иератический
иератический | |
---|---|
Тип сценария | с согласными |
Период времени | в. 3200 г. до н.э. – 3 век н.э. |
Направление | Смешанный |
Языки | Египетский язык |
Связанные скрипты | |
Родительские системы | Египетские иероглифы
|
Дочерние системы | Демотический возможно, вдохновленный слоговой азбукой Библоса |
ИСО 15924 | |
ИСО 15924 | Церковь (060) , египетская иератика |
Юникод | |
U+13000–U+1342F (унифицированы с египетскими иероглифами ) | |
Иератический ( / h aɪ ə ˈ r æ t ɪ k / ; древнегреческий : ἱερατικά , латинизированный : hieratiká , букв. «священнический») — это название, данное системе скорописи , используемой в Древнем Египте , и основной сценарий, используемый для написания этого письма. язык от его развития в третьем тысячелетии до нашей эры до возникновения демотического языка в середине первого тысячелетия до нашей эры. Первоначально оно было написано тушью тростниковой кистью на папирусе . [1]
Этимология [ править ]
Во втором веке термин иератический впервые был использован греческим ученым Климентом Александрийским для описания этой древнеегипетской системы письма. [2] Этот термин происходит от греческого слова «священническое письмо» ( греческий койне : γράμματα ἱερατικά ), поскольку в то время, на протяжении более восьми с половиной веков, иератика традиционно использовалась только для религиозных текстов и литературы.
Иератический также может быть прилагательным , означающим «[или] связанный со священными людьми или должностями; священнический ». [3]
Развитие [ править ]
Иератика развилась как рукописная форма иероглифического письма в период Накада III Древнего Египта, примерно 3200–3000 гг. до н.э. [4] Хотя рукописные печатные иероглифы продолжали использоваться в некоторых формальных ситуациях, таких как рукописи Египетской Книги Мертвых , некурсивное иероглифическое письмо стало в основном ограничиваться монументальными надписями.
еще более скорописное демотическое письмо . Около 650 г. до н.э. на основе иератического письма развилось [1] Демотика возникла в северном Египте и заменила иератику и южную стенографию, известную как ненормальная иератика для большинства обыденных писем, таких как личные письма и коммерческие документы. Иератика продолжала использоваться жрецами для религиозных текстов и литературы до третьего века нашей эры.
Использование и материалы [ править ]
На протяжении большей части своей долгой истории иератика использовалась для написания административных документов, отчетов, юридических текстов и писем, а также математических, медицинских, литературных и религиозных текстов. В греко-римский период, когда основным административным письмом стал демотический, а затем и греческий язык , иератика ограничивалась в первую очередь религиозными текстами. В целом иератика на протяжении всей истории Египта имела гораздо большее значение, чем иероглифы, поскольку являлась шрифтом, используемым в повседневной жизни. Это была также система письма, которую впервые преподавали студентам, поскольку знание иероглифов было доступно лишь небольшому меньшинству, которое прошло дополнительное обучение. [5] В иероглифических текстах часто можно обнаружить ошибки, возникшие из-за непонимания исходного иератического текста.
иератическое письмо писалось тушью кистью тростниковой или на папирусе , дереве , камне Чаще всего керамической остраке . В римский период тростниковые ручки ( калами также использовались ). Тысячи известняковых остраков были найдены на месте Дейр-эль-Мадины , раскрывая интимную картину жизни простых египетских рабочих. Помимо папируса, камня, керамических черепков и дерева, существуют иератические тексты на кожаных свитках, хотя немногие из них сохранились. Существуют также иератические тексты, написанные на ткани, особенно на полотне, используемом при мумификации . Есть несколько иератических текстов, начертанных на камне, разновидность которых известна как лапидарная иератика. Они особенно распространены на стелах двадцать второй династии .
В конце шестой династии иератика иногда вырезалась на глиняных табличках стилусом , похожим на клинопись . Около пятисот таких табличек было обнаружено во дворце губернатора в Айн-Асиле (Балате). [6] и единственный экземпляр был обнаружен на стоянке Айн аль-Газзарин, оба в оазисе Дахла . [7] [8] [9] На момент изготовления табличек Дахла располагалась вдали от центров производства папируса . [10] На этих табличках записаны описи, списки имен, счета и около пятидесяти писем. Среди писем многие являются внутренними письмами, которые распространялись внутри дворца и местного поселения, но другие были отправлены губернатору из других деревень оазиса.
Характеристики [ править ]
Иератическое письмо, в отличие от надписных и рукописных иероглифов , читается справа налево. Первоначально иератическое письмо можно было писать либо столбцами, либо горизонтальными линиями, но после двенадцатой династии (особенно во время правления Аменемхета III ) горизонтальное письмо стало стандартом.
Иератика известна своей скорописью и использованием лигатур для обозначения ряда символов. Иератическое письмо также использует гораздо более стандартизированную орфографию , чем иероглифы; тексты, написанные на последнем языке, часто должны были учитывать внетекстовые аспекты, такие как декоративное использование и религиозные аспекты, которые не присутствовали, скажем, в налоговой квитанции. Есть также некоторые знаки, уникальные для иератики, хотя египтологи изобрели эквивалентные иероглифические формы для иероглифической транскрипции и набора текста. [11] Некоторые иератические символы имеют диакритические дополнения, чтобы можно было легко различить похожие знаки.
Иератика часто присутствует в любой конкретный период в двух формах: сильно лигатурном рукописном письме, используемом для административных документов, и широком унциальном книжном почерке, используемом для литературных, научных и религиозных текстов. Эти две формы часто могут существенно отличаться друг от друга. В письмах, в частности, использовались очень скорописные формы для быстрого написания, часто с большим количеством сокращений для шаблонных фраз, похожих на стенографию .
Очень скорописная форма иератики, известная как «ненормальная иератика», использовалась в фиванской области со второй половины двадцатой династии до начала двадцать шестой династии . [12] [13] Он происходит от письменности административных документов Верхнего Египта и использовался в основном для юридических текстов, договоров аренды земли, писем и других текстов. Этот тип письма был заменен демотическим письмом — нижнегипетской традицией писцов — во время двадцать шестой династии, когда демотическое письмо стало стандартным административным письмом во всем воссоединенном Египте.
Влияние [ править ]
Иератика оказала влияние на ряд других систем письма. Наиболее очевидным является то, что на Demotic , его прямом потомке. С этим связаны демотические знаки меройского письма и заимствованные демотические символы, используемые в коптском алфавите и старнубийском языке .
За пределами долины Нила многие знаки, использованные в слоговой азбуке Библоса, по-видимому, были заимствованы из Древнего царства . иератических знаков [14] Известно также, что в древнем иврите использовались иератические числительные . [15] [16]
Юникод [ править ]
Стандарт Unicode считает иератические символы вариантами шрифта египетских иероглифов , и эти два алфавита были унифицированы. [17] Иероглифы были добавлены в стандарт Unicode в октябре 2009 года с выпуском версии 5.2.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б МакГрегор 2015 , с. 306.
- ^ Goedicke (1988 , стр. VII); Венте (2001 , с. 2006). Ссылка сделана в Строматах Климента 5:4.
- ^ Определение иератического слова , Бесплатный онлайн-словарь. Проверено 23 октября 2011 г.
- ^ Фридхельм Хоффманн (2012), Иератическая и демотическая литература , OUP.
- ^ Бейнс 1983 , с. 583.
- ^ Сукиассиан, Вуттманн и Панталаччи 2002 .
- ^ Позенер-Кригер 1992 .
- ^ Панталаччи 1998 .
- ^ Книжники и мастера: благородное искусство письма по глине. Архивировано 29 мая 2016 г. в Wayback Machine 29 февраля 2012 г.; Институт археологии UCL
- ^ Паркинсон и Квирк 1995 , с. 20.
- ^ Гардинер 1929 .
- ^ Венте 2001 , с. 210.
- ^ Малинин 1974 .
- ^ Высокий 1990 год .
- ^ Аарон 1966 .
- ^ Гольдвассер 1991 .
- ^ Стандарт Unicode , версия 5.2.0, глава 14.17, египетские иероглифы [1]
Библиография [ править ]
- Ахарони, Йоханан (1966). «Использование иератических цифр в еврейской остраке и весах шекелей». Бюллетень американских школ восточных исследований . 184 (184): 13–19. дои : 10.2307/1356200 . JSTOR 1356200 . S2CID 163341078 .
- Бейнс, Джон Р. (1983). «Грамотность и древнеегипетское общество» . Человек: Ежемесячный отчет антропологической науки . 18 (новая серия): 572–599. Архивировано из оригинала 9 октября 2006 г.
- Бетро, Мария Кармела (1996). Иероглифы: Письма Древнего Египта . Нью-Йорк; Милан: Abbeville Press (английский); Арнольдо Мондадори (итальянец). стр. 34 –239. ISBN 978-0-7892-0232-1 .
- Фишер-Эльферт, Ханс-Вернер (2021). Основы истории иератики . Введения и исходные тексты по египтологии. Том 14. Берлин: Лит.
- Гардинер, Алан Х. (1929). «Транскрипция иератики Нового Царства». Журнал египетской археологии . 15 (1/2): 48–55. дои : 10.2307/3854012 . JSTOR 3854012 .
- Гедике, Ганс (1988). Старая иератическая палеография . Балтимор: Halgo, Inc.
- Гольдвассер, Орли (1991). «Египетский писец из Лахиша и иератическая традиция еврейских королевств». Тель-Авив: Журнал Института археологии Тель-Авивского университета . 18 : 248–253.
- Хох, Джеймс Э. (1990). «Слоговая азбука Библоса: преодоление разрыва между египетскими иероглифами и семитскими алфавитами». Журнал Общества изучения египетских древностей . 20 : 115–124.
- Янссен, Якобус Йоханнес (2000). «Идиосинкразии в позднем иератическом письме Рамессида». Журнал египетской археологии . 86 : 51–56. дои : 10.2307/3822306 . JSTOR 3822306 .
- Малинин, Мишель (1974). «Выбор юридических текстов в «ненормальной» иератике и демотике». Тексты и языки Египта фараонов: Сто пятьдесят лет исследований 1822–1972 гг.; Посвящение Жану-Франсуа Шампольону . Полет. 1. Каир:Типография Французского института восточной археологии в Каире. стр. 31–35.
- МакГрегор, Уильям Б. (2015). Лингвистика: Введение . Издательство Блумсбери. п. 306. ИСБН 978-0-567-48339-3 .
- Мёллер, Георг Кристиан Юлиус (1927–1936). Иератическая палеография: египетское книжное письмо в его развитии от Пятой династии до Римской империи (2-е изд.). Лейпциг: Книжные магазины JC Hinrichs'schen. 4 тома.
- Мёллер, Георг Кристиан Юлиус (1927–1935). Иератическое чтение для академического использования (2-е изд.). Лейпциг: Книжные магазины JC Hinrichs'schen. 3 тома.
- Панталаччи, Лаура (1998). «Эпистолярная документация дворца правителей в Балате -Айн-Асиле ». Бюллетень Французского института восточной археологии . 98 : 303–315.
- Паркинсон, Ричард Б.; Квирк, Стивен Дж.Дж. (1995). Папирус . Лондон: Издательство Британского музея.
- Позенер-Кригер, Пауль (1992). «Скрижали сырой земли Балата». В Элизабет Лалу (ред.). Таблички для письма от древности до современности . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 41–49.
- Сукиасян, Жорж; Вуттманн, Мишель; Панталаччи, Лаура (2002). Дворец губернаторов времен Пепи II: Святилища Ка и их владения . Каир: Типография Французского института восточной археологии в Каире. ISBN 978-2-7247-0313-9 .
- Верховен, Урсула (2001). Untersuchungen zur spathieratischen Buchschrift . Левен: издательство Peeters и факультет востоковедения.
- Венте, Эдвард Франк (2001). «Сценарии: иератические». В Дональде Редфорде (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 3. Оксфорд, Нью-Йорк и Каир: Издательство Оксфордского университета и Американский университет в Каире. стр. 206–210.
- Виммер, Стефан Якоб (1989). Иератическая палеография нелитературных остраков XIX и XX династий . Висбаден: Harrassowitz Verlag.
Внешние ссылки [ править ]
- Древнеегипетские письменности – иератические
- Иератическое письмо
- Египетские письмена в Wayback Machine (архивировано 21 ноября 2016 г.)