Луи Брайль
Луи Брайль | |
---|---|
Рожденный | Купвре , Франция | 4 января 1809 г.
Умер | 6 января 1852 г. Париж, Франция | ( 43 года
Место отдыха |
|
Занятия |
|
Известный | Брайль |
Луи Брайль ( / b r eɪ l / brayl ; Французский: [lwi bʁɑj] ; 4 января 1809 — 6 января 1852) — французский педагог и изобретатель названной в его честь системы чтения и письма — Брайля , предназначенной для использования людьми с нарушениями зрения . Его система используется во всем мире и остается практически неизменной по сей день.
Брайль ослеп на один глаз в возрасте трех лет в результате несчастного случая с шилом мастерской его отца в швейной . В результате возникла инфекция, которая распространилась на оба глаза, что привело к полной слепоте. [1] В то время не было много ресурсов для слепых, но он, тем не менее, преуспел в своем образовании и получил стипендию во французском Королевском институте слепой молодежи . Еще будучи там студентом, он начал разрабатывать систему тактильного кода, которая могла бы позволить слепым людям быстро и эффективно читать и писать. Вдохновленный системой, изобретенной Шарлем Барбье , новый метод Брайля был более компактным и пригодным для различных применений, включая музыку. Впервые он представил свою работу сверстникам в 1824 году, когда ему было пятнадцать лет.
В зрелом возрасте Брайль работал профессором в Институте и работал музыкантом , но большую часть своей жизни он провел, совершенствуя и расширяя свою систему. Он не использовался большинством преподавателей в течение многих лет после его смерти, но потомки признали шрифт Брайля революционным изобретением, и он был адаптирован для использования на языках всего мира.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Луи Брайль родился в Купвре , небольшом городке примерно в двадцати милях к востоку от Парижа, 4 января 1809 года. [2] Он и трое его старших братьев и сестер - Моник Катрин (р. 1793), Луи-Симон (р. 1795) и Мари Селин (р. 1797). [3] – жили со своими родителями, Симоном-Рене и Моник, на трех гектарах земли и винограднике в сельской местности . Симон-Рене вел успешное предприятие как кожевник и производитель конского снаряжения . [4] [5]
Как только он научился ходить, Брайль начал играть в мастерской своего отца. В три года он играл с некоторыми инструментами, пытаясь проделать шилом дырки в куске кожи . Внимательно прищурившись на поверхность, он сильно надавил, чтобы вонзить острие, и шило скользнуло по жесткой коже и вонзилось ему в один глаз. Местный врач перевязал и наложил повязку на пораженный глаз и даже организовал встречу Брайля на следующий день в Париже с хирургом , но никакое лечение не могло спасти поврежденный орган. В агонии мальчик страдал несколько недель, поскольку рана сильно инфицирована. В конце концов он потерял зрение на другой глаз, вероятно, из-за симпатической офтальмии . [5] а
Брайль пережил муки инфекции, но к пяти годам полностью ослеп на оба глаза. [6] Из-за своего юного возраста он сначала не осознавал, что потерял зрение, и часто спрашивал, почему всегда темно. [7] Его родители приложили немало усилий – весьма необычных для того времени – чтобы нормально воспитать своего младшего ребенка, и он преуспел под их опекой. для него отец Он научился ориентироваться по деревенским и деревенским дорогам с помощью трости, которую вытесал , и, казалось, рос, мирно со своей инвалидностью. [5] Яркий и творческий ум Брайля произвел впечатление на местных учителей и священников , и ему предоставили высшее образование. [4] [8]
Слепое образование
[ редактировать ]Брайль учился в Купвре до десяти лет. Благодаря своему уму и трудолюбию Брайлю разрешили посещать одну из первых в мире школ для слепых детей — Королевский институт слепой молодежи. [9] с тех пор переименован в Национальный институт слепой молодежи в Париже. [10] Последний из детей своей семьи, покинувший дом, Брайль отправился в школу в феврале 1819 года. [11] В то время Королевский институт был ветхим и недостаточно финансируемым учреждением, но он обеспечивал относительно стабильную среду для слепых детей, где они могли учиться и общаться вместе. [12] [13]
Система Хаюи
[ редактировать ]Детей учили читать по системе, разработанной основателем школы Валентином Гаюи . Сам Гаюи не был слепым, но был филантропом, посвятившим свою жизнь помощи слепым. Он спроектировал и изготовил небольшую библиотеку книг для детей, нанеся на плотную бумагу рельефные отпечатки латинских букв . Читатели водили пальцами по тексту, понимая его медленно, но традиционным способом, который Гаюи мог оценить. [14]
Брайлю помогли книги Гаюи, но он также разочаровался в их недостаточной глубине: объем информации, сохраняемой в таких книгах, обязательно был незначительным. Поскольку выпуклые буквы были изготовлены в ходе сложного ремесленного процесса с использованием влажной бумаги, прижатой к медной проволоке, дети не могли надеяться «написать» самостоятельно. Чтобы юный Людовик мог отправлять письма домой, Симон-Рене снабдил его алфавитом, сделанным из кусочков толстой кожи. Это был медленный и трудоемкий процесс, но мальчик, по крайней мере, смог обвести контуры букв и написать свои первые предложения. [15]
Все книги Haüy, изготовленные вручную, были неудобны для детей по размеру и весу. Они были тщательно сконструированы, очень хрупкие и дорогие в приобретении: когда школа Гаюи только открылась, в ней было всего три книги. [14] Тем не менее, Гаюи ревностно пропагандировал их использование. По его мнению, книги представляли собой систему, которая была бы с готовностью одобрена педагогами, и действительно, в то время казалось, что они предлагали наилучшие достижимые результаты. Однако Брайль и его одноклассники слишком хорошо понимали сокрушительные ограничения книг. [14] Тем не менее, усилия Гаюи все же привели к прорывному достижению – признанию чувства осязания действенной стратегией чтения без зрения. Главный недостаток системы Гаюи, по мнению по крайней мере одного автора, заключался в том, что она «разговаривала с пальцами языком глаз». [16]
Учитель и музыкант
[ редактировать ]Брайль неоднократно читал книги Гаюи, и он одинаково внимательно относился к устному обучению, предлагаемому школой. Он показал себя очень способным учеником, и после того, как он исчерпал школьную программу, его сразу же попросили остаться помощником учителя. К 1833 году он был возведен в звание полного профессора. Большую часть оставшейся жизни Брайль оставался в институте, где преподавал историю, геометрию и алгебру. [10] [17]
Музыкальный слух Брайля позволил ему стать опытным виолончелистом и органистом в классах Жана-Николя Маррига . Позже его музыкальные таланты позволили ему играть на органе в церквях по всей Франции. Набожный католик , [18] Брайль занимал должность органиста в Париже в церкви Сен-Николя-де-Поля. [19] с 1834 по 1839 год, а позже в церкви Сен-Венсан-де-Поль . [20]
Система Брайля
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1821 году Брайль узнал о системе связи, разработанной Шарлем Барбье . Барбье, зная о его потенциале помощи слепым в чтении и письме, написал в школу, чтобы представить свой метод. [6] [21] Изобретение Барбье представляло собой код длиной до двенадцати точек в двух столбцах, отпечатанный на плотной бумаге. Эти впечатления можно было полностью интерпретировать по пальцам. Код рельефных точек Барбье вдохновил Брайля на разработку собственной системы. [22] [23]
Брайль был полон решимости изобрести систему чтения и письма, которая могла бы преодолеть разрыв в общении между зрячими и слепыми. По его собственным словам: «Доступ к общению в самом широком смысле — это доступ к знаниям, и это жизненно важно для нас, если мы [слепые] не хотим, чтобы мы [слепые] и дальше подвергались презрению или покровительству со стороны снисходительных зрячих людей. Нам не нужна жалость». И нам не нужно напоминать, что мы уязвимы. С нами должны обращаться как с равными – и это может быть достигнуто посредством общения». [17]
Дизайн
[ редактировать ]Брайль переработал систему Барбье, упростив ее форму и максимально увеличив ее эффективность. Он сделал одинаковые столбцы для каждой буквы и сократил максимум двенадцати точек до шести. В его первой версии использовались и точки, и тире. Он опубликовал эту версию в 1829 году, но во втором издании 1837 года отказался от тире, поскольку их было слишком трудно читать. Важно отметить, что меньшие ячейки Брайля можно было распознать как буквы одним прикосновением пальца. [10]
Барбье Брайль создал свою собственную систему рельефных точек, используя грифель и стилус . Барбье подарил школе множество наборов этих инструментов. Припаивая металлические полоски к планшету, Брайль создал безопасную зону для стилуса, благодаря которой линии оставались прямыми и читаемыми. [10]
С помощью этих скромных средств Брайль построил надежную систему связи. «Он несет на себе печать гениальности, — писал доктор Ричард Слейтинг Френч, бывший директор Калифорнийской школы для слепых , — как и сам латинский алфавит». [24]
Музыкальная адаптация
[ редактировать ]Вскоре система была расширена за счет включения нотной записи Брайля . Увлеченный своей музыкой, Брайль тщательно продумал ее планирование, чтобы гарантировать, что музыкальный код будет «достаточно гибким, чтобы отвечать уникальным требованиям любого инструмента». [25] В 1829 году он опубликовал первую книгу о своей системе « Метод написания слов, музыки и простой песни с помощью точек для использования слепыми и в аранжировке для них» . По иронии судьбы, эта книга была впервые напечатана методом рельефных букв системы Гаюи. [26] [27]
Публикации
[ редактировать ]Брайль написал несколько письменных работ о Брайле и об общем образовании для слепых. «Метод написания слов, музыки и простой песни...» (1829 г.) был переработан и переиздан в 1837 г.; [28] его руководство по математике «Краткий обзор арифметики для начинающих » вошло в употребление в 1838 году; [28] а его монография « Новый метод изображения точек букв, карт, геометрических фигур, музыкальных символов и т. д. для слепых» была впервые опубликована в 1839 году. [29] Многие оригинальные печатные произведения Брайля до сих пор доступны в музее места рождения Брайля в Купвре. [30]
Декапойнт
[ редактировать ]Новый метод изображения точками... (1839 г.) выдвинул план Брайля по созданию новой системы письма, с помощью которой слепые люди могли бы писать буквы, которые могли бы прочитать зрячие люди. [31] Система, получившая название «декапоинт» , сочетала в себе метод точечной перфорации с новой специальной решеткой, которую Брайль изобрел для наложения на бумагу. При использовании с соответствующей числовой таблицей (также разработанной шрифтом Брайля и требующей запоминания) решетка могла позволить слепому писателю точно воспроизвести стандартный алфавит. [32]
После введения декапункта Брайль помог своему другу Пьеру-Франсуа-Виктору Фуко , который изобрел рафиграф, устройство, позволяющее более быстро создавать буквы, сделанные с выступающими точками. Машина Фуко имела большой успех и была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. [33]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Доктор Александр Рене Пинье, директор школы, поддержал работу Брайля и разрешил преподавание системы Брайля. Однако в 1840 году Пинье был вынужден уйти со своей должности из-за амбициозного молодого учителя Пьера-Армана Дюфау, который выступал против преподавания шрифта Брайля в школе. К счастью, другой учитель, Жозеф Гуаде, поддержал шрифт Брайля, и система была вновь введена в 1844 году, во время открытия нового школьного здания на бульваре Инвалидов. [34]
Брайль всегда был болезненным ребенком, и в зрелом возрасте его состояние ухудшилось. Его преследовало стойкое респираторное заболевание, долгое время считавшееся туберкулезом . Несмотря на отсутствие лечения в то время, Брайль прожил с этой болезнью 16 лет. К 40 годам он был вынужден оставить должность учителя. Когда его состояние достигло смертельной опасности, его поместили в лазарет Королевского института, где он умер в 1852 году, через два дня после того, как ему исполнилось 43 года. [6] [35]
Наследие
[ редактировать ]По настоянию слепых учеников система Брайля была наконец принята Институтом в 1854 году, через два года после его смерти. [26] [36] Система распространилась по всему франкоязычному миру, но в других местах распространялась медленнее. Однако ко времени первой общеевропейской конференции учителей слепых в 1873 году дело Брайля было поддержано доктором Томасом Роудсом Армитиджем , и после этого его международное использование быстро возросло. К 1882 году доктор Армитидж смог сообщить, что «в настоящее время, вероятно, нет ни одного учреждения в цивилизованном мире, где бы не использовался шрифт Брайля, за исключением некоторых учреждений в Северной Америке». [37] В конце концов даже эти противники смягчились: шрифт Брайля был официально принят в школах для слепых в Соединенных Штатах в 1916 году, а универсальный код Брайля для английского языка был официально принят в 1932 году. [38]
новые варианты технологии Брайля Продолжают появляться , включая такие инновации, как компьютерные терминалы Брайля ; RoboBraille служба доставки электронной почты ; и Nemeth Braille , комплексная система математической и научной записи. Спустя почти два столетия после своего изобретения шрифт Брайля остается мощной и долговечной системой. [39]
Почести и дань уважения
[ редактировать ]Огромное личное наследие Луи Брайля было описано в эссе 1952 года Т. С. Элиота :
Возможно, самая непреходящая честь памяти Луи Брайля — это полусознательная честь, которую мы оказываем ему, применяя его имя к изобретенному им алфавиту — и в этой стране [Англии] адаптируя произношение его имени к нашему собственному языку. Мы чтим Брайля, когда говорим о Брайле . Таким образом, его память имеет большую безопасность, чем воспоминания многих людей, более известных в свое время. [40]
Дом, в котором прошло детство Брайля в Купвре, является историческим зданием, внесенным в список памятников архитектуры , и в нем находится музей Луи Брайля. [6] На городской площади ему установлен большой памятник. [41] которая сама была переименована в площадь Брайля. [42] К столетию со дня его смерти его останки были перенесены в Пантеон в Париже. [43] В качестве символического жеста руки Брайля были оставлены в Купвре и благоговейно похоронены рядом с его домом. [44] [45]
Статуи и другие памятники Луи Брайлю можно найти по всему миру. Его память отмечена на почтовых марках по всему миру. [46] а астероид 9969 Брайля был назван в его честь в 1992 году. [47] включила Британская энциклопедия его в число «100 самых влиятельных изобретателей всех времен». [48]
На домашней странице Google был показан дудл Google , посвященный 197-летию Луи Брайля в 2006 году, где слово «Google» было написано шрифтом Брайля.
200-летие со дня рождения Брайля в 2009 году было отмечено во всем мире выставками и симпозиумами, посвященными его жизни и достижениям. Среди памятных мероприятий Бельгия и Италия чеканили монеты номиналом 2 евро, Индия выпустила набор из двух памятных монет (100 и 2 рупии), а США отчеканили монету в один доллар, и все это в честь Брайля. [49] [50] [51] [52]
Всемирный день Брайля отмечается ежегодно в день рождения Брайля, 4 января, начиная с 2019 года. [53] [54]
В популярной культуре
[ редактировать ]Благодаря своим достижениям в детстве Брайль занимает особое место как герой детей, и ему посвящено большое количество произведений детской литературы. [55] Другие выступления в сфере искусства включают специальный выпуск американского телевидения « Молодые герои: Луи Брайль » (2010); [56] французский телефильм Une lumière dans la nuit (2008) (выпущен на английском языке как The Secret of Braille ); [57] и драматическая пьеса «Брайль: Ранняя жизнь Луи Брайля» (1989) Лолы и Коулмана Дженнингс. [58] В музыке жизнь Брайля была посвящена песне «Мерси, Луи» , написанной певцом и автором песен из Галифакса Терри Келли, председателем Канадского фонда грамотности Брайля. [59] Мюзикл «Наследие Брайля» , рассказывающий историю Луи Брайля, режиссера Тома Саутерленда и Жерома Прадона в главной роли , дебютировал в театре Чаринг-Кросс в апреле 2017 года. [60]
Примечания
[ редактировать ]- ^ a: Остается неясным, какой глаз на самом деле был поражен первым. В большинстве сообщений о несчастном случае со Брайлем не упоминается лево или право. Американский биограф Брайля Дж. Элвин Кугельмасс писал, что это был левый глаз, но К. Майкл Меллор и Леннард Бикель категорически утверждают, что это был правый глаз.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Луи Брайль» . 26 июня 2020 г.
- ^ «Кем был Луи Брайль» . Королевские шторы . Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 года . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ Меллор, с. 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вейганд, с. 282.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кугельмасс (1951), стр. 13–23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Марсан, Колетт (2009). «Луи Брайль: Краткий обзор» . Ассоциация Валентина Гаюи. Архивировано из оригинала 7 августа 2015 года.
- ^ Дэвидсон, Маргарет (1971): Луи Брайль, мальчик, который изобрел книги для слепых.
- ^ Кугельмасс (1951), стр. 24–39.
- ^ Энциклопедия World Book Student Discovery, Vol. Б2 . Чикаго: World Book Inc., 2000. с. 117. ИСБН 978-0-7166-7400-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фаррелл, с. 98.
- ^ Меллор, с. 26.
- ^ Кугельмасс (1951), стр. 34–35.
- ^ Меллор, с. 29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кугельмасс (1951), стр. 37–38.
- ^ Кугельмасс (1951), с. 48.
- ^ Фаррелл, с. 96.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Олмстрем, стр. 161–162.
- ^ Меллор, с. 5.
- ^ «Église Saint-Nicolas-des-Champs» (на французском и английском языках). Университет Квебека. 2011. Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 года.
- ^ Меллор, с. 78.
- ^ «Изобретение Брайля» . Королевский национальный институт слепых (RNIB). 2017. Архивировано из оригинала 8 сентября 2017 года.
- ^ Кугельмасс (1951), стр. 117–118.
- ^ Фаррелл, стр. 96–97.
- ^ Бикель, с. 185.
- ^ Меллор, с. 82.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фаррелл, с. 99.
- ^ «Луи Брайль 1809–1852: французский гений» (на французском языке). Ассоциация Валентина Гаюи. 2011 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Книги шрифтом Брайля» . Afb.org . Американский фонд помощи слепым. 2013. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года.
- ^ Брайль, Луи (1839). Новый процесс представления точек в форме букв, географических карт, геометрических фигур, музыкальных персонажей и т. д. для слепых (на французском языке). Королевский институт молодых слепых.
- ^ «Maison Natale de Louis Braille» . Culturecommunication.gouv.fr . Culture-Acte 2. 2013. Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года.
- ^ «Брайль изобретает свой код: Луи изобретает декапоинт» . Afb.org . Американский фонд помощи слепым. 2013. Архивировано из оригинала 3 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ Вейганд, с. 288.
- ^ Фаррелл, с. 121.
- ^ Меллор, стр. 98-102.
- ^ Вейганд, с. 289.
- ^ Лоример, стр. 26 и далее.
- ^ Фаррелл, стр. 103–104.
- ^ Рейнольдс, с. 318.
- ^ «Эволюция Брайля» (PDF) . Сайт Braillauthority.org . Управление Брайля Северной Америки . 2011. Архивировано (PDF) из оригинала 30 июня 2017 года.
- ^ Элиот, Т.С. (декабрь 1952 г.). «Некоторые мысли о Брайле». Новый взгляд на слепых . 46 (10): 287–288.
- ^ «Памятник Луи Брайлю» . Школа Луи Брайля, Эдмондс, Вашингтон. 1996. Архивировано из оригинала 8 июня 2017 года . Проверено 25 сентября 2011 г.
- ^ Фаррелл, с. 97.
- ^ Кугельмасс, Дж. Элвин (24 февраля 1952 г.). «Чтобы слепые могли читать» . Нью-Йорк Таймс . п. БР26. ПроКвест 112520405 . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Меллор, с. 8.
- ^ Джерниган, Кеннет (1995). «Факты о месте рождения Луи Брайля» . Слепой.нет . Национальная федерация слепых . Архивировано из оригинала 8 октября 2017 года.
- ^ Нюссель, Франк (ноябрь 1985 г.). «Луи Брайль помог незрячим увидеть». Американский филателист . 99 : 1005–1007.
- ^ Шмадель, Лутц Д .; Международный астрономический союз (2003). Словарь названий малых планет . Берлин; Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 715. ИСБН 978-3-540-00238-3 .
- ^ Маккенна, Эми, изд. (2010). 100 самых влиятельных изобретателей всех времен . Нью-Йорк: Образовательное издательство Britannica. стр. 94–96. ISBN 9781615300426 .
- ^ «Новая памятная монета номиналом 2 евро на выставке в музее» . Национальный банк Бельгии. 2009. Архивировано из оригинала 9 ноября 2017 года . Проверено 22 марта 2011 г.
- ^ «Памятная монета Италии номиналом 2 евро 2009 года, Луи Брайль» . Брайлевский зал. Архивировано 2009. 2 апреля 2012 года.
- ^ «Памятные монеты – Индия – Луи Брайль» . Индийская марка Гар. 2010. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года.
- ^ «Серебряный доллар к 200-летию Луи Брайля» . USmint.gov . Монетный двор США. 2019. Архивировано из оригинала 8 июля 2019 года . Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ «Отпразднуйте Всемирный день Брайля, повышая осведомленность» . Nfb.org . Национальная федерация слепых. 2 января 2018 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2019 года . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ «Организация Объединенных Наций – Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 17 декабря 2018 г.» (PDF) .
- ^ см . на сайте Worldcat.org. Полный список литературы для детей и молодежи, связанной со шрифтом Брайля,
- ^ «Юные герои: Луи Брайль» . Deaftvchannel.com. 2010. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года.
- ^ « Свет в ночи (ТВ, 2008)» . IMDb. 3 мая 2008 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Дженнингс, Лола Х.; Дженнингс, Коулман А. (1989). Брайль: ранние годы жизни Луи Брайля . Драматическое издательство. ISBN 978-1-58342-426-1 .
- ^ «Терри Келли: Мерси, Луи» . Deaftvchannel.com . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ «Наследие Брайля» . Театр Чаринг-Кросс . Архивировано из оригинала 2 октября 2018 года.
Библиография
[ редактировать ]- Бикель, Леннард (1989). Триумф над тьмой: жизнь Луи Брайля . Лестер: Улверскрофт. ISBN 978-0708920046 . (также крупный шрифт )
- Фаррелл, Габриэль (1956). История слепоты . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. OCLC 263655 .
- Кугельмасс, Дж. Элвин (1951). Луи Брайль: Окна для слепых . Нью-Йорк: Julian Messner Inc. OCLC 8989771 .
- Лоример, Памела (1996). Критическая оценка исторического развития тактильных способов чтения и анализа, а также оценка исследований, проведенных с целью облегчить чтение и написание кода Брайля (докторская диссертация) . Университет Бирмингема. OCLC 49619181 . Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года.
- Олстром, Клиффорд Э. (10 июля 2012 г.). Неустрашимый слепотой . Уотертаун, Массачусетс: Школа Перкинса для слепых . ISBN 978-0-9822721-9-0 . Проверено 4 декабря 2011 г.
- Рейнольдс, Сесил Р.; Флетчер-Джанзен, Элейн (2007). Энциклопедия специального образования: AD . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-471-67798-7 .
- Меллор, К. Майкл (2006). Луи Брайль: прикосновение гения . Бостон: Национальная пресса Брайля. ISBN 978-0-939173-70-9 .
- Вейганд, Зина (2009). Слепые во французском обществе: от средневековья до века Луи Брайля . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-5768-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жизнь и деятельность Луи Брайля: изобретателя алфавита для слепых (1809–1852) Пьера Анри. Париж: Университетский проф. Франции (1952). (на французском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-музей Луи Брайля – Американский фонд помощи слепым (AFB)
- Оригинальные страницы из книги «Метод письма слов, музыки и простой песни...» , издание 1829 года, Национальной федерации слепых.
- Текст нового метода представления точками... (2999) на Archive.org
- Ассоциация Валентина Гаюи (на французском языке)
- Французские изобретатели XIX века.
- Французские католики
- 1809 рождений
- 1852 смерти
- Смертность от туберкулеза в XIX веке
- Французские слепые
- Слепые музыканты
- Брайль
- Создатели систем письменности
- Похороны в Пантеоне в Париже.
- Смертность от туберкулеза во Франции
- Французские органисты-мужчины
- Слепые ученые и академики
- Слепые педагоги
- Воспитатели слепых