Мученики Уганды
Мученики Уганды | |
---|---|
Умер | 1885–87, Уганда. |
Замучен | Мванга II |
Почитается в | Костел Англиканское сообщество лютеранство |
Праздник | 3 июня [1] |
Известные мученики |
Мученики Уганды — это группа из 22 католиков и 23 англикан, обращенных в христианство в историческом королевстве Буганда , ныне являющемся частью Уганды , которые были казнены в период с 31 января 1885 года по 27 января 1887 года. [2] [3]
Они были убиты по приказу Мванги II , Кабаки (короля) Буганды . Смерть произошла в то время, когда при королевском дворе Буганды шла трехсторонняя религиозная борьба за политическое влияние. Этот эпизод также произошел на фоне « борьбы за Африку » – вторжения, оккупации, разделения, колонизации и аннексии африканских территорий европейскими державами. [4] Несколько лет спустя Английское церковно-миссионерское общество использовало эту смерть, чтобы заручиться более широкой общественной поддержкой британского приобретения Уганды в пользу Империи . [5] Католическая церковь причислила к лику святых 22 католических мученика Уганды за свою веру в 1920 году, и они были канонизированы в 1964 году Папой Павлом VI . в соборе Святого Петра в Риме. [6] [7]
Контекст
[ редактировать ]Публикация в Великобритании письма 1875 года, якобы являвшегося приглашением Кабаки Мутисы I направить миссионеров, привела к прибытию Александра Маккея из Миссионерского общества англиканской церкви в Буганду в 1877 году. Группа французских католических белых отцов во главе с Пером Саймон Лурдель (о. Мапера) появился два года спустя. Арабские торговцы из Занзибара принесли ислам в королевство. [8] Это фактически привело к трехсторонней религиозной борьбе за политическое влияние при королевском дворе Буганды. [4] К середине 1880-х годов многие из них были обращены каждой из трех групп, и некоторые из обращенных занимали важные посты при королевском дворе. [9] Сам Мутиса симпатизировал исламу, но многие видные вожди стали христианами. [10]
Кабака Мванга II взошел на престол в 1884 году. Он был обеспокоен растущим влиянием христианства и появлением нового класса чиновников, отличных от традиционных территориальных вождей, которые были образованы, имели религиозную ориентацию и хотели реформировать Ганду. общество. [11] Аннексия Германией территории, которая сейчас является Танзанией, вызвала еще большую тревогу. Через год после того, как он стал королем, он приказал казнить Юсуфу Ругараму, Макко Какумбу и Нуву/Ноя Сервангу, которые обратились в христианство. [3] Вдохновленный своим премьер-министром, 29 октября 1885 года он приказал убить нового англиканского епископа Джеймса Ханнингтона на восточной границе своего королевства. Возможно, это было сделано намеренно, чтобы дать понять британцам, что он не желает, чтобы они вторгались в Уганду. Также утверждается, что убийство епископа Джеймса Хэннингтона произошло из-за существовавшего в то время мифа о том, что враги, которые могут разрушить Королевство, придут с Востока, откуда пришел епископ. Таким образом, Кабака приказала вождю Любе вождества Бусога на Востоке казнить епископа. [12] Однако впоследствии Мванга назначил нескольких христиан на важные военные должности. [11]
Казни в 1885–86 гг.
[ редактировать ]В 1886 году Мванга приказал казнить многих членов королевского двора за отказ подчиниться его религиозным требованиям, что он считал неповиновением. Хайке Беренд говорит, что они были обращенными как в христианство, так и в мусульманство; другие источники говорят только о жертвах англиканцев и католиков и упоминают об убийстве мусульман, произошедшем десятью годами ранее от рук отца Мванги Мутисы. [13] Джозеф Мукаса, обращенный в христианство, который сожалел об убийстве Хэннингтона и пытался защитить судебные протоколы, был первым, кого казнили 15 ноября 1885 года: [14] это произошло по наущению Катиккиро ( премьер-министра) Мукасы, чей преемник Джозеф Мукаса должен был стать королем. [15] Затем, с 25 мая по 3 июня 1886 г., была проведена более обширная серия казней. [3] [16] Мванга приказал убить всех молодых людей, которые не подчинялись ему – отчасти для того, чтобы удовлетворить требования старших вождей. Двадцать два мужчины, перешедшие в католицизм , были сожжены заживо в Намугонго в 1886 году.
«Причины преследования до сих пор активно обсуждаются», - заявляет Беренд. [17] Политические факторы, безусловно, сыграли свою роль. Среди убитых были мелкие вожди, некоторые из которых, такие как Джозеф Мукаса , стали «жертвами особого недовольства со стороны старших... завидовали тому, что эти многообещающие молодые люди вскоре вытеснят их от власти». [12] [15] Уорд утверждал, что мотивацией было представление о том, что «эти христиане были мятежниками против Кабаки, невольных инструментов иностранного империализма». [12]
Свидетель этого события, французский священник-миссионер Лурдель, считал, что основной причиной было чувство Мванги, что его презирают грамотные христиане, заявлявшие о своем превосходном знании религии. Лурдель назвала второстепенной причиной действий Мванги отказ пажей удовлетворить традиционные королевские требования сексуального подчинения. [18] Король, который по традиции имел власть над жизнью и смертью своих подданных, был возмущен этим отказом подчиниться его желанию заняться с ним сексом. [3]
Мари де Кивет-Хемфилл заключает, что непосредственным предлогом, если не всей причиной, был отказ страниц предложить себя Мванге. [19] Роланд Оливер отвергает недовольство христианством как достаточную причину, поскольку оно не объясняет, почему Мванга принял меры против этих молодых людей, а не против выдающихся вождей и женщин среди новообращенных. [20] На этот же момент обращает внимание Сильвия Антония Нанёнга-Тамусуса. [21] Дж. П. Тунен в своей книге по этому вопросу соглашается с анализом Кивет-Хемфилла, признавая при этом существование других политических факторов. [22] Тем более, что некоторые из тех, кто отрекся от своей веры, были избавлены от смерти». [23]
За неделю до казни христианин Маттиас Гайинга отверг сексуальные требования близкого друга Мванги, мусульманина Лутая, к которому король послал его с этой целью. За это он был жестоко наказан, но не убит. Его позицию английский миссионер А. П. Эш назвал «великолепным отказом», который позже сказал, что она положила начало последующим событиям. За его действиями последовал отказ другого новообращенного, Анатоля Кирригваджо, принять назначение на высокий пост, «который он мог выполнять только с риском для своей души». [23]
Хотя многие христианские страницы часто отсутствовали, когда Мванга требовал их или полностью отказывался от своего сексуального домогательства, Мувафи все же подчинился одной странице. Говорят, что Мванга поймал еще одного пажа, обучающего Мувафи христианству. Мванга увидел в этом попытку «отнять у него его любимую и до сих пор всегда послушную игрушку, научив его религии, которая заставила их предпочесть смерть подчинению». [15] [21] [24] [25] Мванга вызвал пажей и попросил молящихся встать в сторону. Их, большинству из которых было от 15 до 30 лет, затем отправили в долгий путь к казни, сожгнув заживо. Продемонстрировав мужество, которого требовало их христианство, они помогли устранить любые представления о том, что новая религия несовместима с традиционными идеалами героизма. [15]
Политические последствия
[ редактировать ]Обращенных, по крайней мере католиков, учили, что они рискуют принять мученическую смерть. [15] Светская пресса того времени называла их мучениками. [26] [27] То же описание, конечно, появлялось и в религиозных публикациях, как протестантских, таких как журнал миссионера Маккея, опубликованный в « Intellegencer» за 1886 г., [28] и католические, такие как отчеты миссионеров Лурделя, Денуа и Дельмаса, опубликованные в Enquête о мученичестве христиан: Ste Marie de Rubaga, Buganda 1888 и Les Missions Catholiques 18 (1886). [15]
Новости о действиях Мванги вызвали противоречивую реакцию в Британии. Некоторые увидели в этом признак тщетности миссионерских усилий в Буганде, другие — как призыв к возобновлению усилий. Газета «Таймс» от 30 октября 1886 года, цитируя изречение «кровь мучеников — это семя Церкви», заявила: «От успеха угандийского эксперимента с его чередованием благоприятных и неблагоприятных обстоятельств зависит счастье внутренних огромного континента на протяжении нескольких поколений». [26] Эти настроения переросли в кампанию за британское вмешательство в регион. [29]
В сентябре 1888 года Мванга планировал избавиться от оставшихся христианских и мусульманских лидеров, оставив их голодать на острове на кишащем крокодилами озере Виктория. [30] Слухи о его плане просочились, и совместное восстание христиан и мусульман привело брата Мванги Кивеева к трону . В октябре 1888 года мусульмане захватили власть, изгнали христианских лидеров и, когда Кивеева отказался пройти обрезание, свергли и убили его, заменив другим братом, Калемой . В декабре 1888 года Мванга заручилась поддержкой христиан и в апреле 1889 года выступила против столицы Буганды. Он потерпел поражение, но христианские силы во главе с вождем протестантов Аполлоном Каггвой отбили столицу, позволив Мванге триумфально войти в нее 11 октября 1889 года. Мусульмане укрылись в соседнем королевстве Буньоро , что помогло им вернуться с победой в Ноябрь 1889 г., но в феврале 1890 г. они потерпели решительное поражение и снова отошли в Буньоро. [31] [32]
В 1888 году Великобритания уполномочила Имперскую Британскую Восточно-Африканскую компанию управлять территорией Восточной Африки, переданной Великобритании по договору 1886 года с Германией. В ноябре 1889 года Мванга обратился за помощью к агенту компании Фредерику Джексону. Джексон не решался принять эту просьбу, поскольку ему было приказано не въезжать в Буганду. Карл Петерс , агент соответствующей немецкой компании, узнав об обращении Мванги, решил на него отреагировать. Он прибыл в Менго , новую столицу Мванги, через две недели после поражения мусульман в феврале 1890 года. Поскольку они все еще представляли угрозу, Мванга принял его предложение о заключении договора. Затем прибыл Джексон и предложил договор, который Мванга отверг, поскольку даже английские миссионеры сочли его условия слишком обременительными. [31]
Соглашение, которое Петерс заключил с Мвангой, было аннулировано договором от 1 июля 1890 года между Великобританией и Германией, который продлил вглубь страны линию раздела между их областями влияния в Восточной Африке, оставив Буганду в британской сфере и переместив центр интересов из побережье во внутренние районы. [32] Имперская Британская Восточно-Африканская компания направила Фредерика Лугарда , своего военного администратора, в Менго, где в декабре 1890 года он добился от Мванги принятия сроком на два года соглашения с компанией. Это соглашение было выгодно Мванге, когда мусульмане Буньоро предприняли еще одну попытку восстановить власть. Разногласия между католической и протестантской партиями привели к боевым действиям в январе 1892 года в Менго. Лугард поддержал протестантов против более сильной католической стороны в боевых действиях, вынудив Мвангу и католиков бежать. Лугарду удалось убедить Мвангу вернуться с территории Германии, где он укрылся, в Менго 30 марта 1892 года и заключить новый договор. Этот договор выделил отдельные территории протестантам (самая большая территория), католикам и (только небольшая территория) мусульманам; Сам Мванга номинально стал протестантом. [33]
С помощью Церковного миссионерского общества, которое использовало смерть своих мучеников, чтобы заручиться широкой общественной поддержкой в Британии для приобретения Уганды, Лугард затем успешно отговорил премьер-министра Уильяма Юарта Гладстона и его кабинет покинуть Уганду. [5] Полномочия компании были переданы британской короне 1 апреля 1893 года, а 27 августа 1894 года Мванга признал, что Буганда стала британским протекторатом. Однако 6 июля 1897 года он объявил войну британцам. Потерпев поражение 20 июля в Будду (ныне район Масака ), территории, отведенной католикам по договору 1892 года, он снова бежал в Германскую Восточную Африку . Он был объявлен свергнутым 9 августа. После неудачной попытки вернуть себе королевство он был сослан в 1899 году на Сейшельские острова , где был принят в англиканскую церковь . Он умер в 1903 году в возрасте 35 лет. [34]
Почитание католической церкви
[ редактировать ]По словам Хайке Беренд, после смертей Римско-католическая церковь использовала этот эпизод, чтобы сделать жертвы центром «культа мучеников». [17] В 1897 году архиепископ Анри Штрайхер основал в Уганде Гильдию мучеников Уганды для участия в евангелизации. Некоторые отделения Гильдии стали политизированными в 1950-х годах. Под влиянием Харизматического движения оно позже превратилось в важное движение против колдовства в Тооро. [17]
Честь, оказываемая угандийским мученикам в других частях Африки, служит африканизации католицизма, как, например, в Сенегале , где церковь, построенная в 1890 году, хранит их мощи и где есть несколько церквей, посвященных Кизито, самому молодому из их числа. [17]
Папа Бенедикт XV беатифицировал Карла Лвангу, Матию Мулумбу и двадцать их спутников 6 июня 1920 года, а Папа Павел VI канонизировал их 18 октября 1964 года. [35] На церемонии канонизации католических мучеников Папа Павел упомянул также и об англиканах, сказав: «Мы также не хотим забывать и других, которые, принадлежащие к англиканской конфессии, противостояли смерти во имя Христа». [36] Папская месса, канонизирующая их, примечательна тем, что в последний раз она проводилась в тридентской форме в базилике Святого Петра. выпустил серию почтовых марок В следующем году Ватикан в ознаменование канонизации. [37] Карла Лванги и двенадцати других, умерших 3 июня 1886 года, 3 июня Праздник включен в Общий римский календарь , а память девяти оставшихся мучеников отмечается в римском мартирологе в соответствующие даты их смерти.
Базилика мучеников Уганды в Намугонго была построена в 1968 году. С 1980-х годов она стала местом массового паломничества, а о планах масштабного расширения было объявлено в 2014 году. [38]
Санти Мартири дель Уганда а Поджио Амено — церковь в Риме , посвященная угандийским мученикам, была освящена в 1980 году и стала титульной церковью в 1988 году. [39] [40]
В 1993 году Епископальная конференция Уганды учредила университет имени Угандийских мучеников, который получил гражданскую хартию в 2005 году. [41]
В 2014 году Уганда отметила 50-летие со дня канонизации угандийских мучеников и возведения их в лику святых Папой Павлом VI 18 октября 1964 года. [42] Храм мучеников Муньоньо — памятник благодарности за их канонизацию. Официальная закладка фундамента состоялась 3 мая 2015 года Папским нунцием в Уганде, архиепископом Майклом А. Блюмом и кардиналом Эммануэлем Вамалой . Реконструкция включала строительство новой церковной усыпальницы, музея, офисов и места мученичества святых. [43]
Список 22 католических мучеников [7] [44]
[ редактировать ]# | Имя | Дата смерти | Возраст на момент смерти | Покровитель | Убит с помощью |
---|---|---|---|---|---|
1. | Ахиллеус Кеванука | 3 июня 1886 г. | 17 лет | журналисты, корреспонденты, полиграфисты и художники. | Огонь (сгорел) |
2. | Адольфус Людиго-Плейс | 3 июня 1886 г. | 24 года | фермеры и пастухи | Огонь (сгорел) |
3. | Эмброуз Кибуука - Лучшее из Эмброуза Кибууки | 3 июня 1886 г. | 18 лет | общества и молодежные движения, такие как скауты, YCW, Xaverians и т. д. | Огонь (сгорел) |
4. | Анатолий Киригваджо | 3 июня 1886 г. | охотники и пастухи | Огонь (сгорел) | |
5. | Эндрю Каггва Кофе | 26 мая 1886 г. | около 30 лет | учителя, катехизаторы и семьи | Панга и нож |
6. | Афанасий Баззекукета Кицца | 27 мая 1886 г. | 20 лет | те, кто отвечает за финансы, казначейство и банки. | Копье |
7. | Бруно Ссерункуума | 3 июня 1886 г. | алкоголики, жестокие люди, те, у кого похоть плоти и неправильный брак. | Огонь (сгорел) | |
8. | Чарльз Бэттл | 3 июня 1886 г. | 25 лет | Африканская молодежь и католические действия | Огонь (сгорел) |
9. | Денис Ссебуггваво Вассва | 25 мая 1886 г. | 16 лет | певцы, музыканты и хоры | |
10. | Gonzaga Gonza Nghonzabato | 27 мая 1886 г. | 24 года | заключенные, путешественники, подвергшиеся жестокому обращению и попавшие в беду. | Копье |
11. | Гьявира Майанджа Мусоке | 3 июня 1886 г. | 17 лет | транспортные средства связи и те, кого беспокоит колдовство | Огонь (сгорел) |
12. | Джеймс Буузабаляво атакует Ссебайиггу | 3 июня 1886 г. | 26 лет | купцы и кооперативы | Огонь (сгорел) |
13. | Джон Мэри Киванука Олд | 27 января 1887 г. | Банк | ||
14. | Джозеф Мукаса Свобода | 15 ноября 1885 г. [45] | 20 лет | политики и вожди | Панга и огонь |
15. | Тяжелый | 3 июня 1886 г. | маленькие дети, особенно в возрасте до 15 лет | Огонь (сгорел) | |
16. | Люк (Люк) Дети вещей | 3 июня 1886 г. | 30 лет | рыбаки, моряки, механики, студенты и кузнецы. | Огонь (сгорел) |
17. | Матиас Калембе нападает на меня | 30 мая 1886 г. | 50 лет | Вожди и семьи | Нож и Пангас |
18. | Добро пожаловать в Тузинде | 3 июня 1886 г. | 17 лет | профессии в основном семинаристов, аспирантов, послушников и новичков | Палка и огонь |
19. | Рич Любова | 3 июня 1886 г. | 16 лет | клубы, общественное развитие, культура и домашнее ремесло | Огонь (сгорел) |
20. | Мукаса Это долго | 3 июня 1886 г. | отели, бары и рестораны | Огонь (сгорел) | |
21. | Ной Маваггали | 31 мая 1886 г. | бедняки, техники и художники | Привязали к дереву, укусили собаки, а затем выбросили на дорогу | |
22. | Понсиано Нгондве | 26 мая 1886 г. | 30 лет | солдаты, полицейские и милиция | Копье |
Два мученика Паймола
[ редактировать ]Дэвид Брот и Билдо Нас | |
---|---|
Рожденный | около 1900 г. (Дэвид); 1906 (Объем) |
Умер | 18 октября 1918 года, Паймол, Уганда. |
Средства мученичества | пронзенный копьями |
Почитается в | Костел |
Беатифицированный | 20 октября 2002 г., Папа Иоанн Павел II. |
Праздник | 18 октября |
Были также два угандийских мученика более позднего периода, которые умерли в Паймоле в 1918 году и были беатифицированы в 2002 году. [46] Они еще не канонизированы.
Мученики Дауди Окело и Джилдо Ирва были двумя молодыми катехизаторами из Уганды. Они принадлежали к племени Ачоли , подразделению большой группы Луо . Они жили и приняли мученическую смерть сразу после основания миссии Китгума миссионерами Комбони в 1915 году. [47]
Англиканство
[ редактировать ]23 мученика Уганды поминают в англиканской церкви 3 . июня [48] [7] В память мучеников Уганды Англиканская церковь включает в себя архиепископа Джанани Лувума , убитого в 1977 году Иди Амина приспешниками ; они также отмечают Лувум отдельно 16 февраля.
# | Имя | Дата смерти и возраст | Покровитель | Убит с помощью |
---|---|---|---|---|
1. | Марк Великий | 31 января 1885 г. | ||
2. | Yusuf Rugalama | 31 января 1885 г. | ||
3. | Мукаса Муса | 25 мая 1886 г. | ||
4. | Пес Элайджа | 27 мая 1886 г. | ||
5. | Мудду Агума | 2 мая 1886 г. | ||
6. | Дэвид Муванга | |||
7. | Муванга | 31 мая 1886 г. | ||
8. | Кайизи Летающий | 31 мая 1886 г. | ||
9. | Майяджа Китоого | 31 мая 1886 г. | ||
10. | Ной Валукагга - Лучшее из Ноя Валукагга | 3 июня 1886 г. | ||
11. | Александр Кадоко | 3 июня 1886 г. | ||
12. | Фредерик Кизза | 3 июня 1886 г. | ||
13. | Роберт Муньягабьянгу | 3 июня 1886 г. | ||
14. | Дэниел Накабандва | 3 июня 1886 г. | ||
15. | Киванука Гияза | 3 июня 1886 г. | ||
16. | Мукаса Лвакисига | 3 июня 1886 г. | ||
17. | Чарльз Бэттл | 3 июня 1886 г., 25 лет. | Африканская молодежь и католические действия | Огонь (Сгоревший) |
18. | Рождённое Зло | 3 июня 1886 г. | ||
19. | Вассва (угандийский мученик) | 25 мая 1886 г. | Копье и нож | |
20. | В облаках | 3 июня 1886 г. | ||
21. | Кифамуннянджу | 3 июня 1886 г. | ||
22. | Муванга Нджигия | |||
23. | Нува Ссерванга | 31 января 1885 г. |
Католические гимны составлены о мучениках Уганды и их жизни.
[ редактировать ]Во время дня канонизации угандийских мучеников 18 октября 1964 года угандийский хор из почти 100 человек под руководством Джозефа Кьягамбидвы пел гимны, написанные о угандийских мучениках и их пути веры. [7] Джозеф Кьягамбиддва написал и сочинил 22 гимна о мучениках Уганды. [7]
Гимны и песни, написанные о маритрах Уганды, включают:
- « Кароли Лванга Вууно Омулвани » (в широком переводе — Лванга, непобедимый религиозный воин). [7]
- « Кизито Омуто йе ванге », что в переводе означает «Молодой Кизито — мой». [7]
- « Абагалагала бэмбууза », что в переводе означает «Где королевская гвардия». [7]
- « Мулиння ля Патри », что в переводе означает «Во имя отца». [7]
- Гимн Маритры 1975 года в исполнении Юсуфу Бьянгвы. [7]
- Привет, герои автора Годфри Лубуулва
- Они сотрясают город пастора Симеона Кайива. [7]
- Мученики Като Секанди. [7]
- Паломники Габриэля Булиндва. [7]
- Их сосчитал Джеральд Кивеева. [7]
- Они делают это благодаря Джону Нтале. [7]
- «Зов жемчуга» , Эммануэль Секидде. [7]
В популярной культуре
[ редактировать ]Угандийские мученики были показаны в одном из эпизодов фильма « Миллионы» . [49] На DVD фильма упоминается, что один из актеров, сыгравших мучеников, утверждал, что является потомком одного из мучеников. [50] В 2015 году Posta Uganda выпустила набор почтовых марок по случаю 50-летия канонизации угандийских мучеников в 2014 году. [51]
Святыни
[ редактировать ]Святыни угандийских мучеников в Уганде включают:
- Храм мучеников Намугонго расположен в районе Вакисо.
- Св. Храм Эндрю Каггва (Кофе) в районе Хойма. [52]
- Сент-Луис Храм Анатоля Киригваджо в районе Хойма. [52]
- Храм Святого Адольфа Мукаса Лудиго в портальном районе форта. [52]
- Мемориал мучеников Бусеги
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдгар Р. Батт (3 июня 2018 г.). «Уганда: понимание сути и значения 3 июня как Дня мучеников Уганды» . Ежедневный монитор .
- ^ «Мученики Уганды». Британская энциклопедия Inc. Британская энциклопедия Интернет. 2014 . Проверено 3 июня 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Христианские мученики Уганды» . Домашняя страница Буганды .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мурхед, Алан (1963). «Глава 16, Преобразованный рай». Белый Нил . Пингвин. ISBN 9780060956394 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвид Аптер (1961). Политическое королевство в Уганде: исследование бюрократического национализма . Принстонский университет. п. 77. ИСБН 978-1-136-30764-5 .
- ^ «Родственница Мапира делится своими впечатлениями об Уганде» . Новое видение . Проверено 3 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Как мученики Уганды сформировали католические гимны» . Монитор . 27 мая 2023 г. Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Ян Леггетт (2001). Уганда . Оксфам. п. 13. ISBN 978-0-85598-454-0 .
- ^ «Дальняя торговля и зарубежные контакты» . Уганда . Страноведение Библиотеки Конгресса. Декабрь 1990 года . Проверено 29 сентября 2014 г.
- ^ Марк Р. Липшуц и Р. Кент Расмуссен, Словарь африканской исторической биографии , University of California Press, 1986 ( ISBN 978-0-520-06611-3 ), с. 164.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Липшуц и Расмуссен (1986), Словарь африканской исторической биографии , 1986, стр. 165.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кевин Уорд, «История христианства в Уганде». Архивировано 23 ноября 2016 года в Wayback Machine в Словаре африканских христианских биографий .
- ^ «Нерассказанная история мусульманских мучеников Уганды»
- ^ Боб Френч, «Мученики Уганды: их контркультурный свидетель все еще говорит сегодня» в «Слове среди нас» , август 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джон Илифф, Почетная грамота в области африканской истории , издательство Кембриджского университета, 2005 г. ( ISBN 978-0-521-83785-9 ), стр. 172–173.
- ^ Словарь африканских христианских биографий: Чарльз Лванга
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хайке Беренд, Возрождающиеся каннибалы: Католическая церковь, с охотой и производством язычников в Западной Уганде , Рочестер, 2011.
- ^ Цитируется в Hoad (2007), с. 3.
- ^ Цитируется Невиллом Уоллесом Хоадом, Африканская близость , University of Minnesota Press, 2007 ( ISBN 978-0-8166-4916-7 ), с. 4.
- ^ Цитируется в Hoad (2007), стр. 3–4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сильвия Антония — История змеи , Routledge , 2014 ( ISBN 978-1-135-45652-8 ), стр. 212–213.
- ^ Цитируется в Hoad (2007), с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоад (2007), с. 4.
- ^ Джон Ф. Фаупель, Африканский Холокост , Paulines Publications Africa, 2007 ( ISBN 978-9966-21-629-8 ), стр. 137–138.
- ^ Чарльз Лванга Мубиру, Мученики Уганды и необходимость подходящих образцов для подражания в моральном формировании подростков , Lit Verlag Münster, 2012 ( ISBN 978-3-643-90142-2 ), с. 107.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Асса Окот, История Африки , East African Publishers, 2006 ( ISBN 978-9966-25-357-6 ), с. 86.
- ^ RW Брайан, Великие христиане, отмеченные Индийской церковью , ISPCK ( ISBN 978-81-7214-336-7 ), с. 40.
- ^ Фаупель (2007), Африканский Холокост , с. 118.
- ^ Седрик Пулфорд, Eating Uganda , Ituri Publications, 1999 ( ISBN 978-0-9536430-0-4 ).
- ^ Дональд Энтони Лоу, Буганда в современной истории , University of California Press, 1971 ( ISBN 978-0-520-01640-8 ), с. 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зои Марш, Г. В. Кингснорт, Введение в историю Восточной Африки , издательство Кембриджского университета, 1957, стр. 131–133.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кеннет Ингэм, История Восточной Африки , Лонгманс, Грин. Лондон, 1963, стр. 145–146.
- ^ Кеннет Ингэм, Создание современной Уганды , Аллен и Анвин. Лондон, 1958, стр. 43–49.
- ^ Коуторн, Найджел (2013). Тираны: 100 самых злых деспотов и диктаторов в истории . Издательство Арктур. ISBN 978-1-78212-255-5 .
- ^ «Святой Чарльз Лванга и его сподвижники, мученики Уганды» . Католическое информационное агентство . 3 июня 2017 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2009 г.
- ^ «Проповедь Папы Павла VI по поводу канонизации мучеников Уганды» (на латыни). 18 октября 1964 года.
- ^ «Ватикан – Почтовые марки – 1965» . Штамп Мир.
- ^ «Правительство сегодня начнет кампанию по сбору средств для святынь мучеников Намугонго» , Daily Monitor , 23 октября 2014 г.
- ^ Фам, Джон-Питер (30 ноября 2004 г.). Наследники Рыбака: за кулисами папской смерти и преемственности . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534635-0 – через Google Книги.
- ^ Брауэр, Мартин (27 февраля 2014 г.). Справочник кардиналов: 1846-2012 гг . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 9783110269475 – через Google Книги.
- ^ Университет мучеников Уганды
- ^ Христианские мученики Уганды
- ^ «Папский нунций начинает строительство храма мучеников Муньоньо» , НТВ, 3 мая 2015 г.
- ^ «Мученики Уганды» . Епископальная конференция Уганды . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ «Мученики Уганды: следуя за историей» . Монитор . 5 января 2021 г. Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ «Угандийские мученики будут беатифицированы в это воскресенье» , Информационное агентство ЗЕНИТ, 18 октября 2002 г.
- ^ «Дауди Окело (ок. 1902–1918) и Джилдо Ирва (ок. 1906–1918)» . Ватикан.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Регина Хансен (редактор), Римский католицизм в фантастическом фильме: Очерки веры, зрелищ, ритуалов и образов , МакФарланд, 2011 ( ISBN 978-0-7864-8724-0 ), с. 23.
- ^ «Миллионы (2004): Пустяки» , IMDb .
- ^ StampData, Марки Уганды, 2015 г. http://stampdata.com/stamps.php?fissuer=887&fdate=2015.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Правительство будет способствовать развитию религиозного туризма в Мбараре» . Монитор . 24 апреля 2023 г. Проверено 29 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- рождение 1860-х годов
- Смерти 1880-х годов
- 1918 смертей
- Европейская колонизация в Африке
- Христианские мученики XIX века
- Христианские святые XIX века
- Римско-католические мученики XIX века
- Римско-католические дети-святые
- Переходит в католицизм из языческих религий.
- Казненные дети
- Казненные угандийцы
- Убийства 1885 года в Африке
- Убийства 1886 года в Африке
- Убийства 1887 года в Африке
- История Уганды
- ЛГБТ и христианство
- Группы мучеников
- Люди, празднуемые по лютеранскому литургическому календарю
- Списки христианских мучеников
- Люди, казненные Бугандой
- Группы римско-католических святых
- Римско-католические святые Уганды
- Группы англиканских святых
- Казни XIX века в Уганде
- Списки святых
- Насилие над мужчинами в Африке
- Англиканские святые
- Туристические достопримечательности Уганды