Юзеф Йотейко
Юзеф Йотейко | |
---|---|
![]() Джотейко на выпускном вечере 1896 года. | |
Рожденный | Юзеф Францишек Йотейкувн 29 января 1866 г. Поцуйки, Киевская губерния , Российская империя. |
Умер | 24 апреля 1928 г. | (62 года)
Национальность | Польский |
Другие имена | Жозефа Джотейко, Жозефина Джотейко |
Род занятий | врач, учёный и академик |
Годы активности | 1896–1927 |
Юзефа Йотейко (29 января 1866 — 24 апреля 1928) — польский физиолог, психолог, педагог и исследователь. После окончания бакалавриата в Женевском университете она поступила в медицинскую школу Свободного университета Брюсселя и в 1896 году получила степень доктора медицины в Парижском университете . Она открыла медицинскую практику во Франции, но два года спустя решила, что предпочитает исследования, и вернулась в Брюссель . Работая ассистентом в Институте физиологии Сольве , она читала лекции и проводила исследования усталости мышц и нервной системы .
Убежденная в том, что наука может решить социальные проблемы, Джотейко расширила свои исследования, чтобы изучить, как наука может улучшить жизнь рабочих, одновременно приводя к повышению эффективности и производительности промышленности. Это побудило ее провести исследования на детях, изучая, как образовательные учреждения могут оптимизировать потенциал своих учеников, опираясь на научную методологию. С 1904 года она занимала пост президента Бельгийского неврологического общества и получила множество наград за свои исследования, в том числе премию Десмата Императорской и Королевской академии Брюсселя , премию Дьедонне Бельгийской королевской медицинской академии . Кроме того, она неоднократно отмечалась премиями Французской академии наук . В 1916 году Джотейко была назначена приглашенным председателем Коллеж де Франс , став первой женщиной, читавшей лекции в этом учреждении.
Вернувшись в Польшу после создания Второй республики в 1919 году, Джотейко с трудом нашел постоянную работу. Она читала лекции в Национальном педагогическом институте и Национальном институте глухих в Варшаве , а затем была назначена директором Педагогического института, пока он не был распущен в 1926 году. Она продолжала работать, читая лекции в Государственном институте специального образования и Свободном институте. Польского университета , а также работал в комитетах различных правительственных министерств в качестве советника по вопросам занятости и образования. В 1926 году она получила докторскую степень на медицинском факультете Варшавского университета , но болезнь ограничила ее дальнейшее участие в исследованиях. Ее считают одним из тех, кто разработал систему школьного образования в Польше.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Юзефа Франциска Йотейкувна родилась 29 января 1866 года в селе волости Сквирского уезда Киевской Житомирской село Российской империи ( ныне Почуйки находится в Попельнянском районе ) области . Ее родителями были Каролина (урожденная Одровонж-Куржанская) и Люциан Йотейко. Ее семья, в которую входили сестра Зофья и два брата Мечислав и Тадеуш , происходила из помещичьего литовского дворянства и представителей польской интеллектуальной элиты . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Она и ее братья и сестры выросли в большом семейном поместье, но, чтобы улучшить свои возможности для получения образования, семья переехала в Варшаву в 1873 году, сдав в аренду недвижимость в Почуйках. [ 2 ] [ 3 ]
Джотейко начала свое обучение у своей матери и мадам Перозетт, репетитора по французскому языку. [ 1 ] В 1876 году семья переехала на Смольную улицу , недалеко от Сераковской школы-интерната. Джотейко была зачислена туда, но проучилась там всего несколько месяцев, потому что ее мать считала обучение естественным наукам недостаточным. Поскольку в то время для Джотейко единственным другим вариантом обучения было посещение государственной школы, что требовало усвоения русской культуры , ее мать организовала частное репетиторство на дому с польскими профессорами. После семи лет обучения Джотейко подготовилась к сдаче экзамена на частного преподавателя. Хотя она говорила на четырех языках и сдала другие тесты, Джотейко не сдала экзамен по русскому языку. Вместо того чтобы пересдавать его, она решила продолжить образование за границей, так как женщинам было запрещено учиться в Варшавском университете . [ 1 ] [ 3 ]

Решив поехать в Женеву , где жил ее дядя по материнской линии Зигмунт Милковский , Джотейко поступила в Женевский университет в 1886 году, чтобы изучать физические и биологические науки. [ 2 ] [ 3 ] Когда она приехала в Швейцарию, она коротко постриглась, носила сшитые на заказ платья более мужественного стиля и, по слухам, курила. Она познакомилась с бывшей учительницей средней школы Михалиной Стефановской , с которой у нее установились как личные, так и профессиональные отношения. [ 4 ] После двух лет обучения Джотейко получил степень бакалавра наук и ненадолго вернулся в Варшаву. В 1889 году она с семьей переехала в Брюссель, где Джотейко поступил на медицинский факультет Свободного университета Брюсселя . [ 2 ] [ 3 ]
Болезнь ее отца вынудила семью вернуться в Варшаву в 1890 году. Джотейко не вернулась с ними, а вместо этого переехала в Париж, где Стефановская изучала физиологию. [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] Через несколько месяцев умер ее отец, и семье грозило банкротство. Джотейко ненадолго покинул Францию и отправился в Санкт-Петербург, чтобы заняться финансовыми вопросами. Ей удалось спасти часть семейного капитала и со своей долей она вернулась в Париж. [ 1 ] [ 2 ] и снял квартиру со Стефановской. [ 1 ] [ 5 ] Поступив на медицинское образование под руководством Шарля Рише в Парижском университете , Джотейко получила степень доктора медицины в 1896 году. [ 3 ] [ 5 ] получила награду факультета за диссертацию « Утомление и элементарное мышечное дыхание ». [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Франция и Бельгия
[ редактировать ]Следующие два года Джотейко практиковала медицину в Париже, но обнаружила, что ей не нравится рутина. В 1898 году она приняла предложение переехать в Бельгию, в качестве ассистента в Сольвеевском институте физиологии . Она также читала лекции по экспериментальной психологии в Лаборатории Казимира Нового университета Брюсселя . В 1903 году она стала директором Лаборатории Казимира и протеже Гектора Дени . [ 5 ] Она опубликовала статьи по физиологии и свои исследования влияния анестезии эфиром или хлороформом на мышцы, нервы и нервную систему . Джотейко особенно интересовала усталость мышц и центральной нервной системы. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] и все больше работал над методами количественного измерения усталости. [ 8 ] Ее научные работы были отмечены многочисленными наградами, в том числе совместной наградой в 1900 году с Казимиром Радзиковским премии Демата Императорской и Королевской академии Брюсселя ; совместная награда в 1901 году со Стефановской за премию Дьедонне Бельгийской королевской медицинской академии и с Виктором Пашоном за премию Монтиона Французской академии наук ; а в 1903 году вместе с Полем-Эмилем Гарнье и Полем Кололианом удостаивается премии Лаллемана Французской академии наук и премии Монитона вместе со Стефановской и Радзиковским. [ 2 ] [ 9 ]

возглавил конгресс организации в Льеже В 1904 году Джотейко стал президентом Бельгийского неврологического общества и в следующем году . В 1906 году Стефановская покинула Париж и вернулась в Польшу, став директором женской средней школы. [ 10 ] Джотейко категорически возражала против ухода партнера, но Стефановская устала от исследований и хотела вернуться к преподаванию. Она убедила Джотейко, которую называла своей towarzyszka życia (спутницей жизни), [ Примечания 1 ] с обещанием, что они смогут писать письма и навещать друг друга. [ 15 ] Продолжая заниматься исследованиями в области физиологии, Джотейко начала читать лекции по педагогической психологии на учительских семинарах в Шарлеруа и Монсе . В 1908 году она основала и стала редактором журнала Revue Psychologique , в котором изучались достижения в области психологии с научной и образовательной точки зрения. [ 2 ] Работая там, она познакомилась и начала сотрудничать с молодым грузинским ученым Варией Кипиани , которая работала секретарем в « Ревю» . Обе женщины провели совместное исследование вегетарианства , которого они обе придерживались. [ 16 ] и были награждены премией Вернуа Национальной медицинской академии 1908 года . [ 17 ] Джотейко организовал летние педологические семинары, пригласив к участию ученых со всего мира. [ 2 ] Джотейко и Стефановска опубликовали свою последнюю совместную работу «Психофизиология боли», представляющую собой синтез своих исследований боли, в 1909 году. [ 10 ]
Джотейко, наряду с социальными реформаторами во Франции и Бельгии, считал, что наука может решить социальные проблемы. [ 18 ] Она была убежденной феминисткой и считала, что все сферы занятости должны быть открыты как для мужчин, так и для женщин. [ 10 ] Сотрудничая с Чарльзом Генри , она стремилась использовать научные исследования и инструменты для построения графиков социальных явлений и проведения сравнений с биологическими данными. Измеряя и отображая, например, физическую и умственную усталость, Джотейко утверждал, что военная подготовка даст лучшие результаты, если ограничиться шестью месяцами. В исследованиях рабочих она пришла к выводу, что промышленность может повысить эффективность и производительность, а также жизнь рабочих, оценивая факторы умственного и физического утомления, связанные с выполнением различных задач. Она предложила основывать оплату на усилиях, необходимых для выполнения работы, как средство уравнивания заработной платы за различные задачи, а не на таких факторах, как пол. [ 19 ] Эти исследования привели ее к исследованиям детей и тому, как образовательные учреждения могут применять научные методы для улучшения и оптимизации потенциала своих учеников. [ 20 ]
В 1911 году Джотейко организовал и возглавил международный педиологический конгресс, проходивший в Брюсселе. В следующем году она основала и разработала учебную программу для Международного педиатрического факультета Брюсселя. [ 2 ] Кипиани пришел работать на факультет лаборантом. [ 16 ] Узнав о работе Йотейко, Мария Гжегожевская в 1913 году приехала учиться в Брюссель. [ 21 ] Джотейко, который руководил факультетом до Первой мировой войны , начала [ 2 ] стал наставником Гжегожевской и оказал значительное влияние на ее научное развитие. [ 21 ] У двух женщин сложилась особая дружба, основанная на взаимном восхищении и уважении друг к другу, и они останутся спутницами на всю жизнь. [ 22 ] Война лишила ее возможности продолжать исследования, и вместо этого она обратилась к гуманитарной работе. Хотя она основала Комитет помощи полякам, проживающим в Бельгии, Джотейко покинула страну в 1915 году. [ 2 ] Сначала она присоединилась к Гжегожевской в Лондоне, и вскоре они вместе переехали в Париж. [ 2 ] [ 21 ]
В 1916 году Джотейко был назначен приглашенным председателем Коллеж де Франс . Ее назначение ознаменовало первый случай, когда женщине разрешили читать лекции в этом 386-летнем учреждении. [ 1 ] [ 2 ] [ 23 ] Ее первая лекция была прочитана 24 января 1916 года. Она также начала читать лекции в Сорбонне , а в 1918 году читала лекции в Лионском университете . Она была награждена премией Гагнера в 1916 году и премией Беллиона в 1918 году от Французской академии наук; премия Вернуа Национальной медицинской академии в 1917 году и Гран-при Сентура Коллеж де Франс в 1918 году. [ 2 ] [ 24 ] Поскольку многие польские интеллектуалы и политические деятели бежали из страны, чтобы избежать программ германизации и русификации в течение 123 лет раздела Польши , война дала шанс польским гражданам восстановить свое государство как независимую нацию. [ 25 ] Эти изгнанные поляки начали собирать за границей материалы, которые им понадобятся для развития институтов в независимой Польше. В 1918 году она и Гжегожевская основали Польскую учительскую лигу (Ligue Polonaise d'Enseignement, Polska Liga Nauczania) с целью помощи в сборе материалов по образованию и методике преподавания. [ 2 ]
Вернуться в Польшу
[ редактировать ]Невозможно трудоустроиться на полный рабочий день, [ 23 ] в 1919 году Джотейко вернулся в Польшу вместе с Гжегожевской вскоре после Второй республики основания . Она подала заявку в Варшавский университет на должность заведующего кафедрой экспериментальной психологии, но получила отказ. [ 15 ] [ 26 ] [ 27 ] Джотейко считала, что неприятие было вызвано неприятием женщин в польских научных кругах, а также тем, что она жила с давними партнершами-женщинами. [ 27 ] [ 28 ] Гжегожевская, которая нашла работу в Министерстве по делам религии и просвещения для управления развитием специального образования для школ, учреждений и педагогов, помогла Джотейко найти работу преподавателем в Panstwowy Instytut Pedagogiczny (Национальный педагогический институт) и Национальном институте глухих. в Варшаве. [ 2 ] [ 26 ] [ 29 ] Через год Джотейко предложили возглавить кафедру общей и педагогической психологии института. Она привезла из Брюсселя свое частное лабораторное оборудование для создания мастерской при Педагогическом институте. [ 2 ] Используя различные инструменты, она учила своих учеников измерять мелкую моторику , скорость реакции на раздражители и пространственную ориентацию , а также анализировать психологические результаты таких тестов, как интеллект Бине-Саймона , умственные способности Отиса и Стэнфордские образовательные тесты . [ 26 ]
В 1921 году Джотейко вошел в редакционный комитет « Педагогического ежегодника», а в следующем году был назначен заместителем председателя Педагогической комиссии Министерства по делам религии и народного просвещения. [ 2 ] В то время в Польше не существовало единого образовательного стандарта для школьной системы, и существовавшие условия благоприятствовали старшим классам. [ 30 ] Лоббируя всеобщее образование, Джотейко предложил бесплатное обучение для бедных или сельских учащихся и систему стипендий для одаренных учащихся. По ее мнению, независимо от их финансового положения, ученики должны иметь возможность учиться, чтобы общество получало пользу от их образования и навыков. [ 31 ] Она рекомендовала обязательное школьное обучение для всех учащихся до 14 лет, когда тесты на способности будут использоваться для определения университета или профессионального пути. Признавая, что уровни развития учащихся со временем меняются, она выступала за проведение второго теста на способности в 18 лет. [ 26 ] Отметив, что учащиеся ремесленных школ, как правило, привязаны к определенным профессиям, она подчеркнула, что все учителя должны иметь соответствующую подготовку для предоставления базового образования, а также профессиональной подготовки. Это позволило бы студентам ПТУ изменить направление своей профессиональной специализации и тем самым создать более квалифицированных рабочих. [ 32 ]
В своем стремлении демократизировать образование и разрушить классовые предрассудки, [ 30 ] Джотейко выступал за специальные образовательные курсы и учреждения, в которых обучались бы студенты с ограниченными возможностями. Она настаивала на создании школ, отвечающих их особым потребностям и позволяющих учащимся получить максимальное образование в условиях, соответствующих их умственным способностям. [ 33 ] Она подчеркнула, что школы должны быть светскими, полагая, что религия является вопросом личных предпочтений, и ее внедрение в образование ограничивает развитие толерантности и сострадания к другим. [ 34 ] Убежденная, что школы выиграют от профессиональных консультантов, она настояла на том, чтобы в каждом учреждении нанимался психолог, который будет предлагать профессиональные рекомендации и собирать научные данные об учащихся с целью создания более эффективных методов обучения. [ 35 ] Образовательные стандарты были закреплены в статьях 117–120 Конституции Польши 1921 года и в них были внесены поправки в 1926 году . [ 30 ] хотя ее идеи были лишь незначительно приняты многими польскими учителями того времени. [ 36 ]
С 1922 года Джотейко читал лекции в Государственном институте специального образования , [ 2 ] который был организован Гжегожевской. [ 29 ] В том же году и снова в 1926 году она возглавляла польскую делегацию на Международном конгрессе по нравственному воспитанию. С 1924 года она работала редактором «Бюллетеня психологического кружка». [ 2 ] В 1926 году, через год после закрытия Педагогического института, [ 24 ] она начала преподавать в Свободном Польском университете , но не смогла проводить там исследования из-за отсутствия лаборатории. [ 2 ] Йотейко прочитала свою последнюю лекцию в Государственном институте специального образования в 1926 году и основала ежеквартальный журнал Polskie Archiwum Psychologii (Польский архив психологии), выступая его редактором. [ 1 ] [ 29 ] В следующем году ее назначили работать в комитете Министерства экономики и в Совете по охране труда Министерства труда и социальной защиты. [ 1 ] [ 2 ] Также в 1926 году она получила докторскую степень на медицинском факультете Варшавского университета . [ 2 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]В конце 1920-х годов у Джотейко развилось заболевание сердца, которое в 1927 году обострилось. [ 37 ] Ее спутница Гжегожевская заботилась о ней во время ее последней болезни. [ 38 ] Она умерла 24 апреля 1928 года в Варшаве и была похоронена на Повонзком кладбище . Ее похоронную процессию возглавили первый маршал Юзеф Пилсудский и президент Игнаций Мостицкий . [ 1 ] На момент смерти Джотейко пользовалась широким уважением за свою работу и, наряду с Марией Кюри , была одним из самых всемирно признанных польских ученых. Ее также помнят как пионера образовательной реформы в Польше. Ее педагогический подход к образовательной реформе признавал, что образование включает заботу не только о том, что изучают учащиеся, но и об их физическом и психическом благополучии, а также о адекватно подготовленных педагогах, которые способствуют и вдохновляют обучение. [ 33 ]
Джотейко опубликовал 262 работы и оставил в рукописном виде сборник исследований. При жизни она была назначена членом Брюссельского королевского общества медицинских и естественных наук и Бельгийского неврологического общества в 1902 году, членом Ассоциации французских химиков в 1903 году, а с 1904 года членом Польского философского общества. во Львове . Она стала почетным членом Accademia di fisica e chimica (Академия физики и химии) в Палермо и к концу своей жизни занимала пост председателя Польского общества психотехников ( Polskie Towarzystwo Psychotechniczne). [ 2 ] Есть начальная школа в Гродзиске-Мазовецком , а также средняя и старшая школа, гимназия и лицей Юзефы Йотейко в Кракове , носящие ее имя. [ 1 ] [ 39 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ученые, занимающиеся историей женщин и ЛГБТ в Польше, согласны с тем, что на рубеже XIX века отношения женщин были проведены неадекватно. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] О лесбийских отношениях известно очень мало. [ 13 ] По словам Ивоны Дадей, в Польше на эту тему мало что написано, и исследователи избегают темы женской дружбы как недостаточно «достойной», чтобы ее документировать. [ 11 ] Отношения, которые сегодня назвали бы « лесбийскими », исторически редко обозначаются так. Вместо этого они изображаются как глубокая дружба с эмоциональными узами, из-за чего трудно определить, были ли у пары, заключившей бостонский брак, романтические привязанности или они просто жили вместе ради взаимной экономической выгоды. [ 11 ] [ 14 ] Дадей характеризует парные отношения как тех, в которых женщины были спутницами жизни, делясь как профессиональным, так и личным опытом. Они организовались в семейную структуру, обычно были одинокими, без опекунов-мужчин, и обеспечивали свою собственную экономическую поддержку. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Крейпович 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Конарский 1965 , с. 297–300.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Creese & Creese 2015 , с. 108.
- ^ Леви 2005 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с д Леви 2005 , с. 147.
- ^ Леви 2005 , стр. 151–153.
- ^ Creese & Creese 2015 , с. 138.
- ^ Creese & Creese 2015 , стр. 152–153.
- ^ Леви 2005 , стр. 147–148.
- ^ Перейти обратно: а б с Леви 2005 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дадей 2010 , с. 40.
- ^ Гондек 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Очко 2013 , стр. 119.
- ^ Струзик 2010 , стр. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Суббота 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Свободный университет Брюсселя 2018 .
- ^ Бьяншон 1908 , с. 6.
- ^ Леви 2005 , с. 153.
- ^ Леви 2005 , стр. 153–155.
- ^ Леви 2005 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б с Симак-Тиликовска 1993 , стр. 625.
- ^ Stec 2014 , стр. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б Леви 2005 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Болдырев 2018 , с. 111.
- ^ Шланта 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Леви 2005 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Подгорская 2009 .
- ^ Колбушевская 2018 , стр. 127–128.
- ^ Перейти обратно: а б с Болдырев 2018 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б с Дудник и Красинская 2017 , стр. 178.
- ^ Дудник и Красинская 2017 , стр. 176–177.
- ^ Дудник и Красинская 2017 , стр. 177–178.
- ^ Перейти обратно: а б Дудник и Красинская 2017 , стр. 185.
- ^ Дудник и Красинская 2017 , стр. 179–180.
- ^ Дудник и Красинская 2017 , стр. 181.
- ^ Леви 2005 , с. 160.
- ^ Леви 2005 , с. 151.
- ^ Stec 2014 , с. 31.
- ^ Официальный журнал 1938 г. , стр. 318.
Библиография
[ редактировать ]- Бьяншон, Гораций (16 декабря 1908 г.). «Медицинское движение: Ежегодное собрание Медицинской Академии» . Ле Фигаро (на французском языке). Париж, Франция. п. 6 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Болдырев, Анета (2018). «Заслуженные, (не) оцененные, (не) запомненные: женщины в науках об образовании и социальной политике как научной дисциплине в Польше, 1900–39» (PDF) . Acta Poloniae Historica . 117 (117). Варшава, Польша: Исторический институт Польской академии наук : 95–129. дои : 10.12775/APH.2018.117.04 . ISSN 0001-6829 . Проверено 19 июня 2019 г.
- Криз, Мэри Р.С.; Криз, Томас (2015). Дамы в лаборатории IV: Женщины императорской России в науке, 1800–1900: обзор их вклада в исследования . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield . ISBN 978-1-4422-4742-0 .
- Дадей, Ивона (2010). «Дружба и женские отношения в женском движении рубежа XIX и XX веков». Тропа краковских женщин: Путеводитель Кракова по эмансипированным женщинам (на польском языке). Том 2 (Выпуск 1 изд.). Краков, Польша: Фонд Пшестреня Кобиета. стр. 39–50. ISBN 978-83-928639-1-5 .
- Дудник, Надя; Красинская, Изабела (2017). « Педагогические взгляды Юзефы Йотейко (1866–1928)». Профили преподавателей (на польском языке). 1 (61). Мысловице, Польша: Университет Игнатианум в Кракове : 173–186. ISSN 1426-9899 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 года . Проверено 21 июня 2019 г.
- Гондек, Яцек (20 ноября 2012 г.). «Мария Конопницкая – лесбиянка и плохая мать» . Onet.pl (на польском языке). Краков, Польша: Ringier Axel Springer Media AG . Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 10 июня 2019 г.
- Колбушевская, Иоланта (2018). «Возрождение польского государства и равенство женщин в науке». Sensus Historiae (на польском языке). 30 (1). Быдгощ, Польша: Эпиграмма Oficyna Wydawnicza: 119–134. ISSN 2082-0860 . Проверено 24 июня 2019 г.
- Конарский, Станислав (1965). «Юзеф Францишек Йотейкувн». В Ростворовски, Эмануэль (ред.). Польский биографический словарь (на польском языке). Том 11: Ярослав – Каплински Северин. Вроцлав, Польша: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских. стр. 297–300. OCLC 1014728042 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2018 года.
- Крейпович, Славомир (2007). «Начальная школа № 4 «Юзефа Йотейко» в Гродзиске-Мазовецком» [Józefa Joteyko Primary School No. 4 в Гродзиске-Мазовецком]. sp4grodzisk.home.pl (на польском языке). Гродзиск-Мазовецкий, Польша: Начальная школа Юзефы Йотейко. Архивировано из оригинала 14 мая 2019 года . Проверено 16 июня 2019 г.
- Лёви, Илана (2005). «8. «Меры, инструменты, методы и результаты»: Йозефа Джотейко о социальных реформах и физиологических мерах» . В Йорланде, Жерар; Опинель, Анник; Вайс, Джордж (ред.). Подсчет тел: медицинская количественная оценка в исторической и социологической перспективе . Монреаль, Канада: Издательство Университета Макгилла-Куина для Фонда Марселя Мерье. стр. 145–172. ISBN 978-0-7735-2925-0 .
- Очко, Петр (2013). Мазур, Кристина (ред.). «Почему я не хочу писать о старопольских мужчинах-спальниках: вклад в« археологию »гей-исследований в Польше» (PDF) . Тексты Другие . 1 (Специальный: английское издание). Варшава, Польша: Польская академия наук : 118–134. ISSN 0867-0633 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 августа 2017 года . Проверено 24 июня 2019 г.
- Подгорска, Иоанна (4 ноября 2009 г.). «Мы хотим всю жизнь!» [Мы хотим всю жизнь!]. Политика (на польском языке). Варшава, Польша: Spółdzielnia Pracy Polityka. ISSN 0032-3500 . Архивировано из оригинала 14 мая 2012 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- Семак-Тиликовска, Алиция (1993). «Мария Гжегожевская (1888–1967)» (PDF) . Перспективы: Ежеквартальный обзор сравнительного образования . XXIII (3–4). Женева, Швейцария: Международное бюро образования : 625–637. ISSN 0207-8953 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2019 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- Стек, Анна (2014). «Письма для современных педагогов ] молодому учителю» Марии Гжегожевской, пособие (магистр) (на польском языке). Варшава, Польша: Академия специальной педагогики Марии Гжегожевской. альбом №38714. Архивировано из оригинала 11 января 2018 года.
- Струзик, Юстина (2010). «О любви между другими». Тропа краковских женщин: Путеводитель Кракова по эмансипированным женщинам (на польском языке). Том 2 (Выпуск 1 изд.). Краков, Польша: Фонд Пшестреня Кобиета. стр. 51–59. ISBN 978-83-928639-1-5 .
- Шланта, Петр (2018). «Польский путь к независимости» . Программа «Неподлегла» . Варшава, Польша: Министерство культуры и национального наследия . Архивировано из оригинала 1 октября 2019 года . Проверено 1 октября 2019 г.
- Сот, Войцех (28 ноября 2011 г.). «Юзефа Йотейко не завел семью » . Хомики Польша (на польском языке). Варшава, Польша: Ассоциация Открытого форума. ISSN 1689-7595 . Архивировано из оригинала 2 июня 2013 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- «Жозефа Джотейко: первая женщина-руководитель ULB» . Блог библиотек ULB (на французском языке). Брюссель, Бельгия: Свободный университет Брюсселя . 16 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2019 года . Проверено 25 июня 2019 г.
- «Список научных учреждений или их эквивалентов, составивших тарифную ставку: Краковское воеводство». Официальный журнал Совета школьного округа Кракова (на польском языке). XVII (9). Краков, Польша: ДЕНЬ. 30 ноября 1938 года . Проверено 17 июня 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бараньска, Малгожата; Гроховская, Малгожата; Махник, Ханна, ред. Библиография Польша 1901–1939 (PDF) (на польском языке). Том 14. Варшава, Польша: Национальная библиотека. стр. 18–27. ISBN 978-83-7009-778-3 . . Обширный список публикаций.
- 1866 рождений
- 1928 смертей
- Польские ученые XIX века
- Польские учёные ХХ века
- Похороны на Повонзком кладбище.
- Академический состав Коллеж де Франс
- Выпускники Брюссельского университета Vrije
- Академический состав Свободного университета Брюсселя (1834–1969).
- People from Zhytomyr Oblast
- Польские женщины-ученые
- Польские феминистки
- Выпускники Женевского университета
- Академический состав Лионского университета
- Выпускники Парижского университета
- Выпускники Варшавского университета
- Польские эмигранты в Швейцарии
- Польские эмигранты во Франции
- Польские женщины 20-го века
- Женщины-ученые из Российской Империи
- Психологи Российской Империи