Александр Мердок Маккей
Александр Мердок Маккей | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 4 февраля 1890 г. Уганда | ( 40 лет
Религия | пресвитерианский |
Национальность | шотландский |
Альма-матер | Эдинбургский университет |
Занятие | Миссионер |
Подпись |
Александр Мердок Маккей (13 октября 1849 — 4 февраля 1890) был шотландским пресвитерианским миссионером в Уганде, также известным как Маккей из Уганды . Изучив математику, черчение и другие технические предметы в нескольких университетах, Маккей в возрасте двадцати пяти лет решил посвятить свою жизнь христианской миссионерской работе и увидел в этом прекрасную возможность применить свои технические навыки с пользой. направило его служить в Уганду. В 1876 году Церковно-миссионерское общество Служа миссионером, он оказывал религиозные и образовательные услуги коренным жителям этой страны, однако его миссия часто подвергалась риску из-за почти постоянных межплеменных войн, которые окружили миссию, часто по инициативе арабских торговцев и мусульманских племен. Во время экспедиции по оказанию помощи Эмину-паше Генри Мортон Стэнли на короткое время посетил Маккея в миссии Усамбиро, где получил от него помощь и местную информацию. Маккей работал с Дэвидом Ливингстоном и сэром Джоном Кирком, чтобы помочь положить конец жестокой арабской работорговле в Центральной Африке.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маккей родился 13 октября 1849 года в Райни, Абердиншир , в семье преподобного Александра Маккея, доктора юридических наук (1813–1895) и его первой жены Маргарет Лилли (1825–1865). Отец Маккея был священником Свободной церкви в своем приходе. . В 1864 году он поступил в гимназию в Абердине . Маккею было шестнадцать, когда в следующем году умерла его мать. Его раннее образование и обучение в то время впоследствии во многом стали результатом усилий его отца. Семья Маккей жила в простом доме в сельской местности, так как его отец в то время не проживал в особняке . Когда-то он сам был увлеченным студентом, а затем превратился в человека с выдающимися способностями. Маккей-младший, склонный работать с машинами, а не играть со своими товарищами, был постоянным спутником своего отца, особенно во время его прогулок к деревенской кузнице , газовому заводу, чесальной фабрике и другим магазинам. Его отец, однако, испытывал смешанные чувства по поводу мирских интересов сына, надеясь, что вместо этого он будет стремиться к более религиозному призванию. [1] [2] [3] Отец Маккея также был членом Королевского географического общества и автором, чьи работы включали руководство по географии, опубликованное в 1861 году, а также книги в других смежных областях. [4]
Семья Маккей переехала в Эдинбург в 1867 году. [5] Здесь он учился в Свободной церковной школе подготовки учителей в Эдинбурге, затем в Эдинбургском университете . [6] В течение трех лет Маккей намеревался изучать в университете инженерное дело, прикладную механику, математику и натурфилософию, в то время как его отец, однако, по-прежнему делал все возможное, чтобы расширить знания сына и привлечь его к христианству. Он также изучал греческий, латынь, историю, теорию музыки, геометрию, механическое черчение, а также рисование от руки, по двум последним предметам он получил награду от факультета Кенсингтонского университета. После этого он стал секретарем Инженерного общества и каждое утро преподавал по три часа в колледже Джорджа Уотсона . В воскресенье утром он посещал церковные службы, а днем преподавал в воскресной школе. Позже Маккей рассказал об огромной пользе, которую он получил в учреждении Свободной церкви, и выразил свое большое восхищение тамошним ректором. Доктор Морис Патерсон, о котором он далее сказал: «Я многим ему обязан — даже больше, чем многим». [7] В последующие годы, будучи миссионером в Африке, он далее выразил свою признательность за свое образование и приобретенные навыки в письме:
«Я так далек от мысли, что мое образование было потрачено зря, приехав сюда, что я только хотел бы получить вдвое больше образования, не только в плане изучения книг, но и в практических навыках. Это область, которая предлагает простор для высших энергий. Ни один человек не может знать достаточно и уметь приложить свои руки к слишком многим вещам, чтобы быть полезным миссионером в Центральной Африке».
— — Письмо Маккея своему отцу, Уганда, 11 октября 1882 года. [8]
1 ноября 1873 года Маккей продолжил свое образование в Германии, чтобы глубже изучить ее язык, чувствуя, что это первый шаг к знакомству с обилием фольклора и обычаями этой страны. Во время учебы в школе в Берлине Маккей проявил большие способности к механике, черчению и другим смежным техническим областям. Вскоре он получил хорошую должность чертежника в Berliner Union Actien-Gesellschaft, проектировщика и изготовителя паровых двигателей в Боамите, пригороде Берлина . Здесь он изобрел сельскохозяйственную машину с паровым приводом, которая принесла ему первую премию на выставке паровых машин в Бреслау . [9] Маккей часто предлагал свои религиозные знания своим коллегам по работе и соратникам. Находясь в Германии, Маккей подружился с одним из служителей Берлинского собора , которого он считал «истинным христианином и человеком широкой культуры», и его всегда приветствовали в его доме. За это время он познакомился с некоторыми ведущими христианами Берлина, в том числе с выдающимися людьми в церковном обществе, события которых он часто записывал в своем дневнике. [10] К 1874 году Маккей посвятил свою жизнь христианской миссионерской работе. [11]
Миссионерская жизнь
[ редактировать ]Маккей решил стать миссионером после того, как Генри Мортону Стэнли сказал король Буганды Мутеса I , что Уганде нужны миссионеры, и который послал последнего с этой целью в The Daily Telegraph в 1875 году, описывая потребность и прося миссионеров. [12] [13] В возрасте двадцати шести лет он впоследствии присоединился к Церковному миссионерскому обществу в 1876 году, которое направило его служить на миссионерскую станцию в Уганде. Начиная с 27 апреля 1876 года он отплыл на борту парохода « Пешавур » из Саутгемптона, Англия , и 30 мая прибыл на остров Занзибар , примерно в пятидесяти милях от восточного побережья Танзании . В Мпвапве они собрали необходимое снаряжение и составили предварительные планы своего восьмисотмильного перехода через Танзанию к южной оконечности озера Виктория. По дороге Маккей заболел острой лихорадкой, и ему пришлось вернуться на побережье, большую часть пути обратно в Мпвапву пронесли в гамаке. [14] в то время как другие члены группы продолжили путь, направляясь к озеру, где собрали судно по имени Дейзи , чтобы пересечь озеро на север, в Уганду. После того, как Маккей выздоровел, он организовал рабочую партию и начал оборудовать караван примерно в семьдесят грузов, поручив его англичанину по имени Мортон. За сто дней Маккей построил 230-мильную дорогу для повозок от Садани на побережье до Мпвапвы, преодолевая множество трудностей через густые джунгли и кустарники. После того, как все наконец перегруппировались, они переправились через озеро в Уганду и прибыли туда в ноябре 1878 года. [15] [16] [17] [18]
Поселившись, они начали свою миссионерскую работу. Наряду с проповедью Евангелия Маккей обучал угандийцев различным навыкам , в том числе столярному делу и сельскому хозяйству . назвали его Музунгу ва Кази Угандийцы . Это имя означает «белый человек труда». [19] Большой любитель книг, Маккей также держал в Уганде библиотеку, содержащую тысячи книг, которая также служила своего рода вечерней школой для некоторых приезжих. [20] [21] - В период после прибытия Маккея в Уганду деловые отношения между королем Метезой и миссионерами были очень благоприятными. Король, казалось, очень хотел услышать больше о христианской религии, с которой ему познакомил Стэнли. Впоследствии Маккей провел много долгих бесед с королем о Евангелии. [22]
После того, как Маккей провел год в Буганде, король Мутеса, более тщательно оценив общие вопросы, связанные с миссией, спросил Маккея, теперь члена Церковного миссионерского общества, какова может быть общая цель миссионера в его королевстве. . Маккей заверил короля, что его прибытие было ответом на обращение Кабаки к Стэнли. Мутеса, однако, понимал, что скрытой причиной их присутствия было то, что Кабака действительно хотел, чтобы они научили его людей делать порох и оружие. Маккей пришел к выводу, что Мутеса просто рассматривал все религии как средство достижения таких целей, и на этом основании он также приветствовал христианских миссионеров так же, как он раньше приветствовал ислам, но ясно дал понять, что он с такой же готовностью восстанет против христианства, если оно казалось, что их возможности в этой стране вступали в противоречие со стандартами и культурой его королевства. [23]
Преподобный Роберт. П. Эш, старый друг Маккея, епископ Генри Паркер и доктор Дэвид Дикс, все члены Церковного миссионерского общества, прибыли вместе с другими миссионерами в мае 1883 года. Арабские товарищи. На следующий день их тепло встретил Маккей, который привел Эша на осла, чтобы тот поехал на миссию. По прибытии на миссию его принял товарищ-миссионер Маккея, преподобный П. О'Флаэрти, прибывший месяцем ранее, и показал Эшу его новое жилье в удобном доме из красного кирпича, который построил Маккей. Позже Эш сделал первый перевод Книги общих молитв на язык луганды . [24] [25] Технические навыки Маккея, особенно в работе с металлом, поразили многих туземцев, которые начали приписывать ему мистические способности, иногда прося его выполнить задачи, которые он не мог выполнить. Такие ожидания поставили его в неудобное положение как христианина, позиция которого заключалась в том, что этими качествами обладал только Бог, а не смертные люди. [26]
Маккей установил дружеские отношения с Мутесой, но после его смерти в октябре 1884 года он столкнулся с трудностями со стороны нового короля Буганды Мванги II , который презирал успехи, достигнутые христианской миссией среди людей. В октябре 1886 года Мванга становился все более обеспокоенным распространением христианства по стране. В мае он впоследствии приказал устроить всеобщую резню христиан, известных как « Угандийские мученики », многие из которых погибли в результате ударов копьями, пыток и сожжения заживо. Настолько запуганные, христианам пришлось бежать и скрываться, оставив свои дома и имущество, в то время как Мванга продолжал свои усилия по полному искоренению христианства. [27]
Среди замученных был епископ Джеймс Ханнингтон , получивший такой приказ от разгневанного короля Мванги и о прибытии которого Маккей был заранее проинформирован. Маккей и Эш были обеспокоены тем, что прибытие епископа вызвало худшие подозрения у короля и его вождей и что оно, вероятно, приведет к кровопролитию. Вскоре после этого Маккей получил известие о том, что епископ и его группа взяты в плен и что король приказал казнить их всех. Чтобы не думать о том, что Ханнингтону и его группе грозит казнь, Маккей и Эш продолжали работать в типографии, выпуская копии Евангелия от Матфея , при этом Маккей работал над переводом, а Эш был занят набором текста. . Надеясь, что он сможет предотвратить такое решение, Маккей предложил обратиться к королю с просьбой сохранить жизнь епископу. Не имея возможности путешествовать из-за болезни, Маккей отправил Эша с письмом к королю в надежде, что это может изменить решение короля. Мванга потребовал, чтобы, если Маккей хочет, чтобы жизнь епископа и его партии была спаррингована, ему пришлось приехать самому. Чувствуя себя очень слабым, Маккей сразу же поспешил во дворец короля, но безуспешно. Прежде чем он прибыл, епископ и его спутники были замучены. [28]
Выступая против европейского и христианского присутствия в Уганде, арабские торговцы подружились с королем и искренне планировали изгнать христиан из Уганды. После долгих обманных уговоров, [б] король определенно заявил: «Я не буду иметь его (Маккея) учения в стране, пока я жив». Многие белые люди были вынуждены покинуть Уганду на фоне всей нестабильности и частых беспорядков. Теперь, когда Маккей остался один, арабы увеличили свои усилия Изгнать его из страны. В свете преследований, постигших христиан в Уганде, и того, что его присутствие там теперь становилось подстрекающим к этому, было решено, что будет лучше, если Маккей также покинет Уганду летом. 1887 года, после принятия необходимых мер, организовать для генерал-майора Чарльза Джорджа Гордона [с] Заменив его, Маккей неохотно покинул свой дом в Уганде. 21 июля 1887 года Маккей отплыл на борту «Элеоноры» в Усамбрио на южной оконечности озера Виктория , в 223 милях от него, в то время как король впоследствии запер миссионерские дома после того, как Маккей покинул их. [31]
Поскольку Маккей работал с Ливингстоном, сэр Джон Кирк [д] и Мутеса в прекращении арабской работорговли возле озера Ньянза. [33] туземцы-христиане были обеспокоены перспективой потерять своего друга и учителя. Они боялись, что, как только Маккей уйдет, начнется новый период преследований. Маккей, однако, заверил их, что он не собирается возвращаться в Европу, а лишь останется на короткое время на южном берегу озера. [31] [34]
Тем временем, отчаянно жаждя власти, арабские торговцы по всей Центральной Африке планировали взять на себя контроль и изгнать европейские державы, а в Буганде они собирались совершить попытку государственного переворота . [35] Король Мванга теперь был убежден в том, что такое произошло, на основании рассказов арабских торговцев. [36] Когда был раскрыт заговор Мванги с целью убить голодом христианских и мусульманских солдат, высадив их на небольшом острове на озере, он был быстро свергнут со своего трона совместными усилиями этих солдат. [37] Во время последующего восстания осенью 1888 года Мванга был свергнут со своего трона и спасся бегством вместе со своей семьей и другими. Преемник Мванги, Кивеева из Буганды , относился к христианам с подозрением. Однако Маккей все же продолжал свои усилия, сохраняя надежду на создание постоянной станции, несмотря на все предательство и конфликты, которыми он был окружен. [3] [35]
Экспедиция помощи Эмину-паше
[ редактировать ]Восстание Мухаммеда Ахмада , начавшееся в 1881 году, отрезало Экваторию от внешнего мира, вынудив губернатора Египта Эмина-пашу бежать на юг, в Уганду, чтобы избежать захвата. Здесь он переписывался с Маккеем и другими, пытаясь заручиться помощью, которая в конечном итоге привела исследователя Генри Мортона Стэнли и экспедицию по оказанию помощи Эмину-паше к его спасению . Во время экспедиции Стэнли впервые встретил Маккея в 1889 году на миссионерской станции Усамбиро, когда тот сопровождал Эмина-пашу , осажденного египетского губернатора Экватории. [и] и другие беженцы вернулись в безопасное место. [38] Именно Маккей, написав в октябре 1886 года письмо с отчетом в Англию, сообщил первое известие о том, что Эмин-паша все еще жив. Маккей также переписывался с Эмином-пашой и призывал его писать письма доктору Роберту Фелкину . [ф] Генеральному консулу и Фредерику Холмвуду , медицинскому миссионеру на Занзибаре, если он сочтет целесообразным заручиться поддержкой Англии. В письме Эмину-паше Маккей писал:
- «Старого правительства в Хартуме больше не существует, но вы можете передать большую территорию в руки Англии, если захотите».
...на что Эмин Паша ответил..
- «На ваш вопрос, готов ли я помочь в аннексии этой страны Англией, я откровенно отвечаю: «Да». Если Англия стремится оккупировать эти земли и цивилизовать их, я готов передать правительство в руки Англии, и я верю, что тем самым я должен оказать услугу человечеству и способствовать развитию цивилизации». [39]
Визит Стэнли длился с 28 августа по 17 сентября, и он был очень доволен, казалось бы, неустанными усилиями Маккея, включая гостеприимство, оказанное его группе. Предполагая, что трудолюбивый Маккей очень нуждается в отдыхе и смене станции, Стэнли убеждал Маккея вернуться с ним на побережье, но Маккей все же предпочел остаться на своей станции до тех пор, пока его работа не будет завершена. [38] Маккею очень понравилось общество Стэнли во время его короткого визита, и он хвалил его как человека «железной воли и здравого суждения», а также за то, что он был очень терпелив с туземцами, никогда не позволяя никому из своих последователей плохо обращаться, угнетать или даже оскорблять их [г] Стэнли видел в Маккее «дух, родственный Ливингстону», но был обеспокоен тем, что Маккей был почти на грани истощения, и убеждал его покинуть Африку и вернуться с ним в Англию. Но Маккей не хотел покидать свое место и через полгода скончался от лихорадки. [41] Он оказался очень полезным для Стэнли, написав письма, предоставив ему много информации из первых рук. Позже Стэнли напишет: «Мистер Маккей всегда пишет разумно. Из этих писем я получил много достоверной информации». [42] [час] .
Последние дни и наследие
[ редактировать ]Маккей продолжал работать в Уганде до 1890 года. Не зная о надвигающейся лихорадке, вызванной малярией , которая в конечном итоге привела к его смерти, [я] Маккей перевел 14-ю главу Евангелия от Иоанна на язык Лагунды. [44] В последние несколько дней своего пребывания на своей станции в Усамбиро, на южном берегу озера Виктория, у Маккея начали проявляться худшие симптомы, вызванные лихорадкой, рядом с ним находился мистер Дикс, который готовился вернуться в Англию из-за плохого здоровья. но решил остаться с Маккеем. Забота о Маккее теперь была передана неподготовленным христианам Ваганды, которые делали все возможное, чтобы утешить его и охладить его лихорадку. [45] Дикс послал за французским священником в Укумби, но тот прибыл слишком поздно. [46] Еще больше беспокоясь о других, Маккей спросил, хорошо ли обеспечены Стэнли и его группа. Несколько дней спустя он умер, 4 февраля 1890 года, в 23:00, в возрасте 40 лет. [Дж] Гроб был быстро изготовлен из древесины, которую Маккей приготовил для лодки, и в два часа следующего воскресенья мистер Дикс похоронил его на берегу озера Ньянза (Виктория), которым он всегда восхищался. Христиане Баганда и деревенские мальчики стояли вокруг могилы и пели евангельские гимны. [48] [49]
Во время своего миссионерского служения в Уганде и Танзании Маккей пережил смерть от болезни или конфликта нескольких своих товарищей-миссионеров, в том числе епископа Ханнингтона, епископа Паркера и преподобного Блэкберна. [50] [51] Несмотря на личные потери и другие трудности, ему удалось основать церковь, которая не уменьшилась во времена гонений и других племенных волнений и которая продолжала расти после его ухода. [52] Благодарность Эмина -паши Маккею за его службу ему, Стэнли и королю Мутесе, а также за то, что он рисковал своей жизнью и благополучием миссии, паша часто выражал хедиву Египта посмертно , который наградил Маккея Орденом Османии. звезда (на фото). [53] [54] Стэнли, который долгое время восхищался Маккеем и его настойчивыми и трудными миссионерскими усилиями в Уганде, часто говорил то же самое в своих письмах, когда возвращался в Англию. Впоследствии, когда они получили известие о безвременной кончине Маккея, англичанам это «казалось чем-то вроде национальной утраты». [55]
Позже Маккей был перезахоронен на кладбище собора Святого Павла Намирембе в Кампале.
См. также
[ редактировать ]- Мемориальный колледж Маккея
- Уильям Тейлор (миссионер) - известный методистский миссионер XIX века, а затем епископ (1889–1896) в Южной Африке.
- Роберт Моффат (миссионер) - миссионер XIX века в Южной Африке
- Генри Паркер (епископ) — возведённый в сан епископа, он приехал в Центральную Африку, чтобы заменить замученного епископа Харрингтона в 1886 году.
- Альфред Такер — епископ Уганды с 1899 по 1908 год.
- Юджин Сток из Церковного миссионерского общества; Автор великого четырехтомного труда « История Церковного миссионерского общества» , 1899 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Названия городов и деревень 1890 года сегодня чаще всего не используются.
- ↑ Яркий пример: сэр Джон Кирк , который помогал Дэвиду Ливингстону, отправил королю Мутесе письмо, в котором поручил одному из арабских торговцев перевести его для него. Они увидели в этом возможность бросить негативную тень на миссионеров и их цели в Уганде, и сделали это. [29]
- ↑ Гордон работал с Британским и иностранным обществом по борьбе с рабством , евангелистской христианской группой, базирующейся в Лондоне и занимающейся искоренением рабства, и предпринял множество подобных усилий в Центральной Африке. [30]
- ↑ С 1858 по 1863 год Кирк был главным помощником Ливингстона. [32]
- ^ Экватория теперь является частью современного Южного Судана.
- ↑ Маккей когда-то работал переводчиком между Фелкином и королем Мутесой, находясь в Уганде.
- ↑ Маккей также прислушался к прежнему доброжелательному обращению Стэнли к коренным народам, что снискало Стэнли их уважение и помощь во время его путешествий. [40]
- ↑ Последнее письмо Маккея Стэнли датировано 5 января 1890 года, Усамбрио. [43]
- ^ Эффективные методы лечения этого заболевания не были доступны до рубежа 19 и 20 веков. См.: История малярии.
- ↑ Дикс в письме от 12 февраля 1890 года сообщил отцу Маккея о смерти его сына и выразил сочувствие, разделяемое им и другими близкими к Маккею. [47]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Харрисон, 1890 , стр.3-6.
- ^ Юинг, Уильям Анналы Свободной церкви
- ^ Jump up to: а б Миллар, 1893 , с. 118
- ^ Маккей , 1861 г.
- ^ Харрисон, 1890 , с. 11
- ^ Энциклопедия Функа и Вангалла, 1910 , т.7, с. 115
- ^ Харрисон, 1890 , стр. 12-13.
- ^ Харрисон, 1890 , с. 13
- ^ Харрисон, 1890 , с. 14
- ^ Мелроуз, 1893 , с. 15
- ^ Росс, 2010 г.
- ^ Харрисон, Юджин, 1949 , с. 25
- ^ Мелроуз, 1893 , с. 19
- ^ Сток, 1892 , стр.47.
- ^ Харрисон, Юджин, 1949 , с. 27
- ^ Фас, 1907 , с. 85
- ^ Харрисон, 1890 , с. 101
- ^ Юл, 1923 , с. 50-53
- ^ Фас, 1907 , с. 5
- ^ Stanley, 1890 , v. 1, p. 31
- ^ Фас, 1907 , с. 251
- ^ Мелроуз, 1893 , стр. 50-51.
- ^ Тейлор, 1958 , с. 30
- ^ Юл, 1923 , с. 167
- ^ Эш, 1889 , с. 46
- ^ Мелроуз, 1893 , с. 51
- ^ Харрисон, 1890 , с. 468
- ^ Мелроуз, 1893 , стр. 114-116.
- ^ Браун, 1892 , с. 148
- ^ Урбан, 2005, с. 163
- ^ Jump up to: а б Фахс, 1907 , стр. 254-255.
- ^ МакМаллен, 2004 , с. 771
- ^ Блейки, 1880 , с. 464
- ^ Мелроуз, 1893 , стр. 127-128.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, 1958 , стр. 57-58.
- ^ Маллинз, 1904 , с. 36
- ^ Харрисон, 1890 , с. 469
- ^ Jump up to: а б Общество религиозных трактатов, 10890 , с. 14
- ^ Либовиц и Пирсон, 2005 , стр. 14-15.
- ^ Мелроуз, 1893 , с. 49
- ^ Стэнли, 1909 , с. 406
- ^ Stanley, 1890 , v. 1, p. 31
- ^ Харрисон, 1890 , с. 467
- ^ Харрисон, Юджин, 1949 , с. 44
- ^ Фас, 1907 , стр. 267-269.
- ^ Сток, 1892 , с. 201
- ^ Харрисон, 1890 , стр. 472-473.
- ^ Харрисон, 1890 , стр.469.
- ^ Мелроуз, 1893 , стр. 142-143.
- ^ Эш, 1894 , с. 35
- ^ Берри 1908 , с. 201
- ^ Мелроуз, 1893 , стр. 130-131.
- ^ Эш, 1889 , стр. 46-47.
- ^ Харрисон, 1890 , стр. 315-316.
- ^ Мелроуз, 1893 , стр. 142-143.
Библиография
[ редактировать ]- Эш, Роберт Пикеринг (1889). Два короля Уганды, или Жизнь на берегах Виктории-Ньянзы: рассказ о шестилетнем пребывании в восточной экваториальной Африке . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон.
- —— (1894). Хроники Уганды . Лондон: Ходдер и Стоутон.
- Берри, Уильям Гринтон (1908). Епископ Ханнингтон и история миссии в Уганде . Нью-Йорк: Компания Флеминга Х. Ревелла.
- Блейки, Уильям Гарден (1880). Личная жизнь Дэвида Ливингстона, в основном из его неопубликованных журналов и переписки, находящейся в распоряжении его семьи . Лондон: Джон Мюррей.
- Браун, Роберт (1892). История Африки и ее исследователей . Том. III. Лондон: Касселл. стр. 146–159 и др.
- Фас, София Лион (1907). белый рабочий Уганды; история Александра М. Маккея . Нью-Йорк, Молодёжное миссионерское движение.
- Харрисон, Алексина Маккей (1890). А. М. Маккей, пионер-миссионер Церковного миссионерского общества в Уганде . Нью-Йорк: AC Армстронг.
- Харрисон, сестра Алексины Маккей Маккей (1898). Маккей из Уганды. История жизни Маккея из Уганды . Лондон: Ходдер и Стоутон. п. 323.
- Харрисон, Юджин Майерс (1949). Прокладывая миссионерский путь . Чикаго, Иллинойс: Писание Пресс.
- Харрисон, Юджин Майерс (2010). «Александр Маккей: проложивший путь для Христа в Уганде» . Полезные слова . Проверено 10 апреля 2024 г.
- Либовиц, Дэниел; Пирсон, Чарльз (2005). Последняя экспедиция: роковое путешествие Стэнли через Конго . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-39305-9038 .
- Маккей, Александр старший (1861). Руководство по современной географии, математической, физической и политической . Эдинбург и Лондон: Уильям Блэквуд и сыновья.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Макмаллен, Майкл Д. (2004). Кирк, Оксфордский национальный биографический словарь сэра Джона: совместно с Британской академией: с древнейших времен до 2000 года . Том. XXXI. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 771–772.
- Мелроуз, Эндрю (1893). Александр Маккей: Герой-миссионер Уганды . Лондон: Союз воскресных школ.
- Миллар, АХ (1893). Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. ХХХV. Лондон: Смит, Элдер и Ко. с. 118.
- Маллинз, Джей Ди (1904). Замечательная история Уганды, к которой добавлена история Хама Мукасы, рассказанная им самим . Лондон: Церковное миссионерское общество.
- Пируте, М. Лосизе (1998). Александр М. Маккей: Биографический словарь христианских миссий . ISBN 978-0-80284-6808 .
- Росс, Стивен (2010). «Александр Маккей: Хронология событий» . Полезные слова . Проверено 10 апреля 2024 г.
- Стэнли, (Генри Мортон (1890). В самой темной Африке: или Поиски, спасение и отступление Эмина, губернатора Экватории . Том I. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- —— (1890). В самой мрачной Африке: или Поиски, спасение и отступление Эмина, губернатора Экватории . Том. II. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- —— (1909). Автобиография сэра Генри Мортона Стэнли . Бостон: Хоутон Миффлин.
- Сток, Сара Джеральдина (1892). История Уганды и миссии Виктория Ньянза . Лондон: Общество религиозных трактатов.
- Сток, Юджин (1904). Краткий справочник миссий . Лондон: Лонгманс, Грин и Ко.
- Тейлор, Джон Вернон (1958). Рост церкви в Буганде: попытка понимания . Лондон: СКМ Пресс.
- Такер, Альфред Роберт (1911). Восемнадцать лет в Уганде и Восточной Африке . Лондон: Эдвард Арнольд.
- Уорд, Кевин. «История христианства в Уганде» . Словарь африканской христианской биографии . Проверено 4 апреля 2024 г.
- Юл, Мэри (1923). Маккей из Уганды; Миссионерский инженер . Лондон: Ходдер и Стоутон.
- «Величайший миссионер со времен Ливингстона», выступление профессора Энтони Лоу в приходской церкви Святого Иоанна Крестителя, Канберра, АКТ, 15 октября 2000 г.
- Энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Том. VII. Нью-Йорк и Лондон: компания Funk and Wagnalls. 1910. с. 115.
- Общество религиозных трактатов (1890 г.). Маккей из Уганды: история посвященной жизни . Лондон: Общество религиозных трактатов.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бичи, RW (1962). «Торговля оружием в Восточной Африке в конце девятнадцатого века». Журнал африканской истории . 3 (3): 451. дои : 10.1017/s0021853700003352 . S2CID 162601116 .
- Харрисон, Юджин Майерс (1949). Прокладывая миссионерский путь . Чикаго: Писание Пресс, Книжный отдел.
- Мамдани, Махмуд (1984). «Вопрос о национальной принадлежности в неоколонии: историческая перспектива» . Экономический и политический еженедельник . 19 (27): 1046–1054. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4373383 .
- Ливингстон, Дэвид (1874). Последние дневники Дэвида Ливингстона в Центральной Африке с 1865 года до его смерти: продолжение рассказа о его последних минутах и страданиях, полученного от его верных слуг, Чумы и Суси . Том. Я. Лондон: Дж. Мюррей.
- —— (1874). Последние дневники Дэвида Ливингстона в Центральной Африке с 1865 года до его смерти: продолжение повествования о его последних минутах и страданиях, полученное от его верных слуг, Чумы и Суси . Том. II. Лондон: Дж. Мюррей.
- Сток, Юджин (1899). История Церковного миссионерского общества: его среда, его люди и его работа . Том. I–IV. Лондон: Церковное миссионерское общество.