Jump to content

Ружа Чачка


Ружа Чачка
Рожденный 22 октября 1876 г.
Bila Tserkva , Киев Governorate , Russian Empire
Умер 15 мая 1961 г. (15 мая 1961 г.) (84 года)
Ласки , Изабелин , Варшава , Польша
Почитается в Костел
Беатифицированный 12 сентября 2021 г., Храм Божественного Провидения , Вилянув , Варшава , Польша , кардинал Марчелло Семераро.
Праздник 19 мая

Графиня Роза Мария Чацка (также известная под религиозным именем Эльжбета ; 22 октября 1876 — 15 мая 1961) была польской религиозной сестрой , основавшей организацию «Сестры-францисканки — Служители Креста». [ 1 ] [ 2 ] В детстве с Чацкой произошел несчастный случай, который позже привел к тому, что она ослепла, когда ей исполнилось 22 года, несмотря на многочисленные хирургические вмешательства, которые ей делали. В следующем десятилетии Чачка путешествовала по Европе в надежде узнать о методах, которые она могла бы использовать для помощи слепым; она адаптировала польскую фонетику к алфавиту Брайля , который с 1934 года стал обязательным во всех школах для слепых. [ 1 ] Чацка вступила в Третий францисканский орден в 1917 году, а в конце 1918 года основала свою собственную религиозную конгрегацию на основе идей, которые она формулировала по крайней мере с 1915 года. Ее работа получила одобрение апостольского нунция Ахилле Ратти (будущего Папы Пия XI ), который высоко оценил ее усилия. как исключительное апостольство. В 1950 году она ушла в отставку с поста генерал-настоятеля своего ордена (занимала этот пост примерно с 1923 года) из-за ухудшения здоровья. [ 2 ] [ 3 ]

Процесс ее беатификации начался в 1988 году в ее родной Польше , а затем переехал в Рим для дальнейшего расследования. Папа Франциск подтвердил ее героическую добродетель и провозгласил ее досточтимой 9 октября 2017 года, а затем одобрил приписываемое ей чудо в конце 2020 года. Это последнее подтверждение позволило Чацке быть беатифицированной в Варшаве 12 сентября 2021 года. [ 1 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Ружа Чацка родилась в Белой Церкви в Киеве и была шестой из семи детей графа Феликса Чацкого и графини Софьи Ледоховской . [ 2 ] Ее прадедом был Тадеуш Чацкий , а дядей - кардинал Влодзимеж Чацкий . Род Чацких на гербе Свинка происходил из Силезии и входил в состав польского дворянства . Многие выдающиеся предки способствовали его важности, в том числе кардинал Влодзимеж Чацкий, секретарь и друг Папы Пия IX , а затем советник Папы Льва XIII . Отец Рожи был внуком Тадеуша Чацкого, основателя Кшеменецкого лицея , члена Комиссии народного образования , соавтора Конституции 3 мая и соучредителя Варшавского общества друзей обучения . Через мать Софию она была родственницей кардинала Мечислава Ледоховского . У Розы было пятеро братьев и сестер. В детстве она научилась играть на фортепиано , а также научилась ездить на лошадях . Чачка также овладел английским языком , а также овладел немецким и французским языками ; она также изучала церковную и средневековую латынь . [ 3 ]

Семья Чацких позаботилась о том, чтобы их дети получили хорошее образование. Рожа получила основательное домашнее образование. Помимо основных школьных предметов, она освоила современный французский, английский, немецкий и русский языки. Она читала французскую литературу. Обладая очень хорошим музыкальным слухом, Ружа брала уроки пения, танцев и игры на фортепиано. Еще она занималась верховой ездой. Первоначально уроки давала ее мать, но когда Ружа стала подростком, ей наняли гувернанток. Семья Чацких была богатой, что позволяло осуществлять подбор соответствующих педагогических кадров и просветительскую деятельность. Родители требовали от своих детей значительной самостоятельности и самодисциплины, уделяли особое внимание таким добродетелям, как скромность и уважение достоинства других, в том числе тех, кто имел более низкое социальное положение. Мать Розы строго относилась к своим детям и старалась избегать выражения теплых чувств. [ 4 ]

С детства у Ружи были проблемы со здоровьем. Болезнь глаз, наследственное заболевание, оказалась особенно трудной проблемой. Кроме того, она боролась с трудностями, потому что самые близкие к Розе отказывались признать ее прогрессирующую слепоту. Как дома, так и за его пределами родители Розы избегали темы ее инвалидности. Они скрывали проблему, хотя болезнь все больше затрудняла жизнедеятельность их дочери. Будущая организаторша благотворительного фонда для слепых нашла поддержку у своей бабушки Розалии Ледоховской, урожденной Закшевской , матери кардинала. Бабушка Розы научила ее запоминать множество полезных текстов и расставлять вещи в определенном порядке, чтобы она могла находить их в темноте. Она также заботилась о религиозном и духовном развитии внучки. [ нужна ссылка ]

Поворотный момент наступил в 1898 году, когда в результате падения с лошади у Рожи отслоилась сетчатка обоих глаз. В 22 года она полностью ослепла. Несмотря на аварию, Ружа обрела внутреннюю свободу. Время сокрытия неудобной правды близкими прошло. [ нужна ссылка ]

Родители Ружи приложили все усилия, чтобы вернуть дочери зрение. Была надежда, что это будет достигнуто за счет поездок за границу к самым известным офтальмологам. Однако они оказались бесплодными. Прорыв, наконец, наступил, когда Ружа обратилась к офтальмологу Болеславу Рышарду Гепнеру, который сказал ей: «Не позволяй уносить себя от одной зарубежной славы к другой. Тут уж ничего не поделаешь, состояние вашего зрения совершенно безнадежно. Вам лучше позаботиться о слепых, потому что в Польше за ними никто не присматривает». [ 5 ] Врачи сказали ей, что у нее нет никаких возможностей восстановить зрение или помочь ей справиться со своим состоянием, поскольку алфавит Брайля не был доступен в Польше . [ 2 ] [ 3 ]

Рожа решила начать свою миссию по помощи слепым через благотворительную деятельность. Она посетила пациентов офтальмологических клиник, связалась с врачами, которые могли их лечить, и организовала сбор средств в Крестовоздвиженской церкви в Варшаве. В этой благотворительной деятельности ее поддержала мать, отношение которой к дочери теперь потеплело. Ружа пришла к выводу, что ее помощь нуждающимся не должна ограничиваться спорадическими действиями. Она отправилась на Запад, чтобы научиться организовывать институциональный уход за слепыми. [ нужна ссылка ]

апостольство

[ редактировать ]
Чачка на фото 1880 года.

Вернувшись в Варшаву в 1910 году, Чацка открыла и содержала на свои средства приют для молодых слепых женщин. Там она научила их читать шрифтом Брайля. Эти уроки начали посещать и слепые мужчины. Небольшой центр вскоре расширил свою деятельность, и в 1911 году он стал Обществом попечения о слепых, официальный статус которого был подтвержден в том же году царскими властями. Общество содержало учреждения по уходу и образованию для слепых, в том числе: начальную школу с польским языком обучения, мастерскую по плетению корзин для мальчиков и взрослых мужского пола, детский сад для самых маленьких детей и дом престарелых для пожилых женщин. В 1912 году Чацка также учредил так называемый «патронаж», то есть организовал открытый уход за слепыми. Она инициировала переписывание книг шрифтом Брайля. В 1913 году она основала первую в Польше библиотеку для слепых. В связи с расширением своей деятельности Общество перенесло свою штаб-квартиру в более просторное помещение на улице Злота. [ 6 ] ..

У Чацки была своя собственная концепция комплексной помощи слепым, вдохновленная решениями, опробованными и проверенными в других странах. Она сотрудничала с выдающимся французским пропагандистом шрифта Брайля Морисом де ла Сизераном . Ружа обратила внимание на тот факт, что слепые страдают не только из-за своей инвалидности, но и из-за укоренившегося в обществе представления об их предполагаемой умственной и психофизической слабости. Она считала ошибкой исключать слепых из повседневной деятельности или держать их в изоляции. Такое обращение привело к чувству смирения, отстраненности, озлобленности и одиночества. Чацка пыталась бороться с господствующими стереотипами посредством образования и примера собственной активной жизни. Написав исследования, различные обращения и докладные записки представителям власти, она популяризировала знания о слепых. Ее целью как организатора помощи слепым людям было предоставить им максимальную самостоятельность, дать возможность найти свое место в обществе с чувством полезности и собственного достоинства. Чацка считал, что такое отношение следует прививать детям как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. По ее словам:

Все дошкольное образование является важной основой для всестороннего и профессионального обучения, а также для формирования правильного отношения к жизни человека, желающего достичь максимальной компетентности и самостоятельности.

Что касается профессиональной подготовки слепых, она опиралась на примеры Англии и Ирландии, где успешно применяются эффективные методы профессиональной подготовки слепых. [ 5 ] ..

Начатая ею работа была остановлена ​​началом Первой мировой войны . Ее Общество боролось с серьезной нехваткой продуктов питания и других предметов, необходимых для повседневного существования. Оно было вынуждено ограничить свою деятельность. Чацка покинул Варшаву на три года, 1915–1918, и переехал в Волынь (Волынь). Она поселилась в Житомеже , столице Луцко-Житомирской епархии, где нашли убежище многие жители восточных территорий Польши. Первоначально она жила в доме бездомных сестер Третьего ордена Святого Франциска. Она планировала основать новую общину, основной миссией которой будет служение слепым. Под руководством своего духовника, священника Владислава Кравецкого, преподавателя Житомирской семинарии, она завершила индивидуальное послушничество . Ружа приняла обет и приняла религиозное имя Эльжбета (Елизавета). После того, как запрет на ношение религиозной одежды был официально снят, она приняла францисканский наряд. Весной 1918 года, перед окончанием войны, она вернулась в Варшаву как посвященная. [ 6 ]

Чтобы иметь возможность принимать кандидатов в недавно основанную организацию «Сестры-францисканки — Служители Креста» (FSC), Чацка получила разрешение от церковных властей, а именно кардинала Александра Каковского , с ведома и благословения тогдашнего апостольского нунция Ахилла Ратти, который позже стал Папой Пием XI . Принятой датой официального основания религиозной общины было 1 декабря 1918 года. Харизмой сестер-францисканок — служителей Креста было апостольство и покаяние перед Богом за «духовную слепоту мира». Конгрегация была открыта для слепых кандидатов.

Первый духовный руководитель прихода отец Владислав Кравецкий умер в 1920 году, и его сменил отец Владислав Корнилович . В первые годы своего служения Корнилович не мог систематически курировать дела ордена. Будучи одновременно директором интерната и преподавателем Люблинского католического университета , ему пришлось проехать значительное расстояние из этой части Польши в Варшаву и Ласки. Однако его широкий интеллектуальный кругозор и многочисленные контакты открыли перед ФСБ новые перспективы. По его инициативе были основаны новые учреждения и центры, в том числе Библиотека религиозных знаний, издательство и книжный магазин «Вербум», а также ретритный дом. В 1930 году отец Корнилович наконец обустроил постоянную резиденцию Ласки. В его так называемый «Кружок» были привлечены студенты и молодая интеллигенция. Некоторые из них впоследствии вступили в FSC или Третий Орден Святого Франциска. [ 7 ]

Решение Чацки включить сотрудников-мирян из Общества попечения о слепых в религиозную жизнь Конгрегации поначалу было воспринято церковными властями неохотно. Они считали, что столь тесное соединение благотворительной организации для слепых с католической церковью, или, скорее, с религиозной общиной, помешает миссии последней. Однако этого не произошло. Чацка была убеждена, что ее сестры смогут оказать всестороннюю помощь слепым только с помощью мирян. Среди них особенно важную роль играли третичники: члены Третьего ордена Святого Франциска, духовным наставником которого был Владислав Корнилович. Рожа Чацка воспринимала основанную ею религиозную общину как один из трех элементов своей работы. Вторым было Общество попечения о слепых, которое она возглавляла. Третьими были апостольские заставы, возглавляемые Владиславом Корниловичем. В 1924 году Чацка и Корнилович дали всем основанным ими организациям собирательное название «Триуно», то есть «три в одном». Речь шла о слепых, сестрах и мирянах, а также о благотворительной, просветительско-типологической и апостольской деятельности.

Уставы религиозного ордена были утверждены 2 октября 1922 года. Его юридическое существование регулировалось как епархиальная конгрегация с одной часовней, члены которой принимали простые обеты. [ 8 ]

Общество попечения о слепых и религиозная община сначала базировались в Варшаве, а затем, с 1922 года, преимущественно в Ласках под Варшавой, куда постепенно переносились школы для слепых. Однако офис Общества и патронат, а также религиозный дом остались в столице.

В 1922 году Чацка получил в дар несколько моргенов земли от Антония Дашевского, владельца Ласки. Важным соратником Чацки и строителем базы Ласки был Антоний Юзеф Марыльский , благодаря которому слепых детей удалось привезти в Ласки в 1922 году. В том же году туда были перенесены все учебные заведения для слепых, в том числе два общеобразовательных учреждения. школы и два профессионально-технических училища для мужчин и женщин. В 1923 году Ласки официально стал родным домом религиозной общины и постоянной резиденцией генерал-настоятеля.

Незадолго до Второй мировой войны работа Чачки была в полном расцвете. К моменту его возникновения она превратила Ласки в современный центр. Там ее ученики получили базовое и профессиональное образование, позволяющее им жить самостоятельно, финансово независимо, включенными в общество и зачастую восстанавливающими свое достоинство. Число слепых студентов, а также учителей и опекунов росло. В 1928 году был 41 слепой ученик. К 1938/39 учебному году в интернатах Ласки насчитывалось 230 слепых детей, юношей и взрослых, а в открытых центрах Общества в Варшаве, Ласки, Познани , Кракове , Вильно - 437. и Хожув . [ 9 ]

За несколько месяцев до сентября 1939 года власти Варшавы обсуждали с Обществом попечения о слепых план преобразования двух крупнейших интернатов Ласки в больницы на случай войны. Война составила отдельную главу в истории творчества Чачки. Слепых студентов и персонал эвакуировали, кого-то мобилизовали, кого-то отправили домой. Чацка вместе с некоторыми сестрами вернулась в Варшаву, в собственность Общества на улице Волность. В Ласки Чацка оставила нескольких сестер под опекой сестры Катажины ( Зофии Штейнберг ), говорившей по-немецки, для наблюдения за школами и ухода за ранеными в больнице. Во время осады Варшавы на дом, где остановилась Чацка, упала бомба, и она оказалась среди раненых. В октябре в Ласки начали возвращаться миряне и религиозные работники, а также слепые студенты. Около 75% зданий было разрушено. Больница в Ласках осталась филиалом Уяздовской больницы. до середины октября 1940 г.

В 1940/1941 учебном году возобновили работу детский сад «Ласки», начальная школа и профессионально-техническое училище для слепых. По просьбе Варшавского комитета социальной самопомощи в центр Ласки были приняты также более 30 зрячих сирот войны. Польская Армия Крайовой (АК) действовала в этом районе. Многие люди, чьи варшавские дома или квартиры были разрушены, также нашли в Ласках приют или даже работу. В сентябре 1942 года по приглашению Чачки и отца Корниловича в Ласки приехал отец Стефан Вышинский , будущий предстоятель Польши. В то время он был присяжным членом АК и ее армейским капелланом в районе Жолибож-Кампинос. В Ласках отец Вышинский исполнял пастырское служение, обучал детей катехизису и читал лекции по католическому социальному обучению руководящему и педагогическому составу. [ 10 ]

Предприятие Чачки активно занималось предоставлением убежища скрывающимся евреям, а также ослепленным солдатам. Книжный магазин «Вербум» на улице Монюшко продолжал действовать во время оккупации и служил контактным пунктом подпольного сопротивления. В 1944 году сотрудники и слепая молодежь Ласки поддержали Варшавское восстание , помогая повстанцам и беженцам из столицы. В Ласком госпитале оказали помощь раненым, персонал обеспечил перевязку и питание.

После окончания войны Чацка вместе со своими коллегами приступила к реорганизации школ и учебных заведений в Ласки, а также религиозных домов общины в Варшаве и Жулуве . Несмотря на сложные социально-политические и экономические условия, идеологические, организационные и просветительские цели первоначального проекта Чачки были реализованы на протяжении всего периода существования так называемой Польской Народной Республики . В 1946 году Общество попечения о слепых получило государственное разрешение на управление и использование сельскохозяйственного поместья площадью 70 га в Собешево. При совхозе Общество организовало летнее место отдыха для слепых детей и взрослых. В 1956 году кардинал Стефан Вышинский подарил францисканским сестрам-служительницам Креста костел Святого Мартина вместе с монастырскими помещениями в Старом городе Варшавы . Также в 1950-х годах Софья Коссак-Щуцкая завещала проекту Чацки здание Педагогического лицея в Рабке . Организация «Комитет слепых Польши», основанная в Нью-Йорке в 1946 году, организовала поляков, эмигрировавших в Соединенные Штаты («Полония»), чтобы помочь школе Ласки в ее усилиях по улучшению учреждения. Эта организация будет обеспечивать в течение следующих 50 лет существенное финансирование, экспертные знания и рекомендации, которые покроют большую часть затрат на строительство, которое расширило и превратило кампус Ласки в современное учреждение. Это финансирование, полученное за счет индивидуальных пожертвований, оказалось крупнейшим источником частных пожертвований Польше в послевоенную эпоху.

Сестры генерального совета общины поддерживали ее основателя в административной работе. С Чацкой и Ласки были связаны многие выдающиеся священники и проповедники. Помимо вышеупомянутых Владислава Корниловича и Стефана Вышинского, заслуживающими внимания соавторами были: Ян Зея , Тадеуш Федорович и Бронислав Дембовский . Здесь действовали также выдающиеся ученые, педагоги и пионеры польской специальной педагогики, в том числе Мария Гжегожевская и Ванда Шуман .

Из-за болезни Ружа Чацка отошла от активной деятельности в 1950 году. Она умерла в Ласки 15 мая 1961 года. [ 11 ]

Беатификация

[ редактировать ]

Процесс беатификации начался после того, как кардинал Юзеф Глемп обратился к властям Рима с просьбой одобрить дело канонизации . Епархиальный процесс начался 22 декабря 1987 года, прежде чем Конгрегация по делам святых издала официальный указ « nihil obstat » (отсутствие возражений против дела) 8 февраля 1988 года; епархиальный процесс завершился в сентябре 1995 года. CCS позже получил результаты епархиального расследования, прежде чем утвердить результаты 3 апреля 1998 года, установив, что расследование соответствует их официальным принципам.

В 2011 году сторонники (должностные лица, возглавляющие дело) представили официальное досье Positio в CCS для оценки. В досье освещена ее жизнь и перечислены причины ее освящения по кардинальным и богословским добродетелям . Богословы сначала должны были оценить и одобрить дело, прежде чем кардиналы и епископы CCS приняли окончательное решение, может ли оно быть передано Папе на утверждение. Папа Франциск подтвердил ее героическую добродетель издал указ о присвоении ей титула Досточтимой . и 9 октября 2017 года [ 1 ]

Ее беатификация зависела от папского подтверждения чуда (исцеления), которое не могли объяснить ни наука, ни медицина. Из объяснений следует, что представленное исцеление не могло считаться чудом для ее беатификации. Процесс расследования исцеления, произошедшего в 2010 году, завершился в Варшаве 5 июня 2018 года, прежде чем он был передан в Рим для дальнейшей оценки. Медицинские эксперты, консультирующие CCS, дали свое одобрение этому случаю 9 января 2020 года. Позже богословы одобрили это чудо на том основании, что оно произошло благодаря ее заступничеству; CCS подтвердил это в октябре того же года. Папа Франциск 27 октября 2020 года подтвердил это чудо, позволившее Чацке быть беатифицированным; Беатификация состоялась в Варшаве 12 сентября 2021 года вместе с кардиналом Стефаном Вышинским. [ 1 ]

Нынешним постулатором по этому поводу является монсеньор Славомир Одер [ pl ] .

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и «Преподобная Елизавета (Роза) Чацкая» . Святые и Блаженные. 28 октября 2020 г. Проверено 24 ноября 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «Слуга Божия Матушка Эльжбета Ружа Чацка» . Общество помощи слепым. 11 марта 2014 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с «Мать Эльжбета Чацка» . Проверено 24 ноября 2020 г.
  4. ^ М. Вишневская, Ружа Чацка на гербе Свинки, религиозное имя Эльжбета Распятого Иисуса FSK (1876-1961), в Биографическом словаре польского социал-католицизма под редакцией Рафала Латки, Варшава, 2020, стр. 45.
  5. ^ Перейти обратно: а б М. Вишневская, Ружа Чацка на гербе Свинки, религиозное имя Эльжбета Распятого Иисуса FSK (1876-1961), в Биографическом словаре польского социал-католицизма под редакцией Рафала Латки, Варшава, 2020, стр. 46-47.
  6. ^ Перейти обратно: а б М. Вишневская, Ружа Чацка на гербе Свинки, религиозное имя Эльжбета Распятого Иисуса ФСК (1876-1961), в Биографическом словаре польского социал-католицизма под редакцией Рафала Латки, Варшава, 2020, стр. 46.
  7. ^ М. Вишневская, Ружа Чацка на гербе Свинки, религиозное имя Эльжбета Распятого Иисуса FSK (1876-1961), в Биографическом словаре польского социал-католицизма под редакцией Рафала Латки, Варшава, 2020, стр. 47-48.
  8. ^ М. Вишневская, Ружа Чацка на гербе Свинки, религиозное имя Эльжбета Распятого Иисуса FSK (1876-1961), в Биографическом словаре польского социал-католицизма под редакцией Рафала Латки, Варшава, 2020, стр. 48.
  9. ^ М. Вишневска, Ружа Чацка на гербе Свинки, религиозное имя Эльжбета Распятого Иисуса FSK (1876-1961), в Биографическом словаре польского социал-католицизма под редакцией Рафала Латки, Варшава, 2020, стр. 49.
  10. ^ М. Вишневска, Ружа Чацка на гербе Свинки, религиозное имя Эльжбета Распятого Иисуса FSK (1876-1961), в Биографическом словаре польского социал-католицизма под редакцией Рафала Латки, Варшава 2020, стр. 48-49.
  11. ^ М. Вишневска, Ружа Чацка на гербе Свинки, религиозное имя Эльжбета Распятого Иисуса FSK (1876-1961), в Биографическом словаре польского социал-католицизма под редакцией Рафала Латки, Варшава, 2020, стр. 50.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db2dae06e3784f00f8286ee2fd83963e__1722556560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/3e/db2dae06e3784f00f8286ee2fd83963e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Róża Czacka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)