]
Рунический алфавит на первый взгляд представляет собой не что иное, как простой код для общения и записи. Очень сложно точно узнать предназначение этих рунических надписей; многие полагают, что они имеют религиозный, духовный или даже магический подтекст. Многие считают, что рунические алфавиты предназначены исключительно для магических целей. На поверхности Линдхольмской кости высечена, казалось бы, бессмысленная надпись, и по этой причине ее часто считают ярким примером рунической магии, используемой, возможно, для помощи воину в бою или даже для того, чтобы помочь принести процветание бедному нищему. [6]
Весьма вероятно, что этот конкретный артефакт был амулетом, используемым в магических целях, чтобы вызвать силу какого-то божества. Об этом свидетельствует сама надпись: вместо того, чтобы читать логически, она повторяет, ряд *ансуз может быть прочитан как восьмикратное повторение обращения к божеству, как это делается в магическом ритуале. При этом важно помнить, что рунический алфавит использовался для многих вещей, помимо магических заклинаний и ритуальных устройств. [4]
Сходство с древком копья Крагехула.
[ редактировать ]( Говорят, что древко копья Крагехула которое также было найдено в болоте) и амулет Линдхольма имеют очень похожие надписи.Это может быть связано с тем, что в руническом письме довольно распространено следовать формуле «я такой-то» при гравировке предмета с руническими надписями. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Линдхольмен, кусок кости» . База данных РунеС . Академия наук Геттингена.
- ^ Перейти обратно: а б с Флауэрс, Стивен Э. (2006), «Как делать что-то с рунами: семиотический подход к оперативному общению», в Стоклунде, Мари; Нильсен, Майкл Лерш; и др. (ред.), Руны и их секреты: исследования по рунологии, том 2000 , Копенгаген: Museum Tusculanum Press, стр. 72–79, ISBN 87-635-0428-6
- ^ «Руническая надпись ДР 261» . База данных скандинавских рунических текстов (изд. 2020 г.). Уппсальский университет: факультет скандинавских языков . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Спуркланд, Терье (2005). Норвежские руны и рунические надписи . Бойделл Пресс. п. 12. ISBN 1-84383-186-4 .
- ^ Стоклунд, Мари (2006). Руны и их тайны: исследования по рунологии . Музей Тускуланум Пресс. стр. 72–73, 461. ISBN. 9788763504287 .
- ^ Лоойенга, Тинеке (2003). Тексты и контексты древнейших рунических надписей . Брилл Пресс. стр. 12, 383. ISBN. 9004123962 .
- ^ Лоойенга, Тинеке (2003). Тексты и контексты древнейших рунических надписей . Брилл Пресс. стр. 135, 383. ISBN. 9004123962 .