Jump to content

иератический

иератический
Переписанный папирус, ок. 1500 г. до н.э.
Тип сценария с согласными
Период времени
в. 3200 г. до н.э. – 3 век н.э.
Направление Смешанный
Языки Египетский язык
Связанные скрипты
Родительские системы
Дочерние системы
Демотический
возможно, вдохновленный слоговой азбукой Библоса
ИСО 15924
ИСО 15924 Церковь (060) , египетская иератика
Юникод
U+13000–U+1342F (унифицированы с египетскими иероглифами )
Эта статья содержит фонетические транскрипции в Международном фонетическом алфавите (IPA) . Вводное руководство по символам IPA см. в разделе Help:IPA . О различии между [ ] , / / ​​и ⟨   ⟩ см. IPA § Скобки и разделители транскрипции .

Иератический ( / h ə ˈ r æ t ɪ k / ; древнегреческий : ἱερατικά , латинизированный : hieratiká , букв. «священнический») — это название, данное системе скорописи , используемой в Древнем Египте , и основной сценарий, используемый для написания этого письма. язык от его развития в третьем тысячелетии до нашей эры до возникновения демотического языка в середине первого тысячелетия до нашей эры. Первоначально оно было написано тушью тростниковой кистью на папирусе . [1]

Этимология [ править ]

Во втором веке термин иератический впервые был использован греческим ученым Климентом Александрийским для описания этой древнеегипетской системы письма. [2] Этот термин происходит от греческого слова «священническое письмо» ( греческий койне : γράμματα ἱερατικά ), поскольку в то время, на протяжении более восьми с половиной веков, иератика традиционно использовалась только для религиозных текстов и литературы.

Иератический также может быть прилагательным , означающим «[или] связанный со священными людьми или должностями; священнический ». [3]

Развитие [ править ]

Иератика развилась как рукописная форма иероглифического письма в период Накада III Древнего Египта, примерно 3200–3000 гг. до н.э. [4] Хотя рукописные печатные иероглифы продолжали использоваться в некоторых формальных ситуациях, таких как рукописи Египетской Книги Мертвых , некурсивное иероглифическое письмо стало в основном ограничиваться монументальными надписями.

еще более скорописное демотическое письмо . Около 650 г. до н.э. на основе иератического письма развилось [1] Демотика возникла в северном Египте и заменила иератику и южную стенографию, известную как ненормальная иератика для большинства обыденных писем, таких как личные письма и коммерческие документы. Иератика продолжала использоваться жрецами для религиозных текстов и литературы до третьего века нашей эры.

Использование и материалы [ править ]

Одно из четырех официальных писем визирю Хаю, скопированное на обломки известняка, остракона.

На протяжении большей части своей долгой истории иератика использовалась для написания административных документов, отчетов, юридических текстов и писем, а также математических, медицинских, литературных и религиозных текстов. В греко-римский период, когда основным административным письмом стал демотический, а затем и греческий язык , иератика ограничивалась в первую очередь религиозными текстами. В целом иератика на протяжении всей истории Египта имела гораздо большее значение, чем иероглифы, поскольку являлась шрифтом, используемым в повседневной жизни. Это была также система письма, которую впервые преподавали студентам, поскольку знание иероглифов было доступно лишь небольшому меньшинству, которое прошло дополнительное обучение. [5] В иероглифических текстах часто можно обнаружить ошибки, возникшие из-за непонимания исходного иератического текста.

иератическое письмо писалось тушью кистью тростниковой или на папирусе , дереве , камне Чаще всего керамической остраке . В римский период тростниковые ручки ( калами также использовались ). Тысячи известняковых остраков были найдены на месте Дейр-эль-Мадины , раскрывая интимную картину жизни простых египетских рабочих. Помимо папируса, камня, керамических черепков и дерева, существуют иератические тексты на кожаных свитках, хотя немногие из них сохранились. Существуют также иератические тексты, написанные на ткани, особенно на полотне, используемом при мумификации . Есть несколько иератических текстов, начертанных на камне, разновидность которых известна как лапидарная иератика. Они особенно распространены на стелах двадцать второй династии .

В конце шестой династии иератика иногда вырезалась на глиняных табличках стилусом , похожим на клинопись . Около пятисот таких табличек было обнаружено во дворце губернатора в Айн-Асиле (Балате). [6] и единственный экземпляр был обнаружен на стоянке Айн аль-Газзарин, оба в оазисе Дахла . [7] [8] [9] На момент изготовления табличек Дахла располагалась вдали от центров производства папируса . [10] На этих табличках записаны описи, списки имен, счета и около пятидесяти писем. Среди писем многие являются внутренними письмами, которые распространялись внутри дворца и местного поселения, но другие были отправлены губернатору из других деревень оазиса.

Характеристики [ править ]

Табличка с иератическим отрывком из «Наставлений Аменемхета» (датированная восемнадцатой династии периодом правления Аменхотепа I , ок. 1514–1493 гг. до н. э. ) гласит: «Будь осторожен со всеми, кто тебе подчинен... Не доверяй брату , не знай друга, не заводи интимных отношений».

Иератическое письмо, в отличие от надписных и рукописных иероглифов , читается справа налево. Первоначально иератическое письмо можно было писать либо столбцами, либо горизонтальными линиями, но после двенадцатой династии (особенно во время правления Аменемхета III ) горизонтальное письмо стало стандартом.

Иератика известна своей скорописью и использованием лигатур для обозначения ряда символов. Иератическое письмо также использует гораздо более стандартизированную орфографию , чем иероглифы; тексты, написанные на последнем языке, часто должны были учитывать внетекстовые аспекты, такие как декоративное использование и религиозные аспекты, которые не присутствовали, скажем, в налоговой квитанции. Есть также некоторые знаки, уникальные для иератики, хотя египтологи изобрели эквивалентные иероглифические формы для иероглифической транскрипции и набора текста. [11] Некоторые иератические символы имеют диакритические дополнения, чтобы можно было легко различить похожие знаки.

Иератика часто присутствует в любой конкретный период в двух формах: сильно лигатурном рукописном письме, используемом для административных документов, и широком унциальном книжном почерке, используемом для литературных, научных и религиозных текстов. Эти две формы часто могут существенно отличаться друг от друга. В письмах, в частности, использовались очень скорописные формы для быстрого написания, часто с большим количеством сокращений для шаблонных фраз, похожих на стенографию .

Очень скорописная форма иератики, известная как «ненормальная иератика», использовалась в фиванской области со второй половины двадцатой династии до начала двадцать шестой династии . [12] [13] Он происходит от письменности административных документов Верхнего Египта и использовался в основном для юридических текстов, договоров аренды земли, писем и других текстов. Этот тип письма был заменен демотическим письмом — нижнегипетской традицией писцов — во время двадцать шестой династии, когда демотическое письмо стало стандартным административным письмом во всем воссоединенном Египте.

Влияние [ править ]

Иератика оказала влияние на ряд других систем письма. Наиболее очевидным является то, что на Demotic , его прямом потомке. С этим связаны демотические знаки меройского письма и заимствованные демотические символы, используемые в коптском алфавите и старнубийском языке .

За пределами долины Нила многие знаки, использованные в слоговой азбуке Библоса, по-видимому, были заимствованы из Древнего царства . иератических знаков [14] Известно также, что в древнем иврите использовались иератические числительные . [15] [16]

Юникод [ править ]

Стандарт Unicode считает иератические символы вариантами шрифта египетских иероглифов , и эти два алфавита были унифицированы. [17] Иероглифы были добавлены в стандарт Unicode в октябре 2009 года с выпуском версии 5.2.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б МакГрегор 2015 , с. 306.
  2. ^ Goedicke (1988 , стр. VII); Венте (2001 , с. 2006). Ссылка сделана в Строматах Климента 5:4.
  3. ^ Определение иератического слова , Бесплатный онлайн-словарь. Проверено 23 октября 2011 г.
  4. ^ Фридхельм Хоффманн (2012), Иератическая и демотическая литература , OUP.
  5. ^ Бейнс 1983 , с. 583.
  6. ^ Сукиассиан, Вуттманн и Панталаччи 2002 .
  7. ^ Позенер-Кригер 1992 .
  8. ^ Панталаччи 1998 .
  9. ^ Книжники и мастера: благородное искусство письма по глине. Архивировано 29 мая 2016 г. в Wayback Machine 29 февраля 2012 г.; Институт археологии UCL
  10. ^ Паркинсон и Квирк 1995 , с. 20.
  11. ^ Гардинер 1929 .
  12. ^ Венте 2001 , с. 210.
  13. ^ Малинин 1974 .
  14. ^ Высокий 1990 год .
  15. ^ Аарон 1966 .
  16. ^ Гольдвассер 1991 .
  17. ^ Стандарт Unicode , версия 5.2.0, глава 14.17, египетские иероглифы [1]

Библиография [ править ]

  • Ахарони, Йоханан (1966). «Использование иератических цифр в еврейской остраке и весах шекелей». Бюллетень американских школ восточных исследований . 184 (184): 13–19. дои : 10.2307/1356200 . JSTOR   1356200 . S2CID   163341078 .
  • Бейнс, Джон Р. (1983). «Грамотность и древнеегипетское общество» . Человек: Ежемесячный отчет антропологической науки . 18 (новая серия): 572–599. Архивировано из оригинала 9 октября 2006 г.
  • Бетро, ​​Мария Кармела (1996). Иероглифы: Письма Древнего Египта . Нью-Йорк; Милан: Abbeville Press (английский); Арнольдо Мондадори (итальянец). стр. 34 –239. ISBN  978-0-7892-0232-1 .
  • Фишер-Эльферт, Ханс-Вернер (2021). Основы истории иератики . Введения и исходные тексты по египтологии. Том 14. Берлин: Лит.
  • Гардинер, Алан Х. (1929). «Транскрипция иератики Нового Царства». Журнал египетской археологии . 15 (1/2): 48–55. дои : 10.2307/3854012 . JSTOR   3854012 .
  • Гедике, Ганс (1988). Старая иератическая палеография . Балтимор: Halgo, Inc.
  • Гольдвассер, Орли (1991). «Египетский писец из Лахиша и иератическая традиция еврейских королевств». Тель-Авив: Журнал Института археологии Тель-Авивского университета . 18 : 248–253.
  • Хох, Джеймс Э. (1990). «Слоговая азбука Библоса: преодоление разрыва между египетскими иероглифами и семитскими алфавитами». Журнал Общества изучения египетских древностей . 20 : 115–124.
  • Янссен, Якобус Йоханнес (2000). «Идиосинкразии в позднем иератическом письме Рамессида». Журнал египетской археологии . 86 : 51–56. дои : 10.2307/3822306 . JSTOR   3822306 .
  • Малинин, Мишель (1974). «Выбор юридических текстов в «ненормальной» иератике и демотике». Тексты и языки Египта фараонов: Сто пятьдесят лет исследований 1822–1972 гг.; Посвящение Жану-Франсуа Шампольону . Полет. 1. Каир:Типография Французского института восточной археологии в Каире. стр. 31–35.
  • МакГрегор, Уильям Б. (2015). Лингвистика: Введение . Издательство Блумсбери. п. 306. ИСБН  978-0-567-48339-3 .
  • Мёллер, Георг Кристиан Юлиус (1927–1936). Иератическая палеография: египетское книжное письмо в его развитии от Пятой династии до Римской империи (2-е изд.). Лейпциг: Книжные магазины JC Hinrichs'schen. 4 тома.
  • Мёллер, Георг Кристиан Юлиус (1927–1935). Иератическое чтение для академического использования (2-е изд.). Лейпциг: Книжные магазины JC Hinrichs'schen. 3 тома.
  • Панталаччи, Лаура (1998). «Эпистолярная документация дворца правителей в Балате -Айн-Асиле ». Бюллетень Французского института восточной археологии . 98 : 303–315.
  • Паркинсон, Ричард Б.; Квирк, Стивен Дж.Дж. (1995). Папирус . Лондон: Издательство Британского музея.
  • Позенер-Кригер, Пауль (1992). «Скрижали сырой земли Балата». В Элизабет Лалу (ред.). Таблички для письма от древности до современности . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 41–49.
  • Сукиасян, Жорж; Вуттманн, Мишель; Панталаччи, Лаура (2002). Дворец губернаторов времен Пепи II: Святилища Ка и их владения . Каир: Типография Французского института восточной археологии в Каире. ISBN  978-2-7247-0313-9 .
  • Верховен, Урсула (2001). Untersuchungen zur spathieratischen Buchschrift . Левен: издательство Peeters и факультет востоковедения.
  • Венте, Эдвард Франк (2001). «Сценарии: иератические». В Дональде Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 3. Оксфорд, Нью-Йорк и Каир: Издательство Оксфордского университета и Американский университет в Каире. стр. 206–210.
  • Виммер, Стефан Якоб (1989). Иератическая палеография нелитературных остраков XIX и XX династий . Висбаден: Harrassowitz Verlag.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87455960f0aa706d39e92f91d4501a41__1715077680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/41/87455960f0aa706d39e92f91d4501a41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hieratic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)