Jump to content

Вария Кипиани

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Вария Кипиани
Портрет женщины с заплетенным пучком в темном костюме, украшенном группой медалей.
Кипиани в 1913 году
Рожденный
Барбаре Кипиани

( 1879-02-04 ) 4 февраля 1879 г.
Умер 1965 (85–86 лет)
Брюссель , Бельгия
Другие имена Вария Кипиани-Эристави
Род занятий Ученый, академик

Барбаре «Вария» Кипиани ( грузинский : ბარბარე «ვარია» ყიფიანი ; 4 февраля 1879 - 1950–1965) была первой грузинкой, получившей образование психофизиолога , и признана женщиной-новатором в Грузии. Кипиани родилась в дворянской семье и после развода родителей воспитывалась отцом. Окончив в 1899 году школу Св. Нино в Тбилиси преподавала в школе в Хони , она два года . Переехав в Бельгию, куда переехал ее отец, она поступила на медицинский факультет Свободного университета Брюсселя в 1902 году. Не имея возможности позволить себе обучение, Кипиани была наставником польского академика Юзефы Йотейко , который оплатил ей обучение и позволил ей работать. в лаборатории. Она написала статью под названием « L'ergographie du sucre » («Эргография сахара»), в которой оценивалось использование сахара для облегчения усталости. Ее исследование было удостоено серебряной медали Ассоциации химиков Франции и колоний («Ассоциация химиков Франции и колоний») в 1906 году. После завершения курсовой работы на медицинском факультете в 1907 году Кипиани читала лекции в различных университетах и ​​​​продолжала исследования. с Джотейко о питании и усталости. Они совместно были удостоены Премии Вернуа французского Национальной медицинской академии в 1908 году за работу по вегетарианству .

Под влиянием предубеждений в отношении женщин-ученых обе женщины переключили свою карьеру на развитие детей, сосредоточившись на новой области педологии . Они изучали различные аспекты запоминания и чувств, пытаясь разработать методы обучения, которые могли бы улучшить общество. В 1910 году Кипиани получила медаль Валентина Хайли на Конгрессе тифлофилов («конгресс в пользу слепых») в Париже за две написанные ею статьи об обучении слепых студентов. Среди других исследований она опубликовала работы по сенсорной психологии, использованию мышц и зрения при обучении письму, слуховому и зрительному обучению и тропизму . Она была сторонницей обучения студентов амбидекстру и использованию физических упражнений для создания двусторонней симметрии тела. В ее работах по амбидекстрии утверждалось, что тренировка как доминирующих, так и более слабых сторон тела улучшит двигательные и интеллектуальные способности и позволит быстрее восстановиться, если одна сторона тела или мозга была повреждена. По окончании Первой мировой войны Кипиани ненадолго вернулся в Грузию, но когда Русская Красная Армия вторглась в страну , она вернулась в Бельгию. Поскольку педология как область научных исследований не сохранилась, по возвращении в Брюссель Кипиани преподавала французский и русский язык в Брюссельском университете.

Помимо научной деятельности, Кипиани была одной из грузинских эмигранток, работавших над сохранением грузинской культуры. В период с 1910 по 1913 год она курировала и руководила коллекцией грузинских исторических и этнографических артефактов для Palais Mondial («Мировой дворец»). Музей был основан Союзом международных ассоциаций как хранилище для сбора мировых знаний. Она также отвечала за сохранение части поместья Саломе Дадиани и ее мужа принца Ахилле Мюрата как важного грузинского наследия. Хотя после ее смерти в основном забыли, ученые 21-го века начали переоценивать ее роль в продвижении вегетарианства в Бельгии и Франции на рубеже 20-го века, а также ее вклад в защиту грузинской культуры.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]
Заброшенный двухэтажный особняк без многочисленных окон и весь в граффити.
Дом Дмитрия Кипиани, где выросла Варя, в Квишхети, по состоянию на 2016 год.

Варвара Кипиани, известная как Варя, родилась 4 февраля 1879 года в Кутаиси , в Кавказском наместничестве Российской империи , в семье Анастасии Эристави и Николоза Кипиани [ ка ] . Кетеван Мученица была предком ее матери, а ее отец был старшим сыном Димитрия Кипиани . [ 1 ] грузинский дворянин, учёный, государственный деятель, сторонник защиты грузинской культуры от русификации . [ 2 ] [ 3 ] Кипиани выросла в имении своего деда недалеко от Квишхети , но когда ее родители развелись, она и ее старшие сестры, Элизабет «Вета» и Нино , уехали с отцом в 1883 году в Батуми , где он работал в судебной системе . [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] Их брат остался с матерью после развода. [ 5 ] Ее дед был сослан в Ставрополь в 1886 году и в следующем году убит. [ 6 ] Шок от смерти отца вызвал проблемы со здоровьем у Николоза, который в 1890 году уехал за границу на лечение, оставив своих дочерей в Тбилиси , чтобы учиться в школе Святой Нино. [ 7 ] Он жил во Франции, Голландии, Италии и Швейцарии, прежде чем поселился в Бельгии в 1895 году и стал заведующим кафедрой русского языка в Свободном университете Брюсселя . [ 5 ] Кипиани учился в школе Святой Нино по национальной стипендиальной программе и окончил ее с отличием в 1899 году. [ 7 ]

Первый бельгийский период (1902–1919)

[ редактировать ]

После окончания школы Кипиани преподавала в школе Святой Марии в Хони до 1901 года, когда она решила присоединиться к своему отцу в Бельгии. В 1902 году она поступила на медицинский факультет Брюссельского университета. Через два года Кипиани была отчислена из-за неспособности оплатить обучение. После выступления, которое было хорошо принято на Шестом Международном конгрессе физиологов, состоявшемся в Брюсселе в 1904 году, польский ученый Юзефа Йотейко пригласил Кипиани работать в своей лаборатории в Институте физиологии Сольве и оплатил ее обучение. [ 7 ] [ 8 ] Лаборатория сосредоточилась на изучении физиологии и, в частности, тех функций, которые обеспечивают питание живых организмов. [ 8 ] Кипиани начал изучать, как можно использовать сахар для борьбы с усталостью. [ 9 ] В то время Арман Готье в Париже и Огюст Слосс в Брюсселе изучали рацион рабочих в своих городах, чтобы оценить, достаточен ли уровень питания населения для поддержания уровня их промышленной деятельности. [ 10 ] Ее цель в проведении исследований заключалась в том, чтобы внести вклад в понимание того, как питание и физиология могут быть применены для улучшения общества. [ 11 ] Результаты исследования, пропагандирующего вегетарианство, вызвали международную дискуссию в таких газетах, как The New York Times , женских журналах, таких как Life & Health , и в книге Хорошее здоровье и как мы его завоевали» Эптона Синклера « . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Кипиани завершила обучение на медицинском факультете и окончила его в 1907 году. [ 15 ]

Кипиани принял участие в протестах в Брюсселе, спровоцированных русской революцией 1905 года и направленных против российского царя и правящего класса. [ 1 ] Чтобы расширить знания о Грузии и ее культуре, она начала собирать грузинское искусство и культурные артефакты по всей Европе. [ 16 ] [ 17 ] Вместе с другими грузинскими студентами в 1908 году она выступала в Диамонт Палас [ фр ] на вечернем мероприятии, на котором были представлены грузинская литература, музыка и танцы. Студенты выступили в различных программах, знакомя с грузинской культурой. Они играли в спектакле, читали стихи, пели и танцевали традиционные танцы в национальных костюмах. [ 18 ] В 1910 году она посетила Congrès mondial des Associations Internationales («Всемирный конгресс международных ассоциаций»), где было предложено создать Palais Mondial («Всемирный дворец») в качестве центрального хранилища мировых знаний. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Первоначальный план состоял в том, чтобы использовать одно из зданий Брюссельской международной выставки , но пришлось искать новое место после того, как пожар уничтожил несколько секций экспозиции. [ 22 ] Кипиани курировал и руководил коллекцией грузинских исторических и этнографических артефактов для Дворца Мира, ныне известного как Мунданиум . [ 19 ] [ 21 ] [ 23 ] Она написала организациям в Грузии, призывая их присылать книги, фотографии и другие предметы, которые можно было бы добавить на выставку, чтобы лучше познакомиться с грузинскими достижениями в области образования и технологий. [ 16 ] [ 23 ] В 1913 году, когда коллекция была установлена, она написала Георгию Кереселидзе [ ка ] , одному из лидеров движения за независимость Грузии, убеждая его напечатать не менее 100 экземпляров флаера для популяризации коллекции среди членов грузинской диаспоры. [ 23 ]

Изображение двух женщин. Одна стоит с книгой в левой руке, а правую опирается на стол. Другая женщина сидит в деревянном стуле.
Иосиф Джотейко (сидит) и Разные Кипиани,

В 1908 году Джотейко основал и стал редактором журнала Revue Psychologique , в котором освещались достижения в области психологии с научной и образовательной точки зрения. [ 24 ] Кипиани был нанят ее исполнительным секретарем. [ 25 ] В период с 1908 по 1914 год она опубликовала в журнале несколько статей. [ 26 ] а также различные исследования, изучающие мышечную память , адаптивные мультисенсорные практики людей с ограниченным зрением или вообще без него, вегетарианство и амбидекстрию . [ 17 ] Кипиани читала лекции по психофизиологии и психологии в различных университетах, включая свою альма-матер, Льежский университет и Парижский университет . [ 15 ] [ 27 ] В 1911 году она работала лаборанткой у Джотейко, который в том же году основал и разработал учебные программы для Международного педиатрического факультета в Брюсселе. [ 24 ] [ 25 ] Целью этого учреждения было научное изучение детей и их развития для совершенствования методов обучения на благо общества в целом. [ 28 ] Она также вела на факультете курс педологической практики, проводила лабораторные исследования по развитию детей. [ 29 ] [ 30 ] В то время педология была молодой наукой, и исследователи Международного педологического факультета попытались изучить развитие детей как с физиологической, так и с психологической точки зрения как основу для улучшения образования. [ 31 ] [ 32 ] К 1913 году Кипиани был награжден медалями нескольких ученых обществ и стал лауреатом Национальной медицинской академии в Париже. [ 1 ] [ 33 ] Она была одним из приглашенных докладчиков, принимавших участие в Четвертом вегетарианском конгрессе, проходившем в Гааге в 1913 году. [ 34 ] В следующем году, с началом Первой мировой войны , все крупные университеты Бельгии были закрыты. [ 35 ] Джотейко покинул страну в 1915 году. [ 24 ]

Возвращение в Грузию (1919–1921).

[ редактировать ]

Около 1919 года Кипиани вернулся в Грузию. [ Примечания 1 ] Она преподавала курсы французского языка в Грузинской дворянской гимназии и 5-й женской гимназии в Тбилиси. Она также работала помощницей Акакия Шанидзе . [ 1 ] был одним из основателей Тбилисского государственного университета . ведущий грузинский лингвист и филолог, который в прошлом году [ 38 ] [ 39 ] Кипиани, говоривший по-грузински, по-русски и по-французски, помогал Шанидзе в работе в университетской библиотеке. [ 1 ] В 1921 году Красная Армия вторглась в Грузию . [ 40 ] После создания пророссийского правительства деятели оппозиции были подавлены посредством кампании красного террора . [ 41 ] спонсируемых государством Кипиани стал одной из целей политических репрессий, , и бежал из страны, вернувшись в Бельгию. [ 1 ]

Второй бельгийский период (1921–1950)

[ редактировать ]

По мнению академика Марка Депаепа , цели бельгийских ученых в развитии области педологии не были реализованы. [ 42 ] Хотя они были в центре движения за основу образования и преподавания на научной методологии, а не на философии, [ 43 ] эта область рухнула в конце Первой мировой войны главным образом потому, что поведение детей нельзя было свести к научным формулам, которые можно было бы использовать для определения социальной идеологии. [ 44 ] Бельгийское правительство реорганизовало свои высшие учебные заведения в 1927 году, впервые установив стандарты научных исследований и Fonds National de la Recherche Scientifique (Национальный фонд научных исследований) для координации этой политики. [ 45 ] К тому времени Кипиани получила докторскую степень, и в журнале Australian Woman's Mirror о ней сообщалось как о «докторе Варии Кипиани-Эристави, выдающемся профессоре Брюссельского университета». [ 46 ] Она опубликовала работы на французском, немецком и русском языках, и ее работы получили международное признание. [ 1 ] [ 46 ] Преподавала грузинского и русского языков. в университете курсы [ 1 ]

Кипиани стал хранителем вещей и архивов Саломеи Дадиани и ее мужа принца Ахилле Мюрата. [ 7 ] [ 17 ] В 1940 году, после начала Великой Отечественной войны , начала переговоры с Михаилом Тархнишвили [ ка ] , [ 7 ] (также транслитерируется как Михаил Тарчнисвили), [ 47 ] Грузинский священник, работающий в Мюнхене , охраняет монастырь в Риме для защиты предметов. Она считала, что Рим обеспечит безопасность культурных артефактов благодаря международному соглашению о защите города от войны. [ 7 ] В 1941 году Тархнишвили отправился в Бельгию, чтобы получить завещание другой грузинской эмигрантки , Софии Гогиели, умершей в Брюсселе. Он вернулся с пожертвованиями в Берлин . [ 47 ] [ 48 ] Надеясь основать грузинский католический колледж и учебный центр в Риме, Тархнишвили работал с грузинскими эмигрантами, связанными с нацистской разведки агентами АМТ IV . Агенты намеревались установить в здании сеть сбора разведданных и радиостанцию. [ 49 ] [ 50 ] Тархнишвили, не подозревая о нацистском плане, расположил виллу издателя Сальваторе ди Карло на улице Виа Алессандро Бриссе в районе Монтеверде Нуово . [ 50 ] [ 51 ] Он купил виллу в 1943 году на завещанные средства и дополнительные деньги, предоставленные сотрудниками АМТ IV, которые, как ему сказали, поступили от грузинского благотворителя. [ 51 ] [ 52 ] Когда коллаборационисты попытались завербовать Тархнишвили, он отказался участвовать в их планах, в результате чего нацисты действовали без его сотрудничества, используя « крота» . [ 53 ] Начались ремонтные работы, было получено одобрение папы на строительство грузинского колледжа, а оперативники набрали студентов. [ 54 ] Тархнишвили хранил на вилле вещи Дадиани и Мурата. Он также передал на объект материалы, полученные из Грузинского католического монастыря в Константинополе. [ 7 ] Все студенты, кроме одного, ушли, не имея реального интереса к тому, чтобы стать священниками. 4 июня 1944 года Рим был освобожден войсками союзников , и все студенты, а также Тархнишвили были арестованы, когда на вилле была обнаружена частично установленная радиоантенна. Позже Тархнишвили был освобожден, но грузинский колледж и монастырь были заброшены. [ 55 ]

Несколько источников сообщают, что Кипиани умер в 1965 году и был похоронен в Брюсселе. [ 1 ] [ 16 ] [ 36 ] Историк литературы Васил Чачанидзе назвал 1965 год годом ее смерти в 1974 году, но в 2021 году сообщалось, что Русудан Кобахидзе, директор Музея грузинской эмиграции, предложила 1950 год как вероятный год смерти Кипиани. [ 56 ] Ее личный архив был передан в дар Грузинскому национальному центру рукописей 19 июня 1965 года. [ 1 ]

Научные работы

[ редактировать ]

Исследования питания и усталость

[ редактировать ]
Эскиз механического устройства, лежащего на столе и закрепляющего человеческую руку.
Эргограф Моссо

Кипиани работал с Джотейко с 1903 года над серией исследований по оценке использования сахара для облегчения усталости. [ 57 ] Хотя они признали, что сахар не является полноценной пищей, их эксперименты были направлены на то, чтобы выявить роль различных питательных веществ в обеспечении организма топливом. [ 8 ] Они использовали устройство, созданное Анджело Моссо, известное как эргограф . Одна часть устройства удерживала руку так, чтобы она была неподвижной, и позволяла вставить палец в трубку, прикрепленную к стилусу, регистрирующему мышечные сокращения на вращающемся цилиндре. [ 58 ] Прикрепив по гире к пальцу каждой руки, испытуемый неоднократно поднимал ее до тех пор, пока не наступала усталость и гирю уже невозможно было поднять. Устройство зафиксировало снижение способности поднимать вес, создавая кривую усталости. [ 59 ] Они протестировали правую и левую руки испытуемых, чтобы измерить различия в их способности управлять устройством. [ 60 ] Позже они использовали это же устройство в своих исследованиях вегетарианства. [ 59 ]

Джотейко представил часть результатов Брюссельскому королевскому обществу медицинских и естественных наук в 1904 году. [ 9 ] [ 57 ] В 1905 году Кипиани опубликовал дополнительную информацию в пятом выпуске Bulletin de l'Académie royale de Belgique Classe des Sciences ( Бюллетень научных классов Королевской академии Бельгии ) и 172-страничный отчет « L'ergographie du sucre » («L'ergographie du sucre» (« Бюллетень научных классов Королевской академии Бельгии»). Эргография сахара»). [ 57 ] В исследовании оценивались участники военных и спортивных мероприятий, которые утомлялись после напряженной деятельности, а также их способность повышать умственную или двигательную активность после употребления сахара. [ 61 ] Она отметила, что воздействие сахара усиливалось, если участники голодали в течение трех-четырех часов перед его приемом. [ 62 ] В обзоре Вальбаума в Zentralblatt für Gynäkologie за 1906 год отмечалось, что, когда Кипиани оценивала случай усталости во время родов, она сообщила, что прием сахара уменьшал усталость как поперечно-полосатых мышц живота матки , так и гладких мышц во время родов, а также уменьшал чувство усталости, вызванное нервными окончаниями. окончания внутри мышц. [ 63 ] Она отметила, что 25 граммов сахара, растворенные в воде или молоке и принятые три раза с получасовыми интервалами, снимают усталость в течение десяти минут без токсического воздействия вина или наркотиков. [ 64 ] В обзоре 1907 года для Zentralblatt für Gynäkologie Вальбаум отметил, что Кипиани также сравнил реакцию организма на тростниковый и фруктовый сахар . Она утверждала, что тростниковый сахар труднее переваривается и часто вызывает раздражение желудка. [ 65 ] В знак признания их работы Джотейко был награжден золотой медалью как руководитель лаборатории, а Кипиани - серебряной медалью Ассоциации химиков Франции и колоний (Ассоциация химиков Франции и колоний) в 1906 году. [ 66 ]

В 1907 году Кипиани и Джотейко начали сотрудничество в области вегетарианства, которого они оба придерживались. [ 25 ] Их статья « Enquete Scientifique sur les Vegetariens de Bruxelles » («Научное исследование вегетарианцев в Брюсселе») рассмотрела основные преимущества вегетарианства для здоровья и пришла к выводу, что общая сила и выносливость у людей, соблюдающих безмясную диету, были выше. [ 67 ] В обзоре Ирвинга Фишера для журнала Science отмечается, что их результаты, которые показали, что существует небольшая разница в силе вегетарианцев и мясоедов, но значительно более высокая выносливость у вегетарианцев, аналогичны результатам исследования студентов Йельского университета, проведенного в 1906 году. . [ 59 ] Исследование Йельского университета и другие также подтвердили выводы Джотейко и Кипиани о том, что вегетарианцы быстрее восстанавливаются после усталости, чем люди, потребляющие мясо. [ 60 ] Однако Фишер подчеркнул, что вполне возможно, что различия могут указывать не на необходимость полного отказа от мяса, а на необходимость потреблять «низкобелковую диету», теперь известную как низкобелковая диета , или только мясо, свободное от кишечных инфекций. бактерии или другие загрязнения . [ 68 ] За свою работу они были награждены премией Вернуа Национальной медицинской академии 1908 года . [ 69 ] Они опубликовали последующее исследование « . Вегетарианство и его влияние на здравоохранение, торговлю, промышленность и экономику природы» Nature») в 1909 году, который был представлен на Международном продовольственном конгрессе годом ранее. [ 70 ]

Сенсорные исследования

[ редактировать ]

В 1910 году Кипиани была награждена медалью Валентина Хайли на Конгрессе тифлофилов («конгрессе в пользу слепых») в Париже за свои статьи « Опыты мышечных иллюзий у слепых, зрячих и глухонемых» («Опыты о мышечных иллюзиях у слепых, зрячих и глухонемых ") и " Реформа чтения и письма для зрячих и слепых в связи с законами симметрии" («Реформа чтения и письма для зрячих и слепых в связи с законами симметрии»). [ 71 ] « Опыт сюр ле иллюзий » исследовал осязание во взаимосвязи между объемом и весом для слепых людей или для зрячих людей с завязанными глазами. Испытуемым давали предметы одинакового веса и площади поверхности. Они сообщили, что предметы, которые кажутся более объемными, скорее всего, будут тяжелее и потребуют больше усилий для подъема. [ 72 ] « Реформа лекций и писаний » рекомендовала студентам чередовать чтение слева направо и справа налево, а также тренировать обе руки для письма. [ 73 ] Они также опубликовали « Les bases Psychologiques de l'éducation Sensorielle » («Психологические основы сенсорного образования»), содержащую двенадцать законов сенсорной психологии, которые могут использоваться педагогами для содействия двустороннему развитию . [ 73 ] [ 74 ]

В 1912 году две женщины совместно провели другое исследование, « Rôle du sens musculaire dans le dessin » («Роль мышечного чувства в рисовании»), чтобы оценить, могут ли люди точно нарисовать предмет с закрытыми глазами. Они отметили, что полученные рисунки напоминали детские эскизы, им не хватало перспективы, точных пропорций и сходства с моделью. [ 75 ] В их книге « Rôle du sens musculaire et de la Vision, dans l'écriture » («Роль мускульного чувства и зрения в письме») исследовался процесс обучения: видеть букву и использовать руку для имитации этой буквы. Они отметили, что после приобретения навыков видеть буквы больше не нужно, и пришли к выводу, что обучение студентов постоянно смотреть на буквы может напрягать глаза. [ 76 ] [ 77 ] Они подчеркнули, что больше внимания следует уделять мышечной памяти и методам обучения, которые не способствуют перенапряжению глаз или плохой осанке. [ 77 ] В другой работе 1912 года, « Visualization colorée et sens chromaticche chez Mlle Uranie Diamandi » («Цветная визуализация и хроматическое чувство мисс Урани Диаманди»), Кипиани изучал феномен синестезии графемы и цвета , в которой числа и буквы кажутся связанными с цвета. [ 78 ] Это была часть серии исследований по запоминанию, которые она и Джотейко провели. [ 1 ] в который также вошли такие работы, как «Новый метод определения типов памяти », анализирующие разницу у тех, кто учился слуховыми и визуальными методами. [ 79 ] [ 80 ] Она анализировала реакцию школьников на источник света, проводя сравнения с тропизмом , явлением поворота растений к свету. [ 81 ] В своей статье 1913 года « Le rôle des tropismes et de la symmétrie dans la vie intégrale de l'être humain» («Роль тропизма и симметрии в целостной жизни человека») Кипиани обсуждала важность физических упражнений для полностью развивать тело и устранить склонность внешних раздражителей способствовать росту только в одном направлении. [ 34 ] [ 82 ] Эти исследования были разработаны, чтобы позволить педагогам адаптировать образовательную практику к сенсорному развитию детей. [ 83 ]

Кипиани начал изучать праворукость в 1907 году у Джотейко. [ 84 ] Студентам разного пола было предложено поднимать гири весом 2 кг (4 фунта) каждые две секунды в течение двадцати-тридцати повторений. После отдыха они повторили упражнение на противоположную руку. [ 85 ] В исследовании отмечалось, что «изнурительная работа, выполняемая левой рукой, оказывает более интенсивное (более повреждающее) воздействие на сердце, чем такая же работа, выполняемая правой рукой…». [ 86 ] Они также пришли к выводу, что если для поднятия груза использовались обе руки, подъем пульса был меньше, чем при подъеме груза любой рукой, и что у женщин-левшей наблюдалось наибольшее увеличение частоты пульса при подъеме груза левой рукой. [ 87 ] Расширив свои тесты, включив в них слух, зрение и осязание, Кипиани сообщила, что эти чувства, как правило, превосходят ту же сторону, что и доминирующая рука. [ 88 ] В 1912 году Кипиани опубликовал « Амбидекстрию: Étude expérimental et critique » («Амбидекстрия: экспериментальное и критическое исследование»). [ 89 ] В статье она представила подробный анализ как физиологических, так и неврологических оснований предпочтения одной руки перед другой. [ 90 ] В то время Медард Шуйтен , директор всемирно известной педологической лаборатории в Антверпене, продвигал противоположную точку зрения, согласно которой основное внимание следует уделять развитию естественной доминирующей стороны тела. [ 91 ] [ 92 ] Несмотря на анатомическую основу асимметрии, Кипиани утверждал, что преподаватели, пытающиеся помочь учащимся развиваться более симметрично, имеют преимущества. [ 90 ] Она утверждала, что методы обучения, которые побуждают учащихся использовать только одну руку, усиливают принцип наименьших усилий и препятствуют полному развитию обоих полушарий мозга. Вместо этого она предположила, что тренировка обеих сторон увеличивает как двигательные, так и интеллектуальные способности и позволяет быстрее восстанавливаться, если одна сторона тела или мозга была повреждена. [ 93 ]

Наследие

[ редактировать ]

Работы Кипиани и Джотейко по вегетарианству, а также ее собственная работа по амбидекстрии оставались печатными и пользовались большим влиянием на протяжении 1930-х годов. [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ] хотя широкое международное движение за поощрение амбидекстрии так и не возникло. [ 97 ] Краткая биография Кипиани была включена в Грузинскую советскую энциклопедию , опубликованную в 1986 году, где отмечалось, что она была первой грузинской женщиной, ставшей психофизиологом. [ 17 ] Хотя за свою жизнь она добилась многих достижений как в науке, так и в продвижении грузинской культуры, как и другие женщины за рубежом и в Грузии, Кипиани и ее достижения были в значительной степени забыты в исторических записях. [ 98 ] В 21 веке ученые начали пересматривать карьеру Кипиани и Джотейко и изучать их влияние на вегетарианство в Бельгии и Франции на рубеже двадцатого века. [ 99 ] [ 100 ] Социолог Александра Хондермарк отметила, что их исследования приобрели значительную популярность, потому что они использовали инновационные научные методы для изучения вегетарианства. Они были среди очень немногих женщин-врачей и ученых, активно участвовавших в вегетарианском движении. По словам Хондермарка, несмотря на новаторство, успех Джотейко и Кипиани вынудил их заняться сферами, менее конкурентоспособными по сравнению с их коллегами-мужчинами. [ 99 ] Историк Леван З. Урушадзе [ ка ] отметил в своем исследовании Кипиани в 2008 году, что, хотя распространение информации о Грузии при ее жизни было незаконным в рамках политики русификации, а затем и советизации, Кипиани сыграла заметную роль в продвижении и защите грузинской культуры. [ 101 ] [ Примечания 2 ] Многие грузинские источники теперь признают ее как новаторскую грузинскую женщину-ученого. [ 111 ]

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Кипиани, Вария (1905). Эргография сахара [ Эргография сахара ] (на французском языке). Брюссель: медицинский книжный магазин Анри Ламертена. OCLC   866564339 .
  • Йотейко, Юзефа ; Кипиани, Вария (1907). Научное обследование вегетарианцев в Брюсселе: их устойчивость к утомлению, изученная с помощью эргографа, продолжительность их нервных реакций, энергетические и социальные соображения [ Научный опрос вегетарианцев в Брюсселе: их устойчивость к утомлению, изученная с помощью эргографа, продолжительность их нервных реакций , Энергетические и социальные соображения ] (на французском языке). Брюссель, Бельгия: Анри Ламертен от Вегетарианского общества Франции. OCLC   11890357 .
  • Кипиани, Вария; Александр, М. (1908). «Влияние серного эфира на чувствительность кожи». Психологический обзор (на французском языке). 1 . Брюссель: Э. Россель . OCLC   183330003 . [ 112 ]
  • Кипиани, Вария (1910). «Реформа чтения и письма в связи с законами симметрии». Психологический обзор (на французском языке). 3 . Брюссель: Э. Россель . OCLC   183330003 . [ 113 ]
  • Йотейко, Юзефа ; Кипиани, Вария (апрель 1912 г.). «Роль мускульного чувства и зрения в письме» . Журнал глазной гигиены и терапии (на французском языке). 6 . Париж: Библиотека А. Малоин: 49–59. OCLC   230934481 .
  • Кипиани, Вария (январь 1912 г.). «Цветная визуализация и хроматическое чувство мисс Урани Диаманди» ( PDF) . Психический мир (на французском языке). 2 (11). Париж: Институт психических исследований Франции: 457–465. ISSN   2428-1093 .
  • Кипиани, Вария (1912). Амбидекстрия: Etude expérimentale et critique [ Амбидекстрия: экспериментальное и критическое исследование ] (на французском языке). Брюссель: J. Lebègue & Co. OCLC   609233814 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. В статье Нинии Садгобелашвили в журнале « Учитель» говорится , что . Кипиани присутствовал и произнес речь на церемонии открытия Тбилисского государственного университета в 1918 году [ 36 ] Однако в письме Джона Оливера Уордропа , британского дипломата, написанном 16 ноября 1919 года, говорится, что Кипиани присутствовал на ужине, который Уордроп устроил вместе с Мамукой Орбелиани и другими высокопоставленными лицами в Брюсселе. [ 37 ]
  2. С 1863 года политика русификации, а затем и советизации способствовала культурной ассимиляции на территориях, включенных в состав империи. [ 102 ] Эта политика в первую очередь была направлена ​​на объединение страны под управлением России, предотвращение восстаний и уменьшение влияния различных этнических культурных традиций. [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ] На реализацию и серьезность реформ повлияли обширность территории, нехватка ресурсов и недостаточное количество административных руководителей в большинстве сельских районов. [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ] Русский язык заменил преподавание грузинского языка в школах, начиная с 1867 года. [ 108 ] Примерно с 1920 года советская политика признавала, что, позволяя этническим группам использовать свои собственные языки и практиковать свои культурные традиции, это может побудить нерусских принять советскую власть и политику. Однако были введены ограничения, чтобы никто не мог продвигать свою этническую и культурную самобытность выше, чем у советского режима. [ 109 ] При Иосифе Сталине и, особенно после Второй мировой войны , любая публичная критика русской культуры или советской власти считалась наказуемым правонарушением. [ 110 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Мчедлишвили 2012а .
  2. ^ Батиашвили 2018 , с. 168.
  3. ^ Суни 1996 , с. 130.
  4. ^ Мчедлишвили 2012c .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Мчедлишвили 2012г .
  6. ^ Суни 1996 , с. 137.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мчедлишвили 2012б .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Суматра Пост , 1906 г. , стр. 9.
  9. ^ Перейти обратно: а б Иотейко 1905 , с. 2.
  10. ^ Кипиани 1905 , стр. 57–58.
  11. ^ Кипиани 1905 , стр. 57.
  12. ^ Нью-Йорк Таймс 1907 , стр. 8.
  13. ^ Хейнеманн 1911 , с. 44.
  14. ^ Синклер 1909 , стр. 176–177.
  15. ^ Перейти обратно: а б Урушадзе 2008 , с. 112.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Грузинский журнал 2017 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Абашидзе 1986 , с. 654.
  18. ^ Le petit bleu du matin 1908 , с. 2.
  19. ^ Перейти обратно: а б Гендерный барометр 2020 .
  20. ^ Центральное управление международных ассоциаций 1907 , с. 140.
  21. ^ Перейти обратно: а б Союз Международных Ассоциаций 2013 .
  22. ^ Центральное управление международных ассоциаций 1907 , с. 143.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Урушадзе 2008 , с. 113.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Конарский 1965 , с. 297–300.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Свободный университет Брюсселя 2018 .
  26. ^ Гжегожевска 1916 , стр. 281, 285, 289.
  27. ^ Давитадзе и Мазмишвили 2022 , с. 109.
  28. ^ Депаепе 1998 , стр. 691.
  29. ^ Люди 1912 , с. 5.
  30. ^ Маас 1914 , с. 2.
  31. ^ Леви 2005 , с. 149.
  32. ^ Журнал педагогической психологии , 1913a , стр. 56–57.
  33. ^ Ежемесячный обзор 1913 , с. iii.
  34. ^ Перейти обратно: а б Де Маасбоде 1913 , с. 1.
  35. ^ Брауэр 1996 , с. 19.
  36. ^ Перейти обратно: а б Садгобелашвили 2021 .
  37. ^ Государственный университет Ильи, 2014 .
  38. ^ Микаберидзе 2007 .
  39. ^ Ланг 1962 , с. 189.
  40. ^ Ли 2017 , с. 217.
  41. ^ Ли 2017 , стр. 217–218.
  42. ^ Депаепе 1998 , стр. 694.
  43. ^ Депаепе 1998 , стр. 687–689.
  44. ^ Депаепе 1998 , стр. 695–696.
  45. ^ Брауэр 1996 , с. 25.
  46. ^ Перейти обратно: а б Зеркало австралийской женщины 1927 , с. 22.
  47. ^ Перейти обратно: а б Альварес 2002 , с. 203.
  48. ^ Альварес и Грэм 1997 , с. 94.
  49. ^ Альварес 2002 , стр. 203–204.
  50. ^ Перейти обратно: а б Альварес и Грэм 1997 , с. 101.
  51. ^ Перейти обратно: а б Альварес 2002 , стр. 205–207.
  52. ^ Альварес и Грэм 1997 , с. 102.
  53. ^ Альварес и Грэм 1997 , стр. 103–104.
  54. ^ Альварес и Грэм 1997 , стр. 107–108.
  55. ^ Kazakov 2022 .
  56. ^ Микадзе 2021 , с. 10.
  57. ^ Перейти обратно: а б с Кипиани 1905 , стр. 55.
  58. ^ Моссо 1890 , стр. 90–91.
  59. ^ Перейти обратно: а б с Фишер 1907 , с. 561.
  60. ^ Перейти обратно: а б Фишер 1907 , с. 562.
  61. ^ Иотейко 1905 , с. 7.
  62. ^ Иотейко 1905 , с. 8.
  63. ^ Вальбаум 1906 , с. 674.
  64. ^ Кипиани 1905 , стр. 62.
  65. ^ Свободная пресса Осейдж-Сити, 1907 , с. 6.
  66. ^ Нью-Йорк Геральд 1906 , стр. 5.
  67. ^ The Buffalo Sunday Morning News 1907 , с. 5.
  68. ^ Фишер 1907 , стр. 562–563.
  69. ^ Бьяншон 1908 , с. 6.
  70. ^ Лоренц 1911 , с. 6.
  71. ^ Le petit bleu du matin 1910 , с. 2.
  72. ^ Гжегожевская 1916 , стр. 284.
  73. ^ Перейти обратно: а б Журнал педагогической психологии 1911 г. , с. 529.
  74. ^ Философское обозрение 1916 , с. 286.
  75. ^ Гжегожевска 1916 , стр. 289.
  76. ^ Иотейко и Кипиани 1912 , стр. 50–51.
  77. ^ Перейти обратно: а б Пьерон 1912 , с. 476.
  78. ^ Кипиани 1912 , стр. 457–458.
  79. ^ L'Encephale 1909 , с. 6.
  80. ^ Лин 1908 , с. 418.
  81. ^ Журнал педагогической психологии 1913a , с. 57.
  82. ^ Отечество 1913 , с. 6.
  83. ^ Журнал педагогической психологии 1911 , с. 57.
  84. ^ Иотейко 1919 , с. 116.
  85. ^ Иотейко 1919 , стр. 117–118.
  86. ^ Иотейко 1919 , с. 118.
  87. ^ Иотейко 1919 , стр. 120–121.
  88. ^ Бедфордский демократ 1918 , с. 2.
  89. ^ Дюпра 1913 , стр. 643–644.
  90. ^ Перейти обратно: а б Журнал педагогической психологии , 1913b , с. 439.
  91. ^ Пьерон 1913 , с. 903.
  92. ^ Депаепе 1998 , стр. 687.
  93. ^ Дюпра 1913 , с. 634.
  94. ^ Анкосс 1936 , с. 6.
  95. ^ The New Zealand Herald 1929 , стр. 7.
  96. ^ Шаванн 1930 , с. 1.
  97. ^ Торнтон 1998 , с. 97.
  98. ^ Давитадзе и Мазмишвили 2022 , стр. 106–107, 114.
  99. ^ Перейти обратно: а б Хондермарк 2021 , с. 39–56.
  100. ^ Леви и Новак 2020 , стр. 80–87.
  101. ^ Урушадзе 2008 , с. 115.
  102. ^ Недели 2010 , с. 2, раздел 4.
  103. ^ Недели 2010 , с. 3, раздел 7.
  104. ^ Недели 2004 , с. 475.
  105. ^ Pavlenko 2011 , pp. 338–339.
  106. ^ Недели 2010 , с. 3, раздел 9.
  107. ^ Недели 2004 , с. 476.
  108. ^ Перейти обратно: а б Pavlenko 2011 , p. 339.
  109. ^ Недели 2010 , с. 6, разделы 20, 22.
  110. ^ Weeks 2010 , стр. 6–7, раздел 24, 7, раздел 26.
  111. ^ Мчедлишвили 2012а ; Садгобелашвили 2021 ; Давитадзе и Мазмишвили 2022 , с. 108; Грузинский журнал 2017 .
  112. ^ Гжегожевская 1916 , стр. 281.
  113. ^ Гжегожевская 1916 , стр. 285.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25d69c6807bd24731db823a2db966985__1708167240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/85/25d69c6807bd24731db823a2db966985.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Varia Kipiani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)