Мария Гжегожевска
Мария Гжегожевска | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 7 мая 1967 г. | ( 80 лет
Национальность | Польский |
Образование | Ягеллонский университет, Парижский университет |
Занятие | Педагог |
Известный | Пионер специального образования в Польше |
Мария Гжегожевска (18 апреля 1887 - 7 мая 1967) была польским педагогом, принесшим в Польшу движение специального образования . Родившаяся в семье из региона Жмудзь убеждений своих родителей , она находилась под сильным влиянием гуманистических . Посетив подпольные школы , чтобы получить базовое образование у польских, а не русских педагогов, она получила диплом преподавателя в Литве . Она продолжила образование в Ягеллонском университете в Кракове , а в 1913 году присоединилась к своей соотечественнице Юзефе Йотейко в Брюсселе, чтобы учиться на Международном педиатрическом факультете. Когда ее учеба в Бельгии была прервана Первой мировой войной , Гжегожевска отправилась в Париж и в 1916 году получила докторскую степень в Сорбонне .
После создания Второй Польской республики в 1918 году Гжегожевская вернулась в Польшу с намерением создать программы, направленные на удовлетворение потребностей детей-инвалидов, и провести образовательные реформы для улучшения их жизни. В 1919 году она начала работать в Министерстве по делам религии и народного образования , создавая учреждения по уходу за детьми-инвалидами, школы специального образования и программы подготовки учителей. Используя свою собственную методологию, она разработала учебную программу, которая в 1922 году была внедрена в недавно основанном Государственном институте специального образования ( польский : Państwowy Instytut Pedagogiki Specjalnej ). Она руководила этим институтом с момента его основания до своей смерти.
Во время Второй мировой войны Гжегожевская работала медсестрой, принимала активное участие в польском движении сопротивления и преподавала в Варшаве. Она присоединилась к Жеготе и оказывала помощь евреям. Когда в 1945 году была освобождена Польша , Гжегожевская возобновила работу Института специального образования и в течение пяти лет ввела в учебную программу курсы для аспирантов и заочные курсы. В 1950 году, во время внедрения сталинской доктрины в Польше, школа была переименована в Государственный колледж специального образования ( польский : Państwowe Studium Pedagogiki Specjalnej ), и была введена государственная учебная программа. Она боролась против государственной программы, желая защитить специальное образование и людей с ограниченными возможностями. После оттепели 1956 года институт восстановил государственную поддержку и вернулся к своему первоначальному названию. С 1957 по 1960 год был профессором Варшавского университета . Ее работа в науке и для польской системы образования была отмечена многочисленными наградами и знаками отличия.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мария Стефания Гжегожевская родилась 18 апреля 1887 года в Волуче , деревне в Царстве Польском Российской империи в семье Фелиции (урожденной Богданович) и Адольфа Гжегожевских. [ 1 ] [ 2 ] Оба ее родителя были из Жмудзи , региона современной Литвы , и переехали в Волучу, где арендовали поместье. Ее отец служил администратором поместья, а также курировал соседние фермы, выступая за модернизацию методов ведения сельского хозяйства и гуманное обращение с рабочими. [ 3 ] Ее мать участвовала в социальных проектах по помощи местным сельчанам и оказывала медицинскую помощь в их общине. [ 4 ] Младший из шести братьев и сестер, [ 2 ] [ 5 ] включая Зенона, Ванду, Елену, Витольда и Владислава, [ 6 ] На Гжегожевскую повлияло чувство долга родителей перед обществом. [ 7 ] [ 2 ] С юных лет у нее развилось чувство социальной ответственности. [ 8 ]
В 1900 году, когда Гжегожевская начала свое образование в Польше, программы русификации заставили многих родителей отправлять своих детей в подпольные частные школы, чтобы они могли изучать польскую культуру и язык. [ 9 ] Она училась в школе-интернате в Варшаве, которой руководила г-жа Котвицкая, в течение четырех лет, а затем поступила в школу Паулины Хевельке , проучившись еще три года, прежде чем окончить ее в 1907 году. [ 2 ] [ 10 ] Она сразу же поступила на годичный подготовительный курс к университету под руководством Людвика Кшивицкого с факультета математики и естественных наук Варшавского университета . [ 2 ] [ 11 ] Во время учебы она познакомилась и стала сотрудничать с группой общественных активистов, в которую входили Мариан Фальски , Хелена Радлинская и Стефания Семполовска . [ 10 ] [ 12 ] Участие в социалистическом молодежном подполье и предоставление образования рабочим привлекли к ней внимание царской полиции, вынудив Гжегожевскую бежать в Литву. [ 2 ] [ 12 ] В Литве она получила диплом частного преподавателя и принимала студентов на дому, чтобы заработать денег на поступление в университет. [ 12 ]
В 1909 году Гжегожевская начала учебу в Ягеллонском университете в Кракове , одновременно работая репетитором, читая лекции в Народном университете Адама Мицкевича и выполняя случайные работы, например, склеивание конвертов. [ 5 ] [ 10 ] Два года она училась и работала в Кракове, но отсутствие правильного питания и сна сказалось на ее здоровье. Из-за болезни легких Гжегожевска бросила школу и отправилась лечиться в Закопане . [ 13 ] где ее жених Чеслав лечился от туберкулеза . Чеслав умер через несколько месяцев, ввергнув Гжегожевскую в депрессию. [ 5 ] [ 14 ] Остановившись на вилле Особита , она встретила Владислава Генриха , который рассказал ей о работе, проводимой в области педологии ее соотечественницей Юзефой Йотейко в Бельгии . [ 14 ] Она начала переписку с Джотейко и после поездки в Италию с семьей вернулась в Закопане, где занималась репетиторством, чтобы заработать достаточно денег для продолжения учебы в Брюсселе . [ 5 ] [ 14 ]
Жизнь за границей
[ редактировать ]В 1913 году Гжегожевская поступила на Международный педиатрический факультет Брюсселя и начала учиться у Джотейко. Проходя курсы педагогики , психологии и социологии , она начала встречаться с выдающимися учеными и учеными, такими как Эдуард Клапаред , Эмиль Жак-Далькроз и Овид Декроли , среди других, которые повлияли на ее развитие. [ 2 ] Хотя профессорско-преподавательский состав школы состоял из ученых со всего мира, она делила жилье с польскими студентами Юзефой Берггруен , Стефанией Хмеляковной и Вандой Восиньской. [ 15 ] В рамках своего исследования Гжегожевска начала исследование эстетического развития детей в государственных школах Брюсселя. [ 16 ] Первоначально Гжегожевскую привлек широкий спектр знаний Джотейко и ее сочувствие к детям и бедным. По мере развития их отношений они стали компаньонами как в профессиональной, так и в личной жизни. [ 17 ] В 1914 году Гжегожевская вернулась в Польшу в отпуск, чтобы навестить свою семью, и была там в начале Первой мировой войны . Путешествуя на военном корабле по заминированному Северному морю , она воссоединилась с Джотейко в Лондоне в 1915 году. [ 2 ] [ 18 ] После непродолжительного пребывания они оба мигрировали в Париж, где Джотейко начала преподавать в Коллеж де Франс , а Гжегожевская поступила в Сорбонну . [ 19 ]
Продолжая интерес к эстетике, Гжегожевска обобщила свои исследования, проведенные в Бельгии, в диссертацию « Исследование развития эстетических чувств – исследования в области экспериментальной эстетики, проводимые студентами среди брюссельских школ» ( польский : Исследование развития эстетических чувств – исследования в области эстетики). эксперимент, проведенный среди учащихся брюссельских школ ), получила степень доктора философии в 1916 году. [ 19 ] [ 20 ] Пока она работала над диссертацией, Гжегожевская приняла участие в экскурсии в больницу Бисетр , психиатрическое учреждение, где лечились люди с тяжелыми умственными нарушениями . [ 21 ] [ 22 ] Экскурсия произвела на нее глубокое впечатление, и она решила, что дело ее жизни будет связано с обеспечением равного доступа и образования для людей с ограниченными возможностями. [ 5 ] [ 22 ] Она начала работать в школе для умственно отсталых учеников в Париже и на основе своего образования и опыта создала метод работы с учениками. [ 10 ] [ 23 ] В 1918 году она и Йотейко основали Польскую учительскую лигу ( фр . Ligue Polonaise d'Enseignement , польск . Polska Liga Nauczania ) в Париже с целью помогать изгнанным полякам, участвовавшим в движении за независимость, собирать материалы по образованию и методике преподавания. [ 18 ] Они планировали использовать эти материалы для развития современной школьной системы после восстановления независимости Польши. Гжегожевская написала для Лиги статью « О необходимости организовать специальное образование для ненормальных детей в Польше» ( польск .: О необходимости организовать специальное образование для ненормальных детей в Польше ). [ 23 ]
Вернуться в Польшу
[ редактировать ]В мае 1919 года Гжегожевская и Йотейко вернулись в Польшу, вскоре после создания Второй Польской республики . [ 22 ] [ 24 ] Через несколько месяцев начал работать помощником в Министерстве по делам религии и народного образования . Ей было поручено руководить развитием специального образования для школ, учреждений и педагогов. [ 22 ] [ 25 ] В то время единственными специальными образовательными учреждениями в стране были бюро для слепых в Быдгоще и Львове , бюро для глухих в Варшаве и дополнительные школы для оказания помощи со службами поддержки в Варшаве и Лодзи . [ 26 ] Поскольку Джотейко было отказано в зачислении в Варшавский университет , [ 24 ] [ 27 ] Гжегожевская помогла ей найти работу преподавателем в Национальном педагогическом институте ( польский : Państwowy Instytut Pedagogiczny ) и Национальном институте глухих ( польский : Instytut Głuchoniemych w Warszawie ) в Варшаве. [ 25 ] [ 28 ] Хотя в то время в Польше были созданы ограниченные возможности для глухих, слепых и умственно отсталых людей, не существовало национальной системы, которая бы занималась образованием людей, живущих с физическими или умственными нарушениями. Гжегожевская стремилась внедрить разработанные ею образовательные методы, обязательное обучение учителей и текущие исследовательские проекты для оценки системы с течением времени. [ 29 ] В ее образовательном методе использовался целостный подход, который включал в себя решение проблем ухода, устранения препятствий в повседневной деятельности и образование людей с ограниченными возможностями, а также их социальную интеграцию и социально-профессиональное развитие. [ 30 ] Он подходил к оценке хронически больных, инвалидов или социально неадаптированных детей с междисциплинарной научной позиции, а не сосредотачивался на их предполагаемых дефектах. [ 31 ] [ 32 ]
После трехлетнего периода, в течение которого она несколько раз реорганизовала свой преподавательский курс, Гжегожевская основала Государственный институт специального образования ( польский : Państwowy Instytut Pedagogiki Specjalnej ). в 1922 году [ 25 ] [ 29 ] [ 33 ] Она занимала должность директора института с момента его создания до своей смерти. [ 25 ] В 1924 году она основала журнал « Специальная школа» ( польский : Szkoła specjalna ), чтобы публиковать материалы в этой области и стимулировать научную работу по разработке «инновационных методов переаттестации» для неадаптированных детей и детей-инвалидов, которой она руководила до конца своей жизни. [ 10 ] [ 34 ] Когда в 1927 году состояние сердца Джотейко ухудшилось, Гжегожевская взяла на себя заботу о ней до самой ее смерти в следующем году. [ 35 ] [ 36 ] В 1930 году основал и возглавил Государственный педагогический институт ( польский : Państwowy Instytut Nauczycielski ), чтобы предоставить педагогам возможность совершенствовать свои навыки посредством дальнейшего образования и обучения методам преподавания. [ 25 ] [ 37 ] В 1935 году ее уволили из Учительского института, поскольку она выступала против авторитарного правления, пропагандируемого движением Санация . [ 25 ] она опубликовала книгу визуального В 1927 году структура «Психологическая и тактильного чтения» . [ 5 ] Она участвовала во многих конференциях, в том числе в 4-м конгрессе Международной лиги нового образования, проходившем в 1927 году в Локарно , Швейцария; II съезд учителей специальных школ, состоявшийся в 1934 г.; и 1-й Национальный детский конгресс 1938 года. [ 32 ]
С началом Второй мировой войны в 1939 году Институт специального образования был закрыт, и Гжегожевская начала работать медсестрой в армейском госпитале Польского Красного Креста . [ 32 ] [ 38 ] В период с 1939 по 1944 год преподавала в специальной школе № 177 в Варшаве и участвовала в подпольной системе образования . [ 32 ] Активно участвовала в польском движении сопротивления , распространяла оружие и брошюры; присоединился к Жеготе , оказывая «заслуженную» помощь евреям ; и принимал участие в сокрытии евреев, чтобы спасти их жизни. [ 38 ] [ 39 ] Она служила членом санитарного патруля Охоты во время Варшавского восстания . Во время восстания ее дом был разрушен, и в нем сохранились неопубликованные рукописи двух ее книг, второго тома «Психологии глухих» ( польск . Psychologia niewidomych ), первого тома, опубликованного в 1930 году) и «Личность учителя» ( польск . Osobowość nauczyciela ). . [ 5 ] После освобождения Польши в 1945 году Гжегожевская возобновила деятельность Института специального образования, разрушенного во время конфликта. Признавая, что 30% учителей погибли на войне, она инициировала программы по быстрой подготовке новых учителей. Польский союз учителей был восстановлен, и она начала исследования по оценке существующих образовательных программ, социально-экономического статуса учителей и роли школ в их сообществах, среди других тем. [ 38 ]
В 1947 году Гжегожевская опубликовала первый том своего великого опуса «Письма молодому учителю» ( польский : Listy do młodego nauczyciela ), в котором она изложила свои мысли об отношениях учителей к своим ученикам и влиянии, которое преподаватели оказывают на развитие учеников. . [ 5 ] [ 40 ] [ 41 ] В книге она обсудила решения по улучшению жизни людей с ограниченными возможностями путем преодоления их функциональных ограничений, в том числе условий жизни. Она подчеркнула, что уроки должны строиться на гибкой деятельности, отвечающей способностям учащихся и стимулирующей их обучение. Она отметила важность адекватных перерывов для предотвращения чрезмерной стимуляции. [ 42 ] Создавая подробную систему классификации, она утверждала, что спектр инвалидности чрезвычайно широк и требует от учителей индивидуализировать обучение в соответствии с потребностями учащихся. [ 43 ] Она выбрала название, чтобы передать, что информация в книге представляет собой диалог, призванный вызвать размышления и вдохновение, а также обратную связь от учителей. [ 44 ] Весь труд содержал 24 письма, опубликованных в трех томах в период с 1947 по 1961 год. Первый том вместе с практическими советами был посвящен построению сообщества среди учителей, побуждая их помогать друг другу. [ 45 ] В других письмах содержалась историческая информация о новаторах в сфере образования, а в третьих обсуждались гуманитарные и этические ценности как ключ к самопознанию и механизмам преодоления перемен, которые, в свою очередь, могли мотивировать и вдохновлять других. Ее меньше интересовала структура материалов и больше внимания уделялось оказанию помощи, признающей достоинство и право на равенство всей жизни. [ 46 ] [ 47 ] Эти тома оказали влияние на международное развитие мысли об образовании в целом, а также о специальном образовании. [ 38 ] [ 47 ]
В 1950 году Гжегожевская ввела заочные и последипломные курсы в Институте специального образования, но в марте школа была переименована в Государственный колледж специального образования ( польский : Państwowe Studium Pedagogiki Specjalnej ), и была введена государственная учебная программа. [ 48 ] В оставшуюся часть сталинского периода ее деятельность была «холодно воспринята» власть имущими в Польской Народной Республике . [ 49 ] поскольку официальная позиция заключалась в том, что люди с ограниченными возможностями не нуждаются в особом внимании. Учителя, которых считали недостаточно марксистскими, были уволены или понижены в должности, а подготовка учителей была прекращена. [ 50 ] Она боролась за защиту специального образования и людей с ограниченными возможностями, чтобы не допустить, чтобы им навредили производственные квоты и политика, основанная на страхе и подозрениях. [ 49 ] ставя под угрозу свою работу. [ 50 ] Когда оттепель 1956 года предоставила польскому правительству большую автономию от российской политики, она вновь обрела поддержку властей, и название Института было восстановлено. [ 48 ] [ 49 ] С 1957 по 1960 год она была профессором Варшавского университета и заведующей первой польской кафедрой специальной педагогики. [ 41 ] Она ввела курсы высшего специального образования для Варшавского университета. [ 51 ] Ее более поздние основные работы включают «Анализ компенсационных явлений среди глухонемых» ( польский : «Анализ компенсационных явлений у глухих и слепых» , 1959) и «Подборка произведений» ( польский : «Głos pism» , 1964). [ 5 ] Ее деятельность в науке и польской системе образования в конце жизни была отмечена многочисленными наградами и знаками отличия. [ 41 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Гжегожевская умерла от сердечного приступа 7 мая 1967 года в своем доме в Залесье-Дольне , бывшем городе, который вошел в состав нынешнего города Пясечно , недалеко от Варшавы. [ 52 ] Похоронена на Повонзком кладбище на «Аллее Заслуженных». [ 53 ] Ее помнят как основательницу системы специального образования в Польше, а также как одного из тех, кто выступал за название этой области. [ 38 ] Ее подход к использованию специального образования для обучения детей-инвалидов или неадаптированных детей, позволяющих им адаптироваться к обществу и преодолевать ограничения своего психического и физического здоровья, ознаменовал сдвиг в эволюции образовательной мысли от лечения инвалидности к признанию потребностей человек. [ 54 ] Ежи Завейский основал свой роман «Дорога домой» ( польский : Droga do dom ) на отношениях Гжегожевской и Чеслава. [ 5 ] [ 55 ]
Работы Гжегожевской были известны в других странах Восточного блока , например, в Югославии , благодаря переводам и переписке с другими людьми, работавшими в области инвалидности с 1930-х годов. Контакт с Велько Рамадановичем , который основал первое учреждение для людей с ограниченными возможностями в Сербии, привел к тому, что такие студенты, как Божидар Карличич , Петар Меанджия, Десимир Ристович и Любица Вучелич, окончили программы Государственного института специального образования. [ 56 ] Специальная школа в городе Познань , Комплекс специальной школы № 1 имени Марии Гжегожевской. 103 ( польский : Zespół Szkół Specowych nr 103 им. Марии Гжегожевской ), был назван в ее честь в 1972 году. [ 57 ] В 1976 году ее именем был назван основанный ею Государственный институт специального образования в Варшаве; теперь он известен как Университет Марии Гжегожевской (иногда переводится как Академия специальной педагогики Марии Гжегожевской ( польский : Akademia Pedagogiki Specjalnej im. Marii Grzegorzewskiej ). [ 48 ] [ 58 ] Ей посвящены два памятника; один возле школы в Познани [ 59 ] и еще один в Куржешине , недалеко от места рождения Гжегожевской, Волучи . [ 60 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Stec 2014 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Симак-Тиликовска 1993 , стр. 625.
- ^ Stec 2014 , стр. 11–12.
- ^ Stec 2014 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Польское научное издательство PWN 1997 .
- ^ Stec 2014 , с. 11.
- ^ Stec 2014 , стр. 10, 14.
- ^ Stec 2014 , с. 18.
- ^ Stec 2014 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д и Бучиор 2013
- ^ Stec 2014 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с СТЭК 2014 , с. 22.
- ^ Stec 2014 , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б с СТЭК 2014 , с. 24.
- ^ Stec 2014 , с. 27.
- ^ Stec 2014 , с. 28.
- ^ Stec 2014 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Конарский 1965 , с. 297–300.
- ^ Jump up to: а б СТЭК 2014 , с. 32.
- ^ Зелинская 2013 , стр. 1.
- ^ Stec 2014 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д Семак-Тиликовска 1993 , стр. 626.
- ^ Jump up to: а б СТЭК 2014 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Суббота 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Болдырев 2018 , с. 112.
- ^ Маслич 1965 , стр. 92.
- ^ Болдырев 2018 , с. 111.
- ^ Леви 2005 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Симак-Тиликовска 1993 , стр. 627.
- ^ Stec 2014 , с. 40.
- ^ Stec 2014 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д Зелинская 2013 , стр. 2.
- ^ Stec 2014 , с. 35.
- ^ Сипович, Подлецка и Петрас 2019 , стр. 272.
- ^ Леви 2005 , с. 151.
- ^ Stec 2014 , с. 31.
- ^ Симак-Тиликовска 1993 , стр. 627–628.
- ^ Jump up to: а б с д и Симак-Тиликовска 1993 , стр. 628.
- ^ Еврейская виртуальная библиотека 1998 .
- ^ Stec 2014 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Сипович, Подлецка и Петрас 2019 , стр. 273.
- ^ Stec 2014 , с. 43.
- ^ Stec 2014 , с. 46.
- ^ Гжибовска 2009 , стр. 354–355.
- ^ Гжибовска 2009 , стр. 355.
- ^ Гжибовска 2009 , стр. 355-356.
- ^ Jump up to: а б Сипович, Подлецка и Петрас 2019 , стр. 274–276.
- ^ Jump up to: а б с Академия специальной педагогики 2019 .
- ^ Jump up to: а б с Сипович, Подлецка и Петрас 2019 , стр. 272–273.
- ^ Jump up to: а б Гжибовска и Гжибовский 1994 , стр. 113.
- ^ Маслич 1965 , стр. 62.
- ^ Stec 2014 , с. 37.
- ^ & Варшавские надгробия, 2009 г.
- ^ Симак-Тиликовска 1993 , стр. 629.
- ^ Stec 2014 , с. 25.
- ^ Маслич 1965 , стр. 91.
- ^ Мэрия Познани 1998 .
- ^ Университет Марии Гжегожевской 2022 .
- ^ Целичко 2018 .
- ^ Сердце 2011 , с. 144.
Библиография
[ редактировать ]- Болдырев, Анета (2018). «Заслуженные, (не) оцененные, (не) запомненные: женщины в науках об образовании и социальной политике как научной дисциплине в Польше, 1900–39» (PDF) . Acta Poloniae Historica . 117 (117). Варшава, Польша: Исторический институт Польской академии наук : 95–129. дои : 10.12775/APH.2018.117.04 . ISSN 0001-6829 . Проверено 19 июня 2019 г.
- Бучор, Малгожата (2013). «Мария Гжегожевска – создательница специального образования в Польше» [Мария Гжегожевска – создательница специального образования в Польше]. Edukacja.edux.pl (на польском языке). Замосць, Польша: Портал публикаций для учителей. Архивировано из оригинала 18 октября 2018 года . Проверено 22 июня 2019 г.
- Целичко, Павел (12 сентября 2018 г.). «Женщины на постаментах: Памятник Марии Гжегожевской». Познаньский фонд любви (на польском языке). Познань, Польша. Архивировано из оригинала 25 июня 2019 года . Проверено 24 июня 2019 г.
- Grzybowska, Danuta (2009). "Letter as a Form of Inspiration to Self-Education (For Teachers) Based on Letters to a Young Teacher by Maria Grzegorzewska". In Lobanov, Nikolaj Andreevič; Skvorcov, Vâčeslav Nikolaevič (eds.). Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития [ Lifelong Education: Continuing Education for Sustainable Development ]. Vol. 7 (Special English ed.). Pushkin, Saint Petersburg, Russia: Pushkin Leningrad State University . pp. 354–357. ISBN 978-5-829-00821-5 .
- Гжибовская, Данута; Гжибовский, Ромуальд (1994). «Изменение подходов к обучению учителей для детей с психическими отклонениями в Польше после Второй мировой войны». В Хульте, Хокан (ред.). Подготовка учителей и система образования в Польше: некоторые примечания . Линчёпинг, Швеция: Университет Линчёпинга . стр. 110–118 . ISBN 91-7871-442-7 .
- Герц, Лехослав (2011). Болимовский ландшафтный парк: Болимовский лес, Вишицкая пуща, Долина Равки, Неборов, Скерневице, Жирардов: путеводитель [ Болимовский ландшафтный парк: Болимовский лес, Вишкицкий лес, долина Равки, Неборув, Скерневице и Жирардов: Путеводитель ] (на польском языке). Прушкув, Польша: Oficyna Wydawnicza «Rewasz». ISBN 978-83-62460-07-6 .
- Конарский, Станислав (1965). «Юзеф Францишек Йотейкувн». В Ростворовски, Эмануэль (ред.). ( словарь Польский биографический на польском языке). Том 11: Ярослав – Каплински Северин. Вроцлав, Польша: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских. стр. 297–300. OCLC 1014728042 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2018 года.
- Лёви, Илана (2005). «8. «Меры, инструменты, методы и результаты»: Йозефа Джотейко о социальных реформах и физиологических мерах» . В Йорланде, Жерар; Опинель, Анник; Вайс, Джордж (ред.). Подсчет тел: медицинская количественная оценка в исторической и социологической перспективе . Монреаль, Канада: Издательство Университета Макгилла-Куина для Фонда Марселя Мерье. стр. 145–172. ISBN 978-0-7735-2925-0 .
- Маслич, Фердинанд Дж. (1965). «Мария Гжегожевская» . Дефектология (на сербском языке). 1 (1). Загреб: Факультет за дефектологию: 91–93. ISSN 0351-1839 . Проверено 18 апреля 2020 г.
- Семак-Тиликовска, Алиция (1993). «Мария Гжегожевская (1888–1967)» (PDF) . Перспективы: Ежеквартальный обзор сравнительного образования . XXIII (3–4). Женева, Швейцария: Международное бюро образования : 625–637. ISSN 0207-8953 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2019 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- Сипович, Каспер; Подлецка, Марлена; Пьетрас, Тадеуш (май 2019 г.). «Мария Гжегожевская как моральный образец для современной молодежи [ sic ]: Мария Гжегожевская как образец для подражания для современной молодежи» . Фидес и соотношение . 1 (37). Варшава, Польша: Университет кардинала Стефана Вышинского для Фонда Fides et Ratio: 268–288. ISSN 2082-7067 . Проверено 25 июня 2019 г.
- Стек, Анна (2014). «Письма современным педагогам ] молодому учителю» Марии Гжегожевской, советы (магистр) (на польском языке). Варшава, Польша: Академия специальной педагогики Марии Гжегожевской. альбом №38714. Архивировано из оригинала 11 января 2018 года.
- Сот, Войцех (28 ноября 2011 г.). «Юзефа Йотейко не завел семью » . Хомики Польша (на польском языке). Варшава, Польша: Ассоциация Открытого форума. ISSN 1689-7595 . Архивировано из оригинала 2 июня 2013 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- Зелинска, Иоланта (2013). «Мария Гжегожевска и ее междисциплинарное видение специального образования и современности» (PDF) . depot.ceon.pl (на польском языке). Краков, Польша: Институт специального образования Педагогического университета. Архивировано (PDF) из оригинала 22 июня 2019 года . Проверено 22 июня 2019 г.
- «Академия специальной педагогики Марии Гжегожевской – старейший университет педагогического профиля в Польше». APS.edu.pl (на польском языке). Варшава, Польша: Академия специального образования. Мария Гжегожевская. 4 января 2019 года. Архивировано из оригинала 25 июня 2019 года . Проверено 24 июня 2019 г.
- «Старое Повонзское кладбище: Мария Гжегожевская» . кладбище.um.warszawa.pl (на польском языке). Варшава, Польша: Варшавские надгробия. 2009. Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 года . Проверено 23 июня 2019 г.
- «Гжегожевская Мария» . encyclepedia.pwn.pl (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Naukowe PWN . 1997. Архивировано из оригинала 22 июня 2019 года . Проверено 22 июня 2019 г.
- «В 2022 году Университет Марии Гжегожевской отмечает свой 100-летний юбилей!» . aps.org . Варшава, Польша: Университет Марии Гжегожевской. 3 января 2022 года. Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 10 января 2022 г.
- «Еврейское сопротивление: Комитет Конрада Жеготы» . Еврейская виртуальная библиотека . Чеви Чейз, Мэриленд: американо-израильское кооперативное предприятие . 1998. Архивировано из оригинала 20 июня 2019 года . Проверено 23 июня 2019 г.
- «Познаньский образовательный портал – Специальная школа № 103 имени Марии Гжегожевской» [Познаньский образовательный портал – Специальная школа № 103] 103 «Мария Гжегожевская». Poznan.pl (на польском языке). Познань, Польша: Мэрия Познани . 1998. Архивировано из оригинала 25 июня 2019 года . Проверено 24 июня 2019 г.
- 1888 рождений
- 1967 смертей
- Польские педагоги ХХ века
- Выпускники Ягеллонского университета
- Выпускники Парижского университета
- Поляки, спасавшие евреев во время Холокоста
- Специальные педагоги
- Похороны на Повонзком кладбище.
- Академический состав Варшавского университета
- Польские активисты за права инвалидов
- Специальное образование в Польше
- Польские женщины-педагоги XX века
- Кавалеры Медали 10-летия Польской Народной Республики.